bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5


ХИМИЯ

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ХИМИИ В 2010г.


I. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО ХИМИИ В 2010 ГОДА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ХИМИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010/2011 УЧЕБНОМ ГОДУ


Общее количество сдававших ЕГЭ по химии в Московской области в 2010 году, составило 2497 человека. Это значительно больше сдававших ЕГЭ по химии в прошлые годы (2004 - 181 человек, 2005 -183 человек , 2006 – 176 человек, 2007 -238 человек, в 2009 – 2133 человек).

Максимально возможное число первичных баллов за экзаменационную работу по химии в 2010г равно 66.

Часть А

Первая часть экзаменационной работы (30 заданий части А) включает в себя задания с выбором одного верного ответа из предло­женных четырех вариантов. Данная часть является самой простой и охватывает все важнейшие разделы школьной программы общей, неорганической и органической химии. Каждое верно выполненное задание оценивается в один балл, т.е. при абсолютно верном выполнении первой части ЕГЭ экзаменующийся может заработать 30 баллов ( чуть более 45 % от максимально возможного).

Анализируя структуру экзаменационных заданий части А, можно выделить три их типа:

  • простой выбор;

  • усложненный выбор;

  • задания на суждения.

Простой выбор предполагает задания на утверждение. Например:

Наибольшее значение электроотрицательности имеет атом, электронная конфигурация которого

1s22s22p1

1s22s22p4

1s22s22p5

1s22s22p63s23p5

Наибольшее значение электроотрицательности имеет атом, расположенный в наименьшем (по номеру) периоде и наибольшем (по номеру) группе (но не в группе VIII А). Этим условиям удовлетворяет ответ 3.

К экзаменационным заданиям простого выбора также можно отнести задания на отрицание (в таких заданиях могут встречаться частица «не», слова «никогда», «не только, но и»). Например:

Атомную кристаллическую решетку не имеет

  1. оксид кремния (IV)

оксид алюминия

алюминий

графит

Очень легкое задание, которое позволит сразу выбрать верный ответ – 3, так как алюминий – металл.

Усложненный выбор предполагает задание с более сложной формулировкой. Например:

В перечне названий

  1. хлорид лития

  2. нитрат свинца (П)

  3. хлорид цинка

  4. сульфит калия

  5. сульфид натрия

  6. сульфат аммония

к солям, растворы которых имеют кислую среду, относятся те соли, которых обозначены цифрами:

  1. 1,3,5 2. 2,4,6 3. 2,5,6 4. 1,2,6

Кислую среду раствора имеют соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой. Верный ответ – 4.

Задания на суждения представляют собой два суждения, каждое из которых может быть верным или не верным. Например:

Верны ли следующие суждения

А) Нитрат серебра является реактивом как на хлорид -, так и на фосфат-анионы

Б) При пропускании углекислого газа через известковую воду аналитический эффект зависит от времени проведения качественной реакции

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

Верность первого суждения легко проверяется с помощью таблицы растворимости. И хлорид серебра и фосфат серебра являются нерастворимыми соединениями, т.е. основой аналитического эффекта для указанных в задании ионов. Затруднение вызовет определение верности второго суждения, так как не все экзаменующиеся вспомнят, что нерастворимый карбонат кальция, получившийся в результате взаимодействия углекислого газа с известковой водой:

CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3↓+ H2O,

при дальнейшем пропускании углекислого газа превращается в растворимый гидрокарбонат:

CaCO3 + CO2 + H2O = Ca(HCO3)2

Верный ответ – 3.

Анализ выполнения экзаменационных заданий части А

Часть А включала 30 заданий с выбором ответа из основных блоков кодификатора: «химический элемент», «Вещество», «Химическая реакция», «Познание и применение веществ и химических реакций».

Задания части А проверяли владение следующими умениями:

называть и определять вещества, их свойства, признаки классификации веществ, типы реакций, виды химических связей, функциональные группы различных классов органических веществ;

составлять электронные формулы атомов химических элементов №1-38; уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена;

характеризовать химические свойства элементов № 1-38 по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и строению атома; общие химические свойства металлов и неметаллов, оксидов, кислот, оснований, солей на основании представлений об окислительно-восстановительных реакциях и реакциях ионного обмена;

проводить вычисления на определение объемных отношений газов в химических реакциях; расчеты по термохимическому уравнению реакции.

Обобщенные результаты выполнения заданий части А ЕГЭ по химии выпускниками общеобразовательных учреждений Московской представлены в таблице 1.

Таблица 1

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ БАЗОВОГО УРОВНЯ (ЧАСТЬ А) УЧАСТНИКАМИ ЕГЭ 2010 Г.

Раздел обязательного минимума содержания образования

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания и способы деятельности

Уровень сложности задания

Процент верных ответов

2009 г

2010 г

Химический элемент

А1

Современные представления о строении атомов. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s- и р – и d- элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов.

Базовый

83,94

71,98

А2

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Радиус атомов, их периодические изменения в системе химических элементов. Закономерности изменения свойств химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам.

Базовый

72,23

84,54

Вещество

А3

Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая, водородная. Способы образования ковалентной связи. Характеристика ковалентной связи: длина и энергия связи. Образование ионной связи.

