bigpo.ru
добавить свой файл
1
Обобщение опыта по теме «Обновление содержания воспитательной деятельности как гарантия жизнеспособности воспитательной системы школы», заместитель директора по воспитательной работе Прегаева Валентина Васильевна

МОУ «Сызганская ООШ»


Добрый день, меня зовут Прегаева В.В., заместитель по ВР МОУ «Сызганская ООШ».

-Коротко о школе. Школа расположена в сельской местности, в ней обучаются дети из 5 деревень:

Здание школы рассчитано на 200 человек, детей в ней сегодня 99. 91 ребенок из малообеспеченных семей. Помня изречение «Воспитание – дитя достатка» можно воспринять слова буквально, как достаток материальный, но можно продолжить: достатка внимания, душевной теплоты, условий для развития. Однако, для большинства наших детей и этого недостаточно. Дети опекаемые, брошенные, дети пьющих родителей. Следует остановиться на еще одном очень, на наш взгляд, важном моменте. Удаленность от центров культуры, отсутствие центров развития для детей, отсутствие художественных руководителей в Домах досуга, которые, по сути, прекратили свою деятельность в каждой из 5 деревень.


Как выстроить воспитательную систему сельской школы так, чтобы ребенок, и в будущем - выпускник, был конкурентоспособен в сегодняшнем непростом мире, при этом социально активен, милосерден, толерантен? Как сделать так, чтобы, стремясь стать лидером, ребенок не утратил связи со своей национальной культурой, не потерял связующую нить с прошлым своего края, Отечества?

Перед педагогическим коллективом нашей школы в 90–е годы, как и перед всеми школами России, возникла проблема воспитания детей в изменившихся непростых условиях. В законе об образовании от 1992 года было указано «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей. Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

Именно тогда педагогическим коллективом была выбрана тема «Воспитание на общечеловеческих ценностях» и обозначены такие ценности как культура в широком понимании этого слова: достижения культуры, культура межличностных отношений, этическая и эстетическая культура.

И именно тогда была поставлена задача: возрождение национальной культуры и воспитание учащихся как преемников, носителей и продолжателей этнокультурных традиций.


Говоря о воспитательной системе школы, следует сказать, что в тот период создавалась система работы, определялись ценности, содержание воспитательной работы, система структурировалась.

Естественно это был период проб и ошибок.

Сегодня школа работает по теме

«Воспитание социально ориентированной личности, способной к самореализации в условиях сельской школы».

Цель работы: создание условий благоприятной здоровьесберегающей среды, способствующей развитию личности, ее познавательных и созидательных способностей и повышению качества общего образования.

Цель достигается через решение следующих задач:

1. Создание условий для личностного роста всех участников образовательного процесса.

2. Создание единого информационного пространства

3.Формирование толерантного сознания и поведения.

4.Профилактика социально значимых проблем семьи и подростков.


Как же складывалась воспитательная система школы? И чем она отличается от воспитательной системы любой городской школы? На наш взгляд, главное отличие в том, что городская школа может себе позволить большую стабильность в своей деятельности. Однажды определив лицо школы, выбрав направление, городская школа может позволить себе совершенствоваться в этом направлении. Городской ребенок сегодня вместе с родителями, выйдя на сайты учебных заведений, выбирает школу. Для наших детей такой возможности нет. Это одна из причин того, почему возникает потребность в обновлении воспитательной системы сельской школы.

Но воспитательная система предполагает наличие целостности. Можем ли мы в таком случае говорить о воспитательной системе? Возможно, это лишь система воспитательной деятельности? Сегодня попробуем разобраться.

Немного истории.

В 90-е приоритеты выбраны – культура. В школе продумана система знакомства с культурой разных стран и народов, в конце каждого месяца вечер Германии, Франции, Великобритании, вечер театра, киноискусства, живописи. При этом мы сотрудничаем с библиотеками, школой искусств Суксуна, привозим оттуда репродукции художников разных стран, дети читают книги, знакомятся с играми и танцами разных стран мира, слушают музыку разных композиторов. В конце месяца игра «Что? Где? Когда?» Именно тогда сложились особые требования к качеству подготовки общешкольных мероприятий, формировался высокий уровень интереса ко всему, что происходило в школе.

Тогда же организуется пресс-центр «Островок» и начинает складываться система ученического самоуправления, но пока это только Совет школы, который в большинстве случаев не играет особой роли .

