bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3
Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 46 г. Тверь


«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 46


Л.А.Бабенко_____________________


Авторская программа элективного курса для 9 класса по географии


«Как прекрасен этот мир — посмотри...»

(РЕКРЕАЦИОННОЕ РЕСУРСОВЕДЕНИЕ)





Автор:

учитель географии высшей

категории МОУ СОШ № 46 г. Твери

Медовникова Татьяна Викторовна


Тверь, 2009

СОДЕРЖАНИЕ


стр.


  1. Введение, актуальность, проблемный анализ 3




  1. Новизна, обзор литературы 4




  1. Концепция программы 5




  1. Методическое обеспечение элективного курса 6




  1. Перечень творческих работ 7




  1. Предполагаемые результаты 8




  1. Учебно-тематический план 8




  1. Содержание программы 11




  1. Список литературы 16

Пояснительная записка

  1. Введение.

Рекреационные ресурсы – все компоненты природной среды: климат, ландшафт, поверхностные и подземные воды, парки, лесопарки, музеи, стадионы, зоны отдыха. Природные рекреационные ресурсы представляют собой комплекс физических, биологических и энергоинформационных элементов и сил природы, которые используются в процессе восстановления и развития физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья. Практически все природные ресурсы обладают рекреационным и туристским потенциалом, но степень использования его различна и зависит от рекреационного спроса и специализации региона. На основе рекреационных ресурсов возможна организация отраслей хозяйства, специализирующихся на рекреационном обслуживании.

К рекреационным ресурсам относятся:

    • природные комплексы и их компоненты (рельеф, климат, водоемы, растительность, животный мир);

    • культурно – исторические достопримечательности;

    • экономический потенциал территории, включающий инфраструктуру, трудовые ресурсы.




  1. Актуальность. В рамках развития образования с 2011 по 2015 годы, важнейшим аспектом становится ориентация выпускника школы на рынок труда, повышение качества жизни и формирование функциональной грамотности учащихся.

Данная программа в связи с вышесказанным является частью ориентационного комплекса, входящего в структуру предпрофильной подготовки и формирующая целостное представление учащихся об элементах системы обслуживания населения, рынок которых значительно расширился. Активное участие школьников в практической части данной программы позволит им опробовать собственные экскурсоводческие и коммуникативные навыки на деловых играх и социально – предметных практиках.

Школа № 46 11 лет работает в рамках программы «Школа здоровья» и поэтому формирование адекватных представлений учащихся в ресурсах восстановления собственного здоровья при комплексном к нему подходе весьма важно. При этом данная программа расширяет объем общекультурного потенциала учащихся, формирует любовь к своей Малой Родине и создает предпосылки для гуманистического воспитания каждой личности.

Одной из важнейших функций современного образования при сохранении классно – урочной системы должно стать формирование функциональной грамотности учащихся, что выражается в:

а) непосредственном самосохранении здоровья, трудоспособности,

б) освоении житейских нужд, также способствующих самосохранению,

в) выполнении функций члена семьи и воспитателя детей,

г) выполнении функций, связанных с общественными и политическими отношениями,

д) приобретении знаний из самых разнообразных источников информации,

е) приобретении и совершенствовании профессиональных умений и навыков, оценку своих профессиональных возможностей.

Данная программа актуальна в связи с наличием в ней элементов исторического краеведения, биологической и экологической информации, а также элементов экономики, что делает программу интегрированной, формирующих грамотное целеполагание и ключевые компетентности учащихся (аналитико – деятельностную, прогностическую, коммуникативную, информационную и рефлексивную).

3. Проблемный анализ. Источником изменений является низкий уровень культуры подростков, низкая профессиональная и ориентационная мобильность, отсутствие умения охранять и восстанавливать собственное здоровье, а с другой стороны при рациональности современных подростков, не умение выбирать свой профессиональный путь.

Перспективное развитие Тверской области планируется через использование рекреационных ресурсов, которые присутствуют в значительном количестве в области, и знание их – это знание родной земли, что также необходимо.

Вопросы, поставленные в рамках программы, помогут учащимся познать мир во всей его красоте и богатстве, что сделает их самих значительно более богатыми и совершенными.

4. Новизна. Новизна программы состоит в полном рассмотрении нового для учащихся курса, материалы которого очень кратко рассматриваются в школьной программе. Рассмотрение целей курса осуществляется на достаточно высоком уровне, и акценты ставятся различные в разных разделах, направляя учащихся на: профориентацию, здоровьесбережение, духовный рост, саморазвитие. Новым является компоновка программы и значительный краеведческий компонент

5. Обзор литературы.

