bigpo.ru | 1 2 ... 4 5 начальных классов Открытые уроки учителей начальных классов Авторы-составители Е.Н.Сулименко, И.П.Вариончик, Т.А.Холявина, Г.Г.Щербанёва, В.И. Марченко, Г.В. Вихорева, Т.А.Бацуля Рецензент Авторы-составители Е.Н.Сулименко, И.П.Вариончик, Т.А.Холявина, Г.Г.Щербанёва, В.И. Марченко, Г.В. Вихорева, Т.А.Бацуля Настоящее пособие знакомит с опытом работы учителей начальных классов нашей школы. Здесь собраны разработки открытых уроков, проведённых за последние два года. Также сюда включены и наиболее интересные, по мнению учителей, конспекты уроков, проведённых в разное время. Пособие содержит практический материал, применяемый для вовлечения детей в активную познавательную деятельность. Пособие предназначено учителям начальных классов, может быть полезно учителям среднего звена, воспитателям групп продлённого дня Е.Н.Сулименко Обучение грамоте Тема: «Повторение изученных букв. Знакомство с рассказами Л. Н. Толстого» Цели: - продолжить работу над формированием навыка чтения; - формировать навык грамотного письма. Учебные задачи: - формировать умение «видеть» букву; - умение прочитывать тексты, написанные разным шрифтом; - продолжить работу над формированием правильного чтения; - развивать орфографическую зоркость; - развивать связную речь, фонематический слух, моторику, мыслительные операции; - учить характеризовать героев (выделять признаки); - формировать понятия о дружбе, доброте, отзывчивости; - учить работать в парах, группами, сообща. Учебные умения: - видеть орфограммы в словах; - правильно, грамотно формулировать предложения; - различать понятия «звук», «буква»; - анализировать произведение; - выражать своё отношение к положительным и отрицательным поступкам героев; - характеризовать героев произведения. Воспитательные задачи: - прививать любовь к чтению, к книге; - формировать познавательный интерес; - воспитывать чувство сопричастности и сопереживания; - воспитывать умение слушать, учитывать мнение других. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Технологии: здоровьесберегающие технологии способом «подвижного» обучения. Оборудование: учебник «Русская азбука» для 1 класса В. Г. Горецкого, плакат с пословицей, магнитная азбука, слоговая таблица, таблица согласных, таблички с чертами характера, карточки с кроссвордами, с индивидуальными заданиями, с тестами, картинки с изображением мальчиков, «пушистиков», указка, молоточек. Ход урока 1. Мобилизующее начало. Хоровое проговаривание. Прозвенел звонок, Начинается урок. Дети садятся. II. Сообщение темы урока. На доске плакат с пословицей ![]() - Прочитайте предложение. Как вы думаете, что это? (пословица). Хоровое чтение пословицы. Дети объясняют, как понимают слово «худо». - Я предлагаю этой пословицей обозначить тему нашего урока. А в конце урока, я, думаю, нам удастся, как можно полнее раскрыть смысл этой пословицы. - Откроем ладошки навстречу новым знаниям. Оглянитесь, как много интересного вокруг. Но, в любом путешествии необходимо соблюдать определенные правила. На стене висят таблички с правилами. Дети озвучивают их.
Дети садятся. - Дети, возьмемся за руки, чтобы почувствовать помощь товарища. Закроем глазки и проговорим: «Я готов к уроку!» III. Работа в группах. Постановка цели урока. - Составим слоги: I группа составляет слоги из букв, над которыми написаны зеленые цифры, II группа – из букв, над которыми написаны цифры оранжевого цвета, III группа – из букв, над которыми написаны цифры синего цвета. (Работа в группах). Проверка. На доске перевернутые слоги маль ки чи - Это – мальчики. (Вывешиваются картинки с изображением мальчиков). ![]() ![]() - Оставим мальчиков у нас в гостях? Они хотят посмотреть, чему вы научились, а еще просили вас по их поступкам определить, присущие им черты характера. Выполним их желание? (да). Итак, цель урока… Дети читают на обратной стороне доски: Повторить изученное. Определить черты характера мальчиков. - Закроем глазки, проговорим: «Мы выполним нашу задачу» III. Повторение изученного. 1. Различение звуков, букв. -Из чего мы составили слово «мальчики»? (из слогов). Слоги? (из букв). Сколько в слове «мальчики» букв, звуков? (8 букв, 7 звуков). Почему? (мягкий знак не обозначает звука) - Можно ли оставшиеся буквы разделить на группы? (Да, можно разделить на 2 группы: на буквы, обозначающие гласные, и на буквы, обозначающие согласные) - Перед вами 2 инструмента: молоточек и указка. Указка будет у дирижёра, чтобы «пропевать» гласные, а молоточек, чтобы стучать по согласным. - Гласными называются те звуки, которые …(продолжают дети) можно пропеть, протянуть и они не встречают во рту преграду. - Согласными называют те звуки, которые …(продолжают дети) нельзя пропеть, протянуть и они встречают во рту преграду. К доске выходит ученик - дирижер. Дети встают. Дирижер сначала берет указку, показывает в слове «мальчики» на буквы, обозначающие гласные (Дети «пропевают» их). Дирижер молоточком стучит по буквам, обозначающим согласные звуки. Дети произносят их. (Звук «л» – мягкий, так как мягкий знак смягчает согласный, звук «к» – мягкий, так как гласная «и» указывает на мягкость согласного) - Постучим молоточком по таблице согласных. (Таблица висит на стене класса. Дети поворачиваются к стене).
