bigpo.ru
добавить свой файл
1 2
Тема 2. ИСТ0РИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ


1. Политико-правовая мысль Древнего мира и Средневековья.

2. Гражданско-правовые концепции Нового времени и начала XX века.

3.История российской политической мысли.

4. Современные политические теории и политологические школы.

История развития политической науки - один из важнейших разделов политологии. С его помощью расширяются и углубляются знания об объекте и предмете политической науки, об эволюции методологических подходов, понятийного аппарата, зарождении и развитии, законов политики. Данная тема связывает воедино теоретический и исторический компоненты политической науки, помогает познать ценности политической культуры, яснее представляет связь прошлого с настоящим и будущим в политической сфере.

История политической науки включает в себя: политические учения древнего мира (древние Восток, Греция, Рим); политические учения Средневековья; политические учения эпохи Возрождения и Реформации; политические учения Нового и Новейшего времени. Каждому этапу соответствует своя тематика, свои концепции, свои методы исследований.


I.

Рождение первых политических учений относится к древнему миру

(Ш-II тысячелетия д.н.э. – XI в. н.э.) - времени возникновение классового общества и государства. Исторически первыми политические представления возникли в Северо-Восточной Африке (древний и Египет), В Передней, Средней и Юго-Восточной Азии (Вавилон, Финикия, Палестина, Ассирия, Персия, Индия, Китай и др. Политическая мысль древнего Востока еще не выделилась в самостоятельную область знания. Политические взгляды сливались с моральными предписаниями, этическими нормами. Они развивались на основе религиозно-мифологического мировоззрения. Мифы -это ранняя форма духовной культуры, которая объединяет в себе зачатки знания религиозных верований, философии,

различных видов искусства. Государственная власть на Востоке осуществлялась в форме деспотии -неогра­ниченной власти одного лица, обладавшего и административной и военной, и законодательной, и религиозной властью. Деспот считался

Богом, или сыном Бога, или представителем Бога на земле, имел право верховной собственности на землю и на саму жизнь подданных. Что касается отдельной личности, то ее практически не существовало: она была поглощена общиной. Господствовал патриархально-патерналистский взгляд на социально-политические явления, согласно которому государство уподоблялось большой семье, где отцом считался царь (правитель),а чадами – его подданные. Главная добродетель подданных – послушание и почтительность к старшим.

Политика фокусировалась вокруг сугубо практических вопросов. Её содержание составляли вопросы организации власти, технологии управления, квалификации правонарушений, землепользования, религиозных и моральных регулирующих норм.

Наибольший след в истории политической мысли древнего Востока оставили древнеиндийские и древнекитайские учения. Из первых следует вы­делить трактат "Артхашастра" ("Наставление о пользе"), относящийся к IV-III в. д.н.э. Он считается наиболее полным сводом прикладных знаний о хозяйстве и государственном управлении Индии того периода. Автором его является министр империи Маурьев-Каутилья. "Артхашастра" представляет собой своеобразную инструкцию правителю о том, как приобретать, сохранять и использовать государственную власть. При этом не следует останавливаться перед выбором средств властвования. Самый эффективный способ осуществления власти и приобретения богатства –наказание. Правитель при отправлении власти в равной мере должен отдаваться трем целям – закону, пользе и любви.

Отдаваясь же любви, он не должен нарушать закона пользы: «счастье царя – в счастии подданных, в пользе подданных – его польза». В трактате описан идеальный образ царя: способность обуздывать свои чувства, обладать широким кругозором, обучаться наукам, устанавливать справедливые законы, умножать имущество, не останавливаться ради пользы государства перед нарушением религиозного долга. Обязанность царя – защита территории, собственности, традиций народа. Выдвинута идея сильной царской власти.

Политическая мысль Древнего Китая несколько отличалась от древнеиндийской: она была более свободна от религиозно-мифологических наслоений: её интересовали в первую очередь не космос, не Вселенная, а конкретное общество, государство, человек; в ней отчетливей виден предмет политики.

Среди древнекитайских учений особый интерес вызывает конфуцианство (по имени мудреца Конфуция, жившего. с 551 по 479г. д. н.э.). Содержание его учения изложено в труде "Лунь юй" ("Беседы и высказывания"). Характерная черта конфуцианства -антропоцентризм; внимание к проблеме человека, его умственному и нравственному облику. Основные категории конфуцианства - это "благородный муж", человеколюбие", "правила ритуала". Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны не «тёмные люди" (простонародье), а благо­родные мужи, во главе с государём – «сыном неба». Конфуций утверждал тем самым, что деление людей на "высших" и «низших" вечно, оно не может быть преодолено. Но в отличие от других авторов он выделял, благородных не по признакам происхождения, а по знаниям и моральным качествам. Именно таких людей Конфуций предлагал выдвигать на государственную службу. Им народ будет охотней подчиняться.

Главная задача благодарных мужей - воспитывать в себе, а также по­всеместно распространять человеколюбие. Под последним понималась гуманность - спокойное внутреннее состояние, стойкость перед внешними раздражителями «Я считаю гуманным того, кто может делать пять вещей в Поднебесной: быть почтительным, быть великодушным, быть проницательным, внушать доверие, быть добрым. Почтительный человек не наносит оскорблений. Великодушный приобре­тает расположение многих. На внушающего доверие другие люди могут поло­житься. Проницательный человек добьется успеха. А добрый человек может повелевать другими". Сущность гуманности, по Конфуцию, сводится к тому, чтобы не делать другим того, чего не желаешь себе.

Правила ритуала - это надлежащие правила поведения. Они невозможны без гуманности, которая выступает как первичное качество. Конфуций не был сторонником жестких мер, репрессий для наведения порядка в государства. Он считал, что человек должен научиться без всяких наказаний исполнять надлежащие нормы. Политика, по его мнению, это моральные максимы (принципы). Порядок в государстве можно установить с помощью просвещения, пропаганды моральных канонов. Мораль конфуцианства можно уложишь в три заповеди: будь честным, уважай начальство, чти предков.

В своем учении о государстве Конфуций видное место отводил идее "исправления имён". Здесь он выступает как поборник того, что социа­льный статус каждого человека должен соответствовать его качествам и поступкам и изменяться вместе с ними. «Государство и оцветает, когда го­сударь бывает государем, подданный подданным ,отец - отцом, сын – сыном». Каждый должен знать свои обязанности и вести себя в строгом соответст­вии с занимаемым положением. В государстве, как и в семье должно быть четкое распределение обязанностей между его членами.