Базовый

66,1

77,37

А4

Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов.

Базовый

76,25

74,27

А5

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки.




Базовый

63,25

71,32

А6

Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатур органических соединений

Базовый

90,36

89,9

А7

Общая характеристика металлов главных подгрупп I—III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.

Базовый

66,12

87,56

А8

Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.

Базовый

64,5

53,88

А9

Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов –меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода. галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

Базовый

56,15

60,85

А10

Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.

Базовый

52,53

51,94

А11

Характерные химические свойства оснований, амфотерных гидроксидов, кислот.

Базовый

59,59

85,47

А12

Характерные химические свойства солей средних, кислых, основных и комплексных (на примере соединений алюминия и цинка).

Базовый

58,96

72,5

 

А13

Взаимосвязь неорганических веществ.

Базовый

72,31

81,16

А14

Основные положения теории химического строения органических веществ А.М Бутлерова. Гомологический ряд углеводородов. Изомеры углеводородов. Структурная и пространственная изомерия.

Базовый

51,08

77,17

А15

Типы связей в молекулах органических веществ. Радикал. Функциональная группа. Особенности химического и электронного строения алканов, алкенов, алкинов, их свойства. Бензол – ароматический углеводород (электронное строение и свойства). Гомологи бензола (толуол).

Базовый

73,8

78,87

А16

Характерные химические свойства кислородсодержащих органических соединений: предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола.

Базовый

42,55

80,86

А17

Характерные химические свойства кислородсодержащих органических соединений: альдегидов, предельных карбоновых кислот. Сложные эфиры. Жиры. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды. Белки.

Базовый

56,34

73,68

А18

Взаимосвязь органических веществ.

Базовый

59,23

67,27

Химическая реакция

А19

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

Базовый

60

75,97

А20

Скорость химической реакции, ее зависимость от различных факторов.

Базовый

70,64

79,12

А21

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов.

Базовый

58,65

73,36

А22

Диссоциация электролитов в водных растворах. Слабые и сильные электролиты.

Базовый

67,25

72,14

А23

Реакции ионного обмена.

Базовый

74,89

77,36

А24

Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.

Базовый

71,6

73,52

А25

Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная.

Базовый

61,75

67,56

А26

Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения углеводородов.

Базовый

59,89

72,18

А27

Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения кислородосодержащих соединений.

Базовый

55,24

78,73

Познание и применение веществ и химических реакций

А28

Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.

Базовый

57,29

81,77

Методы исследования объектов, изучаемых в химии. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений.

А29

Общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной и азотной кислот, метанола, чугуна и стали). Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды. Природные источники углеводородов, их переработка. Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений (пластмасс, синтетических каучуков, волокон).

Базовый

71,18

72,4

А30

Расчеты объемных отношений газов.

Базовый

69,71

71,18

Расчеты теплового эффекта реакции.


Выполнение заданий части А во время основного экзамена в среднем по области составило 74,53% (в прошлом году этот показатель был ниже 64,78 %). Более высокие результаты в 2011 г выпускники показали при выполнении заданий, проверяющих на базовом уровне усвоение следующих элементов содержания химического образования (в скобках приводятся проценты выполнения верных ответов на основном экзамене).

Раздел «Химический элемент»:

  • периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений по периодам и группам (84,54%).

Раздел «Вещество»:

  • Классификация и номенклатура неорганических и органических соединений (89,90%);

Общая характеристика металлов главных подгрупп I—III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов (87,56%).

Характерные химические свойства оснований, амфотерных гидроксидов, кислот (85,47%);

Взаимосвязь неорганических веществ (81,16%).

  • Характерные химические свойства кислородсодержащих органических соединений: предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола( 80,86%).

Раздел «Химическая реакция»:

  • Скорость химической реакции, ее зависимость от различных факторов. (79,12%);

  • Реакции ионного обмена (77,36%);

  • Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения кислородосодержащих соединений (78,73%).

Раздел «Познание и применение веществ и химических реакций»:

  • Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Методы исследования объектов, изучаемых в химии. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений (81,77%).

Элементы содержания, вызвавшие наибольшие затруднения у выпускников при выполнении заданий базового уровня, отражены в Таблице 2.

Таблица 2


ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ, ВЫЗВАВШИЕ НАИБОЛЬШИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ У ВЫПУСКНИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ БАЗОВОГО УРОВНЯ


Задание

Тема или раздел школьного курса

Элементы содержания, проверяемые заданием

% выполнения

А8

Неметаллы

Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.

53,88%

А9

Химические свойства металлов

Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов –меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода. галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

60,85%

А10

Химические свойства оксидов

Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.

51,94%



Сравнительный анализ результатов ЕГЭ прошлого и нынешнего годов позволяет сделать следующие выводы:

  1. Значительно улучшились результаты выпускников школ Подмосковья по следующим темам и разделам курса: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; Химическая связь; Кристаллические решетки; Свойства классов неорганических соединений; Генетическая связь между классами неорганических соединений; Строение и свойства органических соединений; Химическое равновесие.