Учитель стучит молоточком сначала по горизонтали, затем по вертикали и по диагонали.. Учитель обращает внимание детей на буквы «м», «л», «ч», «к», обозначающие согласные звуки: «Буквы на прогулку вышли, Попробуй, узнай, кто из них лишний?» - Лишняя буква «ч», так как она обозначает только мягкий звук «ч» (т.е. он всегда мягкий), а остальные буквы имеют мягкий звук и твердый звук. - Назовите еще буквы, обозначающие только мягкий звук (Щ, Й), буквы, обозначающие только твердый звук. (Ж, Ш, Ц). 2. Повторение изученных орфограмм. Чтение открытых слогов - А зачем нам это знать? - Нам необходимо это знать, чтобы писать грамотно, без ошибок. Мы знаем орфограммы: ЧА – ЩА - пиши с гласной «а». ЧУ – ЩУ – пиши с гласной «у». ЖИ – ШИ – пиши с гласной «и». (Опорные таблицы с орфограммами висят выше доски) - А мальчики увидели в нашем классе орфограммы в словах на доске. Ваши глазки такие же зоркие? Дети находят орфограммы в табличках с правилами поведения, которые висят на доске. В слове сообща орфограмма «Ща – пиши с гласной «а», в слове слышим орфограмма «ШИ – пиши с гласной и», в слове друг – парный согласный, проверочное слово «нет друга», в слове работать орфограмма «ь»
Гимнастика для глаз (зажмурили глазки, открыли, повторить 8 раз). IV. Определение черт характера мальчиков - Садимся на стульчики. Вернемся к цели нашего урока. Изученное повторяем. (Учитель указывает на написанную на доске цель). А вот про черты характера мальчиков забыли. Мальчики не обманули родителей, а сказали правду, что пошли к нам на урок, значит они какие? - Они правдивые, честные (на доску вывешиваются таблички с чертами характера по мере их определения)
- Какие аккуратные таблички мальчики сделали для нас, они старались. Значит, мальчики какие?
- Мальчики увидели, нашли все орфограммы. Значит, они какие?
- Назовем еще раз все черты характера мальчиков. Эти черты характера какие, положительные или отрицательные? - Положительные, хорошие. Значит, и мальчики хорошие, воспитанные.
V. Работа в парах. - Каждой паре мальчики предлагают кроссворд с заданием: прочитать слова и сосчитать, сколько черт характера указано в кроссворде.
- Ребята, задумайтесь, кому из вас присущи эти черты характера? Физминутка VII. Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого - Учитель подходит к шкафу, где оформлена выставка книг, прикреплен портрет Л. Н. Толстого. ![]() Учитель сообщает краткие сведения о Л.Н. Толстом, знакомит детей с выставкой, говорит, что, если нет книг Л. Н. Толстого, то их можно взять в библиотеках. Работа с учебником Открываем «Азбуку», с.220. Я прочитаю рассказ, а вы внимательно прослушайте и ответьте на вопросы: Как зовут мальчиков? Какая черта характера проявилась в данной ситуации? Как она их характеризует? - Мальчиков зовут Петя и Миша. Они оказались жадными. VIII. Жужжащее чтение - Почему мама забрала у мальчиков коня? Бывали ли с вами такие же ситуации? Что предлагаете сделать Мише и Пете? - Попросить у мамы прощения и играть дружно. IX. Чтение в группах по ролям - Мне так не хочется вешать табличку со словом «жадные». Дети предлагают простить мальчиков. X. Итог урока - Вернемся к теме нашего урока. Как теперь понимаете смысл пословицы? - Мальчики не уступили друг другу, не сделали добро, вот и остались без игрушки. - Удалось ли нам выполнить намеченную цель урока? (Обращаемся к цели урока, написанной на доске.) - Цель урока выполнили. - Что нового узнали на уроке? - Узнали, что по поступкам можно определить черты характера человека. Поступки бывают отрицательные и положительные. XI. Рефлексия. Детям предлагается тест, где написаны черты характера: правдивые честные аккуратные трудолюбивые внимательные наблюдательные добрые Поставьте знак « +» около тех черт характера, которые присущи вам. - Понравился ли вам урок? Раскрасьте того «пушистика», какое настроение у вас сейчас. (У каждого ребенка картинка с изображением «пушистиков») ![]() XII. Домашнее задание (по выбору). - Прочитать рассказ; - Прочитать рассказ, продолжить его; - Придумать свою версию данной ситуации. Е.Н. Сулименко Обучение грамоте Тема: «Гласная буква Ю». Цель: познакомить с новой буквой, формировать навык слогового чтения, знакомить с творчеством С.Я.Маршака; развивать фонематический слух, зрительную и слуховую память; воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к чтению. Ход урока I. Организационный момент. |
![]() |