Что привлекает в конфуцианстве? Скорей всего отсутствие мистицизма, дух гуманности, умеренность, обращенность к земле, рационализм.

Выдающуюся роль в истории политических учений сыграли мыслители античности (от лат. антикуус – древний), относящиеся к древнегреческому и древнеримскому миру. Их усилиями был совершен переход от мифологического восприятия окружающего мира к рационально-логическому способу его познания, анализа, объяснения. В античной Греции усиливается философская сторона политических учений, наблюдается зачатки теоретического подхода к изучению политических вопросов, разрабатывается первичный понятийный аппарат. В древней Греции складывается полисная форма организации государства. Полис - сравнительно небольшое объединение людей (35-40 тысяч) с насыщенной общественной жизнью, с подчинением личных интересов законам и обычаям, установленным обществом. Полисная жизнь была прозрачной, динамичной, организованной. В VI-V вв. д.н.э. достигает расцвета детище древ­них греков - Афинская демократия, пик ее расцвета продолжался более 50 лет. Наивысшие достижения древнегреческой философской и политико-правовой мысли связаны с именами Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и др.

Среди основоположников политической науки чаще других называют Платона и Аристотеля. Платону (427-347 гг. д.н.э.) принадлежит приоритет в разработке проекта идеального государственного строя. Этому посвящена триада его произведений- 'Государство", "Политик", "Законы". Причиной возникновения государства он считал необходимость удовлетворения врожденных со­циальных потребностей, которые в одиночку человек не способен сделать, и нуждается в помощи других людей. Испытывая множество потребностей и желая их удовлетворить, люди собираются воедино, оказывают помощь друг другу, образуют совместное поселение, которое и есть государство.

Для обеспечения разнообразных потребностей людей в государстве должно существовать разделение труда, его специализация. Происходит деление общества на сословия. Платон выделяет три: правители -философы, воины, производители (земледельцы и ремесленники). Подобное разделение деятельности Платон считает гарантом прочности государства как совместного по­селения граждан и основным принципом построения государства. Переход из одного сословия в другое запрещен. Тем самым он ограждает свое идеальное государство от смешения сословия и выводит правило: "Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость."

В труде "Государство" Платон создает первый вариант (сословно-коммунистический) своего идеального государства. В этой модели он под­черкивает следующие моменты:

- идеальному государству более всего соответствует сословная структура общества, которая всем гарантирует порядок, безопасность, достаток;

- два первых с сословия (правители - философы и стражи) полностью отдаются служению государству: их жизнь организуется на принципах коллективизма и общности имуществ и у них нет никаких других обязанностей, кроме обязанности управлять и охранять;

- третье сословие (производители) имеет экономическую свободу, право на частную собственность, но лишено политического участия;

- государство имеет приоритет над гражданином: действует принцип -что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина;

- в государстве должно быть единство, которое достигается: а) подчинением закону всех граждан, б) наличием единства в сословии правителей, в) преодолением контраста между самыми бедными и самыми богатыми;

- лучшие формы правления - монархия и аристократия, худшая – тирания; опасны крайности - чрезмерная свобода и чрезмерное подчинение одному лицу;

- субъектом свободы является не отдельная личность или класс, а всё об­щество, которое сливается с государством.

Второй (компромиссный) вариант идеального государства Платон изложил в труде "Законы". Данная модель, более приближена к реалиям того времени и гораздо в меньшей степени страдает утопизмом по сравнений с первым проектом. Он имеет такие особенности:

- сословное деление граждан заменяется делением в соответствии с имущественным цензом на 4 класса с правом свободного перехода из одного класса в другой;

- допускается частная собственность (кроме земельной), но устанавливаются пределы обогащения, исключаются роскошь ростовщичество т.п.;

- производство полностью обеспечивается за счет рабов и иностранцев;

- господствует смешанная форма правления, сочетающая в себе элементы де­мократии и монархии, моральные и правовые методы управления;

-наблюдается большая регламентация частной жизни, ужесточение карательных мер за нарушения закона и даже за инакомыслие: цель –«очищение» государства от подозрительных элементов.

Вклад Платона в политическую мысль и сознание состоит в следующем: 1.Он выдвинул идею общего блага, учета интересов всех групп как основу политического объединения, как цель государства. 2.Он увидел причину социальных волнений и конфликтов в частной собственности. 3.Он провел дифференциацию форм государства и открыл порядок их перехода из одной в другую. 4. Он воздал должное закону как ориентиру поведения граждан, подчеркнув – там, где законы не действуют, гибель государства неизбежна.

Второй крупнейший мыслитель древней Греции, удостоенный звания основоположника политической науки, Аристотель (384-322 д.н.э.). Он автор трактатов на политическую тему "Политика", "Никомахова этика", "Афинская полития" и множества других работ по самым различным отраслям знания. Понимание политики у него расширительное: он определяет её как науку о высшем благе человека и государства и включает в нее этику и экономику. Этика - введение в политику. Политика - публичная этика.

Государство в изложении Аристотеля - это продукт естественного развития, высшая форма общения людей. Человек - политическое животное. Сущность государства - общение родов и селений ради достижения самодовлеющего существования. Цель государства – благая жизнь. Аристотель дает такое определение государства: это сообщество равных лю­дей для достижения возможно лучшей жизни.

Аристотель скрупулезно разработал вопрос о формах государства. При этом он опирался на анализ функционирования государственной власти в 158 городах - полисах. Форма государства, по его мнению, зависит от числа властвующих и социальной ориентации .Обратимся к таблице:


^ Типология форм политического устройства Аристотеля.


В чьих интересах осуществляется правление


Количество правящих


Власть Власть Власть

одного немногих большинства

Правильные формы (ориентированны на общее благо)




Монархия Аристократия Полития


Неправильные формы (ориентированны на личное благо)




Тирания Олигархия Демократия


Идеалом Аристотеля является полития - правление большинства в интересах общественного порядка. Это смешанная форма, сочетающая лучшие черты олигархии и демократии, отражающая интересы среднего класса, олицетворяющая все его гражданские доблести: благоразумие, рассудительность, умеренность. В экономическом отношении в политии господствуют средние размеры соб­ственности, что позволяет сократить разницу между богатыми и бедными, подорвать ростовщичество. Социальной опорой власти являются собственники земли. Политической опорой политии является свободное, но не обладающее богатством население. Аристотель утверждает: «Только там, где в составе населения средние имеют перевес либо над обеими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость».

