bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3

Eduard A. Ivanov

Organization of system for fighting against money laundering in Russia



Summary. As a result of research, can be made a conclusion that with the ratification of 1990 Council of Europe Convention on Laundering, Search, Seizure and Confiscation of the Proceeds from Crime (the Strasbourg Convention) and adoption of the Federal Law on “Countering the Legalization (Laundering) of criminal Proceeds” there establishes in Russia the legal base for creation of system for fighting against money laundering.

This system includes criminalization of money laundering; providing the law enforcement bodies with information about actions and persons, connected with money laundering, that is received from financial and other organizations, in accordance with special law, and also during operational and search activities; confiscation of criminal proceeds (special confiscation); special administrative and control measures, that complicate money laundering; international cooperation.

Russian legislation on money laundering fighting basically corresponds international standards.

Soon there will be established an authorized FIU in Russia.

Also there are some problems that complicate realization of the Federal law on “Countering the Legalisations (Laundering) of criminal Proceeds”. There are such problems as: protection of information, realization of principle “ Know your client” by credit organizations, that have a lot of client, training of skilled personnel for working in internal control service. The list of suspicious operations should be increased.

It is also necessary to amend the disposition of Article 174 of Criminal Code of Russia and to accept the Federal Law “On registration of juridical persons”. This law should contain statements against registration of organizations using lost or stolen passports or strawmen.

In the area of international cooperation the problem of confiscation and division of confiscated criminal proceeds is still not solved. In this connection it is advisable to prepare an additional protocol to the 1990 Council of Europe Convention on Laundering, Search, Seizure and Confiscation of the Proceeds from Crime regulating the order and conditions of division of criminal income.

The serious obstacle in fighting against money laundering still remains the presence of off shore centres in different areas of the world and also in Russia. So, in this situation we need coordinated political and economical influence of international society on off shore centres.


^ Формирование в России системы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем


По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что с присоединением к Конвенции Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» 1990 года и принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» в России в основном сложилась правовая база для создания системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Данная система включает установление уголовной ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов; обеспечение правоохранительных органов информацией о действиях и лицах, связанных с отмыванием денег, получаемой от организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом в соответствии со специальным законом, а также в рамках оперативно-розыскной деятельности; конфискацию преступных доходов (специальную конфискацию); специальные административные и контрольные меры, осложняющие «отмывание» денег; международные договоры о сотрудничестве в борьбе с отмыванием денег.

Российское законодательство о борьбе с легализацией преступных доходов в основном соответствует международным стандартам.

В ближайшее время, вероятно при Министерстве финансов, будет создан уполномоченный орган, отвечающий за противодействие легализации преступных доходов.

Вместе с тем существует ряд проблем, которые могут осложнить реализацию положений Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». К ним относятся проблема защиты информации, проблема реализации принципа «знай своего клиента» кредитными организациями с большой клиентской базой, подготовка квалифицированных кадров для работы в службах внутреннего контроля. Видимо в ближайшее время потребуется расширение перечня подозрительных операций.

Необходимо также внесение изменений в диспозицию ст. 174 УК РФ и скорейшее принятие Федерального закона «О регистрации юридических лиц». Данный закон должен содержать положения, направленные на предотвращение регистрации организаций по утерянным и похищенным паспортам, а также на подставных лиц.

В области международного сотрудничества нерешенной остается проблема конфискации и раздела конфискованных преступных доходов. В этой связи представляется целесообразным подготовить и принять дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», регулирующий порядок и условия раздела конфискованных преступных доходов.

Серьезным препятствием в борьбе с «отмыванием» денег остается наличие оффшорных зон, в том числе и на территории России. Необходимо согласованное политическое, а возможно и экономическое воздействие со стороны международного сообщества на государства, на территории которых располагаются оффшорные зоны.

^ Формирование в России системы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем


Автор: Э.А. Иванов, к.ю.н., советник налоговой службы 1 ранга, старший научный сотрудник Института государства и права РАН


Введение.

  1. Отмывание денег. Понятие, формы, функции.

  2. Специфика отмывания денег в России.

  3. Система противодействия отмыванию денег.

    1. Выявление операций, вызывающих подозрение в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем.

3.1.1. Выявление подозрительных операций в ходе оперативно – розыскной деятельности.

3.1.2. Обязанности кредитных организаций.

