bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»


Утвержден

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от___________200

Зав.кафедрой_________________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГОПЕДИЯ»

(РАЗДЕЛ «НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА. РИНОЛАЛИЯ»)



Специальность 050715 Логопедия

факультет коррекционной педагогики


Составитель:

К.п.н., доцент Е.А.Чаладзе





Самара - 2010

СОДЕРЖАНИЕ

I РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

2. Пояснительная записка

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

4. Учебно-тематический план дисциплины

5. Содержание разделов дисциплины

6. Планы проведения семинарских занятий:

7. Образцы заданий для итоговой государственной аттестации

8.Контрольные работы (для студентов заочного обучения)

9. Контрольно-измерительные материалы

10. Учебно-исследовательская работа. Темы курсовых и дипломных работ

11. Содержание итогового контроля

12.Список основной литературы по дисциплине

13. Список дополнительной литературы

14. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя.

15. Электронные образовательные ресурсы по дисциплине


^ II РАЗДЕЛ


Рабочая программа


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа курса «НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА. РИНОЛАЛИЯ» предназначена для студентов 2-го курса (3-й семестр).

Голосовая функция является важным звеном в системе коммуни­кации. Наблюдается тенденция к увеличению нарушений голоса у де­тей и взрослых. Дети с патологией голоса, не получившие своевре­менную помощь приобретают пожизненную стойкую неполноценность голосового аппарата.

Необходимость изучения раздела “Нарушения голоса” определяется сложностью проблемы расстройства голосовой функции, вызванной как многообразными нарушениями непосредственно голосового аппа­рата, так и входящей в структуру речевого дефекта при ринолалии, дизартрии, заикании, афазии. Программа раздела «Ринолалия» направлена на дальнейшее совер­шенствование подготовки логопедов, их профессиональных практи­ческих умений и навыков по коррекции первичного дефекта и вто­ричных отклонений развития у детей с ринолалией.

Базой для усвоения дисциплины являются знания студентов, полученные ранее в курсах ло­гопедии, медицинских и психолого-педагогических дисциплин: “Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения”, “Невропатология", “Психопатология”, “Специаль­ная психология” и др., а также собственных их наблюде­ний в процессе посещений практических учреждений.


^ Цели дисциплины: 1) познакомить с теорией и методами развития и восстановления голосовой функции; 2) сформировать знания об анатомо-физиологических механизмах ринолалии, методах диагностики и коррекции голоса и речи.

Основные задачи:

  • ознакомить студентов с современным состоянием теории и практики данного курса

  • доказать необходимость раннего выявления нарушений в раз­витии;

  • научить умениям практического применения методов меди­ко-психолого-педагогической диагностики детей с врожденными рас­щелинами губы и неба;

  • познакомить студентов с методиками коррекционного воз­действия при нарушениях голоса и ринолалии;

  • формирование профессиональной культуры в организации и построении коррекционо-педагогического процесса преодоления алалии;

  • развитие гуманистических ценностных ориентаций в ходе реализации профессиональной деятельности.


Полученные знания и умения закрепляются в процессе проведения педагогической практики в образовательных учреждениях в 8 и 9 семестрах.


^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину должен

знать:

  • этиопатогенетические механизмы нарушения голоса и ринолалии;

  • клиническую и психолого-педагогическую характеристики лиц с нарушениями голоса и ринолалией;

  • методики коррекционного воздействия при нарушениях голоса и ринолалии;

уметь:

  • обследовать детей с ринолалией и нарушениями голоса;

  • проводить дифференциальную диагностику;

  • осуществлять дифференцированный выбор коррекционных методик и проводить коррекционно-логопедическую работу;

  • постановки голоса и восстановления голоса при различных формах его нарушения;

владеть навыками:

  • составлять протокол обследования, анализировать материалы обследования;

  • отбирать дидактический материал для логопедических занятий.