В заслугу Аристотеля как политического мыслителя можно поставить:

-он определяет государство как нечто целое, высшую форму общения людей.

-разработал критерий справедливой формы государства – интересы общего блага:

-увязал политическое правление с правлением закона: правление закона предпочтительней власти любой личности, хотя и не может быть абсолютно справедливым, но все же оно - меньшее зло, чем произвол;

-обратил внимание на то, что резкое неравенство собственности опасно для равновесия государства, и лучше управляется государство, в котором средний класс многочисленнее и сильнее, ибо в этом случае обеспечивается политическое равновесие;

-установил тесную связь политики с этикой, подчеркивая, что объектом политической науки является прекрасное и справедливое, как и в этике;

-развил учение о двух видах справедливости - уравновешивающей и распределяющей;.критерием первой является арифметическое равенство, касающееся области гражданско-правовых отношений, а критерием второй - геометрическое равенство, означающее деление общих благ по достоинству, то есть пропорционально вкладу или взносу того или иного члена общества;

-усовершенствовал систему понятий, создал новую методологию эмпирического и логического исследования политических явлений.

История античных политических учений будет неполной без трудов древнеримских мыслителей, деятельность которых продолжалась целую тысячу лет. И хотя они находились под влиянием греческих авторов, им все же удалось творчески развить учения своих предшественников, а в ряде случаев ска­зать новое слово. Оригинальным достижением, в частности, было создание юриспруденции как самостоятельной науки, включающей целый комплекс дис­циплин данного профиля. На основе изучения и обобщения современной им действительности римские мыслители проследили, эволюцию социально-экономических отношений на рубеже рабовладельческого и феодального строя, разрабо­тали вопрос о формах государственности в позднеримский период (рес­публика, империя, переходные формы от первого ко второму) и т.д. В последующем эти разработки воспринимались как классические образцы политичес­кой мысли.

Из древнеримских мыслителем в первую очередь следует назвать Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. д.н.э.) знаменитого писателя и оратора, известного политического деятеля, прошедшего все ступени государственной службы на высших должностях. Цицерон автор работ "О государстве","О законах", «0б обязанностях» и огромного числа политических и судебных речей. Он трактует политику как правовое взаимодействие народа и власти, как согласованное правовое общение. Цицерон определяет государство как дело народа. Основой государства считает право. В отличие от греческих авторов государство у Цицерона не только моральное сообщество свободных граждан, но и соединение людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов, то есть правовое сообщество. В учении Цицерона проглядывают контуры правового государства, в котором взаимоотношения властвующих и подвластных регулируются в первую очередь нормами права.

Цицерон разрабатывает учение о формах государственного правления.

При классификации форм правления Цицерон различает: а) царскую власть (власть одного лица), б) власть оптиматов (власть нескольких выборных лиц), в)народную власть (власть всего народа). Все эти формы, по мнению Цицерона, несовершенны и при определенные обстоятельствах способны вырождаться в "дурные государства", соответственно - в тиранию, олигархию и охлократию (власть толпы). Наиболее устойчивой он считает смешанную форму государства, которая вбирает в себя лучшие черты монархии, аристократии и демократии. Примером такой формы Цицерон называет Римскую республику: монархически начала в ней представлены властью консулов, аристократические - властью сената, демократические - народным собранием и властью трибунов.

Вклад Цицерона в сокровищницу политической науки состоит в сле­дующем:

-его взгляды стали промежуточным звеном, соединившим греческую политическую культуру с римской;

-сформулировал юридическое определение понятия государства как объединение множества людей, связанных правом и общностью интересов;

-определил цель государства - охрана имущественных интересов граждан;

-обосновал принцип формального (юридического) равенства: под действие закона должны подпадать все;

-предложил развернутое определение естественного права: в основе права лежит присущая природе справедливость; истинный закон - это разумное положение, соответствующее природе;

-дал определение закона, как "правила разумного, соответствующего природе, распространяющегося на всех людей, правила постоянного, вечного, кото­рое призывает к исполнению долга";

-поднял вопрос об обязанностях гражданина, а также о качествах истинно го государственного деятеля.

Своеобразием отличается развитие политической мысли в средние века (VI-XIII вв.н.э.). Начиная с I века н.э. получает широкое распространение в Европе христианство, возникшее в недрах Римской империи на­кануне ее крушения. Это учение доминировало в политической мысли евро­пейцев более I тысячи лет. Его влияние оценивается двойственно. С одной стороны, христианская идеология вытеснила античные рационалистические взгляды из сознания людей, заменив их мистической религиозной мифологией, утверждавшей, что всякая власть от бога, мир возник из ничего, государство - плод человеческих грехов. С другой стороны, христианство выдвинуло ряд новых идей, в том числе этических теорий. Усиление влияния христианства способствовало отделению духовной жизни от мирской, некоторому ослаблению духовной несвободы личности в том смысле, что личность перестала быть пленником государственной власти во всем. У человека даже появились права: в частности, церковь даровала ему право на бессмертие.

Была создана мощная негосударственная организация верующих, которая имела свои собственные интересы и идеологические принципы. Христианство в известной мере помогло гуманизации полити­ческой мысли, повышению нравственной ответственности членов общества, первую очередь церковной пастве. Призывы к милосердию, любви к ближнему, справедливости, братским отношениям между народами, уважению к труду, были свойственны христианским проповедям. В этом несомненно состояла положительная сторона христианских учений, хотя ее нельзя преувеличи­вать, так как практика церкви нередко расходилась с провозглашаемыми ею идеалами. В христианской среде встречались и нетерпимость к инакомыс­лию, и корысть, и беспринципность, и жестокость, и пренебрежение к мирским

делам.

Среди выдающихся христианских мыслителей следует назвать Августина Блаженного (354-430 гг.), Фому Аквинского (1226-1243), Марсилия Падуанского (1280 -1343).

Аврелий Августин (позднее названный за заслуги перед цер­ковью Блаженным) – крупный религиозный мыслитель поздней античности. В главном своем труде "О граде Божьем" он развивает христианскую концепцию истории человечества. Необходимость власти, закона, принуждения он выводит из греховности человека. Он отмечает слабость человека, его испорченность и утверждает, что божественный порядок единственное - спа­сение, благодать, высший авторитет для людей. Августин естественное право трактует как акт божественной воли. Он противопоставляет государство и церковь, считая, что государство -это царство греха, средоточие эгоизма, источник войн и конфликтов. Христианская церковь - град Божий. Она осно­вана на беззаветной любви человека к Богу. Прослеживая эволюцию челове­чества, Августин смысл истории видит в победе христианства во всемир­ном масштабе.