а) идентификация клиентов;

б) хранение документов;

в) установление истины;

г) сообщение о подозрительных операциях;

д) создание системы внутреннего контроля.

3.1.3. Сообщение о подозрительных операциях и банковская тайна.

    1. Полномочия специального органа по борьбе с легализацией

преступных доходов.

    1. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученных незаконным путем.

  1. Административные и контрольные меры по противодействию легализации преступных доходов.

  2. Международное сотрудничество.

    1. Сотрудничество в рамках Совета Европы.

    2. Сотрудничество с Европейским Союзом.

    3. Сотрудничество государств – участников СНГ.

    4. Двустороннее сотрудничество.

    5. Проблемы конфискации и раздела конфискованных доходов в межгосударственном сотрудничестве.

Заключение.


Введение. В настоящее время в России завершается процесс формирования системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Активное развитие законодательства в данной сфере в течение последних двух лет обусловлено как политическими переменами в России, так и активной позицией международных организаций, в частности Совета Европы и ФАТФ.

Борьба с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, направлена на решение ряда задач: защиту экономики от криминальных инвестиций, подрыв финансовой базы преступных организаций, пополнение доходной части бюджета, выход на руководство преступных организаций по цепочкам следов финансовых операций.

К моменту начала рыночных реформ в СССР, позднее в России, существовали значительные теневые капиталы. В условиях недостаточного контроля за происхождением денежных средств, эти капиталы были инвестированы в создаваемые легальные коммерческие структуры и приватизируемые государственные предприятия. В результате значительное количество экономических субъектов оказалось под контролем криминальных структур.

^ В связи с высокими налоговыми ставками в России сформировался значительный нелегальный наличный оборот, что не характерно для западных стран. Широко распространены фирмы, зарегистрированные на подставных лиц, оказывающие услуги по продаже предприятиям «черных» наличных денег за безналичные, перевод которых осуществляется по фиктивным счетам и договорам. «Черные» наличные деньги используются для выплаты зарплат, взяток, уплаты денег за охрану преступным группам, а также для расчетов между предприятиями. Потребность предприятий в неучтенных наличных деньгах порождает к жизни значительное количество паразитических субъектов теневого оборота: псевдобанков, псевдостраховых компаний, подставных фирм – однодневок, работающих в течение 6 месяцев и не сдающих налоговую отчетность. Единственная функция таких субъектов заключается в создании фиктивного оборота. По состоянию на конец 1999 года около 50% зарегистрированных в России юридических лиц не сдавали налоговую отчетность или сдавали «нулевые» балансы. Существующий порядок регистрации не создает никаких препятствий для создания подставных компаний.

Отсутствие эффективного контроля за соотношением крупных расходов и доходов физических лиц. Статьи 86.1, 86.2, 86.3 Налогового кодекса Российской Федерации заменили признанный утратившим силу Федеральный закон «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Цель данных статей – дать налоговым органам дополнительные возможности по контролю за доходами физических лиц и выявления возможных фактов сокрытия доходов от налогообложения.

Вместе с тем эффективность применения данных статей представляется недостаточно высокой. Принимавшийся ранее закон предусматривал, что физические лица фиксируют свое благосостояние до вступления закона в силу. Данный момент становился точкой отсчета для последующего анализа соотношения полученных доходов и понесенных крупных расходов.

Отсутствие сведений о благосостоянии лица позволяет ему в случае проверки сослаться на наличие накоплений, использованных для совершения крупной сделки.

^ Отсутствие жестких границ между отдельными государствами СНГ позволяет преступным организациям осуществлять неконтролируемые перевозки денег и товаров. В России действуют организованные преступные группы из других государств СНГ, а также транснациональные криминальные корпорации (в частности, итальянские и китайские).

Законодательство, направленное на борьбу с «отмыванием» денег, появилось лишь в 1997-1998 годах, хотя проект Федерального закона «Об ответственности за легализацию преступных доходов» был разработан и принят Федеральным Собранием еще в 1995 году, однако был отклонен Президентом России.

Все перечисленные факторы обуславливают специфику «отмывания» денег в России по сравнению с зарубежными странами

Система противодействия отмыванию денег включает несколько основных элементов: установление уголовной ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов; обеспечение правоохранительных органов информацией о действиях и лицах, связанных с отмыванием денег, получаемой от организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом в соответствии со специальным законом, а также в рамках оперативно-розыскной деятельности; конфискацию преступных доходов (специальную конфискацию); специальные административные и контрольные меры, осложняющие «отмывание» денег; международные договоры о сотрудничестве в борьбе с отмыванием денег.