Получилось это спонтанно, можно сказать неосознанно, но и в 90-е, и сегодня в центре внимания в школе всегда был и есть ребенок с его интересами, способностями, потребностями. Учитывая, что культура, искусство были в центре внимания, дети и сами проявляют интерес к различной художественной деятельности. Это заставляет нас продумывать расширенную систему для проявления способностей наших детей. Так начинает складываться система дополнительного образования. За период с начала 90-х по сегодняшний день мы апробировали много программ, тогда еще планов работы кружков (21). Остановимся на дне сегодняшнем. Сегодня в дополнительном образовании школы реализуются 11 программ.

1. Спортивные:

- Спортивные игры.

-Ритмика.

2. Декоративно-прикладное творчество:

- Деревянных дел мастер;

- Чудеса своими руками;

3. Краеведческое:

- Народоведение.

4.Туристическое:

- Юный турист.

5. Интеллектуальное:

-Журналистика;

- Шахматы.

6. Художественное:

-Театрализованные игры.

-Праздник;

-Театральная студия;

-Палитра детских голосов.

Естественно, при таком количестве кружков 100% детей охвачены допобразованием.

Но сегодня мы определили задачу – для каждого ребенка не менее 2 кружков. Пока 70% .

Почетное место в этой системе занимают объединения: «Спортивные игры», «Резьба по дереву», «Чудеса своими руками, но особый интерес у ребят давно вызывает театральная студия. Нашу школу шутливо называют школой культуротворческогго типа или школой театра.

Все начиналось в те же 90-е с кружка старшеклассников. Сегодня в школе реализуются три программы театральной направленности.

Руководитель один, желающих много. Что делать? Разработали сначала две программы для 5-9 классов, сегодня на основе программы Колчеева разработана еще одна программа для 1-4 классов.

В репертуаре школьного театра старшей группы все: классика; пьеса, написанная ребятами вместе с руководителями - «Журавли летят»; современный автор Анна Яблонская, сложный философский спектакль «Бермудский квадрат». Ребятам сложно, но такие спектакли как точка их духовного роста.

Особый интерес вызывает и проведение в школе Дня театра.

Любой вечер, любое мероприятие в школе сегодня невозможно представить без театрализации. Ребята, лидеры театрального творчества, являются постоянными победителями районных театральных фестивалей. Руководитель неоднократно обобщала опыт работы, проводила мастер-классы на межрайонных слетах и конференциях.

Особой ступенью в развитии социальных лидерских качеств мы считаем рождение в 2002 году детского общественного объединения «Радуга», которое и сегодня работает при школе. Весь год ребята вместе с педагогами разрабатывали положение об объединении, символику, создавали гимн, шили, разрисовывали галстуки и 17 мая ДОО «Радуга» уже представляли Суксунский район на слете детских объединений в центре «Муравейник». И сегодня «Радуга» это неравнодушные ребята в школьном самоуправлении.

Именно благодаря практике работы в «Радуге» наши ребята создали четкую систему ученического самоуправления в школе. Высшим органом является общее ученическое собрание 5-9 классов, задача которого планировать работу на год и заслушивать отчеты всех звеньев ученического самоуправления, включая «Радугу», в конце года.

Сегодня любое большое дело в школе разрабатывается «Великолепной семеркой», в состав которой входят глава, заместитель «Радуги» и Малый ученический совет, представители от каждого класса..

Из достижений

2003 год -создание комнаты марийского быта

2004 год - радужцы нашли на кладбище в д. Березовка забытый памятник красноармейцам, замученным в годы гражданской войны. Ребята отреставрировали памятник, нашли жителей Березовки, которые поведали им эту историю. Конечно, сегодня не модно говорить о красноармейцах, но на ошибках в истории дети учатся не повторять страшных событий, которые невозможно вычеркнуть.

2005 год - победители в районном конкурсе к 60-летию Победы, представили на конкурс краеведческий материал. Победители районного конкурса детских социальных проектов с работой «Русский национальный костюм», сами сшили костюмы и придумали их так, что они при небольших дополнениях могут стать основой для грузинского, татарского или цыганского костюма.

2006 - Пресс-центр «Островок» в 2005 году на областном форуме «Точка отрыва» заняли первое место. Статьи участников пресс-центра по истории края, которые были опубликованы в районной газете и в дальнейшем редакцией газеты отправлены на областной конкурс, заняли 2 место: это статьи» Лампадка», «Добрые глаза Александры», «Умирает душа России», «Дважды не воскресший».

Каждый год «Радуга» - победители районной игры КВН.

Есть ли проблемы? Конечно. Не говоря о материальных. На разных этапах был разный интерес к объединению. Естественно, без обновления содержания деятельности или подходов к организации деятельности объединения, «Радуга» могла остаться объединением на бумаге. Но объединение работает уже 8 лет. Причем, чтобы попасть в объединение, надо пройти проверку делом.

