bigpo.ru
добавить свой файл
1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО 
ОБРАЗОВАНИЮ            
АЛАТЫРСКИЙ ФИЛИАЛ
Федерального государственного образовательного 
учреждения 
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова»
Факультет управления и экономики
Кафедра Высшей математики и информационных технологий
ПРОГРАММИРОВАНИЕ
специальность «Математическое обеспечение и администрирование 
информационных систем» (4 года)
2 семестр
Преподаватель: доц. Пичугин В.Н.

Алатырь 2009
Основной целью дисциплины «Программирование» является формирование 
у   будущих   специалистов   практических   навыков   по   основам   алгоритмизации 
вычислительных   процессов,   информатике   и   программированию   решения   эко­
номических,   вычислительных   и   других   задач,   развитие   умения   работы   с 
персональным   компьютером   на   высоком   пользовательском   уровне,   обучение 
работе   с   научно­технической   литературой   и   технической   документацией   по 
программному обеспечению ПЭВМ.
Задачей   изучения   дисциплины   «Программирование»   является   реализация 
требований, установленных в квалификационной характеристике, в подготовке 
специалистов   в   области   информатики,   анализа,   создания,   внедрения   и 
сопровождения профессионально­ориентированных информационных систем в 
предметной   области   (экономики,   юриспруденции,   социальной,   управления   и 
др.).
Изучаемый курс основан на знаниях, полученных студентами при изучении 
дисциплины «Информатика» и «Математический анализ».
Дисциплина   «Программирование»   обеспечивает   базовую   подготовку   для 
изучения   следующих   дисциплин   учебного   плана:   «Операционные   системы», 
«Визуальное   программирование»,   «Технологии   разработки   программного 
обеспечения», «Метрология и качество программного обеспечения» и других.
Изучение   дисциплины   предусматривает   проведение   лекционных   и 
лабораторных занятий, а также самостоятельную работу студентов.
В лекциях излагается содержание тем программы на основе проблемного 
подхода   с   учетом   требований,   установленных   для   специалиста   в 
квалификационной   характеристике.   Основное   внимание   уделяется   наиболее 
сложным   вопросам   дисциплины,   слабо   отраженным   в   учебной   и   учебно­
методической литературе по дисциплине.

В   соответствии   с   учебным   планом   студенты   заочной   формы   обучения 
специальности   выполняют   контрольную   работу,   в   которой   должны   показать 
знания   теоретических   основ   курса   и   практическое   умение   использовать 
вычислительную технику в программировании.
Для   выполнения   контрольной   работы   студент   должен   изучить 
соответствующие   темы   курса   по   учебникам,   ознакомиться   с   практическим 
опытом функционирования систем обработки данных на компьютере.
При возникновении затруднений в усвоении тех или иных разделов курса 
студент должен обратиться за консультацией к преподавателю.
Студент,   правильно   выполнивший   контрольную   работу,   получает   оценку 
«зачтено» и допускается к аттестации по курсу. Студент, получивший оценку 
«не   зачтено»,   пишет   работу   повторно,   внося   необходимые   дополнения   и 
поправки   согласно   требованиям   рецензирующего   преподавателя.   При   этом 
исправленная работа высылается вместе с не зачтенной. На обложке работы в 
этом случае следует сделать надпись «повторно».
  

