bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
4.Изучение краеведческого материала на уроках окружающего мира.


Региональный подход к обучению учащихся в начальной школе позволяет превратить усвоение абстрактных понятий в познание живой природы, находящейся в непосредственной близости от школы, дома. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения, целей уроков окружающего мира, краеведческий материал можно изучать до прохождения темы, в начале ее изучения, в ходе ее или в конце.

Система заданий по различным темам позволяет развивать у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, «открывать» для себя многоцветие мира, многообразие форм и «настроений» природы, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира.

С чего начинается Родина?


Задание 1.



  1. Впиши в текст недостающие слова.


Моя Родина _____________________.

Мой родной город (село)_________________________________________.


  1. Люди каких национальностей живут в твоем родном крае? Напиши.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Какие сказки, танцы, песни, национальные одежды народов, населяющих твой поселок, ты знаешь?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2.


  1. Прочитай текст. Впиши недостающие данные о твоем крае.


Наш город (поселок) ___________________________________________

расположен в _______________________________________________

(республика, край, область)

Главный город нашего края ___________________ .

Он расположен в ________________________зоне

к _______________________________ от Москвы.

( в каком направлении)


Наш поселок стоит на реке _____________.

Она является притоком реки _______________.

Народные промыслы моего края:

__________________________________________________________________


Семья. Семейные традиции. Школа.



  1. Сколько человек в твоей семье? Сколько в ней живет поколений?_____________________________________________________________

  2. Назови имена и отчества твоих родителей, бабушек и дедушек?_____________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Узнай у родителей, что им известно о дальних предках семьи, о происхождении твоей фамилии.

  4. Почему тебя решили так назвать______________________________

_________________________________________________________

  1. Что значит твоё имя?

_____________________________________________________________

  1. Составь с родителями родословную семьи.

  2. Подготовь дома рассказ об одном из твоих родственников или о какой-нибудь традиции твоей семьи.

  3. Какие семейные праздники отмечаются? __________________________

_______________________________________________________________.

  1. Напиши любимые занятия твоей семьи __________________________________________________________________________________________________________________________,




  1. В каком году была построена твоя школа?




  1. Узнай, сколько учеников за это время закончили её?




  1. Сколько учеников учатся в ней сейчас?




  1. Сколько лет преподает в ней твой учитель?




  1. Люди каких профессий работают в школе?


15. Подготовь материал о «Заслуженных учителях» и «Отличниках народного просвещения», работающих в твоей школе.


Рельеф и полезные ископаемые.


Задание 1.


  1. Рассмотрим рисунки. Подумай, какие формы поверхности земли донского края изображены на них?

Подпиши их.













Задание 2.


  1. По описанию определи формы поверхности земли донского края.

… Перед глазами ехавших расстилалась широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта… Едешь, едешь и никак не разберёшь, где она начинается и где она кончается….

А.П Чехов

Холмистая равнина


…Длинными, темными и сырыми щелями тянутся они иногда на протяжении целых километров. Отвесные стены их выдвигаются, точно разрушенные крепости с башнями, с зубцами…

Они появляются, когда поврежден растительный покров из-за оползней, неправильной вспашки почвы; склоны его размываются.

По А.Нечаеву

Овраг


2. Прими участие вместе со взрослыми в борьбе с оврагами.


  1. Составь план мероприятий по охране поверхности земли родного края и обсуди его с товарищами в классе.


Практическая работа.


Используя пластилин, папье – маше, сделай модель рельефа родного края.

Ребусы.


Т



Ь





Ь



Кроссворд. Полезные ископаемые.

  1. Разгадай кроссворд.

1

Г

 

 

 

 













2

 

 

Н

 

 



















3




 

 

 

Ь













4

 

 

О

 










5

 

 

 




 







  1. Полезное ископаемое, используемое в строительстве при изготовлении посуды. (глина)

  2. Тяжелая, прочная порода, использующаяся для отделки зданий, станций метро. (гранит)

  3. Полезное ископаемое при бурении скважины вырывается из недр земли фонтаном черной маслянистой горючей жидкости.

