bigpo.ru
добавить свой файл
1
     ТЕМА 1. Введение. Виды и жанры изобразительного искусства

Введение. Методология истории и периодизации (исторические эпохи, формационный и цивилизационный подходы). Понятие «цивилизация». Понятие «искусство», определение места искусства в системе художественной культуры. Морфология искусства. Виды и жанры искусства. Определение специфических черт живописи, скульптуры, графики, архитектуры и декоративно-прикладного искусства Историческое развитие видов и жанров. Классификация искусства 

Литература: 

Алексеева В.В. Что такое искусство? В 2 т. Т.1. – М., 1973; Т. 2. М., 1979.

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М., 1985.

Виппер Б.Р. Введение в искусствознание.-М.,1987.

Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. В 3 т. – СПб., 1996 – 1997

Всеобщая история искусства. В 6 т. – М., 1962 – 1965.

Гомбрих Э История искусства М., АСТ, 1998.

Еремеев А.Ф. Границы искусства. – М., 1987.

Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры. – М., 1964.

Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. – М., 1987.

Ильин М.А. Основы понимания архитектуры. – М., 1963.

Искусство в системе культуры/Сост. И отв. Ре. М.С. Каган. – Л.,1987.

Искусство: живопись, скульптура, архитектура, графика /Сост. М.В. Алпатов, Н.Н. Ростовцев. – М., 1987.

Искусство в мире духовной культуры. – Киев, 1985.

Искусство стран и народов мира. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. В 6 т. – М., 1962 – 1981.(Краткая художественная энциклопедия).

Каган М.С. Морфология искусства. М.-Л., 1973.

Кон-Винер Д. История стилей изобразительных искусств. М.,1998.

Популярная художественная энциклопедия. В 2 кн. Архитектура, живопись, скульптура, декоративное искусство. – М., 1986.

Степанов Г.А. Взаимодействие видов искусств. – М., 1983.

Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

Янсон Х.В. Основы истории искусств. – СПб., 1997.

 

ТЕМА 2. Искусство первобытного общества

 История изучения первобытного искусства, его место в системе художественных ценностей современного общества. Основные гипотезы происхождения искусства. Искусство первобытного общества (сюжеты, манера, целесообразность изображений). Изображения на стенах, на предметах, мелкая пластика. Развитие орнамента. Ремесла. Архитектура. Искусство эпохи палеолита. Изобразительное и мобильное искусство. Основные этапы и памятники. Искусство эпохи неолита. Основные этапы и памятники. Эволюция изобразительных форм. «Условное» и « реальное». Синкретический характер первобытной культуры. Миф как ее основа. 

 

 Литература.

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990

Асанов Л.Н. Тайны пещерных людей. М., 2006.

Абрамова З.А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. – М.-Л., 1966.

Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества.- М., 1978.

Еремеев А.Ф. Происхождение искусства. – М., 1970.

Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура.:Курс лекций: в 2 ч. – Саранск, 1996-1997.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М.,1994.

Мериманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. - М., 1973.

Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Каменный век. – М., 1973.

Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века. - М.,1974.

Окладников А.П. Утро искусства. Л., 1967.

Первобытное искусство. Вып. 1-5.- Новосибирск, 1971 – 1983.

Ранние формы искусства. - М.,1972.

Столяр А.Д. Происхождение искусства. М.,1985.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

Формозов А.А. Очерки по первобытному искусству. - М., 1969.

 

ТЕМА 3. Искусство Древнего Востока

3.1. Междуречье 

Развитие городов и начало формирования крупных художественных центров в IV – первой половине III тысячелетий до н.э. Зиккураты. Скульптура как один из ведущих видов искусства Междуречья. Стилизация как основной принцип изобразительного искусства Междуречья. Шумерское искусство. Искусство Древнего Вавилона. Искусство Ассирии. Искусство Междуречья в I тысячелетии до н.э. Историко-культурное значение искусства стран Междуречья. 

