bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6






Актуальность:

"Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости", — писал Пушкин. Я полностью согласна с мнением великого поэта и считаю, что изучение фольклора в школе — необычайно важная задача.

Ребята учатся анализировать и комментировать прочитанное, слышать и понимать слово, поэтому значительное внимание уделяется работе со словарями. Участие в фольклорных экспедициях, театрализованных представлениях формирует речевую культуру учащихся, их творческие способности. Повышению общей культуры способствует использование на занятиях живописи и музыки.

Изучение устного народного творчества содержит также и воспитательный аспект. Обращение к фольклору помогает духовному развитию детей, чувства патриотизма, гордости за наследие народа; воспитанию художественного вкуса, расширению кругозора.

Объект исследования: фольклорное наследие.

Предмет исследования: изучение фольклорных традиций с помощью собирания легенд и преданий, песен и быличек, частушек и детского фольклора - как важный элемент филологического образования и общего развития сельского школьника.

Цель: вовлечение учащихся в серьёзную работу по исследованию краеведческого материала, развитие умения видеть жанровую специфику фольклорных произведений.


Задачи:

  1. организовать оптимальные условия для развития у детей интереса к фольклорному наследию;

  2. моделировать комбинированные занятия для полноценного восприятия детьми данной программы;

  3. создать творческие задания, соответствующие индивидуальным, возрастным особенностям обучающихся;

  4. увлечь детей, помочь им увидеть фольклор вокруг себя и выступить в качестве его собирателей.

Гипотеза: система данной опытно-экспериментальной программы имеет свои условия эффективности. Программа станет более доступной детям, если:

  • работа будет вестись систематически;

  • будут комплексно учитываться индивидуальные, возрастные особенности учащихся;

  • исследования будут проводиться на основе комбинированных занятий - в комплексе с музыкой, живописью и т.д.

Методы:

  • изучение и анализ методической литературы;

  • беседа;

  • метод наблюдения;

  • метод проектов и моделирования;



Сроки и этапы:



№ п/п

Основные этапы

Сроки опытно-эксперименталь ной работы

Содержание опытно-экспериментальной работы

1.

Подготови

тельный

этап

2009-2010 уч.г.

1. Планирование работы;

2. Сбор фольклорных произведений;

3. Анализ и редактирование текстов;

4. Компонование по разделам:

а) легенды и предания;

б) календарные обряды и праздники;

в) песни и частушки;

г) детский фольклор;

д) пословицы, поговорки и загадки.

2.

Эксперимен

тальный

этап

2010-2011 уч.г.

1. Создание сценария театрализованного
представления.

2. Распределение ролей.

3. Чтение текста сценария по ролям,
разучивание песен.

4. Репетиции.

5. Музыкальное оформление представлений.

6. Создание декораций.

7. Подбор костюмов. Знакомство с
особенностями пошива русского народного
костюма.

8. Выступление.

3.

Обобщающе -аналитичес кий этап

2011-2012 уч.г.

1. Оформление народного обрядового
календаря на основе собранного материала;

2. Создание коллекции кукол в русских
народных костюмах;

3. Подготовка к заключительному
театрализованному представлению;

4. Заключительное праздничное
представление с презентациями
выполненных работ.


Критерии оценки результатов:

  • повышение интереса к фольклорному наследию;

  • повышение уровня умений работы обучающихся со словарём, методической литературой и другими источниками информации.

Форма представления результатов:

  • театрализованное представление;

  • выставка готовых работ;

  • выступление на общешкольном семинаре-презентации.

1 Этап


(подготовительный) 2009-2010 уч. год



Отчет о проведении 1 этапа опытно-экспериментальной работы

на тему

«Возрождение фольклора на селе»



Содержание

Способы проведения

Сроки

Форма

представления

результата

1

Сбор фольклорных произведений

-ознакомление с жанрами

русского народного творчества;

- сказки (собрана библиотечка

книг - сказок), потешки,

пословицы, поговорки;

- сбор фольклорного наследия

у людей старшего поколения

(частушки у Ключка В.М. и

Пылаевой А.А.)

- изучение литературы:

Народный дневник. Народные

праздники и обычаи - М., 1991 г

Рожнова П.А. Радуница.

Русский народный календарь:

обряды, обычаи. М., 1992 г.

Степанов Н.П. Народные

праздники на святой Руси.

М., 1992г.

- подготовка проектов-

выступлений на заданную

тему:

«Яблочный спас» -

Третьяченко Юлия.

«Береза символ России» -

Бурбах Лилия

Сентябрь –декабрь 2009 г

Проекты- выступления

учащихся на тему:

- «Возрождение

фольклора на селе»

2

Анализ и

редактирование

текстов

- редактирование собранного

материала, донесение смысла

непонятных детям старинных

слов и понятий (армяк - вид

верхней одежды для крестьян

из толстого сукна и т.д.)

- выявление особенностей

произведений устного

народного творчества (слова с

Январь-

Март

2010г.

- мероприятие

«Посиделки» для

учащихся

начальных классов.







уменьшительно-ласкательным

значением «батюшке»,

«беленький», «Катенька»,

«думушку» и др.)







3

по разделам


«Ч

Компонование по разделам

Распределение всего материала

по разделам:

- «Частушки нашего двора»

- «Пословицы, поговорки, загадки»

- «Русские народные песни, танцы»

- «Обряды»

- «Былины, прибаутки,сказки»

Март-

Май

2010г.

- мероприятие

«Старину мы

помним, старину мы: чтим» для учащихся

начальных классов;

- выступление

Ключка Марии на

районной научно-

практической

конференции

«Научно-

исследовательская

деятельность

учащихся в

образовательном

пространстве»


Подготовительный этап опытно-экспериментальной программы реализован и его результаты представлены в форме:

  1. Участие в общешкольных мероприятиях «Бабушки и дедушки», «Минута славы», «65-летию Победы посвящается», «День открытых дверей для будущих первоклассников»(танцы, частушки, песни)

  2. «Посиделки» - отчетные мероприятия кружка «Сувенир» и опытно-экспериментальной работы «Возрождение фольклора на селе»

  3. Выставки работ с ярмарочным представлением — «Матрешка - русский сувенир», «Праздник Светлой Пасхи».


Методы ведения опытно-экспериментальной работы:

  1. беседы

  2. наблюдения

  3. метод проектирования и моделирования

  4. анкетирование



Список участников в опытно – экспериментальной работе 2009 – 2010 год.


  1. Богомолов Григорий

  2. Бурбах Лилия

  3. Гончаров Виктор

  4. Дьяченко Александр

  5. Емельянова Анастасия

  6. Жумашов Арман

  7. Задворнова Мария

  8. Зальцман Владимир

  9. Карташова Полина

  10. Ключка Мария

  11. Косьяненко Илья

  12. Кругликова Алёна

  13. Кумаров Тлекжан

  14. Литвинов Дмитрий

  15. Мухин Виктор

  16. Садовников Владимир

  17. Третьяченко Юлия





следующая страница >>