(нефть)

  1. Различают несколько видов этого полезного ископаемого: бурый, каменный, антрацит. (уголь)

  2. Это полезное ископаемое добывается в Ростовской области повсеместно и используется в строительстве, для приготовления цемента и бетона.

(песок)


2. Какое из перечисленных полезных ископаемых не добывается в нашей области?

Гранит.


Задание 1.


  1. Рассмотри образцы полезных ископаемых.

Знаешь ли ты их названия? Напиши: ________________________________________________________________

Поставь V над теми полезными ископаемыми, которые добываются в Ростовской области.

  1. Где применяются эти полезные ископаемые? Напиши: __________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2.


  1. Подчеркни названия полезных ископаемых, добываемых в Ростовской области:

а) каменный уголь

б) песок

в) золото

г) железная руда

д) апатиты

е) глина

ж) нефть

з) газ

и) торф

к) известняк

л) лечебные грязи



  1. Установи соответствие подчеркнутых полезных ископаемых с отраслью, в которой они используются.

  1. Медицина

  2. Строительство

  3. Топливо




1

2

3












  1. В чем заключается твоё, твоей семьи бережное отношение к расходованию полезных ископаемых?



^ Это интересно!


* * * * *

Ледник в древние времена до территории, которую занимает Ростовская область, не дошёл, но его талые воды размывали и разрушали поверхностный слой, образуя овраги. В процессе времени овраги превратились в лога и балки.

Лог – овраг с пологими задернованными склонами и плоским днищем.

Балка – овраг с плоским дном и достаточно высокими, заросшими древесной растительностью склонами. На севере области много балок, в которых растут леса, называемые байрачными.

* * * * *

Очагов землетрясений на территории Ростовской области нет, однако в виде волн они могут проявляться. До территории Ростовской области доходили «волны» от основных очагов землетрясений, расположенных далеко за её пределами. Как это было в 1966 году, когда для территории Ростовской области было зафиксировано землетрясение в пределах 3 баллов.

* * * * *

Издревле на Руси соль сравнивали с самым дорогим и необходимым для работника продуктом питания - хлебом.


Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Без хлеба смерть, без соли смех.

Без хлеба, без соли никто не обедает.

Подавая соль-смейся, не то поссоришься (общее поверье).


Казаки первоначально соль привозили из походов в турецкие и татарские земли. С середины XVII века они стали сами добывать её на Манычских озерах, также в устье реки Тор, где возник Бахмутский городок, но соли, добываемой здесь не хватало. За солью казаки выезжали в Крым, соляные обозы усиленно охранялись.

* * * * *

Каменный уголь называют «солнечным камнем»..

Об истории открытия «солнечного камня» в донском крае интересно рассказывает такое преданье.

…Стояла холодная весна 1696 года. Недалеко от города Черкасска (теперь станица Старочеркасская) расположились русские войска, готовясь к штурму Азова. Каждую ночь жарко пылали тысячи костров. Камыш, валежник- всё шло в огонь. У одного из костров возвышалась фигура Петра I. Подошедшие казаки принесли куски чёрного камня и бросили в огнь, отчего через некоторое время он запылал ещё жарче. Увидев это Петр I сказал: « сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет….»

В 1721 году на исследования Верхнего и Среднего Дона был послан крепостной рудознатец. Г.Г Капустин. Он обнаружил много месторождений каменного угля. Это и положило начало работам по разведке угля на территории Донецкого кряжа.


Разнообразие изменений в неживой природе.


«Узнай явления природы»


Загадки.

( из устного народного творчества донских армян)

В небе родился,

в земле схоронился.

(дождь)

У матери есть саван-

Землю накрывает, а море- нет.

(снег)


С неба падаю,

В землю врезаюсь.

(молния)


^ Это интересно!


