bigpo.ru
добавить свой файл
1
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


Кафедра химии


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



По курсу


«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ»


Составитель

доцент кафедры химии,

кандидат педагогических наук

Качалова Г.С.


«Утверждаю»



_________________

Зав. кафедрой химии

А.Е.Просенко

«17» мая 2002 г.


Новосибирск – 2002


Программа

для специальности 032300 «Химия»

^

Пояснительная записка



Курс методики преподавания химии завершает профессиональную подготовку будущего учителя химии. Он состоит из двух разделов: теоретического (лекционного) и практического (практикума по школьному эксперименту и педагогической практики в средних общеобразовательных учебных заведениях).

Объем лекционного курса – 60 ч; на лабораторный практикум отводится 88 ч, на семинары – 12 ч; педагогическая практика проводится в 8-м (шесть недель) и 9-м (пять недель) семестрах. Предусмотрены зачеты (7-й и 8-й семестры) и экзамен (9-й семестр). На самостоятельную работу студентов отводится 160 ч.


Программа курса методики преподавания химии построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта с учетом достижений педагогической науки и практики, дальнейшего совершенствования школьного химического образования, основывающегося на принципах гуманизации, индивидуализации и дифференциации процесса обучения, и ставит своей целью подготовку высококвалифицированного учителя химии.


Основные задачи лекционного курса – сообщение студентам системы важнейших методических знаний в обобщенном виде; вооружение их методиками конкретизации; привитие навыков самостоятельного пополнения знаний в процессе работы с различными источниками информации.

Основные задачи практического раздела – дополнение, углубление и уточнение теоретических знаний; развитие практических умений по выполнению школьного химического эксперимента; обучение разработке и применению дидактических средств, применяемых на уроках химии; применение знаний и умений, полученных в лекционном курсе, на лабораторно-практических занятиях и семинарах, в собственной педагогической деятельности по время педагогической практике в школе.

Самостоятельно студенты изучают школьные программы и учебники по химии для средней общеобразовательной школы, методическую, общепедагогическую и научно-популярную литературу, проводят методический анализ школьных тем, готовятся к выступлению на семинарах и лабораторно-практических занятиях, разрабатывают дидактические средства обучения химии, решают химические задачи, пишут планы и конспекты уроков химии и т.п.


Методика преподавания химии – педагогическая дисциплина. Ее лекционный курс нельзя рассматривать изолированно от других дисциплин психолого-педагогического цикла. Но так как предметом методики преподавания химии является образование, воспитание и развитие учащихся в процессе изучения химии, то она тесно связана с химическими дисциплинами. Если весь комплекс учебных дисциплин данной специальности рассматривать как широкую систему, то методика преподавания химии является одним из элементов системы, находящимся на стыке психолого-педагогических, химических, общественных и других дисциплин, будучи прочно связанной с ними межпредметными связями.


Образовательный стандарт по дисциплине «Методика преподавания химии» включает в себя:

Химия как наука и как учебный предмет. Состояние и перспектива химического образования в школе. Структура школьного курса химии. Процесс формирования химических знаний. Усвоение химических понятий. Раскрытие сущности химических законов и процессов.

^ Выбор учителем меры сложности учебного материала.

Формы, методы и средства обучения химии. Методические приемы. Урок химии.

Применение компьютеров при изучении химии. Содержание и формы изложения нового материала. Самостоятельная работа учащихся, подготовка докладов, рефератов, сообщений, решение задач.

^ Система проверки и оценки знаний. Подготовка учителя к преподаванию курса химии. Планирование урока. Внеклассная и внешкольная работа по курсу химии.


Курс «Методика преподавания химии» максимально приближен к потребностям современной школы, определяемым социальным заказом общества. Основываясь на системно-стуктурном подходе, он позволяет сформировать у студентов целостное представление о методике обучения химии как науке и о школьном предмете химии как объекте ее изучения. Кроме того, в программу заложена идея поэтапного обучения студентов самостоятельной преподавательской деятельности.

Лекционный курс методики преподавания химии состоит из двух частей – общих вопросов методики обучения и методики изучения отдельных разделов школьного курса химии.