Видным представителем христианской (католической) идеологии был Фома Аквинский, автор произведений "Сумма, теологии","О правлении госу­дарей", комментариев к трудам Аристотеля "Политика" и «Этика» один из столпов схоластики, - учения, использующего рационалистический, формально логический подход, античное наследие с целью доказательства иррациональ­ных истин. Коренная идея учения -идея божественного создания мира, обоже­ствления власти. В центре мироздания находится божественное провидение - вечный закон, в целом недоступный человеку. Разуму человека подвластны естественный, человеческий и божественный (содержащиеся в Библии) законы, вводящие человека в орбиту действия вечного закона. Ставя на первое место религиозную нравственность, Ф. Аквинский завершил систему идео­логического обоснования приоритета церкви. Но признавая государство продуктом божественной воли, Ф. Аквинский связывает его дальнейшее суще­ствование с естественным законом, с деятельностью разума людей. Цель го­сударства он видит в общем благе, создании необходимых условий для достойной жизни человека.

М. Падуанский в своем основном сочинении "Защитник мира" допускает критические высказывания в адрес католической церкви. Он пред­лагает свести ее деятельность к руководству духовной жизнью людей и не вмешиваться в мирские дела. Церковь служит высшей цели, определяемой Богом, её задача учить и увещевать людей. Судить, миловать, управлять - не её задача.

Государство, по мнению М.Падуанского, естественным образом вырастает из семьи, рода, племени. Оно основано на их согласии, вытекающим из общности интересов. Люди испытывают действие двух видов законов: божественного и человеческого. Согласно первому, бог дает оценку пребывания человека на земле и в зависимости от неё определяется его место в загробном мире. Второй закон должен приниматься народом и быть нацелен на достижение общего блага, укрепление власти, и выполнение её указаний. Ряд идей М.Падуанского опередил свое время. В частности, идея принадлежности народу законодательной власти, выборности народом исполнительной власти, подзаконности деятельности правительства. М.Падуанский отрицал правомерность цер­ковного суда, выдвигал требование свободы совести, вы ступал за реформу церкви.

В целом в средние века наблюдался определенный спад в истории политических учений по сравнению с периодом античности. Политическое мышление приобрело догматический характер. Политика, как и философия, превра­тилась в служанку богословия. Содержание учений было ориентировано на каноны священного писания. В общественном сознании главной была проблема соотношения церкви и государства, религиозной и светской идеологии. Идеи свободы и равенства людей чаще всего получали свое воплощение в еретических движениях и в отдельных радикальных теориях.

Начиная с XIII в. западный мир понемногу начинает расставаться со средневековьем. Формируются общественные силы, выступающие про­тив феодальных порядков и его идеологической опоры – религии. XV-XVI вв. – это время политических, религиозных, культурных перемен. Преодолевается феодальная раздробленность, складываются централизованные национальные государства, преодолевается духовная монополия папства, католицизма, начинается движение гуманизма - стремление передовых ученых, философов, политиков отойти от церковно-схоластических взглядов, учений отцов церкви к светским наукам и образованию. Вновь популярными становятся учение первоначального христианства и античная духовная культура. В науке повышеный интерес вызывает рационалистический подход к изучению различных яв­лений, эмпирические методы познания. Объектом изучения все больше стано­вится человек со всем многообразием его социальных связей. Человеческая при­рода все реже толкуется как исчадие зла и греховности и все чаще исследуется психология и мораль людей. Так возникает Ренессанс (Возрождение) -исторический период перехода от средневековья к новому времени. Его отличительные черты: светский характер общественно-политической мысли, гумани­стическое мировоззрение, обращение к духовному наследию античности, отрицание схоластики и аскетизма. Труды деятелей эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Ж.Боден, Т.Мор и др.) и проходившей в это же время Реформации (М.Лютер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин) – антифеодальное и антикатолицистское общественное движение – способствовали разрушению религиозного мышления и подготовили духовно-нравственную и политико-правовую почву для буржуазных революций XVII-XVIII вв.


II


Значительного подъема достигает развитие политической мысли в Новое время. Так называется период всемирной истории от ранних буржуазных рево­люций (нидерландской и английской) XVII в. до начала XX в. В его рамках произошел переход от традиционного аграрного общества к более совершен­ному - индустриальному обществу. В это время преодолевается феодальный ук­лад жизни, коренным образом меняется характер социально-политических отношений. Общество становится более открытым, индивиды получают больше сво­боды в выборе формы собственности, занятий, местожительства, вероисповедания. Создается гражданское общество. Отменяются сословные привилегии. Натуральное хозяйство разрушается. Укореняется рыночная система. Разви­вается конкуренция во всех сферах общественной жизни и конкурентная среда. Место феодалов-землевладельцев занимают новые хозяева жизни: промышленники, торговцы, финансисты. Политически правящим классом становится буржуазия. Становление капитализма - не одномоментный акт. Оно заняло не менее 300 лет. Западная Европа стала лидером этого процесса.

Политические теории Нового времени были мощным орудием крушения феодализма и установления политической власти молодой буржуазии. Идеоло­ги. Нового времени использовали свой талант для доказательства неразумно­сти феодальных порядков и учреждений, и, напротив, старались обосновать справедливость, и разумность притязаний буржуазии на лидерство в обществе.

Классическим выражением нового мировоззрения стала теория естественного права. Она доказывает естественный характер обладания человеком прав и свобод, вытекающий из его природы и независимый от социальных условий. Антифеодальная направленность этой теории состояла в том, что все люди признавались равными от природы. Законы природы определяют положения естественного права, которому должны соответствовать нормы человеческого, волеустановленного права. Родоначальником этой теории является нидерланд­ский мыслитель Г. Гроций (1583-1645), автор широко известного трактата "О праве войны и мира. Три книги". Источником естественного права он наз­вал разум. Предписания естественного права это есть требования разума. Они противопоставляются нормам волеустановленного, т.е существующего феодального права. Естественному праву должно соответствовать и божественное волеустановленное право, то есть религиозные предписания. Г.Гроцию принадлежит также идеи договорного происхождения государства.