Ежегодно на земном шаре бывает до 44 тысяч гроз. Жители в разных областях земли видят около 100 молний.

Молнии, как правило, наблюдаются летом. Однако иногда можно видеть молнии и в зимние месяцы.

Так, при Иване Грозном зимой молнией был сожжен его дворец в Александровской слободе.


Задание 1.


  1. Прочитай отрывок из произведения И.Кучеренко «Смена смене идёт» О какой смене идет речь в отрывке?



Луна ушла на край земли… Звезды погасли. На востоке уже разгоралось розовыми красками небо. Нежно зарумянилась река, порозовели верхушки деревьев, загорелись розовыми бусинками капельки росы на траве, на камышах, на паутинках.

2. Докажи, по каким приметам ты об этом догадался.


Задание 2.


  1. Прочитай стихотворение.



Вениамин Жак.


Идут холодные дожди,

Безжалостно смывая лето,

И лета ясного не жди,

Насквозь промокшая планета.

И все-таки не плачь, стекло,

Озябшее в оконных рамах,-

Ведь всё, что в море утекло,

Вернется поздно или рано!


Вернется каплей дождевой,

В окно весеннее влетая,

Вернется памятью живой,

Крылатою, как птичья стая


  1. О каком явлении природы рассказал поэт в этом стихотворении?

  2. Расскажи о круговороте воды в природе.



Задание 3.


  1. Прочитай стихотворение В.Жака.


Вода летает.


Течет вода,

бежит вода

Ручьем,

рекой,

каналом…


А ты когда-нибудь видал,


Чтобы вода летала?


Над чашкой,

чайником,

котлом

И жарким самоваром

Вода,

как будто бы крылом,

Взмахнет

прозрачным паром!

Пар

без труда

и без следа

Взлетит,

скользнёт,

растает!...

Нет,

вы подумайте:

вода

По воздуху летает!



  1. О чём ты прочитал в стихотворении?

  2. В каких состояниях находится вода?

  3. Если водяной пар- прозрачный, бесцветный газ, то, что же мы тогда видим, когда в чайнике закипает вода?

(Белое облако, которое вы видите у носика чайника- это мельчайшие капельки воды- облачко тумана, которое образовалось из водяного пара).

5. Как ты понимаешь- вода по воздуху летает?


Задание 4.


  1. Разгадай загадки донского края.

(из устного народного творчества донских армян)


Голубая простыня весь мир покрывает.

(Небо.)

Ковёр - не вытрясешь,

Золото - не сосчитаешь.

(Небо и звезды)

Ложкой краски

Весь мир красит.

(Солнце)

Брат к сестре в гости идет,

А сестра от него убегает.

(Солнце и Луна)

Каждый месяц рождается, а месяца не живет.

(Луна)

(Луна видна всего 28 дней)

В решете два цыпленка:

Один - горячий, другой - холодный.

(Небо, Солнце и Луна)

Днем спят,

Ночью просыпаются.

(Звезды)

Без крыльев, а летит,

Без ног, а бежит.

(Облако)


  1. Ответь на вопросы:


Есть ли днем звезды на небе?

(да)

Почему Солнце кажется нам ярче и больше других звезд?

(Оно ближе к нам)

Почему вид Луны меняется?

Чем различаются Луна и Солнце?

Почему нельзя жить на Луне? На Солнце? Объясни.

Какие природные явления связаны с облаками?

Когда облака могут пролиться кислотным опасным дождем?

Какие предприятия Ростовской области, по твоему мнению, загрязняют атмосферу?

Что бы ты посоветовал(а) руководителям предприятий.

  1. Нарисуй рисунок звездного неба или сделай аппликацию.

  2. В какие цвета может Солнце окрашивать облака на восходе и на закате?

Задание 5.


  1. Впиши по горизонтали основные виды осадков.


С













И










Г










Р










Д













Т















(Снег, иней, град, роса, дождь, туман)


  1. Какие осадки наблюдаются чаще в донском крае?