Формирование соответствующей системы в России основывается на международно-правовых нормах, с учетом специфики российской ситуации.

Настоящее исследование строится на анализе действующих российских нормативных актов, международных договоров и зарубежного законодательства; материалов уголовных дел; опросах экспертов из банковского и финансового секторов, сотрудников правоохранительных и контрольных органов.



  1. ^ Отмывание денег. Понятие, формы, функции.


Как уже отмечалось выше, основной целью деятельности преступных организаций, как и легальных экономических субъектов, является извлечение прибыли. Следовательно, для достижения реальных результатов в борьбе с организованной преступностью необходим подрыв финансовой основы ее воспроизводства, то есть изъятие доходов от преступной деятельности.

Доходы, получаемые от преступной деятельности, используются в нескольких целях: для покрытия затрат, связанных с совершенными преступлениями, для покрытия расходов на потребление, для инвестиций в сфере деятельности преступной организации, расширения и развития преступного бизнеса, для проникновения в новые сферы преступного бизнеса, для инвестиций в легальную экономику. Часть доходов, подлежащая инвестированию в легальные предприятия и размещению на международных финансовых рынках, нуждается в легализации ( отмывании ).

Термин «отмывание денег» (money laundering) впервые употребляется в начале 80-х годов в США и обозначает процесс преобразования нелегально полученных («черных») денег в выглядящие внешне легальными, то есть имеющие законное объяснение происхождения («белые») деньги. В этой связи, многие криминологические определения ориентируются на описание Президентской комиссии США по организованной преступности 1984 г., согласно которому «отмывание денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение».

«Отмывание» денег представляет собой сложный, достаточно продолжительный процесс, включающий множество разнообразных операций. Для удобства изучения и описания этого процесса выработано несколько моделей, хотя следует сказать, что на практике они не всегда четко прослеживаются.

Наиболее распространенной является трехфазовая модель, принятая, в частности, FATF. В этой модели процесс «отмывания» денег подразделяется на три фазы.

В первой фазе (Placement) происходит введение «грязных» наличных денег в легальный хозяйственный оборот.

Во второй фазе (Layering) в результате множества операций деньги отделяются от источника их происхождения, теряют «следы».

В третьей фазе (Integration) деньги обретают новый «легальный» источник происхождения и инвестируются в легальную экономику.

Ряд авторов следует двухступенчатой модели: Money Laundering («отмывание» денег) и Recycling (возвращение в оборот) Профессор П.Бернаскони (Швейцария) считает данные составляющие «отмыванием» первой и второй степени.

Первая степень — «отмывание» денег, полученных непосредственно от совершенного преступления. «Отмывание» первой степени осуществляется путем обмена денег на купюры иного достоинства, драгоценные металлы.

Особенности «отмывания» первой степени:

  • речь идет об имущественных ценностях, полученных непосредственно от совершенного преступления;

  • речь идет, как правило, о наличных деньгах;

  • преступные действия по «отмыванию» денег представляют собой краткосрочные операции1.

Среднесрочные и долгосрочные операции, при которых предварительно «отмытые» деньги обращаются до того момента, пока не обретут «законный» источник происхождения и не будут введены в качестве законных в легальный оборот2.

Бернаскони различает также страны совершения основного преступления, ставшего источником дохода, и страны «отмывания» денег.

Модель круговорота была предложена швейцарским ученым Цюндом во время публичных лекций в высшей школе Сант Топелена 9 и 17 июня 1989 года, а позже рассмотрена в его статьях3.

В основе данной модели лежит сходство процесса «отмывания» денег с круговоротом воды в природе. Цюнд подразделяет процесс «отмывания» на составляющие, аналогичные составляющим круговорота воды.

Четырехсекторная модель, предложенная К.Мюллером (Швейцария)4. Структура четырехсекторной модели определяется с помощью двух пар понятий: легальность/нелегальность и страна совершения основного преступления/страна «отмывания» денег. В поле пересечения этих пар образуются четыре сектора.

Первый сектор - страна основного преступления/легальность.

Второй сектор - страна основного преступления/нелегальность.

Третий сектор - страна «отмывания» денег/нелегальность.

