bigpo.ru
добавить свой файл
  1 ... 5 6 7 8 9 ... 11 12

Раздел 2 «Прогноз развития рынков и технологий в сфере деятельности платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»


2.1.1. «Видение будущего» и перспективы развития отраслей»

В области нефтепереработки и нефтехимического синтеза можно указать на несколько основных тенденций развития на современном этапе в мире:

  • Будет продолжено увеличение доли инвестиций в разработку нетрадиционных видов углеводородного сырья: битумов, нефтяных песков, сланцевого газа, метана угольных пластов, что приведет к появлению неожиданных новых технологий. В течение 10-15 лет произойдет активное вовлечение в переработку тяжелых нефтей и битумов из-за исчерпания запасов легких нефтей и необходимостью разработок новых месторождений с высокой себестоимостью добычи. Продолжиться рост роли гидропроцессов и вторичных процессов переработки, в том числе и нестандартных. Следует ожидать развития и внедрения технологий превращения природного и попутного газа в сырье для нефтехимии и в моторные топлива;

  • Чрезвычайно динамично будет развиваться сфера регулирования нефтеперерабатывающих производств и качества продукции, что ведет к существенной неопредленности на долгосрочном этапе развития. Во всем мире продолжит свое развитие тенденция постоянного повышения качества производимых нефтепродуктов вместе с ужесточением экологических требований к качественным характеристикам моторных топлив. Тенденция и далее будет поддерживаться законодательным изменением стандартов на моторные топлива и, как следствие, изменение структуры процессов нефтепереработки, направленных на производство моторных топлив. Будет продолжено развитие в передовых западных странах процессов и строительстве новых установок по облагораживанию и улучшению качества промежуточных продуктов первичной переработки нефти по сравнению с вводом новых мощностей по переработке сырой нефти;

  • Развитие сектора переработки углеводородных ресурсов будет связано с ростом спроса на моторные топлива и продукты нефтехимии и одновременным снижением потребления продукции нефтепереработки в энергетическом и промышленном секторах экономики. Это приведет к дальнейшему развитию комплексного подхода к переработке нефти и газа с максимальной глубиной переработки и использованием процессов, позволяющих получать продукцию высокой степени переделов в нефтехимии.

  • Переход от «грязных», загрязняющих окружающую среду технологических процессов к технологиям, соответствующим принципам «зеленой химии» и энергосбережения.

  • Развитие новых методов производства различных типов олефинов как основного сырья для нефтехимического синтеза. «Диверсефикация производства», развитие производства большого ассортимента специальных полимеров и композиционных полимерных материалов с новыми свойствами (электро-, радиационно-, теплопроводными, огнестойкими, пламязатухающими, с регулируемой плотностью и наполнением, самосмазывающими, экологически безопасными и др.). Композиционные материалы непосредственно ориентированы на потребителя продукции и нацелены на замещение металла в изделиях, снижение веса и усиление прочности при одновременном достижении наилучшего соотношения производительность – затраты.

  • Рост мощностей переработки в развивающихся регионах (Ближний Восток, Южная Азия) увеличит существующие на рынке диспропорции и потребует усиления конкурентных позиций отечественных производителей. Продолжится формирование нескольких «точек роста» в мировом нефтегазохимическом комплексе. Роль «старых» нефтегазохимических центров в США, Канаде, западноевропейских странах, Японии будет снгижаться, будет расти роль нефтегазохимических кластеры в Саудовской Аравии, Южной Корее, Бразилии, Китае, Индии и ряде других стран. В качестве тенденции следует указать также на разделение бизнеса крупными ВИНК на две независимые компании – по геологоразведке и добыче и по нефтепереработке и сбыту.

