bigpo.ru
добавить свой файл
1
Тэнгу, или Кого скрывают горные леса


«…Слева от старухи, до половины утонув во мраке, нахохлился поверх циновки мосластый тэнгу. Завернулся в собственных крыльях, словно в плащ из перьев, коему нет цены во всех мирах. Это он, взбалмошный летун, принёс тёплую одежду Мотоёси, забытую юношей в доме призрачной красавицы, – где тэнгу нашел её, одежду, в той куче мусора, какой стало жильё О-Цую?.. Кто знает?!

Нос, похожий на клюв (или клюв, похожий на нос), навис над дымящейся чашкой, и едва не задевая выщербленный край, тонкая плёнка затянула чёрные как смоль глаза… Тэнгу хорошо. За всё время он так и не сказал ни единого слова, прихлёбывая хмельное, но кажется, что вокруг него вечно длится, не заканчиваясь, знаменитая пьеса «Ёсицунэ». Сейчас, сейчас тэнгу встанет, рассмеётся и примется учить юного героя небывалому, невозможному искусству мечевого боя!..»

Г. Л. Олди «Нопэрапон».


Тэнгу – так называют горных и лесных существ японской мифологии, по легендам живущих отшельниками на верхушках деревьев с искривлёнными стволами, как правило, на старых соснах или криптомериях. Тэнгу имеет вид крылатого краснолицего существа огромного роста с длинным носом. Сверхъестественные способности позволяют им превращаться в человека и принимать облик различных животных, разговаривать с людьми не раскрывая рта, моментально перемещаться из одного места в другое не используя для этого своих крыльев и появляться без приглашения во сне. Тэнгу морочит путников в горах, пугая их громовым хохотом и подначивает забрёдших в глубь чащи лесорубов, изображая треск сломанных веток.

Тэнгу является покровителем боевых искусств. Он умелый воин и озорной проказник, особенно склонен устраивать всякие подвохи заносчивым и хвастливым буддистским монахам. Наказывает тех, кто злоупотребляет знаниями и властью для получения славы или влиятельного положения в обществе. В былые дни тэнгу также искусно наказывали самодовольных и тщеславных самураев. Ненавидят хвастунов и порочных людей.

Тэнгу буквально означает «Небесная собака». В китайской мифологии есть похожее существо по имени Тяньхоу, или «небесная гончая». По одной из версий, китайский Тяньхоу получил своё имя в результате некогда упавшего на Китай огромного метеорита, шлейф от которого напоминал здоровенный хвост. Так возникла легенда о могущественном горном божестве, которое внешне напоминало гибрид человека и собаки с вороньим клювом.

Тэнгу прилетел на своих сильных крыльях в японскую мифологию где-то в VI-VII веках нашей эры из Китая и Кореи, вместе с буддизмом. Записи об этих существах, впоследствии, появились в древних японских документах (приблизительно 720-й год н. э., книга Нихон Сёки) и были непосредственно связаны с горой Курама (что возле Кибунэ), обиталищем легендарного беловолосого Содзёбо – короля тэнгу. В мифах и легендах Японии упоминается, что тэнгу вели своё происхождение от первородного японского божества – Сусано-о. Исторические упоминания о тэнгу можно встретить не только в контексте буддизма и синтоизма, а и в старинных рассказах о боевых искусствах Японии, в том числе и о нинпо (а также ниндзюцу). Есть легенда, будто тэнгу обладали «Божественной техникой боя» - «Тэнгу-гайдзюцу-рон» и именно эту технику использовали воины ниндзя, носящие чёрные одежды и маску – Тэнгу-ги. Маска использовалась для маскировки и устрашения врага, придавая облику своих хозяев демонические черты.

В 1860 году власти Эдо даже послали официальное письмо тэнгу, с просьбой временно освободить горы и часть леса, через которые будет ехать домой Сёгун.

Итак, одни из самых ранних исторических записей, описывающих тэнгу, относятся к периоду Камакуры эмаки, например «Тэнгу дзёси эмаки» 1296 года. Согласно легенде, воин Минамото Ёсицунэ (1159-1189) обучался магическому искусству боя на мечах у короля тэнгу – Содзёбо возле храма Курамадера в горах к северу от Киото.

