bigpo.ru
добавить свой файл
1
"Размышления о преподавании микробиологии и эпизоотологии

в ветеринарных ВУЗах"

Академик РАСХН Бакулов И.А.

(ВНИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии)


Читая статьи, авторы которых пекутся об улучшении преподавания в ветеринарных учебных заведениях страны, хотелось бы поделиться своими мыслями об этом чрезвычайно важном деле. Считаю для себя вправе сделать это, т.к. в своё время закончил Московскую ветери­нарную Академию, работал практическим ветеринарным врачом, учился в аспирантуре на кафедре эпизоотологии МВА, преподавал этот предмет несколько лет, а затем некоторое время руководил постановкой обуче­ния в ветеринарных ВУЗах и техникумах. Кроме того, много лет участ­вую в создании учебников по специальностям - эпизоотологии и микро­биологии. Вообщем видел всё это и со стороны, и изнутри, и сверху.

Вопрос этот весьма актуальный, злободневный. Работая много лет в научно-исследовательском институте, убедился в том, что выпускни­ки многих ветеринарных ВУЗов страны имеют недостаточную подготовку по целому ряду предметов.

Невооруженным глазом виден большой разрыв в знаниях, получен­ных в ВУЗе и тех знаниях, которые необходимы на практике. Вчерашне­му студенту, попавшему на работу в НИИ, надо начинать практически с нуля.

К слову сказать, и на практической работе выпускники ВУЗов сталкиваются с таким положением, что многих вопросов, которые встаю перед ними, они не знают, а "рукоделию" (о чём пишет академик В.Н.Сюрин в "Ветеринарной газете" № 2, 1993г.) просто не обучены. И не потому, что бездельничали во время учёбы.

Дело совсем в другом, в тех условиях, которыми располагает современное учебное заведение и теми возможностями, которые педа­гоги не используют во время обучения.

В.Н.Сюрин пишет, что в МВА "мы постоянно работали с больными животными". Правильно, но не надо забывать, что в те далёкие годы нашей благославенной юности академия находилась в 30 км от Москвы и была окружена колхозами, совхозами и др, владельцами живности. Поэтому клиника была полна животными и студенту представлялась воз­можность познакомиться, конечно, не со всеми, но со многими болезня­ми”. МВА никуда не переместилась, но город сам подошел к ней и окру­жил её со всех сторон” Что же делать теперь, чтобы обучить будущего врача? Где взять наглядный клинический материал для "рукодельного" обучения студента?

Из кафедр инфекционного цикла в лучшем положении находится ка­федра микробиологии, особенно по разделу бактериологии. Есть боль­шой список бактериальных болезней животных, с возбудителями которых можно работать в примитивных вузовских условиях. К слову сказать, эпидемиологи, обучая специалистов методам диагностики особо опасных инфекционных болезней (я имею ввиду курсы при институте "Микроб", которые довелось видеть лично) проводят обучение на истинных виру­лентных возбудителях, вырабатывая у слушателей со школьной скамьи навыки, рефлексы, уменье работать и ответственность за свою работу. А это не какие-то иммитаторы!! Но однако и на кафедре микробиологии будущие врачи микробиоло­гами не становятся, они не получают навыков бактериологического ис­следования. В ходе обучения в аспирантуре я вынужден был пройти этот курс микробиологии заново - по бактериологическим исследованиям в Москов­ской областной ветбаклаборатории, по серологическим исследованиям - в Московской городской ветбаклаборатории.

Обучение там проходило совсем не по академическим канонам -лекция, практическое занятие, плакатики, готовый мазочек и т.п. Нет, давали патологический материал, присланный в лабораторию и изволь разобраться самостоятельно. Не получается, подскажут, не умеешь –научат. Так что по бактериологии можно и нужно улучшить подготовку, усилить акцент на практическое владение техникой исследования, как раз тем самым "рукоделием". Естественно, нужно создать для этой ра­боты элементарные условия " специально оборудованные помещения” спецодежда, меры личной безопасности.

И довольно заменять необходимые требования условностями, иначе и специалисты у нас выходят "условными".

Теперь несколько слов о подготовке вирусологов. Тут дело обстоит сложнее в том отношении, что далеко не каждый вирус можно дать в ру­ки или показать больное вирусной болезнью животное. Требования к помещениям и мерам защиты тут несколько выше, чем при работе с боль­шинством бактерий.