^ 2. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды занятий

Дневное

отделение

Заочное отделение

Общая трудоемкость

192

194

Аудиторные занятия

96

34

Лекции

38

18

Практические занятия (семинары)




16

Лабораторные занятия

58




Самостоятельная работа

96

160

Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты




Контрольная работа

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

Экзамен



^ 3. Содержание дисциплины и виды учебных занятий



^ Наименование тем

Всего


часов

Аудиторная

работа

Самос-тоятель-ная

работа

лекции

семинары

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ЛР

ЗО

ДО

ЗО

1.Анатомо-физиологические основы голосообразования.

12

10

2




4




6

10

2.Механизм голосообразования. Акустические параметры голоса

8

8

2

2

2




4

6

3.Возрастные особенности голосового аппарата. Развитие и становление голоса у детей

8

6

2




2




4

6

4.Классификация нарушений голоса. Органические нарушения голоса

16

12

4

2

4




8

10

5.Анализ методик логопедической работы по восстановлению голоса при органических нарушениях голоса.

16

12

4




4

2

8

10

6.Структура дефекта у лиц с частичной резекцией и полным удалением гортани.

8

10

2

2

2




4

8

7.Анализ фронтальных и индивидуальных занятий по устранению органических нарушений голоса.

4

6







2

2

2

4

8.Функциональные расстройства голосового аппарата Классификация, характеристика.

16

16

4

2

4




8

14

9.Фонопедическая работа при функциональных нарушениях голоса

8

10

2




2

2

4

8

10.Анализ занятий по коррекции функциональных нарушений голоса

4

6







2

2

2

4

11.Анатомо-функциональное значение небно-глоточного аппарата в норме. Пато-физиологический механизм при ринофонии.

8

8

2




2




4

8

12.Ринофония как один из видов нарушения небно-глоточного затвора и назальности голоса. Методика коррекционно-логопедического воздействия

12

12

2

2

4




6

10

13.Ринолалия. Причины, классификация.

8

10

2

2

2




4

8

14.Раннее развитие детей с расщелинами губы и неба

4

4







2




2

4

15.Структура дефекта при открытой органической ринолалии.

16

12

4

2

4




8

10

16.Комплексное исследование лиц с ринолалией

8

10







4

2

4

8

17.Обзор основных методик по коррекции ринолалии

4

4







2




2

4

18.Дооперационная работа при врожденных незаращениях твердого и мягкого неба

12

14

4

2

2

2

6

10

19.Послеоперационная работа по устранению ринолалии

12

14

2

2

4

2

6

10

20.Анализ фронтальных занятий по устранению ринолалии.

8

10







4

2

4

8

^ Всего часов

192

194

38

18

58

16

96

160


^ 4. Содержание разделов дисциплин

Тема 1. Анатомо-физиологические основы голосообразования.

Типы физиологического дыхания - грудной, брюшной, смешан­ный. Отличие, фонационного дыхания в количестве дыхательных дви­жений в минуту, продолжительности выдоха и самого способа дыха­ния. Роль диафрагмы в создании подскладочного давления при фона­ции.

^ Тема 2. Механизм голосообразования. Акустические параметры голоса.

Понятия о высоте, силе, тембре - объективных характеристи­ках голоса. Явления резонанса в голосовом аппарате - возникнове­ние воздушных колебаний в лицевой области, в трахее, бронхах. Значение верхних и нижних резонаторов в создании защитного меха­низма голосового аппарата возвратного импеданса. Активизирующая роль верхних резонаторов фонаторной функции голосовых складок. Звуковой объем голоса, динамический диапазон. Способы подачи го­лоса.

^ Тема 3. Возрастные особенности голосового аппарата. Развитие и становление голоса у детей.

