bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4

(Приложения 2.8.1, 2.8.2, 2.8.3, 2.8.4, 2.8.5, 2.8.6, 2.8.7, 2.8.8).


Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных


3.1. Активное использование проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе

Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования, эти задачи решают технологии личностно-ориентированного обучения. С целью развития у лицеистов способности работать с информацией, обучения умений самостоятельно мыслить, работать в команде, привития устойчивого интереса к предмету стараюсь оптимально сочетать традиционные и инновационные образовательные технологии.

Интерактивные технологии я использую для развития коммуникативных и творческих компетенций обучающихся, для формирования умения работать в команде, что очень важно при групповых формах работы. Используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что ОБЖ - важный предмет, обучающий правильно ориентироваться в современной жизни.

Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей моей урочной и внеурочной деятельности. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни. При планировании своей педагогической деятельности стараюсь придерживаться следующих принципов:

  • создание здоровьесберегающих условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

  • соответствие учебной нагрузки возрастным возможностям;

  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Многочисленными изысканиями в области психологии и педагогики доказано, что именно исследовательская деятельность человека в наибольшей степени развивает его способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности является сегодня одной из главных целей образовательно-воспитательного процесса в школах, в особенности в инновационных учебных заведениях.

Формирование современных компетенций обучающихся становится возможным через использование проектных и исследовательских технологий, как на уроках, так и внеурочное время. Формирование и развитие исследовательских компетенций на уроках я провожу в системе и практикую создание мини-проектов, исследований, что продемонстрировано в таблице:

Таблица 17

Раздел учебной программы

Классы

Название исследования или проекта

Правила поведения в социальной среде

8-9

Создание памяток, презентации: «Правила обеспечения сохранности личных вещей»

Правила безопасного поведения в ЧС природного характера

8-9

Исследование «Психофизиологические факторы экстремальной ситуации в природе»


Основы здорового образа жизни

8-9

Исследование проблемы стресса учащихся 8- 9-х классов в лицее

Создание презентации или ролика «Виды конфликтов и правила преодоления разногласий»

Профилактика травм в школьном возрасте

8-9

Создание памяток: «Правила поведения и соблюдение ТБ в кабинетах физики, химии», «Предупреждение травматизма на занятиях физкультурой», презентации

Проект «Безопасный маршрут к лицею»

Факторы, разрушающие здоровье

10-11

Мини-исследования: «Вредные привычки», «Школьная форма: «за» и «против», создание презентации или ролика

Исследовательская работа «Влияние инфразвука на здоровье человека»

Факторы, укрепляющие здоровье

10-11

Мини-исследования и создание презентации или ролика: «Правильное питание», «Личная гигиена», «Двигательная активность», «Я выбираю спорт»

Основы здорового образа жизни

10-11

Проект «Социальная реклама», создание презентации или ролика

Защита Отечества – долг и обязанность граждан России

10-11

Проект «РА – взгляд современной молодёжи»,

исследования: «Отношение современной молодежи к службе в РА», «Состояние призыва в г. Ухте»,

создание презентаций

Дни воинской славы России, создание презентаций

Инфекционные заболевания и их профилактика

10-11

Мини-исследования и создание памяток-презентаций: «Профилактика гриппа», «Прививки: «за» и «против»

В ходе ученического исследования используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернета, материалы СМИ и др. Эти источники отличаются по характеру содержащейся информации, по степени дидактической обработанности, поэтому при работе с ними требуется помощь учителя. Учащиеся по заданному алгоритму действий проводят исследование, оформляют его (предпочтительно на электронных носителях) и готовятся к презентации своего проекта. Продукт деятельности обучающихся разнообразный: проект, презентация, слайд-шоу, социальная реклама, фильм-ролик и т.д.

  Я считаю, что использование на уроках и во внеурочной деятельности исследовательских и проектных технологий актуально, так как развивает способности самостоятельно решать проблемы в различных видах деятельности. Такие уроки требуют определенной подготовки, но результат превзойдет ожидания. Ученики сами определяют проблему, выдвигают гипотезы и очень часто переживают состояние интеллектуального затруднения и осознания недостаточности ранее усвоенных знаний. Следовательно, возникает субъективная потребность в новых знаниях. Лучшие работы, подготовленные обучающимися, используются не только на уроках, но и демонстрируются на родительском лектории, на классных часах, на лицейском ТВ, на научно-практических конференциях и.т.д., представлены на Диске 1.

Важнейшим результатом такой деятельности является и повышение интереса к предмету (Таблица 3., Диаграмма 3.), и формирование ключевых компетенций обучающихся.

С целью оценки результативности работы по использованию технологий личностно-ориентированного обучения в лицее ежегодно (по итогам I и II полугодия) осуществляется мониторинг, его результаты представлены в мониторинговых картах (Приложения 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4).



