bigpo.ru
добавить свой файл
1
Ответы к заочной олимпиаде по литературе

7-8 классы


1. Дайте определение песни. Вставьте пропущенные слова в известные русские песни. Укажите названия песни и фамилии авторов стихотворного текста:


ПЕСНЯ - 1. Небольшое поэтическое произведение, предназначенное для пения. 2. Жанр лирической или эпической народной поэзии. Происхождение песни связано с древними обрядами и ритуалами. Бытуют эпические и лирические песни. Лирические песни являются своеобразной формой самовыражения народа, передают его эмоции, чувства, переживания. Эпические песни относятся к эпическим жанрам литературы: в них есть сюжет и, как правило, описываются значимые для народа события (победа, подвиги героев и т. п.). Различаются народные (бытовые, свадебные, застольные, солдатские, бурлацкие и т. д.) и авторские песни (песни Р. Бернса, П.-Ж. Беранже, А.А. Дельвига, А.В. Кольцова и др.) (2 балла).

а).Б. Ахмадуллина «А на последок я скажу...» (1 балл);

б). Р. Киплинг «А цыган идет...» (1 балл);

в)К. Ваншенкин «Вальс расставания» (1 балл);

г).Б. Окуджава «Виноградная косточка» (1 балл);

д) М. Исаковский «В лесу прифронтовом» (1 балл);

е). Е. Юрьев «В лунном сиянье...» (1 балл);

ж) В. Чуевский «Гори, гори, моя звезда...» (1 балл);

з). М. Матусовский «На безымянной высоте» (1 балл).


^ 2. Объясните значение высказываний русских поэтов и писателей о творчестве. Укажите ситуации, в которой мы можем их употреблять (по 2 балла за каждый правильный ответ):


а) «Живи как пишешь, и пиши как живешь: иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы.» (К.Н. Батюшков);

б) «Ничтожный для времён, я вечен для себя.» (Е.А. Баратынский);

в) «Изображать одно хорошее, светлое, отрадное в человеческой природе — значит скрадывать правду... Света без теней изобразить нельзя.» (И.А. Гончаров);

г) «В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге.» (М.Ю. Лермонтов);

д) «Те, кто пишут темно, либо невольно выдают свое невежество, либо намеренно худо скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.» (М.В. Ломоносов).



^ 3. Дайте характеристику следующим мифологическим персонажам (по 2 балла за каждый правильный ответ):


Купала - летний бог, бог влаги (росы), "Густинская летопись". Получил необычное распространение у восточных славян, в ночь на Ивану Купалу идет соединение огня и воды (с обязательным появлением животворящего пара и кипятка) и творятся чудеса. В дополнении к разделу приводятся некоторые песни празднества.

Коляда - сезонный бог, бог праздничный.("О идолах Владимировых" ППЯ). Каледа, сын Златой Майи - ("Славянския веда" Веркович II, 1-5 и I,1-37). Диаметрально противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот. Прибытие света. Умирание старого, приход сильного-молодого. Связан с культом Велеса и шаманизмом. Идет ритуальная смена пола и оборотничество, переодевание в лютого зверя - бера, тура и т.д. Возможно, Коляда - сын Даждьбога, мужа Златой Майи, бога света. В таком случае и Купалу надо признать либо сыном, либо ипостасью Даждьбога.


Лихо - особый разговор должен идти о Лихе, одноногом и одноглазом, которое может быть и весьма древним самостоятельным божеством и ипостасью некоего древнего божества, отметим лишь, что Луг обходит войска богов Дану, прикрыв один глаз и поджав одну ногу. Известна карта Таро с тем же персонажем (в той же магической стойке).

