bigpo.ru
добавить свой файл
1

Тема 4. ТЕОРИЯ СИСТЕМ



Цель занятия: сформировать представление о системном подходе к изучению общественных явлений.


Основные положения:

1. Представления об обществе как целостной системе начали складываться в социологии под влиянием работ представителей структурного функционализма, и прежде всего Т. Парсонса и Р. Мертона.

Исходным понятием парсонсовской макротеории общества выступает «социальное действие». Совокупность ус­тойчивых взаимодействий между людьми обозначается Парсонсом как система действий. Как и любая другая открытая система, она должна выполнять ряд функций, наиболее значимыми среди которых выступают адаптация, целедостижение, интеграция и латентность. Адаптация связана с поддержанием равновесия, приспособлением социальной системы к окружающей среде и контролю над нею. Целедостижение означает определение и структурирование целей, а также мобилизацию ресурсов на их достижение. Интеграция предполагает координацию структурных элементов системы, поддержание солидарности и внутреннего порядка, про­тиводействие дезинтеграции системы. Латентность подра­зумевает воспроизводство культурных образцов, их обновление и передачу последующим поколениям. Перечислен­ные функции выполняются как всей системой в целом, так и четырьмя соответствующими им подсистемами.

Функция интеграции общества реализуется социаль­ной системой. Целедостижение – системой, которую Парсонс обозначает как личностную. Воспроизводство норм и ценностей общества осуществляется культурной системой, а поддержание равновесия – поведенческим организмом.

Под социальной системой, согласно парсонсовской модели, понимается система, образуемая состоянием и процессами организованного социального взаимодействия между действующими субъектами. Ее структуру составляют четыре основных компонента: ценности, нормы, коллективы и роли.

Важнейшим компонентом социальной системы выступает институционализация – процесс образования устойчивых моделей взаимодействия между социальными дея­телями. Эти взаимодействия регулируются определенными нормами и благодаря этому обретают постоянный и предсказуемый характер. Следствием процесса институционализации становится образование социальной структуры — совокупности стандартных отношений носителей ролей. Поэтому социальную систему можно представить и как институционализированный набор ролей. По отношению к социальной системе три другие подсистемы социального действия: культурная, личностная и поведенческий организм выступают в качестве окружающей среды. Подси­стемами социальной системы, в свою очередь, выступают: экономическая система, политическая система, система социетальной общности и система социализации.

Стабильность социальной системы основывается на де­терминированных отношениях между ее частями, в противо­вес взаимодействиям случайным и непостоянным. Взаимоза­висимость компонентов системы обеспечивает социальный порядок, который обладает тенденцией к самоподдержанию и выражается в равновесии. В качестве необходимых предпо­сылок устойчивого воспроизводства системы он называет механизмы социализации и социального контроля. При помо­щи последнего – организуются социальные роли и уменьшаются отклонения от стандартных, образцов взаимодействий. Элементами социального контроля выступают: институцио­нализация; санкции; структуры, обеспечивающие сохранение ценностей; насилие и принуждение.

2. Р. Мертон, критически относясь к теории Парсонса, переработал и создал свою методологию анализа социальной системы. Разрабатывая альтернативную форму фун­кционального анализа, американский социолог подверг критике три традиционных постулата функционализма. Во-первых, постулат о функциональном единстве общества. Мертон выдвинул положение, согласно которому степень интеграции системы величина непостоянная и может варьироваться в различных обществах. Во-вторых, постулат об универсальности функционализма или о функциональной полезности всех существующих форм и структур. В противоположность этому утверждению он считает, что элементы системы наряду с функциями могут выполнять и дисфункции (отрицательные функции), либо быть нефункциональными. Функции могут быть как позитивными, так и негативными; как явными, так и латентными. Различия между явными и латентными функциями Мертон усматривает в степени их известности и предсказуемости. Наибольший интерес социолога вызывают функции последнего типа. В-третьих, постулат о необходимости, согласно которому функции удовлетворяют базовые потребности системы, а каждая структура выполняет вполне определенную функцию и в силу этого незаменима. Мертон возражал против жесткой связи структур и функций. Он сформулировал другую трактовку: во-первых, структура может выполнять несколько функций, во-вторых, одни и те же структуры в различных системах могут выполнять разные функции, в-третьих, различные структуры в разных системах могут обслуживать схожие функции.

