bigpo.ru
добавить свой файл
1
Урок музыки в 5 кл.


Тема: Можно ли музыку увидеть.

Цель: - продолжить формирование знаний о музыке как об одном из видов искусства,

научить их любить и понимать музыку во всем богатстве её форм и жанров;

- воспитывать у учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной

культуры; подвести учащихся к открытию: музыку можно увидеть;

- формирование навыков хорового пения; развитие наглядно-образного мышления,

творческого воображения, познавательного интереса и эмоций.


^ Ход урока

I. Выход под музыку «Марш веселых ребят», Муз. И. Дунаевского, стихи Лебедева-Кумача.

II. Включение учащихся в урок:

- Ребята, вам знакома эта бодрая, жизнерадостная песня? ^ С каким видом искусства связана музыка?

Беседа с классом:

- Что было бы с музыкой, если бы не было литературы? Словарь: вокализ.

- Как называется пение голосом, без слов?

- А что было бы с литературой, если бы не было музыки? (^ Стихи оставались бы стихами, сказки – сказками).

- Назовите музыкальные произведения, известные вам, написанные на произведения литературы? (Много на стихи А. Пушкина).

А что бы вы хотели сейчас услышать?

^ III. (звучат произведения «Afe Maria.» Шуберта, «Золушка» С. Прокофьева, «Руслан и Людмила» М. Глинка, Увертюра).

Учитель: Ребята, часто в произведениях литературы героем, персонажем становится сама музыка. Вспомните рассказ «Старый повар» К.Г. Паустовского. Послушаем концовку (идет слушание грамзаписи и фрагмент из симфонии «Юпитер»)

  • Почему старый повар ответил: «Я вижу, вижу, а незнакомец перед тем как играть сказал: «Слушайте и смотрите»

^ IV. Целеполагание, формулировка темы урока.

  • Как вы думаете, какова цель нашего урока? Чтобы увидеть, как надо слушать?

Ответ: научиться вслушиваться в музыку.

Учитель: Музыка обладает такой силой воздействия на чувства, мысли человека, что вызывает определенные ассоциации, картины.

А о музыке В.А. Моцарта (1756-1791) А.С. Пушкин сказал: Какая глубина! Какая смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь.

Дополнение: В.А. Моцарт – австрийский композитор 18 в. Нестареющая музыка Моцарта известна всему миру.

^ V. Закрепление.

1. Слушаем музыку: П.И. Чайковский из цикла «Времена года».

- Что увидели? Нарисуйте зрительную картинку? (ноябрь – «На тройке»)

(«Золушка» С. Прокофьева).

  1. ^ Игра «Сам режиссер»

Учитель: Вам нужно озвучить отрывок из произведения М. Пришвина «Кладовая солнца» (читаю вслух).

- Послушайте «Утро в лесу» «Вечер» (не называю отрывки)

- Какой отрывок из двух вы бы выбрали?

^ VI. Вывод:

Можно ли музыку увидеть?

VII. Хоровое пение:

- Мы сейчас хором споём песню «Пришла зима!» Какое настроение передал композитор и автор стихов?

Ответ: Настроение радости, веселья.

«Солнечный зайчик»

- Что вы увидели в музыке? Нарисуйте эту картинку. ^ Итак, как нужно слушать музыку?

Ответ: Вслушиваться.

Учитель: Вслушайся: весь мир поёт –

Шорох, свист и шелест,

Музыка во всём живёт,

Мир её волшебен.

^ Домашнее задание: Нарисуйте картинки красками, карандашом к пьесам «Утро в лесу», «Вечер».


Самоанализ урока музыки в 5 классе.


Уроки музыки – это те часы развлечений и отдыха, эти часы должны стать часами воодушевления, эмоционального подъема, нравственного прозрения. Музыка в союзе с другими видами искусств (литературой, живописью) - это могучее средство нравственного и эстетического воспитания, формирования личности. Много лет работаю по программе Д.Б. Кабалевского. Устраивает то, что программа почти полностью исключает из начального этапа обучения то, что принято называть музыкальной грамотой и что, по существу является не чем иным, как упрощенным курсом обычной, преподающейся в музыкальных школах элементарной теории музыки, а в общеобразовательной школе – нотной грамотой. Музыкальная грамотность – это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, неразрывно связанное с жизнью. Это «особое чувство» музыки, заставляющее воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность определять характер музыки, определять автора. Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать её и размышлять о ней.

^ Тема урока: «Можно ли музыку увидеть» - один из уроков в большой теме «Музыка и другие виды искусства».

Тип урока: Урок изучения нового материала.

На уроке решались следующие задачи:

- обучающие: продолжить формирование знаний о музыке, как об одном из видов искусства, формирование навыков хорового пения;

- развивающие цели: развитие познавательного интереса, эмоций, наглядно-образного мышления, творческого воображения.

- воспитательные: воспитывать у учащихся музыкальную культуру, учить любить и понимать музыку во всем богатстве её форм и жанров.

Цели и содержание учебного материала обеспечили выбор форм и методов урока. Данный урок содержит V микротем. Самый значимый момент – I – IV этапы урока: «включение» учащихся в урок, формулировка темы и цели урока. На этом этапе мною были применены словесный метод и наглядный. Они обеспечили развитие познавательного интереса, эмоционально-волевой сферы, наглядно-образного мышления; обеспечили представление об изучаемом явлении в музыке: музыку можно увидеть.

Не менее важный этап – закрепление теоретических знаний. На этом этапе были применены наглядный, практический метод, а также метод познавательной игры: «Сам – режиссер», которые обеспечили развитие самостоятельности мышления, памяти, наглядно-образного мышления, развития речи. В ходе урока использовала диалоговые и полилоговые формы общения. На уроке был использован наглядный материал, ТСО для создания эмоциональной атмосферы и работоспособности.

Хоровое пение – важный момент на моём уроке, т.к. считаю, что нигде так полно не выражает себя стремление к дружбе и единению, как в совместном пении. Поют друзья, поёт класс – это лучше всего доказывает, как много общего между всеми людьми. «Запоёт школа – запоёт весь народ», - сказал великий педагог К. Ушинский.

Учиться слушать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения вслух и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил – моменты активного восприятия музыки.

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли.