bigpo.ru
добавить свой файл
1
Никулина Светлана Александровна

5 класс. 2четверть «Связь времен в народном искусстве».

Тип урока: комбинированный урок.

Вид занятий: Декоративное рисование.

Тема урока: «Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла».

Цель: Познакомить учащихся с искусством Хохломы.

Задачи:

1. Развивать детскую фантазию, воображение, тонкий художественный вкус, чувство гармонии, чувство материала, цветовой и линейный ритм.

2. Воспитать интерес к народным художественным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.

3. Формировать навыки составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка.

Оборудование:

1. Для учителя: Репродукции по теме: «Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла». Компьютер, интерактивная доска, презентация на диске СД по теме: «Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла».

2. Для учащихся: Альбом, краски, силуэты посуды.

Структура урока.

п/н

Этапы урока.

Время в минутах

Примечание.

I

Организационный момент

2 минуты

Проверка рабочего места, готовность к уроку.

II

Сообщение темы урока. Актуализация опорных знаний.

3 минуты

презентация.

III.

Формирование новых знаний

8 минут

презентация.

IV.

Педагогический показ.


5 минуты





V.

Физминутка.


2 минуты





VI.

Выполнение творческой работы.

15 минут

Нарисовать на силуэте посуды хохломской узор.

VII

Итог урока.

4минуты

Обобщение урока, подведение итогов.

Выставление оценок. Как работал класс в целом?

VIII

Домашнее задание.

1 минута

Принести кисти, краски, работы, материалы о Хохломе.


Ход урока.

№п/н

Этапы урока

Время в минутах

Примечание.

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята, садитесь.

- Кого сегодня нет в классе?

- Проверти свое рабочее место (Альбом, краски)

2 мин.

В классе присутствует человек.

II Сообщение темы урока. Актуализация опорных знаний.

Тема урока: «Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла». Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте повторим изученный материал.

Мы с вами поиграем у нас две команды. Посмотрите внимательно на экран?

Вам нужно ответить на вопросы?

1. Для какой народной игрушки характерны вытянутые формы, малиново-красный, жёлтый, изумрудно-зелёный цвета:

а) Каргопольская;

б) Дымковская;

в) Филимоновская.

2. Как называется посуда из глины:

а) хрусталь;

б) пластик;

в) керамика.

3. Какой промысел связан с росписью по металлу?

а) Гжель;

б) Хохлома;

в) Жостово.

4. Для какой народной игрушки характерны приземистые фигурки с короткими руками и ногами?

а) Каргопольская;

б) Дымковская;

в) Филимоновская.

5. Используют ли Городецкие мастера цветочные орнаменты?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

6. Какой цвет имеет гжельская роспись:

а) красный;

б) синий;

в) жёлтый.

Посмотрите внимательно на экран?

Вам нужно стрелочкой отметить, где какой промысел?

1 ученик отвечает у доски, остальные работают по карточкам.

Проверка.

3 мин.

Слайд №1.


Слайд №2, №3, №4, №5, №6, №7,№8


Слайд №9.


Работа в парах собрать пазлы и ответить какой промысел получился?

III. Формирование новых знаний


– Удивляя, прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая, непростая,
Черно-красная трава.

– Листья реют, не редея
От дыхания зимы:
Входим в царство Берендея
В мир волшебной Хохломы.

Итак, ребята, нам действительно уже пора войти в мир волшебной Хохломы.

Н а ш и о т к р ы т и я:

1. Что такое ХОХЛОМА?

2. Хохломская легенда.

3. Секреты золочения.

4. Рождение хохломских изделий.

5. Орнамент.

6. Составление узора.

7. Роспись изделия.

8. Весёлая ярмарка.

Ч т о т а к о е Х О Х Л О М А ?

В Заволжье, по берегам рек Керженец и Узола расположено торговое село – Хохлома, где изготавливали и продавали деревянную посуду, расписанную золотым орнаментом. Отсюда она расходилась по крупнейшим ярмаркам всей России. Изделия, выполненные с помощью техники окраски, характерной

лишь для этих мест, стали называть Хохломой.

Хохломская легенда.

Жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил

мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Так и появились первые золотые расписные хохломские чашки. Дошла слава мастера до царя, и повелел он отряду стрельцов

найти беглеца и привести. Узнал мастер о такой беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба художника. Сгорела изба, а самого мастера нигде не нашли. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство. С тех пор оно передаётся из рук в руки, от учителя к ученику.

Секреты золочения.

Приёмы золочения дерева были известны русским иконописцам. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали часто не золото, а порошок серебра. Затем икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото.

