bigpo.ru
добавить свой файл
1




Тема урока

«Древнегреческий театр»


Автор: Рощупкина И.И.-учитель истории.


Цели урока:

  • показать учащимся устройство, особенности и историю возникновения театра в Греции, его основную задачу – воспитание высоких гражданских чувств;

  • развитие умения сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи;

  • познакомить учащихся с творчеством известных драматургов Греции.


Тип урока: изучение нового материала.


Оборудование урока:

  • мультимедиааппаратура;

  • компьютерная презентация «Древнегреческий театр»;

  • карта «Древняя Греция V в. до н. э.»;

  • обучающие карточки-задания по истории Древнего мира.


Основные понятия: театр, орхестра, котурны, скена, трагедия, комедия.


Ход урока


I. Вводная часть. Вступительное слово учителя. Беседа с учащимися.

Учитель: вспомните, с историей какой цивилизации мы знакомились на прошлых уроках?

Древняя Греция одна из первых европейских цивилизаций. Греция подарила нам множество изобретений, которыми мы пользуемся по сей день. Мы облекаем мысли в греческие слова: философия, риторика, политика, география, биология. Обращаясь, друг к другу произносим имена греческого происхождения, и все мы пользуемся буквами алфавита, пришедшего к нам из Греции. На сегодняшним уроке мы с вами узнаем ещё об одном греческом изобретении. Это – театр(слайд №1).

Учитель: называет тему (слайд №2)говорит о театре как о виде искусства; о зарождении в древности и существующем ныне(слайд №3,4.5,6), цели урока, основные понятия (слайд №7,8.9.).


II. Возникновение театра.

Учитель: зарождение театра было связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов. Греки верили во многих богов, одним из наиболее почитаемых был Дионис (слайд №10).

Вопрос: Почему? Как вера в Диониса связана с хозяйством греков?

Весной, перед началом работ на виноградниках и в декабре, когда поспевало молодое вино, греки отмечали весёлые праздники в честь бога виноделия Диониса. В венке из винограда и в сопровождении шумной свиты сатиров бродит Дионис из страны в страну и повсюду учит людей разводить виноград и делать из него вино. Греки не пили вино чистым, а разбавляли его водой. Пьянство резко осуждали.

В одном из мифов рассказывается, что Дионис странствует по всей земле, окружённый толпой сатиров. Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в этой стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново. В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии. Изображая сатиров, греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Весёлое шествие ряженых двигалось по улицам города и останавливалось где-нибудь на площади. Сценки, разыгрываемые участниками праздника, и были первыми театральными зрелищами: запевала и ряженые являлись актёрами, а зрителями – всё население города. Для ежегодных представлений стали отводить площадку, обычно у подножия холма. Зрители, стоя или сидя на склоне холма, наблюдали за представлением.

Вопрос: Повторите, как возникли театральные представления?

Обобщая ответы, учитель подчёркивает, что древние греки могли посмотреть спектакли только на праздниках в честь Диониса.


III. Здание театра и театральные представления.

Учитель: в греческих городах с конца VI в. до н.э. строили для театральных представлений специальные здания. Почти в каждом городе был свой театр, а иногда и несколько (слайд №11).

Задание: задумайтесь, нет ли противоречия. Древние театры вмещали несколько тысяч зрителей. Например, афинский театр имел 17 тыс. мест. Жителей в греческих городах было намного меньше, чем в современных, а театры часто были больших размеров, чем в наши дни. Предположите, чем можно объяснить такие большие размеры греческого театра. (Вспомните, каким было отношение греков к театральным представлениям. Как часто они устраивались?).

Ответ: театр был любимым зрелищем в Древней Греции, все жители стремились попасть на праздник, но эти празднества устраивались несколько раз в году.

Задание: в театрах Древней Греции представления начинались часов в семь утра и продолжались до захода солнца: ставили подряд несколько спектаклей. Рассмотрите рисунок на слайдах и ответьте на вопрос (слайд №12,13).

Чем объяснить, что театральные постановки не устраивались вечером, как это принято сейчас? Подтверждает ли ваш ответ рисунок?

Ответ: не было хорошего искусственного освещения, и массовые зрелища можно было проводить только при свете солнца.

Учитель: за вход в театр брали небольшую плату. Билет был из свинца или обожженной глины. В нём буквой (А. Б, Г) указывался один из «клиньев», на которые театр делился лестницами. В указанном на билете «клине» можно было занять любое место, начиная со второго ряда (стр.177 учебника).

Учитель: чтобы не сидеть на самом верху, греки шли в театр ещё до рассвета. Брали с собой узелок с пирожками и фляжку с вином, теплый плащ, подушечку, которую подкладывали под себя на каменную скамью. Места в первом ряду были бесплатными и отводились для почётных зрителей (стратегов, жрецов Диониса, победителей на Олимпийских играх).

Описать устройство греческого театра учащиеся смогут, выполнив следующие задание:

Рассмотрите план древнегреческого театра (слайд №14 и обучающие карточки-задания). Главные части здания театра обозначены цифрами 1, 2, 3,4. Используя текст учебника стр. 177 1–3 абзацы ответьте на вопросы. Как назывались эти части? Каково назначение каждой из трёх частей? Что обозначено на плане цифрой 4? Ответы запишите.

Ответы:

  1. Орхестра – круглая площадка с жертвенником или статуей Диониса посередине.

  2. Скене – постройка, примыкающая к орхестре, на ней размещались декорации.

  3. Места для зрителей.

  4. Лестницы, разделяющие места для зрителей на клинья.

Ответы проверяются, учащиеся работают в тетрадях, учитель показывает главные части театра на слайде, объясняя назначение каждой.