Методологической основой данной программы послужили идеи и труды сотрудников Института географии Академии наук под руководством В.С.Преображенского, определившие теоретические основы рекреационной географии, Д.В. Николаенко, автор теории социокультурных систем и миров, А.Ю. Александровой, специалиста в сфере географии туризма. В нашей стране на рубеже 1960–70-х гг. благодаря усилиям многих крупных ученых (В.С. Преображенский, А.А. Минц, Ю.А. Веденин, Н.С. Мироненко, И.В. Зорин, Б.Б. Родоман и др.) сформировалось мощное и разноплановое туристское направление в географии. Отечественные географы воспользовались древним латинским понятием «рекреация» («recreatio»), образовав производный термин – «рекреационная география». До сих пор в собственно географических кругах рекреационная география является наиболее емким и всеобъемлющим словосочетанием, связывающим географию и туризм.

6. Концепция.

Данный курс носит исключительно интегрированный характер, так как включает в себя вопросы истории, краеведения, здоровьесбережения. С другой стороны программа отличается поисковой направленностью, вписывающейся в рамки профессиональной ориентации. Рекреационное ресурсоведение как учебный курс выстроен на основе проблемной технологии, деятельностных форм работы и, прежде всего, проектной деятельности.

При отборе содержания учитывались следующие принципы:

  • принцип междисциплинарности (учет межпредметных связей) – программа носит интегрированный характер, ее содержание включает географические, исторические, биологические, социально-экономические и другие знания;

  • принцип комплексности – раскрытие взаимосвязей между компонентами природы и хозяйственной деятельности человека, влияющими на здоровье населения;

  • принцип региональной дифференциации – отражает уникальность географических объектов;

  • гуманитарно-культорологический – включение в содержание курса информации оптимальных мест отдыха для людей разных социальных групп.

  • Принцип здоровьесберегающей направленности объектов изучения.

Целью программы является профессиональная ориентация учащихся в направлении туристического менеджмента, углубление знаний по географии Тверского края и общекультурное развитие учащихся.


Задачи программы:

  • развивать общую культуру учащихся через систему знаний в области рекреационной географии как элемента общей культуры современного человека;

  • формировать целостное мировоззрение обучающихся через исторический, здоровьесберегающий, экономический элементы рекреационной системы знаний;

  • создать условия для реализации активного деятельностного компонента программы (по изучению рекреационных районов своего региона);

  • стимулировать творческую деятельность учащихся в рамках проектно – проблемной деятельности (педагогические и социальные практики);

  • сформировать позитивную мотивацию к изучению предмета на профильном уровне.


7. Методическое обеспечение элективного курса.

Методологической основой изучения вопросов взаимоотношения природы и общества являются ведущие идеи:

  1. идея целостности и единства природы;

  2. идея постоянного изменения природы под влиянием деятельности человека;

  3. идея рационального природопользования;

  4. идея использования рекреационных ресурсов для повышения качества жизни и здоровья.

  5. идея экологической целесообразности труда и поведения людей в окружающей среде.

Методическое обеспечение курса базируется на проблемно – деятельностной технологии, диалоговых формах работы, технологии «Дебаты», дискуссионных занятиях и поисково – исследовательской деятельности учащихся.

В преподавании используются элементы следующих технологий: разноуровневой, проблемной, теории решения исследовательских задач, КСО, здоровьесберегающей, технологии критического мышления, ИКТ, проектной.

Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся со значительной долей самостоятельной работы: использование различных источников информации, знакомство с методами картографирования, комплексным рекреационно-географическим исследованием территории, статистикой. Предложенная система заданий предусматривает последовательное наращивание сложности и повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение творческого и исследовательского опыта и знаний в реализации дальнейшей профессиональной траектории.

Методы и формы организации занятий в рамках элективного курса

- лекция и семинары;

- практикумы и экскурсии;

- защита проектов;

- выполнение исследовательской работы.

В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы сообщения и рефераты учащихся.

В качестве итоговой формы контроля используется защита проектного задания и результаты выполнения исследований.


Условия реализации и материально-техническая база для реализации курса экологическая полевая практика для 5-9 классов

  1. Создано и третий год реализуется эколого – географическая практика.

  2. Имеется школьная геграфическая лаборатория, полученная в рамках ПНПО.

  3. Школа обеспечена научно-методическим комплектом по географии.

Темы работ учащихся

Реферативные сообщения

  1. История возникновения и развития рекреационной географии в СССР.

  2. История возникновения и развития рекреационной географии: зарубежный опыт.

  3. Особенности современных рекреационно-географических исследований.

  4. Развитие и география международного туризма.

  5. География туризма как важнейший раздел рекреационной географии.

  6. Туристско-рекреационный потенциал страны (по выбору учащегося).

  7. Туристско-рекреационные ресурсы Альпийских государств.

  8. Замки и крепости зарубежной Европы как туристско-рекреационный ресурс.

  9. Москва и Санкт-Петербург как основные туристские центры России.