Четвертый сектор - страна «отмывания» денег/легальность.

В каждом секторе происходят определенные, характерные для него процессы.

Сектор 1 - внутреннее, предварительное «отмывание».

Сектор 2 - сбор «грязных» (прошедших предварительное «отмывание») денег в пул и подготовка их к контрабанде.

Сектор 3 - подготовка к вводу денег в легальную финансовую систему.

Сектор 4 - маскировочные действия в виде переводов, инвестиции.

Рассмотрим основные формы «отмывания» денег в рамках наиболее распространенной трехфазовой модели, в каждой из фаз которой имеется свой набор форм.

Первая фаза (Placement). Введению «грязных» денег в легальный оборот нередко предшествует предварительное «отмывание» (преобразование в другие виды валют, купюры иного достоинства, ценные бумаги). В банковском секторе формы первой фазы направлены на обход существующих во многих странах положений об обязательной идентификации клиента. В странах Европы именно эта фаза считается критической.

Основные формы первой фазы:

  • мошенничество с использованием подставных лиц и фирм;

  • подкуп или запугивание лиц, ответственных за проведение идентификации клиента;

  • смурфинг — организованная покупка легко преобразуемых имущественных ценностей, преимущественно финансовых инструментов. Каждая покупка осуществляется на сумму ниже той, с которой возникает обязанность идентификации;

  • структуринг — платежи небольшими суммами на один банковский счет;

  • обменные сделки — организованный обмен денег на купюры иного достоинства или другую валюту без использования банковских счетов:

  • использование предприятий с большим наличным оборотом, к легальной выручке которых примешиваются «грязные» деньги;

  • создание собственных фиктивных предприятий, декларирующих «грязные» деньги в качестве выручки.

Вторая фаза (Layering). Цель второй фазы — отделение преступных доходов от источника их происхождения путем проведения комплекса финансовых операций. В результате обрывается цепочка следов и обеспечивается анонимность имущественных ценностей.

Операции второй фазы носят, как правило, международный характер. «Отмывание» внутри страны применяется прежде всего как предварительная ступень к международному «отмыванию»5.

Для осуществления операций во второй фазе широко используются подставные лица и фиктивные фирмы, выставляющие фиктивные счета, служащие основанием перевода денег.

Следует также обратить внимание на так называемые «подпольные» («подземные») концерны, в которые входят предприятия одной сферы, имеющие вертикальные и горизонтальные связи.

Грязные деньги вводятся в оборот через розничных торговцев как выручка от торговли. На эти деньги у оптового торговца закупаются скоропортящиеся продукты, которые далее списывают как испортившиеся. Это, разумеется, лишь одна из возможных схем деятельности «подпольных» концернов. Применение методов экономического анализа деятельности предприятий на основе статистических данных по отрасли (ликвидности, доходности и др.), а также анализа взаимоотношений владельцев предприятий, имеющих коммерческие связи, сделало недостаточным внутреннее «отмывание».

В настоящее время для проведения операций второй фазы большую роль играют офшорные зоны и иные страны с мягким налоговым режимом и слабой системой финансового контроля.

Бернаскони выделяет следующие рамочные условия, характерные для страны, в которой осуществляется «отмывание» денег: «...отсутствие обязательного бухгалтерского учета для банков, анонимные банковские счета, отсутствие обязательности идентификации клиентов, недостаточно эффективно работающие органы юстиции и отсутствие правовой помощи при изъятии денег, имеющих преступное происхождение, причем речь идет не только о наличии соответствующих законов, но и о правоприменительной практике»6.

В таких странах обычно создаются фиктивные фирмы и обрываются следы финансовых операций. «Излюбленными местами для осуществления подобных банковских операций являются в Европе: Андорра, Болгария, Кампион (Италия), Гибралтар, Гернси, Джерси, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Швейцария, Кипр; в африкано-арабском регионе — Абу-Даби, Ангола, Бахрейн, Дубай, Кувейт, Ливия, Либерия, Оман, Сейшельские острова, ОАЭ; в Восточной Азии и Полинезии — Австралия, Гонконг, Новая Каледония, Новая Гвинея, Сингапур, Шри Ланка, Таиланд; в Латинской Америке (Карибский бассейн и Южная Америка) — Барбадос, Багамы, Бермуды, Каймановы острова, Коста-Рика, Чили, Гаити, Ямайка, Куба, Никарагуа, Нидерландские Антильские острова, Панама, Уругвай, Венесуэла. Властям США приходится иметь дело примерно с 70 уголками налогового рая, преимущественно в Карибском бассейне»7. Российскими банками, связанными со скандалом в Bank of New York, осуществлялись платежи через Науру.