1. Общие указания
Варианты   контрольной   работы   определяются   по   соответствующему 
алгоритму преподавателем совместно со студентом.
Задания носят теоретический и практический характер, и заключается  в 
решении задач с помощью языка программирования и ответах на вопросы.
Задания выполняются в строгой последовательности: сначала указывается 
условие, затем ответ. Контрольная работа выполняется в письменном виде в 
виде   распечаток   всех   созданных   документов.   Объем   контрольной   работы   не 
должен превышать 25 страниц ученической тетради или 15 печатных страниц. 
Работа   должна   быть   грамотно   написана,   правильно   оформлена.   Страницы 
нумеруются,   ставится   номер   варианта,   подпись   и   дата   выполнения.   В   конце 
работы указывается список используемой литературы.
Контрольную работу необходимо представить в сроки, указанные в учебном 
графике.   Работы,   не   отвечающие   требованиям   методических   указаний,   не 
засчитываются.
В результате выполнения контрольной работы
а) знать
­ изобразительные средства описания алгоритмов;
­ основные приемы алгоритмизации и программирования на языке высокого 
уровня;
­   основные   типы   алгоритмов   и   их   использование   для   решения 
вычислительных, инженерных, экономических и других типов прикладных задач;
­ основные структуры данных, способы их представления и обработки; 
­ систему программирования на алгоритмическом языке высокого уровня 
(Pascal, С++, Delphi);
­ принципы разработки программ;                
­ принципы автономной и комплексной отладки и тестирования простых 
программ

­ технологический процесс подготовки и решения задач на ПК.
б) уметь:
­  разрабатывать алгоритмы решения и программировать задачи обработки 
данных в предметной области;
­ выполнять тестирование и отладку программ;
­ оформлять программную документацию.
в) иметь представление:
­ о перспективах развития программного обеспечения ПК;
­ об основных принципах и требованиях к проектированию программного 
обеспечения;
­   возможностях,   преимуществах   и   недостатках   различных   систем 
программирования,   используемых   при   решении   задач   в   системах   обработки 
информации.
Контрольная работа оформляется в следующем виде:
1. Титульный лист;
2. Содержание;
3. Затем приводятся:
 для теоретических заданий – вариант ответа;

для   практических   заданий   –   распечатки   результатов   выполненной 
работы   на   компьютере   и   описание   алгоритмы   решения   задачи   (блок­
схема).
4. Список использованной литературы.

2. Методические указания к выполнению контрольной работы.
1.
Для  каждого  задания необходимо разработать блок­схему  алгоритма и 
составить программу расчёта на алгоритмическом языке Turbo Pascal (или 
другом по усмотрению студента). 
2.
Все   задания   приведены   по   вариантам,   номера   которых   соответствуют 
номерам фамилий студентов в списке (в приложении).
3.
После   составления   программы   и   устранения   синтаксических   ошибок 
необходимо   выполнить   тестирование   программы   для   нормальных, 
граничных  и  исключительных условий.  Результаты тестирования нужно 
представить   в   виде   таблицы,   в   которую   необходимо   также   поместить 
результаты ручных расчётов для данного текста.
4.
Для  защиты контрольной работы необходимо ответить на контрольные 
вопросы.
Задание 1. Программирование операций обработки символьных и 
строковых данных.
Строковые   типы   данных   String   используются   для   обработки   текстовой 
информации   и   состоят   из   символов   типа   Char.   Тип   String   по   сути   является 
одномерным   массивом   символов,   т.е.  Array  [1..n]  of  char  (нижний   индекс   – 
обязательно “0”).
Строка   трактуется   как   цепочка   символов,   к   любому   из   которых   можно 
обратиться так же, как и к элементу одномерного массива. В нулевом элементе 
строки всегда содержится значение текущей длины строки.
В   языке   Turbo   Pascal   для   работы   со   строками   широко   используются 
встроенные (стандартные) процедуры и функции.
Перед   выполнением   задания   необходимо   ознакомиться   с   встроенными 
процедурами и функциями обработки строк.

Разработать   блок­схему   алгоритма   и   программу   обработки   строк   в 
соответствии с заданиями табл.1 по вариантам.
Таблица 1.

