bigpo.ru
добавить свой файл
1
Тема урока: «Время соборов»

Цели урока:

а) образовательные: познакомить учащихся с архитектурой и изобразительным искусством эпохи расцвета средневековья; выявить отличительные черты романского и готического стилей; работать над формированием новых терминов и понятий;

б) развивающие: развивать коммуникационные, информационные навыки; компьютерную грамотность; монологическую речь учащихся; творческие способности;

в) воспитывать уважительное отношение к истории, памятникам архитектуры и живописи.

Оборудование:

альбом по культуре истории средних веков;

учебник;

материалы заданий для учащихся.

Опережающее задание учащимся: представить готический (1 пара) и романский (2 пара) храм в виде компьютерной презентации.

Ход урока:

  1. Постановка учебной задачи

- Ребята, какую тему мы начали изучать на прошлом занятии?

- 11-13 века – это период расцвета средневековой культуры. Как вы думаете, что способствовало подъему культуры именно в этот период?

- Какие шедевры архитектуры мы могли бы встретить в средневековом городе?

- Почему горожане старались сделать свой собор более величественным и прекрасным?

- Учитывая, что с 10-11 веков начинается рост городов в Западной Европе, в связи с этим начинается строительство большого количества соборов. Поэтому предположите, как могли назвать это время архитекторы и строители?.

- Итак, какова тема нашего занятия?

- Что вы хотели бы узнать о средневековых соборах?

- Сегодня на уроке мы узнаем о двух видах средневековых храмов, выясним их отличительные черты.

2. Овладение новыми знаниями.

- В 11-13 веках возводились замки и дворцы государей, мосты и ратуши. И все же ведущая роль принадлежала церковной архитектуре, и это не случайно. Как вы думаете, почему?

- обратитесь к пункту 1 на стр220 и найдите ответ на этот вопрос.

1) Церковь оказывала влияние на верующих.

2) Сосредоточила в своих руках колоссальные богатства

3) Невиданное развитие паломничества.

- Какие же храмы строились в средневековье?

Учащиеся представляют презентации «Мир романских храмов», «Готический собор».

В ходе презентации идет работа с новыми понятиями и терминами (напечатаны на карточках), заполняется таблица «Отличительные черты романского и готического стилей».


План сравнения

Романский стиль

Готический стиль

Внешний вид







Толщина стен







Толщина и форма сводов







Очертания и размеры оконных проемов







Соотношение вертикальных и горизонтальных линий в рисунке фасадов зданий







После представления презентации учащимися самостоятельно заполняется таблица по стилю, а затем совместно проверяется.

- А теперь представьте, что вы путешественник – христианин, впервые в жизни попавший в романский (мальчики) и готический собор (девочки). Составьте рассказ о вашем посещении храма.

3. Рефлексия.

-Итак, давайте проверим наши знания. Вам предлагаются характерные черты средневековых храмов, а вам надо определить, к какому стилю они относятся.

Карточка.

1) Романский стиль

2) Готический стиль


а) Напоминают крепости

б) Полукруглая арка

в) Изящные колонны

г) Толстые стены

д) Стрельчатые арки

е) Огромные окна

ж) Маленькие окна

з) Тонкие стены

и) В плане имеет вид креста

Ответ: 1)- а, б, г, ж, и

2) – в, д, е, з


Учащиеся проверяют работу методом взаимопроверки.

4. Итог урока.

- Информационный лист.

- Оценивание работы учащихся на уроке.

- Домашнее задание: параграф 23 прочитать; Иванов Павел – ответить на вопросы после документа «Перестройка храмовой башни в английском городе».

Тикина Елена – написать мини-сочинение «Как украшали храмы».

Ковальчук Алина – ответить на вопросы после документа «Бернар Клервоский о скульптурном убранстве романских монастырских храмов».

Беликов Владимир – раскрыть смысл понятия «Библия в камне».


Карточка № 1.


1) Романский стиль

2) Готический стиль


а) Напоминают крепости

б) Полукруглая арка

в) Изящные колонны

г) Толстые стены

д) Стрельчатые арки

е) Огромные окна

ж) Маленькие окна

з) Тонкие стены

и) В плане имеет вид креста


Карточка № 1.


1) Романский стиль

2) Готический стиль


а) Напоминают крепости

б) Полукруглая арка

в) Изящные колонны

г) Толстые стены

д) Стрельчатые арки

е) Огромные окна

ж) Маленькие окна

з) Тонкие стены

и) В плане имеет вид креста

Карточка № 1.


1) Романский стиль

2) Готический стиль


а) Напоминают крепости

б) Полукруглая арка

в) Изящные колонны

г) Толстые стены

д) Стрельчатые арки

е) Огромные окна

ж) Маленькие окна

з) Тонкие стены

и) В плане имеет вид креста


Карточка № 1.


1) Романский стиль

2) Готический стиль


а) Напоминают крепости

б) Полукруглая арка

в) Изящные колонны

г) Толстые стены

д) Стрельчатые арки

е) Огромные окна

ж) Маленькие окна

з) Тонкие стены

и) В плане имеет вид креста