bigpo.ru
добавить свой файл
1
Информация о проведении в 1-3 квартале 2011 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия проверок некоммерческих организаций


По состоянию на 30.09.2011 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия в соответствии с возложенными на него полномочиями, а также в соответствии с планом проведения плановых проверок некоммерческих организаций на 2011 год проведено 58 проверок некоммерческих организаций, в том числе 24 проверки по расходованию денежных средств и использованию иного имущества. Из 58 проверок, проведенных за три квартала 2011 года 41 проверка проведена в отношении общественных объединений, 10 – в отношении некоммерческих организаций, 7 – в отношении религиозных организаций.

Внеплановые проверки не проводились.

В отношении 4 общественных объединений проведены выездные проверки.

По итогам проверочных мероприятий деятельность всех 58 некоммерческих организация признана соответствующей уставным целям.

В результате проведенных в 1-3 квартале 2011 года плановых проверок у большинства некоммерческих организаций выявлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации. Кроме того, некоммерческие организации зачастую не соблюдают положения своих уставов, регламентирующие структуру, порядок формирования и деятельности руководящих и контрольно-ревизионных органов.

По результатам проведенных в 1-3 квартале 2011 г. плановых проверок соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами (уставным целям), и законодательству Российской Федерации Управлением в адрес некоммерческих организаций было вынесено 56 предупреждений (включая повторные).

Среди нарушений допускаемых некоммерческими организациями, можно выделить следующие:


В нарушение п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц зачастую не содержатся сведения о видах экономической деятельности, осуществляемых некоммерческой организацией;

Многие некоммерческие организации в нарушение требований п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», п. 9 ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», не соблюдают обязанность по информированию уполномоченного органа об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлению соответствующих документов для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Чаще всего это касается сведений об адресе или о лице, действующем без доверенности от имени организации.

Кроме того, среди выявленных в результате проверок нарушений действующего законодательства Российской Федерации необходимо обратить внимание на следующие:

- в нарушение ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», согласно которой членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения, вопросы приема членов, прекращения членства, исключения членов из общественного объединения зачастую не отражаются в решениях органов управления, на которые уставом возложено полномочие по принятию таких решений;

- в уставе некоммерческой организации, в нарушение п. 1 ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», не всегда определен порядок формирования, срок полномочий органов управления некоммерческой организации, порядок принятия ими решений;

- уставом общественного фонда принятие решений о реорганизации и ликвидации фонда отнесено к компетенции высшего органа управления, что противоречит требованиям п. 2 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которым решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц;

- в нарушение положений ч. 2 ст. 10, ст. 17 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» высшие органы управления некоммерческих организаций, имеющих статус благотворительных, не утверждают благотворительные программы;

- в нарушение требований подп. 2 п. 1, а также п. 2 ст. 5, Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», согласно которым обязательный аудит проводится ежегодно в случаях, если организация помимо прочих является также иным фондом, в большинстве проверенных фондов выявлено несоблюдение данной обязанности по проведению обязательного ежегодного аудита;

- в процессе проведения проверок были выявлены факты использования некоммерческими организациями символики, незарегистрированной в установленном порядке, что является нарушением требований ст. 24 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Проверки деятельности некоммерческих организаций по расходованию денежных средств и использованию иного имущества показали, что некоммерческими организациями нарушаются требования действующего законодательства Российской Федерации о порядке ведения бухгалтерского учета, в том числе: Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Банка России от 22.09.1993 г. № 40, а также некоторых Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»), в частности:

- в нарушение п. 1, п. 2 ст. 10, а также п. 1 ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» не соблюдается порядок ведения и хранения регистров бухгалтерского учета;

- в нарушение норм Закона «О бухгалтерском учете», а также Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика» (ПБУ 1/2008), учетная политика отсутствует, либо не внесены надлежащие изменения в уже утвержденную учетную политику в связи с изменением законодательства Российской Федерации;

- в нарушение п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) представленная отчетность не систематизирована и не позволяет составить достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении;

- организациями нарушается Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации в части соблюдения кассовой дисциплины, а именно: не упорядочена система ведения операций с денежной наличностью, отсутствует кассовая книга либо допускаются грубые недостатки в ее формировании.

Фактов осуществления общественными, религиозными и некоммерческими организациями экстремистской деятельности в ходе проверок не установлено.

8. По результатам проведенных за 6 месяцев 2011 года плановых проверок соответствия деятельности некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами (уставным целям), и законодательству Российской Федерации Управлением в адрес организаций было вынесено 34 предупреждения.

Вынесенные предупреждения содержат требования устранить выявленные в результате проверок нарушения законодательства Российской Федерации, а также впредь соблюдать положения устава.

