bigpo.ru
добавить свой файл
1


«И будет помнить вся Россия…»: Отечественная война 1812 года и Бородинское сражение в народных преданиях и в некоторых редких документах Олонецкой губернии. Историческое эссе-исследование.


Автор – Команенкова Ольга,

студентка 2 курса

отделения «Лесное и лесопарковое хозяйство»

ГБОУ СПО Петрозаводский

лесотехнический техникум.


Научный руководитель – преподаватель истории

Горбачева Галина Алексеевна


Петрозаводск 1012 год


Содержание.

  1. Введение.

  2. Образ белки – вестницы войны.

  3. О «Бонодаре», пленных французах и панике в Вытегре.

  4. Карельские предания.

  5. Олонецкие стрелки, олонецкие полки.

  6. Заключение.

«Перед большой войной бывает «нашествие» белок»

(из народных преданий)

ВВЕДЕНИЕ.


«Любезный Олонец – белые берега»! 1

Наша исследовательская работа уникальна: никто еще не рассматривал тему преданий Олонецкой губернии, возникших на основе реальных событий войны. Мы хотим рассказать о том, что о Бородинской битве действительно помнила вся Россия – на примере отдаленной от мест событий Олонецкой губернии. Мы впервые создаем в работе электронную карту с указанием деревень губернии, откуда происходили наши земляки - герои войны 1812 года.

Мы изучаем источники, многие из которых существуют только в библиотечных хранилищах, публикуем их в современной орфографии. Некоторые предания стали нам известны благодаря личным беседам с людьми, слышавшими их от своих предков. Это предания как русского народа, так и карел Олонецкой губернии. Тема актуальная, ведь речь идет о сохранении исторической памяти народа.

Тема - необыкновенно интересная, связанная с фольклором и миром таинственного. Мир этот окружал олончанина с древнейших времен - с тех пор, когда встретить на пути свинью означало получить барыш, а собаку – познать неудачу, когда Иван Грозный выписывал из Олонии колдунов, а «корельские» ведьмочки, купаясь ночами в быстрых речках, «оживляли» «забусевший»2 царский жемчуг державного посоха.


ОБРАЗ БЕЛКИ – ВЕСТНИЦЫ ВОЙНЫ


Рассмотрим диковинный народный образ, связанный с войной – образ белки, вестницы войны.

Еще в начале 21 века в карельских семьях города Олонца и села Михайловское (оно расположено в 55 км от города Олонца, имеет богатую историю) бытовало предание, лично известное авторам, что перед большой войной всегда бывает «нашествие» белок. Такое устное поверье ходило и Великую Отечественную войну (о нем рассказывал своим детям житель села Михайловское Григорий Мельников, а они, в свою очередь, детям детей), существовало в легендах об Отечественной войне 1812 года.

В статье «Поверья и предания Олончан», где представлена картина Севера с его «баснословными преданиями», в том числе упоминает и «беличье» предание»:

«Между простым народом Олонецкой Губернии существует множество странных обрядов и поверий. Это не может показаться удивительным, если вспомним, что север всегда был полон баснословными преданиями, чему немало способствуют и самый климат севера, и непроходимые леса... В этих походах воображение находит пищу для себя на каждом шагу: перелетит ли с ветки на ветку птичка, перескочит ли лягушка под мокрыми древесными листьями, встрепенется ли полусонный орел, или вдали прожурчит горная речка, крестьянин крестится, творит молитву и рассказывает, возвратясь домой, чудеса…. Множество белок в лесу почитают за признак близкой войны.» 3

«Уверяют, будто перед 1812 годом появилось столько белок, что они стаями бегали в городах по улицам и рассаживались по крышам домов».

Этот же отрывок встречается в книге Дашкова. 4

Мы решили выяснить, с чем связано это поверье, так как наша будущая профессия – техники лесного хозяйства, и охотоведение является одной из наших учебных дисциплин.

Кто не слышал о «волшебной» пушкинской белке, грызущей золотые орехи! Народные представления связывали скачущую белку с блещущей молнией.