  2. Какие осадки выпадают из облаков?

  3. Какие образуются у земли из-за изменений температуры влажного воздуха?

  4. Какие образуются на поверхности почвы?

  5. Узнай, почему во время дождя появляется радуга.

  6. Нарисуй радугу.

  7. Какую беду может принести град?


Кроссворд «Живая и неживая природа».


1. Разгадай кроссворд.


  1. В водоёмах дельты Дона есть растение, которое питается насекомыми. Как оно называется?

(пузырчатка)

  1. Самое прожорливое животное донских степей?

(землеройка)

  1. Одноногий, одноглазый, под дождем родился .

(гриб)

  1. Ног нет – ходит,

Рта нет – проглатывает.

(река)


  1. Ложкой краски

Весь мир красит.

(солнце)

6. В Ростовской области сохранился «свидетель» лесной мощи Дона. Что это за свидетель?

(дуб)

  1. Как по-другому называют сурка жители донских степей?

(байбак)






2



















 













7




 













 




 

3










 




 

 




5




 

1

 

 

4

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

 

 




 

 




 

 







 

 







 







 



















 



















 



















 



















 








































  1. Напиши названия предметов отгадок в таблицу:

Живая природа

Неживая природа








3. Являются ли обитателями донского края животные и растения, представленные в кроссворде?

Климат. Времена года.


Задание 1.


  1. Прочитай текст.

Большую разрушительную работу в донских степях производит ветер. Случаются пыльные бури, охватывающие огромные площади.

В полях растения вырывает с корнем, наметает у лесополос черные сугробы пыли.

Сильные ливни способствуют смыву плодородного слоя почвы и оврагообразованию, а если ливни сопровождаются ветром и градом, то с домов срываются крыши, выворачиваются деревья с корнем, крыши домов превращаются в решето… Погибают люди.


  1. О каких стихийных бедствиях ты узнал(а)? Какой вред природе и людям был нанесен?

  2. Ветры какой силы преобладают в нашей местности летом, зимой? Есть ли ветер сейчас? Какой он?


Задание 2.


  1. Что это за явление, о котором наш земляк В Потапов писал: «Черный полог накрывал степь. Солнце проглядывало сквозь него расплывчатым пятном. В домах, несмотря на жару, окна не открывались. Но пыль проникала, казалось, сквозь поры стен, оседая на полированной мебели. А что, делалось в поле! Растения вырывало с корнем. У лесополос - чёрные сугробы пыли.»

2. Узнай у своих родственников, кто из них был очевидцем этого явления. Запиши их воспоминания.


Задание 3.


  1. Прочитай. О каком природном явлении рассказывается в этом отрывке?


Днем - зной, духота… На выцветшей голубени неба- нещадное солнце, бестучье да коричневые стальные полудужья распростёртых крыльев коршуна. По степи слепяще, неотразимо сияет ковыль, дымится бурая, верблюжьей окраски, горячая трава; коршун, кренясь, плывёт в голубом- внизу по траве неслышно скользит его огромная тень.

Суслики свистят истомно и хрипло.

На желтеющих бугорках нор дремлют сурки. Степь горяча, мертва, и всё окружающее прозрачно-недвижимо…

М.А.Шолохов


2. Какой вред наносит сельскому хозяйству засуха? Почему?


Задание 4.


  1. О каком природном явлении ты прочитал(а) в этом тексте?

…Синяя, почти черная туча все растет и растет. Воздух замер- ни малейшего ветерка . Всё прижухло в томительном ожидании чего-то грозного, большого.

И вот туча наконец заслонила солнце. Сразу вокруг потемнело, точно сумерки надвинулись. Повеяло холодом. На черной туче заметно клубятся, передвигаются сизые с рыжими подпалинами облака. Над станицей, над степью серым дымом поднялась пыль. Закружились в вихре, полетели в небо клочки бумаги, пучки травы, шары перекати-поля. На чёрном небе вдруг вспыхнула молния…

По листьям, по земле захлопали крупные капли, от них фонтанчиками запрыгала пыль по дороге. Через секунду- две обрушился густым косым ливнем.