Формирование голоса в зависимости от строения тела, эндок­ринной и психической сферы. Период мутации голоса у детей - на­чальная, пиковая и конечная стадии. Изменения голоса в пиковой стадии мутации. Признаки затянувшейся и патологической мутации - изменения высоты, падение силы и нарушения тембра голоса. Профи­лактическая и коррекционная работа логопеда в этот период.

^ Тема 4. Классификация нарушений голоса. Органические нарушения голоса.

Выделение в основе классификации этиологии и патогенеза. Разделение патологии голоса на центральную и периферическую, каждая из которых может быть органической и функциональной. Оп­ределение преобладающего нарушения нервно-мышечного аппарата гортани - гипотонусного и гипертонусного.

Периферические парезы и параличи гортани, их причины, кли­ническая картина и характеристика голосовой патологии. Зависи­мость изменений голоса и функции дыхания от положения парализо­ванной половины гортани. Компенсированная, субкомпенсированная и декомпенсированная формы хронических ларингитов. Зависимость голосовой патологии от формы заболевания. Значение логопедического воздействия в комп­лексе мероприятий по восстановлению голоса.

^ Тема 5. Анализ методик логопедической работы по восстановлению голоса при органических нарушениях голоса. Методика логопедической работы. Этапы коррекционных мероприятий: активизация двигательной функции гор­тани (выявление компенсаторных возможностей организма), нормали­зация функции дыхания, голосовые упражнения, функциональные тренировки, направленные на координацию дыхания и фонации.

^ Тема 6. Структура дефекта у лиц с частичной резекцией и полным удалением гортани.

Структура дефекта при состояниях после удаления гортани -анатомические нарушения, состояние функции дыхания и связи ее с фонацией, патология произносительной стороны речи. Механизм об­разования пищеводного голоса и методика логопедической работы. Цели и задачи каждого этапа занятий.

Нарушения голоса после частичных резекций гортани. Приемы коррекции голоса за счет компенсаторных возможностей сохранной половины гортани. Особенности восстановления звучной речи при операции по типу Крайля.

^ Тема 7. Анализ фронтальных и индивидуальных занятий по устранению органических нарушений голоса.

Этапы логопедичес­кой работы по устранению органических нарушений голоса, методы, приемы коррек­ции, структура фронтального и индивидуального занятия, дидактичес­кий и речевой материал, используемый при коррекции голоса.

Наблюдение и анализ фронтальных занятий по коррекции раз­личных видов органических нарушений голоса.

^ Тема 8. Функциональные расстройства голосового аппарата Классификация, характеристика.

Клиническая картина и характеристика нарушения голоса при гипотонусных нарушениях голоса.

Причины и картина нарушения при гипертонусных состояниях голосового аппарата.

Функциональная афония (психогенная). Причины нарушения и особенности развития дефекта голоса при постепенном утяжелении дисфонических расстройств. Дифференциальные признаки, отличающие психогенное нарушение голоса от миопатических навыков.

^ Тема 9. Фонопедическая работа при функциональных нарушениях голоса.

Необходимость активизации нерв­но-мышечного аппарата и коррекции дыхания. Последовательность этапов логопедического воздействия при гипотонусных нарушениях голоса.

Методика работы, направленная на восстанов­ление координации внутренних и наружных мышц гортани, дыхания и фонации при гипертонусных состояниях голосового аппарата.

Значение рациональной психотерапии. Задачи логопеда и врача психиатра в совместной работе при функциональной афонии (психогенной). Постановка голоса как привентивные мероприятия при психогенных расстройствах.

Приемы коррекции дыхания, овладения оптимальными условиями голосоподачи. Организация логопедической помощи детям и взрос­лым, страдающим различной патологией голоса.

^ Тема 10. Анализ занятий по коррекции функциональных нарушений голоса.

Определение критериев оценки и требований к проведению фронтальных и индивидуальных занятий по коррекции функциональных нарушений голоса.

На основании указанных критериев проанализировать конс­пекты занятий, опре­делив этап логопедического воздействия и тему занятия по коррекции голоса.