Важным шагом в развитии системного подхода стала тео­рия немецкого социолога Н. Лумана. Согласно ее основным положениям существуют три вида социальных систем: систе­мы взаимодействия, социетальные системы и организации. Первый вид систем основывается на личном восприятии индиви­дами друг друга. Системы второго рода более всеохватывающи, так как включают в себя все коммуникативные действия. По сравнению с системами взаимодействия они более высокоорганизованы. Современная социетальная система – это преж­де всего мировое общество. Системы, относящиеся к третьему виду, находятся в промежуточном положении между социетальными системами и системами взаимодействия. Специфическим признаком этих систем является взаимосвязь членства в них с определенными условиями. Организации способствуют «генерализации» индивидуальных мотивов и ценностно-нормативных ориентации. Важнейшими призна­ками открытых социальных систем выступают, по Луману, самореференция и аутопойэсис. Самореференция – это способность системы отличать себя от окружающей среды (замкнутость на себя), а следовательно, и от других систем. Фактически она сводится к возможности системы устанавливать свои границы. Аутопойэсис означает возможность воспроизводства системных элементов и отношений внутри самой системы. Главными элементами социальной системы являются не действия, а коммуникации, под которыми пони­маются простейшие процессы конструирования реальности. Они возникают при наличии как минимум двух субъектов и характеризуются «смыслом».


Основные понятия: система, институционализация, структура социальная, социальное действие, системы социального действия, подсистемы социального действия, экономическая система, политическая система, социетальная система, система социализации, системы взаимодействия, самореференция, аутопойэсис, коммуникации, теория систем, автопоэзийные системы, психические системы, двойная возможность, сегментарная дифференциация, стратификационная дифференциация, центрально-периферийная дифференциация, дифференциация функциональных систем, код, системный анализ, системный анализ объекта исследования.


План семинара:

  1. Социология и современная теория систем

  2. Общие принципы теории систем. Применение теории систем к социальному миру

  3. Общая теория систем Н. Лумана. Автопоэзийные системы. Общество и психические системы. Двойная возможность. Эволюция социальных систем. Дифференциация (сегментарная, стратификационная, центрально-периферийная и дифференциация функциональных систем). Код и проблемы, порождаемые функциональной дифференциацией

  4. Социология знания Н. Лумана

  5. Критика теории современного общества Н. Лумана и его концепция общества


Темы докладов и рефератов:

  1. Теория систем

  2. Структурно-функциональный анализ: версия Т. Парсонса

  3. Теория социальной системы Т. Парсонса

  4. Социальная система и ее подсистемы

  5. Условия стабильности и самосохранения социальных систем

  6. Интеграция и дифференциация социальных систем

  7. Социальные структуры и социальное развитие: возможности теоретического синтеза

  8. Теория действия Т. Парсонса

  9. Стратегия системного анализа Р. Мертона

  10. Явные и латентные функции социальных структур

  11. Самореференция и аутопойэсис социальных систем

  12. Коммуникационные процессы социальных систем

  13. Постфункционализм Н. Лумана

  14. Сравнительный анализ теоретических моделей социальных систем Т. Парсонса и Н. Лумана


Задания и упражнения:

1. Дайте определения основных понятий данной темы (правильно оформите ссылки на использованные источники).

2. Ответьте на следующие вопросы (аргументируйте ответ):

а) Какие подсистемы выступают по отношению к социальной системе в качестве окружающей среды?

б) Какое значение имеет понятие «функция» в теории социальной системы?

в) Могут ли неодинаковые структуры в различных социальных системах выполнять сходные функции?

г) Могут ли внешне схожие структуры в различных социальных системах выполнять сходные функции?

3. Стремясь придать динамичный характер анализируемой социальной системе, Т. Парсонс останавливается на конструировании пространства выбора действующего лица. Для этого он вводит систему координат, которую обозначает как «типовые структурообразующие переменные ориентации действия». Эти переменные представляют собой парные понятия, отражающие альтернативы выбора.