Вид обработки текста
варианта
1
Определить, имеются ли в тексте все буквы, входящие в слово «шина»
2
Определить длину последнего слова текста
3
Напечатать   часть   текста,   расположенную   между   первой   и   второй 
запятой
4
Определить наибольшее количество идущих подряд пробелов
5
Определить длину самого короткого слова
6
Определить количество слов, в которых первый и последний символы 
совпадают
7
Подсчитать, сколько раз встречается заданная буква в последнем слове 
текста
8
Удалить из текста заданную последовательность букв
9
Определить количество пробелов в тексте, предшествующих первому 
появлению восклицательного знака
10
Определить,   каким   по   порядку   символом   с   начала   текста  является 
последняя точка текста
11
Заменить в тексте все запятые точками, а точки – запятыми
12
Определить,   какой   процент   слов   в   тексте   начинается   на   заданную 
букву
13
Вставить в тексте между словами вместо пробела запятую и пробел
14
Напечатать самое длинное слово из текста
15
Определить сколько раз в тексте встречается заданный символ
Задание 2. Программирование с использованием процедур и функций.
Часто   в   программе   обнаруживаются   однотипные   участки,   которые 
выполняют одни и те же вычисления, но с различными данными. Такие участки 
программы целесообразно оформлять в виде подпрограмм (ПП) и обращаться к 
ним по мере необходимости с различными исходными данными.
Подпрограмма – автономная часть программы, реализующая определённый 
алгоритм и  допускающая  обращение к  ней  из  различных  частей  вызывающей 
программы. Подпрограмма имеет чётко обозначенные вход и выход. В языке ТР 

подпрограмма   может   быть   оформлена   в   виде   процедуры   или   функции.   Их 
структура   такая   же,   как   структура   основной   программы,   за   исключением 
заголовка.
Перед выполнением задания необходимо изучить правила описания процедур 
(procedure)   и   функций   (function),   механизм   передачи   параметров   в 
подпрограммы, ознакомиться с понятием локальной и глобальной переменной.
Разработать   блок­схему   алгоритма   и   составить   программу   для   решения 
задачи с использованием подпрограмм. Условия задачи приведены в табл. 2 по 
вариантам.   Определить   операции,   которые   необходимо   оформить   в   виде 
подпрограмм и выбрать тип подпрограммы – процедура и функция. Обосновать 
свой   выбор.   Определить   входные   и   выходные   параметры   подпрограммы. 
Выполнить   программу   в   пошаговом   режиме   с   заходом   и   без   захода   в   тело 
подпрограммы. Выполнить слежение за одной из переменных, передаваемых в 
тело подпрограммы.
Таблица 2.

Условие задачи
варианта
1
Заданы   векторы   x(m),   y(m),   z(m),   p(m).   Переменной   a   присвоить 
значение   1,   если   скалярное   произведение   векторов   x   и   y   больше 
скалярного произведения векторов z и p, и значение 0 в противном 
случае.
2
Заданы векторы x(m), y(m). Переменной а присвоить значение 1, если 
длина вектора x больше длины вектора y, и 0 в противном случае. 
3
Даны две квадратные матрицы. Вычислить значение z=x+y, где x и y – 
максимальные элементы главных диагоналей матриц.
4
Даны два массива: a(m) и b(n). Переменной s присвоить значение ­1, 0 
или   +1,   если   максимальный   элемент   массива   а   больше,   равен   или 
меньше максимального элемента массива b соответственно.
5
Три   точки   заданы   своими   координатами.   Выяснить,   какие   их   них 
находятся на максимальном расстоянии друг от друга.
6
Даны   две   матрицы   a(m,m)   и  b(n,n).   Вычислить   значение   функции 
y=c*x*x+d, где c и d – суммы элементов главных диагоналей матриц a 
и b соответственно.
7
Заданы   три   массива   x(m),  b(n)   и  c(q).   Найти   максимальное   из   трёх 

