bigpo.ru
добавить свой файл
1
Урок: Профессиональное самоопределение

Выбор профессии

Цели:

  1. 1.Познакомить с профессиями работников, занятых в легкой и пищевой промышленности.

  2. Дать представление о профессиональной пригодности.

Наглядные пособия: анкеты для заполнения.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Проверка подготовки учащихся к уроку.

  2. Проверка домашнего задания: а) Викторина - занимательная профориентация:

  1. В каком году и кем впервые была создана швейная машина?

  2. Какая ткань получила название от города Италии, где эту ткань начали выпускать?

  3. Назовите профессию, изменение окончания в названии которой меняет её содержание.

  4. Юрист, свидетельствующий верность копий документов.

  5. Специалист по холодной обработке металла методом точения.

  6. Специалист по технологическим процессам на производстве.

  7. Человек, проектирующий дома, участки, города.

  8. Профессиональный управляющий в условиях рынка.

  9. Специалист по делопроизводству.

  10. Человек, занимающийся ремонтом часов.

  11. Специалист по подготовке плану решения задачи на ЭВМ.

  12. Работник по выдачи зарплаты.

  13. Специалист по управлению летательными аппаратами.

  14. Лицо, ответственное за выпуск газет и журналов.

  15. Специалист по выполнению рельефных надписей, знаков-эмблем, рисунков.

  16. Специалист по воспитанию и обучению.

  17. Работник по контролю типографско - издательского материала.

  18. Лицо, владеющее скорописью.

  19. Постановщик фильмов, пьес, спектаклей.

  20. Специалист, занимающийся рациональным использованием сельскохозяйственных угодий и повышением урожайности сельскохозяйственных культур.

  21. Работник, занимающийся подготовкой семян для посадки.

  22. Специалист по планированию работы на определённый период.

  23. Специалист по вождению автомашины.

  24. Высококвалифицированный специалист по внедрению новой техники, технологии на производстве.

  25. Специалист, владеющий карандашом, кистью.

  26. Человек, помогающий людям разговаривать на расстояние.

  27. Специалист по электричеству.

  28. Человек, отвечающий за выход автомашин на линию.

  29. Специалист по выращиванию овощей.

  30. Высококвалифицированный специалист по лечению людей.

  31. Специалист, знакомящий людей с разными городами, выставками, музеями и т.д.

  32. Человек, управляющий техникой.

  33. Специалист, работающий на гусеничной машине.

  34. Работник, работающий в текстильном производстве.

  35. Посредник по оптовой купле - продажи товаров.

  36. Помощник по подготовке деловых бумаг для руководителей.

  37. Специалист по продаже товаров.

  38. Высококвалифицированный специалист, про которого говорят «золотые руки».

  39. Работник, занимающийся выпасом стада.

  40. Человек, проверяющий качество выполненной работы.

  41. Человек, располагающий большими финансовыми средствами.

  42. Человек, занимающийся наблюдениями за лесом и лесными животными.


б) Анаграммы. Качества личности: ниетерыс, овял, пссобоонтси.

Профессии: ефмрре, елчтки, рпдоваце.

^ Сообщение познавательных сведений.

Основные рабочие профессии швейного производства.


Оператор швейного производства.

Выполняет различные операции по пошиву изделия: стачивание деталей, втачивание рукавов в пройму, обработку низа изделия. В процессе работы он следит за качеством шва, регулирует натяжение нити, длину стежка, меняет шпульки. Он должен хорошо знать способы обработки изделия, последовательность выполнения операций.
^

Контролер качества



Работает в подготовительном цехе на специальных примерочных столах или разбраковочных машинах.

В его обязанности входит проверка качества ткани, равномерно движущейся по столу или экрану разбраковочной машины.

Во время осмотра ткани контролер выявляет дефекты (дыры, пороки крашения и т. д.) и отмечает их. Одновременно он промеряет длину и ширину ткани.

Портной




Высококвалифицированный рабочий, работающий в экспериментальном цехе.

В его обязанности входит пошив экспериментальных образцов, разрабатываемых конструкторов.

^

Изготовитель лекал




Работает в экспериментальном цехе. Он занимает изготовлением картонных лекал на новые изделия.

Каждое лекало маркируется: на нем отмечается номер модели, размер изделия, направление долевой нити, направление ворса.

Готовые лекала поступают затем в подготовительный цех.

^

Настильщица ткани




Работает на настилочной машине, с помощью которой производится протягивание ткани по настилочному столу, выравнивание полотен при настилании, зажим концов полотен и отрезание ткани.
^

Раскройщик




Работает на раскройных машинах. Он производит рассекание настила, а затем раскрой деталей.

