bigpo.ru
добавить свой файл
1
Урок внеклассного чтения в 6 кл.

Тема: «Униженность и бесправие».

(По рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах»)


Учитель: Овчинникова Н.А.

МОУ СОШ №1

г.Зубцова


2011-2012 учебный год

Ход урока

  • Вступительное слово учителя

  • История создания рассказа

  • Работа с текстом

  • Название рассказа

  • Жанр

  • Итог урока (Викторина)



Основные вопросы

  1. Почему этот «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот» привлек внимание писателя?

  2. Что заставило солдата Постникова решиться нарушить присягу? Каковы были его душевные переживания?

  3. Почему бесчестный поступок офицера инвалидной команды не был раскрыт, хотя о нем все знали?

  4. Почему рассказ называется «Человек на часах»?

  5. Почему необходимо, чтобы в человеке торжествовало человеческое?

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с историей создания рассказа, с порядками в николаевской армии; выяснить особенности жанра (анекдот)

  2. Развивать умение анализировать текст, умение сравнивать (развитие речи на основе свободных высказываний, обмен мнениями)

  3. Дать понятие о чести, доме, сострадании



Оформление доски:


В центре записаны тема и эпиграф: «В каждом рассказе вы чувствуете, что основная дума—дума о России» (М.Горький) Портрет Н. Лескова

По краям доски записи:

  1. «Здесь, в это время, и развертывается событие трогательное и ужасное по своему значению…»

  2. Сострадать—разделить боль, страдания, услышать боль другого, понять, помочь, быть человеком.

Искушение—соблазн, желание запретного.

Честь—внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.


Клянусь честью; Честь ум рождает, а

спрямая со стрелкой 1лово чести; бесчестие и ложь

дорога чести отымает.



  1. Страдания Постникова

Спрямая со стрелкой 2ердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает…

прямая со стрелкой 3так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей…

Спрямая со стрелкой 4трашно слышать, как человек погибает и не подать помощи


…помнит и службу и присягу

за


…ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки…

…отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которую, последует военный суд



Ход урока



  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством Н.С. Лескова. При изучении рассказа «Левша» мы говорили с вами о том, что писателя тревожит судьба русского народа, поэтому героями многих его произведений становятся простые люди, талантливые, человечные, но бесправные и униженные.

Тема нашего урока так и звучит «Униженность и бесправие» (по рассказу Н.Л. Лескова «Человек на часах»).


^ Вопрос к классу:

Вымышлены или действительно имели место данные события?

(«Вымысла…в рассказе нет нисколько»)



  1. История создания рассказа.

Впервые опубликован в журнале «Русская мысль» в апреле 1887 года под названием «Спасение погибавшего».

Фактическая основа засвидетельствована Н.С.Лесковым. С одним из персонажей, генерал-лейтенантом Миллером, Лесков был лично знаком. Он-то и рассказал о чрезвычайном происшествии с часовым, оставившим свой пост ради спасения утопающего в Неве человека.

Сохранивший все собственные имена Лесков не назвал только «владыку», но современники без труда узнали митрополита московского Филарета Дроздова.

Один из них вспоминает: «Говорил он (Ф.Д.) очень тихо, почти шёпотом(этот шёпот Лесков очень удачно назвал «тихоструй»), но не от слабости голоса, а нарочно, с расчётом, желая произвести впечатление вконец изнурённого постом и молитвой»

  1. ^ Беседа по тексту:

__Когда и где происходят события?

Выборочное чтение.

ГЛ.2 «1839 год, зима, Нева. Зимний дворец, рота Измайловского полка, дворцовый караул».

Учитель: Ещё не приступив к повествованию о том, что случилось, Лесков дал определение событию, которое произошло в точно указанном месте. Обратили ли вы внимание на эти слова?

«Здесь, в это время и развёртывается событие… трогательное и ужасное по своему значению»

___Так что же за событие произошло? (Гл.4,абз.1.)

___А что за человек был солдат Постников?(Гл.4, абз.2,6)

^ Выборочное чтение:

«…из дворцовых господских людей… человек нервный и очень чувствительный…солдат умный, исправный, с рассудком ясным…»

Учитель: Но более подробно в этой главе рассказано о том, что испытал солдат Постников, стоящий в этот момент на посту.

____Что же он испытал, когда услыхал, что в полынье

«заливается» человек и отчаянно молит о помощи?

Находим ответ на этот вопрос, обращая внимание на переживания солдата: «… приходил от криков, стонов в оцепенение», «в ужасе оглядывался», «стал соображать, как спасти».

Видим, что Постников мечется, что он начал борьбу с самим собою, борьбу, которая длится «получас», за это время «человек истерзался сердцем».