чисел   x,   y   ,   z,   где   эти   числа   –   средние   арифметические   значения 
элементов массивов a, b  и c соответственно.
8
Заданы три массива x(m), b(n) и z(p).Упорядочить по возрастанию три 
числа   a,b   и   c,   представляющих   собой   соответственно   минимальные 
элементы массивов x, y и z.
9
Заданы два вектора x(m),  y(m) и матрица  a(m,m). Найти сумму двух 
векторов   c  и   d,  где  c  –  произведение  вектора   x  на  матрицу,   а  d   – 
произведение вектора y на матрицу.
10
Заданы три матрицы a, b, c. Найти минимальное из трёх чисел x, y, z, 
которые  равны сумме элементов не  главной диагонали  матриц a,b,c 
соответвенно. 
11
Даны   два   треугольника.   Найти   сумму   и   разность   площадей   этих 
треугольников.
12
Заданы три квадратных уравнения. Найти минимальное значение среди 
корней этих уравнений.
13
Даны массивы a(n) и b(m). Выбрать из них элементы, принадлежащие 
отрезку [x,y]. Из выбранных чисел образовать новый массив.
14
Заданы   две   матрицы.   Найти   суммы   элементов   главных   диагоналей 
матриц.
15
Даны три матрицы размером m*n. Напечатать ту из них, в которой 
больше нулевых строк.
Задание 3. Программирование операций обработки данных 
комбинированного типа.
Под   комбинированными   типами   данных   (записями)   понимают   структуру 
данных, объединяющую под одним именем компоненты разных типов. Записи 
состоят их фиксированного числа элементов, называемых полями. Поле – это 
переменная   определённого   типа.   Различные   поля   могут   иметь   (в  отличие  от 
элементов массива) различный тип. Обращение к полю выполняется с помощью 
составного имени, которое состоит из имени записи и отделённого точкой имени 
поля.
Перед   выполнением   задания   необходимо   изучить   правила   описания   и 
использования записей, а также оператора присоединения.

Разработать блок­схему алгоритма и программу для обработки сведений о 
студентах   группы.   Сведения   представляются   в   виде   таблицы,   содержащей 
фамилии студентов и определённые характеристики из числа следующих:
1) пол;
2) дата рождения;
3) рост;
4) оценки по четырём предметам, полученные за сессию;
5) получаемая стипендия;
6) место жительства
Набор   характеристик   и   вид   обработки   для   каждого   варианта   задания 
приведены в табл.3. Предусмотреть в программе ввод количества студентов, 
сведения о которых обрабатываются, их фамилий, заданных о них сведений и 
вывод результатов обработки.
Таблица 3.

Вид обработки данных
варианта
1
Выбор старшего студента
2
Выбор родившихся в данном месяце 
3
Выбор студентов заданного пола
4
Упорядочение по возрасту
5
Выбор сдавших сессию на 4 и 5
6
Выбор студента с максимальной суммой баллов за сессию
7
Выбор   студентов   заданного   пола,   имеющих   в   сессию   хотя   бы   одну 
оценку 3
8
Определение для каждого студента и в целом по группе среднего балла 
за сессию
9
Определение среднего балла по каждому, из четырёх экзаменов
10
Выбор   студентов  заданного   пола,   имеющих   средний   балл  за   сессию 
выше 4
11
Выбор студента с наихудшей успеваемостью за сессию
12
Выбор студента с максимальным ростом, сдавшего сессию без троек
13
Выбор студента заданного пола с минимальным ростом
14
Выбор   студента,   имеющего   рост,   наиболее   близкий   к   среднему   по 
группе
15
Выбор студента, проживающего дома и имеющего минимальный рост