Через бога Грома белка стала символом войны и предвестницей войн и мора и в славянских легендах, и в Эдде. Само слово «белка» пошло от названия разменной монеты «бела». Оно совпадает по звучанию с латинским bella – война. (Bella matribus detestata – в переводе: «войны, матерям ненавистные»). Об этом упоминает автор «Слова о полку Игореве»: «И пошел плач по земле от Киева до Чернигова по убитым, а поганые восторжествовали и стали брать дань по белке от двора». «Шкурные» деньги – одни из древнейших на Руси. Мех белки ценился – это была и шуба, и теплый полог, морозной зимней ночью раскинутый над спящими.

Мы искали материал об этом странном образе войны и в Интернете нашли два, схожих с нашим, рассказа. В одном из них даже упоминается Карельский перешеек.

«Однажды из окрестных лесов нахлынули полчища зверья: лисицы, зайцы, белки... Охваченное каким-то непостижимым для людей ужасом, зверье стремительно и сосредоточенно перемещалось через село на восток, явно унося ноги от чего-то страшного, смертельно опасного. Обычно робкое, на сей раз оно проявляло полнейшее пренебрежение к людям, домашнему скоту и собакам… Особенно много было белок. Рыжей лавиной они накрывали избы, рябины и березы, росшие под каждым окном, изгороди, огороды и поля. Они срывались с мостов через Мегру и Коштреку в воду, тонули, но ничто не могло остановить их движение.

Позже была установлена причина массовой миграции белок: они уходили от настигающего их огненного вала, от вражеского нашествия…

Паническое бегство зверушек прекратилось часа через полтора. А через несколько дней после этого село оцепенело от страшного известия - немцы в Оште, всего лишь в двадцати пяти километрах от нас...»5

«О том, что война придет, чувствовалось, об этом все говорили…

Было огромное количество белок, зверьков. На каждом суку яблони, прямо под ногами. Говорили: «Это к войне».6

Очевидно, маленький зверек от природы обладает особым даром.  Зрение, слух и обоняние белок высоко развиты; действует и осязание, как о том свидетельствует известная исследователям способность белок предчувствовать погоду.

Древнее предание о нашествии белок и вспомнилось, очевидно, жителям села Михайловское, когда река Олонка взметала воду от взрывов вражеских снарядов. Дети, прячась в воронках от разорвавшихся бомб, слушали рассказы старичков о давнем времени – так ожило древнее предание, соединившее две Отечественных войны.


О «БОНАДАРЕ», ПЛЕННЫХ ФРАНЦУЗАХ И ПАНИКЕ В ВЫТЕГРЕ


Предания о дне Бородинской битвы также связаны с народными приметами этого дня. Приметы бытуют и сегодня в домашнем обиходе жителей Карелии.

Месяц битвы – август. «Святой Тит последний гриб растит». Большой урожай грибов в течение лета предвещал крестьянам продолжительную зиму. «Грибы грибами, а молотьба за плечами». «Тит пошел молотить». В августе шел сбор последних летних грибов, в общем смысле это время сбора урожая.

Воспетая в русской литературе тема святочных гаданий не обойдена и в преданиях, связанных с Отечественной войной. Автор 19 века, хранящейся в фотокопии в Электронной библиотеке Карелии, М. Забелин, описывает гадание на зеркалах в доме помещика. Близкие сердцу отсутствующие – в армии, от них нет вестей. Гадают на двух чистых, «без пузырей», зеркалах, установленных друг против друга. Гадающая смотрит в конец представившегося ей коридора.

« - «Посмотри-ка, где теперь мой брат, и что с ним теперь» - «Вот, вот – туман сходит со стекла, вот лесок, песчаный берег, река, большая быстрая река! Господи, сколько народу!.. все войска, солдаты, пушки… кони на обоих берегах… Что это так суетятся у подошвы горы? Кажется, все штабные тут… Вот отчалила лодка с того берега, на ней малого роста генерал сидит… другая лодка причалила. – Государь! – вскричала вдруг хозяйская дочь и сама вскочила, пораженная удивлением…» По мнению рассказчика, девушки, гадая, увидели Тильзитскую встречу двух императоров.7