 Литература. 

Авдиев В.И. История Древнего Востока. – М., 1953.

Белицкий М. Забытый мир шумеров. – М., 1980.

Белянский А.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М.,1970.

Варга Дамокош. Древний Восток. – Букдапешт, 1972.

Васильев Л.С. История религий Востока. – 2-е изд. – М., 1988.

Всеобщая история искусств: В 6 т. Т.1. – М., 1956.

Древние цивилизации. – М., 1987.

История Древнего мира.- В 2 т. – М.,1982.

Лосева И.М. Искусство Древней Месопотамии. М., 1946.

Мифы народов мира: В 2 т. – М., 1982

Роуленд Б. Искусство Востока и Запада. – М., 1958.

Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. М.-Л., 1958. 


 

3.2. Древний Египет

 

«Древний Восток» как историко-культурное понятие.

Открытие памятников Древнего Египта. Важнейшие этапы в развитии египтологии.Мифологическая основа древнеегипетской культуры. Канон, его смысл и значение. Архитектура Древнего Египта, ее связь с заупокойным культом , культом богов и фараона. Основные принципы архитектуры Древнего Египта, их развитие и использование в других культурах. Новые технологии, конструктивные и художественные решения. Великие зодчие Древнего Египта и их творения. Влияние архитектуры на другие виды искусств. Разнообразие видов и жанров изобразительного искусства в Древнем Египте. Скульптура, ее место в жизни страны. Происхождение скульптурного портрета. Эволюция портрета. Монументальная живопись, ее место в искусстве Древнего Египта. Декоративно-прикладное и ювелирное искусство Древнего Египта. Искусство эпохи Амарны. Искусство эллинистического Египта. Историко-культурное значение искусства Древнего Египта.

Литература.

Авдиев В.И. История Древнего Востока. – М., 1953.

Васильев Л.С. История религий Востока. – 2-е изд. – М., 1988.

Всеобщая история искусств: В 6 т. Т.1. – М., 1956.

Древние цивилизации. – М., 1987.

Зиновьев А.А. Логос Египетских пирамид. – Владимир, 1999.

Искусство Древнего Египта. – М., 1972.

История Древнего мира.- В 2 т. – М.,1982.

Капалина Ц. Архитектура страны фараонов. Жилище живых, усопших и богов. – М., 1990.

Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1968.

Мифы народов мира: В 2 т. – М., 1982

Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. – М., 1985.

Рах И.В. Мифы Древнего Египта.- СПб, 1993.

Роуленд Б. Искусство Востока и Запада. – М., 1958.

Целлар К. Архитектура страны фараонов. – М., 1990.

ТЕМА 4. Искусство эпохи античности

4.1.           Древняя Греция 

Искусство Эгейского мира, как связующее звено между искусством Востока и античности. Полицентричность искусства Эгейского мира.

Искусство Крита. Архитектура дворцов. Монументальная живопись. Керамика. Влияние Крита на художественную культуру соседних территорий.

Искусство Киклад. Скульптура

Искусство Микен. Архитектура. Декоративно-прикладное и ювелирное искусство.

 Искусство Древней Греции. Периодизация. Главное содержание и логика развития. Мифология и искусство. Реальность и искусство.

Искусство гомеровского периода (XI – VIII века до н.э.). Сложение основных мифологических циклов. Вазопись – как основная форма изобразительного искусства эпохи. «Дипилонские вазы» – как пример перехода в рамках «геометрического» стиля от условно-декоративной орнаментации к фигуративным композициям, содержащим изображения человека и животных. Искусство эпохи архаики (VIII – VI века до н.э.). Греческий полис – основа античной культуры. Основные центры. Архитектура. Появление каменного храма. Ордерная система – как основа архитектурного мышления Древней Греции. Дорический и ионический ордера. Сложение основных типов греческих храмов – «в антах», «простиль», «амфипростиль», «периптер». Формирование принципов архитектурного ансамбля. Скульптура эпохи архаики. Изображение богов, «куросов», «кор» - как первые шаги на пути формирования идеального образа человека в скульптуре. Эстетические принципы и нормы архаической пластики. Рельеф. Керамика. Возникновение многообразия пластических форм сосудов. Чернофигурный стиль в вазописи