Практический раздел программы предусматривает выполнение важнейших опытов по всем темам школьного курса химии. При выполнении практикума большое значение приобретает самостоятельная работа студентов по осмысливанию содержания эксперимента, технике и методике его проведения, составлению картотеки школьных опытов. Часть опытов рекомендуется демонстрировать преподавателю (образцово-показательные обучающие демонстрации). На занятиях в положение учителя, демонстрирующего опыты, как можно должны ставиться и студенты.

В практикум по методике преподавания химии включены также задания, формирующие умения планировать учебную работу, разрабатывать разнообразный дидактический материал к урокам и внеурочным мероприятиям. Нарабатываемые студентами материалы составляют основу учебно-дидактического комплекса учителя (УДК).

Важной формой контроля знаний и практических умений студентов является предоставление наработанных ими материалов УДК – методических разработок тем школьного курса, карточек с описанием опытов, библиографической картотеки, планов и конспектов уроков, опорных схем и другого дидактического материала. Формами контроля также являются демонстрация опытов, проведение игровых уроков или их фрагментов, собеседование, семинарские занятия, выполнение проверочных работ, в том числе программированного характера.

На зачетах проверяется уровень сформированности практических, в том числе экспериментальных умений студентов. По окончании полного курса методики преподавания химии проводится экзамен, на котором проверяются не только теоретические, но и практические знания и умения студентов, а также анализируется собственный педагогический опыт студентов, полученный на педагогических практиках.


Часть I


Общие вопросы методики обучения химии в общеобразовательной школе

1. Методика преподавания химии как наука и учебный предмет в педагогическом вузе.

Предмет методики обучения химии, ее научные основы. Задачи методики обучения химии. Место методики обучения химии в системе педагогических наук и связь ее с другими науками. Методы исследования, применяемые в методике обучения химии.

Методика преподавания (обучения) химии как учебный предмет в педагогическом вузе. Содержание и построение курса методики преподавания химии. Методы учебной работы студентов.

Требования к методической подготовке учителя химии. Основные пособия по методике обучения химии.

Краткий исторический очерк становления и развития методики обучения химии. Методика обучения химии на современном этапе. Роль Российской академии образования в дальнейшем развитии методики обучения химии. Вклад С.Г.Крапивина, С.И.Созонова, В.Н.Верховского, П.П.Лебедева, Л.М.Сморгонского,Ю.В.Ходакова, Д.М.Кирюшкина, С.Г.Шаповаленко, Д.А.Эпштейна и др. в создание школьных программ и учебников по химии. Вклад учителей химии в методическую науку.


2. Цели, задачи и перспективы химического образования в школе. Общие основы процесса обучения химии.

Среднее химическое образования и его важнейшие компоненты. Государственный стандарт на химическое образование. Характеристика образовательных, воспитывающих и развивающих возможностей курса химии. Современные идеи, реализуемые в содержании учебного предмета, методологизация, экологизация, экономизация, гуманизация, интерактивность (Г.М.Голин).

Цели обучения: передача химических знаний, политехническая подготовка, формирование познавательных способностей, практических умений и навыков, формирование научного мировоззрения, гуманистическое воспитание.

Задачи обучения: изучение важнейших фактов о веществах и их превращениях, усвоение химических понятий, раскрытие и усвоение сущности законов и теорий в соответствии с требованиями программ, рекомендованных для школ разных типов; изучение основ химических производств, установление связи обучения химии с жизнью, экологическое просвещение, трудовое воспитание и профориентация школьников; формирование химических знаний, умений и навыков, развитие познавательных способностей и интереса к химии; формирование естественнонаучного мировоззрения через раскрытие роли химии в создании научной картины мира.

Состояние и перспективы химического образования в школах России.

Общая модель процесса обучения химии. Сущность развивающего обучения. Функции средств обучения химии. Дидактические принципы и их реализация в обучении химии.

Современные тенденции в процессе обучения и новые технологии обучения. Сущность дистантной формы образования.


