bigpo.ru
добавить свой файл
1


Анализ работы

Центра охраны здоровья обучающихся и воспитанников

ДОУ Западного округа г. Краснодара

за 1 полугодие 2011-2012 ученого года


Центр охраны здоровья работает в трех направлениях:



  • Амбулаторное – обеспечивает организацию комплексной диагностики, дополнительной диагностики в специализированных медицинских учреждениях города, углубленных осмотров.

  • Консультативное – оказание помощи по вопросам лечения заболеваний, формирование у детей приоритета здорового образа жизни, профилактическая работа в оздоровлении детей.

  • Организационно-методическое – профилактическая работа в ДОУ округа, мониторинг здоровья и развития воспитанников.



Амбулаторное направление работы ЦОЗ

Врачи Центра охраны здоровья работают следующим образом:

  • Специалисты приходят в ДОУ во второй половине дня, у каждого врача свой день посещения, что не нарушает ритм работы детского сада.

  • Общаясь с родителями, педагогами и медицинским персоналом ДОУ специалист Центра охраны здоровья получает полную информацию о ребенке.

  • Врач консультирует как родителей, так и педагогов, что обеспечивает индивидуальный подход к здоровью каждого ребенка.

Детям в возрасте с 3-х до 7 лет проводился углубленный осмотр состояния их здоровья, осуществлялась ранняя диагностика имеющейся патологии, при необходимости было рекомендовано дополнительное обследование в специализированных медицинских учреждениях.

После окончательного установления диагноза назначалось медикаментозное и физиотерапевтическое лечение. Также проводилась профилактическая, консультативная работа с детьми и их родителями с педагогами и медицинскими работниками детских садов.

Массовое углубленное обследование и лечение детей именно дошкольного возраста является обоснованным, так как именно в этот период дети наиболее подвержены различным заболеваниям. Это объясняется, в первую очередь особенностями иммунной системы в детском возрасте, а также достаточно сложным и трудным периодом адаптации детей в незнакомом детском коллективе. И если на этом этапе не провести профилактики или своевременного лечения какого-либо заболевания, то в дальнейшем, уже во взрослую жизнь, такой ребенок пойдет с «букетом» хронических инфекций, которые могут впоследствии передаваться и будущим поколениям.

Широко проводится санитарно-просветительная работа с воспитателями и родителями в детских садах, разъясняется необходимость лечения детей, относящихся к так называемой группе риска.

По данным осмотра за 2011-2012 учебный год (1 полугодие) выявляемость лор - патологий колеблется в пределах 34%. В структуре отоларингологических заболеваний наиболее часто встречается такая патология, как серные пробки. Наличие пробок не расценивается, как тяжелое нарушение, но несвоевременное их удаление приводит к снижению слуха, присоединению бактериальной или грибковой микрофлоры, с последующим наружным и средним отитом. Не менее часто диагностировали гипертрофию небных миндалин. Ребенок, имея данную патологию, начинает часто болеть простудными заболеваниями, ангинами, и переходит в группу часто болеющих детей. Снижается его иммунитет, присоединяются осложнения со стороны других органов. И тогда уже такой ребенок становится частым пациентом в поликлинике. Таким детям назначались оздоровительные курсы лечения в условиях детского сада на осеннее - зимний период. И ребенок, и его родители избежали многих проблем, которые появились бы после развития хронического воспаления. Врач отоларинголог осмотрел 378 детей, из них с выявленной патологией 129. У 27% обследуемых было выявлено разрастание аденоидных вегетаций. Все дети были санированы, им назначалось соответствующее лечение.

Нарушение ЦНС имеют тенденцию к снижению, хотя это вопрос сложный и долговременный и тем не менее, дети с диагнозами ММД (минимальная мозговая дисфункция), синдром гипервозбудимости, речевые нарушения к 7 годам снимается при эффективной работе специалистов ДОУ и Центра охраны здоровья также родителей ребенка (ранняя диагностика, наблюдение и лечение у невролога, профессиональная работа воспитателей, педагога – психолога, инструктора по физической культуре). Врачом невропатологом было обследовано 450 детей, с выявленной патологией 58.

33 ребенка из МДОУ Западного округа, согласно направлению врача невропатолога, были продиагностированы с помощью эхоэнцефалоскопии (ЭХО – ЭС).

Работа ортопеда очень востребована специалистами ДОУ города т.к. профилактические осмотры выполняют чаще всего хирурги, которые не выявляют многие проблемы ОДА на раннем этапе. Ранняя диагностика нарушений ОДА (опорно-двигательного аппарата) позволяет педагогам, инструкторам по физической культуре и родителям своевременно и целенаправленно проводить оздоровительные мероприятия рекомендованные специалистом ЦОЗ. Врач ортопед осмотрел 238 детей, из них 68 с патологией ОДА.