Задание 5. Программирование операций обработки файлов.
Файл   –   упорядоченная   совокупность   произвольного   числа   однотипных 
компонент, размещаемая на внешнем носителе информации и рассматриваемая в 
процессе пересылки как единое целое.
Файл можно представить как магнитную ленту, у которой есть начало, а 
конец   не   фиксирован.   Элементы   файла   записываются   на   эту   ленту 
последовательно, друг за другом, с помощью указателя файла. При чтении или 
записи   этот   указатель   перемещается   к   следующему   элементу   и   делает   его 
доступным   для   обработки.   В   каждый   момент   доступен   для   чтения   (записи) 
только тот элемент файла, на который установлен указатель.
Перед   выполнением   задания   необходимо   ознакомиться   с   правилами 
описания файлов, со стандартными процедурами работы с файлами, а также с 
текстовыми файлами.
Разработать   блок­схему   алгоритма   и   составить   программу   обработки 
текстовых данных, хранящихся в произвольном файле на магнитном диске. Вид 
обработки   данных   приведён   по   вариантам   в   табл.4.   Текстовые   данные, 
подлежащие обработке, заносятся в файл редактором текста. Текст исходного 
файла должен позволять тестировать программу. В программе предусмотреть 
ввод с терминала имён входного и выходного (в случае необходимости) файлов, 
вывод   на   печать   входного   и   выходного   файлов.   Предусмотреть   запись 
выходного файла на диск. Длина строки не должна превышать 80 символов.  
Таблица 4.

Вид обработки данных
варианта
1
Удаление из текста заданного символа
2
Удаление строк, содержащих заданный символ
3
Вставка пробела после каждого появления заданного символа
4
Удаление   остатка   каждой   строки   после   первого   появления   в   ней 
заданного символа
5
Удвоение заданного символа при каждом появлении его в тексте
6
Выбор строк, длина которых превышает заданное число

7
Замена   в   каждой   строке   заданного   количества   первых   символов 
заданными текстом
8
Исключение из каждой строки части, находящейся между символами с 
заданными порядковыми номерами
9
Включение в каждую строку заданной последовательности символов 
после символа с заданным номером
10
Выделение   остатка   каждой   строки,   содержащей   заданный   символ, 
после первого появления этого символа
11
Выделение строк, содержащих заданный символ не более одного раза
12
Удаление   из   каждой   строки   последовательности   символов, 
ограниченных с обеих сторон заданным символом
13
Удаление   начала   каждой   строки   до   второго   появления   заданного 
символа
14
Замена в каждой строке порядка следования символов на обратный
15
Удаление заданного количества последних символов в каждой строке 
Задание 6. Программирование с выводом результатов в виде графиков
Разработать   блок­схему   алгоритма   и   составить   программу   построения   на 
экране монитора точечного графика функции   y = f ( x)   (указанной в табл.5) в 
заданном диапазоне изменения аргумента x от a и b с числом точек графика n. 
Предусмотреть   вычерчивание   осей   координат   с   нанесением   шкал   делений, 
вывести значения масштабов по осям координат.
Таблица 5.
Диапазон изменения 

Вид функции 
Число точек 
варианта
аргумента
y = f ( x)
графика  n
a
b
1
sin( x)
− π
π
2
2
30
2
cos( x)
0
3π 2
40
3
sin( x) + cos( x)
0
π
40
4
sin( x) − cos( x)
0
π
40
5
2 sin( x) + 3cos( x)
­π

45
6
sin( x) + cos(2 x)
­π

45
7
2 − cos( x)
0
3π 2
40
8
sin( 2x) + cos( x)
0

50

9
2 sin(2 x) +1
− π
π
2
2
30
10
10 ( 2
1+ x )
­3
5
40
11
4
x − 3x − 20
0
4
30
12
3
x + 3x + 5
­2
2
30
13
3
x −1 2 x − 5
1
5
30
14
x
x + e
­1
1
30
15
3
x − 2x − 5
1
10
30
   