Своеобразное предание сохранилось в народе о целях войны, затеянной французами. После убийства Александра Второго, благодарная память о котором долго сохранялась в Олонии (царь посетил край, по его милости старику-каргополу из рекрутчины вернули двух из пяти призванных сыновей), в народе о гибели царя толковали так: «… уверяли, что Батюшку-Царя убили Французы, чтобы посадить на престол Русский своего откуда-то взявшегося «Бонадара» (Бонапарта, вероятно) и через него обратить православных в «неверщину». 8

Забавно предание о том, как в Вытегре – отдаленном городке, тогда входившем в состав Олонецкой губернии – готовились к отражению нашествия после занятия французами Москвы. Впрочем, основания для тревоги были: сюда, на Север, из Императорского Эрмитажа, на 22 «ластовых» судах9 были вывезены драгоценные реликвии, так как маршал Удино по приказу Наполеона должен был занять Петербург. Разнеслась весть: «…Французы, большими толпами, разошлись и разъехались, по всему Царству Православному, забирать добро Русское». «Лечь костями, а не осрамиться!» - наскоро собралось ополчение из старцев, ходивших еще в походы Суворова, вооружились ружьями, тесаками наголо, рогатинами и «всем, у кого что случилось», перешли реку, подняли за собой мост. Но «француза» не дождались. Немного позже стала известна причина паники: косы крестьян, возвращавшихся с полей («болото косят осенью после уборки хлеба»), были приняты одним из местных жителей… за блистающие ружья французов. У страха глаза велики, заключает автор заметки.10

Сохранилось в народе предание о пленных французах, которые находились в городе Пудоже: «Многие из них были хорошие музыканты и барабанщики. Чтобы увеличить средства к жизни, занимались они выделкою колец из волос, изящных корзиночек из соломы, некоторые красили дома и пр. Кого они в особенности бранили, так это Наполеона, за то, что завел их в такую негостеприимную страну, и казаков, которые колотили их немилосердно, никому не давая пардону».11 Много военнопленных французов погибло, не выдержав суровой жизни на Севере.12


КАРЕЛЬСКИЕ ПРЕДАНИЯ


А вот что сохранили карельские легенды.

«В деревне Кесвалахти в стародавние времена девушка из Кумола косила траву на лугу и наткнулась на клад. "Это была военная манерка (походная металлическая фляжка с крышкой для воды или вина), наполненная серебряными монетами, наверное, рублями". Девушка взяла немного монет, остальное спрятала в лесу, а сама пошла домой, чтобы получше рассмотреть деньги…»

«Около 30 лет назад люди из Олонца нашли очень крупный клад, спрятанный в небольшом углублении в скале Нуотсаари (видимо, топоним от слова "nuotta" - "невод", то есть буквальный перевод: "Остров неводов")»

Спасаясь от чужеземцев-собак, «люди натирали ноги хвоей, и так им удавалось уходить от преследователей».

«В двух верстах от кирхи* в Куркийоки находится небольшой остров Каннансаари, называемый также Каннсаари и Каннесаари… Вот что говорится в сказании о том, как был разорен монастырь: "Во время большой войны монастырские ценности вывезли на шести лошадях, переправили на другой берег пролива и опустили на дно там, возле камня Сатулакиви ("Камень-седло"); колокола же утопили у Ляявямяки. А насельники монастыря ушли"13

Скорее всего, в этих преданиях речь идет о «большой войне» со Швецией, однако не исключены какие-то отклики и на «большую войну» с Наполеоном.


ОЛОНЕЦКИЕ СТРЕЛКИ, ОЛОНЕЦКИЕ ПОЛКИ


Автор 19 века Иванов пишет о том, как создавалась олонецкая дружина, принявшая участие в Отечественной войне: «В отечественную (так в тексте. – прим. авторов) войну 1812 года Олонецкая губерния принимала патриотическое участие в пожертвованиях на алтарь отечества…

В 1807 году было сформировано в губернии временное ополчение, которое осматривал на месте командированный из Петербурга с этой целью сенатор К. С. Рындин. При обнародовании Манифеста 6 июля 1812 года, которым призывалось все государство к обороне, Олонецкое дворянство положило собрать с 50-ти душ по одному ратнику…».14 Здесь уместно вспомнить пословицы, рисующие образ олончанина - увальня: «Наши молодцы не бьются, не дерутся, а кто больше съест, тот и староста».15 «Олончане день-то едят, ночь пережевывают».16

