bigpo.ru
добавить свой файл
1 2
Odin





«Он является духом, жизнетворящей силой во всём, что создано».

Варг Викернес

(Varg Vikernes)


Один (Odin, Oðinn), у южных германцев – Вотан (Wotan, Wuotan), - центральный персонаж германо–скандинавской мифологии и – шире – всей Нордической Традиции, связующей воедино все индоевропейские народы.

Образ Одина, сформировавшийся к тому времени, когда в Исландии начали записывать древнескандинавские предания, саги и песни (XIII век), чрезвычайно сложен и имеет довольно запутанную историю развития. Это обстоятельство требует глубже вглядеться в образ Одина, известный нам по скандинавским сагам и священным песням, чтобы постичь его подлинную суть.

То, как описывается центральный персонаж германской и – шире – индоевропейской мифологии в североевропейском средневековом эпосе, является продуктом значительно позднего и, отчасти, заметно профанированного его осмысления. Что же было в самом начале?

Древняя нордическая пра–религия представляла себе Мать–Природу со всеми Силами, присущими Ей, и со всеми формами Жизни, воплощёнными в Ней и являющимися Её неотъемлемыми частями, малыми клеточками Её организма, как единый самовозрождающийся в Вечности живой разумный организм, постоянно пребывающий в гармонии, одухотворённый Силой Од (Od, др.–исл. óðr, от др.-герм. wuot) (1), являющейся Её Бессмертным Духом и Источником всех Её Сил, мужским началом, постоянно Её оплодотворяющим. Энергия Од разлита по всей Вселенной, присутствуя в качестве Духа в каждой форме Жизни, в том числе и в человеке. (2) Тот, в ком аккумулируется больше этой энергии, соответственно, духовно развит больше других, причём путём самосовершенствования, самоусиления и самообразования, развития в себе нравственного начала, он может постоянно усиливать свой Дух – долю вселенской живительной Силы, предназначенной для него и унаследованную им по линии своего Рода от Предков, а, в конечном счёте, - и от Вселенского Источника Жизни, от Высшего Разума. Собственно говоря, такие люди обычно являются великими учителями, наставниками, подвижниками, святыми, героями, вождями. Таким образом, Сила Од есть то, что люди обычно называют Мировым Духом, Высшим Разумом, Богом. (3)

Сразу обращает на себя внимание то обстоятельство, что название жизненной энергии Вселенной – Од (Od) - сильно похоже на имя центрального персонажа Северной Традиции Одина (Odin). Сходство более чем очевидно, и это явилось предпосылкой прямого отождествления данных понятий во времена раннего Средневековья, что и оформилось к началу христианизации Северной Европы, позднее войдя в памятники средневековой скандинавской литературы. Но в более ранние эпохи, несмотря на то, что оба данных понятия – однокоренные, такого отождествления не было.

В весьма отдалённые времена в Центральной и Северной Европе, являющейся утробой всех индоевропейских народов, среди тогда ещё формирующихся нордических племён появился человек, Силой Духа и умственными способностями во много крат превосходивший своих соплеменников, поэтому и получил он имя Вотан (Wuotan), производное от wuot («Дух») и означающее примерно «тот, кто несёт в себе Силу Духа» или, попросту, «одухотворённый»: wuot → Wuotan, Wotan, Wodan, Wodanaz. (4)

Благодаря своей духовной Силе и интеллекту, которые он, к тому же, постоянно развивал и умножал (об этом см. ниже), постигший сокровенные тайны Природы Вотан учил своих соплеменников Высшей Мудрости, установив им этические правила взаимодействия с Природой–Матерью и между собой (эти правила содержатся в рунических рядах, а также в некоторых песнях Старшей Эдды, особенно в "Havamål" («Речи Высокого»)), водил их в походы, осваивал с ними новые территории, создавая на них великие культуры, явившись Прародителем индоевропейских народов (5), откуда и происходит одно из его имён - Всеотец (др.–сканд. Alföðr, нем. Allvater). Собственно, русское слово «отец» происходит от его основного имени (от его скандинавской формы – Один (Odin, Oðinn), как и слова «отчина» («вотчина»), «Отчизна».