    1. Использование ИКТ в образовательном процессе

Четвертый год в нашем учебном заведении действует целевая комплексная программа по информатизации лицейского пространства «Информатизация лицея». Главной составляющей данной программы является использование учителями информационно-компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе, формирование и развитие информационно-коммуникативных компетенций. Информационные компетенции включают в себя: владение новыми информационными технологиями, понимание диапазона их применения, критическое отношение к распространяемой по каналам СМИ информации.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках ОБЖ текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и обучающимся в образовательной деятельности различные источники информации. В современных условиях главной задачей образования является не только получение определенной суммы знаний, но и формирование у них навыков самостоятельной работы. Практика показала, что   обучающиеся, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень умений ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают.

Использую разнообразные формы в урочной и внеурочной деятельности:

  • уроки-презентации;

  • лицейское телевидение: формируются компетенции – информационная, коммуникативная, организационная.

  • фильмы-ролики;

  • логические задачи (с использованием сайтов http://maria-psy.ru; http://warlogt.ru)

  • тесты;

  • интернет уроки; (Приложение 3.2.1, 3.2.2.).

  • виртуальные экскурсии по военно-историческим музеям – 44 экскурсий, сайт (каталог сайтов музеев в Приложении 3.2.3);

  • дистанционные олимпиады в режиме ON-LINE (сайт http://urfodu.ru);

  • дистанционная подготовка к предметным олимпиадам (через «Вконтакте»).

Создана медиатека, куда вошли работы, изготовленные мной, обучающимися, подобранные из ресурсов Интернет (Приложение 3.2.4.).

Кроме того, я принимал участие в вебинаре «Вопросы обеспечения безопасности в школьных учреждениях». (Приложение 3.2.5).

Наш лицей принимает участие в проекте издательства «Первое сентября» «Школа цифрового века» и я там имею личный кабинет, использую методические материалы, что подтверждается сертификатом «Учитель цифрового века». (Приложение. 3.2.6).

Результативность. Мои ученики свободно ориентируются в информационном пространстве: создают лицейские проекты с использованием ИКТ, выполняют учебные и творческие задания в электронной форме с использованием ИКТ, используют для представления своих работ самостоятельно выполненные компьютерные презентации, ролики.

В течение каждого учебного года проводится мониторинг количества проводимых уроков и внеурочных занятий с использованием ИКТ. В 2008-2009 учебном году я провел только 31 урок и 13 внеурочных занятий с использованием ИКТ, в 2009-2010 учебном году уже 52 урока и 20 внеурочных занятий, а в 2010-2011 учебном году эта цифра увеличилась до 81 урока, 51 внеурочных занятия (Приложение 3.2.7). Это стало возможным, прежде всего после прохождения корпоративных курсов повышения квалификации по информационным технологиям и целенаправленной работе администрации лицея. В начале 2011-2012 учебного года 11 кабинетов лицея были оснащены компьютерами и проекторами, в ближайшем будущем появится локальная сеть, вводятся электронные учебники. Из этого следует, что увеличится количество уроков и мероприятий с использованием ИКТ и будет совершенствоваться их качество. Положительная динамика в использовании информационно-компьютерных технологий представлена в графике:

Диаграмма 6





3.3. Обоснованность, уместность и результативность использования современных образовательных технологий, подтверждённая описанием и справкой по проведённому педагогическому эксперименту

Обращаясь к определенной педагогической технологии, учитель определяет уместность ее использования в соответствии с поставленными целями образовательного процесса, планируемыми результатами. В соответствии с требованиями личностно-ориентированного обучения актуальным становится формирование ключевых и метапредметных компетенций:

  • в учебно-познавательной сфере (самостоятельная познавательная деятельность, включающая элементы логической, методологической, общеучебной деятельности);

  • ценностно-смысловые компетенции (связанные с ценностными ориентирами ученика);

  • в общекультурной сфере (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры);

  • в сфере гражданско-общественной деятельности (компетенций в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации);

  • в сфере социально-трудовой деятельности (в т.ч. выполнение роли гражданина страны);

  • информационные компетенции;

  • коммуникативные (навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями);

  • в бытовой сфере (включая аспекты здоровья, семейного бытия);

  • в сфере личностного самосовершенствования (освоение способов физического, духовного и интеллектуального развития).

Тема моего педагогического эксперимента: «Патриотическое воспитание как средство формирования ключевых компетенций лицеистов».

Для педагогической деятельности использован естественный эксперимент, который проводится в обычных условиях.

Актуальность данного эксперимента связана с тем, что патриотическое воспитание способствует:

  • развитию у лицеистов гражданственности, патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей;

  • формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы;

  • верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени;

  • высокой ответственности и дисциплинированности.