Для России развитие нефтепереработки должно привести к преодолению существенное отставание от своих основных конкурентов как по уровню реализуемых технологий, так и по степени использования имеющихся природных ресурсов, в том числе значительное отставание в части глубины переработки нефти. Увеличение глубины переработки нефти к 2020 году достигнет 85%, что произойдет вместе с окращением производства топочного мазута до 13-14 млн. т/г. Увеличиться доля процессов, перерабатывающих тяжелые остатки, облагораживающих процессов. Будет обеспечено мировое технологическое лидерство по переработке тяжелых нефтей и рост глубины переработки углеводородного сырья не менее 93% к 2030 году. Будет обеспечено создание современной промышленности производства топлив, отвечающих самым жестким требованиям со стороны регулирующих органов. Существенно увеличиться качество производимой продукции с переходом к производству топлив по 4 и 5 классу в соответствии с требованиям технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», Во всех случаях предполагается существенный рост роли российских технологий. Будет обеспечена конкурентоспособность на мировом уровне по технологиям вовлечения в переработку альтернативных углеводородных ресурсов (природный и попутный газы). Будет ликвидировано отставание от мирового уровня катализаторной промышленности и обеспечено включение РФ в число мировых лидеров в данной области.

Будет существенно увеличена доля производства высокотехнологичной продукции переработки углеводородных ресурсов, увеличится число производств, которые могли бы удовлетворять спрос на продукцию высоких переделов, в товарной структуре выпуска существенно увеличиться доля прогрессивных сортов продукции, наиболее востребованных как на мировом, так и на российском рынке, существенно расширится соответствующий ассортимент предлагаемых видов продукции. Будет обеспечена конкурентоспособность отрасли на мировом рыке и созданы условия для импортозамещения и удовлетворения внутреннего спроса в высококачественной высокотехнологичной химической и нефтехимической продукции глубоких переделов. В связи с внедрением новых технологий существенно возрастет уровень экологичности и безопасности производства и потребления продукции нефтегазопереработки и нефтехимии, ухудшение экологической обстановки.


2.1.1. Виды продукции платформы, имеющие наилучшие рыночные перспективы в кратко-, средне- и долгосрочном периоде

А) Продуктовая группа, связанная с процессами и катализаторами переработки тяжелых нефтей и нефтяных фракций.

  • углеводородные газы и синтетическая нефть, полученные в результате комплексной и безотходной конверсии тяжелых нефтяных остатков на наноразмерных катализаторах

  • катализаторы гидрокрекинга, гидроочистки различных нефтяных фракций и прежде всего вакуумного газойля

  • битумы специальные, дорожные и вяжущие.

  • Кокс специальный и коксующая добавка

Б) Продуктовая группа, связанная с технологиями получения высококачественных моторных топлив и сырья для нефтехимии.

  • бензины и средние дистилляты, полученные в процессе аликлирования, гидроизомеризации, риформинга и каталитического крекинга и соответствующие требованиям Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (класс 4 и класс 5);

  • авиационные керосины и дизельные топлива, полученные в результате использования технологий гидроочистки и гидродеароматизации и соответствующие требованиям Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (класс 4 и класс 5); керосины для использования в реактивной технике высокой плотности;

  • фракции ББФ и ППФ, полученные вместе с бензином и средними дистиллятами в процессе глубокого каталитического крекинга и соответствующие стандартным требованиям к указанным фракциям;

  • катализаторы алкилирования, крекинга, в том числе для глубокого каталитического крекинга, риформинга, в том числе в движущемся слое катализатора, изомеризации легких бензиновых фракций С5-С8, гидроочистки бензиновых и дизельных фракций.

В) Продуктовая группа, полученная в результате использования технологий переработки природного и попутного газа:

  • Легкий газовый конденсат, полученный в результате переработки попутного нефтяного газа. Содержание в продукте парафинов менее 5%, ароматических соединений менее 5%.

  • Этан, полученный в результате использования процесса мембранного отделения этана от метана.

  • Этилен и пропилен, полученные из природного (попутного) газа, как с использованием дегидрирования, так и с применением процесса превращения газов в олефины.

  • Высокооктановый бензин, полученный из природного газа с использованием процессов «газ в жидкость» и ароматизации «жирного газа». Содержание дурола в бензине менее 0,5%, содержание ароматических соединений составляет 15-30%, изопарафинов 60-65%. Продукт соответствует требованиям Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (класс 4 и класс 5).

