bigpo.ru
добавить свой файл
1
Темы лекций по курсу «История и методология науки»

(раздел Л.В. Зандановой – 10 час. 4-8 неделя II триместра)


I. История как наука (2 час.)

Место и значение исторической науки в системе социально-гуманитарных дисциплин.

Предмет истории как науки. Научно-историческое и художественное отображение исторической действительности. Историческое познание. Социальные функции исторической науки.


II. Основные методологические проблемы и принципы (2 час.)

История как целое. Историческая необходимость (закономерность). Проблема динамики исторического развития. Детерминизм в истории. Основные принципы исторического познания. Язык историка. Исторический факт и историческое суждение.


^ III. Методы исторического исследования (2 час.)

Методология и методика исторического исследования. Описательно-повествовательный метод. Биографический метод. Сравнительно-исторический метод. Ретроспективный метод. Методы математической статистики. Критический метод. Историко-типологический метод. Историко-генетический метод. Возможности исторической реконструкции.


^ IV. Подходы к историческому исследованию (2 час.)

Системный подход. Формационный подход. Цивилизационный подход. Историко-антропологический подход. Междисциплинарный подход к истории. Микроистория. Теория модернизации.


^ V. Развитие методологии отечественной исторической науки в конце XIX – 80-х гг. XX в. (2 час.)

Теоретико-методологические исследования русских историков в конце XIX – начале XX в. Методология советской исторической науки в условиях монополии марксизма в историческом познании.


Основная литература

  1. Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю. – М., 1994.

  2. Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика: Учебник. –М., 2004.

  3. Кром М.М. Историческая антропология: Пособие к лекционному курсу. – СПб., 2000.

  4. Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Методология истории: Учебное пособие. –М.:РГГУ, 1997.

  5. Медушевская О.М. Теория, история и метод источниковедения // Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Уч. пособие. –М., 2000.

  6. Методологические проблемы истории: Уч. пособие. –Мн., 2006.

  7. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. –М., 2004.

  8. Румянцева М.Ф. Теория истории. –М., 2002.

  9. Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории: Учебное пособие по курсу «Методологические проблемы исторических исследований» -М.: МГУ, 2003.

  10. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Уч. пособие. – Брянск, 2000.

  11. Смоленский Н.И. Теория и методология истории: Уч. пос. –М., 2007.

Дополнительная литература

  1. Барг М.А. Категории и методы исторической науки - М., 1984.

  2. Блок М. Апология истории ( или ремесло историка). - М.1986.

  3. Виппер Р.Ю. Очерки теории исторического познания. –М., 1911.

  4. Гуревич А. Я. Историческая синтез и «школа»Анналов». –М., 1993.

  5. Гуревич А.Я. История историка. –М., 2004.

  6. XX век: Методологические проблемы исторического познания / Под ред. А.Л. Ястребицкой. –М., 2001-2002. Ч.1-2.

  7. Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность. –М., 2002.

  8. Жуков Е.М. Очерки методологии истории. –М., 1981.

  9. Искандеров А.А. Историч. наука на пороге XXI века // Вопросы истории. 1996. № 4.

  10. Историк в поиске: микро- и макроподходы к изучению прошлого. -М.,1999.

  11. Историческая наука на рубеже веков / Под ред. А.А. Фурсенко. –М., 2001.

  12. Историческая наука России в XX в. / Отв. ред. Г.Д. Алексеева. –М., 1997.

  13. Историческая наука: вопросы методологии. –М. 1986.

  14. Историческая наука и истор. сознание /Под ред. Б.Г. Могильницкого. –Томск, 2000.

  15. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М., 2003.

  16. Ковальченко И.Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований. Заметки и размышления о новых подходах // Новая и новейшая история. 1995. № 1.

  17. Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. - М., 1999.

  18. Кром М.М. Историческая антропология. –СПб., 2007.

  19. Ланглуа Ш.-В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. – М., 2004.

  20. Лубский А.В. Альтернативные модели исторического исследования. –М., 2005.

  21. Медушевская Источниковедение. Теория, история, метод. Источники российской истории. – М., 2000.

  22. Методологический синтез: прошлое, настоящее, возможные перспективы/ Под ред. Б.Г. Могильницкого и Ю. Николаевой. –М., 2005.

  23. Мининков Н.А. Методология истории. – Ростов / н Дон , 2004.

  24. Мир историка: XX век / Под ред. А.Н. Сахарова. –М., 2002.

  25. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории: Учебное пособие. –М., 1989.

  26. Могильницкий Б.Г. О пользе истории // Историческая наука и историческое знание. – Томск, 2000.

  27. Проскурякова Н.А. Концепции цивилизации и модернизации в отечественной историографии // Вопросы истории. 2005. № 7.

  28. Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. – Ростов/н Дон, 1976.

37. Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. –М., 2008.


Темы лекций по курсу «Современные проблемы науки и образования»

(раздел Л.В. Зандановой – 20 час. 10-14 неделя I триместра)


^ I. Методология отечественной исторической науки в переходный период в истории России ( 4 час.)

От монометодологизма к полиметодологизму. Методологические дискуссии 1990-хгг. Новый этап в разработке обновленной методологии истории в конце XX - начале XXI вв.


^ II. На путях становления новой исторической науки (4 час.)

Теоретико-методологические основания западной историографии 1960-1970-х гг. Новые методологические подходы и концепции истории России в трудах российских ученых (90-е гг. XX – начало XXI вв.).


^ III. Современное состояние источниковедения в России (4 час.)

Необходимость привлечения для исторического исследования новых источников и нового прочтения основополагающих источников. Новые подходы к историческим источникам. Видовая классификация источников. Исторический синтез в работе над источниками. Складывание нового корпуса источников.


IV. Современные направления в историографии (8 час.)

«Новая социальная история».

Уровни исторического исследования. От макроистории к микроистории. «Культурная история».

История повседневности. Становление истории повседневности. История повседневности как научное направление.

Гендерная история.

Устная история.

Демографическая история.

Экологическая история.

Интеллектуальная история.