Все вокруг- и пруд, и степь скрылось в косом свинцовом тумане. Ничего не стало видно. Дождь усилился, стал прямо- таки обвальным.

По И.Кучеренко


  1. Какие изменения в природе помогли тебе понять, что надвигается что-то страшное?

  2. Какой вред наносит всему живому это стихийное бедствие?


Задание 5.


1. Вспомни свои наблюдения за природой родного края весной. Дополни предложения необходимыми словами: холоднее, повысилась, снег, льда, теплее, шубы, оттаяли , замерзли, дождь, куртка, растаял.


Весной температура воздуха ________________________.

Поэтому снег____________________, а почва____________________. Водоемы освобождаются от __________________. Весной чаще идет__________, а не ___________. Весной люди одевают ________________, а не________________, потому что стало_____________.

  1. Приходилось ли тебе видеть на местной реке ледоход и половодье? Объясни, что это за явления. Что бывает раньше? Почему?

Напиши: ________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 6.


1. Используя свои наблюдения за изменениями в природе своего края, заполни пропуски в рассказе.


Сегодня _______________ _ноября. Температура воздуха _________________. Стало __________________, чем в сентябре. Первый снег выпал в этом году______________. Он лежал________________. Лужи покрылись___________.

Почва_________________.


Задание 7.


  1. Прочитай и ты узнаешь, какие изменения происходят в неживой природе зимой.


В редкие ясные дни низко над снежными полями висит полуденное солнце, неяркое, как бы от усталости побледневшее. У низкого солнца лучи лишь беспомощно скользят по поверхности земли. День уменьшается вдвое.

По Н.Попову


  1. Объясни причину этих изменений.



Задание 8.


  1. Прочитай текст.


В погожий сентябрьский день летала над хутором Татарским молочно-радужная паутина, тонкая- тонкая, хлопчатая.

За Доном, тронутый желтизной, горюнился лес, блекло отсвечивал тополь, дуб ронял редкие узорчато-резные листья, лишь ольха крикливо зеленела, радовала живучестью своей стремительный сорочий взгляд.

М.А Шолохов


  1. О каком небольшом промежутке теплой и сухой погоды осенью на Дону повествует М.А Шолохов. Как он называется?


3. Отметь в тексте изменения, которые происходят в природе осенью.


Задание 9.


  1. О каких изменениях в неживой и живой природе, жизни людей осенью ты прочитал (а) в стихотворении В. Жака «Настоящая осень»


За окошком

в сквере

Листья стали красными.

В небе сером-сером,

Ходят тучи грязные.

До чего же ветрено!

Окна в доме хлопают.

Достаёт проветривать

Мама

вещи теплые.

В комнате навалены

И пальто,

и валенки,

И кашне,

и варежки-,

Старые товарищи!

Старые знакомые

Что весною сбросили!

И запахло в комнате

Настоящей осенью!


Воздух пахнет вкусно

Хрусткою капустой…

Воздух пахнет мёдом!

Чудная погода.


2. Нарисуй иллюстрацию к стихотворению.


Задание 10.


  1. Прочитай стихотворение Ивана Ковалевского.

Картину какого времени года нарисовал поэт? Назови приметы осени.

Отметь их.

Пожелтела

На кленах листва,

А вокруг

Столько солнца и света.

Что не веришь,

Права ли молва,

Будто августом

Кончилось лето.

Но всё ниже

Плывут облака,

Лес антенн

Над селом задевая,

И незримая чья-то рука

На Заречье

Пейзажи меняет.

Заметелила,

Кружит листва,

Ветер гонит её вдоль кювета…

Значит, осень

Вступила в права,

Значит, правда-

Окончено лето.


  1. Почему осенью начинается листопад?

3.Какие изменения в природе тебя радуют, а какие огорчают?