  • Синтетическая нефть, полученная в результате реализации технологии процесса Фишера-Тропша и продукты ее переработки.

  • Катализаторы для превращения синтез-газа в олефины, высокооктановый бензин, аналог газового конденсата; ароматизации газового конденсата и попутного нефтяного газа; паровой конверсии природного газа и синтез-газа.

Г) Продукты, полученные в связи с созданием технологий и катализаторов производства мономеров для нефтехимии:

  • олефины (этилен и пропилен; бутен-1 и гексен-1 полимеризационной чистоты; децены, ряд специальных мономеров – циклопентен, норборнен, норборнадиен и др., изоолефины С6, С8, С10, С12 и С14, высшие линейные альфа-олефины и олигомеры альфа-олефинов);

  • бензолсодержащие мономеры и их предшественники, такие как стирол и этилбензол, п-дивнилбензол и п-диэтилбензол, фенол, метилстирол и изопропилбензол и др.; ряд полярных мономеров, таких как акрилонитрил, акриловая кислота, капролактам, терефталевая кислота, малеиновый ангидрид, толуолдиизоцианат, метилендифенилдиизоцианат, полученные по отечественным технологиям;

  • катализаторы для получения ряда мономеров (нитрила акриловой кислоты, акриловая кислота, капролактам, формальдегид, терефталевая кислота и т.д.), предшественников бензолсодержащих мономеров – этилбензола, п-этилбензола, изопропилстирола; сырья для производства фенолформальдегидных смол, для дегидрирования широкого спектра углеводородов.

Д) Основные виды продукции, на разработку (совершенствование) которой направлена деятельность технологической платформы по направлению «Катализаторы и процессы получения водорода и синтез-газа»:

  • катализаторы получения водорода и синтез-газа;

  • компактные с высокой удельной производительностью топливные процессоры для ТОТЭ, бензиновых ДВС, дизельных двигателей, газопоршневых ДВС, двигателей Стирлинга, газотурбинных установок;

  • компактные многофункциональные топливные процессоры для энергетических установок на базе ТОТЭ и ПОМТЭ.

Е) Продукты, связанные с производством полимерных материалов, в том числе для экстремальных условий и специальных композиционных материалов с использованием разрабатываемых технологий и катализаторов:

  • полимеры с высокой добавленной стоимостью и продукты из них, такие как полиакрилонитрил (прекурсор высококачественных углеволокон); синтетические нити, конструкционных пластики, в том числе поликарбонатных, и т.д.

  • специальные и функциональные полимеры, обладающие ценными свойствами, такие как СМПЭ, полипентенамер, полимеры на основе норборнена, специальные каучуки, кремнийорганические полимеры.

  • полимерные композиционные материалы (КМ), том числе гибридные и модифицированные наноматериалами и материалы на основе препрегов; полимерные материалы, полученные методом фронтальной полимеризации.

  • пенополистирол, полиметилметакрилат.

  • функциональные полимерные нанокомпозиты и защитные гидрофобные, антифрикционные покрытия на основе фторсодержащих теломеров.

  • катализаторы полимеризации олефинов и получения синтетических каучуков.

Ж) Продуктовая группа, связанная с процессами и катализаторами азотной промышленности:

  • катализаторы паровой конверсии природного газа с повышенной каталитической активностью, прочностью, термостабильностью;

  • катализаторы средне- и низкотемпературной конверсии СО, характеризующиеся высокими показателями активности, механической прочности, селективности, в первую очередь, в плане снижения образования побочного метанола, устойчивостью к отравлению каталитическими ядами;

  • катализаторы синтеза метанола с уменьшенным содержанием никеля (31,3%) и заменой дорогостоящего активного оксида алюминия на алюминаты кальция, обеспечивающие малый перепад давления, улучшенные условия тепло- и массобмена, сокращение расхода электроэнергии при производстве аммиака на 10-15%;

  • водородсодержащий газ, аммиак, метанол.

