bigpo.ru
добавить свой файл
1



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(ОмГУПС (ОмИИТ))






СОГЛАСОВАНО




УТВЕРЖДАЮ







Директор института менеджмента и экономики





Проректор по научной работе и инновациям





___________________С.А. Ветров_____

подпись

«_____»______________ 2012 г.

____________ ______________________

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________ 2013 г.

____________ ______________________

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________ 2014 г.

____________ ______________________

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________ 2015 г.

____________ ______________________

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________ 2016 г.






___________________В.Т. Черемисин_____

подпись

«_____»______________ 2012 г.

____________ ______________________

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________ 2013 г.

____________ ______________________

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________ 2014 г.

____________ ______________________

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________ 2015 г.

____________ ______________________

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________ 2016 г.




Кафедра: «Связи с общественностью»


Автор: Ветров Сергей Александрович, доктор философских наук, профессор


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Теория и философия культуры


Специальность научных работников: 24.00.01 "Теория и история культуры"


Квалификация (степень) выпускника: кандидат философских наук

Форма обучения: очная



Одобрена на заседании методической комиссии института

«___» _________ 2012 г. Протокол №__

«___» _________ 2013 г. Протокол №__

«___» _________ 2014 г. Протокол №__

«___» _________ 2015 г. Протокол №__

«___» _________ 2016 г. Протокол №__



Одобрена на заседании кафедры


«__» января 2012 г. Протокол № 5

«__» _________ 2013 г. Протокол №__

«___» _________ 2014 г. Протокол №__

«___» _________ 2015 г. Протокол №__

«___» _________ 2016 г. Протокол №__



Омск 2012 г.


1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения дисциплины «Теория и философия культуры» является углубление аспирантами знаний по теории и истории культуры и овладение методами философских, исторических и культурологических исследований, приемами и методами анализа проблем общества; культурологической терминологией.


  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Учебная дисциплина «Теория и философия культуры» относится к специальным дисциплинам отрасли науки и научной специальности (ОД.А.04).


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет:


____6____ зачетных единиц,


____216____ часов.


    1. Виды и объемы учебной работы по дисциплине ТОЭ

Вид учебной работы


Количество часов

Всего по учебному плану

Семестры

1

1

2

3

Аудиторные занятия (всего):

19

19

В том числе:













Лекции (лек) (всего / в интерактивной форме)

16/16

16/16

Лабораторные работы (лаб) (всего / в интерактивной форме)

-

-

Практические, семинарские занятия (прк)

-

-

Самостоятельная работа под контролем преподавателя (кср)

3

3

Самостоятельная работе (ср) (всего):

197

197

В том числе:







Рефераты

72

72

Проработка лекционного материала, подготовка к практическим, семинарским, лабораторным занятиям

125

125

Промежуточная аттестация (экзамен, зачет, зачет с оценкой/час)

Э / З / заО

0/0 /0

З/ 0

ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины:

Часов:

216

216

Зач. ед.:

6

6






    1. 3.3. Разделы учебной дисциплины




Номер семестра

Номер недели

Раздел учебной дисциплины

Краткое содержание раздела

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

лек

лаб

прк

ср

кп (кр)

пкп (пкр)

кср

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

1



Основные школы и направления в культурологии



Идеалистические концепции культуры. Марксистская концепция культуры. Структуруалистское направление. Модернистские и иррационалистические концепции культуры. Постструктуралистические концепции культуры.

8



-



-



64



-

-

1



73



Содержание учебной дисциплины входит в вопросы к кандидатскому экзамену по специальности






1

2

Типология культуры

Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского. Стадии развития различных типов культуры в концепции К. Н. Леонтьева. Морфология и типология культуры по О. Шпенглеру. Теория культурно-исторических циклов. А. Тойнби, П. А. Сорокина.



6

-

-

64

-

-

1

71






1



3



Методы культурологических исследований



Культурология как интегральная научная дисциплина. Культурометрические и математико-статистические подходы. Системный метод. Исторический: синхронный и диахронный методы. Метод культурологического анализа и синтеза. Моделирование и прогнозирование культурно-исторических процессов с использованием новейших информационных технологий в обработке потоков научной информации в режиме реального времени и постоянного мониторинга. Психоаналитический метод. Герменевтический метод.


2

-

-

69

-

-

1

72



















16

-

-

197

-

-

3

216

36




    1. 3.4. Лабораторные работы / практические занятия




Номер семестра

Номер недели

Раздел учебной дисциплины

Наименование лабораторной работы / практического занятия

Всего часов

1

2

3

4

5



3.5. Примерная тематика рефератов:


Наука в системе культуры.

Макродинамическая модель развития культуры

Циклическая и инверсионная модели культурной динамики

Эволюционизм и неоэволюционизм как модели культурного развития

Принцип и теория диффузионизма и проблема развития культуры

Функционалистское измерение культуры.

Культура как система.

Этнологические и этнографические подходы в культурологии.