Ни шатко, ни валко, однако в итоге из олончан было собрано до 570 лучших стрелков. Олонецкие стрелки вошли в состав петербургского ополчения. На царском смотре особенно отличились три стрелка, заслуживших монаршее благоволение. Они, стреляя в яблоко, всадили три пули – пуля в пулю.* Недаром об олончанах ходила и такая поговорка: «Олонцы – добры молодцы». 17

«Начальником и учителем этой дружины был назначен отставной подполковник Моренталь».18 «Немного пришлось Моренталю заниматься обучением мужичков, которые в своих дремучих лесах и из своих самодельных винтовок били белку, в момент ее перелета с одной сосны на другую, и били непременно в голову, чтобы шкурку не попортить». Охота на белок сделало олончан прекрасными стрелками: «Самая распространенная в Олонецком крае охота — это… охота на белок. На белок охотятся с октября месяца и зиму. В это время шерсть на белках вся чистая, серая, без красноватых отливов... Лайка, почуяв белку на дереве, подбегает к последнему и лает на дерево. Охотник подходит к дереву, высматривает белку и стреляет в последнюю, стараясь попасть ей в голову, чтобы не испортить шкурки». 19

Еще одним учителем олончан был Букашка – его учеников впоследствии называли «букашками», как и учеников двух снайперов, героев Сталинграда Зайцева и Медведева – «зайчатами» и «медвежатами», без промаха бьющими в цель, вот такая перекличка эпох.

Затем бойцы вошли в корпус П. Витгенштейна. Части под его командованием заняли Берлин, генерал был награжден 2 алмазными шпагами.

«Наш Витгенштейн, вождь-герой,
Петрополя спаситель...»

И. Жуковский

«Олонецкие стрелки оказали подвиги храбрости при взятии Полоцка», дощли до Парижа. В Петрозаводске местное население встретило их с особой торжественностью, устроив за городом Триумфальную арку».20 Ворота были деревянными, существовали еще в 20 годы 19 века.

Место, где была поставлена Триумфальная Арка, располагалось по Петербургскому тракту, сегодня это трасса «Кола». Возможно, поиски архивистов и краеведов приведут к тому, что на ее месте будет установлен памятный знак.

Автор статьи в «Олонецком сборнике», как уже упоминалось, подписался как «Моряк-любитель». Олония имела выходы на Ладогу, Онего и Белое море. Петрозаводск – порт пяти морей, рекруты здесь становились матросами. Кстати, у моряков и морячек были свои предания и приметы – так, жители Кеми творили молитвы ветру, а для ветра «благоприятного» сажали на воду …таракана!21 Статья из Олонецкого сборника впервые была опубликована автором с применением современной орфографии на сайте техникума (http://lesteh-istoria.narod.ru/godu_rossiiskoi_isorii_posvyaschaetsya/).

Ведущий специалист Национального архива Республики Карелия И. С. Петричева нашла новые сведения22 об участии олончан в Отечественной войне. 20 егерский полк (103 петрозаводский) находился в составе армии Барклая де Толли.

В первый период войны этот полк участвовал в Бородинской битве. Воины из Карелии обороняли Багратионовы флеши. 7 сентября 1812 года французы, как известно, предприняли восемь атак на флеши. Огромные всадники, прикрытые блестящими кирасами (нагрудниками), в высоких металлических киверах, на огромных конях ринулись на русскую гвардию. Эта «лавина кирасир» и обрушилась, по преданиям, на олонецких стрелков. Множество их полегло на поли брани. Даже тяжелораненые, под копытами коней, олончане из последних сил стреляли в спины проносящихся кирасир.

В Бородинском сражении были использованы пушки Александровского завода.

Полк первым в русской армии был отмечен новой коллективной наградой – знаками на киверах с надписью «За отличие» и пожалован  гренадерским барабанным боем.

И. С. Петричева установила имена наших земляков

Из публикуемого нами документа известно имя героя из Олонецкого ополчения – старика-крестьянина Тимофея из деревни близ Петрозаводска, певшего песнь о взятии Полоцка, текст которой мы разыскиваем.23

Мы создали Яндекс-карту участников войны и выяснили, что, к счастью, половина деревень и сел сохранились, а значит, память о героях кому-то будет нужна.




