bigpo.ru
добавить свой файл
1
Урок литературы. 9 класс.


Тема урока: А.Н.Островский. Слово о драматурге. Имена и фамилии в пьесах Островского. Пьеса «Бедность не порок».


Цель урока: выявить значение драматургии А.Н.Островского; обзорно познакомиться с содержанием пьесы «Бедность не порок»; повторение(драма, ремарка, реплика).


Оборудование:

  • Рисунки из ЦОРа «Библиотека электронных наглядных пособий.

Литература. 5-11 кл.»:

-А.Н.Островский.

-Титульный лист журнала «Москвитянин» № 6 за 1850г.

-Дом в Голиках, где родился А.Н.Островский

-Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье.


Ход урока


  1. Работа с эпиграфом урока (2 мин)


Вы один достроили здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: « У нас есть свой, русский,национальный театр. Он по справедливости должен называться «театр Островского».


А.И.Гончаров


Вопрос классу: Какую сторону дара А.Н. Островского отметил

А.И.Гончаров?


II.Жизнь А.Н.Островского. Обзор. Слово учителя(10 мин.)


А.Н.Островский считал началом своего литературного пути 1847 год, когда

Он с большим успехом прочитал пьесу «Семейная картина» в доме

профессора и литератора С.П.Шевырёва. Следующая его пьеса «Свои люди-

сочтёмся» сделала его имя известным всей читающей России. С начала 50-х

годов Островский сотрудничает в журнале историка М.П. Погодина

«Москвитянин» и вскоре вместе с А.А.Григорьевым образует «молодую

редакцию» «Москвитянина». Журнал пропагандировал реалистическое

искусство, интерес к народному быту и фольклору, русской истории, в

особенности истории непривилегированных сословий.


Рисунки из ЦОРа «Библиотека электронных наглядных пособий.Литература.5-11 кл.»

-А.Н.Островский

-Титульный лист журнала «Москвитянин» № 6 за 1850г.

-Дом в Голиках, где родился А.Н.Островский

Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье


В творческом пути Островского выделяются следующие периоды:


  • ранний,1847-1851, период поиска путей и вступления в большую

литературу пьесой «Свои люди-сочтёмся!».

  • «москвитянский», 1852-1854, когда создаются народные комедии

«Не в свои сани не садись», «Бедность не порок».

  • предреформенный, 1855-1860, окончательно определяется самостоятельная литературная и мировоззренческая позиция Островского, создаются пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное

место», «Бесприданница», «Гроза».



III.Реализация домашнего задания .(5 мин.)


Обсуждение статьи учебника-хрестоматии об А.Н.Островском, ответ на вопросы, помещённые после статьи.


IV.Сообщения учащихся.(10 мин.).


1.Служба в Московском совестном суде- школе жизни.


2. «Колумб Замоскворечья», пьеса «Банкрот».


3.Вершина зрелого творчества. Драма «Гроза».


4.Позднее творчество- «Бесприданница».


5.О чём говорят фамилии в пьесах А.Н.Островского?


V.Пьеса «Бедность не порок». Слово учителя.(2-3 мин.)


VI.Обмен мнениями о прочитанном. Начало анализа.(5 мин.)


Вопросы для беседы:


  • Н.Добролюбов назвал произведения Островского «пьесами жизни».

Как вы понимаете это выражение?

  • Драма- это изображение жизни в формах самой жизни. Как в пьесе

«Бедность не порок» Островский изображает установившийся порядок жизни»?

  • Покажите на примере текста, что Островского действительно интересует прежде всего жизнь русского общества, русского человека.


VII.Самостоятельная работа учащихся.(10 мин)


Прокомментировать скрытую характеристику героев, данную при помощи

Говорящих имён и фамилий.


Домашнее задание: В отрывке, помещённом в учебнике-хрестоматии, выделить ключевые реплики, объяснить свою точку зрения.


Приложения



Дом в Голиках, где родился А.Н.Островский





Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье





Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье. Фрагмент.





Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье. Фрагмент





Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье. Фрагмент





Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье. Фрагмент.








Титульный лист журнала «Москвитянин» № 6 за 1850г.





А.Н.Островский