И несмотря ни на что можно и нужно готовить вирусологов, ис­пользуя все современные возможности. К сожалению, в практических лабораториях истинной вирусологии пока нет и видимо не скоро будет. Так уж случилось, что настоящая вирусология сосредоточена в стенах НИИ, да и то далеко не во всех. Не случайно, поэтому и наши вирусо­логические НИИ давно уже выполняют роль практических лабораторий. На местах в областных, а тем более в районных ветлабораториях на­стоящую вирусологическую работу ещё не наладили - нет условий, нет оборудования, не организовано снабжение питательными средами, а главное, нет желания и необходимого энтузиазма.

Вот здесь мы и подходим к тем трудностям, которые испытывают эпиэоотологи в деле обучения студентов. Чем вооружен эпизоотолог (или точнее, чем бактериолог и вирусолог вооружили эпиэоотолога?) для того, чтобы проводить обучение? Какие болезни он может модели­ровать?

Поставим вопрос так - что такое диагноз на любую инфекционную болезнь, как он ставится? Прежде всего, диагноз в настоящее время комплексный, это прерогатива нескольких, если не сказать многих, специалистов. Не ошибусь (не умаляя значения других специалистов), что роль эпизоотолога в данном случае ведущая. Именно он, по кру­пице собирая сведения, поступающие от других специалистов (бакте­риологов, вирусологов, патанатомов, токсикологов и др.), суммирует их, анализирует, дополняет комплексом своих присущих только эпизо-отологам методов исследований и синтезирует в виде предположительно­го, а затем и окончательного диагноза.

Известный эпидемиолог К. Сталибрасс по этому поводу (1936) пи­сал применительно к эпидемиологии, которая является родной сестрой эпизоотологии: "Клиническая медицина, патология, бактериология, иммунология - все несут помол на мельницу эпидемиологии"” Эти слова можно, без сомнения, распространить и на эпизоотологию.

Эпизоотология - это дисциплина, которая как бы венчает образо­вание ветеринарного врача, её обычно изучают на 4-5-ом курсах, пос­ле изучения микробиологии (бактериологии, вирусологии)” Поэтому спе­циалисты - педагоги на этих предшествующих кафедрах должны научить студента своим методам диагностики, своему "рукоделию", чтобы на кафедру эпизоотологии он пришел уже подготовленным в этом отношении. А для того, чтобы обучить, надо педагогам на этих кафедрах модели­ровать некоторые болезни, никуда не денешься, а не по таблицам обу­чать будущего врача.

Конечно, было бы идеально, если можно было бы моделировать и показать все болезни. Но это невозможно по целому ряду обстоятельств (опасность инфекционных болезней, отсутствие условий для работь? с ними в ВУЗах, и по-просту отсутствие денег и самих животных, да и перечень инфекционньтх болезней животных такой длины, что не хватит никаких сроков обучения, чтобы всех их увидеть).

Эпиэоотологу надо не просто показать студенту больное животное, а продемонстрировать массовую болезнь (эпизоотию), что вообще не осуществимо. Поэтому приходится прибегать к рассказу о болезнях, использо­ванию наглядных пособий, муляжей, слайдов, кинофильмов, таблиц и т.п. На некоторых кафедрах эпизоотологии использовали для решения эпизоотологических задач макеты местности с расположенными на них животноводческими объектами. Помнится такой очень хороший макет нам демонстрировал ныне покойный Эвальд Микхелевич Нымм в Эстонской с/х академии. Технические приемы позволяют значительно расширить наши возмож­ности. Имеется ввиду создание и показ видеофильмов. Конечно, надо специально работать над созданием таких фильмов. За рубежом такие наглядные учебные пособия уже созданы. Надо найти возможность приоб­рести хотя бы некоторые из них. Есть также великолепные цветные аль­бомы, где даны фотографии клинической картины и патолого-анатоми-ческих изменений при большинстве инфекционных болезней животных. Следует изготавливать такие и для обучения наших студентов. Особен­но это необходимо для знакомства с экзотическими болезнями животных, ведь их вообще нельзя воспроизвести в наших условиях, большинство из них относится к категории особо опасных болезней. А знать их необходимо, ибо возможность заноса на нашу территорию этих болезней не уменьшилось, а скорее всего увеличилось. Ну, а как же быть с “рукоделием” применительно к эпизоотологам.

Думается, что у эпизоотолога должна быть прежде всего способность к анализу конкретной информации и обобщению, а это уже деятельность серого вещества головного мозга. Вот эту способность и должны раз-вивать у будущего врача наши труженики – педагоги.