Рождение хохломских изделий.

Отличительная особенность хохломской посуды, да и не только посуды в том, что все изделия вытачивались из дерева липы или осины.

  1. Просушить.

  2. Вырезать.

  3. Покрыть глиняно-масляным грунтом.

  4. Сушить в электропечи 7-8 часов.

  5. Очистить, загрунтовать.

  6. Пропитать варёным льняным маслом.

  7. Натереть алюминиевым порошком.

  8. Отправить в цех росписи.

В росписи используются жаростойкие масляные краски.

Расписные изделия два

- три раза покрывают

синтетическим лаком,

затем их закаливают в

электропечи 3 – 4 часа.

Орнамент.

Ребята, посмотрите внимательно на эти изделия и скажите, какой орнамент здесь изображен?

Правильно, а какие цвета художники используют в хохломской росписи?

Да, три основных цвета и дополнительно к ним желтый и зеленый.

Существует три основных вида хохломского орнамента:

а) верховое "травное" письмо

б) роспись "под фон"

в) "кудрина"

Составление узора. Расписывая чашки и блюда, на дне помещали розетку с линиями, расходящимися от центра. От центра чашки исполняли узор, связанный с движением кисти по кругу.

На стаканцах и солоницах, имевших цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки на четыре «цветка». На золотистом фоне они размещали по два красных и два черных стебля с узорной листвой на ветвях.

8 мин.



Слайд №10


Слайд №11

(ученик)


Слайд №12.

(ученик)


Слайд №13.


Слайд №14


Слайд №15


Выставка изделий (хохломской росписью)– растительный узор состоящий из элементов, изображающих части растений (цветы, травы, листья);– орнитоморфный узор, где основным мотивом является изображение, образ птицы.

Слайд №16

– красный, черный, золотой.


Слайд №17


Слайд №18


IV. Педагогический показ

Все элементы орнамента располагаются на основном "завитке" (или стебле, веточке). Плавной линией начинаем вести "усик" слева направо, закругляем, второй "усик" ведем так же неотрывно, и кончик снова закругляем, и т.д.

В орнаменте ритмично чередуются "травинки", "завитки" и "кустики".

"Травинки" разной формы располагаются на "завитке"-стебле так же ритмично. На последнем этапе прописываются "осочки" и "капельки". Посмотрите, как элементы "усик" и "завиток" придают мягкость и пышность травному орнаменту.

5 мин.

Выполнение росписи на силуэте посуды.

Слайд №19


V Физминутка.

.

Вы наверное устали?

- Да.

- И поэтому все встали

Раз! Подняться, подтянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! Ладони – три хлопка, головою 3 кивка

На 4 - руки шире

Пять! – руками помахать.

Шесть! – за парту тихо сесть

Семь, восемь – лень отбросим.

2 мин.

Слайд №20


VI Выполнение творческой работы.

Практическая работа.

Ваша задача:

Нарисовать на силуэте посуды элементы хохломской росписи.

15 мин.

Слайд №21



VII Итог урока

Веселая ярмарка.

Выставка работ учащихся

-- Анализ детских работ; что особенно ценно в

в законченных детских работах?

Желание по-своему передать ритм растительного

узора, умение почувствовать масштаб росписи по

отношению к поверхности украшаемого предмета.

-- Оценка детских работ

5 мин.

Слайд №22

Фильм о Хохломе №23

Оформление на доске.

Дети читают стихи.



VIII Домашнее задание.

Принести краски, работы, материалы о Хохломе. Все молодцы, большое спасибо.

-- Урок цели достиг.

- Урок окончен.





Слайд №23




Список литературы.


  1. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. / Мето­дическое пособие к учебнику 5 класса под ред. Б.М.Неменского. - М., Про­свещение, 2003.- 109с. 4. Конышев Н.М. Искусство Энциклопедия. Москва «РОМСЕН» 2002.

  2. Горяева Н.А., Островская О. В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 кл. (2009).

  3. Медведевских В.С., Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья. / Учебное пособие, 5 класс. - Курган: Курганский ИПК, 2007. - 38с.

  4. Медведевских В.С. Организация и проведение уроков изобразительного ис­кусства в общеобразовательных учреждениях по программе Б.М.Неменского. / Методические пособие / ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2004. - 52 с.

  5. Медведевских В.С., Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья. / Методические рекомендации, 5 класс. - Курган: Курганский ИПК, 2007. - 44с.



Интернет ресурсы.



  1. http://www.webartplus.narod.ru/folk15.html- история хохломы

  2. http://artorbita.ru/tipy_rospisi/istoriya_hohloma.html- история возникновение хохломской росписи.