bigpo.ru
добавить свой файл
1
1. Государственный контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей


1.1. Структура и анализ выявленных нарушений законодательства о защите прав потребителей

В 2006 году управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю в соответствии с утвержденным планом работы проводилась надзорная, профилактическая работа по пресечению нарушений и улучшению положения на потребительском рынке края. Контрольно-надзорная деятельность строилась в соответствии с приоритетными направлениями при реализации национальной политики в области защиты прав потребителей.

Особое внимание уделялось выполнению поставленных заданий Федеральной службой и тем вопросам, которые требовали решения, учитывая складывающуюся обстановку на потребительском рынке.

Проведено 4809 мероприятий по контролю в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке края (2005 год – 2715), в т.ч. плановых – 817 (16,9%), внеплановых – 3992 (83,1%). Из общего количества проведенных мероприятий по контролю основная доля падает на торговлю -82,0% (2005год - 75,1%), общественное питание –5,2% (2005год - 6,9%), жилищно-коммунальные услуги – 4,5% (2005 год - 7,9%) .

В ходе проверок выявлены нарушения действующего законодательства. Не во всех предприятиях соблюдаются требования, предъявляемые законом «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1, Постановлением Правительства от 19.01.1998 г. №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров».

Количество установленных правонарушений составляет 8230 (2005год – 4889).

Анализ административных правонарушений показывает, что характер нарушений не меняется. По-прежнему наибольший удельный вес остается за ст.14.15 нарушения правил торговли 46,3% (2005г.-48,2%), ст. 14.4 продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушениями санитарных правил 34,7% (2005 год-49,3%), ст.14.8 нарушение иных прав потребителей 7,2% (2005год - 16,7%).

Результаты проверок свидетельствуют о том, что процент забраковок товаров по дефектам производственного характера, маркировке по-прежнему остается очень высоким, что свидетельствует о низкой технологической дисциплине и неудовлетворительном приемочном контроле готовой продукции на предприятиях-изготовителях и отсутствия входного контроля в предприятиях торговли при поступлении товаров. По-прежнему информация о товарах не приведена в соответствии с требованиями нормативных документов на товары и ст.8-10 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Одной из основных причин, приводящих к несоблюдению требований законодательных и нормативных документов низкая профессиональная подготовка кадров, некомпетентность руководителей, текучесть кадров.

За нарушения действующего законодательства, регулирующего потребительский рынок, привлечено к административной ответственности 6155 человек (2005год -3647 ), принятыми постановлениями наложен административный штраф в сумме 12204,3 т.руб. (2005год- 7886,3 т.рублей). Взыскано административных штрафов на сумму 6766,0 т.руб.( 2005год - 3574,9т.рублей), или 55%.


^ 1.2. Предупреждение и пресечение нарушений законодательства

о защите прав потребителей


Наряду с контрольными функциями специалисты Управления уделяли внимание профилактическим мерам по предупреждению правонарушений на потребительском рынке.

Одним из направлений деятельности отдела по защите прав потребителей по надзору в сфере защиты прав потребителей являлась работа с обращениями граждан, которая позволяет выявить наиболее неблагоприятные сферы деятельности с высоким процентом нарушений потребительского законодательства. В отчетный период на рассмотрении находилось 1553 обращения (2005год – 1204). Из общего количества поступивших обращений 897 (57,8%) приходится на предприятия торговли (2005год-59,8%); 307 (19,8%) на жилищно-коммунальные услуги (2005г.- 14,3%); 124 (8%) на бытовые услуги (2005год – 3,9%). Жалобы от потребителей принимаются в письменной форме с последующей их регистрацией в журнале, согласно установленной формы.

При рассмотрении жалоб заявителей (из подтвердившихся), более 60% разрешалось в добровольном порядке.

Характер жалоб, поступивших в адрес управления, таков:

- продажа товаров с недостатками

- непредставление информации о товарах, работах, услугах

- нарушение сроков исполнения услуг

- предоставление услуг ненадлежащего качества

Поскольку наибольшее количество жалоб поступило на низкое качество товаров, то проведен структурный анализ жалоб в сфере торговли с целью выявления некачественных товаров

Так наибольшее количество жалоб поступило на качество:

- обуви и швейных изделий – 24,8% (2005год- 25%);

- технически сложных товаров бытового назначения (за исключением сотовых телефонов) – 23,8% (2005год -26,1%);

- сотовых телефонов – 14,3% (2005год – 8,4%);

Анализ работы управления с жалобами и обращениями свидетельствует о возрастающей активности потребителей при отстаивании своих прав вследствие проводимой информационно-просветительской работы среди населения. Увеличивается количество споров между сторонами, требующего вмешательства третьей стороны. Так, в частности возросло количество жалоб в отказе по обмену товаров как надлежащего, так и ненадлежащего качества, отсутствие полной и достоверной информации о товарах, продажу товаров ненадлежащего качества.

При рассмотрении жалоб сложно-бытовой техники, сотовых телефонов, высказываются нарекания в адрес сервисных центров, оказывающих услуги по гарантийному ремонту товаров (задерживаются сроки исполнения ремонта, не выдаются заключения).

Количество обоснованных жалоб по-прежнему падает на группу обуви. Разрешение их сопряжено с определенными затруднениями в части того, что все нормативы распространяются на новую (не бывшую в эксплуатации) обувь, в то время как жалобы поступают уже зачастую на грани истечения срока сезонности, т.е. обувь эксплуатировалась в течении сезона, и дать заключение например, на конструктивные недостатки такой обуви, практически невозможно. В торговых точках контракты, договорные технические условия на импортную обувь отсутствуют, из-за чего применяемые материалы установить внешним осмотром практически невозможно.

Следует отметить, что увеличивается количество жалоб в отказе на требования потребителя по замене некачественных товаров и возврате денег, часть которых разрешалась в пользу Покупателя без применения мер административного воздействия к Продавцу, что свидетельствует о том, что Покупатель не знает своих прав.