Он полагал, что был догосударственный период «естественного состояния», но с появлением частной собственности, неравенства возникла потребность отвести угрозу жизни и безопасности человека. Разум привел людей к пониманию необходимости заключения договора между собой, по которому они передали в пользу особой организации-государства-часть своих прав в обмен на гарантии с его стороны охранять собственность и безопасность людей. Государство Г.Гроций определял как "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы".

Среди творческих достижений Нового времени выделяются учения английских мыслителей Томаса Гоббса (1588-1679) и Джона Локка (1632-1704). С их именами связан государственно-правовой подход к исследованию вопросов политики, создание политико-юридической доктрины.

Т.Гоббс в своих сочинениях "О гражданине", «Левиафан» затрагивает вопросы естественного состояния (состояние «войны всех против всех»), раскрывает смысл естественных законов (предписаний разума), характеризует процесс образования государства («смертного бога», «великого Левиафана»), которому люди обязаны сохранением и защитой жизни. Он подчеркивает, что только с установлением государства, путем взаимной договоренности между собой, естественные (моральные) законы становятся действительными (гражданскими) законами, потому что власть суверена обязывает людей повиноваться им. Т.Гоббс определяет полномочия и обязанности суверена (государства) а также называет его единственное ограничение - соблюдать естественные законы, в противном случае будет совершён грех перед Богом. Он упоминает о неотчуждаемых правах человека, которые касаются его личного самосохранения и защиты, право на сопротивление тем, кто посягает на его жизнь и здоровье, кто хочет его лишить свободы. Т.Гоббс трактует свободу как право делать все то, что запрещено законом. Последний он уподобляет изгороди вдоль дороги или берегам реки: помогать выбору правильного направления, а не становиться не­преодолимым препятствием: «Там, где суверен не предписал никаких правил, подданный свободен делать или не делать согласно своему собствен­ному усмотрению». Хотя Т.Гоббс выступал за абсолютизм государственной власти, отдавая предпочтение неограниченной монархии, в его учении нет признаков симпатии тоталитаризму. Избранный им политико-правовой идеал – это гражданское общество, охраняемое авторитарной властью. Он не был апологетом сословного неравенства, жесткой регламентации социальной жизни, религиозного диктата. Скорей выступал за равную для всех справедливость по принципу: "нельзя отнимать ни у кого того, что ему принадлежит»; за равный для всех суд с участием присяжных; за обеспечение всех судебной защитой; за соразмерность наказания преступлению. Это уже было новое мыш­ление.

Другим крупным мыслителем XVII в. был Джон Локк, находивший понимание и поддержку в обществе у многих современников, как основатель либерализма и успешный исследователь.

В философии он разработал эмпирическую теорию познания, в юриспруденции развил концепцию естественного права и теорию общественного договора, в педагогике открыл решающее влияние среды на воспитание. Что касается политической науки, то и здесь его вклад неоспорим и включает в себя: идею верховенства власти народа, концепцию разделения властей и их баланса, идеи о неотчуждаемых правах личности и законно­сти восстания народа против тирании. Главное политическое произведение Дж.Локка – «Два трактата о государственном правлении». В нем дана критика теологически-патриархальной теории происхождения государства Р.Филмера и изложена собственная концепция естественного права, общественного договора, разграничения государства и общества, законности, трудовой соб­ственности, разделения властей. Он критикует концепцию абсолютной влас­ти государства Т.Гоббса, его трактовку естественного состояния как вой­ны всех против всех. Последнее, по мнению Локка, это общество равных, жи­вущих по закону природы, который содержится в здравом разуме и правиль­ном мышлении. Кроме разума, имеется еще одно природное качество человека - его воля. В естественном состоянии люди обладают неотчуждаемыми правами, которые никому нельзя передавать, а также некоторыми вторичными (отчуждаемыми) правами. Всякая власть и всякое право являются взаимными и не должны перевешивать друг друга. Человек никому не должен уступать право на свое имущество, свою свободу и равенство, даже образуемому государству. По договору оно должно получить ровно столько власти, сколько необходи­мо для сохранения жизни, свободы, здоровья людей и охраны их собственно­сти: земли, жилища, утвари.

Государство необходимо для соблюдения естественных прав. Оно призвано: «создавать законы для регулирования и сохранения собственности и применять силу сообщества для исполнения законов и для защиты государства от нападения извне - и все это только ради общего блага».

Государство выступает и гарантом справедливости, то есть формулирует и реализует санкцию за преступление и тем самым восстанавливает справедливость с помощью общепризнанного закона. Одновременно пре­ступивший закон защищается от самосуда. Закон только тогда отвечает сво­ему высокому статусу, когда с ним согласно общество, когда он «печется» об общем благе. Законы должны быть постоянны, известны народу. Все должны подпадать под их действие.

Среди естественных прав Локк выделяет три: право на жизнь, свободу, собственность. Позднее они будут повторены в основополагающих документах Великой французской и американской революций.

Суверенитет народа Локк ставит выше суверенитета государства. Он

ратует за режим законности и предлагает уравновесить власть, вложив отдельные функции государственной власти в разные руки. Законодательную власть он видит в качестве верховной, против которой не может применяться сила. Покушение на нее расценивается как преступление против народа. Идеи Локка котируются как эталон либерализма.

В XVIII в. мировая политическая мысль была обогащена учениями просветителей, которые своими сочинениями идейно подготовили великие революции XVIII в. они выступали против основ феодального строя, за политическую свободу, гражданское равенство, осуждали невежество, религиозный фанатизм, подчеркивали решающую роль разума и науки в прогрессе человечества и стремились утвердить на земле «царство разума» - гармонию интересов личности и общества.

Среди просветителей особенно выделялись энциклопедисты - французские мыслители, участвовавшие в создании уникального издания – «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751-1780 гг., 35 томов). Организаторами и редакторами этого издания были Дени Дидро (писатель, философ), Жан Лерон Д΄Аламбер (математик, механик, философ). Авторами статей был весь цвет французской культуры, в том числе Вольтер, Монтескье, Руссо, Гольбах, Гельвеций, Бюффон, Фонтенель, Кенэ и др. Это была первая научная энциклопедия Нового времени, включившая в свое содержание итоги первой научной революции в истории человечества, произошедший во второй половине XVII-XVIII вв.