Рис.: Один-Странник


Об именах Одина следует сказать подробнее. Не имеет смысла перечислять здесь все имена Одина, известной нам по скандинавской мифологии, сохранившей Мировоззрение древних германцев, - их более двухсот. Но следует привести отрывок из священной песни "Grímnismål" («Речи Гримнира»), входящей в состав Старшей Эдды:



Svipum hef ek nú yppt fyr sigtíva sonum, við þat skal vilbjörg vaka; öllum ásum þat skal inn koma Ægis bekki á, Ægis drekku at.

Hétumk Grímnir, hétumk Gangleri, Herjann ok Hjálmberi, Þekkr ok Þriði, Þuðr ok Uðr, Herblindi ok Hár.

Saðr ok Svipall, ok Sanngetall, Herteitr ok Hnikarr, Bileygr, Báleygr, Bölverkr, Fjölnir, Grímr ok Grímnir, Glapsviðr ok Fjölsviðr;

Síðhöttr, Síðskeggr, Sigföðr, Hnikuðr, Alföðr, Valföðr, Atríðr ok Farmatýr. Einu nafni hétumk aldregi, síz ek með fólkum fór.

Grímni mik hétu at Geirrøðar, en Jálk at Ásmundar, en þá Kjalar, er ek kjálka dró; Þrór þingum at, Viðurr at vígum, Óski ok Ómi, Jafnhár ok Biflindi, Göndlir ok Hárbarðr með goðum.

Sviðurr ok Sviðrir er ek hét at Sökkmímis, ok dulðak ek þann inn aldna jötun, þá er ek Miðvitnis vark ins mæra burar orðinn einbani.



Лик свой открыл я

асов сынам,

близко спасенье;

скоро все асы

собраны будут

за Эгира стол,

на Эгира пир.


Звался я Грим,

Звался я Ганглери,

Херьян и Хьяльмбери,

Текк и Триди,

Тунд и Уд,

Хар и Хельблинди;



Санн и Свипуль,

И Саннгеталь тоже,

Бильейг и Бальейг,

Бёльверк и Фьёльнир,

Хертейт и Хникар,

Гримнир и Грим,

Глапсвинн и Фьёлльсвинн;


Сидхётт, Сидскегг,

Сигфёдр, Хникуд,

Альфёдр, Вальфёдр,

Атрид и Фарматюр;

с тех пор как хожу

средь людей, немало

имён у меня.


Гримнир мне имя

у Гейррёда было

и Яльк у Асмунда,

Кьялар, когда

сани таскал;

Трор на тингах,

Видур в боях,

Оски и Оми,

Явнхар и Бивлинди,

Гёндлир и Харбард.



У Сёккмимира я

был Свидур и Свидрир,

старого турса

перехитрил я,

Мидвитнира сына

в схватке сразив. (6)


Имена Одина отражают какую-либо сторону его характера, какой-либо аспект его деятельности, какие-либо его навыки и умения. Так, известно, что Один странствовал в поисках Силы и Мудрости, а также водил в походы своих потомков и соплеменников, осваивая с ними новые территории. Это отразилось в ряде его имён: Gangleri (Ганглери) = «Странник», Vegtamr (Вегтам) = «Привыкший к Пути». В походах и экспедициях дружинам Одина приходилось много воевать с встречавшимися им разнообразными племенами и народами, зачастую недружелюбными и агрессивными. Один, как и подобает вождю, воодушевлял своих воинов-соплеменников личным примером:


В войско метнул

Один копьё,

это тоже свершилось

в дни первой войны. (7)