Деньги переводятся на счета офшорных фирм на основе фиктивных экспортно-импортных контрактов или контрактов с завышением цены.

Третья фаза (Integration). В третьей фазе деньги обретают новый, легальный источник происхождения и инвестируются в легальную экономику.

Многие формы, используемые в третьей фазе, давно известны и применяются, в частности, для снижения уровня налогообложения.

^ Сделки с занижением цены. В качестве примера можно привести операцию с недвижимостью. Приобретается дом по заниженной цене. Разница с реальной ценой доплачивается «черными» деньгами. После этого «производится ремонт», и здание продается по более высокой цене. В результате образуется легальный доход.

Аналогичные операции проводятся и с акциями по условиям рыночных цен.

^ Сделки с завышением цены. Распространены в биржевом обороте, в операциях с произведениями искусства, на аукционах. Вещи, стоимость которых можно определить лишь условно, оценочно, продаются по очень высокой цене. В результате образуется высокий реальный доход.

Трансферпрайсинг (Transferpricing). Распространен в экспортно-импортных операциях. Составляются два договора: реальный и фиктивный (с завышенной суммой сделки). По фиктивному договору деньги переводятся фирме-посреднику, как правило, зарегистрированной в офшорной зоне. Разница между реальной и фиктивной ценой остается на счете этой фирмы в качестве дохода.

«Отмывание» через казино и лотереи. Деньги декларируются в качестве выигрыша.

^ Ссуды и уплаты процентов. Деньги депонируются на счете зарубежной фирмы. После этого фирма дает ссуду или выступает гарантом по банковскому кредиту, являющемуся для получателя легальными деньгами.

^ Прямые инвестиции. Осуществляются в заключительной фазе с помощью «отмытых» денег.

Размещение средств зависит от их размера, профессиональных знаний преступников и их советников. Транснациональные криминальные корпорации используют, как правило, весь спектр инвестиционных возможностей.

В докладе профессора Зибера на конференции в Трире, посвященной международному «отмыванию» денег, отмечалось, что «депонируют краткосрочные и среднесрочные вложения, которые при необходимости могут быть отозваны. При выборе объекта инвестиций распространено приобретение и создание предприятий, которые могут использоваться для поддержки преступной деятельности и «отмывания» денег. В частности, среди турецких торговцев героином и польских групп, занимающихся контрабандой сигарет и алкоголя, распространено приобретение транспортных предприятий. Для облегчения «отмывания» денег часто приобретаются предприятия с большим наличным оборотом, экспортно-импортные компании.

При выборе страны для инвестиций часть средств обычно переводится в страну постоянного расположения преступной организации, где она может рассчитывать на определенную поддержку. Краткосрочные инвестиции часто размещаются в международных финансовых центрах. Капитальные долгосрочные вложения обычно не совершаются»8.


  1. ^ Специфика отмывания денег в России.


Формы отмывания денег в России имеют определенную специфику. Далее процесс «отмывания» денег в России рассматривается в рамках трехфазовой модели, принятой ФАТФ.

Первая фаза (Placement). Введение «грязных» наличных денег в легальный оборот существенно облегчается благодаря значительному нелегальному наличному обороту между легальными предприятиями. Организованными преступными группами создаются фиктивные фирмы, занимающиеся так называемой «обналичкой», то есть продажей легальным предприятиям «черных» наличных денег за безналичные, за что предприятия платят комиссионные в размере 1-8% от суммы. Создание фирм, занимающихся «обналичкой», нередко осуществляется в сговоре с руководителями банков. Один из руководящих работников банка, как правило, отвечает за работу с такими фирмами.

Через эти фирмы возможно введение в легальный оборот наличных денег, полученных от преступной деятельности. В качестве владельцев и руководителей таких фирм используются алкоголики, душевнобольные, лица, не имеющие средств к существованию. Правоохранительными и контрольными органами выявлялись в процессе работы лица, являвшиеся учредителями ста и более организаций.