Проанализировав характер обращений по услугам жилищно-коммунального хозяйства, можно сделать вывод, что актуальными вопросами на сегодняшний день являются:

- отсутствие информации об исполнителе услуг, о тарифах на коммунальные услуги, об адресах и телефонах аварийных или аварийно-диспетчерских служб, о параметрах качества предоставления коммунальных услуг, о предельных сроках устранения аварий, о Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам;

- предоставление коммунальных услуг с недостатками качества (температура воздуха в жилых помещениях ниже установленного норматива, качество воды не соответствует санитарным нормам, горячее водоснабжение с перерывами, превышающими допустимую продолжительность);

- нарушение сроков устранения неисправностей в жилых зданиях;

- потребители проживающие в квартирах оборудованных индивидуальными приборами учета, лишаются права заполнять специальные графы в платежных документах самостоятельно;

- в платежных документах на оплату за предоставление жилищно-коммунальных услуг отсутствует информация о наименовании оплачиваемых коммунальных услуг, о ценах на коммунальные услуги, об объемах ( количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов;

В отчетном периоде специалистами управления уделялось внимание своевременному информированию населения об итогах проводимых мероприятий по контролю, предупреждению и пресечению нарушений действующего законодательства. При этом использовалась просветительская и информационная работа с привлечением средств массовой информации, опубликовано 128 статей в печати (2005год- 77), прошло 156 передач на радио и телевидении (2005год- 60). Ежедневно гражданам оказывается помощь по телефону и при личном контакте, в части выполнения торговыми предприятиями Закона «О защите прав потребителей» и других нормативно-правовых актов. Постоянно размещается информация на Интернет – сайте Управления.

С марта месяца 2006 года на базе ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» создан и действует консультационный центр и 6 консультационных пунктов на территории края (г.г.Березники, Чусовой, Губаха, Соликамск, Чернушка, Пермский р-н), где ежедневно специалистами ведется прием граждан по консультированию, оформлению исковых заявлений, разъяснению применения закона РФ «О защите прав потребителей» За указанный период дана 841 консультация. Составлено 384 претензии, исковых заявлений.


^ 1.3. Защита прав потребителей на безопасность

и качество продукции и услуг


Одной из проблем на потребительском рынке края остается реализация некачественной и опасной продукции, не отвечающей требованиям нормативно-технической документации, санитарным правилам.

За отчетный период управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю проверено 991 предприятие торговли (2005год-522), осуществляющих продажу продовольственных товаров и общественного питания, в 976 установлены нарушения (2005год – 492), что составило 98,5% (2005год-94,3 %)


Структура нарушений, выявленных при проверках

№ п/п

Наименование нарушений

количество

%

1.

продажа товаров ненадлежащего качества

288

10,1

2.

продажа товаров с истекшими сроками годности

169

5,9

3.

продажа товаров с нарушением санитарных правил

826

28,9

4.

продажа товаров без маркировки (обезличенных)

172

6,0

5.

продажа товаров с неполной маркировкой

132

4,6

6.

продажа товаров без обязательного подтверждения оценки соответствия, качественных удостоверений

1086

38,1

7.

продажа товаров иностранного производства без информации о товаре и изготовителе на русском языке

5

0,2

8.

нарушение оформления информационных ценников

148

5,2

9.

нарушение порядка ведения книги отзывов и предложений (в т.ч. ее отсутствие)

5

0,2

10.

отсутствие информации о продавце и режиме его работы

9

0,3

11.

отсутствие информации в торговом зале о правилах продажи отдельных видов товаров, сроках годности весовых товаров

8

0,28

12.

нарушение режима работы

2

0,07

13.

осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации

1

0,03

14.

ИТОГО

2851

 


Следует отметить, что для мелкорозничной торговли характерны низкое качество торгового обслуживания, отсутствие условий или их минимум для покупателей, отсутствие условий для осмотра товаров по качеству, как предпринимателями при осуществлении входного контроля, так и контролирующими организациями. Для продовольственных рынков характерными и потенциально опасными являются нарушение условий хранения, выкладки особо скоропортящихся товаров, зачастую отсутствует и сама возможность их обеспечения – гастрономические товары выложены и хранятся на открытых прилавках при температуре окружающего воздуха, на дневном свету, подвод воды отсутствует. Весы, как правило, расположены боком к покупателю. Плодоовощная продукция повсеместно реализуется немаркированной, т.е. обезличенной, без документов, в случаях же их представления их невозможно идентифицировать с товаром: проверить прохождение фитоконтроля также невозможно ввиду отсутствия маркировки. Анализ результатов проверок показал, что на предприятиях торговли не на должном уровне осуществляется входной контроль по маркировке, срокам годности в процессе реализации. На маркировке отсутствует дата выработки или конечный срок годности, что делает невозможным исчисление сроков годности, хотя это предусмотрено в тексте информационных этикеток. На маркировке значится неполная, недостоверная, неоднозначно понимаемая для потребителя информация о составе продукта без уточнения о наименовании растительного белка (соевый, пшеничный, чечевичный, гороховый и т.д.).

Наибольший процент нарушений санитарных правил и правил продажи хлебобулочных изделий установлен на предприятиях мелкорозничной торговой сети, где реализуется их значительная часть. Продажа хлеба, хлебобулочных изделий и расчеты с покупателями производится одним лицом. На информационных ярлыках – ценниках отсутствует информация о массе изделий, сорте муки, наименования изделия. Отмечены грубые нарушения санитарных правил: складирование хлебобулочных изделий до 6-8 рядов (в киосках), что приводит к деформации изделий, хранение хлебобулочных изделий на полу без подтоварников; нарезка хлеба при отсутствии подвода воды и условий для мытья рук, реализация хлебобулочных изделий в неупакованном виде.

Имеют место неполное оформление реквизитов поставщиками, являющимися одновременно и изготовителями, и продавцами в фактурах и в информационных ярлыках-ценниках. В накладных отсутствуют отметки о массе изделий, информация об изготовителе, адресе производства, времени выхода продукции из печи и отгрузки с предприятия, отметки о качестве (при отсутствии качественного удостоверения).

Данные факты свидетельствуют о низкой требовательности продавцов к изготовителям не только по качеству продукции, но и по оформлению документов.

Нередко при проверках выявляются факты отсутствия трудовых соглашений с продавцами. В целом характерными нарушениями предприятиями торговли независимо от формы собственности являются следующие:

  • отсутствие входного контроля при поступлении товаров, отсутствие условий для его осуществления;

  • продажа товаров, не отвечающих обязательным требованиям стандартов;

  • нарушение условий хранения, выкладки особо скоропортящихся товаров;

  • отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, приходных документов;

  • нарушение правил оформления информационных ценников;

  • использование незаконных весоизмерительных приборов;

  • отсутствие книги отзывов и предложений.

Анализ проведенных проверок показал, что на потребительском рынке Пермского края по-прежнему реализуются фальсифицированные товары как отечественных, так и зарубежных производителей.