Список контрольных вопросов по ПРОГРАММИРОВАНИЮ
1. Дайте определение алгоритма. Какие свойства есть у алгоритмов?
2. Как осуществляется представление чисел в ЭВМ. Что такое переполнение?
3. Как представляется вычислительная структура целых чисел? 
4. Как представляется вычислительная структура вещественных чисел?
5. Как   представляется   вычислительная   структура   символов   (знаков)   и 
последовательностей знаков (тип string)?
6. Основные   конструкции   и   понятия   языков   программирования.   Как 
производится описание синтаксиса и семантики языков программирования?
7. Как осуществляется объявление переменные? Как представляются простые 
значения?   Как   представляются   составные   значения.   Что   такое   оператор? 
Какие существуют операции и выражения на языке программирования?
8. Интегрированная среда ТР. Ввод и редактирование текстов. Как удалить и 
вставить строку в текст? Как переместить и скопировать строку?
9. Интегрированная  среда ТР.  Ввод  и  редактирование   текстов.  Как  удалить, 
переместить и скопировать блок? Как выполняется поиск фрагмента текста и 
его поиск, замена?
10. Интегрированная   среда   ТР.   Основные   возможности   отладчика.   Как 
выполняется компиляция программы и запуск её на выполнение?
11. Интегрированная среда ТР. Как выполняется программа по шагам? Как при 
этом можно проследить за значением данной переменной?
12.Интегрированная   среда   ТР.   Как   посмотреть   результаты   выполнения 
программы?   Как   открыть   окно   результатов   одновременно   с   окном 
редактирования?
13. Какова   структура   программы?   Какой   вычислительный   процесс   называется 
линейным? Что входит в раздел описаний программы?
14. Что такое ввод с подсказкой? Для чего он организуется?
15.В   какой   форме   выводятся   данные   целого   и   вещественного   типов?   Как 
задаётся   форма   их   вывода?   Что   означает   термин   «формат   данных   по 
умолчанию»?
16.Что такое операторные скобки и как они используются? Из каких блоков 
состоит   блок­схема   линейного   алгоритма?   Что   указывается   внутри   этих 
блоков?
17.Как выполняется трансляция программы? Как происходит запуск программы 
на выполнение?
18.Какой вычислительный процесс называется ветвящимся? Какие операторы 
имеются для организации ветвящихся алгоритмов?
19.Как работает оператор условного перехода? Как выполняется тестирование 
ветвящихся алгоритмов? 
20.Что такое булевский тип данных и какие операции над ними допустимы? 
21.Что такое метки и когда они используются?

22.Что такое зацикливание программы? Можно ли досрочно завершить цикл с 
параметром?
23.Можно ли в теле цикла с параметром изменять управляющую переменную 
цикла?
24.Можно ли войти внутрь цикла с параметром, минуя заголовок?
25.Как выполняются вложенные циклы? 
26.Как программируются циклические алгоритмы с явно заданным и незаданным 
числом повторений? Можно ли с помощью цикла с параметром организовать 
изменение переменной с шагом, отличным от 1, в т.ч. с дробным?
27.Как выполнить взаимную замену циклов с пред­ и постусловием? Можно ли 
заменить цикл с параметром на цикл с пред­ или постусловием? Можно ли 
выполнить обратную замену?
28.Что такое одномерный массив? Какого типа могут быть элементы массива?
29.Можно   ли   организовать   обработку   массива   с   помощью   циклов   с   пред­   и 
постусловием?
30.Для чего нужен контрольный вывод массива? 
31.Что такое двумерный массив? Как организуется ввод по строкам и столбцам? 
Как изменить форму ввода элементов по строкам на ввод по столбцам и 
наоборот?
32.Как   описываются   строковые   переменные?   Какова   максимальная   длина 
строки допустима?
33.Какие операции допустимы над строковыми переменными? В чём отличие 
строковой переменной от массива символов?
34.Какие   стандартные   типы   процедуры   и   функции   для   работы   строками 
имеются в ТР?
35.Как представляется строка в памяти ЭВМ? Где указывается длина строки?
36.Какие строки считаются равными? Что такое сцепление строк? 
37.Как выполняется ввод­вывод строк?
38.Что   такое   подпрограмма?   Какие   преимущества   и   недостатки   имеют 
подпрограммы?
39.Какие   части   программ   целесообразно   оформлять   в   виде   подпрограмм? 
Какова структура подпрограммы? 
40.В чём отличие процедур и функций? Для решения каких задач каждая из них 
предназначена?
41.Что   такое   формальные   и   фактические   параметры?   Какое   соответствие 
между ними должно выполняться?
42. Что такое локальные и глобальные параметры? Как они объявляются?
43.Что   такое   парметры­переменные   и   параметры­значения?   Когда   они 
применяются?
44.Что такое запись? Как называются компоненты записи?
45.В чём сходство и различие между массивом и записью?
46.Когда применяются переменные типа запись? 