Эта воинская ипостась Одина отразилась в ряде ярких имён, прочно вошедших в Северную Традицию: Herjann (Херьян) = «Воин», «Вождь Войска», Biflindi (Бивлинди) = «Потрясающий Щитом», Sigföðr (Сигфёдр) = «Отец Победы», Gagnráðr (Гагнрад) = «Правящий Победой» и т. д. К этому стоит прибавить то обстоятельство, что в традиционных изображениях Один, как правило, представлен с копьём по имени Gungnir, Гунгнир = «Качающийся» (у копья Одина есть и более глубокий смысл, о чём ниже), не знающим промаха, иногда с щитом, на котором изображён Солнечный Крест (подробнее об этом см. ниже).




Рис.: Один въезжает на коне Слейпнире (Sleipnir, «Скользящий») в Вальхаллу


Как мудрый правитель, Один выполнял также и судебные функции, с чем связаны, возможно, такие его имена, как Þrór (Þrór þingum at = «… Трор на тингах» (8)) (Трор) = «Сильный», «Верный» (здесь, по-видимому, имеется в виду сила справедливости и верность древним законам, проистекающим из законов Природы), Hangatýr (Хангатюр) = «Бог Повешенных», да и триада основных его имён – Óðinn, Vilir, Vei (Один, Вили, Ве) = «Разум, Воля, Святость» (качества Духа) вполне может сюда подойти.

Одно из основных имён Одина, входящее в вышеописанную триаду – Vilir (Вили), имеющее варианты Ullr, Ullinn (Улль, Уллин) – получило весьма широкое распространение в Северо-Восточной Руси, где было более известно как Велес или Волос (Veles, Volos); вполне естественно, что население Древней Руси мыслило себя его прямыми потомками, - ведь то были последовательно сменяющие друг друга волны нордических племён, приносящие свои знания, обычаи и язык местным восточно-балтийским племенам, а также динарско-альпийским племенам Поднепровья.

Другой поток нордических племён, устремившийся на Британские острова и образовавший одну из ветвей кельтов, сохранил память о Прародителе под именем Gwidion (Гвидион) – так видоизменилось имя Одина при соприкосновении с местными западными племенами.

Память о Первопредке хранили и те нордические племена, которые жили в на территории нынешней Центральной и Северо-Западной Германии, - в месте, где в неолите сформировалась нордическая раса и зародилась свойственная ей религиозность, сохраняя его имя практически в первозданной форме – Wodan, Woden (Водан, Воден) у англо-саксов; сохранилась архаичная форма его имени и у южно-германских племён, сформировавшихся в результате слияния нордических племён с местными динарскими и альпийскими племенами, - Wotan, Wuotan (Вотан, Вуотан).

А те нордические племена, которые устремились в древние времена на юго-восток Европы и основали ряд древнегреческих государств, вступив в контакт со средиземноморскими племенами, породив эллинскую культуру, сохраняли память о весьма древнее имени Вотана - Börr (Бёр) = «Рождающий», «Родитель» (9). Недаром, сохраняя память о своей Северной Прародине, эллины называли её Гиперборея; соответственно, Борей (Северный Ветер, олицетворение Севера) – это имя обитающего в этой стране Прародителя (10).

С течением веков, в буре исторических событий и в повседневной рутине, представления о Мировом Духе - Энергии Од и о ставшем уже легендарным Первопредке Одине – герое и мудреце – слились в народной памяти воедино, и так получился антропоморфный Бог Один, повелитель Асгарда, страны Богов, и глава божественного семейства, в нём обитающего (11), известный по средневековым сказаниям и песням.

Мифологическое описание Одина, известное нам по средневековым памятникам скандинавской литературы, весьма символично и изобилует множеством аллегорий, за которыми просматриваются природные стихии и явления, что неудивительно, ибо подспудно в народе жила память о Мировом Духе Од, проявляющем себя во всех Силах Природы, одухотворённой им.