В результате проверки Местной общественной организации "Станичное казачье общество "Абаканский караул" (далее - Организация), установлено, что данная организация зарегистрирована в форме общественного объединения с организационно-правовой формой «общественная организация».

В соответствии с требованиями ст. 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.

Однако полное наименование проверяемой Организации содержит указание на две организационно-правовые формы одновременно: «общественная организация» и «казачье общество».

При этом следует подчеркнуть, что требованиями законодательства предусмотрено, что члены юридического лица, зарегистрированного в форме общественной организации, не могут принимать на себя обязательства по несению государственной и иной службы.

Данные обязательства подлежат обязательному отражению в уставе казачьего общества в соответствии с требованиями п. 1 ст. 6. Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», согласно которым внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат хуторские, станичные, городские, районные (юртовые), окружные (отдельские) и войсковые казачьи общества, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Данные обязательства отражаются в уставе казачьего общества по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований соответственно.

Однако пунктом 2 Устава предусмотрено, что целью создания Организации помимо прочего является «несение членами казачьего общества (далее именуемыми казаками) государственной и иной службы (деятельности)». Кроме того, в подп. 1 п. 3 Устава в числе основных задач Организации указаны «организация и обеспечение выполнения казаками взятых на себя обязательств по несению государственной и иной службы (деятельности)». Также п. 7 Устава предусматривает обязанность казаков Организации по несению государственной и иной службы.

Таким образом, отражение в Уставе Организации указанных сведений, является нарушением требований п. 1 ст. 6. Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».

По результатам проверки в адрес правления вынесено предупреждение с требованием внести изменения в наименование Организации, исключив слова «казачье общество» и представить в Управление документы, необходимые для внесения соответствующих изменений.

В нарушение п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» виды экономической деятельности Автономной некоммерческой организации Образовательно-методический центр немецкой культуры «Возрождение», содержащиеся в ЕГРЮЛ, не соответствуют целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Также в процессе проверки Автономной некоммерческой организации "Центр экспертиз на автомобильном транспорте" были выявлены нарушения положений действующего законодательства Российской Федерации, регулирующих ведение бухгалтерского учета.

Так, в соответствии с п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Согласно представленным регистрам бухгалтерского учета в 2010 г. на расчетный счет Автономной некоммерческой организации "Центр экспертиз на автомобильном транспорте" поступили денежные средства от покупателей и заказчиков на общую сумму 295 573 руб.

Однако в нарушение вышеизложенных требований законодательства вся налоговая и бухгалтерская отчетность за 2008-2010 гг., представленная к проверке, заполнена с нулевыми суммами по всем разделам, суммы доходов и расходов не отражены, что не позволяет составить целостное представление о финансовых результатах деятельности Организации в проверяемый период.

В ходе проведения проверок некоммерческих организаций специалистами Управления зачастую устанавливаются нарушения действующего законодательства, не относящиеся к компетенции Министерства юстиции. В таких случаях Управление направляет информацию в соответствующие органы. Так, в 1 полугодии 2011 года информация по выявленным нарушениям направлена в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия в отношении 4 организаций: Хакасского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России», Саяногорской городской общественной организации "Федерация футбола г. Саяногорска". Общественного Фонда развития МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Чайка" г. Абакан "Счастливое детство", Автономной некоммерческой организации "Центр экспертиз на автомобильном транспорте". Кроме того, в 1 полугодии 2011 года Управлением была направлена информация в адрес Прокуратуры г. Черногорска о нарушениях, выявленных в ходе проверки Черногорской городской организации Хакасской республиканской организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", а также в адрес заместителя Министра внутренних дел Республики Хакасия по экономической безопасности - информация о нарушениях, выявленных в ходе проверки Автономной некоммерческой организации "Центр экспертиз на автомобильном транспорте".

По результатам проверок, проведенных в 2011 г., в отношении проверенных некоммерческих организаций, дела об административных правонарушениях не возбуждались, заявления в суд о приостановлении деятельности или ликвидации организации не направлялись, деятельность не приостанавливалась.

По результатам проверки, проведенной в 2010 г. в отношении Общественного благотворительного фонда развития школы № 30 г. Абакана «Планета детства», 15.03.2011 Управлением вынесено распоряжение о приостановлении деятельности данной организации сроком на 3 месяца, о чем были уведомлены постоянно действующий руководящий орган некоммерческой организации, а также Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Хакасия, Министерство внутренних дел по Республике Хакасия, Администрация г. Абакана. Распоряжением Управления от 15.06.2011 № 155-р срок приостановления деятельности Фонда продлен еще на 3 месяца, так как в установленный срок Фонд не устранил нарушения действующего законодательства.