З) Продукты, полученные в результате использования процессов нефтехимического основного и тонкого органического синтеза с использованием разрабатываемых технологий и катализаторов:

  • продукты селективного гидрирования диенов и ацетиленов, нитроароматических соединений, малеинового ангидрида и др.;

  • алкилароматические соединения, (этилбензол, изопропилбензол, диизопропилбифенил, изопропилнафталин, ксилолы и др.);

  • линейные моно-С10-С30 алкилбензолы (включая смеси моно- С10-С13 и индивидуальные С10-, С12- и С14- алкилбензолы) (ЛАБ); поли-С6-С30 алкилбензолы (ПАБ);

  • продукты, полученные в результате дегидратации и конденсации с использованием гетерогенных кислотных катализаторов (простые и сложные эфиры, диены), высшие спирты и амины;

  • катализаторы окисления, гидроформилирования, гидроаминирования и гидрирования для получения растворителей технических масел, спиртов, карбоновых кислот, альдегидов, кетонов (сырья для производства экологически чистой пищевой продукции, медпрепаратов, средств защиты растений).



      1. Развитие рынков нефтепереработки и нефтехимии в мире.

Можно указать на следующие основные тенденции развития целевых рынков в мире.

Рынок топлив и нефтепродуктов.

В долгосрочном плане данный рынок ТП будет расти (от 1.5 до 4% в год в зависимости от страны). При этом с учетом вытеснения низкокачественных топлив спрос на экологически чистые топлива будет увеличиваться существенно большими темпами. В России с учетом характеристики ее авторпарка, высокой скорости его увеличения, оснащения автомобильного парка двигателями, требующими бензина высокого качеств (Евро-4, Евро-5), рост спроса на высококачественный бензин (3-4% в год) будет опережать рост спроса на дизельное топливо. Конкуренция со стороны иностранных производителей продукции вряд ли возможна в ближайшем будущем из-за ценовых факторов. Основной барьер входа на российский рынок для иностранных производителей – высокая цена по сравнению с российской из-за существенно более высокого качества и значительных транспортных издержек. Основной барьер входа на иностранные рынки топлив – низкое качество топлив и не соответствие их стандартам. Смена поколений продукции и появление новых технологий на рынке определяется прежде всего изменением требований к топливам и стремлением к максимально эффективному использованию сырья. Доля сырья, перерабатываемого с использованием усовершенствуемых технологий растет на 1.5% в год по процессам углубления переработки, на 3% в год по процессам гидрооблагораживания, на3-3.5% в год для процессов улучшения качества бензина. В ближайшее время возможен рост на технологии гидропереработки тяжелых фракций нефтей.

Химическая переработка природного и попутного газов.

Данный рынок будет привлекательным в связи с ростом объемов С2-С4 газов, выделяемых из природного и попутного газа и как следствием возможными относительно низкими ценами на сырье. Добавленная стоимость составляет 200- 250 долл на 1 т производимого из указанных газов первичных продуктов нефтехимии. Производство и спрос метанола будет расти примерно на 4-5% в год. В течении нескольких лет также планируется рост спроса на метанол в связи с увеличением производства олефинов из метанола (до 5 млн т.). Кроме того, сам природный газ и продукция на его основе с ростом цена на нефть оказывается привлекательным сырьем для получения не только метанола, но и различных новых продуктов на его основе (олефины, топлива). Высока вероятность роста на азотсодержащие удобрения. Россия обладает самыми большими запасами газа в мире и высокими ценовыми конкурентными преимуществами в данной сфере. Будет продолжаться перемещение производств в регионы с дешевым сырьем, удобной логистикой и/или динамично растущим спросом. Так доля пиролизных мощностей, размещенных на Ближнем Востоке (дешевое сырье и удобная логистика) и в странах Северо-Восточной Азии (емкий рынок и активно растущий спрос), увеличилась
с 27 % в 2000 году до 41% в 2010 году. По прогнозам, к 2020 году доля этих регионов в мировых мощностях увеличится и составит 46% (рис. 7).