Один из этой плеяды – Шарль Монтескье (1689-1755гг.) - правовед, философ, историк, писатель. Как и Дж.Локк он известен разработкой теории разделения властей, направленной против деспотии и произвола власти, гарантом политической свободы и других прав граждан. Он был одним из зачинателей сравнительно-исторического метода изучения истории, что было им продемонстрировано в произведениях «Размышления о причинах величия и падения римлян» и «Персидские письма». В своем главном труде «О духе законов» Монтескье раскрывает закономерности развития государства и права. Государство, по его мнению, возникает в связи с потребностью людей жить вместе. Но вследствие возникновения неравенства между ними начинаются вражда и войны. Один из путей преодоления подобного состояния - использование закона как сдерживающего средства. Существуют политические законы, регулирующие отношения между правителями и управляемыми и гражданские, определяющие отношения всех граждан между собой. Монтескье различает три формы правления - республиканскую, монархическую и деспоти­ческую. Каждой форме правления (природе правления) соответствуют свои за­коны, определяющие, кому будет принадлежать власть - одному лицу, группе лиц, части народа, всему народу. Законы вытекают не только из природы правления, но и из принципа правления, то есть режима функционирования. В де­мократии, помимо законов действует добродетель, которая уравнивает знать с народом и это является основой республики. Монархия отдает предпочтение принципу чести. Деспотия опирается на страх: в добродетели она не нуждается, а честь считает для себя опасной. Политическая свобода возможна только при умеренном правлении. А чтобы его создать надо научиться комбинировать властью, уравновешивать ее отдельные направления, взаимно сдерживать, не допускать злоупотреблений, действовать по закону. Свобода и есть право делать все, что дозволено законами. Монтескье утверждает, что на общий дух, нравы и законы действуют физически и моральные причины. Главную роль среди физических причин играет географический фактор. Среди моральных причин названы религия, нравственные ценности, обычаи, принципы политического строя. Монтескье обнаруживает связь между величиной государства и формой правления: республике соответствуют небольшие государств, монархии – государства средней величины, деспотии – обширные страны. Политический идеал Монтескье – конституционная монархия, сочетающая лучшие черты монархии (в исполнительной власти), аристократии (в верхней палате парламента и верховном суде) и демократии (в нижней палате парламента).

Наследие Монтескье - классическое: каждый новый век открывает в его тру­дах что-то новое.

Широкую известность в XVIII веке и вообще в истории политической мысли приобрел оригинальный мыслитель эпохи, выдающийся философ и литератор Жан-Жак Руссо (1712 -1778).Он решительно выступал против социального неравенства, деспотизма монархической власти во Франции. Свои политические взгляды он высказал в таких произведениях как: "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми", "О политической экономии", "Об общественном договоре, или Принципы политического права". Руссо –автор концепции народного суверенитета. Таковым он считает неограниченную власть над всеми членами общества, направляемую общей во­лей. Суверенитет народа неотчуждаем и неделим. В этой связи Руссо признает только непосредственную форму народной власти и отрицает представительную, равно как и принцип разделения властей, хотя и согласен с разграничением компетенции государственных органов. Руссо положительно относится к таким формам правления, как демократия, аристократия и монархия. Но во всех них суверенитет и законодательная власть долж­ны, по его мнению, принадлежать народу. Всякое правление посредством за­кона он считает республиканским, так как в условиях народовластия даже монархия считается республикой, ибо в ней полномочия монарха сведены к обязанностям главы кабинета. Члены правительства (магистраты) - назначаемые должностные лица. С ними народ не заключает никакого договора, они – «служители суверена». Руссо не допускает мысли, о том, что суверен может нанести ущерб отдельным лицам; "подданные не нуждаются в гарантии против суверенной власти, ибо невозможно предположить, чтобы организм захотел вредить своим членам".

Отношение к частной собственности у Руссо неоднозначное. С одной стороны, он связывает с ней появление неограниченной власти и неравенства, правда видит зло не столько в самой собственности, сколько в её неправильном распределении. С другой стороны, он предлагает ее сохранение с относительным выравниванием материального положения граждан. Ограничение собственности обеспечит необходимый достаток для всех. Учение Руссо о принципах организации государства явилось одним из идейных источников якобинского этапа Великом французской революции.

Большой вклад в пропаганду и реализацию положений, естественно-правовой теории внесли американские мыслители и государственные деятели: Б.Франклин, Т.Пейн, Т.Джефферсон, Д.Адамс, Дж.Мэдисон (последние трое избирались президентами США), А.Гамильтон (занимал пост министра финансов в Администрации первого президента США Дж.Вашингтона), Д.Джей (являлся председателем Верховного суда США). Ими разработаны важнейшие документы, определившие суверенитет и государственный строй бывших английских колоний в Северной Америке. К таким документам относятся: "Декларация независимости США» (1776), Конституция США (1787) «Билль о правах» (1791). При их разработке они использовали концепции, западноевропейских мыслителей: Локка, Монтескье, Беккариа, и других. А главное – конкретизировали их применительно к американским реалиям в конституционных установлениях. Все это происходило в условиях войны за независимость с метрополией и внутренней борьбы либерально-демократических и умеренно-консервативных сил. К демократическому крылу принадлежали Б.Франклин, Т.Пейн, Т.Джефферсон. Их идеи в большей степени разделяли простые колонисты, и они легли в основу декларации независимости США, носившей прогрессивный характер. В преамбуле декларации говорилось: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью».

Автором этого документа является Томас Джефферсон (1743-1826)- лидер и идеолог демократического направления в американской революции. Его политические взгляды нашли отражение не только в «Декларации независимости», но и в других работах: "Статут об установлении религиозной свободы в штате Виргиния», « Общий обзор прав Британской Америки», «Заметки о штате Виргиния», «Автобиография». Это был энциклопедист, впитавший идеи европейских, мыслителей и хорошо знавший исторический опыт американских колоний. В частности, Джефферсон разделял взгляды Руссо о народном сувере­нитете и прямой демократии. Он - сознательный борец против тирании, которую понимал очень широко, а именно как борьбу против всего, что мешает чело­веку жить в соответствии со своим разумом и чувствами. Этические цен­ности у него сливались с политическими целями. Войну за независимость он считал средством построения добродетельной республики.