3. Структура курса химии в общеобразовательной средней школе.

Место химии как учебного предмета в общеобразовательных школах различных типов.

Научно-теоретические основы построения базового курса химии. Ведущие идеи и теории современной химической науки как методологической основы построения школьных программ. Система современных химических знаний как научная основа школьного курса. Соотношение науки и учебного предмета.

Принципы построения курсов химии для школ разных типов. Принцип соответствия учебного материала уровню современной науки. Отражение логики науки в учебном предмете. Построение курса химии с ориентацией на формирование и развитие системы понятий о веществе и химической реакции. Ведущая и опережающая роль теории в курсе химии. Соотношение теории и фактов. Принцип развития понятий. Принцип разделения трудностей учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся, закономерностями усвоения, дифференциацией образования. Принцип историзма. Принцип политехнизма и связи обучения с жизнью. Отражение в курсе химии идей гуманитаризации образования.

Пропедевтика химических знаний в интегрированных курсах «Окружающий мир» и «Естествознание» в младшей школе. Понятие о линейном и концентрическом построении курса. Интегративные курсы естествознания в старшей школе. Содержание базового курса химии (VIII-IX классы) и систематического и профильного курсов в старшей школе (X-XII классы). Понятие о модульной системе построения содержания.

Знания как важнейший компонент содержания. Общие требования к отбору знаний: соотношение теоретического и описательного материала. Принципы отбора химических элементов и образованных ими веществ для изучения. Определение материала о химических реакциях и закономерностях их протекания. Важнейшие теории и законы химии и принципы их отбора. Системы понятий и принципы их развития. Практическая и политехническая направленность знаний. Усиление возможностей содержания курса в активизации познавательной деятельности учащихся и развитии их самостоятельности. Отражение в курсе химии межпредметных связей. Система умений и навыков как важнейший компонент содержания.

Структуры курсов, ориентированных на школы разных типов.

Место, содержание и структура раздела органической химии в программах для школ разных типов. Теоретические основы органической химии. Единый подход и преемственность в изучении неорганической и органической химии.

Роль обобщения и классификации в школьном курсе химии. Заключительное обобщение и углубление знаний в разделе «Общая химия». Химические знания в интегрированных естественнонаучных курсах в старшей школе различной направленности.


4. Деятельность учителя по развитию мышления учащихся и формированию у них диалектико-материалистических и гуманистических взглядов. Формирование химических понятий и химического языка.

Психологические теории развивающего обучения как научная основа оптимизации изучения химии в средней школе. Работы Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Ю.К.Бабанского. Проблемное обучение как важнейшее средство развития мышления учащихся.

Научно-методические основы формирования химических понятий. Логический путь формирования понятий. Классификация понятий. Характеристика важнейших понятий школьного курса химии.

Этапы формирования понятий, роль определений, их виды и значение. Реализация принципа развития понятий. Систематизация понятий на основе ведущих идей химии. Взаимосвязь между отдельными системами понятий.

Процесс усвоения понятий и требования к их усвоению. Методика развития и применения понятий. Межпредметные связи химии с естественными и гуманитарными предметами. Использование межпредметных связей в развитии кругозора учащихся и формировании научной картины мира.

Химический язык как инструмент и метод познания химии, средство обучения, воспитания и развития учащихся. Место химического языка в системе средств обучения. Теоретические основы формирования химического языка. Объем и содержание языковых знаний, умений и навыков и их связь с системой понятий. Методика изучения химического языка на первом этапе обучения химии. Основные направления развития и обогащения химического языка на последующих этапах обучения. Реализация прикладной стороны химического языка в процессе изучения химии.


5. Методы обучения химии.

Современное понятие «метод обучения» в педагогике. Система методов и приемов обучения в преподавании химии. Общелогические и частные методы, их взаимосвязь. Методы химического исследования как специфические методы в обучении химии. Методические приемы.