Это видно из многих его имён и связанных с ним мифологем, а также из имён тех Богов, которых скандинавская мифология описывает как его сыновей. Например, в образе его сына Тора (Þórr), Бога-Громовержца (12), просматриваются представления о Силе Od, проявленной в электричестве; в образе его сына Бальдра (Balðr, Beldeg) скрывается представление о Силе Od, проявленной в Солнце и в распространяемом его лучами Свете, в Священном Браке с Землёй, порождающем Жизнь; с образом Бальдра связано и одно из имён Одина – Bileygr (Бильейг), обычно переводимое как «Огненноглазый», но, по-видимому, должное переводиться скорее как «Белое Око», - в любом случае, это связано с развившимися позднее представлениями об Одине как о Солнце.

С представлениями об Одине, как о Солнце, а точнее, как о Духе Od, проявленном в Солнце, связано и имя Одина Gautr (Гаут): Солнце, в древненордическом языке имевшее имя ár (одна из нордических рун носит это имя) (13), описывая полный круг по Небосводу, образует «Год». Год, как явление Природы, обеспечивающее развитие всего живого, мыслился как благо, что и отразилось в ряде индоевропейских языков: напр., нем. Gut, «благо», Gute, «добро», gut, «хороший», «добрый»; англ. good, норв. god с теми же значениями; русс. годный в смысле «хороший», «добрый», «благой», «подобающий», «подходящий» и противоположное ему понятие негодный. Отсюда происходит понятие «Бог» в этих же языках: нем. Gott, англ. god, норв. gud; на Руси же слово Год изначально являлось одним из имён Солнца, которое справедливо рассматривалось как Божество. Другим именем Солнца было Jera (Jaran) Яр (Ar), и сейчас применяемое во многих европейских языках для обозначения понятия «Год»: нем. Jahr, англ. year, норв. år. Следует отметить, что, пожалуй, корень Jer для обозначения сущности Солнца и творимого им годового круга в индоевропейских языках первичнее и относится к эпохе индоевропейского единства, - недаром это имя носит одна из рун классического германского рунического ряда (Futhark) - Jera. Позднее, в скандинавских языках, вследствие вышеупомянутых фонетических сдвигов, имя этой руны, сохранив значение «Год», приняло форму ár, но графическая форма самого рунического знака в данном ареале использовалась более архаичная - . (14)

Возвращаясь к имени Одина Gautr, следует отметить, что это имя, кроме связи с Солнцем и его круговым движением по Небосводу, образующим Год, указывает на него как на Прародителя племенного союза готов – германских племён, отличающихся своей воинственностью, а также своей на редкость высокоразвитой культурой, своими знаниями и учёностью; готы оставили весьма яркий и значимый след в истории Европы. (15)

Имя Одина Hár (Хар) = «Высокий» также связано с Солнцем.

В скандинавских сагах и песнях Эдды Один обычно описывается как высокий одноглазый старец в широкополой шляпе, надвинутой на незрячий глаз, в тёмно-синем длиннополом плаще и с копьём либо с посохом в руке, на который нанесены руны. Иногда на рунических камнях Один изображается в виде воина в шлеме, верхом на коне Слейпнире (Sleipnir, «Скользящий»), с копьём по имени Gungnir (Гунгнир, «Качающийся»), на который нанесены руны, и щитом, на котором изображён Солнечный Крест (16) либо иные свастичные фигуры.

Несмотря на сильную антропоморфность, в этих изображениях Одина просматриваются черты, указывающие не только на различные стороны деятельности исторического Одина – воина и мудрого правителя, владеющего волшебными искусствами, но и на различные явления Природы, в которых Мировой Дух – Энергия Od – проявляет себя.

