bigpo.ru
добавить свой файл
1
Афанасьева Т. Н. Учитель МОУ – СОШ № 21 г. Белгорода.

Кравченко А. И. Обществознание.6 класс.

Тема: Гражданин и государство.

Стадия вызов. Заполнение таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

Знаю

Хочу узнать

Узнал










Заполнение колонки «Знаю».

Ассоциативный ряд.

Напишите слова-ассоциации к понятию «государство». Сформулируйте определение понятия «государство».

^ Слайд поддержки: Государство – это…»

-Организация верховной власти, стоящая над обществом;

-Институт для обеспечения порядка в обществе;

-Политическая организация общества, необходимая для его управления.

Актуализация знаний.

  1. Когда появились первые государства?

  2. К какой подсистеме общества относится понятие «государство»?

  3. Заполните пропущенные графы в схеме «Признаки государства».

Слайд № 2.

Признаки государства.


Наличие законов

суверенитет

налоги

Аппарат управления

Единая территория

Работа с понятиями: суверенитет, налоги.

  1. Какие проблемы решает государство внутри страны?

  2. Какие проблемы возникают у государства в отношении с другими странами?

  3. Заполните схему: Функции государства.

  4. Суверенитет.

Слайд №3.

Функции государства

внешние

внутренние


  1. Какие формы правления вы знаете?

  2. Приведите примеры известных вам форм правления из курсов истории России и истории Древнего мира.

Составьте кластер – предположения «Формы правления».

















Заполнение концептуальной таблицы «Формы правления».

Условия работы:

-Самостоятельно формулируете линии сравнения;

-Предлагаются две цитаты: «Государство – это я» (Людовик 14);

«Государство – это мы»;

-Работа с текстом учебника (страница 103-106);

-Форма работы – групповая.

1 группа – Монархисты;

2 группа – Республиканцы;

3 группа – Сравнительный анализ монархии и республики;

Объект сравнения

Монархия

Монархия

Республика

Республика

Линии сравнения

Абсолютная

Конституционная

Президентская

Парламентская
















Составим итоговый кластер «Формы правления».

^ Формулирование проблемы урока.

Кто считался гражданином ранее?

Кто является гражданином сейчас?

Зависит ли правовой статус человека, проживающего в государстве, от наличия гражданства?

^ Заполнение колонки: «Хочу узнать».

Стадия осмысления.

Как назвать тех, кто проживает на территории того или иного государства?

Работа по группам.

1 группа: Анализ текста №1.

Постройте модель взаимоотношений между государством и людьми.


государство
Государство.




граждане

2
государство

граждане
группа. Анализ текста №2. Постройте модель взаимоотношения между государством и людьми.


3 группа.

У Василия Шукшина есть рассказ о деревенском парне Пашке. Все вокруг знали о его несерьезном характере и называли его балаболкой. Но вот когда на автостоянке загорелся бензовоз, все кинулись врассыпную, так как боялись, что взорвется, а Пашка вскочил в машину, за руль полыхающего чудовища, и погнал автомашину к реке. Он едва успел спрыгнуть с подножки, а бензовоз полетел с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Пашка опять балагурит: мол, в космос запускали, а парашют не раскрылся.

Нарисуйте словесный портрет гражданина.













Анализ текста № 4.

Сформулируйте определение понятия «гражданин».

^ Слайд поддержки: «Гражданин – это…»

Гражданин – это человек, имеющий правовые отношения с государством, права и обязанности, закрепленные в законах и охраняемые государственной властью.

Однако государство населяют не только граждане, но и лица без гражданства, приезжие из других государств.

^ Прием «Инсерт».

V(знаю)

+(новое)

-(противоречие)

?(хочу узнать)













1 группа: Чем же отличается их правовое положение в обществе?Обратимся к тексту Конституции РФ, где во 2 главе перечисляются права, которыми обладают все люди и только те, кто является гражданином нашего государства.

2 группа: Анализ Закона «О гражданстве» РФ от 28 ноября 1991 года и Конституции РФ.

Проанализируйте содержание статей 62, 73, 27 Конституции РФ и Закона «О гражданстве» (статьи 13,12) и выявите основания приобретения гражданства.

^ Предполагаемый ответ:

-в результате его признания;

-по рождению;

-в порядке его регистрации;

-в результате приема в гражданства;

-в результате восстановления в гражданстве РФ;

- путем выбора гражданства;

-по иным основаниям, предусмотренным данным законом;

^ 3 группа: Анализ текста Закона «О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 года. Определите основания, препятствующие выходу из гражданства и основания прекращения гражданства.

Выход из гражданства:

1.По ходатайству гражданина. 1. В порядке регистрации.

2.Решение принимает Президент. 2. Регистрируется соответствующими

Органами внутренних дел.

Основания, препятствующие выходу из гражданства.

Может быть отказано, если:

гражданина РФ имеются имущественные обязательства перед лицами РФ либо не исполнены обязательства перед государством.

Вообще исключается возможность выхода, если:

-получена повестка о призыве на военную или альтернативную службу и до ее окончания;

-если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу приговор суда.

На этапе закрепления знаний учащиеся получают задание: постройте кластер по теме »Государство».




















Этап закрепления. Прием «Ромашка Блума».

  1. Простой вопрос. Дайте определение понятию «Государство», «гражданин», «гражданство».

  2. Уточняющий вопрос. Если я правильно поняла, то гражданин - это человек, имеющий правовые отношения с государством, права и обязанности, закрепленные в законах и охраняемые государственной властью.

  3. Творческий вопрос. Что изменилось бы в мире и обществе, если бы не существовало государства?

  4. Оценочный вопрос. Как вы оцениваете роль гражданина в государстве?

  5. Практический вопрос. Как вы будете поступать, если не будете иметь статуса гражданина?

  6. Интерпретация. Зависит ли правовой статус человека, проживающего в государстве от наличия гражданства?

Заполнение колонки «Узнал».

Работа с текстом на основе смоделированной ситуации. Работа с кейсами (практическое применение знаний).

Задание №1.

Российский морской лайнер на пути к острову Барбадос сделал остановку в порту одного из государств Южной Америки. Многие иностранные пассажиры завершили здесь свое путешествие. Когда судно отчалило от берега, матросы обнаружили на палубе колыбель с грудным ребенком. В записке на испанском языке была просьба позаботиться о ребенке «непутевых родителей». Применим ли к этой ситуации Закон РФ «О гражданстве»?

Задание №2.

Являются ли гражданами России молдаване, проживавшие в Костромской области и в декабре 1992 года выехавшие в Кишинев на постоянное жительство, не заявив о выходе из российского гражданства?

Задание №3.

Бывшие советские граждане супруги М., проживавшие в Москве, выехали в 1975 году на постоянное место жительства в США и потеряли советское гражданство. В 1976 году у них родился сын Борис, который в 1994 году обратился в Посольство РФ в США с просьбой получения российского гражданства. Имеет ли он на это право?

Прием «Паучок».

Оцените по десятибалльной системе работу класса на уроке с трех позиций:

-Я (личный вклад собственного труда);

-Мы (работа всего класса);

-Дело (степень новизны);

Эмоционально - чувственная рефлексия: Пейзаж – зеркало настроения; Птичий двор – зеркало настроения.

Домашнее задание: 16. Составьте синквейн по темам: гражданин, государство, гражданство.