^ Словесные методы обучения: объяснение, описание, рассказ, беседа, лекция. Лекционно-семинарская система обучения химии. Различные подходы при использовании словесных методов. Пути активизации мыслительной деятельности учащихся при использовании словесных методов. Учебные проблемы в содержании предмета химии. Способы создания проблемной ситуации. Деятельность учителя и учащихся в условиях проблемного обучения химии. Положительные и отрицательные стороны проблемного обучения.

Дифференцированный подход в обучении химии как средство развивающего обучения.

Работа учащихся с учебником, справочной литературой, дидактическими материалами, программированными текстами и другими источниками информации.

Требования к культуре устной и письменной речи учителя.

^ Словесно-наглядные методы обучения. Наблюдение и его роль в обучении химии. Виды наглядности, ее классификация и место в учебном процессе.

Демонстрационный химический эксперимент и его место в учебном процессе. Методические и дидактические требования к демонстрации опытов. Способы достижения наглядности при демонстрации опытов. Техника безопасности при демонстрациях. Варианты сочетания слова и наглядности при демонстрации объектов и процессов.

Работы В.Н.Верховского, К.Я.Парменова, В.С.Полосина, Л.А.Цветкова, И.Н.Черткова, А.Д.Смирнова, И.Л.Дрижуна в области методики школьного химического эксперимента.

^ Словесно-наглядно-практические методы обучения. Самостоятельная работа учащихся как путь реализации словесно-наглядно-практических методов обучения. Формы и виды самостоятельных работ учащихся. Технология составления и использования в обучении опорных конспектов по химии (по В.Ф.Шаталову).

Экспериментальные самостоятельные работы учащихся. Лабораторные опыты и их место на уроках химии. Практические занятия по химии, их организация и методика проведения. Работа учащихся с раздаточным материалом на уроках. Моделирование. Требования к выполнению и оформлению самостоятельных экспериментальных работ учащихся.

Упражнения по химии, их роль и место на уроках.

Подготовка учащимися докладов, рефератов, сообщений.


6. Система организационных форм обучения химии.

Урок как ведущая форма обучения. Классификация уроков. Система уроков по химии. Цели урока: общепедагогические, дидактические, методические.

Структура уроков разных типов – изучения нового материала, совершенствования знаний и умений учащихся, обобщения и применения знаний и умений, контрольно-учетных уроков, комбинированных.

Требования к уроку в условиях развивающего обучения. Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках химии и пути ее активизации. Применение на уроках игровых форм обучения.

Использование в учебном процессе в старшей школе элементов лекционно-семинарской системы при обучении химии.

Подготовка учителя к уроку. Планирование учебной работы по химии. Виды планирования – годовой и тематический планы, план урока. Требования к плану урока. Конспект урока.

Проведение урока. Реализация содержания конспекта урока. Организация работы класса. Общение учителя и учащихся. Научная организация труда учителя и учащихся. Организация начала и завершения урока. Создание эмоционально-интеллектуальной обстановки на уроке.

Анализ урока. Ведение протокола урока. Схема анализа урока.

Работа учителя по созданию учебно-дидактического комплекса по химии. Опыт планирования учебной работы передовыми учителями химии.

Другие формы организации учебной деятельности учащихся по химии: консультации, дополнительные занятия, экскурсии, экзамены, домашняя самоподготовка и др.


7. Химические задачи и методика обучения их решению.

Химические задачи как средство обучения химии и развития мышления учащихся. Виды задач. Место задач в обучении химии.

Расчетные задачи, их значение и функции. Классификация расчетных задач. Требования к овладению учащимися расчетными навыками по годам обучения. Методика обучения учащихся решению задач различных типов. Использование на уроках микрокалькуляторов при решении расчетных задач. Требования к оформлению решений задач.

Экспериментальные химические задачи. Значение экспериментальных задач в обучении химии и их место в учебном процессе. Классификация экспериментальных задач. Способы решения задач. Методика обучения решению экспериментальных задач. Роль алгоритмов при обучении.

Организация практических занятий учащихся, включающих решение экспериментальных задач.

Обучение учащихся составлению расчетных и экспериментальных задач по химии.


8. Закрепление и повторение знаний. Система проверки и оценивания знаний и умений учащихся по химии.

