bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 7 8



Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Культурология


Учебное пособие для студентов-иностранцев

основных курсов


Пенза 2011


УДК

ББК


Основные цели учебного пособия  – выработка у студентов осмысленного отношения к феномену культуры, расширение словарного запаса у иностранных студентов.

В пособии в краткой форме изложены теоретические вопросы курса, способствующие развитию интереса обучаемых к данной дисциплине, приобщающие к культурным ценностям как необходимому условию подготовки высокообразованных специалистов.

Учебное пособие составлено старшим преподавателем кафедры «Коммуникационный менеджмент» ПГУ, соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для иностранных студентов специальности «Экономика» 521600, изучающих дисциплину «Культурология».


Составитель: Е.В. Мойко


Рецензенты:

^ Н.Г. Кутеева, доцент кафедры педагогики и психологии

Пензенского института развития образования, кандидат педагогических наук.


Д.Н Левин, доцент кафедры менеджмента Пензенского государственного университета, кандидат экономических наук.



ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие

Тема 1. Культурология как научная дисциплина.

Тема 2. Основные понятия культурологии.

Тема 3. Типология культуры.

Тема 4. Морфология культуры.

Тема 5. Эволюция мировой культуры.

Тема 6. Русская культура.

Тема 7. Культура и религия.

Тема 8. Культура, человек и общество.

Тема 9. Культура и природа. Глобальные проблемы современности.


Предисловие

Настоящее пособие предназначено для работы со студентами-иностранцами, обучающимися на факультетах экономического профиля и изучающими курс «Культурология», который является обязательной дисциплиной общегуманитарного цикла высших учебных заведений.

Необходимость преподавания культурологии обусловлена возрастающей ролью гуманитарного знания в современном обществе. Культура охватывает все многообразные формы человеческой деятельности. В данном учебном пособии иностранным студентам предоставляется краткое содержание курса лекций по дисциплине «Культурология». Пособие состоит из 9 тем, отражающих структуру и состав современного культурологического знания, методы культурологических исследований, основные понятия культурологии, типологию культур, краткую историю мировой и русской культуры, взаимосвязь культуры и общества. Каждая тема сопровождается списком новых слов и словосочетаний, вопросами на контроль понимания, лексико-грамматическими заданиями, направленными на закрепление и активизацию специальной лексики, а также списком литературы по каждому из разделов.

Основная цель пособия - рассмотрение теоретических аспектов курса, расширение словарного запаса иностранных студентов, активизация лексики дисциплины, совершенствование языковой компетенции обучаемых. На основе полученных и имеющихся у студентов знаний цель - выработать понятие о происхождении, сущности, структуре культуры, общих закономерностях ее развития и функционирования, понимание роли и значении культуры в жизни общества.


Тема 1. Культурология как научная дисциплина.


Познакомьтесь со следующими словами, переведите их на родной язык.
^

Слова и словосочетания





культурология

синхронический

античность – в античности

семиотический – семиотика

латынь - латинский

моделирование – моделировать, модель

этнография, филология

структурный - структура

антропология, социология

функциональный - функция

динамика

историзм

психология

целостность - целостный

идеология

нравственный - нравственность

диахронический

эстетический - эстетика


Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. ^ История культуры. Культура древних греков. Духовная культура.

Культурология – фундаментальная наука, которая изучает общие проблемы культурного развития человечества (упростить…это комплексная наука о культуре, рисующая целостную картину культуры мира и место человека в нем).

^ Культура как предмет изучения культурологии – это совокупность всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций), составляющих образ жизни нации, класса, группы людей в определенный период времени.

Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни. Само слово "культура" получило достаточно устойчивое употребление и широкое распространение лишь в XVIII веке. Однако появилось это слово в римской античности, где оно на латыни означало прежде всего "агрокультуру", то есть возделывание, обработку, "культивирование" земли. Этот первоначальный смысл в дальнейшем постепенно уступает место другому, связанному с личными достоинствами и совершенством человека, и в XVIII веке, вошедшем в историю под именем эпохи Просвещения, понятие культуры по сути ограничивается одной лишь духовной культурой. Главными становятся просвещенность, образованность и воспитанность человека. Решающую роль при этом приобретает знание, хотя и тогда уже было ясно, что образование является необходимым, но не достаточным условием для того, чтобы быть культурным.

До середины XIX века изучением культуры занимались главным образом философия и история, затем к ним подключились другие науки - этнография, филология, антропология. Одной из первых работ, прямо посвященных культуре, стала книга английского историка Э. Тайлора "Первобытная культура" (1871 г.). Значительный вклад в ее становление внес американский ученый Л. Уайт (1900 - 1975), который в начале XX века ввел термин "культурология" в широкий научный оборот и обосновал необходимость общей теории культуры. На современном этапе культурология предстает как наука, изучающая культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом. Культурология включает два основных раздела:

-теоретическую культурологию, изучающую общую теорию культуры (проблемы ее сущности, структуры, функций, исторической динамики), и частные теории культуры (экономическая, политическая, эстетическая, религиозная культура, культура быта, сферы обслуживания, культура личности, культура общения);

- прикладную культурологию, использующую фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

Важное место в системе наук о культуре занимает философия культуры. Культурология рассматривает культуру в ее внутренних связях, как самостоятельную систему, а философия культуры анализирует культуру в соответствии с предметом и функциями философии в контексте философских категорий - таких, как бытие, сознание, познание, личность, общество, стремится показать, какое место занимает культура в этой общей картине бытия.

В системе знаний о культуре особое место занимает социология культуры, которая непосредственно связана с решением практических проблем. Она призвана исследовать пути и способы управления культурными процессами, вырабатывать рекомендации относительно комплексного развития культуры.