При проверке розничных предприятий браковались и снимались с реализации:

консервы мясные:

- изготовителя ООО «Фортуна»,г.Санкт-Петербург, согласно данным бумажной этикетки:

«Говядина тушеная», 1 сорт, массой нетто 450 г.,338г. не отвечала заявленным требованиям ГОСТ 5284-84 по наличию грубой соединительной ткани, хрящей, пленки, жилок и мелкого измельченного фарша, несвойственному кислому, постороннему вкусу и запаху;

«Свинина тушеная», массой нетто 450 г. не отвечала заявленным требованиям ГОСТ 697-84 по наличию свиной кожи, обрези с головы свинины, кусочков говядины, топленого говяжьего жира, гнилостному вкусу и запаху.

- «Свинина тушеная», масса нетто 338 г, в литографированной ж/банке, изготовитель производственное объединение «Мясомолпродукт», консервный завод «Мясные консервы» Московской области г. Мытищи - не соответствовали заявленным требованиям в ГОСТ 697-84 по наличию грубой соединительной ткани, пленке, наличию кусочков свинины – обрези с головы с кожей и щетиной в основной массе, несвойственному, постороннему вкусу и запаху для данного вида мясных консервов;

- «Говядина тушеная», масса нетто 338 г, в литографированной ж/банке, изготовитель МУП «Курганский мясокомбинат» г. Курган не соответствовали заявленным требованиям в ГОСТ 5284-84 по наличию в основной массе грубой соединительной ткани, хрящей, жилки, кроме того, нарушение лакового покрытия на дне, крышке и внутренней стороне ж/банки в значительном количестве;

- «Говядина тушеная» высшего сорта в литографической ж/банке, массой нетто 338 г, изготовитель ЗАО «Орский мясокомбинат», не соответствовали заявленным требованиям в ГОСТ 5284-84 по наличию грубой соединительной ткани, жилки, кусочков мяса менее 30 г, резко выраженному осалившемуся, прогорклому вкусу и запаху говяжьего жира;


консервы рыбные:

- «Макрель натуральная тихоокеанская Джэк», фасовка 425 г, произведено А/О «Пескера Сан Хосе», Ав.Эль Боске Норте 0440, Сантьяго, Чили не соответствовала заявленным требованиям в нормативных документах на аналогичный товар Российской Федерации, содержимое банки не соответствовало маркировке на бумажной этикетке (согласно маркировки обозначено «Макрель натуральная», т. е. «Скумбрия», фактически ставрида натуральная, с характерными жучками вдоль туловища), кроме того, консистенция мяса рыбы была сухая, жесткая, бульон мутный и с горечью во вкусе.

рыба и рыботовары:

- рыба холодного копчения 9-ти наименований, изготовителей г. Перми и Пермского края по сморщенному кожному покрову, тусклому грязно-серебристому колеру, вместо золотистого, несвойственному этому продукту вкусу и запаху, мажущейся консистенции вдоль позвоночника, гнилостному запаху и вкусу;

- рыба соленая 3-х наименований, изготовителей г. Перми и Пермского края по наличию побурения, мажущейся консистенции вдоль позвоночника, наличию пожелтения на поверхности рыбы с проникновением в толщу мяса, вкусу и запаху окислившегося жира от слабого до явно выраженного, гнилостному вкусу и запаху, отсутствию сертификата соответствия;

- рыба мороженая 9-ти наименований по отсутствию транспортной упаковки и маркировки, заветренной поверхности, наличию крупных кристаллов в мышечной ткани мяса рыбы, не свойственному грязно-серому цвету мышечной ткани, резкому рыбному, старому складскому запах, резкому запаху окислившегося жира, после пробной варки вкусу и запаху окислившегося жира. В розничной торговой сети рыба мороженная подвергается неоднократному оттаиванию и заморозке.


^ Молочные товары (цельномолочная продукция, масло сливочное, сыры):


- 72 –х наименований разных изготовителей по органолептическим показателям, неполной маркировке или двойной маркировке термического состояния товара и сроков годности, отсутствию товаросопроводительных документов, на 19-ти предприятиях цельномолочная продукция браковалась по истекшему сроку годности.


^ Мясные полуфабрикаты:

- 36-ти наименований разных изготовителей по неполной маркировке: отсутствию даты выработки, сроков годности, данных о термическом состоянии товара. Зачастую указывалось два срока годности и два режима хранения при отсутствии информации о фактическом термическом состоянии, истекшему сроку годности, несвойственному кислому, гнилостному запаху;

Во исполнение Указа Президента РФ от 06.10.1998 г. «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» и соответствующих актов Правительства РФ управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю осуществлялся контроль по исполнению указанных документов. За 2006год проведено 545 проверок по контролю за соблюдением законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.(2005год-534)

Основными нарушениями при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции являются:

- отсутствие действующей лицензии;

- несоответствие качества обязательным требованиям стандарта;

- несвоевременное представление сопроводительных документов, подтверждающих качество и безопасность, легальность оборота;

- отсутствие информации о Правилах продажи алкогольной продукции (особенности продаж) в торговом зале;

- ненадлежащее оформление ценников.

В последнее время значительно возросли объемы производства и оборота биологически активных добавок.

За 12 месяцев 2006 года в крае обследовано 306 объектов, занимающихся реализацией биологически активных добавок, из них на 19(6,2%) были выявлены нарушения санитарного законодательства.

В ходе надзорных мероприятий исследовано 823 образца (2005г.- 694) , из них 26,8% не соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям (2005г.-16,6%). Наибольшее количество нарушений выявлено в гг. Перми, Лысьве.

В структуре нарушений наибольший удельный вес занимает несоответствие информации, наносимой на этикетку, информации в регистрационном удостоверении – 47,9% (2005г.-45,2%) (таблица).

^ Результаты надзора за производством БАД в Пермском крае

 

2006г.

2005г.

^ Количество обследованных объектов

306

273

из них с выявленными нарушениями

19

34

Обследовано с лабораторным контролем




 

по физико-химическим показателям

53

71

из них неудовлетворительны

4

 

по микробиологичеким показателям

114

153

из них неудовлетворительны

7

14

по содержанию биологически активных компонентов

0

0

из них неудовлетворительны

0

0

Нарушения гигиенических требований при обороте БАД

Всего обследованных БАД, в т.ч. при лабораторных исследованиях

823

694

Прохождение госрегистрации (отсутствует информация о госрегистрации)

25

9

Отсутствует удостоверение качества и безопасности (для продукции РФ и СНГ)

45

43

Условия хранения не соответствуют требованиям

6

5

Срок годности истек

32

0

Прочие нарушения

7

6

Этикетка не соответствует требованиям

По ингредиентному составу и весу

26

17

Сведения о противопоказаниях

9

6

Информация о госрегистрации

30

18

Указанию о том, что БАД не является лекарством

41

11

Санкции 

Число наложенных штрафов (ед.)