Учитель: Если бросить монету в центре орхестры, звон её будет слышен на самых задних скамьях. Здание театра имело форму огромной чаши, которая, как рупор, усиливала звуки, человеческий голос.


Решение проблемной задачи урока.

Учитель: представьте, что ваши одноклассники (два мальчика заранее получают задание от учителя) оказались в Древнем мире. Они были схвачены пиратами и проданы на рынке рабов в греческий театр. О своей работе в театре Диониса они нам сейчас расскажут. Слушайте внимательно и ответьте на вопрос: какие особенности древнегреческого театра можно выделить из их рассказа?

Рассказ очевидцев. Греческие театры располагаются под открытым небом на склонах холмов и вмещают тысячи зрителей. Театральные представления - любимые зрелища греков. Они начинаются ранним утром и продолжаются до захода солнца: ставят подряд несколько спектаклей. Обычно в каждом представлении участвовало не более трёх актёров. Актёрами могут быть только мужчины. Мы играли все роли в спектакле, в том числе и женские. А чтобы зрителям было понятно, кого мы играем, надевали специальные маски (слайд №13). Большие и ярко раскрашенные, они были хорошо видны и с верхних рядов театра. Маски закрывали не только лицо, но и голову. При взгляде на нас становилось ясно, кого мы изображаем. У стариков белые волосы, худые впалые щёки. Если герой моложе, волосы и борода делаются полуседыми, юношей изображали безбородыми. Чтобы казаться выше, мы надевали на ноги специальные сандалии с очень толстыми подошвами (слайд №15). В конце дня зрители должны были выбрать лучшую постановку. Её автор награждался лавровым венком и подарками. Если зрители недовольны, они свистят и стучат сандалиями. Бывает и хуже: если автор уж очень не нравиться, его оскорбляют, бросают в него виноградом, маслинами, даже камнями.

Ответы:

  • участниками представления были только мужчины;

  • актёры использовали маски, обувь на толстой подошве;

  • один человек играл несколько ролей в каждом спектакле;

  • представления происходили несколько раз в год в особом здании под открытым небом;

  • греки не устраивали вечерних представлений, так как не было хорошего искусственного освещения.


IV. Трагедии и комедии в Древней Греции.

Учитель: в Древней Греции было два главных вида представлений – трагедия и комедия (слайд №16,17).

Вопрос: как вы считаете, в чём разница между этими видами преставлений?

Ответ: трагедия – сюжеты о страданиях и печали; комедия – сюжеты о веселье и радости (смотреть обучающие карточки-задания).

Работа в классе: о трагедии и комедии учащиеся узнают из текста пункта 3 и 4 и отрывка из трагедии Софокла «Антигона» и комедии Аристофана «Птицы» (с. 178-181 учебника, слайд №17).

Вопросы учащимся: почему греки называли театр школой для взрослых? Вспомните содержание трагедии «Антигона» и комедии «Птицы». Какие мысли, чувства внушали зрителю герои этих произведений?

Ответ: поступок Антигоны давал зрителям пример мужества, бесстрашного выполнения долга; песнь хора «В мире много сил великих…» внушала веру в безграничные возможности человека, учила каждого быть ответственным за свои действия, не творить зло; в комедии «Птицы» высмеивались жулики, проходимцы, тунеядцы, клеветники и обманщики.


V. Роль театра. Подведение итогов.

Задание: На ваш взгляд, какова роль театра в Древней Греции и в наши дни?

Аристофан (автор греческих комедий), так писал о роли театра: «Как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых – поэты» (слайд №18).

Греческий театр имел народный характер. Зрители оценивали поступки героев. Безнравственных и подлых героев осуждали. Благородным мыслям аплодировали. Театр – школа жизни. Спектакли учили, что добро обязательно побеждает зло, а честность и порядочность всегда ценятся выше коварства и предательства. Театр просвещал и воспитывал в гражданах честность, доброту, любовь к родине. Не случайно в Афинах так заботились о том, чтобы все граждане могли посещать театр, что беднякам даже выдавали деньги на театральные билеты.

Учитель: итак, сегодня мы познакомились с древнегреческим театром, его возникновением и развитием. Что вам особенно понравилось на сегодняшнем уроке?

Учащиеся высказывают мнения, точки зрения. Учитель уточняет, обобщает ответы учащихся.


Учитель: Ребята! Давайте закрепим тему нашего урока. Внимание на экран. (слайд №19-фрагмент видеофильма).


VI. Закрепление.

Текст с ошибками (слайд №20).

В Древней Греции очень любили театр. Каждый вечер ежедневно зрители спешили купить билеты и занять самые лучшие первые ряды. Они с наслаждением и интересом следили за мимикой и жестами актеров, наблюдали за тем, как, обувшись в легкие сандалии, на орхестре танцует хор. Большой поклонницей театра была Аспасия - жена первого стратега Афин Перикла, которая, будучи актрисой, целыми днями пропадала в театре, репетируя и играя различные роли. Однажды ей даже довелось сыграть роль Антигоны в одноименной комедии Аристофана.

Учащиеся находят ошибки, исправляют их вслух.

Учитель подводит итоги урока, дает домашнее задание.


Домашнее задание: §39, работа с понятиями, рассказ о древнегреческом театре (устно).


Список используемой литературы


1.Волкова К.В.Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира.М.2006.

.2.Михайловский Ф.А.История древнего мира .Книга для учителя.М.2000.

.3.Петрович В.Г.Уроки истории.5 класс.М.2000.

4.Я иду на урок истории.Древнейшая и древняя история.М.2005.

5.Годер Г.И.Методическое пособие по истории древнего мира.М.2007. 6.http://festival.1september.ru/

7.Вигасин А.А.Годер Г.И.История Древнего мира.М.2007.