Деятельность ДОО «Радуга» несет в себе социальную направленность. Участники объединения в течение всего года сотрудничают с Советом ветеранов, занимаются тимуровской работой, организуют концерты для пожилых людей. В прошлом году глава объединения «Радуга» , член Молодежного парламента района, Есменеева О. прошла заочный тур и стала участницей краевого конкурса «Лидер 21 века», она же была и участницей в 2008 году Олимпиады по информатике в Москве..


Дополнительное образование, ученическое самоуправление – все понятно. Естественно, как и в любой школе у нас есть общешкольные традиционные праздники, которые ежегодно проводятся, но меняются формы проведения, подходы. Но воспитательная система школы должна состоять еще из одной очень важной составляющей: воспитательная система классных коллективов. Может ли наша школа здесь поделиться опытом? Может.

В школе давно проводится мониторинг воспитанности: для определения личностного роста и уровня удовлетворенности родителей мы используем методику Степанова, используем методику Лутошкина для определения уровня развития коллектива. При анализе уровня воспитанности было отмечено: в школе на хорошем уровне организована работа по воспитанию ценностного отношения к семье, к труду, к Отечеству, к человеку как другому, к культуре,

но необходимо было уделить внимание воспитанию ответственности перед обществом, толерантности, ценностного отношения к природе.

Зав кафедрой воспитания и дополнительного образования Копысова Э.С. в 2006 году скажет « о необходимости классным руководителям преодолеть механический, «мероприятийный» подход к организации воспитательного процесса, но мы задолго до этого поняли, что наплыв разработок разного характера, огромное количество журналов с различными формами мероприятий и использование всего этого многообразия не гарантируют высокого качества результата.


Еще в 2004 году мы подошли к разработке программ воспитательной работы в классах. Сначала это были одногодичные программы, часто не отвечающие необходимым требованиям, но тогда хороша была уже сама попытка. Что давали нам программы?

Прежде всего, осознание классными руководителями конечного результата, на который было направлено содержание работы. Положительный момент в программировании: классные руководители имели возможность при выборе программы учитывать свои личные возможности и интересы, ибо всем известно, что педагог донесет до детей только то, что прочувствовал сам.

Переход большинства классных руководителей к программному построению воспитательной работы в классе обеспечивал повышение качества образовательного процесса в целом. Тем не менее, не было четкого структурирования программ, трудность у некоторых классных руководителей вызывало формулирование конкретных достижимых целей.

В своей работе мы были не одиноки. За методической помощью обращались к своему методисту Клепаловой Н.Н., и уже в 2005 году программа Есменеевой Т.С. «Школа, дом – одна семья» была представлена на районном и областном уровнях. В 2006 году, когда на федеральном уровне было заявлено о необходимости принципиально новых подходов и повышении качества и эффективности деятельности классного руководителя, а классное руководство определено как одно из ведущих направлений достижения нового качества образования, перед нами встали новые задачи:

-повышение профессиональной компетентности и педагогического мастерства классных руководителей;

-переход на долгосрочные программы воспитательной работы и выход программ на более высокий качественный уровень с дальнейшим обобщением опыта работы;

- организация взаимодействия классного руководителя с семьей и социумом, учителями – предметниками.

-повышение воспитательного потенциала урока;

Какие задачи решены нами на сегодняшний день?

В школе сегодня реализуются несколько долгосрочных программ, разработанных нашими классными руководителями:

«Школа, дом – одна семья», Есменеева Т.С. (1-4 класс).

«Экологический клуб «Боровичок», Бобина Г.Е. (1-4 класс).

«Моя малая Родина», Спиридонова Н.С. (1-4 класс).

«Я в мире, мир во мне», Прегаева В.В. (5-9 класс).

«Школа, дом – одна семья», Килунина Л.М.(5-6 класс)

«Я и другие» Есменеев В.А. (5-7 класс)

«Колумбы собственного Я», Рогожникова Т.И. (5-9 класс).

«Поколение 21 века» (5-9 кл.) - Манохин Л.В

С целью обмена опытом мы давно отошли от традиционной проверки программ. Сегодня ежегодно классные руководители выступают с их презентацией на совещаниях, анализируют работу в классах на педагогических советах. Целью такого подхода является знакомство всех педагогов с воспитательными задачами, решаемыми в классах.

Важным результатом считаем осознание значимости и ценности программ воспитательной работы не только классными руководителями, но и всеми участниками образовательного процесса: педагогами, учащимися, родителями.