Искусство эпохи классики (V –IV века до н. э.). Афины – ведущий художественный центр. Причины возвышения Афин. Другие художественные центры .Архитектура эпохи классики. Развитие ордерной системы. Коринфский ордер. Ансамбль как характерная черта архитектуры эпохи классики. Главные принципы древнегреческого ансамбля. Афинский акрополь как пример классического ансамбля. Выдающиеся образцы архитектуры эпохи – Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос, мавзолей в Галикарнасе и др.. Скульптура эпохи классики. Мирон. Фидий. Поликлет и его «Канон». Скопас. Пракситель. Лисипп. Живопись эпохи классики. Аполлодор Афинский. Сикионская и фиванско-аттическая школа живописи. Вазопись. Переход от чернофигурной к краснофигурной технике. Полихромный стиль. Художественное и историческое значение вазописи.

Искусство эпохи эллинизма. (IV – I века до н.э.). Отход от мифологического отношения к природе. Восточные влияния. Религиозный синкретизм. Особенности эллинистической архитектур. Архитектурный ансамбль эпохи эллинизма.. Тип греческого жилого дома и его декоративное убранство. Дворцовые сооружения. Скульптура эпохи эллинизма. Нарастание гедонистического начала в пластике и живописи. Александрийская, пергамская и родосская школы.

Вклад искусства Древней Греции в мировое искусство.

Литература

Античная цивилизация. – М., 1973.

Античность как тип культуры. – М.,1988.

Боннар А. Греческая цивилизация. – М., 1992.

Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972

Вощинина А.И. Античное искусство. М.,1962.

Всеобщая история архитектуры. Изд. 2е. Т.2. - М.,1973.

Златковская Т.Д. У истоков европейской культуры. Троя., Крит, Микены. – М., 1961.

Кобылина М.М. Аттическая скульптура VII – V веков до н. э. М., 1953.

Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. – М., 1970.

Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады.- М.,1977.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.,1990.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Минск, 1989.

Левек П. Эллинистический мир. – М.,1989.

Лосев А.Ф. История античной эстетики:В 7 т. – М., 1963 – 1988.

Маркиш Ш. Сумерки в полдень: Очерк греческой культуры в эпоху Пелопоннесской войны. – СПб., 1999.

Метерлик Р. Античные легенды и сказания. – М.,1992.

Мифологический словарь. – М., 1991.

Неверов О.Я. Античные камеи в собрании Государственного Эрмитажа. – Л., 1971.

Неверов О.Я. Культура и искусство античного мира. – Л., 1982.

Передольская А.А. Краснофигурные аттические вазы в Эрмитаже.- Л.,1967.

Полевой В.М. Искусство Греции: Древний мир. Средние века. Новое время. – М., 1984.

Соколов Г.И. Мирон и Поликлет. – М., 1961.

Соколов Г.И. Античная скульптура. Греция. – М., 1961.

Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. – М.,1980.

Словарь античности. – М.,1989.

Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. – М., 1966.

 

 4.2. Искусство Древнего Рима

Искусство этрусков (VII – IV века до н.э.). Культурные связи Этрурии с Востоком и Грецией. Архитектура. Особенности этрусского храма. Конструктивные основы архитектуры. Тосканский ордер. Свод. Скульптура. Ее связь с культом предков. Влияние этрусского искусства на формирование искусства Древнего Рима.