Так, одноглазость указывает на Солнце (в некоторых случаях – на Луну), с чем связана и солнечная символика на щите Одина-Воина. Выше уже указывалось на имена Одина, связанные с восприятием его в качестве Солнца. (17)

Также весьма важен такой атрибут Одина, как его копьё (иногда – посох) с нанесёнными на него руническими знаками. Это связано с представлениями о Мировом Духе Od, пронзающем собой Вселенную (18), и проявляющемся во всём многообразии Сил, действующих в Ней. Эти Силы выражают руны, нанесённые на древко копья (на посох), выступающего также символом Мирового Древа – Ясеня Иггдрасиль (Yggdrasil) (19). Руны также выражают вечные законы Природы, действующие на всех уровнях Бытия и распространяющиеся на все формы Жизни.

Развевающийся тёмно-синий плащ Одина символизирует Ветер (20) – более плотное проявление Духа. Здесь скрывается представление об Одине как о Ветре. Нелишним будет вспомнить о том, что на первой ступени своего развития образ Вотана (Wuotan, Wodanaz) у древних германцев соотносился с Ветром, зачастую также и в свирепых его проявлениях – таких, как Буря (ср. с греч. «Борей» - Северный ветер), Шторм, Грозовой Вихрь. Скорее всего, это была следующая стадия за изначальными представлениями об Энергии Od – ведь, поскольку Ветер – движение Воздуха, то выразить Идею Духа древним мыслителям через Ветер было удобнее всего и весьма логично.

Широкополая шляпа Одина символизирует Небосвод, с которым Один также традиционно отождествлялся.

Особого внимания заслуживают некоторые мифологемы, связанные с Одином.

Так, по Старшей и Младшей Эддам, а также по исландским сагам и поэзии скальдов, известно, что одним из наиболее ходовых имён Одина является имя Вальфёдр (Valföðr, также Valfar, нем. Walvater), «Отец Павших». С этим аспектом Одина-Всеотца связаны представления о Вальхалле (Valhöll, нем. Walhalla), входом в которую служат врата Вальгринд (Walgrind, «Ограда Павших»), и куда павших воинов приносят валькирии (Valkyrja). Во всех этих словах, также как в рассматриваемом имени Одина - Вальфёдр, присутствует корень wal, лежащий, к слову сказать, и в основе имени Велеса – русского варианта одного из имён Одина – Вили (Vílir) (см. выше). Уместно отметить, что в древнерусских представлениях Велес связан, помимо прочих его свойств, коих великое множество (это тот же Один!), со Смертью и Загробным Миром (21).

Древний индоевропейский корень wel / wal / fil связан с переходом между Мирами. А Смерть – это один из вариантов (причём, самый распространённый) такого перехода. (22)

Более очевидное и буквальное толкование мифологемы, рассматривающей Одина в качестве Вальфара – Отца Павших, означает, что тот Воин, который, всю свою Жизнь посвятив Высшим Идеалам, с Честью погиб в бою, отправляется в Вальхаллу, чертог Одина, где собраны все такие достойные Герои; там они состязаются в воинском искусстве, а затем пируют и поют, наслаждаясь любовью Валькирий (одна из разновидностей духов Предков женского рода; слово valkyrja - однокоренное с рус. Вила, мн. ч. вилы).

«И ещё зовут его Отцом Павших, ибо все, кто пал в бою, - его приёмные сыновья. Им отвёл он Вальхаллу и Вингольв и зовут их эйнхериями» (23) Далее – о валькириях: «… прислуживают в Вальхалле, подносят питьё, смотрят за всякой посудой и чашами. … Это всё валькирии. Один шлёт их во все сражения. … всякий раз скачут на поле брани и выбирают, кому пасть в битве, и решают её исход.» (24)

Но есть и более глубокое толкование этой мифологемы о Вальфаре и Вальхалле. Известно, что у валькирий есть предводительница – прекрасная Фрейя (Freyja) – олицетворение Любви и цветущей Земли, возлюбленная Одина. (25) В качестве предводительницы валькирий она забирает половину воинов, погибших в битвах, в свой чертог – Фолькванг (Folkvangr), дословно – «Поле войска» (26):


Фолькванг – девятый,

там Фрейя решает,

где сядут герои;

