bigpo.ru
добавить свой файл
1
5 класс

Урок русского языка


Тема. Лексическое значение слова

Речевая тема: Спорт – это тоже игры по правилам

Цель:

  • сформировать представление о лексическом значении слова и его признаках;

  • научиться пользоваться толковым словарём;

  • обогатить лексический запас словами на определённую тему;

  • развивать творческое воображение и способствовать его воплощению; пробуждать желание заниматься спортом.

Оборудование: компьютерная презентация (слайды), толковые словари, условные микрофоны.

^ Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений и навыков.

Урок - ролевая игра «Пресс-конференция с прославленной спортсменкой».

Учебник: Н.Баландина, К.Дегтярёва, С.Лебеденко. «Русский язык, 5 класс». – Знания Украины, 2005.

^ Ролевая установка: ученики – журналисты спортивных изданий. Они готовятся к пресс-конференции с прославленной спортсменкой.

Подготовка к уроку: ребята должны придумать названия газет, журналов, радио- и телепередач, сайтов и продумать вопросы для пресс-конференции.


^ Содержание урока

Слова человека – мерило его ума.

(Арабская пословица).

I.Речевая разминка. Проверка домашнего задания

Хоровое чтение считалки наизусть.

Жить не просто королям,

Если денег «по нулям».

Чтоб настала благодать,

Надо что-нибудь продать.

Раз – корону,

Два – дворец,

Три – солёный огурец.

Наш король сердит, беда,

Разбегайтесь кто куда!

(Н. Стожкова)

II. Упражнение «Вспомним изученное»

Задание: дополнить предложения:

  • Лексикология – это …(наука о лексике).

  • Совокупность слов русского языка называется …(лексикой).

  • Слово – основная значимая …(единица языка).

  • В лексикологии слова изучаются как …(названия предметов).


III. Уяснение необходимости получения новых знаний. Озвучивание темы, целей и задач урока

1.Учитель:

-Кто мне может объяснить, что такое интервью? пресс-конференция?

Справка. Интервью - предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа одного журналиста с каким-нибудь лицом.

Пресс-конференция – собрание многих журналистов для беседы с важным лицом.

-Мы с вами назвали слова «интервью», «пресс-конференция» а то, что они обозначают, определили с трудом.

Арабская пословица гласит: «Слово человека – мерило его ума». Давайте продолжать обогащать ум новыми знаниями и развивать творческое воображение. Для этого на уроке будем изучать слова как названия предметов, учиться пользоваться толковыми словарями и играть в ролевую игру «Пресс-конференция с прославленной спортсменкой».

Помните: вы журналисты спортивных изданий и вам нужно хорошо подготовиться, чтобы взять интервью у знаменитости.

2.Письменная фиксация темы урока в тетрадях и домашнего задания в дневниках.

(Слайд 1.)


IV. Овладение теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками

Ролевая ситуация: подготовка к пресс-конференции с известной спортсменкой.

1. Сообщение учителя о лексическом значении слова.


Слайд 2.

Лексическое значение слова – это то, что слово обозначает.

2.Практическая работа.

Слайд 3

Спорт – физические упражнения для развития и укрепления организма.


  • Упр. 256. Что вы представляете, когда произносят слово «пловец»?

  • Упр.257. Мини – викторина «Назовите слово по указанным лексическим значениям» - индивидуальная домашняя работа.

3.Слово учителя о признаках лексического значения слова.


Слайд 4

Признаки описания лексического значения слова

-Что это? (Человек, предмет, игра…)

-Его (её) роль, назначение, суть?..

4. Практическая работа.

  • Наблюдение за признаками описания лексического значения слова «судья».


Слайд 5

-Человек.

-Это тот, кто судит игру.

  • Упр. 258. Выделить существенные признаки при определении лексического значения слова «футбол».

(Спортивная командная игра. Состоит в том, что игроки стараются ударом ноги загнать мяч в ворота противника.)

5. Знакомство с переводным и толковым словарями (Теория В).

6. Работа с толковыми словарями (упр.260).

Задание: сформулировать самостоятельно лексическое значение слова «боксёр», затем проверить по словарю, правильно ли его определили.

7. Учитель о построении словарных статей.

Слайд 6

Бадминто`н -а, м. – Спортивная игра в волан, перебрасываемый ракетками через сетку от одного игрока к другому.

8. Чтение диалога по ролям (с. 122). О том, что нужно делать, чтобы играть по-настоящему.

9. Запоминание слов из таблицы «Советуем запомнить!»

Слайд 7

в баскетбол мячом

в футбол мячом

Играют (во что? чем?)_ в волейбол мячом

в теннис мячиком и ракеткой

10. Письменная работа.

Задание: составить и записать предложения со словами из таблицы «Советуем запомнить!»

(Баскетболисты играют в баскетбол мячом. Футболисты играют в футбол мячом. Волейболисты играют в волейбол мячом, а теннисисты играют в теннис мячиком и ракеткой.)

11. Рассказ ученика о сущности гандбола – индивидуальное домашнее задание.


V. Ролевая игра «Пресс-конференция с прославленной спортсменкой»

1.Учитель:

-Уважаемые журналисты! На встречу с вами приглашена серебряный призёр Кубка Украины по ушу-саньшоу спортсменка Елена Осьмирко. Прошу поприветствовать её (ученики встают).

Об успехе ученицы 9-В класса нашей школы Лены Осьмирко жители нашего города узнали из газеты «Новый город» ( №48, от 25 ноября 2010 года) - демонстрируется издание.

Это издание поместило на одной из своих страниц поздравительную заметку и фото спортсменов, прославивших наш город. Среди талантливых спортсменов мы видим и Елену. (Слайд 9).

От вашего имени, уважаемые журналисты, я поздравляю Лену с высокой наградой и попрошу её ответить на ваши вопросы.

2. Вопросы «журналистов» с опорой на таблицу «Советуем запомнить! Формулы привлечения внимания и запроса информации» (с. 124 учебника).


VI. Итоги урока

1.Рефлексия

-Интересно ли вам было работать на уроке и почему?

-Кто из вас играет в спортивные игры и что вас в них привлекает?

-Что бы вы хотели сказать тем, кто ещё далёк от спорта?

2.Словарь: интервью, спорт, спортсмен, спортсменка, пловец, судья, переводной словарь, толковый словарь, футбол, боксёр, бадминтон, гандбол, ушу-саньшоу.

-Какие из слов называют людей? Игры?

-По каким словарям можно определить лексическое значение слова? (По переводному и толковому словарю.)

3.Оценки за урок.


VII.Домашнее задание

1.П.24 (выучить теорию).

2.Упр.266, 267, 269 (письменно, по выбору).

3.Упр. 272 (диалог, устно), 270 (рассказ, устно) – индивидуальные задания.