Карта авторов: упоминающиеся в документах архива деревни, откуда происходили герои войны (скриншот Интернет-страницы).

(для просмотра нажмите Cntl и ссылку одновременно):

Как свидетельствуют документы Национального Архива РК, во время 1812-1814 гг. в русскую действующую армию направлялись мужчины 18-40 лет, ростом не менее 2 аршин 3 вершков (примерно 1,60 см).

Обмундирование рекрута состояло из мундира, шинели, панталон, галстука, манишки, фуражки и ранца. Служба рекрутов отнюдь не была безоблачной. В 60 годы 19 века великая олонецкая плакальщица Ирина Федосова выразила народный протест в завоенных плачах:


«И быдто белочки солдатики поглядают,

И быв упалы серы заюшки посматривают»


- из-за решеток петрозаводских казарм.

Однако все солдаты верно «служат Москве» в войнах и походах.

Сохранилась записанная П. Рыбниковым народная песня Олонецкой губернии о Кутузове, в художественном плане интересная аллитерацией:

«Как французского майора в полон взяли.

Проводили того майорика ко фельдмаршалу,

Ко фельдмаршалу — графу Кутузову.

Уж как начал его граф Кутузов спрашивать:

«Ты скажи, скажи, майорик,

«Ты французской,

«Еще много ль во Париже у вас силы»?

Отвечал ему майорчик:

- У нас силы во Париже сорок тысяч,

У самого Наполеона -три миллиона».24


От хранителя Национального музея Карелии А. Терешкина мы узнали, что в 1912 году, в канун юбилея Бородино, царь наградил шестерых доживших до столетия «ветеранов» битвы, и среди них был один олончанин.

В 1819 году император Александр Первый, герой войны в народных преданиях, посетил Петрозаводск с визитом. Народ говорил о царе как о боге. Проспект Ленина в нашем городе ранее (с 1912 года) именовался Бородинской улицей, появилась улица М. И. Кутузова. Обелиск в честь Петрозаводского полка стоит на Бородинском поле. В Храме Христа Спасителя в Москве увековечена память и об Олонецком полке, и об олонецком ополчении, перечислены сражения, в которых принимали участие наши предки-земляки.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Прошло 200 лет со дня начала Отечественной войны. Исторически это очень большой срок. Но и на долю нашего поколения выпало немало бытующих еще в народе преданий; историческая память дремлет в архивах и в фотокопиях страниц давних книг… «Но если утеряны безвозвратно письменные памятники, то никогда не могут совершенно изгладиться предания, созданные народною фантазиею. Переходя из уст в уста, они оставляют как бы нарез на сердце и памяти. Конечно, эти преданья испытывают всегда влияние каждого настоящего и более или менее превращены, но всегда интересны. Стоит прислушаться к ним и постигнуть сокрытую в них мысль».25 Так однажды услышанная нами история о белке – вестнице войны – подтолкнула нас к этой интересной, надеемся, и для читателя тоже, теме.


Список использованных источников


Национальный Архив Республики Карелия.

Карта Петрозаводска, 1917 год. Фонд 27, опись 11, дело 1/9

Карта Петрозаводска, 1854 год. Фонд 372, опись 1, дело 7/150, л. 9

Издания

Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия/ М. Забылин. / Москва: Изд. книгопродавца М.Березина,1880. – 608с.

Олонецкие губернские ведомости. 1846. № 13, 14.

Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 3 /Сост. [И.] Благовещенский. - Петрозаводск: Губерн. тип., 1894. 556с.

Поверья и предания Олончан //Олонецкие губернские ведомости. 1843. № 24.

Шайжин Н. Из жизни Олонецкого края в Отечественную войну // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1912 год. Петрозаводск, 1912. С. 35 – 48.