Возможна также регистрация фирм по фальшивым, похищенным или утерянным паспортам. Так в первом полугодии 1999 года только в Республике Алтай таких фирм правоохранительными органами были выявлены 264. Фиктивные фирмы работают обычно от трех до шести месяцев. К моменту возникновения обязанности сдачи отчетности и уплаты налогов за первый квартал работы денег на их счетах уже не остается.

Регистрацией и продажей подставных фирм занимаются специализированные юридические фирмы, имеющие необходимые документы либо необходимых подставных лиц, связи в банках и коррумпированные связи в регистрационных органах. До принятия федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» юридические фирмы и индивидуальные предприниматели, желающие оказывать юридические услуги, обязаны были получить лицензию в Министерстве юстиции Российской Федерации. Минюст имел возможность контролировать деятельность юридических фирм и юристов с точки зрения соответствия их деятельности условиям лицензирования и соответствия действующему законодательству. В настоящее время лицензирование деятельности юридических фирм отменено и возможности контроля за их деятелньостью со стороны государства минимальны.

Создание фиктивных фирм распространено в российских зонах льготного налогообложения, которые можно условно назвать российскими оффшорами. Специальные налоговые режимы действуют в Республике Ингушетия, Республике Калмыкия, Республике Алтай, закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). Имели место факты создания зон льготного налогообложения и в отдельных муниципальных образованиях. Фирмы, регистрируемые в зонах льготного налогообложения, как правило, не осуществляют там хозяйственной деятельности. Получение реальной информации о деятельности таких фирм для правоохранительных и контрольных органов других регионов России обычно затруднено.

Так, в ходе проведения контрольных мероприятий в Камчатской области была выявлена организация, зарегистрированная в Республике Ингушетия, осуществлявшая хозяйственную деятельность и имевшая счета в банковских учреждениях на территории Камчатки. Было установлено, что организация официально ликвидирована решением регистрационной палаты Республики Ингушетия, однако банки в Камчатской области не информировались о ликвидации. На счета организации продолжали поступать денежные средства в иностранной валюте, после чего по фиктивным контрактам переводились за рубеж. В качестве руководителей организации выступали подставные лица.

Можно выделить ряд признаков подставных фирм:

  • организация учреждена организацией, имеющей признаки подставной фирмы;

  • в качестве учредителей организации числятся лица преклонного возраста (старше 70 лет), лица, не достигшие 20-летнего возраста (учащиеся, военнослужащие срочной службы), лица, фактически ен способные исполнять возложенные на них функции в силу иных причин (осужденные и отбывающие наказание, находящиеся на длительном лечении, инвалиды), лица без определенного места жительства, беженцы и вынужденные переселенцы;

  • регистрация большого количества организация по одному адресу;

  • регистрация большого количества организаций на одно физическое или юридическое лицо;

  • занятие должностей руководителя и главного бухгалтера одним лицом;

  • осуществление большей части хозяйственных операций по доверенности;

  • частая смена руководителя организации;

  • отсутствие у организации офиса; хранение финансовых, бухгалтерских и иных документов на частных квартирах;

  • стоимость контрактов, заключаемых организацией, многократно превышает ее чистые активы и уставный капитал;

  • заключение организацией преимущесвенно рамочных договоров, не содержащих сведений о номенклатуре, ценах товаров, сроках поставок и иных существенных условий;

  • заключение контрактов с фирмами-резидентами оффшорных зон или оплата контрактов через банки резиденты оффшорных зон.

^ Обменные пункты. Для предварительного отмывания рублевой выручки и последующего вывоза валюты преступными группами используются обменные пункты. Так членами афганской преступной группировки, занимавшейся торговлей наркотиками в г. Москве, по преступному сговору с руководством одного из банков был открыт незарегистрированный обменный пункт. При обмене рублей, полученных от наркобизнеса, на доллары США курьерам оформлялись банковские справки на вывоз из России иностранной валюты. На основании этих справок курьеры перевозили валюту через границу как легально приобретенную.

Нигерийскими преступными организациями, занимающимися наркобизнесом, применялись переводы денежных средств через систему WESTERN YUNION.

^ Некоммерческие организации. Введение в оборот «грязных» наличных денег может также осуществляться через благотворительные фонды и иные некоммерческие организации. Деньги вносятся небольшими суммами в качестве пожертвований и взносов, которые не облагаются налогами.