Джефферсон создал оригинальную концепцию демократического правления. Ключевым понятием в ней является суверенитет народа, который он по­нимает как способ построения государства, когда людям доверено управлять самими собой и не иметь над собой хозяина. Право на самоправление он от­носит к фундаментальным естественным правам человека. Для его реализации необходимо использовать закон большинства, то есть принимать решения по большинству голосов. Будучи реалистом, Джефферсон полагал, что любая власть имеет тенденцию к узурпации, концентрации, подавлению, коррупции, а в конечном счете - к тирании. Для предотвращения этого нужно предпринять ряд мер:

-разделение властей для сдерживания и уравновешивания отдельных институтов, чему будет способствовать и федеративное строение государства;

-постоянный контроль за правительством со стороны народа, особенно за расходованием бюджетных средств: "народ должен постоянно держать свою руку на общественном кошельке";

-за народом всегда должно оставаться право на восстание ,если другие средства против тиранической власти будут исчерпаны;

-средством против загнивания власти должны стать выборы, свободные от различных цензов, прежде всего имущественного, чему способствует расши­рение избирательного права;

-главное средство демократизации – непосредственное участие народа в политическом управ­лении, в деятельности всех трех видов власти.

Джефферсон считал, что свободное общество нуждается в развитии поли­тической культуры народа, которую можно поднять как через систему образования и воспитания, так и посредством политического участия.

Поскольку Джефферсон считал прямую демократию основой жизни обще­ства, постольку он активно выступал за всемерное развитие местного само­управления. Для формирования самоуправления он предлагал в структуре го­сударства выделить специальную единицу -относительно самостоятельные местные округа (малые республики). В их ведении должны находиться: забота о дорогах, начальном образовании, выборах, назначении присяжных заседате­лей, о неимущих и т.п. В пределах округов правит основная масса граждан, которая использует при принятии решений принцип большинства.

Джефферсон разработал такую схему управления государством: а)общая федеративная республика, б)республика штата, в)окружные респуб­лики, занятые делами округа, г)районные республики для более мелких, но важных местных вопросов. Таким образом, в концепции Джефферсона прямая демократия на местном уровне дополняется на федеральном уровне предста­вительной демократией, построенной на основе регулярных выборов зако­нодательных органов и должностных лиц на основе всеобщего избирательного права, избрании представителей исполнительной власти, судей, присяжных и шерифов (полицейских начальников), гласности и контроля народа над властью всех уровней. Цель проекта - придание конституции республиканского харак­тера, улучшение управления, поддержка надежд и чаяний народа.

Среди «отцов-основателей» США имелось умеренно-консервативное крыло. Они принимали активное участие в разработке федеральной конституции, были поборниками её принятия, последовательными защитниками государственного союза американских штатов в виде единой федеративной республики. Поэтому их называли федералистами (по названию сборника ста­тей, в котором они выразили свои политические идеалы и устремления). По сути это была политическая партия, выражавшая интересы крупной торгово-промьшленной и финансовой буржуазии и части плантаторов-рабовладельцев. Своей задачей федералисты ставили усиление роли Федерального правительства США. Наибольшую известность и авторитет среди федералистов приобрели А.Гамильтон (1757-1804), Дж.Мэдисон (1751-1836), Дж.Адамс (1735-1826). Гамильтон, по профессии юрист, лидер направления, автор 51 статьи в «Федералисте». Настойчиво проводил линию на соз­дание сильного централизованного государства с республиканской формой правления. Опроверг взгляды о невозможности этой формы правления на большой территории. Выступал сначала за конфедеративное устройство молодого государства, потом - за федерацию. В качестве центральной фигуры в государственном механизме видел президента, как главу исполнительной власти с широкими полномочиями, включая контроль парламента. Средством против злоупотреблений власти счи­тал независимый суд. Многие инициативы Гамильтона вошли в конституцию, в которой, по его мнению, народ оставлял за собой все права и привилегии, не деля их ни с кем.

Дж. Мэдисон вошел в историю США как «главный архитектор» конституции. Его литературное наследие весьма значительно, но изложено преимущественно в письмах. Мэдисон внес значительный вклад в разработку теории республики, федерализма. Он обосновал также приоритет представительной де­мократии перед прямой и необходимость ограничения полномочий представительных органов и должностных лиц определенными сроками. Он заметно проявил себя в разработке механизма сдержек и противовесов, предложив в этих целях разделение парламента на две палаты: верхней отводил роль противовеса нижней, а Верховному суду - роль главного конституционного контролера. Мэдисон определил республику как правление, при котором власть исходит прямо или косвенно от всей массы народа, а осуществляется отдельными лицами в течение определенного времени по взаимному согласию. В этом случае цель республиканского правления совпадает с це­лями гражданского общества.

Дж.Адамс как теоретик занимался проблемой конституционализма. Опуб­ликовал трактат "Мысли, о правительстве", " Проект Массачусетской кон­ституции", трехтомный труд "В защиту конституций правительственной вла­сти в США". В них он изложил концепцию разделения, обособления, сдержива­ния и взаимного уравновешивания различных ветвей власти с сохранением при этом государственного единства. Идеалом власти считал смешанную форму с соблюдением трехэлементного баланса власти: монархическая власть -президент, аристократическая - сенат, демократическая -палата представителей. В фигуре Президента видел посредника между аристокра­тией и народом и защитника народа от аристократии, своеобразный противо­вес крайностям демократий и аристократии, гаранта общественного спокойствия.

Между двумя направлениями – либеральным и консервативным - были и сходство, и различия. Сходство в том, что оба они вышли из философии европейского Просвещения, оба использовали доктрину естественных прав человека и общественного договора. Различия состояли в их интерпретации.

Демократы возвеличивали политические, духовные права; консерваторы - право частной собственности. Демократы доказывали, что Америка должна быть страной среднего класса и задача государства - создание и под­держание его. Консерваторы считали естественным и неустранимым имуще­ственное неравенство и контрасты. Демократы отдавали предпочтение прямой демократии, которая призвана "подправлять" представительные органы.

Консерваторы настаивали на том, чтобы вся полнота власти была отдана политической элите и одобряли только представительную демократию. При всем при этом обе идеологии были классово однородными, гибкими. Они сумели нейтрализовать крайние,. радикальные идеологические доктрины, они сумели соли - даризироваться на почве республиканизма, принципа разделения властей, приоритета индивида и гражданского общества по отношению к государству.

Итак, главное содержание западной политической мысли XVII-XVIII вв. составляли концепции естественных прав человека, общественного договора, разделения властей. В XIX в. появляются новые учения и теории. Наиболь­шую популярность приобрел либерализм. В политическом плане утверждает политическую свободу, уважение прав человека, выборность и сменяемость органов законодательной власти, свободу оппози­ции, демократизм, парламентаризм, всеобщее избирательное право. В экономическом отношении провозглашается невмешательство государства в экономическую сферу, полную свободу предпринимательства, рыночных отношений по принципу: «не мешай делать, пусть все идет своим ходом». Наиболее известными разработчиками учения либерализма считаются А. Смит, Дж.Локк, И.Бентам, Дж.С.Милль, Б.Констан, А.Токвиль.

