bigpo.ru
добавить свой файл
1
Министерство образования и науки Российской Федерации


Московский Физико-Технический Институт

(технический университет)


«Утверждаю»

Проректор Т.В.Кондранин

Факультет: ФАКИ


Кафедра: СУМГФ


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ


«КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ


СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И НАУКИ»


Направление:


Шифр учебного плана:


Выпускающая кафедра: СУМГФ


Факультет: ФАКИ


Форма обучения: очная


Всего часов: 66


Распределение времени студента по видам занятий

Семестр 9 10

По учебному плану, часов 33 33

Лекции, часов 33 33

Лабораторные занятия - -

Курсовая работа - -

Форма контроля - д/зачёт


МОСКВА 2004


1. Цели и задачи дисциплины.


Целью данного курса является расширение общего кругозора, развитие культуры мышления, формирование научного, объективного мировоззрения.

Концептуальные основы современного естествознания и техники невозможно понять без анализа истории науки и без изучения связи их с развивающейся техникой. Для осознания тенденций и проблем и проблем этого развития требуется разрушить догматичность и технократичность мышления учёного и инженера и сформировать комплексный системный подход к научному исследованию и инженерному проектированию. Собственно, это и является целью постоянной философско-методической рефлексии исследовательской и проектировочной деятельности инженера-исследователя. Важным разделом такого подхода является поиск и развитие путей предпроектного проектирования высокотехнологичной аппаратуры и приборов.

С этой точки зрения и будут рассмотрены специфика истории науки и техники, их современные концептуальные основы, проблемы и тенденции развития, а также различные методы их осознания в философии науки техники. Будет также уделено внимание предпосылкам и основным положениям теории познания.

Важным аспектом дисциплины является ознакомление с различными подходами к одинаковым проблемам и задачам и сопоставление и анализ этих подходов. Развитие у студентов умения и навыка к применению таких методов также является одной из задач дисциплины.


2. Содержание дисциплины.


2.1 Наука как предмет исследования и управления.

2.2 Основные концепции современного естествознания и философии науки.


2.3 Эпистемы научного познания. Основания научного и философского познания.


2.4 Научное познание. Истина и её формы. Факт, вера, истина, познание.

Три формы познания.


2.5 Законы природы. Закономерности мира и причины закономерности.


2.6 Рациональность науки и мировоззрения. Различие физической и технической теории.


2.7 Математический взгляд на эволюцию физики.


2.8 Мировые константы, их взаимосвязь и её причины.


2.9 Модель электрона.


2.10 Модель атома.


2.11 Модель мира.


2.12 «Теория» Большого взрыва.


2.13 Стационарная Вселенная.


2.14 «Живая» Вселенная. Другие модели Вселенной. Взаимосвязь параметров.


2.15 Свойства воды.

2.16 Биохимия. Молекулярные основы жизни.


2.17 Комбинаторная химия.


2.18 Генетика. Генная инженерия. Генный анализ методами микроэлектроники

2.19 Энергоинформационное взаимодействие.


2.20 Квантовое взаимодействие.


2.21 Торсионные поля.


2.22 Понятие «лженауки»


2.23 Биологическая эволюция.


2.24 Эволюция техники. Механика, Электротехника, радиотехника, электроника, микроэлектроника, наноэлектроника. Микромеханика.


2.25 Взаимодействие биоэволюции и технической эволюции.

2.26 Глобальная эволюция. Общество, экология.


2.27 Воздействие технической и технологической эволюции на общество.


2.28 Проблемы цивилизации. Путь разума.


2.29 Семиотика в познании мира.


3. Рекомендованная литература

3.1 Каратини Роже. Введение в философию.Эксмо. Москва. 2003.

3.2 Рассел Б. Человеческое познание. НИКА-ЦЕНТР.Москва.2001.

3.3 Кузанский Н. Об ученом незнании.Азбука. Санкт-Петербург. 2001.

3.4 Декарт Р. Разыскание истины. Азбука. Санкт-Петербург.2000.

3.5 Тайнов Э. Трансцендентальное. Мартис-Пресс. Москва.2002.

3.6 Рузавин Г. Концепции современного естествознания. Юнити. Москва.2001.

3.7 Найдыш В. Концепции современного естествознания. Гароарики. Москва. 2000.

3.8. Горохов В. Концепции современного естествознания и тезники. Инфра-М. Москва. 2000.

3.9 Карпенков С. Концепции современного естествознания. Высшая школа. Москва. 2003.

3.10 Рау. В. Общее естествознание и его концепции. Высшая школа. Москва.2003.

3.11 Фадеев. Л. Математический взгляд на эволюцию физики. Природа. 1989, №5.

3.12 Авраменко Р. Будущее открывается квантовым ключом. Химия. Москва. 2000.

3.13 Ленииджер А. Основы биохимии.Мир. Москва. 1985.

3.14. Айала Ф., Кайгер.Дж. Современная Генетика. Мир. Москва. 1987.

3.15 Пригожин И. Порядок из хаоса. Прогресс. Москва. 1986.

3.16 Раушенбах Б. Пристрастие. Аграф. Москва. 2000.

3.17 Белонучкин В. Относительно относительности. Долгопрудный 1996.

3.18 Высоцкий Б. Введение в специальность коструктора РЭС. Высшая школа. Москва. 1990.

Валиев К. Микроэлектроника: достижения и пути развития. Наука. Москва. 1986.

3.19 Стратегия жизни в условиях планетарного экологического кризиса. Под редакцией Красногорской Н. Том1, том 2, том 3. Гуманистика. Санкт-Петербург. 2002.

3.20 Моисеев Н. Судьба цивилизации. Путь разума.МНЭПУ. Москва. 1998.


Составил: проф., доктор технических наук


Лаврищев В.П.