^ Тема 11. Анатомо-функциональное значение небно-глоточного аппарата в норме. Пато-физиологический механизм при ринофонии.

Строение и функции в норме. Строение и функция при врожден­ных расщелинах неба: особенности строения, функция дыхания, функция мягкого неба при фонации. Нарушение механизма небно-глоточного смыкания. Характеристика механизма небно-глоточного смы­кания при врожденных расщелинах. Сроки хирургического лечения.

Тема 12. Ринофония как один из видов нарушения небно-глоточного затвора и назальности голоса. Методика коррекционно-логопедического воздействия. Первичные нарушения в структуре дефекта при ринолалии.

Открытая ринофония, определение, причины - органические и функциональные, центральные и периферические. Проблемы коррекции дефекта.

Закрытая ринофония, определение, причины - органические и функциональные. Приемы устранения закрытой ринофонии.

Отличие открытой ринолалии и ринофонии.

^ Тема 13. Ринолалия. Причины, классификация.

Определение, причины и механизм нарушения. Открытая форма ринолалии. Причины врожденных расщелин губы, твердого и мягкого неба. Виды врожденных расщелин.

^ Тема 14. Раннее развитие детей с расщелинами губы и неба.

Особенности раннего развития детей с расщелинами: физичес­кое развитие; соматическое состояние; сенсо-моторное развитие. Развитие речи: сроки появления и особенности развития гуления, лепета; формирование номинативной функции речи; формирование коммуникативной функции речи. Развитие предметно-игровой дея­тельности: мотив; эмоциональное общение со взрослыми; развитие предметной деятельности; начальные этапы развития игровой дея­тельности.

^ Тема 15. Структура дефекта при открытой органической ринолалии.

Первичные и вторичные нарушения: характеристика первичных нарушений и причин их возникновения: расстройства физиологического и фонационного дыхания, нарушения голоса, дефекты звукопроизношения. Причины нарушения звукопроизношения: нарушения артикуляци­онной моторики; патологическая поза языка; нарушение речевого дыхания; деформации зубо-челюстной системы. Акустико-артикуляци­онные особенности фонем: гласные фонемы, губные согласные фоне­мы, язычные согласные фонемы. Причины нарушения тембра голоса: гиперназальность (определение, характеристика); характеристика голоса в дооперационный и послеоперационный периоды. Снижение физического слуха: особенности слуховой функции при расщелине. Астенический синдром: причины и характеристика.

Характеристика вторичных нарушений фо­нематического слуха и фонематического восприятия; задержка речевого развития; снижение уровня познавательной деятельности; задержка психичес­кого развития; особенности личности; нарушения коммуникации; дисграфия и дислексия.

^ Тема 16. Комплексное обследование лиц с ринолалией.

Сбор анамнестических данных: пренатальный, натальный, пост-натальный периоды. Роль биофакторов: тип и вид расщелины; сроки оперативного вмешательства; небно-глоточное смыкание; аномалии в строении и нарушения функции органов артикуляции; голосовая и дыхательная функции; общее соматическое состояние. Состояние моторной функции: общая моторика, мелкая моторика пальцев рук, артикуляционная моторика. Состояние тонального слуха и интеллек­та. Роль социальных факторов: микросоциальное окружение; дли­тельность пребывания в стационаре; дефекты воспитания.

Логопедическое обследование: психологическая база речи; обследование звукопроизношения; состояние фонематического слуха; звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ; обследование лексико-грамматического строя; слоговая структура слова; словообразо­вание; монологическая речь. Обследование ведущей деятельности возраста: особенности игровой деятельности детей. Изучение медицинской и психолого-педагогической документации.

^ Тема 17. Обзор основных методик по коррекции ринолалии

Основные группы методик по коррекции ринолалии. Направления работы в методиках, рассматривающих дооперационный период. Методики профилактики нарушений при ринолалии. Французская и немецкая школы преодоления расстройств при ринолалии.