Внешний облик и характер тэнгу на протяжении столетий постепенно менялись. К примеру, когда только появились первые истории о лесных летунах, люди считали, что тэнгу злы, коварны и похищают новорожденных, однако ближе к периоду Эдо всё чаще начинают встречаться упоминания, как тэнгу помогали возвращать похищенных или пропавших детей. Со временем, тэнгу стал считаться защитником и опекуном храмов и монастырей, а его скульптуры размещались возле обителей. Такие изваяния можно обнаружить при входе во многие горные святилища Японии и в наши дни. Эти таинственные лесные существа часто изображались и описывались, как ямабуси – «горные отшельники», в особенной рясе и кепке. Первоначально внешний вид тэнгу был таковым: злое вороно-подобное существо с человеческим телом, крючковатым носом-клювом, маленькой компактной головой, мощными крыльями и острыми тяжёлыми когтями. Спустя несколько веков, его образ изменился и люди стали рассказывать о тэнгу, как о благородном полубоге-полуптице с необыкновенным длинным носом, красным грозным лицом, носящем маленькую монашескую шляпу. Будучи покровителем боевых искусств, тэнгу обладал сверхъестественным мастерством владения мечом и изготовления холодного оружия. Иногда тэнгу становились для людей наставниками по боевым искусствам и стратегии, но только для тех, кого они считали действительно достойными этих знаний. Существует интересная история, как один простолюдин, служащий в монастыре стал ухаживать за старой сосной, когда он один оставался присматривать за храмом в префектуре Ниигата в уезде Камбара. Так он подружился с тэнгу, живущим в этом огромном дереве, который в последствии стал превращать его в себе подобного и позволял совершать ночные полёты до Киото – любоваться красотой старинного города. Люди считали, что тэнгу – живое воплощение душ всех великих мастеров боевых искусств и доблестных воинов. Некоторые легенды гласят, что тэнгу жили группами, под предводительством одного главного тэнгу - Карасу, который выступал от лица их всех и был вестником. Никто не знал, как появлялись на свет эти существа, но люди говорили, что тэнгу вылупляются из яиц, подобно птицам. Карасу – наиболее старинный вид тэнгу. Именно их изображали живописцы в виде вороно-подобных существ, с человеческим телом, имеющих крепкие зубы, способные перекусывать железные мечи и наконечники копий. Считалось, что эти тэнгу с особым трепетом оберегали леса в которых жили, и разрывали на части людей, занимающихся бездумной вырубкой деревьев. Иногда тэнгу похищали таких злоумышленников, для того чтобы отпустить позже, однако такие «счастливцы» возвращались домой слабоумными. Такого человека называли тэнгу какуси, что в переводе означало «похищенный тэнгу».

Ямабуси – ещё один вид тэнгу. Ямабуси могли принимать вид мужчины, женщины и даже ребёнка, но предпочтение всё-таки отдавали маскировке, появляясь на людях в виде странствующего босоногого пожилого монаха, или отшельника с длинным носом. Ещё два японских магических существа обладают способностью принимать человеческий облик – это тануки (волшебный барсук) и оинари (лис), некоторые японские традиции считают их животными воплощениями тэнгу. Ямабуси могли иметь как смешной длинный нос, так и крючковатый вороний полу-клюв. Длинный нос тэнгу непосредственно связан с людским чванством и чрезмерным высокомерием. Монахи исповедующие лжерелигию и злоупотребляющие канонами буддизма, люди, использующие полученные знания и силу в целях достижения славы и денег, после смерти превращаются в длинноносых тэнгу, или же отправляются в Тэнгудо – царство тэнгу. Ямабуси – защитники Дхармы (учения Будды) и наказывают всех, кто вводит в заблуждение людей, используя религиозные доктрины. Порой поведение тэнгу загадочно и необъяснимо для человека, такова уж природа этих загадочных обитателей горных лесов.


Наличие рисунков с изображениями тэнгу можно встретить в сотнях трактатов и наставлений по кэн-дзюцу, ниндзюцу, дзю-дзюцу и других традиционных японских школ будо, что подтверждает значительное влияние тэнгу на воинские искусства Японии.


Александр Стрюк, июль 2007