Задание 11.


1. Прочитай текст. Картину какого времени года нарисовали тебе авторы?

Однотонно и уныло выглядит в это время степь. Выжженная горячим летним солнцем, она потеряла свою весеннюю красу. Птицы с печальным криком улетают в тёплые края; прячутся в свои тёплые норки суслики, ящерицы, пауки; надолго утихает радостный стрекот кузнечиков.

То там, то сям видны огромные, до метра в диаметре, шары перекати-поле. Ветер отламывает эти растения до корня, и они, гонимые его порывами, мчатся по бескрайним просторам, перегоняя друг друга, сцепляясь по нескольку вместе, и рассеивают тысячи семян на сухую, потрескавшуюся от зноя почву. Эти степные странники могут проделывать путь в несколько десятков километров.


Б.Нагорный, В.Левченко.


2. Какое время года твоё любимое? Обоснуй.

3. Нарисуй иллюстрацию. Но сначала подумай, какие цвета характерны для этого времени года.


Задание 12.


Три путешественника побывали в степи в разное время года. По описанию догадайся, кто, когда был. Объясни своё решение.


  1. Снег сошёл, степь кажется совершенно безжизненной… Но это не совсем так.

Из- под слоя опавших листьев уже тянутся к свету зеленые листочки гусиного лука с крошечными бутончиками: среди кустарников вспыхнули тёмные коврики лютика-чистяка.

Греются на солнышке юркие ящерицы. На гребне балки призывно свистят суслики.

  1. … Ярко-желтыми шапками на верхушках стеблей зацветает пижма. Её не трудно узнать по тяжёлому неприятному запаху листвы. То тут, то там поблескивают среди травы высокие кустики стройного, изящного зверобоя. Отцветает мелколистная липа.

Высоко стоит солнце в безоблачном небе.

С этой высоты уже не ласково согревает степные просторы, а обжигает их.

3. По утрам бледное, словно не выспавшееся за ночь, солнце медленно поднимается над степью; днём тщетно пытается взобраться повыше, чтобы оттуда блеснуть ярко.

Мы уже не ищем прохлады в тени домов и деревьев.

В роще не стало слышно птичьего гомона, только под вечер тишину нарушает крикливое стрекотание сорок.

По Н.Попову «Степные этюды»


Задание 13.

Исправь ошибки в тексте.

Март.. С каждым днём солнце поднимается ниже и ниже над линией горизонта. Длинные зимние вечера начинают заметно убывать. За окном термометр всё чаще показывает ниже 0.

Земля освобождается от снежного покрова: он уже потерял свой сверкающий наряд, посерел, осел и начинает таять.

Усевшись на телеграфной проволоке, скворцы своим щелканьем оповещают о своём отлёте в тёплые края.

(Солнце поднимается всё выше и выше над линией горизонта; термометр всё чаще показывает температуру выше 0.

Прилетели скворцы, веселым щелканьем оповещают о своём прилете.)


Неторопливо падают с неба снежинки, переплетаясь в воздухе в мелькающую прозрачную вуаль.

Укутанные в белые хлопья куст сирени, карликовая березка вновь ожили и как бы придвинулась поближе к изгороди. А что там под кустом? Да это же ёжик торопится укрыться от снега.

На верхушку верблюжьей колючки прилетел жаворонок и залился веселыми трелями. У стога сена много следов. Это, наверное, волк ловил мышей…

(Карликовая береза, верблюжья колючка, не растут в степи.

Ёж зимой спит. Жаворонок- перелетная птица, зимой его

в наших краях нет. Мышкует не волк, а лиса.)

…Ранее лето… В степи пестрая армия разнотравья продолжает увеличиваться. Степной шалфей, прозванный степным васильком широко разметал по суходолам свои фиолетово - синие заросли. Под кустарниками грациозно кивают синими головками нежные пролески. Ярко горят золотистые чистяки. Из-под слоя прошлогодних листьев тянутся к свету зеленые листики гусиного лука.