Тесные связи существуют между культурологией и историей культуры. История культуры изучает пространственно - временные изменения мирового культурно - исторического процесса, развитие культуры отдельных стран, регионов, народов. История культуры находится на стыке исторической науки, с одной стороны, и культурологии, с другой.

Важное место в системе наук о культуре занимает культурная антропология. Антропология - область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде. Антропология подразделяется на физическую и культурную. Физическая антропология изучает естественную природу человека, культурная антропология рассматривает искусственный мир человека, искусственную среду его обитания. В структуре культурной антропологии центральное место занимает этнография - наука о жизни этносов, народов.

Настаивая на необходимости культурологии как самостоятельной науки, Л. Уайт попытался определить предмет ее исследования, отграничить ее от смежных с ней наук, к которым он относил психологию и социологию. Психология изучает психологическую реакцию человеческого организма на внешние факторы, в том числе и на культурные. Социология исследует взаимоотношения индивида и общества. Культурология же изучает элементы культуры, такие культурные явления, как обычаи, традиции, институты, технологии, идеологии и др. Значит, предмет культурологии - содержание общественной жизни.

Культурология применяет различные методы изучения культуры. Главными из них являются:

1. Диахронический метод заключается в изложении явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности их появления и протекания. Однако, факты нужно не только изложить, но и проанализировать, оценить, обобщить. Поэтому данный метод дополняется другими, в частности, синхроническим методом.

2. Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на определенном этапе их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий. Если диахронический метод можно представить как вертикальную линию, на которой откладываются нужные даты, то синхронический - графически мог бы выглядеть в виде горизонтальной линии, пересекающей несколько вертикалей, каждая из которых олицетворяет историю культуры какой - либо страны.

3. ^ Сравнительно - исторический метод состоит в сравнении разных культур. Он позволяет устанавливать повторяемость культурных явлений, присущих разным историческим эпохам и социальным системам.

4. Структурно - функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними, а так же определении их функций.

5. Семиотический метод предполагает рассмотрение культуры как знаковой системы.

6. Метод моделирования связан с созданием модели определенного периода в развитии культуры.

7. Биографический метод заключается в анализе жизненного пути деятеля культуры.

Культурология как самостоятельная наука использует различные принципы изучения культуры. Укажем на два важнейших из них:

1. Принцип историзма состоит в том, что все явления, события, факты культурного процесса нужно рассматривать в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно - психологических и др.), в которых они происходили. Всякая попытка "изъятия" из соответствующей эпохи и перенесение в мир современных критериев и оценок этих явлений прошлой культуры грозит упрощением, непониманием и даже вульгарным искажением историко - культурных процессов.

2. Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода, этапа в развитии культуры должно включать в себя все многообразие явлений, событий и фактов культуры. Совершенно недопустимо произвольное умолчание или искажение подлинной картины событий. Этот принцип особенно важен при изучении острых и актуальных проблем культуры того или иного общественного уклада, когда начинают доминировать не научные интересы, а политические и мировоззренческие пристрастия.

История показывает, что все выдающиеся личности были высококультурными людьми. Многие из них являлись универсальными личностями: их знания были энциклопедическими, а все сделанное ими отличалось исключительным мастерством и совершенством. В качестве примера следует назвать прежде всего Леонардо да Винчи, который одновременно был великим ученым, инженером и гениальным художником. Сегодня стать универсальной личностью весьма трудно и, видимо, невозможно, поскольку объем знаний слишком необъятен. В то же время возможности быть культурным человеком необычайно возросли. Основные характеристики такого человека остаются теми же: знания, объем и глубина которых должны быть значительными, и умения, отмеченные высокой квалификацией и мастерством. К этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения. Главное назначение культуры состоит в том, чтобы постоянно содействовать духовному развитию человека, всемерному раскрытию талантов, дарований и способностей


Вопросы:

  1. Почему возникла необходимость в культурологии как самостоятельной научной дисциплины?

  2. Когда культурология обрела статус самостоятельной науки?

  3. Какие разделы выделяются в культурологии? Какие проблемы изучаются в рамках каждого их них?

  4. Как соотносятся культурология и философия культуры?

  5. Каков предмет истории культуры?

  6. Что изучает культурная антропология?

  7. Какие методы познания используются в культурологии?

  8. Назовите основные принципы изучения культуры.


Задания к теме

Задание 1. Расскажите, что вы узнали о науке культурологии.

Задание 2. Составьте назывной план текста.

Задание 3. К данным прилагательным подберите однокоренные существительные и запишите их в тетрадь:

производственный

хронологический

общественный

политический

духовный

энциклопедический

древний

фундаментальный

устойчивый

универсальный

античный

гениальный

римский

всемерный


Задание 4. К данным существительным подберите однокоренные прилагательные и глаголы-инфинитивы и запишите их в тетрадь: просвещенность, образованность, воспитанность.


Задание 5. Скажите, от каких глаголов образованы данные существительные:

прогнозирование, проектирование, регулирование

Задание 6. Закончите предложение.

На мой взгляд, необходимость в культурологии как самостоятельной научной дисциплины возникла потому, что…


Литература.

  1. Введение в культурологию: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. Е.В. Попова.- М., 1995.

  2. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М., 2003.

  3. Культурология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов н /Д., 2006.

  4. Культурология: Учеб для студ. техн. вузов/Н.Г. Багдасарьян,

Г.В. Иванченко и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 2005.

5.


Тема 2. Основные понятия культурологии.


Познакомьтесь со следующими словами, переведите их на родной язык.


следующая страница >>