Род - Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира, " Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды - и въ томъ ражаются дети... ", упомянут, например в поучениях против язычества "О вдохновении святаго духа", "Слове об Идолах", "Слово Исайи пророка", рукописи Четьи Минеи из древнерусского духовника. Возможно, как Стрибог, т.е. стрый (старый) бог-отец упомянут в "Слове о Полку Игореве" и русских летописях, а также как Бог в договоре русов Игоря с ромеями. Гельмольд сообщал: "Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости они (славяне) признают и единого бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных, другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов". Богом богов у западных славян именуют Свентовита, скорее всего это одна из главных ипостасей Рода. "Суда божия не минути" - Суд или суд - одна из ипостасей рода. Роду сопутствуют рожаницы (в "Вопросах Кирика", памятнике словесности XII века: "Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед..."), как-то связаные с судьбой, вероятно, если Рода именуют Судом, то рожаниц - судиницами.

Троян - упомянут в апокрифе "Хождение Богородицы по мукам" в ряду "Троян, Хърс, Велес, Перун", в полууставной рукописи Толстовского собрания среди "Перуна и Хорса, Дыя и Трояна", см. также "Слово и откровение святых апостолов" [А.Афанасьев. Поэтические воззерния славян на природу. т.2, -М.: Индрик, 1994, стр 642 сл.] В "Слове о Полку Игореве" упомянуты тропа Троянова, века Трояновы и земля Троянова: "О Бояне, соловию стараго времени! Абы ты сиа полкы ущекотал, скача, славию, по мыслену древу, летая умом под облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища в тропу Трояню чрес поля на горы!" "Были вечи Трояни, минула лета Ярославля; были полци Олговы, Ольга Святославличя". "Уже бо, братие, не веселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла. Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня времена". "На седьмом веце Трояни връже Всеслав жребий о девицю себе любу". В поздних сербских источниках сказано, что Троян боится солнечного света и у него козлиные уши. Возможно, один из пекельных богов, ипостасей Черного бога.

Светлоноша - богиня любви, "Mater Verborum". Светлоношами венды называли также духов, танцующих на лугах.

Поревит - пятиглавый бог добычи по Аврааму Френцелю "История народов и обычаев Верхней Лужицы" (1656-1740), "Книтлингасага".


^ 4. Кто такой Козьма Прутков и его создатели? Закончите известные афоризмы К. Пруткова:

Козьма Прутков – сатирический персонаж, созданный А.К. Толстым и братьями Жемчужниковыми, важный чиновник-бюрократ, носитель мнимой мудрости (1 балл).

- «Не все стриги, что растет» (1 балл);

- «Никто не обнимает необъятного» (1 балл);

-«Одного яйца два раза не высидишь» (1 балл);

- «Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол", не верь глазам своим» (1 балл);

- «Где начало того конца, которым оканчивается начало» (1 балл);

- «Эгоист подобен давно сидящему в колодце» (1 балл).


^ 5. Соотнесите фамилии авторов с названиями созданных ими произведений (12 баллов):


Автор

Произведение

Н.М. Карамзин

«Наталья, боярская дочь»

А.П. Чехов

«Толстый и тонкий»

И.С. Тургенев

«Хорь и Калиныч»

Н.В. Гоголь

«Старосветские помещики»

А.С. Пушкин

«Арап Петра Великого»

Н.А. Некрасов

«Русские женщины»


^ 6.Назовите авторов и произведения

а) В.Г. Короленко «Слепой музыкант» (2 балла);

б) В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» (2 балла);

в) И.С. Тургенев «Бежин луг» (2 балла);

г) А.П. Чехов «Спать хочется» (2 балла);

д) А.П. Чехов «Человек в футляре» (2 балла).


7. Теория и история литературы

а) Аллюзия (1 балл);

б) Каламбур (1 балл);

в) Дж. Свифт «Путешествие Гулливера», гуингнмы (2 балла);

г) Н.Г. Чернышевскому (1 балл).



8. Идейно-эстетический анализ художественного текста (20 баллов).


9. Напишите творческую работу на тему «Какой я себе представляю школу XXII века?» (20 баллов).


Всего: 108 баллов