bigpo.ru
добавить свой файл
1
Содержание курса

Методы социальных исследований культуры и конфликтов


РАЗДЕЛ I. Эмпирическое социологическое исследование культуры, конфликтов и консенсуса


Тема 1. Виды и методы социологического исследования культуры, конфликтов и консенсуса


Типология социологических исследований культуры, конфликтов и консенсуса. Пилотажное, дескриптивное, аналитическое, прогностическое, сравнительное изучение культурных практик, субкультур, конфликтных и внеконфликтных взаимодействий. Практика организации и планирования социологического исследования предметного поля культуры и конфликтов: нормы, ценности, установки, образцы, отношения, деятельность.

Специфика составления программы и рабочего плана социологического исследования культуры и конфликтов. Реализация основных функций программы социологического исследования: методологическая, методическая, прогнозная, организационно-технологическая. Выполнение индивидуальных заданий в процессе поэтапной подготовки исследования культуры и конфликтов: проблематизация, первичный анализ, формирование гипотез, основные понятия и логическая структура, операционализация, подготовка инструментария. Способы теоретического и эмпирического описания объекта. Концептуальная модель объекта исследования культуры, конфликтов и консенсуса.

Упражнения на закрепление методов, методик и техники сбора и обработки данных в сфере культуры, конфликтов и консенсуса. Проблема валидности и достоверности эмпирической социальной информации о нормах, ценностях, установках, образцах и действиях. Особенности формирования выборки в эмпирическом исследовании культуры, конфликтов и консенсуса.


^ Тема 2. Измерение и оценка явлений и процессов культуры и конфликтов

Система социальных и культурных показателей (индикатор): основания, разновидности, применение. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Качественные и количественные параметры объектов культуры, конфликтов и консенсуса.

Социальная статистика - основа количественного изучения культуры, конфликтов и консенсуса. Проблема соизмерения и применения социальных показателей. Количественный анализ качественных данных. Культурная дифференциация и ее измерение. Социальное измерение конфликтов и консенсуса. Формирование данных и способы измерение в социальном исследовании культуры, конфликтов и консенсуса.

Измерение социальных установок, позиций, культурных образцов, скрытого и явного конфликта, степени сплоченности и эффективности партнерства. Установки, ожидания, ориентации и характер индивидуального, группового и массового действия: социальная напряженность, сплоченность, конфликтогенность, межкультурное взаимодействие.

Специфика применения метода шкалирования в исследовании культуры, конфликтов и консенсуса. Шкала самооценки, ее конструирование и возможности использования. Шкала ранжирования, ее конструирование и возможности использования. Метод парных сравнений, его сущность, использование при измерении социальных дистанций. Шкала Терстоуна, ее конструирование и возможности использования. Шкала Богардуса, ее конструирование и возможности использования.


^ РАЗДЕЛ II. МЕТОДЫ КОЛИЧЕСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ, КОНФЛИКТОВ И КОНСЕНСУСА


Тема 3. Эффективность методов опроса в исследовании культуры, конфликтов и консенсуса

Культура, конфликты и консенсус в фокусе анкетного опроса (почтовый опрос, уличный опрос, квартирный опрос, телефонный опрос).

Границы и трудности опроса в системе сбора информации в исследований субкультур и межкультурной толерантности. Спецификация методики опросного инструментария, межкультурной коммуникации, социальных конфликтов и консенсуса.

Упражнения и задания по составлению и апробации методики изучения культурных проявлений, конфликтных и консенсуальных форм взаимоотношений: программа опроса, ее структура и функции; этапы и процедуры опроса; техника и организация проведения опроса. Разновидности метода анкетного опроса, их преимущества и недостатки. Адаптация социологической анкеты к семантике культуры и социальных коммуникаций, ее логическая и организационная структура; принципы и правила конструирования социологической анкеты. Особенности формулирования вопросов анкеты, ее композиция и оформление.

Почтовый опрос как метод изучения установок, ценностей и образцов. Эффективность почтового опроса (особенности организации и проведения; выборка, возврат анкет, стимулирование обратной связи, сопроводительные письма, вознаграждения, напоминания, сигнальные карточки). Медиа-опрос. Его специфика. Проблема выборки, уровень репрезентативности данных. Обработка информации. Создание однородных подмассивов из респондентов конкретных социально-демографических групп.