В последнее время наблюдается рост количества детей с аллергией. Врачом аллергологом – иммунологом было обследовано 226 детей, из них выявлено с патологией 103 ребенка, что составляет 45% от числа осмотренных. Это достаточно большой процент, выявленной патологии. Врачом даны рекомендации родителям в дальнейших действиях по лечению детей данной категории.

Врачом офтальмологом было осмотрено 413 детей, 15 из них, с выявленной патологией. Даны рекомендации родителям, педагогам по коррекции заболеваний.

Врач эндокринолог, работая по индивидуальному плану, в связи с обучением в аспирантуре, осмотрела 334 человека, 22 ребенка с патологией. Так же даны рекомендации родителям этих детей.


Консультативный и организационно – методический блок работы ЦОЗ

Работая, согласно годового планирования, были проведены ряд мероприятий, направленных на совершенствование знаний, умений, навыков педагогов в методическом блоке работы ЦОЗ.

09.08.2011 года в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 175» состоялось родительское собрание по теме: «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к дошкольному учреждению. Предупреждение эмоциональных расстройств в период адаптации».

Цель: оказание медико-психологической помощи родителям детей раннего дошкольного возраста в период адаптации.

В ходе родительского собрания выступила руководитель МДОУ О.Г. Разумникова, которая затронула общие организационные вопросы, касающиеся режима работы ДОУ.

Затем выступила педагог-психолог С.А. Олентович. Она дала психологическое определение понятию «адаптация», рассказала о факторах, влияющих на протяженность этого периода, познакомила с программой предстоящей школы для родителей, которая будет проводиться в течение последующих пяти дней.

Далее выступила руководитель Центра охраны здоровья Г.В. Казаченкова. Она рассказала об основных направлениях деятельности ЦОЗ, о врачах, работающих в центре. Также обратила внимание родителей на то, от чего зависит успех адаптации. Прежде всего - это физическая подготовка, а это и гимнастика, и массаж, и закаливание. Обратила внимание, на то, что режим дня детского сада и режим дня дома должен максимально совпадать.

В целом, родительское собрание прошло на позитивном уровне, непринужденно, в общей положительной эмоциональной атмосфере. Цель достигнута.

20.09.2011 г. состоялось родительское собрание по теме: «Готовим детей к школе».

Цель: оказание психолого-педагогической помощи родителям будущих первоклассников.

Руководитель ЦОЗ Казаченкова Г.В. в ходе собрания рассказала о возрастных особенностях детей 6-7 лет. Обратила внимание на психологическую характеристику данного возраста. Затем в выступлении были даны советы родителям, как избегать конфликтных ситуаций в общении со своими детьми, а также советы по совершенствованию речи детей. Все советы объединены и были розданы родителям в виде публикаций.

В целом родительское собрание прошло на позитивном уровне, родители проявили заинтересованность.

В течение сентября – начала октября 2011 года по плану работы ЦОЗ в МДОУ № 175 проходили занятия «Школы для родителей» по теме: «Предупреждение эмоциональных расстройств у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ».

Цель: оказание медико-психологической помощи родителям детей раннего дошкольного возраста в период адаптации, установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах развития и воспитания детей.

Работа школы «Психология - родителям» строилась в соответствии с планом, утвержденным заведующим, с учетом проблем, пожеланий и интересов родителей (законных представителей), предоставлялась консультативная и практическая помощь родителям (законным представителям).

В ходе проведения занятий использовались различные формы организации деятельности школы «Психология - родителям»:

▪ дискуссия,

▪ психологические тренинги,

▪ практикумы,

▪ решение психологических задач,

▪ обсуждение опыта семейного воспитания,

▪ лекции и т.д.

По итогам опроса родителей, посетивших занятия, а также по оставленным отзывам, занятия, в целом, имели продуктивный характер, способствовали сплочению родителей, установлению сотрудничества между семьями и педагогами детского сада, имели положительный настрой, эмоционально-окрашенный характер.

20.10.2011 года в КИДППО прошел краевой семинар «Взаимодействие педагогов, медицинского персонала и семьи в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста», где приняла участие руководитель ЦОЗ Казаченкова Г.В., выступив с темой доклада «Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ».

22.11.2011 года на базе Муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 175» прошел семинар – практикум по теме: «Основные направления и новые аспекты работы в современных условиях с детьми с нарушениями речи». Категория слушателей состояла из учителей - логопедов, дефектологов, воспитателей коррекционных групп, заместителей заведующих по методической работе.

