bigpo.ru
добавить свой файл
1
"Развитие познавательных процессов

у детей младшего школьного возраста в коррекционных классах"

В настоящее время система образования столкнулась с проблемой увеличения количества трудностей в обучении школьников. У детей возникают проблемы в овладении письмом, чтением, понятием числа и счетными операциями. Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни: переход в среднее звено школы. Сложность в том, что меняются условия обучения, которые предъявляют более высокие требования к развитию познавательных процессов. Однако уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено. По мнению преподавателей среднего звена, у учащихся 5-ых классов выявлены следующие недостатки:

· плохо развита речь, память, внимание;

· нет логичности в рассуждениях;

· плохо развита наблюдательность;

· не умеют слушать учителя;

· несформированность межличностных отношений.

Учитывая все выше сказанное, становится очевидным, что проблема развития познавательных процессов у младших школьников актуальна для большинства учителей начальных классов.

Изучив труды ученых, психологов, педагогов (Власова Т.А., Певзнер М.С. «Учителю о детях с отклонениями в развитии», Давыдов В.В. «Теория развивающего обучения», Немов Р.С. «Психология», Рубинштейн С.Я. «Психология умственно отсталого школьника», Локалова Н.П. «Как помочь слабоуспевающему школьнику»), я пришла к выводу, что познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображе­ние) входят как составная часть в любую человеческую деятель­ность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.

Используя методику проведения диагностик Немова, исследовала особенности свойств познавательных процессов у учащихся коррекционного класса, и пришла к заключению, что детям «группы риска» присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умения, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счётом, чтением и письмом.

Используя программу Локаловой, апробировала систему занятий для умственного развития учащихся, осуществила отбор игр и упражнений на развитие внимания, памяти, мышления.

После проведенной работы я стал замечать, что в классе психологический климат стал благоприятнее, слабые и робкие дети стали чувствовать себя более уверенно, память улучшилась, дети стали более внимательны на уроках, изменилось и их отношение к учебе.

Анализ полученных результатов показал значительное улучшение в результате проводимой коррекционной работы кратковременной зрительной памяти, увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания. Увеличился объем внимания у учащихся. Произошло развитие логического мышления. Исходя из вышесказанного, выявила конкретные приемы для этой работы:

1) использование специальных диагностических методик;

2) применение специальных упражнений, направленных на развитие психических процессов;

1) создание ситуации успеха, которая проявляется в разумной помощи учителя, одобрении;

2) снятие усталости путем использования упражнений на профилактику зрительной утомляемости, на зарядку умственной энергии.

Подводя итог, отмечу, что целенаправленная работа приводит к развитию основных свойств познавательных процессов, что умственное развитие младших школьников будет проходить более качественно, будет способствовать формированию содержательной учебной мотивации, развитию личностных компонентов познавательной деятельности при выполнении следующих условий:

- изучение личности, ее индивидуальных особенностей;

- признание индивидуальности каждого ученика;

- создание ситуации успеха;

- построение занятий с опорой на жизненный опыт ребенка.

Описанная технология будет эффективной, если:

3) учителями будут изучаться психологические особенности детей;

4) диагностированные особенности будут учитываться в ходе дальнейшей учебно-воспитательной работы.

В завершении хотелось сказать, что наше общество нуждается не только в образованных, вооруженных знаниями, умениями и навыками детях, но и здоровых, (физически, психологически и духовно), способных адаптироваться к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям.

P.S.

Уважаемые коллеги, если Вы прочитали статью и желаете оставить свои отзывы, предложения или свои дополнения, можете восползоваться рубрикой "Горячие вопросы" на форуме учителей начальных классов.