По сравнению с прошлым годом ниже показатели по следующим темам и разделам курса: Строение атома; Общая характеристика неметаллов; Классификация химических реакций в неорганической и органической химии;

Стабилизировались показатели по следующим темам и разделам курса: Электроотрицательность и степень окисления; Классификация неорганических веществ; Реакции ионного обмена; Общие научные принципы химического производства; Свойства оксидов (последняя тема стабильно показывает низкие результаты, а потому требует особого внимания со стороны учителей).

Важнейшими рекомендациями, которыми следует руководствоваться учителю для повышения эффективности усвоения курса химии старшеклассниками в части А экзаменационных заданий, можно считать следующие методические советы.

При выборе верного ответа необходимо использовать логику.

Нужно рекомендовать выпускникам сразу же исключать те варианты, которые содер­жат неправдоподобные признаки. Например, задание:

Графит и алмаз — это:

  • разные химические элементы;

  • одно и то же вещество;

  • аллотропные видоизменения одного химического эле­мента;

  • разные агрегатные состояния одного вещества.

В данном случае, даже слабо знающий химию выпускник, уверенно можно отбросить 4-й вариант, так как любой, даже школь­ник начальных классов, знает, что и алмаз, и графит — это твердые вещества.

Имея самые элементарные представления об алмазе и графите, можно отбросить также и 2-й вариант ответа, так как обе модификации углерода обладают разными свойствами, т. е. будут различными веществами.

Исключая заведомо неверные ответы, можно тем са­мым заметно сузить поле выбора.

Еще один пример использования логики – в рядах веществ обращать внимание на первые или последние звенья в предлагаемых вариантах ответа. Например.

Степени окисления кислорода возрастают в ряду веществ:

  1. Na2SO3, Na2S2O3, Na2SO4

  2. Na2O, Na2O2, O2F2

  3. O3, OF2, Cl2O

  4. CaO2,CaO,Ca(ClO)2

Если сразу обратить внимание на последние звенья вариантов ответа -Na2SO4, O2F2, Cl2O, Ca(ClO)2, - то можно сделать вывод: верный вариант ответа - 2, так как во всех остальных случаях кислород имеет степень окисления -2.

При выполнении заданий первой части необходимо опасаться ва­риантов ответов-ловушек.

Например:

К одному классу неорганических соединений принад­лежат вещества, формулы которых:

  1. NaOH, CuOH, Cu(OH)2, FeSО4·7H2О;

  2. K2О, NO, P2О5, OF2;

  3. HCN, CH3COOH, H24, HNО2;

  4. Ca3N2, BaSО4, Fe2(SО4)3, NaCl.

Некоторые выпускники поторопятся выбрать 2-й вариант ответа, считая, что в нем приведены формулы оксидов, и не об­ратят внимания на то, что OF2 оксидом не является, ибо у кислорода в этом соединении степень окисления +2, а не - 2. Другие выберут 4-й вариант ответа и опять допу­стят неточность, так как соли — это продукты замеще­ния атомов водорода в молекуле кислоты на атомы (ио­ны) металла, и поэтому нитрид кальция к солям относить некорректно.

Для экономии времени при выполнении заданий необходимо пользовать несложными правилами.

  1. Тип гибридизации электронных орбиталей любого атома углерода по формуле органического соединения можно определить по следующему правилу: для данного атома углерода число соединенных с ним атомов равно сумме надстрочных индексов в типе его гибридизации.

Например.

  1. СH4 (четыре соседних атома) 4 = s1p3

  2. HCHO (три соседних атома) 3 = s1p2

  3. C2H2 ( два соседних атома) 2 = s1p1

  1. Общее число химических связей в соединении равно полусумме произведений атомов химических элементов, входящих в состав молекулы, на их валентность:

число связей = ∑ атомов ∙ их валентность / 2.


IV I II

Например, С3H7OH или C3H8O (4 · 3 + 8 · 1 + 1· 2) : 2 = 22/ 2 = 11.

3) Число σ–связей равно сумме индексов в формуле соединения минус единица:

Число σ–связей = ∑ индексов – 1 (для открытых цепей)

Число σ–связей = ∑ индексов (для цикла)

Например, СH3COOH (8 – 1 =7)

C4H9OH (15-1=14)

C18H38 (56-1=55)

C6H6 (6+6 = 12).

4) Число π-связей равно разности между общим числом связей и числом σ–связей:

Число π-связей = общее число связей – число σ-связей

Например, СH3COOH (8-7 = 1).

Многое необходимо просто знать и отработать.

Например, физические свойства веществ с разным типом кристаллических решеток, в частности для выполнения задания:

Легко плавятся и летучи вещества с кристаллической решеткой

  1. атомной

  2. ионной

  3. молекулярной

  4. металлической

Например, задания А18 на генетическую связь между классами органических соединений, в которых, как правило, необходимо восполнить среднее звено:

Спирт → X→ кислота

Галогеноалкан → X→ простой эфир

Альдегид → X→ алкоголят

Альдегид → X→ алкен

Ацетилен → X→ хлорбензол

Алкан → X→ алкан с большим число углеродных атомов (Синтез Вюрца)



следующая страница >>