В работе семинара приняли участие:

- учитель- логопед МДОУ «Детский сад № 164» Куликова Ольга Дмитриевна,

- учитель- логопед МДОУ «Детский сад № 228» Ефременко Наталья Григорьевна,

- учитель- логопед МДОУ «Детский сад № 175» Савченко Екатерина Андреевна,

- воспитатель логопедической группы МДОУ «Детский сад № 175» Малахова Любовь Ивановна,

- музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 175» Терентьева Татьяна Борисовна,

- педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 94» Дашкевич Виктория Аркадиевна.

К семинару была подготовлена методическая выставка с практическими материалами учителей – логопедов, педагогов – психологов, воспитателей логопедических групп. Материалы предоставили: Дашкевич В.А., Олентович С.А., Казаченкова Г.В., Малахова Л.И., Басюк Л.И., Юсупова А.Д.

Работу семинара начала руководитель Центра охраны здоровья ЗАО Казаченкова Г.В. В своем выступлении она познакомила с анализом сведений о детях дошкольных образовательных учреждений Западного округа с нарушениями здоровья, обратив внимание на отдельную категорию, которую составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушениями речи.

Коррекционных групп - 51

Компенсирующих групп – ОНР -9, ЗПР- 11,

Количество детей с речевыми нарушениями - 611,

Количество детей с нарушениями интеллекта, в том числе ЗПР – 129.

Вниманию слушателей была предложена модель комплексного нарушения психического и физического здоровья детей с ОНР.

Галина Валентиновна Казаченкова раскрыла теоретические аспекты, касающиеся задержки психического и задержки речевого развития. Более подробно остановилась на видах задержки психического развития, на ее разновидностях, их две: тотальная и парциальная.

Затем, в своем выступлении коснулась видов речевой деятельности, их шесть: внутренняя, дактильная, жестовая, письменная, устная, эгоцентрическая.

Далее, свой опыт работы представила учитель – логопед МДОУ «Детский сад № 175» Савченко Е.А. по теме: «Система практического использования метода замещающего онтогенеза и кинезиологии в логопедической работе с детьми, имеющими системное недоразвитие речи». Екатерина Андреевна сначала познакомила слушателей с теоретическими вопросами по данной теме (особенности патологических состояний, структурная модель по Лурия А.Р., определение науки кинезиологии, блоки, формы и методы работы). Затем был представлен практический материал по использованию кинезиологии в логопедической работе с детьми, имеющими системное недоразвитие речи. Материал был представлен интересно, доступно, лаконично.

Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 175» Терентьева Т.Б. предложила слушателям тему «Развитие связной речи у детей с ОНР средствами театрализованной деятельности». В своем докладе Татьяна Борисовна раскрыла актуальность данной темы и на примере своей практической работы по использованию средств театрализованной деятельности раскрыла основные задачи, которые решаются в ходе работы, подробно остановилась на направлениях, формах и методах работы. Затем был предложен слушателям видео фрагмент сказки «Белкин домик», который был включен в сценарий осеннего праздника.

Куликова О.Д., учитель – логопед МДОУ «Детский сад № 164» познакомила слушателей семинара с темой своей работы «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей с нарушениями речи». Вначале своего выступления Ольга Дмитриевна коснулась теоретических вопросов по данной теме, предложила сравнительный анализ речевых нарушений воспитанников своего дошкольного учреждения за 2010-2011 учебный год, где прослеживается рост количества детей с более тяжелыми видами речевых нарушений и снижения количества детей с речевой нормой. Затем Ольга Дмитриевна раскрыла принципы своей работы на логопункте, методы, приемы, основные направления. Затем более подробно остановилась на нарушениях речевого дыхания, на способах и видах коррекции, а также на основных этапах работы по улучшению дыхания детей. Был предложен практический, игровой материал по исправлению недостатков речевого дыхания.

С опытом работы по теме: «Формирование связной речи у детей с ОНР» познакомила учитель – логопед МДОУ «Детский сад № 228» Ефременко Н.Г. В своем выступлении Наталья Григорьевна раскрыла поэтапную работу по формированию связной речи у детей с ОНР. Она познакомила с задачами каждого этапа, и наглядно показала, как решаются эти задачи в ходе обучающей деятельности, представив презентационный, раздаточный, иллюстративный материалы.

Воспитатель МДОУ «Детский сад № 175» Малахова Л.И. рассказала, каким образом, строится обучающая, развивающая, воспитывающая деятельность с детьми в логогруппах в режиме дня детского сада. Любовь Ивановна познакомила с системой оздоровительной работы с детьми с нарушениями речи, представив модель организации коррекционной и оздоровительной работы в группах с ОНР. Затем познакомила слушателей с фонетической ритмикой – системой специальных упражнений, сочетающих речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогают сформировать фонетически правильную речь. В конце своего выступления предоставила видео материал с фрагментами занятий с фонетической ритмикой.