Другим известным учением XIX в. является консерватизм, выступавший против каких-либо политических перемен, перестройки, общественных отношений. Для консерваторов святым является принцип авторитета, а не разума. Источником авторитета является Бог как носитель верховной суверен­ной власти. Консерватизм связывает авторитет с традиционализмом. Самый тяжкий грех всех революций он видит в разрушении ими традиций. Важной чертой консерватизма является пессимизм, неверие в будущее, тоска по прошлому. В XIX в. консерваторы сожалели о феодальных нормах и ценно­стях, с подозрением откосились к идеалам и новшествам буржуазии и ее духовных вождей. Консерватизм всегда развивается на религиозной базе и подчинение разума вере он считает вполне логичным положительным явлением, поскольку разум оживляет в человеке вредные наклонности. К клас­сикам консерватизма можно отнести Э.Берка, Ж.де Местра, Л.де Бональда.

В 40-х годах XIX в. В Европе возникает анархизм как отражение протеста мелкой буржуазии, разоряемой крупным капиталом. Характерными чертами анархистского учения являются:

-отрицание государства как аппарата насилия и эксплуатации,

-замена государства федерацией самоуправляющихся коммун (общин), образуемых на добровольной основе с правом свободного выхода из союза,

-абсолютизация свободы личности, которая обладает автономией в рамках общины, подобно той, которой обладает община в федерации,

-отрицание каких-либо форм политического участия - партий, выборов, агитации и др., полная аполитичность.

Видные представители анархизма в Западной Европе – М.Штирнер, П.-Ж. Прудон, в России - М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин.

В середине Х1Х в. сложился как самостоятельная доктрина научный социализм К.Маркса и Ф.Энгельса. Теоретическими источниками их учения яви­лись немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Фейербах и др.), английская политическая экономия (Смит, Рикардо), французский утопический социализм (Сен-Симон, Фурье, англ. Оуэн), а также достижения естественных наук. Научной новизной отличалось их материалистическое понимание истории, согласно которому производственные, экономические отношении людей опре­деляют все другие отношения - политические, социальные, духовные, а диалек­тика развития общественного производства неизбежно ведет к революционной замене капитализма и становлению социализма и коммунизма. Теме ре­волюционного переустройства капиталистического общества посвящено множество работ Маркса и Энгельса, но первым программным произведением явился "Манифест Коммунистической партии (1848 г.). В нем разработана программа действий пролетариата как могильщика буржуазии и созидателя нового общества (идея диктатуры пролетариата).

Маркс и Энгельс осуществляют историко-материалистический подход к политике, государству и праву. В работе "К критике политической экономии. Предисловие'' представлена концепция экономического базиса и политико-правовой надстройки. Базис - это совокупность производственных отношений, в которые люди вступают в процессе производства, независимо от их воли. Надстройка – это совокупность социальных институтов и форм сознания, включающая государство, политику, право, мораль, религию, которые внешне самостоятельны, а внутренне зависимы от базиса. Реальный базис является первичным и определяющим моментом для политической и юридической надстройки. Это не отменяет идеи относительной самостоятельности и актив­ности самой надстройки, особенно государства и права.

В работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» проведен научный анализ образования государства. Здесь названы экономические предпосылки перехода людей от родовой организации к государственной (три крупных общественных разделения труда: выделение пастушеских племен из общей массы варваров, отделение ремесла от земледелия, появление в обществе купцов); признаки государства (территориальное деление подданных государства, наличие публичной власти, налогов и законов) назначение и судьба государства. Институт государства исследуется и в других работах: «Анти-Дюринг», «Классовая борьба во Франции», «Критика Готской программы», «Капитал». Историческая миссия государства состоит в удовлетворении общих интересов сложившихся групп населения, защите их от внешних врагов, а также в охране условий существований и господства правящего класса против класса угне­тенного.

Учение Маркса и Энгельса теоретически необозримо. Фактически нет такой области политического и социально-гуманитарного знания, которая не вызвала бы научного интереса у его авторов и была бы оставлена без их отклика и оценок.

Но сам Маркс в письме своему другу И.Вейдемейеру дал такую оценку собственному вкладу в теорию общественного развития, выделив самое главное: "То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1)что суще­ствование классов связано лишь с определенными историческими фазами раз­вития производства, 2)что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3)что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничто­жению всяких классов и к обществу без классов".

Разумеется, не все их выводы и прогнозы оправдались. Но вклад Маркса и Энгельса в раз­витие политической мысли, особенно в методологию политического анализа не вызывает сомнения в научном сообществе.

Итак, Новое время - длительная полоса исторического развития человечества, распадающаяся, как минимум, на три этапа восхождения от низшей к высшей стадии своей эволюции: 1) период утверждения новой общественно-экономической формации, перехода от аграрной цивилизации к индустриальной, рыночным отношениям; 2)период полной победы капитализма в Европе и Северной Америке и начала создания колониальных империй; 3)период империализма, социалистических революций, противосостаяния двух систем, краха колониальной системы, трансформации капитализма, кризиса «реального социализма».

В Новое время меняется парадигма (модель, образец) теоретического истолкования политических явлений. Новыми становятся цели, методы, угол зрения на предмет исследования. На смену теологической парадигме (в её основе сверхъестественная трактовка политики, религиозно-мифологическое мировоззрение) и натуралистической (в основу положено влияние на политику врожденных) природных (качеств человека, а также географической среды), приходит юридическая парадигма. В ее основе рационалистический подход к политике. Власть связывается с идеей права и закона. Господствует принцип формального равенства, законности, правопорядка. Рождаются класси­ческие идеологии: либерализм, консерватизм, социализм (коммунизм). В конце эпохи появляется социальная парадигма, объясняющая содержание и природу политики, экономикой, культурой, идеологией, социальными интересами классов, их ценностями.


III


Отечественная политическая мысль рождается вслед за возникновением русской государственности, принятием христианства, распространением письменности. Первым политическим трактатом на Руси является «Слово о Законе и Благодати» киевского митрополита Иллариона. Другими ранними памятниками считаются «Русская Правда», «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Моление Даниила Заточника», «Слово о полку Игореве» и др.

В научной литературе ныне существует периодизация исторической мысли России, хотя единый подход к ней отсутствует. Используем наиболее известный.



следующая страница >>