ИСТОЧНИК: SRI, Technon

Рис.7. Динамика развития мировых пиролизных
мощностей в 2000, 2010 и 2020 гг., тыс. тонн этилена.


В результате страны Ближнего Востока, прежде всего – Саудовская Аравия и Иран – становятся лидирующими производителями крупнотоннажной нефтегазохимии и ключевыми конкурентами для производителей из традиционных регионов Европы и Америки. Страны Азии, в свою очередь, становятся как крупными производителями, так и основными рынками сбыта для продукции крупнотоннажной нефтегазохимии. Барьеры выхода на иностранные рынки связаны с высокой стоимостью производства из-за низкого технологического развития. Основные конкуренты российских предприятий – компании Китая и Ближнего Востока. Основные барьеры входа на иностранные рынки связаны с фактором цены, барьер входа на отечественный рынок определяется низкой стоимостью сырья на рынке и невысоким спросом на метанол, который будет увеличиваться при внедрении технологий, предлагаемых к реализации в технологической платформе.

Промышленность нефтехимического синтеза (нефтехимия).

Спрос на основное нефтехимическое сырье будет расти - по пропилену рост до 5% в год, по этилену – 3.5-4% в год. В России высокий спрос на сырье для нефтехимии и первичную нефтехимическую прдукцию существует значительный дефицит первичного сырья, который ограничивает возможный рост производства отечественных предприятий нефтехимической продукции высоких переделов. Введение новых мощностей переработки указанного сырья и переориентация поставок нафты на внутренний рынок; создание технологий получения различных типов новых мономеров и другой продукции на основе нефтехимического сырья приведет к резкому расширению спроса на новые технологии в данной сфере.

Промышленность производства полимеров и полимерных материалов.

Определяется близостью данного сектора к конечному потребителю и высокой добавленной стоимостью по продуктам (700-900 долл на 1 т. продукции). Конкуренция в данном секторе возможна с иностранными компаниями с Ближнего Востока, имеющими ценовое преимущество в производстве базовых полимеров. Рынок характеризуется стремительным обновлением особенностей отдельных технологий для создания полимеров и конструкционных материалов с новыми свойствами. Это определяет смену поколений продукции в данной области. В России перспективы данного рынка особенно высоки не только с учетом высокой доли зарубежных производителей на рынке, но и в связи с необходимостью как минимум трехкратного повышения потребления полимеров в РФ на душу населения по сравнению с современным уровнем. Барьер входа для иностранных конкурентов связан с низким уровнем маржинальных издержек в промышленности РФ для производства полимеров из-за низких цен на сырье. Что касается каучуков, то в мире спрос на синтетические каучуки сместится в сегмент каучуков нового поколения, так называемых высокоэффективных специальных каучуков, позволяющих удовлетворить жёсткие требования госрегулирования. Так к 2020 году ожидается острый дефицит на новые поколения функционализированных растворных каучуков (ДССК, СКД, СКИ) и на специальные каучуки, применяемые в добавках.

Промышленность тяжелого органического синтеза.

Рост в данном секторе может составить 4-7% в зависимости от наличия сырья и скорости внедрения современных технологий. В России основная проблема на этом рынке связана с очень низким уровнем технологий в данной сфере, и как следствие высокими издержками на единицу продукции отсутствием предприятий, производящих продукцию высоких переделов. Барьеры входа на рынок со стороны конкурентов почти отсутствуют (например, на рынке моющих средств более 70% занимают компании с иностранным участием). Высока скорость появления новых продуктов на основе широкого ассортимента отдельных видов химической продукции. Важным фактором в данной сфере является дальнейшее смещение фокуса традиционных нефтегазохимических регионов – США и Европы – с крупнотоннажной нефтехимии на спецхимию. США и страны Евросоюза диверсифицируют свой портфель инвестиций в сторону высоких технологий глубокой переработки с производством наукоемкой малотоннажной продукции. Это во многом обусловлено наличием развитых уникальных технологий в этих странах и низкой конкурентоспособностью по нефтегазохимическому сырью, особенно по сравнению с Ближним Востоком. Традиционные нефтегазохимические рынки становятся интересны для новых конкурентоспособных производителей крупнотоннажной продукции, способных потеснить местных игроков. Однако потенциал роста спроса на этих рынках незначительный.