Закрепление и совершенствование знаний и умений как важная дидактическая задача. Виды и формы закрепления знаний. Роль первичного закрепления. Поэтапное закрепление на уроках. Связь закрепления с повторением. Формы и виды повторения. Текущее повторение. Специальные уроки повторения. Обобщающее повторение. Включение новых знаний в систему усвоенных при повторении. Роль упражнений и химических задач при закреплении и повторении знаний.

Записи учащихся в тетрадях.

Роль проверки знаний и умений учащихся в решении общеобразовательных и воспитательных задач. Значение и функции проверки и оценивания знаний и умений. Цели проверки. Требования к знаниям и умениям учащихся на разных этапах изучения химии. Перечень умений и навыков. Систематичность проверки. Единство требований и индивидуально-дифференцированный подход. Объективность оценки знаний. Качественные показатели и критерии оценки знаний и умений.

Методы проверки знаний, умений и навыков. Текущая проверка и ее цель. Устная и письменная проверка. Методы устного контроля результатов обучения: индивидуальный устный опрос, фронтальная контрольная беседа. Методы письменной проверки: контрольная работа, письменная самостоятельная работа контролирующего характера, письменное домашнее задание. Требования к письменным контрольным работам. Экспериментальные контрольные работы и их оценивание.

Организация взаимного контроля и взаимопомощи учащихся в процессе проверки результатов обучения.

Проверка знаний с помощью программированных тестов. Применение компьютеров при проверке знаний. Особенности организации учета знаний и умений по химии в старших классах (зачеты, семинарские занятия). Методика проведения зачетов по отдельным темам и разделам программы.

Проверка обученности учащихся на основе государственного стандарта.

Переводные и выпускные экзамены по химии, их цель и значение. Организация и методика проведения экзаменов. Единый государственный экзамен.


9. Внеурочная (внеклассная и внешкольная) работа по химии в общеобразовательной школе.

Значение внеурочной работы в системе среднего химического образования. Цели, задачи, принципы и направления внеурочной работы по химии. Основные виды и формы внеурочной работы.

Групповая и индивидуальная формы внеурочной работы. Химические кружки. Тематика кружковой работы по химии. Организация работы в кружке. Элементы исследовательской работы учащихся в кружках по химии.

Школьные и внешкольные химические общества и клубы юных химиков. Цели, задачи, организация внеурочной работы учащихся в обществах и клубах юных химиков.

Массовая внеурочная работа по химии. Химические вечера, викторины, диспуты, олимпиады, конференции и другие виды массовой внеурочной работы. Методика и передовой опыт проведения массовых внеурочных мероприятий.


10. Основные направления дифференциации химического образования учащихся в общеобразовательной школе. Факультативные занятия по химии.

Понятие о дифференциации образования с учетом интересов, склонностей, способностей учащихся. Направления дифференциации обучения в современной школе – открытие школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов, введение факультативного обучения. Химия в школах и классах гуманитарного направления. Школы и классы с углубленным изучением химии.

Факультативное изучение химии. Связь факультативных курсов с основным курсом химии. Задачи химических факультативных курсов, условия их введения. Комплектование учебных групп. Организация факультативных занятий. Особенности методики преподавания химических факультативных курсов. Характеристика отдельных факультативных курсов по химии. Факультативные курсы повышенного уровня.

Прикладные факультативные курсы: «Основы химического анализа», «Химия в сельском хозяйстве», «Химия в промышленности».

Факультативные специальные курсы: «Химия металлов и металлургия», «Химия и экология», «Химия полимеров» и др.

Подготовка учителя к преподаванию факультативных курсов. Примерное планирование занятий.


^ Часть 2


Обобщенное рассмотрение конкретных вопросов обучения химии


1. Методика изучения атомно-молекулярного учения (АМУ) как теоретической концепции первого этапа обучения химии.

Образовательно-воспитательное значение раздела о первоначальных химических понятиях. Вариативные подходы к ознакомлению учащихся с первоначальными понятиями химии. Первоначальные понятия химии в интегрированных курсах естествознания в младших классах и в базовом курсе химии. Формирование первоначальных понятий на основе АМУ (традиционный подход) и на основе современных представлений о строении атома.