Искусство Рима республиканского периода и периода ранней империи. Этрусская и греческая составляющие римского искусства. Архитектура. Типы зданий и сооружений Древнего Рима. Римская ордерная аркада, или архитектурная ячейка. Новые техники и материалы. Forum Romanum – как образец архитектурного ансамбля республиканского периода. Скульптура. Формирование и развитие традиций римского скульптурного портрета. Монументальная живопись. Основные стили. Содержание. Художественные достоинства. Эллинистические тенденции в искусстве второй половины I века н.э.

Искусство Рима эпохи расцвета империи. Греко-римское и «варваризирующее» течения в искусстве II века н.э. Архитектура. Усиление влияние эллинистических традиций. Форумы императоров как примеры нового типа ансамбля. Принципы архитектурного ансамбля. Скульптурный портрет. Рельеф. Развитие темы триумфа в искусстве. Искусство римских провинций. Фаюмский портрет.

Искусство Рима III – IV веков н.э. Распространение христианства. Возникновение раннехристианских форм искусства, формирование языка символов. Живопись катакомб. Искусство периода официального признания христианства при Константине Великом.

Значение искусства Древнего Рима.

  

Литература

Античная цивилизация. – М., 1973.

Античность как тип культуры. – М.,1988.

Арган Дж. История итальянского искусства: В 2 т. Т.1. – М., 1990.

Бритова Н.Н., Лосева Н.М., Сидорова Н.А. Римский скульптурный портрет. Очерки. – М., 1975.

Вощинина А.И. Античное искусство. М.,1962.

Всеобщая история архитектуры. Изд. 2е. Т.2. - М.,1973.

Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство Этрусков и Древнего Рима. – М., 1982.

Криченко В.И. Помпеи, Геркуланум, Стабии. - М.,1981.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.,1990.

Лосев А.Ф. История античной эстетики:В 7 т. – М., 1963 – 1988.

Метерлик Р. Античные легенды и сказания. – М.,1992.

Мифологический словарь. – М., 1991.

Неверов О.Я. Античные камеи в собрании Государственного Эрмитажа. – Л., 1971.

Неверов О.Я. Культура и искусство античного мира. – Л., 1982.

Сидорова Н.А., Чубова А.П. Искусство Римской Африки. – М., 1979..

Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. – М., 1971.

Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. – М.,1980.

Словарь античности. – М.,1989.

Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. – М., 1966.

Чубова А.П. Искусство Европы I – IV веков. Европейские провинции Древнего Рима. – М., 1970.

Чубова А.П. Этрусское искусство (альбом). – М.,1972.

 


ТЕМА 5.    Изобразительное искусство и архитектура Западной Европы 

Европа после падения Западной Римской империи. Два пути европейской культуры: западный и восточный. Их специфика.

Периодизация искусства эпохи Средневековья.

Раннее Средневековье. Роль церкви в становлении и развитии культуры варварских государств

Искусство эпохи меровингов. Расцвет декоративно-прикладного искусства и книжной миниатюры. Орнамент.

Искусство эпохи каролингов. Феномен «Каролингского возрождения». Обращение к античной раннехристианской традиции и искусству Византии.

Архитектура. Аахенская капелла. Базилики. Каменные строения аббатств и монастырей. Возрождение форм монументальной живописи.

Книжная миниатюра эпохи каролингов, ее основные школы.

Искусство Германии при Оттоне I и его наследниках. Смысл термина «оттоновское возрождение».

Архитектура. Формирование основных элементов средневекового храма.

Монументальная живопись и скульптура.

Расцвет книжной миниатюры.

Развитое Средневековье.

Романское искусство. Происхождение и смысл термина «романика». Романское искусство как синтез искусства варварских народов и Византии. Общеевропейский характер романского стиля и локальные школы.

Архитектура. Замок. Город в эпоху зрелого феодализма.

Утверждение формы базилики в церковной архитектуре. Храм-крепость. Стена и свод – как конструктивная основа зодчества. Взаимоотношение массы и пространства в романской архитектуре. Романский храм как основа синтеза искусств.

Скульптура. Монументальная живопись. Книжная миниатюра. Декоративно-прикладное искусство. Преобладание выразительного начала в романском искусстве.