Цель эксперимента: поиск оптимальных способов, методов и приемов формирования ключевых компетенций лицеистов в процессе военно-патриотического воспитания.

Задачи эксперимента:

  1. Рассмотреть, изучить и проанализировать методологические основы военно-патриотического воспитания, его цели и задачи, основные методы.

  2. Определить основные направления работы по военно-патриотическому воспитанию на уроках и во внеурочное время.

  3. Разработать и апробировать различные формы занятий, направленные на патриотическое воспитание молодёжи.

  4. Вовлечь лицеистов в активный образовательный процесс;

  5. Оценить эффективность работы по военно-патриотическому воспитанию.

Предполагаемый результат:

  • устойчивая мотивация на изучение предмета ОБЖ;

  • развитие ключевых компетенций обучающихся;

  • утверждение в сознании и чувствах лицеистов патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, в т.ч. военной службы;

  • создание эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;


Предмет исследования: процесс формирования компетенций лицеистов в урочной и внеурочной деятельности патриотической направленности.

Сроки эксперимента: 3 года 2008-2009, 2009-2010, 2010-2011,учебный год).

Этапы эксперимента:

I этап – подготовительный (2008-2009 учебный год)

Задачи этапа:

  • изучение теоретических основ современного патриотического воспитания, способов оценки её эффективности;

  • диагностика ключевых компетенций, анкетирование учащихся;

  • организация системы работы, планирование урочной и внеурочной деятельности, разработка уроков и мероприятий;

  • пополнение и обновление материально-технической базы кабинета ОБЖ.

II этап – реализации (2009-2010 учебный год)

Задачи этапа:

  • коррекция работы;

  • разработка и апробация системы уроков и внеурочных занятий;

  • подготовка проектов и презентаций (индивидуальная или групповая работа), организация исследовательской деятельности лицеистов);

  • трансляция результатов работы обучающихся, оценка их работ;

  • организация работы кружков и спецкурсов;

  • включение лицеистов в новые формы деятельности, формирование новых мини-объединений лицеистов: группа дежурства и порядка, юнноармейская группа;

  • промежуточный анализ системы работы по патриотическому воспитанию.

III этап – итоговый 2010-2011 учебный год

Задачи этапа:

  • мониторинг результативности участия лицеистов в соревнованиях и мероприятиях;

  • мониторинг сформированности компетенций у выпускников лицея;

  • выявление проблем;

  • обобщение и распространение успешного опыта педагогической деятельности (выступления на конференциях, заседаниях НМО, проведение открытых мероприятий).



Итоги эксперимента:

  1. Позитивная динамика качества знаний по предмету, интереса к изучению предмета. (Таблицы 2, 3. Диаграммы 1, 3).

  2. Результаты мониторинга сформированности компетенций выпускников лицея за 2009-2010 и 2010-2011 учебный год (Приложения 3.3.1, 3.3.2).

  3. Увеличение охвата обучающихся, вовлеченных во внеурочную деятельность (Таблица 6 , Диаграмма 5 ).

  4. Разработка и внедрение в практику разнообразных форм уроков и внеурочных мероприятий патриотической направленности:

  • уроки-презентации, виртуальные экскурсии, дискуссии, исследования, классные часы (акцент на историческую значимость Вооруженных Сил в становлении Российского государства, их развитие в настоящем и будущем);

  • презентации на лицейском телевидении,

  • экскурсии,

  • проведение месячника оборонно-массовой работы,

  • проведение мероприятий, посвященных Дню Победы, митингов памяти, участие знаменной группы лицеистов в лицейских и городских мероприятиях (направленность на формирование устойчивых моральных принципов, высокого чувства гордости за Родину, готовность к её защите). (Приложения 3.3.3, 3.3.4, 3.3.5).

  1. Результативность участия лицеистов в городских соревнованиях и мероприятиях, выход на республиканский уровень, качественные показатели участия лицеистов в военно-полевых сборах (п.2.2.)

Справка по результатам проведенного эксперимента - (Приложение 3.3.6).


3.4. Результаты методической работы

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации в нашем лицее носит системный характер. Администрацией организуются Фестиваль педагогических идей, Фестиваль открытых уроков, корпоративные курсы с приглашением специалистов СГУ и КГПИ. За аттестуемый период мною были пройдены следующие курсы повышения квалификации (Приложения 3.4.1, 3.4.2.):

Таблица 18

Год

Название курсов повышения квалификации

Количество часов

Организатор

2009

Современные информационные и коммуникативные технологии в учебном процессе. Компьютерные инструменты и современная образовательная среда.

72

Корпоративные курсы. ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»

2011

Обновление содержания и современные технологии в образовании в условиях реализации ФГОС в области «Основ безопасности жизнедеятельности»

72

Корпоративные курсы. ГОУ ВПО «Коми государственный педагогический институт»


<< предыдущая страница   следующая страница >>