Формирование понятий о химическом элементе, валентности, количестве вещества, постоянстве состава сложных веществ, законе сохранения массы веществ. Формирование понятий о химических реакциях.

Обучение учащихся химическому языку, простейшим расчетам по формулам и уравнениям химических реакций, лабораторно-практическим умениям.


2. Формирование и развитие понятий о веществах, их классификации.

Изучение химических элементов на первом этапе обучения химии. Обоснование выбора элементов (кислород и водород) для изучения. Общий план и методические подходы в изучении кислорода и водорода. Роль химического эксперимента в изучении названных веществ.

Задачи изучения важнейших классов неорганических соединений. Характеристика различных методических подходов к изучению оксидов, кислот, солей и оснований. Принцип расположения материала и объем сведений о классах неорганических соединений в программах разных типов школ и разных авторов.

Методика формирования понятий об оксидах, кислотах, солях и основаниях. Изучение номенклатуры и классификации веществ. Формирование понятия о взаимосвязи между классами неорганических соединений как проявлении всеобщей взаимосвязи веществ в природе. Отражение взаимосвязи индивидуального и всеобщего в процессе изучения классов неорганических соединений.

Развитие и обобщение понятий об оксидах, кислотах, солях и основаниях в последующих темах курса химии.


3. Методика изучения периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева и строения атома.

Периодический закон и теория строения атома как научные основы школьного курса химии. Значение и место периодического закона в курсе химии общеобразовательной школы. Методические подходы к изучению периодического закона и теории строения атомов.

Подготовка школьников к изучению закона и периодической системы элементов Д.И.Менделеева. Примерный план изучения темы. Рассмотрение первых попыток классификации химических элементов до Д.И.Менделеева. Расширение понятия о взаимосвязи между элементами на примере амфотерных оксидов и гидроксидов. Введение понятия о естественных группах химических элементов.

Методика раскрытия сущности периодического закона. Ознакомление учащихся с теорией строения атомов. Формирование понятия об изотопах, углубление понятия о химическом элементе. Рассмотрение сущности периодического закона и системы химических элементов на основе теории строения атомов. Периодический закон как естественный закон природы и его научное значение.


4. Методика изучения строения вещества в курсе неорганической химии средней школы.

Цели изучения и значение вопросов строения вещества в курсе химии средней школы. Структура системы теоретических знаний о строении вещества в курсе неорганической и органической химии, ее методическое обоснование. Объем материала и последовательность изучения в классах различных профилей.

Методика формирования понятий о строении вещества на этапе изучения АМУ, электронных и энергетических представлений. Электроотрицательность химических элементов и степень окисления, применение этих понятий в процессе изучения химии. Развитие понятия о валентности на основе электронных представлений. Проблема взаимосвязи понятий о валентности и степени окисления в курсах химии.

Общие знания учащихся о природе химической связи и структуре веществ, раскрытие зависимости свойств веществ от их структуры.

Создание опорной базы для подготовки учащихся к восприятию органической химии.

Работы Г.И.Шелинского по методике изучения строения вещества.


5. Формирование и развитие понятий о химической реакции.

Структура содержания понятия о химической реакции: признаки, сущность и механизмы реакции, закономерности возникновения и протекания, классификация, количественные характеристики, практическое использование и методы исследования.

Место знаний о химической реакции в курсе химии. Принципы и направления развития понятий о химических реакциях на основе электронной теории. Энергетика химических процессов. Работы Г.И.Шелинского в области методики изучения энергетики реакций. Формирование понятий об обратимых и необратимых реакциях и химическом равновесии.

Кинетические представления: скорость химической реакции, зависимость скорости от различных условий, катализ. Закономерности протекания химических реакций. Управление химическими процессами.

Обобщение знаний о химических реакциях на заключительном этапе обучения в старшей школе (раздел «Общая химия»).

Построение курса химии, систематизирующим стержнем которого является понятие о химической реакции. Сравнение его с действующими курсами, ориентированными на вещество.