Готическое искусство. Происхождение и смысл термина «готика». Ведущая роль города в формировании основ готического искусства.

Архитектура, ее ведущая роль в искусстве XIII – XV вв. Готический храм-базилика, его конструктивная основа. Каркасная конструкция. Свод на нервюрах, аркбутан, контрфорс. Взаимоотношение массы и пространства в готическом храме. Новый образ западноевропейского христианского храма.

Архитектура как основа синтеза искусств.

Скульптура. Рельеф и круглая пластика. Монументальная живопись. Преобладание витража. Разнообразие тематики в изобразительном искусстве. Появление реалистических элементов. Скульптурный портрет. Жанровые сцены а миниатюре и рельефных композициях. Общеевропейский характер готического стиля и искусство локальных центров.

Выдающиеся памятники эпохи развитого средневековья. 

Литература: 

Алпатов М.А. Всеобщая история искусств. – Т.1.-М., 1948.

Арган Дж. История итальянского искусства. В 2 т.-Т.1.- М., 1990.

Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. –М., 1983.

Брунов Н.И. Пропорции античной и средневековой архитектуры. – М.,1935.

Гуревич А.Я. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства. – М.,1990.

Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению. – 1975.

Дворжак М. Очерки по искусству Средневековья. – М., 1934.

Дживелегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. – СПб., 1902.

Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья.- М.,1987.

История европейского искусствознания. От античности до конца XVIII века. – М., 1963.

Коптерева Т.П. Искусство Испании: Очерки. Средние века. Эпоха Возрождения. – М.,1989.

Лясковская О.А. Французская готика. – М., 1973.

Муратова К.М. Мастера французской готики. – М., 1988.

Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в Средние века. – М.,1964.

Овчинников А.Н. символизм христианского искусства: Сборник статей. – М.,1999.

Рутенбург В.И. итальянский город от раннего Средневековья до эпохи Возрождения. Очерки. – Л., 1987.

Тяжелов В.М. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европы.. – М., 1981

Ференци Б.К. Очерки по искусству средневековья Франции. – М., 1936..

Хейзинга Й. Осень средневековья. – М.,1988.

Художественный язык средневековья. – М., 1982.

Цирес А. Искусство архитектуры: Художественный образ романских и готических соборов. – М., 1946.

Ювалова Е.П. сложение готики во Франции. – СПб., 2000.

ТЕМА 6. Изобразительное искусство и архитектура Византии

 

Образование Византии. Ее судьба и особое значение после завоевания варварами Западной Римской империи. Периодизация искусства Византии. Смысловое содержание терминов «искусство Византии» и «византийское искусство». Византия как хранительница великих достижений античности. Ортодоксально христианский характер искусства Византии. Стилистические черты.

Византийская архитектура. Основные этапы формирования архитектурного канона. Памятники «ранневизантийского» периода (V – VII века). Софийский собор г. Константинополя - художественное воплощение идеи христианского миропорядка. Архитектурные памятники Равенны. Синтез искусств. Памятники «средневизантийского» периода. Основные архитектурные школы. Крестово-купольный храм. Его эволюция, конструкция, символика. Купол как основа архитектурной системы Византии. Влияние византийского зодчества на западноевропейскую архитектуру эпохи средневековья..

Монументальная живопись. Ее истоки и эволюция. Техники мозаики и фрески. Формирование системы росписи византийского храма. Отражение в ней христианского миропорядка. Ее связь с литургией. Мозаики и фрески Константинополя и Равенны – выдающиеся памятники средневекового искусства.

Византийская икона. Возникновение. Эволюция. Иконоборчество и его влияние на развитие изобразительного искусства Византии. Смысл иконы как отражение «невидимого в видимом». Разработка теории иконы Иоанном Дамаскином, Федором Студитом и другими православными авторами. Свет как основополагающая категория православного искусства. Сложение основных иконографических изводов. Иконография Христа. Иконография Богоматери. Праздники. Техника и технология.