17

11

Сумма наложенных штрафов (руб.)

174300

29500

Число вынесенных постановлений о приостановлении эксплуатации объектов (ед.)

1

4

Количество партий забракованных БАДов

94

31

Объем партий забракованных БАДов (кг)

102,4

10,78

Реклама

Количество случаев

2

36

Из них вводит в заблуждение

2

2


За анализируемый период забраковано 94 партии БАД объемом 102,4 кг (2005г.- 31 партия объемом 10,8 кг) , в том числе в г.Перми (51 партия, 100,46 кг), Березниках (4партии, 0,445кг), Лысьве (29 партий, 0,696 кг), Чусовом (3 партии,0,67) Чернушинском районе (6 партий, 0,06 кг), Красновишерском районе (1 партия, 0,06 кг).

За нарушения санитарного законодательства при обороте БАДов наложено 13 штрафов на сумму 44300 рублей (2005г.- 29500 рублей). Вынесено постановление о приостановке деятельности объекта в г Лысьве.

В 2006 году рассмотрено 294 обращения граждан на нарушение санитарных правил, правил торговли, низкое качество продовольственных товаров, из них подтвердилось 244 обращения. Наибольшее количество жалоб поступило на нарушение правил торговли и низкое качество молочных, рыбных и мясных товаров.

В ходе контрольных мероприятий было проверено 596 (2005г.-609) предприятий розничной и оптовой торговли, осуществляющих продажу промышленной группы товаров. Проинспектировано более 20 групп товаров (швейные изделия, меха, сложно-бытовая техника, обувь, сотовые телефоны, парфюмерно-косметические товары, аудиовизуальная продукция, изделия детского ассортимента и др.).

Вызывает серьезную тревогу высокий процент выявления на потребительском рынке Пермского края непродовольственных товаров неизвестного происхождения, у которых не установлены ни страна происхождения, ни изготовитель и его местонахождение. Как правило, на такие товары не предоставляются товаро-транспортные документы, что делает невозможным установление поставщика и его местонахождение, из объяснения продавцов следует, что закупаются они в основном на оптовых рынках гг.Москвы, Екатеринбурга. Наиболее характерным это является для непродовольственных товаров, в частности таких групп, как швейные изделия, верхний и бельевой трикотаж, обувь.

В отчетном периоде специалистами управления Роспотребнадзора проводились мероприятия по контролю предприятий, осуществляющих продажу товаров детского ассортимента 203 (обувь, одежда, игрушки). Нарушения установлены в 177 или 87,2%. В ходе проверок установлено, что не во всех предприятиях соблюдаются требования, предъявляемые постановлением Правительства от 19.01.98 г. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров». Так, до сведения покупателей не доводится полная и достоверная информация о товаре, изготовителе и продавце, из чего следует, что предпродажная подготовка не проводится. Информационные ярлыки цен оформлены не полностью без наименования товара, подписи материально-ответственного лица, даты оформления ценника, указана только цена.

Анализ проведенных проверок показал, что основным нарушением при продаже детских товаров иностранного производства является отсутствие полной информации на русском языке, обеспечивающей возможность правильного выбора товара. Как правило, это одежда, обувь, игрушки, где производителями значится Китай и Турция.

Имеющаяся на изделиях информация о размерах, материалах и составе сырья не соответствует действительности. Покупателя вводят в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров. Выявлены факты реализации обезличенного товара. Идентифицировать его с представленными сертификатами соответствия невозможно, т.к. маркировка отсутствует на товаре и на транспортной таре. В ходе проверок установлена продажа товаров детского ассортимента без сведений о сертификации, имеются случаи представления сертификатов, где в качестве изготовителя значатся несколько стран. Наряду с этим выявлены факты заверения ксерокопий сертификатов неустановленным порядком, т.е. сертификаты заверены предпринимателями реализующими товар.

В соответствии с Постановлением Главного государственного врача РФ № 5 от 14.02.05 г. «О повышении эффективности контрольно-надзорных мероприятий за производством и реализацией детских игр и игрушек» специалистами управления проведены исследования 349 образцов игрушек, из них не соответствуют по показателям безопасности 4, в том числе по содержанию дибутилфталата-1, по уровню звука-1 (производства Китай), по уровню запаха-2(производства Китай). Забраковано и снято с реализации 505 штук игрушек по отсутствию маркировки, по отсутствию документов подтверждающих безопасность (сертификатов соответствия), по несоответствию обязательным требованиям стандартов, в нарушение статьи 4 Закона РФ «О защите прав потребителей»:

- по наличию острых концов игрушек, в нарушение п.2.3 ГОСТ 25779-90;

- по наличию поверхностного окрашивания и росписи погремушек, в нарушение п.2.23.1 ГОСТ 25779-90№

- по нестойкому защитно-декоративному покрытию игрушек (осыпание органического покрытия), в нарушение п.2.27 ГОСТ 25779-90.

Кроме того, реализуемые игрушки не содержат предупредительные надписи, оформленные в соответствии с требованиями ГОСТ 25779-90, из исключения игрушки для детей младше 36 месяцев – на игрушках имеются манипуляционные знаки «не рекомендовать детям до 3-х лет».

Выдано 34 предписания об устранения нарушений. На виновных вынесено 263 административных штрафов, на сумму 422,3 т.рублей.

В связи с массовым отравлением населения спиртосодержащей непищевой продукцией (техническими и дезинфекционными средствами) специалистами управления проверено 296 объектов потребительского рынка, нарушения выявлены на 211 (71%). По результатам лабораторных исследований выявлены факты реализации стеклоомывающих жидкостей с содержанием метанола, в нарушении Постановления Главного государственного Санитарного врача РФ №4 от 23 мая 2000года « О запрещении использования стеклоомывающих жидкостей, содержащих метиловый спирт (метанол)» (жидкость для омывания стекол «Обзор-30», незамерзающее стеклоомывающее средство «Полярная Звезда», «Метель» и др.), полученные от несуществующих производителей (предприятие «Модус» г.Екатеринбург ул.Папанина, 7 , ООО «Автосити» г.Москва, ул. Бутырская,д.67, стр.1 и др.). По данным фактам материалы направлены в ГУВД и ФСБ регионов, по которым указаны адресаты. По материалам проверок составлено 260 протоколов, наложено штрафов на сумму 297,4 тыс.руб. Изъято из оборота 2895,7 литра спиртосодержащей продукции. Кроме этого направлялись материалы в суды для принятия административных мер, по результатам которых выносились решения о наложении административного штрафа с конфискацией продукции в количестве 31655 единиц или 3127,3л.