2.1.3. Перспективы развития целевых рынков платформы в РФ

На перспективу до 2030гг. нефтеперерабатывающая отрасль будет развиваться в следующих направлениях:

  • дальнейшее улучшение качества моторных топлив с постепенным приближением к качеству топлив в Западной Европе Евро-4,5;

  • углубление переработки нефти за счет применения новейших технологий по переработке нефтяных остатков;

  • увеличение объема переработки нефти будет определяться объемами потребления автобензина в РФ и возможностью продаж избытков автобензина в страны Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанский регион;

  • ускорение сроков ввода мощностей технологических установок и производств на замену морально и физически устаревших.

По прогнозам, объем переработки нефти, газового конденсата и производства нефтепродуктов в целом по России к 2015 году при умеренном сценарии развития возрастет на 4%, а к 2020 году на 15%, в то же время при благоприятном и инновационном сценариях к 2015 году на 5%, а к 2020 году на 35% при благоприятном и 23% при инновационном варианте развития.

Прогноз изменения показателей глубины переработки и, соответственно, выхода светлых фракций по всем рассматриваемым сценариям совпадает и к концу прогнозного периода глубина переработки увеличится до 89–90%.

При максимально возможной загрузке существующих мощностей, объем переработки нефти на всех завода составляет около 263 млн.т нефти в год. Анализ соотношения имеющихся и фактически используемых мощностей показал, что при умеренном сценарии развития дефицит мощностей проявится только в 2030 году, при инновационном и благоприятном сценариях – к 2020 году (Таблица 33).

Таким образом, очевидно, что необходимо увеличение существующих мощностей по переработке нефти и газового конденсата. Планируемые к вводу мощности (Таблица 31) к 2020 году составляют более 80 млн. тонн в год, что достаточно даже при благоприятном сценарии развития.

Развитие рынков конкретных нефтепродуктов в РФ определяются прежде всего факторами, связанными с ужесточением экологических требований к продукции со стороны государства, прежде всего Техническим регламентом. Следует отметить, что требования по выполнению регламента по топливам, стимулируют прежде всего развитие процессов, улучшающих экологические характеристики компонентов топлив и несколько отодвигают на второй план ввод в действие процессов, углубляющих переработку нефти, т.е. процессов переработки тяжелых остатков, без которых невозможно дальнейшее развитие нефтепереработки и увеличения глубины переработки нефти выше 80 – 85 %.

Сегодня в России производится несколько типов бензинов (АИ-80 (А-76) («стандарт»), АИ-92 («регуляр»), АИ-95 («премиум»), АИ-98 («супер»), АИ-92ЭК, АИ-95ЭК), дизельных топлив (летнее, зимнее, арктическое), керосинов (авиационный керосин, ракетное топливо, технический керосин), мазутов (котельное топливо, флотский). Качество большинства нефтепродуктов определяется соответствующими стандартами и регламентами. В 2008 году правительство РФ изменило сроки ввода на российском рынке евростандартов моторного топлива. Бензин стандарта ниже «евро-4» запрещается выпускать только с конца 2012 года. В долгосрочном плане данный рынок ТП будет расти (от 1.5 до 4% в год в зависимости от страны). При этом с учетом вытеснения низкокачественных топлив спрос на экологически чистые топлива будет увеличиваться существенно большими темпами. В России с учетом характеристики ее авторпарка, высокой скорости его увеличения, оснащения автомобильного парка двигателями, требующими бензина высокого качеств (Евро-4, Евро-5), рост спроса на высококачественный бензин (3-4% в год) будет опережать рост спроса на дизельное топливо. Конкуренция со стороны иностранных производителей продукции вряд ли возможна в ближайшем будущем из-за ценовых факторов. Основной барьер входа на российский рынок для иностранных производителей – высокая цена по сравнению с российской из-за существенно более высокого качества и значительных транспортных издержек. Основной барьер входа на иностранные рынки топлив – низкое качество топлив и не соответствие их стандартам. Смена поколений продукции и появление новых технологий на рынке определяется прежде всего изменением требований к топливам и стремлением к максимально эффективному использованию сырья. Доля сырья, перерабатываемого с использованием усовершенствуемых технологий растет на 1.5% в год по процессам углубления переработки, на 3% в год по процессам гидрооблагораживания, на 3-3.5% в год для процессов улучшения качества бензина. В ближайшее время возможен рост на технологии гидропереработки тяжелых фракций нефтей.

