bigpo.ru
добавить свой файл
1
Альфонс Мария Муха (1860-1939)

Альфонс Мария Муха родился 24 июля 1860 года в старинном моравском городке Иванчичи, в семье потомственного виноградаря Ондрея Мухи, который, однако, благодаря упорству и смекалке, стал в городке известным портным, а вышел на пенсию мелким служащим уездного суда.

Его судьба сложилось не очень удачно. Уже в 1859 г., когда ему было тридцать пять лет, он стал вдовцом и отцом нескольких детей, о которых сегодня ничего не известно. Повторно он женился на тридцатисемилетней Амалии Мале, дочери богатого моравского мельника, которая и стала матерью Альфонса Мухи. Ондрей, овдовевший во второй раз, оказался для своих детей образцовым отцом — среднее образование получили не только сыновья, но и обе дочери, что в те времена, с учетом социального положения их отца, было невиданным достижением в области эмансипации.

Альфонс поступил в Славянскую гимназию в Брно, но не закончил ее, так как был приказ об отчислении за наглую ложь и постоянные пропуски богослужений, однако хорошие оценки у него тоже были, по пению и рисованию.

Когда Альфонсу исполнилось 17 лет, его отец пишет в Пражское художественное училище письмо, в котором просит зачислить сына в училище, поясняет, что Альфонс не окончил гимназию по причине плохого состояния здоровья и настоятельно подчеркивает ценность домашнего образования сына. Но его письмо никто не принял всерьез, и оно вернулись обратно с припиской профессора Лготы об «абсолютном отсутствии таланта у их автора».

Затем, чтобы заработать деньги, Альфонс поступает работать писарем в иванчицкий суд, а два года спустя, прочитав объявление в газете, нанимается на венскую фирму «Каутски-Бриоши-Буркхарт» по производству театральных декораций.

После пожара в 1881 году «Ринг Театера», благодаря отцовским связям, он перебрался в южноморавский город Микулов, где занимался всем понемногу: « рисовал театральные декорации, писал портреты-миниатюры, делал эскизы инкрустаций, и время от времени даже работал маляром». Необходимо сказать, что в те времена отделка квартир, роспись по стенам и потолкам была в большой моде. «По углам и над окнами «престижных квартир» под кистью молодого художника порхали дивные амуры, распускались невиданные цветы, танцевали и водили хороводы грациозно-нежные амазонки».

В этом искусстве он настолько преуспел, что вскоре был приглашен в замок графа Куэна в Судетах расписывать интерьеры залов замка, названного в честь графини Эммахоф. Позже его отослали с тем же поручением к брату графа в замок Гандегг в Тиролии. Там ему представилась прекрасная возможность не только оформлять дворянские хоромы, но также писать портреты графини и даже — в сопровождении слуги, охотно таскавщего мольберт, краски, плед и корзину с едой, — ходить рисовать натуру.

Спустя некоторое время, когда Альфонс завершил большую, чем предполагалось, работу, в его жизни появился венский профессор живописи Край, который «внимательно просматривает все работы молодого самоучки и внушает графу, что оставить такой талант без профессиональной подготовки — просто грех». Граф решает стать меценатом молодого художника, и в 1885 году Альфонс поступает в мюнхенскую Академию художеств, записывается сразу на третий курс и после двух лет занятий отправляется завершать свое образование в Париж, находясь по-прежнему на графском иждивении.

«Он сначала записывается в художественное училище Жульен, затем переходит в художественное училище Коларосси, слывшее более опытными педагогами; в 1889 г. часто и охотно посещает Всемирную выставку, восхищается только что построенной Эйфелевой башней».

Но вскоре вся беспечная жизнь изменилась - он получил письмо графского секретаря, который сообщает ему, что у графа в последнее время возникло много расходов на образование собственных детей и что отныне господину Мухе придется полагаться исключительно на свои силы.

Во Франции он вынужден был ради заработка иллюстрировать модные журналы и другие периодические издания. Но, несмотря на это, он не прекращал обучение и совершенствование своего таланта.

Уже в 1891 г. Муха устанавливает серьезные контакты с издателем Арманом Коллином; в 1892 г. ему предоставляется возможность вместе со знаменитым Рошгроссе иллюстрировать «Историю Германии» видного историка Зейгнобоса; а в 1894 г. он получает заказ на афишу «Жисмонды» для Сары Бернар. Она заключает с ним в 1895 г. шестилетний договор.

Периодически поступают заказы на новые работы. К нему приходит слава, одна за другой проходят выставки, появляются восторженные отзывы в печати, его принимают в высший свет. Ему удается стать владельцем новой большой мастерской.

«Он создал стиль, который стал воплощением его эпохи, но в то же время, по крайней мере, по его же собственному выражению, он попал в порочный круг коммерческих заказов».