Место скульптуры в художественной системе Византии. Отказ от античных традиций. Преобладание мелкой пластики. Условно-декоративный язык пластики.

Декоративно-прикладное искусство Византии. Его связь с литургией и придворным церемониалом.

Всемирно- историческое значение искусства Византии.

 

Литература

Античность и Византия. – М., 1975.

Байе Ш. Византийское искусство.- СПб., 1888.

Банк А.В. Культура и искусство Византии IV- XV веков. – М., 1957.

Брунов В.И. Архитектура Византии // Всеобщая история архитектуры в 12 т. Т.3.- М., 1966.

Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. – М.,1977.

Бычков В.В. Смысл искусства в Византийской культуре. – М., 1991.

Бычков В.В. Образ как категория византийской эстетики // Византийская цивилизация в освещении русских ученых (1947 – 1991). – М., 1999.

Вагнер Г.К. Византийский храм как образ мира // Византийская цмвилизация в освещении русских ученых (1947 – 1991). – М., 1999.

Васильев А.А. История Византийской империи. Тю1 – 2.– СПб.,1998.

Византийское и древнерусское искусство. – М, 1978.

Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа: Сб. в честь В.Н. Лазарева. – М., 1973.

Всеобщая история искусств. Т2.- М.,1960.

Даркевич В.П. светское искусство Византии. Произведения византийского художественного ремесла в Восточной Европе X – XII веков. - М., 1975.

Искусство Западной Европы и Византии. – М., 1978.

История Византии. Т.1 – 3. – М., 1967.

Каждан А.П. Византийская культура (X – XII вв.). – М., 1968.

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII в. – М., 1987.

Кондаков Н.П. Иконография Богоматери.- СПб., 1914.

Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М., 1984.

Культура Византии: вторая половина VII – XII вв. – М., 1989.

Культура Византии: XIII – первая половина XV вв. – М., 1991.

Лазарев В.Н. История Византийской живописи. Т. 1 – 2 .- М., 1947 – 1948.

Лазарев В.Н. Византийская живопись. – М., 1971.

Лихачева В.Д Искусство Византии VI – XV вв. – Л., 1981.

Литаврин Г.Г. Болгария и Византия в XI – XII вв.- М., 1960.

Сузюмов М.Я. Историческая роль Византии и ее место во всемирной истории. – «Византийский временник». Т.XXIX.

Тяжелов В.Н., Сопоцинский О.И. Искусство средних веков. – М., 1975.

 

ТЕМА 7. Искусство эпохи Возрождения

7.1. Итальянское Возрождение

 

Происхождение термина «Возрождение». Хронологические рамки. Периодизация эпохи Итальянского Возрождения. Научно-философские основы Возрождения. Гуманизм. Неоплатонизм. Антропоцентризм. Обмирщение культуры и искусства. Место античной культуры в системе ценностей Итальянского Возрождения. Взаимоотношение науки и искусства в эпоху Возрождения. Рационализм как одна из основ мировоззрения эпохи.

Проторенессанс – как исключительно итальянское явление. Его смысл и значение для европейской культуры и искусства. Чимабуэ, Пьетро Коваллини, Арнольфо ди Камбио, Джотто ди Бондони, семья Пизано – как наиболее яркие представители Проторенессанса в изобразительном искусстве и архитектуре. Формирование нового художественного метода. Природа и античность как две его составляющие.