Уличный опрос, квартирный опрос, телефонный опрос. Анализ результатов исследований в Социологическом институте РАН г. С.-Петербурга. Их особенности, результативность. Автоматизированный телефонный опрос по материалам исследования «Санкт-Петербург глазами его жителей» в 2003 г.


^ Тема 4. Стандартизированное интервью

Особенности проведения стандартизированного интервью по проблематике культуры и конфликтно-консенсуальных форм отношений. Составление и уточнение гайда интервью. Направленность интервью в изучении партнерства, интенсивности и эффективности коммуникации, специфики творческой и репродуктивной деятельности, субкультур. Результаты историко-антропологических исследований культуры и личности Б.Н. Миронова.


^ Тема 5. Метод контент-анализа данных

Опыт контент-анализа рекламы в С.-Петербурге. Использование документа как источника социологической информации в области анализа культуры, проблемных и трудных ситуаций, социальных конфликтов и кризисов. Опыт классификации документов. Приемы социологического анализа содержания документальных источников. Формализованный анализ документов. Проблема языка документов. Особенности семантического анализа прессы как канала формирования ценностей, норм и образцов культуры. Общая и специальная характеристика контент-анализа СМИ. Анализ публикаций в прессе (официоз, аналитические материалы, письма и др.) как фактора формирования установок, ценностей, ориентаций, общественного мнения. Применение контент-анализа в изучении проблем искусства, образования, религии. Соотношение метода контент-анализа с другими приемами социологического анализа документов.


^ Тема 5.1. Антропометрические методы социальных исследований

Особенности антропометрии в исследовании культуры, доступа к культуре, личности как представителя субкультуры. Критерии антропометрического характера в измерении социальных и культурных процессов, социальных изменений. Гендерный аспект антропометрического измерения в этнографии, исторической социологии, социологии культуры.


^ РАЗДЕЛ III. МЕТОДЫ КАЧЕСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ, КОНФЛИКТОВ И КОНСЕНСУСА


Тема 6. Методы интервьюирования

Роль интервьюирования в изучении культуры, конфликтов и консенсуса. Особенности интервью как метода сбора социальной информации о семантике и ценностном содержании культуры, семантическом поле конфликта и партнерства. Природа и качественная специфика интервью. Преимущества и недостатки метода интервью в изучении межкультурной толерантности в большом городе (по материалам исследовательского гранта РФФИ, 2002-2003 гг.). Этапы подготовки и проведения интервью. Типы интервью. Трудности применения интервью в социологическом исследовании. Подбор, подготовка интервьюеров, организация их работы. Эффект присутствия интервьюера. Тактика и искусство интервьюера Обработка и анализ данных интервью.

Выполнение заданий на подготовку и проведение интервью: face-to-face интервью, экспертное интервью биографическое интервью, глубинное интервью, групповое интервью, метод фокус-группы, недирективный метод интервью, клиническое интервью.


^ Тема 7. Метод фокус-группы

Анализ проведенного проекта и результатов исследования (по материалам исследовательского гранта РФФИ, 2002-2003 гг.). Материалы учебного исследования 2004 г.: «Социальное пространство Санкт-Петербурга»

Понятие фокус-группы. Специфика метода фокус-группы в системе методов социологического исследования. Групповая динамика и этнографический подход как основные методологические принципы метода фокус-группы. Методика и техника проведения фокус-группы. Приемы снежного кома, видео-записи, одностороннего зеркала и др. Роль модератора (организатора дискуссии) в фокус-группе. Способы анализа данных и результатов проведения фокус-группы. Контент-анализ, анализ видеоданных. Лингвистический анализ. Метод межгрупповых сравнений. Границы применения метода фокус-группы.


^ Тема 8. Дискурсивный анализ культуры и конфликтов

Текстологический содержательный анализ. Анализ фреймов. Культурные коды и символическое содержание как предмет дискурсивного анализа. Культура, конфликты и консенсус как текст. Прочтение смыслов, анализ кодирования и декодирования.

Упражнение: дискурсивный анализ литературных и научных текстов.


^ Тема 9. Методы видеосоциологического исследования

Видеонаблюдение, видеоописание, этнографическое видеоисследование, медиа-исследование. Образ, фотография, видеоряд – специфический предмет видеосоциологии.


^ Тема 10. Методы наблюдения

Простое наблюдение, включенное наблюдение.

Методология, методика и техника метода наблюдения в социологическом исследовании. Специфика социального наблюдения. Классификация видов наблюдения, их характеристика. Процедура проведения наблюдений. Планирование и организация проведения наблюдений. Роль условий наблюдения. Выбор единиц наблюдения. Инструментарий наблюдения: дневник-инструкция наблюдателя, карточка наблюдателя. Анализ и обработка материалов наблюдения.


^ Тема 11. Стратегия исследования и исследовательский дизайн кейс-стади

Case-study – дизайн и стратегия исследования институтов культуры, конфликтных ситуаций, партнерства в организации. На материалах диссертационных исследований на заводе переработки пластмасс «Комсомольская правда», Выборгского ЦБК. Преимущества, трудности, типичные недостатки кейс-стади. Ситуационный анализ: сбор, обработка и характеристика данных. Специфика описания ситуаций протестного характера: по материалам изучения забастовочного движения, гражданского неповиновения, социальных движений.


^ Тема 12. Биографический метод в исследовании культурного развития и культурных практик

Культура мигрантов в большом городе: материалы биографического исследованиия. Специфические черты и общая характеристика применения биографического метода в изучении жизненного пути личности, коммуникативных и конфликтных типов поведения. К истории использования метода социальных науках. Особенности анализа результатов биографического интервью. Стратегия проведения, концептуализация данных интервью. Тематизация применения биографического интервью. Правила транскрипции на бумаге. Социокультурная специфика использования биографического метода.


^ Тема 13. Метод экспертной оценки в изучении культуры, конфликтов и сотрудничества

Специфика метода экспертной оценки в исследовании культурных процессов, партнерства, конфликтности. Методологическое обоснование применения метода экспертной оценки в социологическом исследовании, его функции, основное назначение. Области применено метода. Место метода экспертной оценки в системе методов социологических исследований. Классификация экспертных методов. Тестирование в рамках метода экспертной оценки.

Подготовка и обсуждение программы и результатов применения метода экспертной оценки. Процедура проведения экспертного опроса. Подготовительный этап: его основные характеристики. Проблема измерения: требовано к шкалам суждений экспертов. Этап подбора экспертов: поиск потенциальных экспертов, оценки компетентности экспертов, определение численности экспертных групп. Этап сбора экспертной информации: его процедурные особенности, преимущества процедур с обратной связью без непосредственного взаимодействия экспертов (метод Дельфи, метод качественной обратной связи, метод индивидуальной обратной связи). Этап анализа экспертной информации: его процедуре и назначение. Методы обработки экспертных суждений. Преимущества, трудности, типичные недостатки в применены экспертных методов в социологии культуры, конфликта и сотрудничества.


^ РАЗДЕЛ IV. КОМБИНИРОВАННЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Тема 14. Социологический эксперимент в изучении культуры и конфликтов

Эксперименты в области культурной интервенции: миссионерство, проекты насаждения массовой идеологии и сопротивление им. Общая и специальная характеристика, применение и значение экспериментального метода в объяснении форм культуры, культурных перемен, социального неравенства в контексте конфликта. Специфика использования эксперимента в социологических исследованиях, его возможности и границы приме нения. Основные черты экспериментального метода социологических исследований, контроль за экспериментальными условиями, проблема изоляции контрольных факторов, выравнивание экспериментальных условий. Планирование и основные схемы эксперимента. Контрольные экспериментальные группы, виды применения и средства их измерения в эксперименте. Способы выравнивания характеристик в экспериментальных условиях и контрольных группах. Измерение в эксперименте. Виды экспериментов: полевой, лабораторный и естественный.


^ Тема 15. Тестирование как средство исследования установок, ценностей и образцов поведения личности и группы

Особая роль тестирования в социологическом исследовании проблем культуры и конфликта. Тест Томаса на выявление стратегий поведения в конфликте. Принципы тестирования. Процедура и методика тестирования. Ситуационные переменные в процессе тестирования. Шкалы в тестировании. Полные и сокращенные шкалы. Выборка в тестировании. Анализ первичной информации. Основные статистические понятия в тестировании. Надежность тестов. Стандартная ошибка измерения. Интерпретация результатов теста. Тесты на коммуникативную и конфликтологическую компетентность, принадлежность к субкультуре.


