bigpo.ru
добавить свой файл
1
Аттестация юных спасателей


Л.M. Басов,

спасатель, ведущий специалист оборонно-спортивного профиля центра образования № 222 (школы спасателей), методист 1-й категории, г. Екатеринбург


В стране растет количество профильных и кадетских классов, кружков юных спасателей, массовым стало Всероссийское движение «Школа безопасности». Дети, участвующие в соревнованиях «Школа безопасности» или обучающиеся в спасательских классах гордо называются «Юные спасатели». Как хорошо, что у нас в стране так много спасателей, хотя и юных. Жаль только, что в их число зачисляют всех детей без разбора. Присвоение же квалификации юным спасателям по существующим документам считаю неправильным - ведь это же дети.

Думаю, большинство педагогов, занимающихся подготовкой юных спасателей, сталкивалось с отсутствием нормативных документов по присвоению звания «Юный спасатель». Юные спасатели как явление есть, и программы обучения юных спасателей есть, а статус юного спасателя отсутствует. В чем же причина?

Квалификация «спасатель» присваивается гражданину, прошедшему обучение по программе подготовки спасателей, и аттестованному на проведение аварийно-спасательных работ. Уровень профессиональной подготовленности спасателей обусловливается классификационными характеристиками на работников спасательной службы, согласованными с Министерством труда. Аттестация проводится специально уполномоченной аттестационной комиссией, в которую предоставляются оценки подготовки в образовательном учреждении и в составе аварийно-спасательного формирования или аварийно-спасательной службы. Кроме этого предоставляются: характеристика, данная начальником АСФ или АСС, где обучаемый проходил испытательный срок (принят на работу), а также другие документы в соответствии с утвержденным перечнем. Согласно пункту 4 Основных положений аттестации постановления Правительства Российской Федерации № 1479 от 22 ноября 1997 г. «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» - «Граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных комиссий по результатам медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке и обучения по программам подготовки спасателей». Следует отметить, что программы подготовки спасателей предусматривают обязательную проверку уровня усвоения пройденного материала у обучающихся.

Спасатель - гражданин, подготовленный на проведение аварийно-спасательных работ (учебник спасателя). «Спасатель 3 класса» должен работать спасателем не менее двух лет, владеть обязательно специальностью водителя категории «В» и одной из специальностей спасателя (учебник спасателя).

По аналогии могло бы быть: юный спасатель - несовершеннолетний гражданин, подготовленный на проведение аварийно-спасательных работ. Однако целью подготовки юных спасателей является не проведение аварийно-спасательных работ при чрезвычайных обстоятельствах, а профессиональное самоопределение подростков и формирование психосоциальной компетентности подрастающего поколения, что означает способность детей эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать ее требованиям и изменениям, то есть сохранять высокий уровень мыслительной деятельности и адекватно взаимодействовать с окружающими людьми в различных, в том числе и экстремальных ситуациях.

Следовательно, более верным было бы определение: юный спасатель - несовершеннолетнее лицо, подготовленное к безопасному поведению и предотвращению чрезвычайной ситуации, оказанию помощи в аварийных ситуациях.

Учитывая педагогическую направленность подготовки юных спасателей, следует ввести многоуровневую систему классификации. Задав различные уровни подготовленности детей, в зависимости от их возрастных особенностей (возможностей) получим требования на присвоение квалификации «юный спасатель», «юный спасатель 3 класса», «юный спасатель 2 класса», «юный спасатель 1 класса».

При первоначальной подготовке спасатели проходят обучение и затем сдают зачеты по предметам: медицинская подготовка; противопожарная подготовка; психологическая подготовка;

специальная (техническая) подготовка; радиационная, химическая и биологическая защита; подготовка по связи; топография; тактико-специальная подготовка. В программе профессиональной подготовки спасателей МЧС России добавляются предметы: десантная подготовка; горная, спелеологическая подготовка; водная подготовка; водолазная подготовка; воздушно-десантная подготовка; физическая подготовка. Проведя апироксимацию требований к уровню подготовки спасателей, с учетом возрастных возможностей подростков, получаем совершенно определенные требования по аттестации юных спасателей. Ясно, что требования к юным спасателям должны быть достаточно высокими, чтобы не допустить профанации столь ответственного звания, но и выполнимыми, с условием направленного многолетнего обучения по заданной специализации. Исходя из собственного опыта обучения юных спасателей с 5-го по 11-й класс, представляется целесообразным введение возрастных рамок по присвоению квалификации юного спасателя.

«Юный спасатель 1 класса» присваивается лицам до 18 лет, имеющим квалификацию «юный спасатель 2 класса» и подтвердившим классность в ходе аттестации. Ориентировочно нормативы рассчитываются на лиц 16-17 лет.

«Юный спасатель 2 класса» присваивается лицам до 18 лет, имеющим квалификацию «юный спасатель 3 класса» и подтвердившим классность в ходе аттестации. Ориентировочно нормативы рассчитываются на лиц 15-16 лет.

«Юный спасатель 3 класса» присваивается лицам до 18 лет, имеющим квалификацию «юный спасатель» и подтвердившим классность в ходе аттестации. При этом допускается последовательное выполнение нормативов на квалификацию «юный спасатель» и «юный спасатель 3 класса». Ориентировочно нормативы рассчитываются на лиц 14-15 лет.

«Юный спасатель» присваивается лицам не старше 14 лет и аттестованным на данную квалификацию.

Требования к уровню профессиональной подготовки юных спасателей

Повышенные требования к уровню профессиональной подготовки спасателей распространяются и на подготовленность юных спасателей к безопасному поведению и предотвращению ЧС, оказанию помощи в аварийных ситуациях.

Юный спасатель должен знать:

  • терминологию;

  • структуру МЧС России;

  • причины, последствия и характер протекания ЧС техногенного и природного характера;

  • правила и инструкции по технике безопасности;

  • правила эксплуатации средств защиты;

  • сигнализацию, условные знаки, коды;

  • основные средства, способы, приемы предупреждения и тушения пожаров;

  • приемы, методы и способы поиска пострадавших;

  • способы и приемы определения наличия поражающих факторов;

  • время безопасного пребывания человека в экстремальных ситуациях;

  • приемы оказания первой медицинской помощи;

  • приемы оказания самопомощи и самоспасения;

  • оптимальные способы перемещения в различных условиях;

  • основы выживания в неблагоприятных условиях;

  • правила организации временных лагерей, привалов;

  • способы и методы извлечения пострадавших из трещин, пещер, провалов, из-под лавин, селей, обвалов, снега;

  • способы ориентирования на местности;

  • виды основных АХОВ, их физико-химические свойства, характер воздействия на пострадавших.

Юный спасатель должен уметь:

  • обеспечивать жизнедеятельность в различных условиях;

  • принимать решения и решать проблемные ситуации;

  • перемещаться в условиях пересеченной местности, преодолевать водные преграды, скальные участки, снежные склоны, расщелины, завалы;

  • пользоваться средствами пожаротушения;

  • оказывать первую помощь пострадавшим;

  • ориентироваться на местности;

  • подготавливать к работе и эксплуатировать средства проведения радиационной и химической разведки, средства связи, оповещения;

  • использовать средства индивидуальной и коллективной зашиты;

  • извлекать пострадавших из очага поражения и транспортировать их в безопасное место;

  • эффективно действовать при воздействии одного или нескольких экстремальных факторов (высота, замкнутое пространство).