bigpo.ru
добавить свой файл
1
20 марта 2007 г.

Выступление на семинаре по теме:

«Здоровье сберегающая педагогика».


Учитель биологии: II кв. кат.

Средней школы № 8

Кутасова Н.К.

Являясь учителем биологии – науки о жизни, главная моя задача - научить ребят азам здоровья. Ведь это главная прерогатива для полноценной жизнедеятельности человека. Здоровье сберегающую технологию я внедряю через следующие формы работы:

  • внеклассные мероприятия,

  • уроки нетрадиционной и традиционной формы,

  • беседы,

  • семинары

  • рефераты,

  • доклады;

  • практическая деятельность

  • проектные работы.

На уроках ботаники 6 класса в разделах «Царство бактерии. Грибы» и «Царство растения» изучаем болезнетворные и полезные бактерии, меры профилактики от заболеваний, вызываемых бактериями; роль фитонцидов выделяемых голосеменными и семейством кактусовых, лекарственные растения. Ставим простые опыты в лабораторных работах и во внеурочной деятельности: «выращивание плесени»; получение кефира, обогащенного бифидобактериями. Применяя знания на практике, выращиваем лекарственные растения на пришкольном участке.

В 7 классе курса зоология в разделах: «Биоценозы», «Беспозвоночные», «Позвоночные», «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» в теме «Тип плоских червей», говорим о вреде паразитических форм через не проваренное мясо и рыбу, о пользе пиявок, вреда «Отряда насекомых»: вшей, клопов, таракановых, блох и других как разносчиков инфекционных заболеваний и меры профилактики с ними. При изучении темы: «Отряд птиц» акцентирую внимание на обязательные прививки от гриппа во избежание смертельной опасности для человека - «птичьего гриппа». По теме «Кровеносная система млекопитающих» ученики узнают, что из крови крупнорогатого скота готовят сыворотку или лекарственный препарат «Гематоген», который повышает гемоглобин в крови человека, а также о положительной роли психо - эмоционального влияния от общения с «братьями меньшими».

8 класс. Курс «Человек», работая в системе с учителями физической культуры и СОЗ, медработником школы и классными руководителями изучаем профилактику плоскостопии, сколиоза; на практических работах учимся оказывать первую помощь при ушибах, вывихах и переломах и многое другое. По разделам: «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая система» обсуждаем доклады «Инфекция, иммунитет», рассматриваем гигиену сердечно-сосудистой системы; «Дыхание» - проводим профилактику заболевания дыхательных путей и меры предупреждения.

С учащимися старших классов разработали программу «Рациональное и безопасное питание» (раздел «Пищеварение»), где указали на роль витаминов, белков, жиров и углеводов, а так же энергозатраты, пищевой рацион и профилактика желудочно-кишечных заболеваний. По разделам:

  • «Нервная система». Указываю на значение НС, об опасности менингита и травм позвоночника;

  • «Покровные органы, терморегуляция, выделение». Обсуждаем гигиену одежды и обуви, уход за кожей и роли закаливания;

  • «Анализаторы». Изучаем гигиену зрения, предупреждение глазных заболеваний, учимся оказывать первую помощь, провожу физкультминутки для глаз;

  • «Высшая нервная деятельность, психика». Обсуждаем режим отдыха и сна;

  • «Индивидуальное развитие организма». Дополнительно учу, как сохранить здоровье репродуктивной деятельности с помощью видеоматериала и бесед на классных часах.

Курс общей биологии 9 – 11 классов в разделах: «Учение о клетке», «Размножение и развитие организмов», «Основы генетики и селекции» проводим уроки – презентации, выполненные учащимися по темам: «Вирусы», «Митоз», «Мейоз», акцентируя внимание на здоровую клетку – основу наследственного материала и инфекциях, передающихся половым путем. В разделах: «Учение об эволюции органического мира», «Основы экологии», «Биосфера и человек. Ноосфера» на семинарах рассматриваем взаимоотношения организма и среды, взаимовлияние окружающей среды на здоровье человека и приняли активное участие в выполнении проектной работы «Экоград».

Я считаю, что полученные знания сберегут наших детей от потери самого ценного – здоровья.


Директор муниципального

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №8__________/Г.М.Рафикова/