Определите дихотомическую парную переменную для каждой из указанных. Определите характер выбора в рамках каждой дихотомии. Заполните таблицу.

^ Типовые структурообразующие переменные ориентации действия

Характер выбора

Первая переменная

Вторая переменная

Диффузность










^ Аффективная нейтральность







Индивидуализм




Качество










Универсализм





4. Какие из нижеуказанных положений характеризуют развитие социальной системы:

а) усиление дифференциации и автономии различных подсистем;

б) смягчение и ликвидация конфликтов между структурными элементами системы;

в) образование устойчивых моделей взаимодействия между социальными деятелями;

г) развитие новых способов интеграции подсистем социальной системы;

д) развитие способности к выживанию системы (адаптации);

е) развитие способности системы к генерализации ценностей?

На основе выделенных вами фрагментов составьте развернутую характеристику концепции развития социальных систем Т. Парсонса.

5. Ниже приведены содержания трех этапов функционального анализа социальных систем. Определите их логическую последовательность. Охарактеризуйте логику функционального анализа социальных систем:

а) определение мотивов индивидов и групп, вступающих во взаимодействие, и, потому, позволяющие установить содержание «явных функций». Целью данного этапа анализа является описание проявлений упорядоченности исследуемых образцов, которая может не осознаваться деятелями, его результатом становится выделение «латентных функций»;

б) определение главного образца взаимодействий и исключение анализа иных альтернатив. Подобное абстрагирование позволяет выявить влияние определенных функций на ряд других образцов;

в) описание воспроизводимых и устойчивых взаимодействий между индивидами и группами.

6. Согласно теории Н. Лумана главными элементами социальных систем выступают:

а) действия; в) коммуникации;

б) социальные группы; г) культурные формы.

7. Определите соответствие между типами социальных систем и приведенными характеристиками, согласно концепции Н. Лумана.

^ Типы систем:

а) системы взаимодействия;

б) социетальные системы;

в) организации.

Характеристики систем:

1) системы основываются на личном восприятии индивидами друг друга, характерной чертой этих систем выступает фокусирование участников взаимодействия на одной теме или цели;

2) специфическим признаком этих систем является взаимосвязь членства в них с определенными условиями, они способствуют «генерализации» индивидуальных мотивов и ценностно-нормативных ориентаций, благодаря им и членству в них индивидуальное поведение упорядочивается в самых разнообразных функциональных сферах общества;

3) системы включают в себя коммуникативные действия.


Литература:

  1. Бачинин, В.А. История западной социологии: Учебник /В.А.Бачинин, Ю.А.Сандулов. - СПб.: Лань, 2002. - 384с.

  2. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк истории структурации. – М.: Академический проект, 2003. – 528 с.

  3. Джери, Д. Большой толковый социологический словарь Collins: Русско-английский, англо-русский. Основные термины и понятия по социологии. В 2т./Д.Джери, Д.Джери; Пер. с англ. Н.Н. Марчук. - М.: Вече, 2001. - 526с.

  4. Добреньков, В.И. Социология: В 3т. Т.1. Методология и история./ В.И. Добреньков, Кравченко А.И. – М.: ИНФРА-М, 2000. - 400 с.

  5. Очерки по истории теоретической социологии XIX-нач. ХХвв.: Пособие для студентов гуманитарных вузов /Ю.Н.Давыдов и др. - М.: Наука, 1994. - 238(1)с.

  6. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия: От М.Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму: Пособие для гуманит. вузов /(Ю.Н. Давыдов и др.). - М.: Наука, 1994. – 379с. - (Обновление гуманитарного образования в России).

  7. Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. – М.: Академический проект, 2002. – 832 с.

  8. Парсонс Т. О структуре социального действия. – М.: Академический проект, 2002. – 880 с.

  9. Плахов В.Д. Западная социология XIX-XX вв.: от классики до постнеклассической науки. Эпистемиологическое обозрение. – СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2003. – 384 с.

  10. Ритцель, Дж. Современные социологические теории. /Дж. Ритцель. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.

  11. Российская социологическая энциклопедия /Под общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: Норма - ИНФРА-М, 1998. - 672с.

  12. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом. 2003. – 1312 с.