6. Методика изучения теории электролитической диссоциации как ведущей концепции курса химии IX класса.

Место и значение темы в школьном курсе химии. Структура темы. Понятия о растворах, химической связи, валентности, степени окисления, окислительно-восстановительных реакциях и важнейших классах неорганических соединений как опорные при изучении электролитической диссоциации.

Использование межпредметных связей с физикой при рассмотрении взаимодействия ионов как заряженных частиц, а также при использовании электрического тока в химическом эксперименте.

Формирование понятий о веществах-электролитах, ионах, ионных реакциях и их закономерностях как новый этап развития представлений учащихся о веществе и химическом процессе. Развитие понятий о химическом языке.

Методические подходы к изучению процессов диссоциации электролитов и раскрытию их причин. Различные свойства сильных и слабых электролитов. Развитие и обобщение знаний учащихся о кислотах, основаниях и солях на основе теории электролитов.

Классификация реакций электролитов в водных растворах. Формирование понятия о гидролизе и раскрытие его значения для понимания жизни природы.

Обобщение и углубление знаний о веществе и химическом процессе на основе электролитической диссоциации в разделе общей химии на заключительном этапе изучения химии.

Объем знаний о растворах и электролитической диссоциации в программах, ориентированных на углубленное изучение химии.

Средства наглядности в теме. Использование химического эксперимента в теме.


7. Методика изучения химических элементов и их соединений в систематическом курсе химии.

Структура системы понятий о химических элементах, ее основные компоненты. Классификация химических элементов, их распространение в природе. Систематизация сведений о химических элементах в периодической системе Д.И.Менделеева.

Основные методические подходы к изучению химических элементов и их соединений в курсе химии. Общий план характеристики химического элемента на основе его положения в периодической системе. План характеристики важнейших соединений данного элемента.

Дедуктивный и индуктивный проблемный подходы при изучении химических элементов. Пути активизации мыслительной деятельности учащихся.

^ Методика изучения неметаллов. Подгруппа кислорода. Общий план изучения серы и ее соединений. Примеры уроков.

Азот и его соединения. Раскрытие и углубление важнейших общехимических и политехнических понятий при изучении подгруппы азота. Содержание и построение отдельных уроков темы «Подгруппа азота».

Подгруппа углерода. Роль дедуктивного подхода при изучении темы. Особенности содержания темы и развитие в ней важнейших химических понятий. Раскрытие многообразия соединений углерода и кремния в природе и их роли в природе и технике.

^ Методика изучения металлов. Образовательное и воспитательное значение учебного материала о металлах. Объем и уровень знаний о металлах в программах школ разных типов.

Общий методический план изучения металлов на основе периодического закона и электронных представлений. Роль дедуктивного подхода при изучении металлов. Развитие понятий о взаимосвязи между элементами, природе химической связи и структуре веществ при изучении металлов. Формирование и развитие понятий о коррозии металлов, сплавах, окислительно-восстановительных реакциях.

Характеристика металлов главных подгрупп I-III групп. Характеристика железа, как представителя побочной подгруппы, и его соединений.

Обобщение и расширение знаний о металлах на заключительном этапе изучения химии.


8. Изучение основ химического производства и вопросов химизации сельского хозяйства. Промышленное производство и вопросы экологии.

Задачи и значение вопросов изучения химических производств и химизации сельского хозяйства в средней школе. Структура содержания системы политехнических знаний об основах химического производства и ее компоненты: сырье и его свойства; химические реакции, используемые в производстве; технологический режим и его оптимизация; материалы и конструкции аппаратов; техника безопасности, охрана труда и окружающей среды; продукты производства и его свойства; понятие о рабочих профессиях.

Принципы отбора химических производств для изучения в средней школе и его обоснование. Перечень химических производств, изучение которых заложено в программы по химии средней школы.

Использование технологических понятий для профессиональной ориентации. Учет регионального фактора.

Примеры построения уроков при изучении конкретных химических и металлургических производств.