47.Как работает оператор With? Когда он используется?
48.Может ли компонентом записи быть другая запись? Массив?
49.Что такое файл и где он хранится? Какие существуют виды файлов?
50.В чём сходство и различия между файлом и массивом, файлом и записью?
51.Какие   стандартные   процедуры   и   функции   имеются   в   Тр   для   работы   с 
файлами?
52.Каково   должно   быть   содержание   программы   по   созданию   файла   и   его 
корректировке?
53.Что такое текстовый файл? Каковы его особенности?
54.Можно ди с помощью редактора ТР создавать файл типа integer или real? Как 
создавать файлы этих типов?
55.Что такое буферная переменная (указатель) файла?
56.Что обозначают функции eof и eoln? В каких файлах они используются?
57.Каким образом осуществляется подключение графического модуля?
58.Какие стандартные графические функции используются в ТР?

Список рекомендуемой литературы по ПРОГРАММИРОВАНИЮ:
1. Алексеев В.Е. и др. Вычислительная техника и программирование: практикум 
по программированию. Под ред. Петрова А.В., М., 1991.
2.   Алексеев В.Е., Ваулин А.С. Вычислительная техника и программирование: 
практикум по программированию. М., 1993.
3. Андреева А.А. Программирование на языке Паскаль: Практикум. Чебоксары: 
ЧГУ, 1993.
4. Артемьев   И.Т.,   Новикова   С.В.   Программирование   на   языке  Turbo  Pascal. 
Лабораторный практикум. Чебоксары: ЧГУ, 2000.
5. Ершов А.П. Введение в теоретическое программирование. Наука, 1977.
6. Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ. т. 1, Мир, 1977.
7. Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ. т. 2, Мир, 1977.
8. Костерин В.А., Руссова Н.В. Программирование на алгоритмическом языке 
Turbo Pascal. Сборник лабораторных работ. Чебоксары: ЧГУ, 1996.
9. Лавров С.С. Программирование. Математические основы, средства, теория. – 
СПб.: БХВ­Петербург, 2001.
10. Марченко А.И., Марченко Л.А. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0. 
Учебное пособие. М.: Наука, 1999.
11. Митчелл К. Керман Программирование и отладка в  Delphi. Учебный курс.: 
Пер. с англ., Москва­Санкт­Петербург­Киев, 2002.
12. Немнюгин С. Turbo Pascal: Учебный курс. – СПб.: Питер, 2000.
13. Фараонов Н.К. Turbo Pascal 7.0. Начальный курс. М.: Колидж., 1997.
14.Шафрин Ю.В. Информационные технологии., М.;1998 г., с.178.
15.Лавров С.С.Основные понятия и конструкции языков программирования. М.: 
Финансы и статистика, 1992.
16.Лавров С.С.Введение в программирование. М.: Наука, 1977.
17.Лавров С.С.Лекции по теории программирования: Учебное пособие. СПб.: 
НЕСТОР, 1999.

Приложение. Список студентов группы ЗАФТ 03­08

Фамилия, имя, отчество
Номер варианта
1.
Алёшина Юлия Александровна
1
2.
Ежова Александра Ивановна
2
3.
Кущева Александра Владимировна
3
4.
Пискунова Екатерина Валерьевна
4
5.
Ромашкина Юлия Николаевна
5
6.
Симонов Павел Игоревич
6
7.
Уракова Ольга Алексеевна
7
8.
Шинелева Анна Александровна 
8

Document Outline

  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ            
  • Федерального государственного образовательного учреждения 
  • высшего профессионального образования
    • Фамилия, имя, отчество
    • Номер варианта