Транспортировка наличных денег через границу в другие государства СНГ также распространенное явление. В 1996 году ГТК было задержано 11,5 миллионов долларов США, контрабандно переправлявшихся через границу.

Вторая фаза (Layering). Во второй фазе ситуация является сходной с существующей в зарубежных странах. Также широко распространено создание офшорных предприятий, на счета которых направляются по фиктивным импортным контрактам деньги, аккумулированные на счетах фирм, занимающихся «обналичкой» и фондов. Как показало исследование, к числу наиболее активно используемых российскими гражданами оффшорных зон следует отнести Багамские и Карибские острова, о. Науру, Гибралтар, Кипр, Делавэр.

По данным 1997 года российскими гражданами только на Кипре было создано около 4 тысяч предприятий, из которых лишь 40 внесены в реестр Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики России9. Всего же, по экспертным оценкам в оффшорных зонах создано около 60 тысяч предприятий с российским участием.

Зоны льготного налогообложения, как уже говорилось выше, созданы и в России.

В ряде регионов налоговые льготы установлены актами муниципальных органов. Так в Угличском муниципальном округе (УМО) Ярославской области установлены льготы по местным налогам и по федеральным налогам в части, направляемой в местный бюджет, для организаций зарегистрированных в округе, но не осуществляющих деятельности на его территории. Для получения налоговых льгот организации ежеквартально уплачивают определенную сумму в бюджет муниципального округа. На конец 1999 года в Угличе было зарегистрировано около тысячи предприятий. Аналогичные условия предоставления налоговых льгот существуют в ряде других регионов.

Следует обратить внимание на то, что предоставление налоговых льгот в зонах со специальными режимами на практике нередко сопровождается созданием в неформальном порядке иных благоприятных условий для налогоплательщиков. В частности с большими затруднениями сопряжено получение информации из этих регионов государственными органами других субъектов Российской Федерации, на территории которых фактически ведется хозяйственная деятельность налогоплательщика.

Так организации, регистрируемые в Угличском муниципальном округе, перед постановкой на учет в налоговом органе приобретали в коммерческом агентстве сертификат соответствия, якобы дающий им право на получение налоговых льгот. В соответствии с российским законодательством о налогах и сборах никаких сертификатов для пользования налоговыми льготами не требуется. Достаточно того, что организация или предприниматель подпадают под установленные в законодательстве критерии, дающие право на пользование льготой, и заявляют в налоговый орган о том, что будут этой льготой фактически пользоваться. Льготы могут предоставляться только определенным в законодательстве категориям налогоплательщиков. Предоставление индивидуальных налоговых льгот запрещено. Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что приобретение сертификата соответствия фактически имело целью не получение права на льготы по местным налогам, а создание иных благоприятных условий в сфере контроля со стороны государства за деятельностью организации.

Перевод капиталов осуществляется на основе импортных контрактов. Импортные контракты нередко заключаются на оказание услуг, проведение маркетинговых исследований, разработку программных продуктов. Оценка стоимости услуг и исполнения таких контрактов контролирующими и правоохранительными органами на практике сопряжена с большими сложностями. Другой вариант – реальный импорт высоколиквидных товаров и их реализация с участием нескольких подставных фирм. В качестве импортера выступает подставная фирма (Фирма 1). Ее функция заключается в проведении платежа по импортному контракту и таможенной очистки ввозимого товара. При этом таможенная стоимость ввозимых товаров часто занижается. Далее фирма, которая будет реализовывать ввезенный товар на российском рынке (Фирма 2), оформляет его приобретение, уже якобы на внутреннем рынке, у другой фиктивной фирмы (Фирма 3) по высокой цене. Далее Фирма 2 реализует товар и получает легальный доход. При этом ее прибыль, в связи с высокой ценой покупки товара у Фирмы3, и соответственно налог на прибыль минимальны. Все нарушения налогового и таможенного законодательства остаются на подставных фирмах 1 и 3, которые обычно оказыватся зарегистрированными на подставных лиц либо по потерянным, похищенным или поддельным документам.

Для потери следов финансовых операций используются латвийские банки, использующие следующую схему: латвийский банк открывает корреспондентский счет в российском банке; должник направляет сумму по сделке кредитору, имеющему счет в латвийском банке, на коррепондентский счет самого банка, без указания счета кредитора; латвийский банк уже с другого корреспондентского счета направляет деньги по указанию своего клиента.

