bigpo.ru
добавить свой файл
1
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ



А.М. Виноградова, И.Г. Калачева, Е.А. Тарбаева


Петербургский университет путей сообщения

Информатика - это наука, которая развивает у студентов навыки систематизации получаемых знаний, умение формулировать задачи в выбранной предметной области, находить оптимальные решения проблем, а также средства и методы их реализации.

Мы видим два подхода к результативности обучения информатике: один из них - умение грамотно работать с приложениями Microsoft Office, а другой - профессионально выполнить постановку задачи, выбрать эффективные способы ее решения с помощью алгоритмических языков программирования. В значительной степени, на наш взгляд, этому способствует изучение раздела теории построения алгоритмов основных структур и их производных. 14 часов лабораторных работ, выполняемых студентами в данном разделе информатики помогают приобрести навыки в анализе и синтезе применительно к любым проблемам, умение эти проблемы увидеть, четко сформулировать и решить с использованием современных технических и программных средств.

Многолетний преподавательский опыт авторов показывает, что только самостоятельная работа студентов позволяет достичь ощутимых результатов в освоении такой динамичной дисциплины, какой является информатика. Для этого открыт доступ во все дисплейные классы университета, а также дисплейные классы, оборудованные в общежитиях. Это позволяет уже к концу первого курса ликвидировать неравномерный уровень школьной подготовки учащихся и в дальнейшем применять полученные по данному разделу информатики знания при выполнении курсовых и дипломных проектов и исключить трудоемкие и рутинные работы при дальнейшем обучении.

Для эффективного усваивания лекционного материала и как вспомогательное средство обучения анализу и синтезу в рассуждениях применяется прием: составление студентами по тематики лекции контрольных вопросов и ответов на них в письменной форме. При этом происходит отработка практического навыка задавания вопросов, умения соблюдать уровень абстракции при изложении, избегать повторений и смыслового разрыва в формулировках. Эти вопросы и ответы студенты впоследствии используют как опорный конспект при подготовке к экзамену. Целями этого приема являются:

1) выработка ритма в изучении материала, умение сортировать информацию по важности, актуальности и смысловой насыщенности при небольшом объеме;

2) умение видеть структурные связи в материале, данном на лекции, что способствует в дальнейшем находить их в любом информационном блоке;

3) возвратить вопросу его первоначальный смысл - отличительный признак думающего человека, а качество вопроса - профессиональный уровень задающего.