поровну воинов,

в битвах погибших,

с Одином делит. (27)


На глубинном уровне познания эта мифологема описывает развоплощение человека при Смерти: ведь Фрейя – это одно из имён Земли, которая принимает в себя останки умерших. Под воинами здесь следует понимать просто людей, так как Жизнь есть Борьба, ведь мы, живя, постоянно боремся. Душа, в смертный час отделившись от тела, возносится в Вальхаллу к Одину, или, иными словами, идёт в параллельные миры, сосуществующие с нашим и составляющие для нас, живущих в телесном облике, невидимую часть Мира (Потусторонний Мир); душа наша воссоединяется с чистым Духом Od (28). В Вальхалле души умерших пребывают, отдыхая до следующего своего воплощения, которое будет обусловлено их Долей – всеми их духовными наработками и достижениями (у каждой в отдельности – своя Доля). Младшая Эдда повествует о том, как живут воины в Вальхалле: «Всякий день, лишь встанут, облекаются в доспехи и, выйдя из палат, бьются и поражают друг друга насмерть. В том их забава. А как подходит время к завтраку, они едут обратно в Вальхаллу и садятся пировать.» (29) Старшая Эдда также знает этот сюжет, ибо представления эти сложились в весьма древние времена:


Эйнхерии все

Рубятся вечно

В чертоге у Одина;

В схватки вступают,

А кончив сраженье,

Мирно пируют.» (30)


В этих двух отрывках из древнескандинавского эпоса видны представления о перевоплощении: живя «в чертоге у Одина», под коим следует понимать всю Вселенную, ибо Дух Od разлит по всей Вселенной, люди борются, то есть живут (Жизнь есть Борьба), а после «мирно пируют» (31) до тех пор, пока не наступит следующее утро (здесь – утро новой Жизни, Возрождение), и всё начинается сначала. (32) Дух перевоплощается в различных телесных формах вновь и вновь – Воля (Vílir) Духа Вселенной бесконечно ведёт его по кругам Бытия, согласно основному закону Природы – закону Вечного Возвращения (33).

Также следует обратиться ещё к одной мифологеме, связанной с Одином.

Образ Одина тесно связан с Руническим знанием и Руническим Искусством.

Скандинавская мифология описывает процесс познания Одином рун (34): Один вешается на Мировом Древе – Священном Ясене Иггдрасиль – и висит на нём в течение девяти дней и ночей, после чего постигает весь сокровенный смысл рун – все глубинные тайны Вселенной.

Мифологический сюжет, описывающий, как Один висел на Ясене Иггдрасиль, в результате чего он постиг Мудрость Рун, заключающуюся в Высшем Знании о Вселенной и процессах, протекающих в Ней, проник во все глубинные тайны Природы (слово runa как раз означает «тайна»), излагается в Старшей Эдде, в песни «Речи Высокого» ("Havamål"), в той её части, что именуется «Рунные речи Одина» (Rûnatals-þáttr-Óðins):


Veit ek, at ek hekk
vindgameiði a
nytr allar niu,
geiri undaðr
ok gefinn Oðinn,
sjalfr sjalfum mer,
a þeim meiði
er manngi veit
hvers af rotum renn.


Við hleifi mik sældu
ne við hornigi,
nysta ek niðr,
nam ek upp runar,
æpandi nam,
fell ek aptr þaðan.

Знаю, висел я

в ветвях на ветру

девять долгих ночей,

пронзённый копьём,

посвящённый Одину,

в жертву себе же,

на дереве том,

чьи корни сокрыты

в недрах неведомых.


Никто не питал,

никто не поил меня,

взирал я на Землю,

поднял я руны,

стеная, их поднял –

и с Древа рухнул. (35)




Классический рунный ряд – Futhark






Нордические руны


Данный отрывок из древнескандинавских священных гимнов имеет несколько толкований на разных уровнях. Остановимся на некоторых из них.