Сегодня считается то, что в этот период Муха внес самый ценный вклад в сокровищницу всемирного художественного достояния. Сам он характеризует себя в 1890 г. так: «...Я не художник-декоратор. Называйте меня, как хотите, современная живопись не признает границ... Своим жанром я считаю темы, запечатленные на прилагаемом эскизе. Именуйте это, скажем, поэтизацией истории, или как вам угодно, однако это никоим образом не декоративная живопись».

Период между отменой графской стипендии и настоящим признанием длился пять лет, и потребовалось еще семь долгих лет напряженных усилий, чтобы приступить к работе над мечтой всей своей творческой жизни, т. е. к труду во славу своей Родины и Славянства вообще. Его мечта воплотилась в Славянской Эпопее. Она стала поэтизацией истории, свершившейся, по мнению иных, с некоторым опозданием,  зато выполненной с поразительным профессионализмом.

В 1906 он уехал в Америку, так как у него было больше долгов, чем средств к существованию, чтобы заработать деньги для осуществления заветной мечты, рисуя портреты богатых дам, которые давались ему ценой долгого кропотливого труда, а заказы миллионеров на декоративные работы он не принимал.

Но там у него не получилось осуществить задуманное, кроме того, что создал рекламные плакаты и театральные афиши, а так же рисунки на обложках журналов. «Муха создавал в Америке и громадные полотна, в частности, для Немецкого театра в Нью-Йорке. В 1909 г. художник написал портреты двух дочерей американского промышленника и дипломата Чарлза Р. Крейна. Крейн в то время активно интересовался судьбами арабов и славян, поддерживал дружеские отношения с Троцким, с несколькими — тогда еще бедными — арабскими шейхами, а также с будущим чехословацким президентом Т. Г. Масариком и со многими другими».

Тогда Муха сумел заразить Крейна своей идеей Славянской Эпопеи. Подписав вскоре с Крейном контракт на создание Эпопеи, он вернулся на родину и, оформив парадный зал Дома пражского муниципалитета, все свое внимание сосредоточил на Эпопее.

«Громадные полотна, составляющие Эпопею, он постепенно передает городу Праге, а в 1928 г. вместе с Чарлзом Р. Крейном участвуют в торжественной церемонии официальной передачи этого монументального цикла чешскому народу и городу Праге. Цикл был принят довольно прохладно. В то время как экспозиция первых одиннадцати полотен в нью-йоркском Бруклинском музее пользовалась, как ни странно, большим успехом, дома его упрекали в скованности, излишнем пафосе и монументализме — другими словами, в том, что полному восприятию его творчества якобы мешала и до сих пор мешает закрепощенность Мухи девятнадцатым веком».

Что касается его личной жизни, то на фоне многих влюбленностей Муха был счастлив любовью к единственной женщине. В 1906 году, уже сорокашестилетним, прославленным, он женился в Париже на своей юной ученице и соотечественнице Марии Хитиловой, которая была младше художника на 22 года. Она была и оставалась до конца жизни его любимой Музой, его моделью. Он рисовал также своих дочерей, и в линиях их фигур, в их чертах находил все ее же, свою жену, ибо до последнего часа не хотел и не мог избавиться от ее чар.

После провозглашения в 1918 году Республики, Альфонсу Мухе было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба.

В самом конце жизни он создал еще ряд работ — не только по заказу, но и ради собственного удовольствия.

Альфонс Муха скончался 14 июля 1939 г., ровно через четыре месяца после оккупации Чехии и Моравии нацистскими войсками и за десять дней до своего семидесятилетия.

В своих рекламных произведениях Альфонс Муха использовал собственную технологию выполнения цветных литографий. Муха создает множество рекламных афиш шампанского, мыла, сладостей, ликеров и других товаров для разных заказчиков.

Творчество Альфонса Мухи повлияло на тенденции развития символизма. Роковые женские фигуры, часто аллегорические, в фантастических костюмах, среди декоративных драпировок, с роскошными шапками прекрасных волос - характерный признак работ Мухи.

Муха создал стиль "art nouveau", который стал воплощением его эпохи. Кроме графических и живописных работ, рисунков, скульптур и ювелирных изделий, Альфонс Муха создает архитектурные проекты. Одним из них является проект дизайна и декоративных украшений павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

«Десятилетия спустя произведения, созданные им в «Парижский период», вновь возродили его былую славу и прочно обеспечили Альфонсу Мухе место среди немногих чешских живописцев, чьи работы постоянно выставляются на самых престижных мировых аукционах, в музеях, галереях и частных коллекциях».

Муха стал кумиром даже у японских поклонников живописи, которые первыми в мире создали музей этого знаменитого чешского художника.





Рекламные плакаты:


Рекламный плакат для Сары Бернар







Реклама издательства





Реклама железнодорожных поездок в Монте-Карло





Реклама пива





Реклама детского питания