При работе с австрийскими банками используются созданные при банках брокерские конторы. Приобретение при их посредничестве ценных бумаг считается инвестиционной деятельностью и не подлежит обязательному контролю. Применяется также открытие аккредитивов с последующим переводом средств на анонимные счета.

По операциям с ценными бумагами использовалась следующая схема: Подставная оффшорная фирма открывает в российском банке счет типа «I» (инвестиционный) для инвестирования в Россию. Конвертация рублевой прибыли с этого счета в валюту и ее перевод за рубеж осуществляются свободно. Оффшорная фирма скупает акции российских организаций, осуществляя таким образом инвестиции. Далее российская фирма выкупает у оффшорной фирмы акции за сумму, значительно превышающую сумму первоначальной покупки. Прибыль конвертируется и переводится за рубеж.


Третья фаза (Integration). Российскими преступными организациями применяются следующие формы: трансферпрайсинг, «отмывание» через казино, лотереи.

В сфере инвестиций распространены инвестиции в недвижимость, в том числе за рубежом, создание и участие в легальных предприятиях.

Широкое распространение имеет приобретение недвижимости в Испании, Австрии, Чехии и Венгрии.

К специфике российской преступности следует отнести широкое участие в приватизации государственных предприятий, а также в переделе собственности через процедуры банкротства. После совершения нескольких транзакций между оффшорными фирмами и потери «бумажного следа» часть денег преступных организаций уже под видом иностранных инвестиций возвращается в Россию. После приобретения контроля над предприятием, финансовые потоки фактически уводятся с него на те же оффшорные фирмы. В данной схеме поставки сырья на предприятие осуществляются через оффшорные фирмы по завышенным ценам, что позволяет осуществлять перевод денежных средств в счет оплаты сырья. Экспорт продукции предприятия осуществляется оффшорным фирмам по ценам, близким к себестоимости, с последующей перепродажей по мировым ценам. В результате существенно снижается налогооблагаемая база, бюджет несет большие потери, ухудшается финансовое положение предприятий, которые фактически разграбляются.

Анализ данных об иностранных инвестициях свидетельствует, что их значительная часть имеет российское происхождение. Так, например, длительное время в пятерку крупнейших инвесторов в российскую экономику входил Кипр. Вместе с тем на Кипре зарегистрировано значительное количество оффшорных компаний, учрежденных российскими гражданами.

В число ведущих иностранных инвесторов в российскую экономику по данным официальной отчетности в отдельные периоды входила Бельгия. Это вызвало беспокойство в Бельгии, поскольку у бельгийских властей сведений о таких масштабах инвестиций не имелось, а по бельгийскому законодательству инвесторы имеют право требовать гарантий от правительства при осуществлении инвестиций за рубежом. Проведенные консультации позволили сделать предположение, что значительная часть инвестиций имеет российское происхождение. Косвенным подтверждением такого вывода служит тот факт, что инвесторы не обращались к бельгийскому правительству за гарантиями на весь объем инвестируемых средств.

Помимо инвестиций для ввода легализуемых преступных доходов в Россию используются фиктивные таможенные документы, получаемые в результате подкупа отдельных коррумпированных сотрудников таможенных органов.

Так, в ходе анализа таможенных документов на вывоз экспортных грузов через морские порты были выявлены документы, согласно которым судно вывезло груз, весом в 1,5 раза больше чем его грузоподъемность. Выявлялось также значительное количество документов в которых задекларированная стоимость груза в несколько раз превышала его реальную стоимость. Получателями грузов выступали оффшорные фирмы. Далее выручка за поставленные товары поступала на счета фирм – экспортеров в качестве легальной. Кроме того фирмы – экспортеры предъявляли документы к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость по фиктивным затратам, связанным с производством экспортируемых товаров, получая в результате дополнительный доход.

Для легализации доходов физических лиц используются выплаты авторских гонораров за литературные произведения, чтение лекций, разработку программных продуктов.

Получение гонораров за чтение лекций и литературные произведения может использоваться, в частности, для легализации доходов коррумпированных чиновников, так как российское законодательство о государственной службе допускает занятие чиновников преподавательской, научной и творческой деятельностью.

Промежуточным звеном в данной схеме часто выступают некоммерческие организации и фонды, которые переводят денежные средства издательствам и научным учреждениям. Далее производится выплата гонораров.



следующая страница >>