Легко порхает с ветки на ветку клёст, лакомится зазевавшимися насекомыми.

Чина (по- народному- красный горошек), опираясь слабыми лепестками на кустарник высоко подняла кисти цветов, источающих, тончайший аромат…

(Пролески, чистяк, гусиный лук цветут в марте,

начале апреля.

Клёст живет в лесу, он не питается насекомыми.)


Задание 14.


1. Вспомни поездку на природу со взрослыми. Рисунки помогут тебе это сделать.




























  1. Правильно ли поступают взрослые и дети?

  2. Придумай и нарисуй экологические знаки к этим рисункам. Как ты их назовёшь?






Это интересно!

* * * *

Ростовская область- один из самых ветреных районов нашей страны. Бывают ураганные ветры.

Они неистово срывают верхний слой почвы, поднимают на высоту более двух километров. Это пыльные бури, охватывающие огромные площади. Чаще они случаются весной. Одной из сильнейших была пыльная буря зимой 1969 году, тогда в некоторых местах был снесен 10-сантиметровый слой плодородной почвы. В полях растения вырывало с корнями, у лесополос черные сугробы пыли высотой до 1,5 метров. Из-за плохой видимости автомобильный транспорт даже днем двигался с зажжёнными фарами.

Бывают на Дону смерчи. Смерч- это быстровращающийся вихрь под грозовыми облаками диаметром от 10 до 150м . Внешне он напоминает вертикально вытянутый рукав между землей и небом.

Сильный смерч в нашей области наблюдали жители конезавода №157 Зерноградского райна в 1971 году. Один из очевидцев рассказывает: «Ничто не предвещало грозных событий. Тучи бродили где-то в стороне, а у нас вовсю светило солнце. И вдруг в метрах 300 мы заметили огромный вихрь. Он перемахнул через лесополосу, играючи снёс крышу и разметал стены небольшого сарая, потом подхватил 300-килограммовые железные корыта, из которых пили животные, и унёс их. С лязгом и визгом уносились в небо листы жести с крыши. Наш вагончик закачало и начало плавно поднимать (вес вагончика 35 тонн). От земли его оторвало метра на 3.»

* * * *

Осадки на Дону выпадают неравномерно, больше всего их выпадает летом в виде кратковременных ливневых дождей.

Сильные ливни способствуют смыву наиболее плодородного слоя почвы и оврагообразованию. Ежегодно с полей области сносятся 33 миллиона тонн почвы. В неразрывной связи с этими процессами происходит формирование и развитие оврагов. Общая протяжённость балок и оврагов составляет в области 40000 км.

В настоящее время многие овраги растут со скоростью до 1,5 м в год, к сожалению не без помощи человека.

Наибольшее количество осадков выпало 25 мая 1964 года в г.Каменск-Шахтинском. Здесь за 12 часов выпало 147 мм осадков, что означает 147 литров воды на каждый квадратный метр. До этого рекорд принадлежал г.Таганрогу-122 мм в сутки.

Самый сильный ливень со штормовым ветром на Дону прошёл 28 мая 1948 года в городе Аксае. Этот ливень образовал потоки воды высотой до 50 сантиметров. Ливневый поток перекатывал камни весом до 80-90 килограммов, а один из них, весом 320 килограммов, переместил на 150 метров. Полотно железной дороги, идущее вдоль Дона, было местами смыто, местами занесено песком.


* * * *

Град в нашей области случается сравнительно не часто, в среднем раз в 2-3 года, а сильный раз в 9-10 лет. Необычайно сильным был град в июле 1976 года в Заветинском районе. Величина ледяных ядер достигала 2-2,5 сантиметра. Град выпал вместе с проливным дождём, побил посевы, массу птицы. Вес отдельной градины на Дону, по свидетельству метеорологов, достигал 150г, а на Северном Кавказе в 1958 году одна из градин весила 2200г.




следующая страница >>