Во-первых, это может быть рассказ о том, как древний Один, вождь тогда ещё юного нордического племени, в ходе некоего ритуала Посвящения получил от самой Природы-Матери, которая сочла его достойным сего, Откровение о Её глубинных тайнах (runa = «тайна»).

Во-вторых, это может быть вариант Солнечного мифа, повествующего о том, как осеннее Солнце (Один в скандинавской мифологии, сохранившей множество пантеистических представлений (изначальная Нордическая Традиция была полностью пантеистична), соотносится также и с Солнцем (см. выше); отождествление Одина с Солнцем весьма правомерно – разве не Солнце своими лучами несёт Земле и Её обитателям Силу Od?) падает глубины Ночи (потаённая сторона Природы) к Земле (Земля хранит в себе все тайны (руны), поэтому Ей ведомо ВСЁ), и возрождается во время Зимнего Солнцеворота, уже будучи наделённым Знанием и Мудростью. (36) Также здесь может иметься в виду и вечернее Солнце (Осень – Вечер Года, а суточный и годичный циклы качественно подобны друг другу).

В-третьих, это описание процесса самопознания, происходящего как внутри организма самой Вселенной, так и внутри организма любого живого существа, воплощённого в Ней, в том числе, и человека (в Природе ВСЁ устроено сходным образом, и организм растения, животного или человека (микрокосмос) устроен подобно организму самой Вселенной (макрокосму), частью которого является, соответственно, все процессы в обоих случаях протекают аналогично (37)), когда Дух (óðr), шествуя вдоль стержня всего организма (ось, остов), коим в случае Вселенной является Мировое Древо, а в случае, например, человека, - позвоночный хребет, проникает во все отдалённые уголки его, организма, сознания, вплоть до его самых потаённых глубин – подсознания (или, правильнее, Сверхсознания).




Рис.: Килверский рунический камень (о - в Готланд, Швеция, IV в.)


Все эти толкования одинаково верны, они описывают разные уровни и аспекты одного и того же процесса.

В тех же скандинавских священных песнях и сагах упоминается о том, что Один, желая обрести Высшую Мудрость, после пребывания на Мировом Древе, в результате чего он обрёл руны (runar, тайны), также пожертвовал один свой глаз великану Мимиру (Mimir) в обмен на Мудрость и способность более глубоко проникнуть в сокровенный смысл рун.

Было бы уместно привести здесь свои соображения по поводу толкования этого мифологического сюжета, опять же на нескольких уровнях:

во-первых, здесь также скрывается Солнечный миф, так как незрячий глаз Одина в данном случае символизирует Солнце, закатившееся за горизонт, а зрячий глаз его здесь символизирует Луну, которая в своей памяти (имя Mimir означает «память») фиксирует ВСЁ, что когда-либо происходило и, таким образом, знает ВСЁ (знающий Прошлое – понимает Настоящее и способен строить Будущее (38)). Недаром в той же песни Старшей Эдды «Речи Высокого» ("Havamål"), в части «Rûnatals-þáttr-Óðins» («Рунные речи Одина»), сам Один произносит:


Четырнадцатым

число я открою

асов и альвов,

прозванье богов

поведаю людям –

то может лишь мудрый. (39)




Рис.: Рунический камень из Санда (о – в Готланд)


Один, в данном случае как олицетворение Космоса, после своей жертвы имеет доступ к этому Вселенскому архиву:


Девять песен узнал я

от сына Бёльторна,

Бестлы отца,

мёду отведал

великолепного,

что в Одрёрир налит. (40)


«Девять песен» - это тайны девяти Миров, составляющих структуру Вселенной, представленной в Северной Традиции Мировым Древом – Ясенем Иггдрасиль. Один, постигнув смысл рун, постиг тайны девяти Миров, все тайны Вселенной.




Рис.: Рунический календарь – руны в суточном и годовом кругах (по Н. Пеннику)



следующая страница >>