В адрес Управления за 2006 год поступило 43 обращения от граждан на нарушение их прав и законных интересов действиями ООО «Эльдорадо-Пермь», (42% от поступивших обращений на товары сложно-технического назначения), что свидетельствует о нарушении ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», на основании которых управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю проведены мероприятия по контролю сети магазинов ООО «Эльдорадо-Пермь», расположенных на территории г. Перми. В результате проверки установлена продажа товара с нарушением действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей, а именно нарушение п.п. 11,14,15,47,49 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55, ст. 10,16 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1, Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1037

На товарах, на упаковке или этикетках, в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару, листках-вкладышах к каждой единице товара или иным другим способом до покупателей не доведена своевременно необходимая и достоверная информация на русском языке, обеспечивающая возможность правильного выбора товара, которая в обязательном порядке должна содержать: наименование товара, фирменное наименование и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, импортера, правила эффективного и безопасного использования, срок службы изделия.

Установлена продажа товаров без документов подтверждающих качество и безопасность (сертификатов соответствия).

При продаже технически сложных товаров бытового назначения были выявлены факты включения в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя в части приобретения сертификата программы дополнительного сервиса на 2 года стоимостью 1590 руб., который действует с даты приобретения товара, хотя на данный товар производителем установлен гарантийный срок. То есть ООО «Эльдорадо-Пермь» с покупателя незаконно взимает дополнительную плату за оформление сертификата, условия которого ущемляют права потребителя, установленные законом.

Также ряд магазинов ООО «Эльдорадо-Пермь» производит продажу товаров по неустановленной форме торговли в части продажи товаров ускоренным методом без проверки работоспособности и внешнего вида.

За допущенные нарушения при продаже технически сложных товаров бытового назначения в отношении ООО «Эльдорадо-Пермь» составлены протоколы об административных правонарушениях по статьям: 14.4 ч.2, 14.7, 14.8 ч.1, 14.8 ч.2, 14.15 КоАП РФ с вынесением постановлений с наложением административного штрафа на сумму 180,0 тыс.руб.


^ 1.4. Практика применения Кодекса Российской Федерации

об административных правонарушениях

в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка


В 2006 году в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю возбуждены дела об административных правонарушениях, связанных с защитой прав потребителей, по статьям КоАП РФ: 6,14, 14.2, 14.4. ч. 1, 14.4. ч. 2, 14.5, 14.6, 14.7, ч. 1 ст. 14.8, ч. 2 ст. 14.8, ч. 3 ст. 14.8, 14.15, ч. 3 ст. 14.16, ч. 1 ст. 19.5.

Всего в 2006 году в ходе мероприятий по контролю на территории Пермского края выявлено 8050 правонарушений в сфере защиты прав потребителей (2005г.-5742). 3684 нарушения было выявлено специалистами Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю (2005г.- 3662), 4366 – иными уполномоченными органами и должностными лицами(2005г.-2080). Наибольшее количество нарушений выявлено в сфере торговли, общественного питания и в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. Также отмечались нарушения в сфере бытовых и транспортных услуг.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в 2006 году было вынесено 6155 (2005г.-3647) постановлений о привлечении к административной ответственности. Общая сумма наложенных штрафов за совершение правонарушений в сфере защиты прав потребителей составила 12204,3 т.руб.(2005г.-7886,3 т. руб.) Общая сумма взысканных штрафов 6766,0 т.руб.(2005г.-3574,9т. руб.).

В 2006 году Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю активно использовалась статья 29.13 КоАП РФ, предусматривающая возможность внесения в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представлений о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершения административных правонарушений. Так, по итогам 2006 года выдано 940 представлений.

В 2006 году в судебные органы для рассмотрения передано 80 дел об административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей.

В судах и арбитражных судах было обжаловано 59 (2005г.-28) постановлений Управления Роспотребнадзора о привлечении к административной ответственности за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей, из них 17 (2005г.-4) было отменено и составило 28 %, что значительно ниже по сравнению со среднероссийским показателем. В основном отмены судом постановлений о привлечении к административной ответственности связаны не с процессуальными нарушениями порядка производства по делам об административных правонарушениях, а с противоречивыми толкованиями судебными инстанциями норм материального права, отсутствием возможности участия государственного органа при рассмотрении районными судами дел об административных правонарушениях.


^ 1.5. Досудебная и судебная защита прав потребителей – формы, методы и результаты проделанной работы


Деятельность Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю на досудебном этапе защиты прав потребителей проходила по следующим основным направлениям: создание и развитие системы информирования и консультирования потребителей (подготовка к открытию консультационных центров), помощь потребителям в подготовке и оформлении документов по защите их законных требований, консультирование специалистов органов по защите прав потребителей в составе местных администрацией по основам оказания правовой помощи потребителям, постоянное информирование потребителей через средства массовой информации, встречи с потребителями, создание памяток и буклетов по вопросам защиты прав потребителей.

В течение года проводилась разъяснительная и консультационная работа с конкретными потребителями и дистанционные встречи (ответы на вопросы потребителей по телефону). Информация о типичных нарушениях в сфере оформления договорных отношений с потребителями, а также о нарушениях на потребительском рынке доводились до сведения потребителей, продавцов, исполнителей, органов местного самоуправления через средства массовой информации, на встречах с гражданами и предпринимателями.

Потребителям оказывалась конкретная помощь в подготовке и направлении в суды исковых заявлений.

Управление участвовало в 38 (2005г.- 9) судебных процессах по искам потребителей с целью дачи заключения в соответствии с п. 3 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300 – 1 от 07.02.92 года, из них 16 заключений по делам о нарушениях в сфере торговли, в том числе 1 заключение по иску к ООО «Мастэр Торг Сервис-Пермь», осуществляющей реализацию БАД; 21 заключение по делам в защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг; 1 – в сфере банковских услуг. По всем судебным процессам исковые требования потребителей, как о взыскании убытков, так и о компенсации морального вреда были удовлетворены.