Утюжильщик



Рабочий, выполняющий влажно-тепловую обработку изделий с помощью утюгов или гладильных прессов

Бисквитчик




На бисквитных фабриках ведет технологический процесс изготовления бисквита, печенья высших сортов, пряников и сдобных изделий на агрегатах и поточно- механизированных линиях.

Он должен знать рецептуру и технологию приготовления бисквитов, пряников, сдобных изделий, кремов, начинок; способы определения качества сырья, полуфабриката и готовой продукции.

Кондитер




^

На кондитерских фабриках или специальных цехах хлебозавода изготавливает торты, пирожные, кексы, рулеты.


Он должен знать виды выпускаемой продукции, сырья, сорта муки и её свойства; рецептура и режимы приготовления кондитерских изделий , глазировать и украшать готовые изделия; уметь обслуживать оборудование.

Пекарь



На хлебзаводах и в пекарнях выпекает хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия в печах различных систем.

Рассчитывает количество сырья и нормы выхода продукции.

Должен знать технологический процесс производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий; способы определения готовности теста к выпечке и качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; требования, предъявляемые ко всем сортам хлеба и хлебобулочных изделий; правила обслуживания печей.

Пекарь должен уметь укладывать тестовые заготовки на листы, регулировать движения печного конвейера, следить за работой контрольно-измерительных приборов.

Тестовод



На тестомесильных машинах и тестоприготовительных агрегатах хлебозаводов приготавливает тесто по определённой рецептуре для выпечки хлебобулочных изделий, баранок, сухарей.

Должен знать сорта и свойства муки и другого сырья; рецептуру и технологический процесс приготовления различных видов теста, опары; способы оценки качества и определения готовности сырья и теста; правила обслуживания оборудования.

В процессе контроля тестовод проверяет точность работы дозаторов, плотность раствора соли и сахара, расход сырья и воды на замес теста.


Калькулятор


Калькулятор занимается учётом продуктов, которые входят в состав того или иного блюда, определяет их весовые соотношения, рассчитывает его калорийность, содержание питательных веществ в нём, подсчитывает стоимость блюда.

Калькулятор должен знать основы рационального питания людей различного возраста и специальностей; химический состав продуктов питания, их взаимозаменяемость, изменение питательной ценности продуктов при тепловой переработке.


^ Профессиональная пригодность


Профессиональная пригодность – это взаимное соответствие человека и его дело, профессии.

Именно взаимное: « человек- профессия».

Любому человеку свойственны определённые личные качества, особенности.

И по тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым профессией к личности, можно судить о пригодности к той или иной профессии - его профпригодности.

Различают четыре степени профпригодности.

  1. Непригодность (к данной профессии).

Она может быть временной или практически непреодолимой.

О непригодности можно говорить в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, не совместимые, с точки зрения врачей, с работой в той или иной области.

Но противопоказания могут быть не только медицинские. Дело в том, что есть целая группа профессий, предъявляющих такие требования к человеку, которым могут соответствовать люди, обладающие специальными способностями.

Отсутствие их практически невозможно компенсировать. В этом случае говорят, что от человека требуется абсолютная профессиональная пригодность.

Абсолютная пригодность необходима представителям таких профессий (лётчик, хирург, оператор энергосистем и др.), работа которых связана с возможностью возникновения неожиданных ситуаций, опасных для здоровья и жизни людей.

То же самое можно сказать и о профессиях, связанных с искусством: если, например, у человека нет способностей к изобразительной деятельности, то он вряд ли станет художником, архитектором, скульптором.

  1. Пригодность (к той или иной профессии или группе).

Эта степень профпригодности характеризуется тем, что нет противопоказаний к труду в той или иной области, но нет и явно выраженных склонностей.

профессии или группы профессий.

«Вы можете выбирать эту профессию. Не исключено, что станете хорошим специалистом», - так можно сформулировать эту степень пригодности.

  1. Соответствие человека той или иной области деятельности.

В этом случае можно указать на некоторые личные качества, которые явным (бесспорным) образом соответствуют требованиям определённой профессии или группы профессий.

Например, имеется выраженный интерес к тем или иным объектам труда (биологическим, техническим и т.д.) или некоторый успешный опыт практической пробы сил в данной области. «Вы можете выбрать эту профессию, и очень возможно, что станете хорошим специалистом», - так можно сказать об этой степени профпригодности.

  1. Призвание (к данной профессии, области деятельности)

Его можно считать высшим уровнем профессиональной пригодности на данном этапе развития человека как труженика.

Речь идёт о признаках, которыми человек выделяется среди сверстников, находящихся в примерно равных условиях обучения и развития.

«В этой именно области деятельности вы будете хорошим специалистом», - так характеризуется эта степень пригодности.