  10. Уникальность озера Байкал.

  11. Кунгурские пещеры.

  12. Национальные парки их виды.

  13. Историческое прошлое г. Твери.

  14. Культурные и исторические памятники г. Твери

  15. Православные храмы г. Твери.

  16. Историко-культурное наследие г. Твери.

  17. Историко-культурное наследие любого города области.

Исследовательские работы и проекты

  1. Рекреационные объекты Тверской области.

  2. Развитие въездного туризма в России.

  3. Туристский потенциал Тверской области.

  4. Рациональное использование и охрана природных растительных ресурсов Тверской области.

  5. Паломнический туризм в Тверской области.

  6. Курорты и санатории области.

  7. Край, в котором я живу.

  8. Волжские просторы.

  9. Жемчужины провинции.

  10. Дворянские гнезда Тверской области.

  11. Туристический маршрут по древним русским городам Кашин - Калязин – Углич.

  12. «Столица»  Вышневолоцкой водной системы первая искусственная система России- г. Вышний Волочек.

  13. Тверь - первый порт для круизных речных судов на Волге.

  14. Маршрут "Волга от истока до устья" и др.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации:

- картографическими (географическими картами, интерактивными);

- атласами - определителями

- текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой, Красной книгой РФ и Тверской области);

- диаграммами, рисунками, схемами, опорными конспектами и др.;

- интернет – ресурсами.

8.Предполагаемые результаты.

    • Высокий уровень усвоения учащимися системы знаний в области рекреационной географии как элемента общей культуры современного человека.

    • Сформированность пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений.

    • Понимание современных тенденций развития территориальных рекреационных систем.

    • Умение использовать карты, путеводители и другие источники для изучения условий и возможностей развития туризма в своей Тверской области.

    • Умение составлять карты «Рекреационные районы Тверской области и их специализация».

    • Умение составлять паспорт памятника культуры, природы и т.п.

    • Умение оценивать рекреационный потенциал определенной территории области.

    • Умение разрабатывать и обосновывать выбор маршрута с различной целью путешествия.

    • Умение создания собственного интернет-сайта по темам курса.

    • Умение разрабатывать экологическую тропу.


9. Контингент учащихся: учащиеся 9 класса

10. Объем курса: 20 часов (по 1 часу в неделю в течение двух четвертей).


11.Учебно-тематический план


№№

п/п

Наименование разделов

и тем


Всего

часов

В том числе по видам деятельности

Формы контроля

Лекции

семинары

экскурсии

Практи

ческие

занятия

1

2

3

4

5

6

7

I.


Введение.

Рекреационное ресурсоведение как наука

1

1







Составление опорного конспекта

II.

Ресурсный потенциал рекреационной деятельности

5

2,5




2,5




2.1

Рекреационные ресурсы и их оценка

1

0,5




0,5

Семинар «Ресурсная составляющая рекреационной и туристской деятельности»

2.2

Природные условия и природные рекреационные ресурсы

2

1




1

Составление паспорта памятника природы

2.3

Культурно-исторические рекреационные ресурсы

2

1




1

Составление паспорта памятника культуры

III.

Рекреационная деятельность: особенности и принципы организации

4

1

1

2




3.1

Рекреационная деятельность

1

1







Лекция учителя

3.2

Туризм – особый вид рекреационной деятельности

1










Деловая игра

«Международная выставка «Интурмаркет – 2010»

3.3

Введение в экскурсоведение как необходимое условие туризма.

1







1

Проектное занятие «Составление плана экскур-сии»

IV.

Рекреационные ресурсы мира

3







3




4.4

Рекреационное районирование и районообразующие признаки. Определение рекреационного района и его характерные черты.

1







1

Составление картосхемы «Рекреационные районы мира и их специализация».


4.2

Всемирное наследие. Путешествие по странам мира: «Что ни город, то норов»

1







1

Разработка виртуальных экскурсий в любой район мира.


4.3

Виртуальное путешествие в пределах России.

1







1

Пресс-конференция «Рекреацион-ная география Российской Федерации»

V.

Оценка рекреационного потенциала г.Твери и Тверской области

5

1

1

3







Рекреационные исследования учащихся.

5.1-5.2

Создание проекта. Экологическая тропа

2




1

1

Экскурсия «Ботанический сад и берег р.Тверцы»

Проект тропы

5.3

Разработка и составление маршрута тематической экскурсии

2

0,5




1,5

Маршрут «Д.И. Менделеев и Тверской край»

5.4

Разработка и составление маршрутов походов по Тверской земле.

1

0,5




0,5

Экскурсионные туры и походы

VI.

Итоговое занятие

2







2

Защита и обсуждение проектов




Всего

20

5,5

2

12,5





12.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


Раздел I. Введение (1 час)



следующая страница >>