В 2006 году в целом деятельность Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю была ориентирована на применение мер административного принуждения в отношении лиц, допустивших нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Одной из основных задач, поставленных перед Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю в 2007 году, является расширение судебного участия органа административной юрисдикции по вопросам, связанным с защитой прав потребителей, в том числе посредством предъявления исков в защиту неопределенного круга потребителей.


^ 2. Анализ соблюдения законодательства

о защите прав потребителей в отдельных секторах

потребительского рынка товаров и услуг


^ 2.1 Продажа аудиовизуальных произведений и фонограмм


Специалистами управления проводились мероприятия по контролю в сфере защиты прав интеллектуальной собственности и выполнения приказа от 29.06.2005 г. № 618 «О мерах по выявлению и пресечению правонарушений, ведению мониторинга в сфере оборота и распространения контрафактной аудиовизуальной продукции». За указанный период проверено 166 предприятий потребительского рынка, осуществляющих реализацию экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, нарушения установлены в 159, что составляет 95,8%. Характер выявленных правонарушений показывает, что почти в каждой торговой точке индивидуальные предприниматели не выполняют в полном объеме требования Постановления Правительства РФ № 421, а именно: установлены факты продажи экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, воспроизведенных на аудиокассетах, аудио CD, DVD с недостоверной не полной информацией о наименовании изготовителя, номере лицензии на деятельность по воспроизведению, когда на аудио-видео носителе значится изготовитель, не включенный в реестр лицензий на осуществление деятельности по воспроизведению аудиовизуальных произведений фонограмм на любых видах носителей:

- СD-диск МР 3 «Европейский танцевальный хит 10» согласно информации на упаковке, изготовителем является ООО «DIANA MUSIC», 121309, Россия ,г.Москва, Ленинградское ш.,д.35, лицензия МПТР России ВАФ №77-300, в реестре лицензий на осуществление деятельности по воспроизведению ( изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей, выданном Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ не значится, также нет сведений об обладателе авторских и смежных прав;

- аудио CD «Сводный чарт 50/50 Руки вверх. MTV» - на внутреннем кольце диска указана «лицензия ВАФ № 12-21 ООО «Парад», а на упаковке указана «лицензия ВАФ № 19-73 «Олимпия»;

Осуществлялась продажа DVD дисков с записью нескольких аудиовизуальных произведений: «8 в 1» («Лесное зло», «Когда звонит незнакомец», «Судьи», «Сколько ты стоишь», «Азарис Луна», «Основной инстинкт», «Любовь и прочие неприятности», «Жесть»), «7 в 1»( «Не вижу зла», «Человек-Неведимка-2», «Шайтан», «Сайлент Хилл», «Призрак красной реки», «Остаться в живых», «Скользящий»), а также «10 в 1», «15 в 1» –без обязательной необходимой информации на каждом экземпляре (согласно представленных накладных –поставщик ООО «Интертрейд» г.Москва, Цветной бульвар, д.24, корп.2).

Кроме этого, установлены такие нарушения, как:

- ненадлежащее оформление ценников;

- отсутствие книги отзывов и предложений;

- отсутствие информации о продавце (вывеска), правилах продажи;

- отсутствие видеоаппаратуры для ознакомления фрагментов аудиовизуальных произведений;

- отсутствие информации на русском языке;

- неприменение контрольно-кассовой техники;

- продажа с лотка.

Анализ результатов проверки показывает, что предпринимателями розничной торговли не осуществляется входной контроль, о чем свидетельствуют нарушения действующего законодательства.

На виновных вынесено 144 постановления с наложением административного штрафа в сумме 315,4 т.руб.

Результаты проверок ежемесячно доводятся до Прокуратуры края.


^ 2.2. Дистанционный способ продажи товаров


Мероприятия по контролю по продаже товаров дистанционным способом не проводились.


2.3. Строительство жилья


Мероприятия по контролю в сфере долевого строительства жилья в 2006 году специалистами Управления проводились по обращениям граждан на нарушение их прав и законных интересов строительными компаниями при исполнении соответствующими контрагентами взятых на себя договорных обязательств в сфере правоотношений, связанных со строительством (приобретением в собственность) различных объектов недвижимости.

За отчетный период в адрес Управления поступило 7 обращений граждан из них 4 жалобы не подтвердились, отправлено по подведомственности 1 обращение. Проведено 2 мероприятия по контролю. Приложенные к жалобам копии договоров на строительство жилых домов были заключены до 01.01.2005г. и, как правило, по смыслу квалифицировалась инвестиционная деятельность, хотя, во-первых, целью заключения договоров являлось получение жилья для удовлетворения личных нужд, а не получение прибыли, во-вторых, лица, вносимые денежные средства не осуществляли каких либо практических действий при застройке объектов.

Характер поступивших обращений граждан:

- нарушение определенных договором сроков строительства жилья: в договоре о долевом участии срок сдачи дома в эксплуатацию определён ориентировочный, стоимость квартир прогнозируемая. Заказчик не выполнил свои условия по договору из-за нарушения условий оплаты дольщиками. Дело рассматривалось в суде - иски отклонены (МУП «Чайковский УКС»);

- обращение о возврате денег за жильё, т.к. жилье поднялось в цене;

- уменьшение общей площади жилья строительной организацией (в договоре размер общей площади определён как примерный) (ППК «Построим сами»);

- некачественное выполнение строительных и отделочных работ, не исполнялись принятые на себя обязательства по выполнению комплекса работ, связанных со строительством жилья, установленные условием договора ( АО «Строительная компания Австром» некачественно выполнило работы: не работает вентиляция, трубы канализации поставлены с наклоном в комнату, стоит запах, змеевик не работает, некачественно уложен кафель и плитка на полу, нет стяжки пола, не хватает звеньев у радиатора, стена не соответствует ГОСТу, дефекты во всех дверных проемах, нет противошумовой прокладки под оконным сливом, нет ее закрепления, на окнах не поставлен режим проветривания, русты на потолках);

- нарушение сроков сдачи жилого дома в эксплуатацию, согласно п. 7 договора Долевого участия от 23.04.2002 г., заключенного гражданином Мананковым Ю.И. с ООО фирмой «Май» общество взяло на себя обязательство сдать жилой дом в эксплуатацию в 3-м квартале 2003 г., однако фактическая сдача дома состоялась лишь в 2006году. ООО Фирма «Май» выплатило неустойку гр. Мананкову Ю.И. в размере 6712 руб. в добровольном порядке и между ними было подписано мировое соглашение.