В течение нескольких лет решается коллективом задача реализации воспитательного потенциала урока. Данный вопрос рассматривался на семинарах, педагогических советах.

На ежегодно проводимом в школе конкурсе «Учитель года» одним из ведущих критериев является критерий «воспитательный потенциал урока».

Сегодня все классные руководители работают по программам, которые разрабатывали сами. Постоянно выступают с обобщением опыта на районных и межрайонных слетах классных руководителей. Сегодня мы пытаемся выстроить линию преемственности между программами начального звена и среднего. Программа «Школа, дом – одна семья» нашла свое продолжение в среднем звене. Большой интерес и прекрасный результат реализации программы 5-9 классах имеет и программа «Колумбы собственного Я». В прошлом году отменили номинацию «Классный руководитель» в конкурсе «Учитель года», но в районном конкурсе в 2008. 2009 победителями были наши классные руководители: 2008- Бобина Г.Е., 2009 – Есменеева Т.С..

Есть ли проблемы? Есть. Это качество реализации программ. Были случаи, когда педагог не учитывал особенности классного коллектива, и прекрасная программа не давала результата. Как видите, и тут без обновления не обойтись.

Одной из серьезных проблем в нашей школе всегда был этнокомпонент. Многие слышали о конфликте в Суксунском районе, связанном с попыткой закрыть единственную марийскую школу в деревне Васькино. Именно в нашу школу предлагали возить детей, но нашу школу обвиняли в том, что мы не занимаемся этнокультурой. Так ли это?

Исторически сложилось: на нашей территории марийцы ( 65% от всего населения территории) были русскоговорящие. Сегодня очень много браков смешанных, но в семьях давно говорят на русском языке. Виновата ли в этом школа и какое место этнокомпонент занимает в воспитательной системе сегодня?

Еще в начале 90-х в школе всерьез заговорили о необходимости возрождения национальной культуры. Однако, родительская общественность не поддержала предложение школы в решении вопроса о изучении родного языка Родители потребовали не марийский, а английский., к тому же специалистов в этой области у нас не было. Но задача: возрождение национальной культуры стояла перед школой.

Какие направления деятельности были нами определены?

- Знакомство с традициями через поисково-краеведческую деятельность. Результат: был собран этнографический материал о культуре и быте населения нашего края, и уже в 1997 году наши дети заняли 1 место на районном конкурсе коллективов школ по краеведению. Тогда же появились первые песни о Сызганке, легенда о появлении первых жителей Сызганки. Эту легенду сегодняшние наши дети считают пришедшей из глубины веков

- При школьной библиотеке был создан клуб «Отечество», одним из направлений которого были подготовка и проведение интеллектуальных игр краеведческого характера; здесь использовался активно материал, собранный детьми в ходе поисковой работы/

-Участие в конкурсах учебно – исследовательских работ с темами «Марийский национальный костюм» (руководитель Есменеев А.П.), «Такие разные праздники»;

-Интересен опыт работы классных руководителей в этом направлении: издавна передача традиций и культуры своего народа была задачей семьи, старшее поколение передавало свои знания, свой опыт младшему поколению. Учитывая факт, что и данную функцию родители с удовольствием передали школе, классные руководители приглашали на классные часы, праздники тех, кто мог познакомить детей с историей нашего края, с традициями и обычаями. Однако, проблема по изучению марийского языка, проблема тесного знакомства с песенным и танцевальным творчеством, когда сами дети становятся их исполнителями, эти проблемы оставались не решенными.

А на дворе уже 2002 год и перед нами Концепции модернизации российского образования, в которой четко обозначено:

Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий.

Правду сказать, в школе уже в 2001 году был организован кружок «Народоведение». Было много проблем, неудачных попыток, но мы вышли на программное обеспечение и конкретный результат. Дети, которые на отчетном концерте кружков начали говорить на марийском языке, были экзотикой, так как в подавляющем большинстве семей наших школьников говорят только на русском. Дети смеются: родители используют марийский язык в речи, когда хотят посекретничать. Мы осознаем, что смешного в этом мало: утрачена потребность в общении на родном языке. Но была еще одна проблема: дети занимались только в начальном звене, в 5 классе ниточка прерывалась. Но уже в прошлом году мы нашли возможность организовать кружок «Народоведение» и в старших классах.

Руководитель, Спиридонова Н.С. является участницей сетевого исследовательского проекта « Особенности воспитания детей и подростков в социокультурном пространстве Пермского края, этнический компонент».