Профессиональная пригодность – не врождённое качество. Оно формируется в трудовой деятельности.

В труде развиваются не только профессиональное восприятие, память и мышление, но и складывается определённый тип поведения человека, его коллективистическая направленность, чувство долга и другие качества личности.

Большинство профессий не предъявляет абсолютных требований к человеку в отношении пригодности; отсутствие каких – либо необходимых качеств, свойств, способностей может быть компенсировано развитием других.

Можно ли разделить все качества человека на профессионально ценные, вредные или нейтральные?

Нет. Дело в том, что даже применительно к одной и той же работе нельзя говорить о некотором едином и бесспорном перечне профессинально ценных качеств.

Одни работники добиваются высоких показателей за счёт быстро действия, другие – за счёт предусмотрительности, третьи - за счёт равномерного темпа работы.

Чем квалифицированнее работник, тем он максимальнее использует свои сильные стороны и преодолевает, компенсирует разными средствами слабые.

В результате рождается неповторимый индивидуальный стиль в работе.

« Всяк мастер на свой лад», - мудро замечает пословица.

Профпригодность человека к работе определяют следующие основные качества:

  • Гражданские качества ( например, патриотизм, коллективизм, потребность трудиться на общую пользу и др.)

  • Трудолюбие, добросовестное отношение к труду, широта ума, его глубина, гибкость;

  • Самодисциплина, развитый самоконтроль, инициативность, состояние здоровья и т.п.

  • Специальные способности ( например, хорошо развитый музыкальный слух – для настройщика пианино, роялей и т.п.)

Некоторые необходимые качества пригодности профессии вы можете и должны формировать систематически ( такие, как добросовестность, чувство долга, коллективизм).

Мы рассмотрели одну сторону взаимосвязи « человек – профессия». Но непригодный для человека может оказаться сама профессия ( например, её техническая сторона).

Конструкторы придумали мощную подъёмную машину ( лебёдку), а вот управление ею оказалось очень тяжёлым ( чтобы нажать, переместить рычаги спуска, торможение, остановки, нужна незаурядная физическая сила).

В этом случае нельзя говорить о профессиональной непригодности, например, женщин к работе машиниста, надо изменить способ управления машиной.

Из сказанного вытекает, что профпригодность человека – характеристика изменчивая. Формирование профпригодности – это не только развитие определённых качеств человека, но изменение условий труда, средств производства.


^ Практическая работа




Анкета мотивов выбора профессии


Инструкция


  1. Из перечисленных мотивов необходимо выбрать те, которые больше других отвечают вашей личной точки зрения.

  2. В « Листе ответов» напротив номера вопроса поставьте « + », если данный мотив значим, и « - » , если не имеет значения.


Вопросы


  1. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чём заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.

  2. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.

  3. Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.

  4. Влияние семейных традиций.

  5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.

  6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.

  7. Желание руководить другими людьми.

  8. Привлекает индивидуальная работа.

  9. Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое и неизведанное.

10. Уверенность, что избранная профессия соответствует вашим способностям.

  1. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.

  2. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.

  3. Возможность проявить самостоятельность в работе.

  4. Привлекает предпринимательская деятельность.

  5. Необходимость материально помогать семье.

  6. Желание приобрести экономические знания.

  7. Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.

  8. Привлекает профессия, которая не требует длительного обучения.

  9. Желание работать в престижном месте.

  10. Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.

  11. Привлекают модные профессии ( менеджер, коммерсант, брокер).

  12. Желание приносить пользу людям.

  13. Интерес к материальной стороне профессинальной деятельности.

  14. Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды).


^ Лист ответов.

А

Б

В



Ответы



Ответы



Ответы

3




5




1




4




8




2




7




11




6




17




14




9




18




15




10




19




16




12




21




20




13




24




23




22





^ Интерпретация анкеты мотивов выбора профессии


Подсчитать количество плюсов в каждом столбце ( А, Б, В) отдельно. Наибольшее количество плюсов означает:

  • в столбце А – преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выраженное стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний;

  • в столбце Б – больше привлекает материальное благополучие, желание заработать;

  • в столбце В – стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которых требует избираемая профессия.


Заключительная часть.


Вопросы для повторения:

  1. Люди каких профессий трудятся в цехах швейной фабрики?

  2. Какие обязанности выполняет каждый из них?

  3. Рабочий какой профессии выпекает хлеб? В чём заключается его работа?

  4. По каким качествам можно судить о профессиональной пригодности человека?

  5. Какие виды профессиональной пригодности вы знаете? Назовите профессии, требующие абсолютной пригодности.

  6. Можно ли формировать профессиональную пригодность?


Анализ и оценка работы.