Раннее Возрождение. Утверждение новых идеалов и нового творческого метода в искусстве. Проблема изображения пространства. Перспектива. Объемно-пространственное моделирование. Светотень. Правильность анатомического строения изображения. Флоренция – главный центр нового искусства Италии. Филиппо Мазаччо и утверждение принципа приоритета натуры над образцом. Новое видение скульптуры в творчестве Донателло. Обнаженная натура. Контрапост. Низкий «живописный» рельеф. Разнообразие тем, сюжетов и материалов. Статуя «Давида». Первый конный монумент эпохи Возрождения. Архитектура Раннего Возрождения. Филиппо Брунеллески. Завершение работ над куполом собора Санта Мария делла Фьори- начало формирования нового образа Флоренции. Возрождение ордера как ведущего принципа архитектуры. Воспитательный дом – как эталон архитектуры Раннего Возрождения. Новые конструктивные и декоративные приемы. Отличие архитектуры XV века и античной. Теоретические взгляды Леона Батиста Альберти. Особенности развития итальянского искусства второй половины XV столетия. Усложнение картины художественной жизни. Развитие традиций Мазаччо. Интерес к искусству готики. Творчество живописцев Пьеро делла Франческо, Джованни Беллини, Сандро Боттичелли, фра Филиппо Липпи, скульпторов Лукка делла Роббиа, Андреа Вероккио – представителей разных художественных центров Италии. Появление портрета, батальной картины, разработка мифологических сюжетов – как свидетельство активного развития светского направления в искусстве.

Высокое Возрождение. Усиление роли Рима и папства в политической и культурной жизни Италии. Академия Медичи во Флоренции. Воплощение в искусстве идеально-прекрасного человека. Абсолютизация человеческой личности. Архитектура Высокого Возрождения. Творчество Браманте. Воплощение мечты об идеальном храме в проекте собора св. Петра в Риме. Судьба храма. Тема идеального города в творчестве зодчих эпохи. Живопись. «Наука живопись». Творчество Леонардо да Винчи – первого мастера Высокого Возрождения. Новый тип алтарного образа. Новое понимание синтеза живописи и архитектуры. Новый подход к изображению конкретного человека. Поиск высшей гармонии в творчестве Рафаэля Санти. Образ Мадонны. Титанизм – главная тема творчества Микеланджело Буонаротти в живописи и скульптуре. Универсализм мастеров эпохи Возрождения. Искусство Венеции и округи. Творчество Джорджоне и раннего Тициана.

Искусство Позднего Возрождения. Микеланджело как художник позднего Возрождения. Творчество Тициана, Тинторетто и Веронезе. Д. Вазари и его «Жизнеописания...». Б. Челлини. Творчество и литературный автопортрет. Создание Витрувианской академии в Риме. Разработка системы архитектурных ордеров. А. Палладио – крупнейший зодчий и теоретик эпохи. Маньеризм. Кризис или подготовка нового этапа в развитии искусства? Теоретические сочинения представителей маньеризма. Творчество Я. Понтормо, М. Пармиджанино, А. Бронзино.

Всемирно историческое значение искусства Итальянского Возрождения.

 

 7.2. Северное Возрождение

 

Проблема Северного Возрождения. Смысл термина. Хронологические и территориальные рамки явления. Пантеизм – как философская основа Северного Возрождения. Светское начало готики как основа для развития нового искусства. Эмпиризм нидерландской живописи XV века. Творчество Робера Кампена, Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Гуго ван дер Гуса, Иеронима Босха – первый этап в продвижении к новым идеалам в искусстве. Появление масляной живописи.

Искусство Германии конца XV – первой трети XVI века. Реформация . Крестьянская война. Развитие немецкого гуманизма. Общий подъем культуры. Книгопечатание и его влияние на развитие искусства. Книжная и станковая гравюра. Обособление графики как вида искусства. Альбрехт Дюрер – как ведущий мастер северного Возрождения. Путешествие в Италию. Алтарная картина. Портрет. Обращение к изображению обнаженной натуры. Развитие офорта и ксилографии. Творчество Лукаса Кранаха Старшего, М. Грюневальда, Ганса Гольбейна Младшего.

Искусство Нидерландов первой половины - середины XVI века. Творчество Питера Брейгеля Старшего как вершина нидерландского Возрождения. Почвенность творчества художника. Влияние искусства Италии.