^ Тема 18. Дооперационная работа при врожденных незаращениях твердого и мягкого неба.

Развитие артикуляционной моторики - уплощение и активизация языка. Подготовка сегментов мягкого неба к вело-фарингеальному смыканию. Работа по предотвращению актофии глоточного кольца. Коррекция дыхания и коррекция звукопроизношения, приближенного к норме.

^ Тема 19. Послеоперационная работа по устранению ринолалии.

Послеоперационный период: развитие костоабдоминального типа дыха­ния и направленного ротового выдоха; развитие артикуляционной моторики; выработка артикулом звуков; голосовая терапия; развитие предметно-игровой деятельности; формирование назывной, ком­муникативной, когнитивной функции речи; развитие диалогической формы речи в игровых ситуациях; развитие мелкой моторики пальцев рук. Послеоперационная коррекционная работа: стимуляция небно-глоточных мышц; развитие фонационного дыхания; массаж рубцов твердого и мягкого неба; коррекция на­рушений звукопроизношения; голосовая терапия устранение наруше­ний резонанса; совершенствование коммуникативной, когнитивной и регулирующей функций речи; развитие ведущей деятельности возрас­та; коррекция эмоционально-волевой сферы.

^ Тема 20. Анализ фронтальных занятий по преодолению ринолалии.

Принципы, методы, приемы коррекции ринолалии, цели и задачи логопедической работы, структура фронтальных занятий, этапы логопедичес­кой работы. Определение критериев оценки и требований к проведению фронтальных занятий по коррекции ринолалии. Анализ конс­пектов занятий, опре­деление этапа логопедического воздействия и темы занятия по коррекции ринолалии.


^ 6. Планы проведения семинарских занятий

Занятие 1


Тема: Анатомо-физиологические основы голосообразования.

Цель: Закрепить знания студентов об анатомо-физиологических механизмах голосообразования. Уточнить представление о тесной связи дыхания и голосообразования.

Оборудование: таблица «Дыхательная система человека», таблица «Гортань человека», таблица «Строение артикуляционного аппарата», муляжи гортани.

^ Понятийный аппарат: фоноторный аппарат, костоабдоминальный тип дыхания, фонационное, физиологическое дыхание, дыхательный цикл, аддукция, абдукция голосовых складок, голосовая щель, вестибулярные складки.

^ План проведение занятия.

I. Органы, доставляющие вещество звука – воздух.

  1. Фонаторный аппарат человека как составное анатомическое понятие. Центральный и периферический отдел голосового аппарата.

  2. Воздухоносные пути. Строение и функции трахеи.

  3. Легкие. Мышцы вдыхатели и выдыхатели.

  4. Физиология дыхания.

  5. Особенности дыхательного цикла при физиологическом и фонационном дыхании.

  6. Типы физиологического дыхания. Рациональные и нерациональные типы дыхания.

  7. Роль дыхания в голосообразовании.

II. Органы, продуцирующие основной ларингеальный звук.

  1. Хрящевой скелет гортани.

  2. Связки, суставы и мышцы гортани.

  3. Анатомия голосовой щели. Строение голосовых и вестибулярных складок.

III. Артикуляторно-резонаторная система.

  1. Анатомия глотки. Отделы глотки.

  2. Строение и функции полости носа и придаточных пазух.

  3. Роль резонаторных полостей в образовании голоса.

  4. Строение органов артикуляционного аппарата. Активные и пассивные органы.

  5. Значение органов артикуляции в фонации.

Задания для самостоятельной работы

        1. Заполнить таблицу “Особенности дыхательного цикла при физиологическом и речевом дыхании”.

Особенности

Физиологическое дыхание

Фонационное дыхание




        1. Составить таблицу “Особенности дыхания у взрослых и детей”.



Параметры

Дыхание взрослых

Дыхание детей


следующая страница >>