Педагог – психолог МДОУ «Детский сад № 94» Дашкевич В.А. раскрыла тему «Психологическое сопровождение детей, имеющих нарушения речи». В своем выступлении Виктория Аркадьевна показала, каким образом, необходимо строить взаимодействие взрослого (педагога) с детьми, с нарушениями речи. Материал был предоставлен доступно, с игровыми моментами, лаконично.

Завершая работу семинара, руководитель ЦОЗ ЗАО Казаченкова Г.В. предложила обобщить прослушанный и увиденный материал. Слушатели признали материал семинара нужным, важным в современных условиях работы в ДОУ. Было предложено провести подобный семинар на категорию воспитателей как коррекционных, так и общеобразовательных групп, а также поступила заявка от учителей – логопедов на прохождение курсов по логомассажу.

Работу семинара – практикума по теме: «Основные направления и новые аспекты работы в современных условиях с детьми с нарушениями речи» признали эффективной, оставив положительные отзывы.

14.12.2011 года на базе МБДОУ «Детский сад № 74» прошел семинар по теме: «Механизм реализации комплексного сопровождения ребенка с отклонениями в развитии, воспитании, здоровье в образовательной среде». Категория слушателей состояла из учителей - логопедов, дефектологов, воспитателей, заместителей заведующих по методической работе.

В работе семинара приняли участие:

- руководитель ЦОЗ ЗАО Казаченкова Галина Валентиновна,

- заведующий МБДОУ «Детский сад № 74» Мильнер Эмма Ибрагимовна,

- учитель - логопед МБДОУ «Детский сад № 74» Морозова Светлана Анатольевна,

- педагог - психолог МБДОУ «Детский сад № 223» Носивская Елена Георгиевна.

В начале семинара слушателям было предложено просмотреть слайдшоу «Счастье – это путь». После чего Казаченкова Г.В., руководитель ЦОЗ в своем выступлении раскрыла актуальность данной темы семинара.

Затем слово было предоставлено заведующему МБДОУ «Детский сад № 74» Мильнер Э.И. Эмма Ибрагимовна поддержала актуальность темы семинара, необходимость решения проблем по данной теме и рассказала о своем практическом опыте работы с категорией детей с отклонениями в здоровье, развитии. Далее, в своем выступлении раскрыла особенности организации работы с детьми с проблемами в развитии в своем дошкольном образовательном учреждении.

Учитель – логопед Морозова С.А. рассказала о работе с родителями детей группы «Особый ребенок», о задачах ДОУ по взаимодействию с родителями, методах, приемах, основных направлениях работы, как всего образовательного учреждения, так и своей непосредственной работы как учителя – логопеда. Выступление сопровождалось презентационным материалом. Светлана Анатольевна предложила организовать клуб для детей с проблемами в развитии, здоровье и их родителей для оказания им практической помощи.

О психологическом сопровождении детей с задержкой психического развития рассказала педагог – психолог Носивская Е.Г. Елена Георгиевна подробно, доступно рассказала о приемах, методах своей работы.

Далее вниманию слушателей было наглядно продемонстрировано (презентация) структура «Паспорта сопровождения». Паспорт – индивидуальный, регулярно заполняемый специалистами сопровождения документ, отражающий: качество и динамику здоровья, развития, образования ребенка, его индивидуальные особенности, рекомендации специалистов, представляющие собой индивидуально ориентированный маршрут оздоровления, образования, развития воспитанника.

В завершении семинара был предложен для просмотра видео фильм о детях с ограниченными возможностями. В фильме раскрыто огромное желание этих детей жить, любить и радоваться жизни, а также силу воли их родителей.

Работу семинара по теме: «Механизм реализации комплексного сопровождения ребенка с отклонениями в развитии, воспитании, здоровье в образовательной среде» слушатели признали эффективной, интересной, доступной, эмоциональной, оставив положительные отзывы.

Выводы.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что благодаря работе Центра охраны здоровья многие дети получают специализированную всестороннюю помощь, которая заключается в ранней диагностике, по возможности, лечение уже имеющейся патологии в условиях детского сада, проведении оздоровительных курсов с профилактической целью. Все это без затрат сил и времени самого ребенка и его родителей. Без стрессовых ситуаций по проезду в транспорте, ожидании очереди на приеме в поликлинике, без лишнего контакта с больными детьми, исключая возможность перекрестного инфицирования. Ведь все мы знаем, что в поликлинику, как правило, обращаются уже заболевшие дети. Мы ставим перед собой цель, чтобы каждый ребенок был полностью обследован, чтобы ему было своевременно не только назначено, но и проведено лечение, чтобы он получил в максимальном объеме комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий, а также был физически подготовлен к трудному школьному периоду.