bigpo.ru
добавить свой файл
1
Чацкий — победитель или побеждённый?


В название своего бессмертного произведения А.С. Грибоедов выносит слово «горе». Горе — это тяжёлое, неприметное чувство, которое должно предупредить читателя о неблагоприятном оригинале. Но, с другой стороны, само произведение названо комедией, а в комедии, казалось бы, ничего плохого с действующими лицами произойти не должно.

С этого противоречия начинается «Горе от ума», главный персонаж которого — Александр Андреевич Чацкий — вызывает такие противоречивые оценки и характеристики со стороны других действующих лиц комедии.

Коротко и ясно пересказал сюжет собственного произведения сам Грибоедов в письме к Катенину: «Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку… и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим… Кто-то со злости называет Чацкого сумашедшим, и все повторяют… он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Ферзь тоже разочарована насчёт своего сахара медовича», т.е. героиня разочарована в своём избраннике — «дураке».

Из такого краткого пересказа сюжета, будущий читатель, не познакомившись ещё с Чацким на страницах комедии, может, наверное, сделать вывод о том, что ответом на вопрос, победитель ли Чацкий, является «Нет».

Но с другой стороны А.С. Пушкин, прочитав в своё время «Горе от ума», написал в письме к А.Бестужеву: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующие лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями». Опять противоречие: вряд ли человек, столь близкий к автору, должен стать побеждённым. В каких же отношениях Чацкий с остальными персонажами? С кем ему приходится сражаться? На каком поле боя его ждёт победа или поражение? Обратимся к тексту комедии. Грибоедов рассказывает о своих героях очень подробдно.

Начало пьесы — утро в доме Фамусова. Пожилой сановник живёт в своё удовольствие, ездит по гостям, сам даёт балы, хвастается «монашеским поведением», но потихоньку пристаёт к служанке… У него одна забота — Выдать замуж свою дочь. Он отыскал подходящего жениха — военного Скалозуба, про которого говорят: «И золотой мешок, и метит в генералы».

Дочь Софья — молодая красавица, воспитанная на сентиментальных книгах, влюблена в тихого, скромного, бедного чиновника Молчалина и встречается с ним тайно, потому что они — совсем не пара.

«Возьмёт он руку, к сердцу жмёт,

Из глубины души вздохнёт,

Ни Слова вольного, и так вся ночь проходит…»

И тут вдруг из трёхлетнего путешествия возвращается Чацкий — друг детства Софьи. Он приносит с собой и страсть, и яркую динамическую речь, изобилующую острыми замечаниями, но главное — свой собственный взгляд на привычную московскую жизнь. Все остальные довольны полностью своим существованием и положением, а Чацкий способен эту жизнь критиковать.

Тем самым герой подрывает основу существования этого общества, и всего в целом, и каждого персонажа отдельно.

В первом же диалоге с Фамусовым Чацкий пугает хозяина дома своими смелыми высказываниями: «Ах! Боже мой! Он карбонари!», «Опасный человек!», «Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признаёт!», «Не слушаю, под суд! Под суд!»

Раздосадованный, недовольный Фамусов зажимает уши, не желая слушать Чацкого. Вряд ли он захочет отдать за такого «опасного» человека свою единственную дочь, значит, с этой стороны личного счастья Чацкому ждать не приходится. А Кто победитель в словесном поединке? Наверное, каждый остался при своих убеждениях, не приняв аргументов противника. Чацкий не побеждён, но и не признан победителем. Может быть, только читатель признаёт его обеду в словесной баталии.

Они встретятся на том же поле боя ещё раз. Нападки друг на друга станут всё яростнее и ещё больше разобщат этих разных людей… Фамусов свято чтит устои общества и живёт в соответствии с ними, Чацкий же бунтует, прекрасно понимая, что основу благородной жизни составляют угодничество и чинопочитание.

«Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?»

Победил ли Чацкий? Он настроил Фамусова против себя и приобрёл грозного противника, но симпатии читателя — явно на стороне Чацкого.

А что же Софья? Смысл её жизни — любовь к Молчалину, а не к Чацкому. Чацкий вызывает только раздражение Софьи, когда смеётся над бессловесностью и угодливостью чиновника. Мало того, что девушка отвергает своего поклонника, именно с её языка срывается фраза: «Он не в своём уме». Сама Софья, конечно, не понимает свои слова буквально, но, желая отомстить по-женски колкому насмешнику, рада, что собеседник понял их в прямом, а не в переносном смысле. «Готов он верить! А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себе примерить?»

И другие персонажи с удовольствием и всерьёз доказывают безумие Чацкого. Для Хлёстовой главное — почтение окружающих, для Молчалина — карьера, для Натальи Дмитриевны — светские развлечения. И раз Чацкий своими дерзкими словами всё это задевает — он «безумный по всему», как подводит итог сказанному доносчик и плу Загорецкий.

В обществе ум Чацкого бесполезен. «Да этакий ли ум семейство осчастливит?», — говорит Софья. Возможно, Софья по-своему права, но дело не в этом. Чацкий, лелеявший свои нежные чувства к Софье в течение трёх лет разлуки, потерял её, отвергнут, предан ею. «Слепец! Я в ком искал награду всех трудов! Спешил! … летел! Дрожал! Вот счастье, думал близко».

«А вы! О боже мой! Кого себе избрали?

Когда подумал, кого вы предпочли!»

Софья со своей любовью к серому и лживому Молчалину пала в его глазах. Опять неудача, даже двойная: и боль, и разочарованье. Значит, Чацкий — побеждённый? Но морально Чацкий выше, так как разоблачил интригу и ложь Молчалина. Софье тоже не сладко она разочарована, обманута, унижена Молчалиным. Масла в огонь добавляют безжалостные, хлёсткие фразы из последнего монолога Чацкого. Он ни чуть не рад, что место рядом с Софьей теперь свободно, он в очередной раз высмеивает Молчалина и окончательно разрывает отношения с Софьей.

«Довольно!… с вами я горжусь моим разрывом.»

Если подсчитать все потери в любовном треугольнике, то следует отдать победу Чацкому. Пусть он несчастен и раздосадован, но он чист и благороден.

Итак, Чацкий, отвергающий общество и им отверженный, потерпевший любовный крах и отвергнувший бывшую возлюбленную, — победитель или побеждённый?

Мне кажется, что с моральной точки зрения и с позиции читательских симпатий Чацкий — победитель, но как человек глубоко оскоблённый, которого «все гонят, все клянут», он ощущает от этой победы только горечь.