^ Тема 16. Методы социометрии в изучении социальной напряженности, конфликтности и типа субкультуры

Социометрический метод как способ измерения и анализа межличностных отношений в малой социальной группе; его возможности и ограничения. Социометрические критерии, их виды. Процедура проведения социометрического опроса. Социометрическая картотека: ее структура и разновидность. Виды записи результатов социометрического опроса. Социометрическая матрица. Анализ результатов социометрических измерений. Социометрические индексы и их виды. Социограмма. Проблема измерения групповой сплоченности. Использование социометрической методики для изучения и иерархии групповых ценностей. Аутосоциометрическая методика. Критический анализ социометрических концепций зарубежных социологов.

Практическое занятие: проведение социометрического исследования в учебной группе.


^ Тема 17. Методы статистики и применения статистических данных в анализе культуры и конфликтов

Применимость статистики в исследовании культуры и конфликтов. Структура органов статистики (ЦСУ РФ). Виды статистики и основные формы статотчетности (сводки, бюллетени, статистические сборники и т.д.). Межотраслевые и отраслевые формы отчетности. Периодическая и единовременная отчетность. Бухгалтерская отчетность в организации. Статистика населения (переписи). Плотность населения. Статистика, получаемая с помощью новых информационных технологий. Автоматизированные информационные системы. Способы электронного сбора социальной информации.


^ РАЗДЕЛ V. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ, АНАЛИЗА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Тема 18. Особенности обработки и анализа, использование результатов эмпирического социального исследования объектов культуры, конфликтов и консенсуса

Задания по вторичной обработке и анализу исследовательских данных. Специфика обработки данных по проекту исследования межкультурной толерантности в большом городе. Уровни и виды технических средств, используемых при сборе и обработке социологической информации. Электронные системы введения и обработки данных. Автоматизированное рабочее место социолога. Экспертные автоматизированные системы в социологии. Программное обеспечение машинной обработки социологической информации.

Особенности применения пакетов прикладных программ обработки данных в сфере культуры и конфликтных взаимодействий. Банки социологической информации. Обобщение результатов социологического исследование и подготовка аналитического отчета. Компактное описание социологической информации (построение вариационных рядов, группировки данных). Измерение связей между признаками изучаемого социального явления. Частотное распределение: табличные представления, виды частот, графическое распределение. Числовые характеристики массива данных: среднее значение меры рассеяния, меры ассиметрии и эксцесса распределения, меры концентрации и кривая концентрации. Относительные числа и общие индексы.

Теория статистических решений. Проверка гипотез: виды ошибок при проверке гипотез, виды критериев, практика проверки гипотез. Методы прикладной статистики.

Методы анализа нечисловых данных в социологическом исследовании таблицы сопряженности, методы визуализации, анализ текстовых данных, открытых вопросов, латентно-структурный анализ. Непараметрические методы ≈ экспертные оценки, согласованность мнений экспертов.

Многомерный анализ социологической информации. Задачи разделения объектов (дискриминантный анализ). Кластерный анализ. Факторный анализ. Сжатие социальной информации. Отбор наиболее информативных признаков. Анализ данных социологических исследований, измеренных по порядковым и номинальным шкалам. Принцип системности в анализе социологической информации.

Объяснение результатов социологического исследования. Процедура объяснения результатов исследования. Переход от индикаторов к показателям. Формирование индексов, шкальных оценок. Типологизация. Ранжирование по значимости. Выделение и ранжирование обусловливающих факторов (причин). Интерпретация гипотез при объяснении результатов. Оценка результатов исследования. Соотнесение данных как форма оценки. Типы соотнесения. Состояние показателей. Методы исключения. Влияние социолога на процесс объяснения результатов.


^ Тема 19. Использование результатов эмпирического социального исследования культуры, конфликтов и консенсуса

Задания: подготовить отчет о собственном исследовании (курсовая, квалификационная, дипломная работа, диссертационное исследование). Подготовка социологического отчета, разработка рекомендаций. Логика построения отчета. Метод индукции при построении отчета - сведение социологических данных в показатели. Обоснование гипотез исследования. Структура отчета: актуальность исследованной проблемы, цель, задачи, объект и предмет исследования. Теоретические и методические основы исследования. Характеристика данных по итогам проверки гипотез исследования. Выводы по результатам исследования. Приложение к отчету. Специфика предъявления и применения рекомендаций: конкретные и поддающиеся измерению данные исследованной проблемы, обоснование решений для разработки плана действий. Вариативность и виды рекомендаций. Прикладной характер исследования культуры, конфликтов и консенсуса Требования к разработке рекомендаций.