Раскрытие связи курса школьной химии с сельскохозяйственным производством. Ознакомление учащихся с основными направлениями химизации сельского хозяйства. Применение химических средств в сельском хозяйстве и вопросы экологии.

Общий план изучения минеральных удобрений.

Обобщение и систематизация знаний о промышленных производствах и химизации сельского хозяйства в разделе общей химии.

Производственные экскурсии по химии. Выбор предприятий для производственных экскурсий. Методика проведения экскурсии на химическое производство.


9. Методика изучения современной теории строения органических веществ как фундамента курса органической химии средней школы.

Образовательное и воспитательное значение раздела «Органическая химия». Общая характеристика раздела. Содержание, объем и логика построения учебного материала об органических соединениях в программах, предназначенных для школ разных типов. Соотношение в программах теоретического и фактического материала.

Теория строения органических соединений как основа развития структурных представлений при изучении органической химии. Методика изучения основных положений классической теории строения А.М.Бутлерова и современной электронной теории. Использование принципа историзма для понимания развития органической химии, борьбы идей в науке и организации проблемного изучения материала.

Развитие понятий о строении атома: основное и возбужденное состояние атома, гибридизация электронных орбиталей. Доказательства единой природы химической связи. Развитие понятий о типах химической связи. - и -связи. Простые и кратные связи. Понятия гомологии и изомерии, их значение в учебном познании органической химии. Развитие и применение понятий о закономерностях химических реакций.

Раскрытие генетической связи между органическими веществами с целью доказательства единой природы органических веществ. Использование генетической связи при изучении классов органических соединений.

Принципы классификации органических соединений. Отбор классов органических соединений для изучения в курсе химии. Основные принципы номенклатуры органических соединений и методика ее изучения.

Общие методические подходы к изучению органической химии: дедукция, проблемный подход, моделирование. Методика использования плоскостных, шаростержневых и масштабных моделей при изучении органической химии. Применение лекционно-семинарской системы (система Н.П.Гузика и Н.С.Шелковиной). Опора на межпредметные связи при изучении органической химии. Межпредметные связи органической химии с биологией.

Особенности химического эксперимента при изучении органической химии. Роль графики в изучении органической химии. Комплекс средств наглядности, используемых при изучении органической химии, его специфика.

Повышение уровня самостоятельной работы учащихся. Система заданий для самостоятельной работы учащихся.

Работы Д.П.Ерыгина, Л.А.Цветкова, И.Н.Черткова в области методики изучения органической химии.

Особенности содержания углубленного курса органической химии и его обоснование. Содержание знаний по органической химии в интегрированном курсе естествознания. Особенности изучения сведений об органических веществах в IX классе.


10. Система обобщения знаний учащихся в процессе обучения химии.

Цель обобщения в обучении химии. Роль обобщения в формировании химической картины мира.

Виды обобщения: поурочное, тематическое, по разделам неорганической и органической химии, заключительное.

Обобщающие темы школьного курса химии. Особенности их содержания. Химические понятия как основа для обобщения знаний учащихся.

Раздел общей химии и его задачи. Объем, содержание и структура раздела «Общая химия». Методические принципы и подходы к изучению раздела. Система уроков. Основные типы уроков и особенности их проведения.

Обобщение и углубление знаний о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атомов.

Обобщение знаний о видах химической связи и их взаимопереходах. Углубление знаний о строении вещества на примере комплексных соединений, дисперсных и коллоидных системах.

Обобщение знаний о химических реакциях в неорганической и органической химии. Расширение знаний об обратимых и необратимых реакциях, константе равновесия, принципе Ле Шателье, катализе.

Обобщение, систематизация и расширение сведений об элементах неметаллах и металлах, строении и общих свойствах образуемых ими простых веществах и соединениях. Обзорное ознакомление с переходными элементами – металлами побочных подгрупп.

Показ роли химии в развитии народного хозяйства страны. Обобщение знаний о научных основах и общих технологических принципах производств основной химии, нефтехимии, металлургии.

Направления научно-технического прогресса в химии и охрана природы. Важнейшие химические профессии.