Искусство Франции. Связь с итальянским и нидерландским искусством. Архитектура. Скульптура. Живопись. Творчество Жана Гужона. Расцвет реалистического карандашного портрета в творчестве Ф. Клуэ.

Особенности искусства Возрождения в Англии. Влияние немецкого искусства. Портрет как ведущий жанр изобразительного искусства Англии

Ренессанс в Испании. Сохранение средневековых традиций в искусстве Испании. Мистицизм и религиозная экзальтация в живописи Х. Де Эррера,

П. Делла Круса, Эль Греко.

Северное Возрождение как важнейший этап и истории европейской культуры. 

Литература.

Алпатов М.В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. – М.-Л., 1939.

Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. – М., 1976.

Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. В 2 т.- М., 1935 – 1937.

Арган Дж. История итальянского искусства:В 2 т.- М., 1990.

Бартенев И.А. Зодчие итальянского Ренессанса. – М., 1936.

Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М., 1983.

Баткин Л.В. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления.-М., 1990.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.,1990.

Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. - М.,1973.

Бернсон Б. Живопись итальянского Возрождения. – М., 1965.

Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. – М.,1996.

Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. – М., 1956.

Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. – СПб., 1913.

Вельфлин Г. Классическое искусство: Введение в изучение итальянского Возрождения. – СПб., 1999.

Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс: В 2 т. – М., 1977.

Всеобщая история искусств. Т.3. – М.,1962.

Гиберти Л. Комментарии. – М., 1938.

Головин В.П. Скульптура и живопись итальянского Возрождения. Влияния и взаимосвязь. – М., 1985.

Гращенков В.Н. Боттичелли. – М., 1960.

Гращенков В.Н. Рисунки мастеров итальянского Возрождения. Очерки истории, теории и практики. – М., 1963.

Гращенков В.Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. – М., 1996.

Гурвич Н.А. тициан. – Л., 1940.

Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. – М., 1964.

Данилова И.Е. Джотто. – М., 1969.

Данилова И.Е. Итальянская монументальная живопись. – М., 1970.

Данилова И.Е. Брунеллески и Флоренция: Творческая личность в контексте ренессансной культуры. – М., 1991.

Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: В 2 т. – М., 1978.

Дживелегов А.Н. Микельанджело. – М.,1938.

Дюрер А. Дневники, письма, трактаты: В 2 т. – М. – Л., 1957.

Знамеровская Т.П. Андреа Мантенья – художник северного кватроченто. – Л., 1961.

Знамеровская Т.П. Мазаччо – Л., 1975.

Искусство икультура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. – М.,1997.

История эстетики: памятники мировой эстетической мысли. Т.1. – М., 1962.

Кубе А.Н. Итальянская майолика XV – XVIII веков. – М., 1976.

Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. – М., 1979.

Коптерева Т.П. Искусство Испании: Очерки. Средние века. Эпоха Возрождения. – М., 1989.

Кустодиева Т. Итальянское искусство эпохи Возрождения. – Л., 1985.

Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения.: В 3 т. – М., 1959.

Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. – М., 1972.

Леонардо да Винчи. Трактат о живописи. – М., 1934.

Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. – СПб., 1998.

Леонардо да Винчи. Избранные произведения: В 2 т. – СПб., 1999.

Либман М.Я. Донателло. – М., 1962.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978.

Муратов П. Образы Италии: В 2 кн. – М,, 1909.

Панофски Э. Ренессанс и «Ренессансы» в искусстве Запада. – М., 1998.

Панофски Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. – М., 1999.

Патер У. Ренессанс: Очерки искусства и поэзии. – М.,1912.

Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV – XVII веков. – М., 1966.

Ротенберг Е.И. Искусство Италии XVI в. – М., 1967.

Ротенбург В.И. титаны Возрождения. – Л., 1976.

Смирнова И.А. Искусство Италии конца XIII – XV веков. – М., 1988.

Фарбман М. Архитектура итальянского Ренессанса. – СПб. – 1914.