Этнокультурный компонет представлен и в программах других кружков:

кружок «Хозяюшка» - предусмотрен раздел: блюда национальной кухни,

«Резчик», «Бисероплетение» - дети учатся вырезать или плести узоры, характерные для марийской культуры.

Этнокультурная составляющая была усилена и в работе классных руководителей.

Результатом работы можно считать и создание в школе комнаты марийского и русского быта, а также комнаты марийской культуры. Но мы видим не только плюсы, но и минусы в своей работе. Здесь наша воспитательная система дает сбой: на сегодняшний день детьми собран богатейший материал по истории края, но используется он очень неэффективно, не получен статус музея, не отработана система экспозиционной работы, слабо работаем с Суксунским краеведческим музеем. Это проблемы, которые мы видим, и будем решать.

В прошлом году нами был разработан социальный проект «Живая история родного края».

Почему именно такой проект? В чем его основная идея?

С 1945 года на нашей территории не стало следующих деревень: Новоселы, Копанец, Красная Шапочка, Белая гора, Скопино. Собран печатный материал об этих деревнях, но безвозвратно утерян их облик. На сегодняшний день история по исчезновению деревень может повториться с деревней Березовка, песенное творчество и говор жителей которой уникальны по содержанию и форме.

Известно, что человек получает до 80% информации через зрительное восприятие. Уровень зрительного восприятия у детей еще выше. Видеоматериал, который можно собрать сегодня, завтра станет для истории края уникальным, неповторимым. Ведь хранителями традиций, устного и песенного творчества своего народа являются люди старшего поколения. Мы предлагали реализовать проект «Живая история родного края» под девизом «Видеожурналина с добрыми руками».

Социальный проект, который должны были реализовывать участники ДОО «Радуга», предусматривал возможное решение двух задач в комплексе: сбор видеоматериала по истории края и оказание помощи труженикам тыла и детям войны. Количество участников объединения позволяет распределить функции между детьми: одни будут заниматься видеосъемкой, другие в это время окажут посильную помощь.

Наш проект не выиграл, но мы смогли часть проекта реализовать через летний оздоровительный лагерь. В этой работе уникально следующее: дети, русские и марийцы вместе занимаются съемкой материала по сбору марийской и русской национальной культуры, вместе обрабатывают материал и создают фильмы.


Однако, следует отметить, все это формирует интерес к истории края, но задача изучения родного языка решается точечно и массового интереса к изучению языка не вызывает. А потому сегодня мы понимаем, невозможно решить эту задачу только через кружковую деятельность. Надо искать новые подходы.


Педагогический коллектив сегодня осознает необходимость дальнейшего повышения качества воспитания, и мы согласны с тем, что главный ресурс в достижении результата – человек: ребенок, педагог.

Сегодня воспитательная система в школе сложилась.

Но мы осознаем, что воспитательная система – это вполне живой организм, требующий постоянной работы над собой. В стадии разработки сегодня находится концепция развития воспитательной системы школы «Я в мире, мир во мне», которая предполагает реализацию трех блоков:

1 - "Мои истоки".

2 - "Я здесь и сейчас".

3 - "Мое будущее".

Данный подход позволяет рассматривать развитие личности ребенка во времени и взаимосвязи с его прошлым и прошлым его народа, а также с будущими устремлениями ребенка, дает возможность проектирования траектории его развития в личностном, профессиональном и общечеловеческом аспекте.

Пространство жизнедеятельности личности ребенка будет расширяться за счет кругов развития. Каждый год спираль Пространство мира для ребенка будет расширяться через знакомство с достижениями культуры своего народа, края, России, мировой культуры.

Цель: личность, способная строить жизнь, достойную Человека.

Задачи:

1. Осознание детьми образа жизни, достойной Человека как обобщенной характеристики картины жизни с ее сущностными чертами, содержанием и основными ценностями, без которого не осуществляется счастливая жизнь современного культурного человека.

2. Выработка своей жизненной позиции: общее отношение к жизни как таковой и свое положение по отношению к этой жизни, определив для себя связь «Я» - «Жизнь».

3. Формирование осознанного представления о роли общества в жизни личности, о связи своего «Я» с обществом и людьми; формирование опыта участия в общественной жизни и понимание ответственности каждого человека за свои действия, влияющие на самочувствие и жизнь «другого человека».


4. Формирование идеала достойного человека, живущего по принципам Добра, Истины и Красоты, основными характеристиками которого будут интеллект, нравственность, созидательность.

5.Освоение, усвоение и присвоение основных социальных норм общежития, как условия человеческого существования на земле.

Концепция разрабатывается на основе работы Щурковой Надежды Григорьевны «Воспитание с позиции культуры» .