ПРИЛОЖЕНИЯ


Интернет-источники



http://elibrary.karelia.ru/collection.shtml


Электронная библиотека Карелии

http://www.xfile.ru/best/xf_10_137/index_2.htm


О «беличьей» примете в 1941 году

http://www.ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/Balashova.htm


Природные и метеорологические приметы войны

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_animals/103/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Описание семейства беличьих

http://library.karelia.ru/in_dmaterials/olonetskaja_gubernija_v_voine1812.html


Национальная библиотека Карелии, дополнительная литература по теме ополчения

http://voynablog.ru/2012/01/17/peterburgskoe-i-novgorodskoe-narodnye-opolcheniya-v-1812-godu/


Блог исторический, сведения о петербургском ополчении

http://wap.sebezh.borda.ru/?1-12-0-00000166-000-0-0-1337026842

Блог исторический, сведения о Витгенштейне, его оценка стрелков

http://ethnomap.karelia.ru/index.shtml

Этнография и фольклор Карелии, тексты

http://www.booksite.ru/ancient/history/min/uvs/hee/21.htm

Очерки по истории Вологды, где упомянут автор документа Олонецкого сборника – А. П. Кишилев.



НАГРАДА: ГРАМОТА ЗА ПОДПИСЬЮ РЕКТОРА МГУ В. САДОВНИЧЕГО ЗА ПЕРВОЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ «НЕДАРОМ ПОМНИТ ВСЯ РОССИЯ ПРО ДЕНЬ БОРОДИНА» ФЕСТИВАЛЯ НАУКИ 2012 ГОДА В ГОРОДЕ Москве, МГУ.





ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СОЗДАННОЙ РАБОТЫ: ФИРМА «АЛЬБИНА-ТУР ИСПОЛЬЗУЕТ МАТЕРИАЛЫ В СВОЕЙ ЭКСКУРСИОННОЙ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.



1 Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия/ М. Забылин. / Москва: Изд. книгопродавца М.Березина,1880 . С 578.

2 Бусый – серый, потемневший, «больной», по словарю Даля.

3 «Поверья и предания Олончан», Олонецкие губернские ведомости. 1843. № 24. с. 82

4 Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношениях, составленное В. Дашковым.-СПб.,1842.- 193 с

7 Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия/ М. Забылин. / Москва: Изд. книгопродавца М.Березина,1880. С. 25-26

8 Захаров Ф. Из воспоминаний об императоре Александре II-м // Олонецкие губернские ведомости. 1900. № 24. С. 2 – 3.

9 Мелкие портовые плавучие средства, баржи.

10 Дьяков Ф. Исторические воспоминания, относящиеся к городу Вытегре, и очерки его. Архив РГО, фонд Олонецкой губернии, р. 25, оп. 1. № 9. Так же: Шайжин Н. Из жизни Олонецкого края в Отечественную войну // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1912 год. Петрозаводск, 1912. С. 35 – 48.

11 Олонецкие губернские ведомости. 1869. № 56.

12 Шайжин Н. Из жизни Олонецкого края в Отечественную войну // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1912 год. Петрозаводск, 1912. С. 35 – 48. Также:: http://archives.karelia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=787%3Afrance-prisoners-olonec&catid=208%3A-2009-&Itemid=243

13 Цит. по: Швиндт П. Т. Народные предания северо-западного Приладожья, собранные летом 1879 года. /Издатель: "Кирьяж". Краеведский центр п. Куркийоки.


14 Олонецкий сборник, с 24.

15 Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия/ М. Забылин. / Москва: Изд. книгопродавца М.Березина,1880 . С 578.

16 Олонецкие губернские ведомости. 1895. № 90. С. 3 – 5.

17 Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия/ М. Забылин. / Москва: Изд. книгопродавца М.Березина,1880 . С 578.

18 Олонецкий сборник. С. 254 и далее с.239.

19  Соборнов А. Олонецкий край // Олонецкие губернские ведомости. 1895. № 53. С. 6 – 7.


20 Олонецкий сб. С.258.

21 Цит. по: Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия/ М. Забылин. / Москва: Изд. книгопродавца М.Березина,1880 . С 578.

23 Олонецкий сборник, с. 257.

24 Петров К. Олонецкие бытовые песни // Олонецкие губернские ведомости. 1868. № 28. С. 448 — 450.Некоторое время в начале войны Вологодское и Петербургское ополчение подчинялось именно Кутузову.

25 Олонецкие губернские ведомости. 1846. № 14, с. 7.