^ 2.4. Жилищно-коммунальные услуги


Одним из приоритетных направлений управления Роспотребнадзора по Пермскому краю является государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства.

В целях реализации Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 12 от 28.12.2004 г. «О повышении эффективности контрольно-надзорных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства», письма Роспотребнадзора от 08.02.2006 № 0100/1260-06-32 «О повышении эффективности работы, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере жилищного строительства и предоставлении жилищно-коммунальных услуг»:

- издан соответствующий приказ Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 26.02.2006 г. № 22, которым определены задачи по повышению эффективности надзорных мероприятий;

- разработана и утверждена программа проведения организационных и контрольных мероприятий, направленных на повышение эффективности защиты прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг на 2006 год;

- начальниками территориальных отделов Управления проведены совещания в органах местного самоуправления совместно с руководителями жилищных служб.

В рамках утвержденной программы подписано соглашение о взаимодействии при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг с государственной жилищной инспекцией Пермского края.

На территории Пермского края действует 99 управляющих компаний, созданы и действуют 288 Товариществ собственников жилья, 344 жилищных кооператива.

Всего за 2006г. специалистами Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю на основании распоряжения руководителя проведены плановые контрольно-надзорные проверки 25 организаций, осуществляющих деятельность по продаже коммунальных услуг потребителям. В ходе мероприятий по контролю выявлены нарушения требований ст. 4,7,8,10, 27-38 Закона РФ « О защите прав потребителей», ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги .Общие технические условия», п.4,7,8,9,24.38,49,54,60,65,67.68 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307,санитарных норм и правил, а так же других нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере ЖКХ.

Лабораторный и инструментальный контроль жилищно-коммунальными службами за качеством и количеством предоставляемых услуг проводится лишь эпизодически при заявлениях и обращениях жильцов.

Анализ проведенных мероприятий по контролю показал, что оплата за предоставляемые коммунальные услуги осуществляется в полном объеме, без учета их качества:

-не предоставляется потребителям полная и достоверная информация об исполнителе услуг, о тарифах на коммунальные услуги и т.д.

- вода, поступающая в разводящую сеть жилого фонда, не соответствует требованиям санитарного законодательства по микробиологическим показателям после проведения ремонтных работ;

- перебои в подаче горячей воды;

- несвоевременный вывоз твердых бытовых отходов;

- подтопление подвалов жилых домов канализационными стоками;

- не оборудованы детские и хозяйственные площадки;

Большая часть жилого муниципального фонда эксплуатируется в течение 25 лет и более. За весь период эксплуатации замена внутренних инженерных коммуникаций в большинстве жилых домов не производилась. На текущий момент состояние внутренних сетей жилых зданий характеризуется значительным физическим износом. При этом предприятиями, предоставляющими адекватные меры по обеспечению надлежащего технического состояния сетей, а соответственно и качества потребительских услуг, что подтверждается частой повторяемостью жалоб (заявок) со стороны потребителей услуг

За допущенные нарушения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг на нарушение Закона «О защите прав потребителей» составлено 29 протоколов об административных правонарушениях (11 на юридических лиц), наложено штрафов на сумму 159,9 тыс.руб.


^ 2.5. Иные платные услуги


Специалистами управления совместно с сотрудниками ГИБДД и управления автодорожного надзора по Пермскому краю и Коми-Пермяцкому автономному округу проведены рейдовые мероприятия по соблюдению правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Всего проверено 37 предприятий (2005год-22), нарушения установлены почти во всех. В ходе проведенных мероприятий установлены факты нарушения условий лицензирования и правил перевозок: не объявлялись остановки, водители не имеют спецодежды для ремонта техники. Автобусы выпускаются на линию с нарушениями условий безопасности перевозок: на лобовом стекле трещины, плохо закрываются двери, отсутствуют молоточки для разбивания стекол при аварийных ситуациях. Перевозчики не обеспечиваются возможностью соблюдения правил личной гигиены в части отсутствия в автобусах моющих средств, щеток для мытья рук, полотенец.

По результатам проведенных мероприятий по контролю оформлено 33 протокола об административных правонарушениях, вынесено постановлений о наложении штрафов на сумму 90,8 т.рублей.

Управлением проведены внеплановые мероприятия по контролю в отношении компаний-операторов мобильной связи. Мероприятия по контролю проводились на предмет выявления нарушений ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в части не предоставления потребителям информации о цене предоставляемых операторами мобильной связи услуг в рублях.

На территории Пермского края услуги радиотелефонной связи оказывают четыре оператора связи: «МТС» - ОАО «Мобильные ТелеСистемы», «Билайн» - ОАО «Вымпел-Коммуникаций», «Utel» - ОАО «Уралсвязьинформ», «Мегафон» - ЗАО «Уральский Джи Эс Эм».

В результате проведенных мероприятий по контролю нарушения установлены у одного оператора связи, так ОАО «Мобильные ТелеСистемы» - «МТС» информацию о стоимости услуг представляет в условных единицах. В счетах к договорам о предоставлении услуг подвижной радиотелефонной связи цена за предактивированный комплект (ПРМ) указывается, как 3.00 информация о цене в рублях до потребителей не доводится. До абонентов доводится информация о том, что оплата производится в рублях по курсу, установленному МТС и действующему на день исполнения обязанности по оплате, так на момент проведения мероприятий по контролю внутренний курс стоимости 1 у.е. равнялся 28.70 рублей. В тарифных планах данного оператора связи цена за услуги подвижной связи указана в рублях, и в условных единицах.

Одновременно проводились мероприятия по контролю в отношении дилеров операторов связи - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, заключающих договора между операторами связи и абонентами.

В ходе надзорных мероприятий проверено 26 предприятий, нарушения установлены в 9-ти :

- не доводится до потребителей информации о цене за услуги подвижной связи в рублях 5;

- отсутствует информация об организации, месте нахождения и режиме работы 4;

По результатам проведенных мероприятий по контролю составлены протоколы об административных правонарушениях по ч.1 ст. 14.8 ст. 14.15 КоАП РФ за нарушения ст. 10 ФЗ Закона РФ «О защите прав потребителей» и «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.

Совместно со специалистами отдела эпидемиологического надзора Управления проводились мероприятия по контролю в отношении учреждений оказывающих медицинские услуги, проверено 25 объектов, нарушения действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей выявлено в 14 или 56%. К виновным применены меры административного воздействия по ст.14.8 ч.1 за непредоставление необходимой и достоверной информации об оказываемой услуге, исполнителе.