Циклические теории культуры О. Шпенглера, А. Тойнби, П. А. Сорокина.

«Вызов – ответ» А. Тойнби как принцип эволюции культуры.

Классификация и типология культуры А. Тойнби.

Горизонтальная типология локальных цивилизаций.

Идеальные типы культуры в работах М. Вебера.

С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций»

Британская и Североамериканская культурантропологические школы и проблемы межкультурной коммуникации

Культурный релятивизм: роль ценностей в развитии культуры

Синергетическая модель культурной динамики

Э. Тоффлера «Футурошок»


4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


8.1. Основная литература


№ п/п

Наименование,

кол-во экземпляров в библиотеке

Автор(ы)

Место издания, издательство, год

Используется при изучении разделов (из п. 4.3)

Семестр

1

2

3

4

5

6

1

Культурология

72


Н. Г. Багдасарьян, А. В. Литвинцева, И. Е. Чучайкина и др. - 4-е изд., испр.

М. : Высшая школа, 2002. - 511 с.

Все разделы курса

1

2

Культурология ХХ век: антология.

3

-



М. : Юрист, 1995.

Все разделы курса

1

3

Основы и принципы типологии культуры

211

Л. М. Марцева

Омск : ОМГУПС, 1999. - 81 с.

Все разделы курса

1

4

Мировая художественная культура

19


Л. Г. Емохонова


М. : Академия, 2000. - 448 с


Все разделы курса

1

5

Культурологические школы

70

Л. М. Марцева

Омск : ОМГАПС, 1997. - 74 с.

Все разделы курса

1

6

Лекции по культурологии

2

В. С. Поликарпов

М. : Гардарика : Экспертное бюро, 1997. - 343 с.

Все разделы курса

1

7

Культурология

22

ред. А. И. Шаповалов

М. : Владос, 2004. - 319 с

Все разделы курса

1

8

Социальная культурология

2


Б. С. Ерасов

М. : Аспект пресс, 1996. - 591 с

Все разделы курса

1

9

Культурология для технических вузов

52

-

Ростов н/Д : Феникс, 2001. - 447 с

Все разделы курса

1

10



Мировая художественная культура

49



Ред. Б. А. Эренгросс



М. : Высшая школа, 2001. - 767 с.

Все разделы курса

1

11


Вопросы культурологии (ежемесячный журнал)

1


Главный редактор – А. В. Агошков

Издательский Дом «ПАНОРАМА». Москва. № 2012, 2011, 2010 г.г.

Все разделы курса

1

12

Личность. Культура. Общество (ежеквартальный журнал)

1




Главный редактор – Ю.М. Резник

Института философии РАН. Москва. № 2011, 2010, 2009, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003 г.г.

Все разделы курса

1

13

Культурология

2

ред. С. В. Лапина.

Минск : ТетраСистемс, 2006. - 495 с.

Все разделы курса

1

14

Культурология

30

А. В. Костина

М. : КноРус, 2008. - 314 с.

Все разделы курса

1

15

Культурология

20

В. В. Викторов

М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2010. - 410 с

Все разделы курса

1

16

Культурология

10

Н. Г. Багдасарьян.

М. : Юрайт, 2011. - 495 с.

Все разделы курса

1


4.2. Дополнительная литература



№ п/п

Наименование,

кол-во экземпляров

в библиотеке

Автор(ы)

Место издания, издательство, год

Используется при изучении разделов (из п. 4.3)

Семестр

1

2

3

4

5

6

1

Русская культура: история и современность

1

Т. С. Георгиева.

М. : Юрайт, 1999. - 576 с.

Все разделы курса

1

2

Введение в историю русской культуры (теоретический очерк)

3

И. В. Кондаков

М. : Наука, 1994. - 379 с.

Все разделы курса

1

3

От Руси к России

1

Л. Н. Гумилев

М. : Экопрос, 1992. - 335 с.

Все разделы курса

1

4

Закат Европы : очерки морфологии мировой истории

1

О. Шпенглер

Минск : Попурри, 1998

Т. 1 : Образ и действительность : монография. - 1998. - 684 с.

М. : Мысль, 1998 Т. 2 : Всемирно-исторические перспективы : научное издание. - 1998. - 606 с

Все разделы курса

1

5

Россия и Европа

1

Н. Я. Данилевский.

М. : Книга, 1991. - 574 с

Все разделы курса

1



4.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

eLIBRARY.RU, УИС РОССИЯ. Irbis, Polpred.com и др.


5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


9.1. Требования к аудиториям (лабораториям, помещениям, кабинетам) для проведения занятий с указанием соответствующего оснащения.

Лекционные аудитории должны быть оснащены персональным компьютером, мультимедиапроектором и экраном, стеклоэмалевой доской для записей мелом.

9.2. Требования к программному обеспечению, используемому при изучении учебной дисциплины.

Для изучения дисциплины используется лицензионное программное обеспечение: Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint и др.


Автор рабочей программы:


доктор философских наук,

профессор Ветров С. А.