С момента введения в силу регламента многие нефтеперерабатывающие заводы заявили о модернизации существующих установок. Часть этих планов уже реализована, например в 2009 году ОАО "Уфимский НПЗ" ввел в эксплуатацию два реактора установки гидроочистки вакуумных газойлей, что позволило довести содержание серы в нефтепродуктах до 0,005%. Таким образом, у НПЗ появилась техническая возможность полностью перейти на выпуск топлива «евро-4».

Прогноз объемов выпуска основных видов нефтепродуктов представлен в таблицах 17-19.


Таблица 17

Прогноз производства автобензинов, млн. т

Сценарий развития

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2020

2025

2030

умеренный

31,7

34,0

34,8

35,3







35,8

37,0

36,6

37,3

37,6

39,8

40,9

43,4

инновационный

34,4

35,3

36,3

37,3

38,2

39,1

40,0

42,7

45,0

49,3

благоприятный







38,7

39,1

39,9

40,4

41,1

46,7

50,3

57,8


Таблица 181.

Прогноз производства дизельного топлива, млн. т

Сценарий развития

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2020

2025

2030

умеренный

60,0

64,4

66,3

68,8







70,0

74,0

74,2

76,3

78,9

84,1

89,9

97,1

инновационный

67,2

68,9

70,9

74,6

77,5

79,9

83,8

90,2

99,1

110,2

благоприятный







75,5

78,2

80,9

82,6

86,1

98,6

110,6

129,3



Таблица 19

Прогноз производства мазута, млн. т

Сценарий развития

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2020

2025

2030

умеренный

53,3

56,4

59,8

61,0







58,4

56,6

56,1

54,8

54,0

53,6

46,0

41,5

инновационный

58,2

57,3

55,9

56,2

55,8

55,2

52,4

50,0

41,6

34,6

благоприятный







55,7

52,6

51,3

51,2

49,3

43,8

33,2

32,4

Однако, многие нефтеперерабатывающие заводы, в том числе ОАО "ТАИФ-НК", ОАО "Уфимский НПЗ" и другие, имеющие технологические возможности не переходят на производство нефтепродуктов, соответствующих новым экологическим стандартам, т.к. считают недостаточным спрос на данную категорию продукцию. По данным Московской топливной ассоциации доля потребления высокооктанового бензина существенно выше в Москве (до 40%) и крупных городах с широким парком новых автомобилей, укомплектованных двигателями «евро-3» и «евро-4». В то же время в регионах потребление экологически чистого топлива составляет всего лишь около 10%. По данным аналитического агентства "Автостат" средний возраст российского автомобиля составляет 12 лет, при этом более половины из них (51 процент) были выпущены больше десяти лет назад, а моложе пяти лет - чуть больше четверти (26 процентов) автомобилей российского автопарка. В то же время средний возраст машины в Европе составляет 6,5 лет, доля автомобилей старше 10 лет составляет 28,4 процента, до пяти лет - 35 процентов. В США средний возраст машин составляет 9,2 года.

Кроме того, по мнению Президента Союза нефтегазопромышленников России, модернизация устаревших мощностей требует миллиардных вложений. По самым оптимистичным прогнозам, российские НПЗ смогут перейти на «евро-4» не ранее, чем к 2013 году (табл. 20).


Таблица 20


<< предыдущая страница   следующая страница >>