^ 3. Организация региональной

системы защиты прав потребителей


Эффективное решение вопросов защиты прав потребителей зависит от комплексного подхода, в основе которого должно быть взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений потребителей и производителей.

Подписано Соглашение о взаимодействии между управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю и некоммерческим партнерством в сфере защиты прав потребителей «Гильдия добросовестных предприятий». На постоянной основе осуществляется взаимодействие с общественными приемными депутатов Государственной думы, Законодательного собрания Пермской области, Пермской Городской Думы, Главным Федеральным инспектором.

Руководитель управление является членом межведомственной рабочей группы по контролю за оборотом этилового спирта и алкогольной и спиртосодержащей продукции, действующей при администрации края.

Специалисты Управления вошли в состав: региональной комиссии по качеству для определения лучших товаров Пермских товаропроизводителей и осуществления координации работ, проводимых в рамках Всероссийского Конкурса Программы «100 лучших товаров России»; комиссии по вопросам работы городского пассажирского транспорта г.Перми, комиссии по координации действий органов исполнительной власти в сфере государственного контроля и надзора в области долевого строительства.


^ 3.1. Практика взаимодействия с органами местного самоуправления


В целях обеспечения полной и всесторонней защиты прав потребителей от некачественных товаров (работ, услуг), реализуемых (оказываемых) на территории края Управлением в адрес глав администраций муниципальных образований направлены рекомендательные письма о необходимости сохранения отделов защиты прав потребителей в органах местного самоуправления. На территории края находится 45 муниципальных образований. В соответствии со ст. 44 ФЗ «О защите прав потребителей» в структуре органов местного самоуправления сохранены специалисты по защите прав потребителей только в 26 (или 57,7%) муниципальных образованиях в количестве 48 человек (2005г.- 65), в том числе: отдел по ЗПП в одном муниципальном образовании, в 25 муниципальных образованиях специалисты входят в состав других отделов ( отдел торговли и промышленности управления экономики-5, отдел экономики-8, отдел потребительского рынка и предпринимательства-6, сектор правового управления -2, прочие -4).

Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю подписаны соглашения о взаимодействии с органами местного самоуправления во исполнение которых составлены планы работ (о проведении совместных мероприятий по контролю, по обмену опытом, информации и т.д.). Координация работы по защите по защите прав потребителей в городах и районах Пермского края осуществляется через отделы потребительского рынка и развития предпринимательства, экономического отдела администраций муниципальных образований.

В рамках соглашений о взаимодействии специалисты Управления активно принимают участие в проведении совместных проверок, совещаний, семинаров (семинар «День малого бизнеса», конференция «Покупатель-король рынка», совещания «Соблюдение законодательства в сфере защиты прав потребителей субъектами малого бизнеса» и др.). С целью повышения культуры обслуживания населения и качества предоставляемых услуг участвовали в работе конкурсной комиссии при проведении смотра-конкурса работников потребительского рынка г.Соликамска «Лучший продавец города».

При администрации города Перми действует координационный общественный совет по защите прав потребителей «Этика», основной задачей созданного Совета является координация деятельности и осуществление совместных мер по соблюдению законодательства в сфере защиты прав потребителей органами государственной и региональной власти , местного самоуправления, общественными и иными организациями, деятельность которых затрагивает интересы потребителей, а так же оказание практической помощи потребителям, пропаганда передового опыта. Подготовка, обучение, повышение квалификации кадров для предприятий потребительского рынка города являются одним из основных приоритетных направлений деятельности совета, которое осуществляется путем организации и проведения обучающих семинаров, конференций, заседаний за «круглым столом», мастер - классов ведущих специалистов отраслей, включая и международного уровня квалификации и др.


^ 3.2. Практика взаимодействия

с общественными объединениями потребителей


В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» на территории Пермского края зарегистрировано 5 общественных организаций:

1.Пермское городское общество защиты прав потребителей «Справедливость»;

2.Городская общественная организация по защите прав потребителей в сфере ЖКХ;

3.НП «Собственники жилья «Пермский край»;

4.СГОО «Общественная защита прав потребителей» в г. Соликамске;

5.Общественная организация по защите прав потребителей в г. Березники.

Специалистами управления совместно с общественным объединением потребителей г.Соликамска проведен круглый стол на тему «Потребитель! Знай свои права при покупке сложных товаров бытового назначения».


^ 4. Информирование и просвещение населения –

формы и методы работы


Статья 3 Федерального Закона «О защите прав потребителей» предусматривает право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей. В целях реализации права потребителя на информирование и просвещение населения Управлением проводилась определенная работа. Организована система информирования потребителей в средствах массовой информации через телевидение и печать, с помощью которых организовывались выступления специалистов разных отделов управления, наряду с интервью специалистов были показаны сюжеты о работе предприятий потребительского рынка, а также размещения информации на Сайте Управления в Интернете.

Ежедневно ведется прием граждан для консультаций и рассмотрения обращений и заявлений, разъяснения применения Закона РФ «О защите прав потребителей» специалистами Управления, консультационного центра ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае».

В целях повышения уровня знаний потребителя проведено:

- 7 семинаров-совещаний для предпринимателей, юридических лиц и населения, 4 заседания «Круглого стола»;

- проведены «Горячие линии» по вопросам защиты прав потребителей г.г.Перми, Соликамске, Чусовой, Лысьва, Верещагино и др., о ходе телефонной «Горячей линии» в течении дня давалась информация на радио и телевидении;

- в библиотеках ряда районов оформлены тематические стенды «Секреты удачной покупки», «Азбука потребителя», «Основы потребительских знаний» (г.Пермь, г. Кунгур, Верещагинский р-н.). Разработаны и напечатаны информационные плакаты. Совместно с «Домом печати» организовано изготовление и продажа печатных листов с информацией «Куда обратиться с жалобой» с указанием телефонов и адресов службы Роспотребнадзора (г.Чусовой, г.Кунгур).

- для изучения основ законодательства о защите прав потребителей, формирования правовой культуры и активизации работы общеобразовательных учреждений специалистами Управления совместно со специалистами администраций районов проведены лекции, факультативные уроки, тестирование среди старшеклассников школ и учащихся профессиональных училищ (в г.Перми, Сивинском, Верещагинском, Ординском, Суксунском районах). В г.Добрянка проведен конкурс сочинений и рефератов на тему «Потребитель знай свои права»;

- проведены социологические опросы населения на знание основ Закона «О защите прав потребителей» (70% опрошенных знают, какой закон защищает их потребительские права);