Запись на доске:

1.Сердце Постникова так 1…помнит и службу, и присягу…

и ноет, так и стучит, так

и замирает…

2…так беспокойно на сердце 2…ни под каким предло делается от этих стонов … гом не имеет права покинуть своей

будки…

3.Страшно слышать, как 3…Отлично понимал,

что

другой человек погибает, и не оставить пост подать руку помощи… со стороны часового-

вина,за которую

последует воен-

ный суд.

___Что же с чем борется, вступает в противоречие?

Долг и человечность-основные проблемы рассказа.

___Что победило? (Подтвердить текстом).

Гл.4 «Часовой не выдержал и покинул свой пост»

Гл.5,1,2 абз.

Учитель: Долг нельзя выполнять слепо, в ущерб интересам людей, человечности. Вот какие слова сказал по этому поводу автор: «…на него напало искушение… под влиянием увлечением благороднейшим состраданием».

Попробуем разобраться, что означают эти слова.

Запись на доске:

Сострадать-разделить боль, страдания,услышать боль

другого, понять, помочь, быть человеком.

Искушение-соблазн, желание запретного.

___Почему необходимо, чтобы в человеке торжествовало человеческое?

___Проследим, как реагировало воинское начальство на «содеянное» солдатом?

Выборочное чтение:

Начальство обвиняло Постникова в том, что «он нарушил» присягу, «замарал честь» Измайловского полка, на полк « упала дурная тень».

Гл.6,1 абз.

Гл.7,3 абз.

____О чём стало заботиться начальство после случившегося, и какое решение приняло?

(Текст: «…чтоб никому не вышло ни малейшей неприятности».)

____Итак, начальству необходимо было сохранить честь мундира. А что есть честь?

Запись на доске:

Честь- внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть,

честность, благородство души и чистая совесть.

____К кому можно отнести слова «человек чести»?

^ 4.Заглавие рассказа.

Рассказ назван «Человек на часах», а почему не «Солдат на часах»? Если это реальный факт, то, может быть, можно было назвать «Постников на часах»?

_____Уточним, что значит «на часах» (На « страже порядка»)

Честный, чуткий, чувствительный человек стоял на часах, на страже порядка, спас утопающего.

В тексте есть такие слова: «Свиньин решил дело так «что никто не пострадал».

Не пострадала честь мундира…, а ведь 200 розог получил солдат!

Вспомним слова о «событии «трогательном» и «ужасном»».

Ужасно то, что 200 розог получил человек, но только ли это ужасно? Найдите слова владыки о наказании солдата.

Гл.17. «…наказание же на теле простолюдину не бывает губительно и не противоречит ни обычаю…»

____Почему так относятся к солдату?

  1. За человека не считают.

2.Солдат для офицеров-

человек второго сорта.

3.Солдат всё стерпит.

Начальство довольно, доволен владыка, доволен и сам Постников.

Гл.15. ___Почему доволен солдат?

Доклад о порядках в Николаевской армии ( делает ученик).

^ 5.ЖАНР РАССКАЗА («АНЕКДОТ»).

ГЛ.1, 2 абз. «Это составляет отчасти придворный, отчасти исторический анекдот…»

Выясняем по словарю значение этого слова: «короткий рассказ с необычным концом».

Сам жанр предполагает, что произведение будет смешным, сюжет напряжённым, конец неожиданным. Но надежды читателя не оправдываются, так как конец выглядит скорее трагическим, чем смешным.

--Так в чем же здесь анекдот?

--Почему Лесков пишет: «Развязка дела так оригинальна, что подобное едва ли возможно где-нибудь, кроме России»? (гл.1)

Вывод: Анекдотичность этого случая в том, что при явном для всех

высоких чинов жульничестве, офицер инвалидной команды

получает награду «За спасение утопающих», а настоящий

герой, который жертвовал жизнью, наказан.

  1. Заключительное слово учителя

Н.С. Лесков гордится своим народом, талантливым, как левша; способным сострадать, как солдат Постников, и в то же время испытывает горькое чувство, вызванное бесправием простых людей.

С болью в сердце Лесков пишет о судьбе простолюдин, о судьбе Родины. Поэтому и эпиграфом к нашему уроку взяты слова М. Горького: «В каждом рассказе вы чувствуете, что его основная дума—дума о России».



  1. Домашнее задание. Викторина.

Кому принадлежат приведенные ниже слова?

  1. «Вот если бы у меня был хотя бы один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал».

  2. «Это,--говорит,--ваше величество, точно, что работа очень тонкая и интересная, но только нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует…»

  3. «Сиди,--говорит,--здесь до самого Петербурга, вроде пуделя, ты мне за всех ответишь».

  4. «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».

  5. «Это,--говорит,--против нашего не в пример превосходнейше»

  6. «Я знаю, что мои меня не могут обманывать»

  7. «…наказание же на теле простолюдина не бывает губительно…»

  8. «Мы тоже должны…закончить дело со своей стороны так, чтобы оградить себя на всякий случай впоследствии».