bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ НОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор __________ Л.М. Гура

«___»_____________2009г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС к дисциплине

ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

специальноать: Психология (П4)


Севастополь

2009


I. ОПИСАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Предмет: «Психология менеджмента»

Группа П4

Курс IV

Подготовка специалистов

Направление, специальность, образовательно-квалификационный уровень

Характеристики учебной дисциплины

Количество кредитов - 2

Количество модулей - 1

Количество содержательных модулей - 1

Количество часов - 72

Недельных часов - 2

Шифр и название нарпавления: 0301 Социально-политические науки

Шифр и название специальности: 6.030102 Психология

Образовательно-квалификационный уровень - Бакалавр

Обязательная

Год подготовки – 4

Семестр – 7

Лекций - 20

Практических - 8

Самостоятельных – 37

Индивидуальных заданий – 7

Вид контроля: зачет


^ II. ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Главная цель данного курса – дать основополагающие представления об организациях, об основных принципах эффективного управления организацией, об основных функциях управления организацией, необходимые любому менеджеру независимо от его уровня и сферы деятельности, сформировать умения, необходимых для эффективного выполнения функций менеджера.


^ III. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс «Психология менеджмента» относится к циклу гуманитарных дисциплин и предназначен для усвоения студентами актуальных вопросов эффективного руководства производственными коллективами и профессиональными группами. Знания навыки и умения в области психологии менеджмента позволяют ориентировать студентов на успешность в собственной профессиональной деятельности и на результативную консультативную помощь менеджерам разного уровня. Программа курса разработана в соответствии с учебным планом и рассчитана на 72 учебных часа. Программа предусматривает: лекционные аудиторные 20 ч., практические 8 ч. и самостоятельные занятия 37 ч. Лекционный материал раскрывает основные вопросы и аспекты деятельности менеджера, затрагивает вопросы взаимодействия в различных коммуникативных системах, рассматривает динамику развития личности менеджера. Лекции проводятся в форме диалога со студентами, ориентированного на приобретение системы знаний и выработки способов использования их в бузующей деятельности практического психолога. Практические занятия предназначены для закрепления полученных знаний, они знакомят студентов с особенностями психодиагностической и психокоррекционной работы. Самостоятельная работа студентов предусматривает знакомство с теоретическим материалом, письменные работы в виде рефератов и контрольных работ, а также индивидуальные задания разнообразного характера. В результате изучения студенты:

- должны знать:

  1. основные понятия и категории курса;

  2. основы менеджмента и маркетинга;

  3. предмет, основные закономерности, принципы и структуру дисциплины;

  4. знать специфические особенности управленческой деятельности, ее содержание и основные функции;

  5. основы теории управления профессиональными группами;

  6. основные теории мотивации и уметь применить их на практике при разработке систем мотивации сотрудников на предприятии;

  7. иметь представление о системе управления персоналом современной организации;

  8. сущность общения и межличностных взаимоотношений в системе менеджмента;

  9. иметь представление об эффективных коммуникационных сетях организации и о роли информации в управлении;

  10. формы взаимодействия групповых структур и личности;

  11. функции и стили управления руководителя;

  12. методы и приемы воздействия в деятельности менеджера;

  13. способы управления конфликтами, роль менеджера в их профилактики;

  14. знать основные этапы стратегического управления организацией;

  15. знать принципы построения организационных структур управления и современные подходы к их совершенствованию.

- должны уметь:

  1. применять психодиагностический инструментарий в области психологии менеджмента;

  2. определять умения менеджера реализовывать весь управленческий цикл;

  3. квалифицированно применять методы и приемы анализа стиля руководства группой;

  4. разрабатывать и применять программы самоменеджмента;

  5. анализировать этапы развития коллектива;

  6. разрабатывать эффективную систему оплаты труда персонала;

  7. заниматься подбором и расстановкой кадров с учетом социально-психологических факторов;

  8. определять потребность организации в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов, источники их пополнения, формы подготовки и повышения квалификации работников;

  9. управлять конфликтами в организации, формировать благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

- должны ознакомиться:

  1. основами психологического анализа деятельности менеджера;

  2. вопросами психологической пригодности к различным профессиям;

  3. элементами проведения аттестации менеджеров;

  4. приемами саморегуляции менеджера в различных ситуациях его деятельности.



^ V. СТРУКТУРА ЗАЧЕТНОГО КРЕДИТА КУРСА


П4

Тема

Количество часов,

Л

ПЗ

СР

ИР

Содержательный модуль «Основные принципы менеджмента»

Тема 1. Понятие менеджмента

2




3




Тема 2. Особенности становления социально-экономического менеджмента в Украине

2




3

1

Тема 3. Менеджер – как ключевая фигура современного управления

2

2

4

1

Тема. 4. Менеджмент – как функция социального государства

2




3




Тема 5. Управление персоналом

2

2

4

1

Тема 6. Работа с кадрами

2




3




Тема 7. Групповая динамика создания команды

2




4

1

Тема 8. Управление конфликтами

2

2

4

1

Тема 9. Менеджер по качеству

2




4

1

Тема 10. Теория и практика самоменеджмента

2

2

4

1

Всего:

20

8

37

7



^ VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ


Тема 3: Менеджер – как ключевая фигура управления

Цели:

  1. научить студентов строить профессиограмму менеджеров;

  2. выделять основные личностные качества данного специалиста;

  3. составлять квалификационные карточки менеджеров.

Часть 1. Вопросы для подготовки

  1. Характеристика эффективного менеджера [3, С. 151-169].

^ Часть 2. Практическая часть

  1. Диагностируйте личностные качества менеджера [5, С. 25-64].

Материал:

Тесты: «Предприниматель», «Лидерство», «Характер», «Общение», «Способность работать в группе», «Эффективный менеджер».

Литература

  1. Бандурка А.М. Психология управления. – Х.: Фортуна-пресс, 2007.

  2. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. – С-Пб.: Питер, 2008.

  3. Петрушин В.И. Психология менеджмента. – М.: Институт практической психологии, 1996.

  4. Психология управления. Хрестоматия. / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2006.

  5. Сартан Г.Н. Новые технологии управления персоналом. – С-Пб.: Речь, 2003.

  6. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. – М.: Бизнес школа, 1995.


Тема 5: Управление персоналом

Цели:

  1. познакомить студентов с основными средствами воздействий на персонал,

  2. дать знания об основных методах управления и мотивирования.

^ Часть 1. Вопросы для подготовки

  1. Менеджмент – умение делать работу чужими руками [1, С. 184-195].

  2. Мотивация как особая универсальная функция менеджмента [2, С. 88-102].

  3. Исследование различных видов воздействий на людей [3, С. 169-184].

^ Часть 2. Практическая часть

  1. Составьте функциональные обязанности;

  2. Разработайте упражнения: «Стимулы к работе», «Мотивация к деятельности».

Материал:

Тесты: «Тест для бизнесменов», «Как идут дела в моей фирме», «Способность идти на риск».

Литература

  1. Бандурка А.М. Психология управления. – Х.: Фортуна-пресс, 2007.

  2. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. – С-Пб.: Питер, 2008.

  3. Петрушин В.И. Психология менеджмента. – М.: Институт практической психологии, 1996.

  4. Психология управления. Хрестоматия. / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2006.

  5. Сартан Г.Н. Новые технологии управления персоналом. – С-Пб.: Речь, 2003.

  6. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. – М.: Бизнес школа, 1995.


Тема 8: Управление конфликтами

Цели:

  1. научить студентов выделять конфликтную ситуацию,

  2. определять тип конфликта,

  3. составлять картографию конфликта,

  4. выделять пути и средства разрешения конфликта

^ Часть 1. Вопросы для подготовки

  1. Концепция конфликта в современной науке и практике [1, С. 153-176].

  2. Характеристика конфликта [1, С. 153-176].

  3. Роль менеджера в управлении конфликтами в организации [3, С. 121-133].

^ Часть 2. Практическая часть

  1. Разберите конфликтные ситуации

Материал:

Тесты: «Способность работы в группе», «Шкала оценки степени конфликтности».

Карточки с конфликтными ситуациями.

Литература

  1. Бандурка А.М. Психология управления. – Х.: Фортуна-пресс, 2007.

  2. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. – С-Пб.: Питер, 2008.

  3. Петрушин В.И. Психология менеджмента. – М.: Институт практической психологии, 1996.

  4. Психология управления. Хрестоматия. / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2006.

  5. Сартан Г.Н. Новые технологии управления персоналом. – С-Пб.: Речь, 2003.

  6. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. – М.: Бизнес школа, 1995.


Тема 10: Теория и практика самоменеджмента

Цели:

Познакомить студентов с сущностью самоменеджмента с эффективностью его применения в работе;

Дать знания о структурных элементах самоменеджмента.

^ Часть 1. Вопросы для подготовки

  1. Причины возникновения самоменеджмента в современном менеджменте [2, С. 11-37].

  2. Основные концепции самоменеджмента [2, С. 38-46].

  3. Понимание деловой карьеры менеджера [4, С. 30-49].

^ Часть 2. Практическая часть

  1. Определите типы личностей менеджеров по Тигеру;

Материал: Тест: «Самоменеджмент: эффективность применения в работе».

Литература

  1. Бандурка А.М. Психология управления. – Х.: Фортуна-пресс, 2007.

  2. Лукашевич Н.П. Теория и практика самоменеджмента. – К.: МАУП, 1999.

  3. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. – С-Пб.: Питер, 2008.

  4. Петрушин В.И. Психология менеджмента. – М.: Институт практической психологии, 1996.

  5. Психология управления. Хрестоматия. / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2006.

  6. Сартан Г.Н. Новые технологии управления персоналом. – С-Пб.: Речь, 2003.

  7. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. – М.: Бизнес школа, 1995.





следующая страница >>