bigpo.ru
добавить свой файл
1
КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ В 8 КЛАССЕ. 09.02.2011 г.

Учитель: Проворкова А.Е.

 

Тема: «ТИПЫ  ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».

 

Цель урока: повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признак их классификации, научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – составлять уравнения химических реакций, определять типы химических реакций.


  Метод: Использование элементов технологии РКМЧП.

 

Форма учебного процесса: классный урок.

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

 

Вид урока: урок- игра.

 

Оборудование: лист с заданиями: таблица «Угадай слово», шифровки, «Крестики - нолики», рабочий лист с результатами.

 

 Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области. (М.Горький)

 

^ ХОД УРОКА.

 

1. Организационный момент.

Приветствие.


2. Проверка домашнего задания

Проверяем правильность выполнения задач


3. Сообщение темы, цели урока, мотивация учения учащихся.

             Вызов. Все что нас окружает состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

           Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром.

Учитель: Чтобы узнать о чём мы будем говорить, отгадайте загадку:

Она идет,

она прошла!      

 ^ Никто не скажет,

что пришла!


Учащиеся:

Учитель: какие ассоциации возникают у вас , когда слышите слово «реакция»

- Химическая реакция

Р

Е

А

К

Ц

И

Я

Учитель:

- Тема нашего урока «Типы химических реакций»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

- Сегодня на уроке мы должны систематизировать все полученные вами знания о химических реакциях, их типах и условиях протекания, для того, чтобы в дальнейшем вы могли правильно описывать химические свойства веществ, а также предсказывать возможности их получения, ведь нас с вами окружают вещества и постоянно происходящие с ними изменения, кроме того,  хорошо овладев этой темой, для вас не составит труда осуществлять цепочки химических превращений, решать всевозможные химические задачи.

 

Осмысление - А для этого мы с вами совершим восхождение к вершинам знаний.

- ^ Чтобы гору перейти и к вершине нам дойти

Нужно многое постичь, надо много сил вложить:

Не бояться отвечать и вопросы задавать

Уравнения химических реакций писать,

^ Знать, как их отличать,

Все задания выполнять, друг у друга проверять.

Цель свою тогда достигнем –

О типах реакций все постигнем!

 

- Девиз нашего урока«Достичь вершины – не свалиться в пропасть!»

 

- Итак, в путь! Желаю удачи!

- Чтобы достичь цели, т.е. добраться до вершины горы, мы должны преодолеть 4 этапа:

1.      Шифровка.

2.      Угадай слово.

3.      Реши проблему

4.      Крестики – нолики

 

 

 

 

4. Обобщение и систематизация понятий.


1.      Этап – «Шифровка». (работа парами)

Учитель:

- Первый этап называется «Шифровка», и т.к. мы только начинаем выполнять восхождение в горы, то этот этап пройдем парами. На каждой парте лежит шифровка. Посмотрите на нее внимательно.



Задание:

в верхней части листа записаны уравнения химических реакций, в нижней – беспорядочно расставлены точки с цифрами; каждой цифре соответствует сумма коэффициентов в вышенаписанных уравнениях реакций. Ваша задача: расшифровать замаскированный химический элемент. Для этого необходимо по порядку уравнивать химические реакции, подсчитывать сумму коэффициентов в уравнении, находить соответствующие точки и последовательно, с помощью маркеров, соединять их друг с другом. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какой химический элемент спрятался за цифрами.

 

Шифровка № 1.

 

 

1.     Ba + O2 → BaO

 

2.     Fe(OH)3 + HCl → FeCl3 + H2O

 

3.     Na + S → Na2S

 

4.     Fe + O2 → Fe3O4




 

Шифровка № 2.

 

 

1.      C + O2 → CO2

 

2.      CH4 → C2H2 + H2

 

3.      Ca + HCl → CaCl2 + H2

 

4.      K + S → K2S




 


Шифровка № 3.

 

 

1.      HNO3 + CaO → Ca(NO3)2 + H2O

 

2.      Fe + O2 → Fe2O3

 

3.      BaO + H2SO4 → BaSO4 + H2O

 

4.      Fe + Cl2 → FeCl3




 

                    (проверка заданий: Шифровка № 1 – N,   № 2 – P,   № 3 – O). Все правильно – 3 балла.

 

Учитель:

- Итак, первый этап позади.

 

 

2.      Этап – «Угадай слово».

 

Учитель:

- А теперь перейдем ко второму этапу.

 

- ^ Химических реакций известно в мире много

И каждая в отдельности важна, поверьте мне.

Реакции мы делим на типы очень строго

Какие это типы? Поведайте вы мне.




Учащиеся:

- 4 типа химических реакций – реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

 




Учитель:

 

 - Что называется реакцией соединения, разложения, замещения, обмена?




Учащиеся:

отвечают на поставленные вопросы.

 




Учитель:

- Давайте выполним следующее задание.

 




Задание:

к какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в таблице. Таблица «Угадай слово» есть в схеме – конспекте урока. Необходимо правильно определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово.




 

 

 

 

Таблица «Угадай слово».

^ Уравнения реакций

Типы химических реакций

соеди-

нения

разло-

жения

заме-

щения

обмена

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2

Б

В

П

З

2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O

Г

И

К

Д

2Ca + O2 → 2CaO

С

Ж

С

Ф

K3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3KNO3

Н

У

Т

Ь

2HgO → 2Hg + O2

А

М

Р

П

Br2 + 2KI → 2KBr + I2

Ш

Л

О

И



 

Учитель:

- Ребята у кого получилось слово «ПИСЬМО» - 6 баллов.

- Друзья, вы правильно определите типы химических реакций, и мы получили название третьего этапа нашего путешествия.

- Мы преодолели второй этап.

3этап- Реши проблему.

№1: Жилец из квартиры №26 решил помочь освободиться жильцу из квартиры №29 из его хлорида, но сам попал в западню. Почему?

Напишите уравнения реакции, определите тип реакции и поставьте коэффициенты.

№2:Царь зовет к себе Стрельца – удалого молодца,

И дает ему поручение государственного значения:

«Чтоб я стал опять богат, нужен мне алюминия сульфид.

Ночь даю тебе подумать, утром буду ждать доклад.

Не смогешь – кого винить? Должен я тебя казнить.

Запиши себе названье, чтоб со страху не забыть».

Напишите в тетради формулу сульфида алюминия, уравнения реакции его получения. Укажите тип реакции.

№3 О каких веществах идет речь в отрывке из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева»?

«Ты знаешь газ легчайший – водород.

В соединенье с кислородом – это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассвете!»

Напишите формулы данных веществ. Составьте уравнение реакции разложения. Назовите каждое вещество.

 

 

 

 



Учащиеся:

Записывают  уравнение реакции.

 

 

Учитель:

- Итак, третий этап позади,

- Но прежде чем, мы перейдем к 4 этапу, я предлагаю немного отдохнуть и устроить «Стрельбу глазами».

 

Задание:

«Стрельба глазами».

  1. В периодической системе найдите самый сильный элемент – неметалл. (F)

  2. Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в 3 группе. (B)

  3. Переведите взгляд вниз, на самый сильный металл. (Fr)

  4. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент, образующий вещество, которое поддерживает горение. (O)

  5. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, который образует  металл, содержащееся в градусниках. (Hg)

  6. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Cl)

  7. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, давший группе элементов название «лантаноиды». (La)

  8. Переведите свой взгляд вверх и вправо, на самый электроотрицательный элемент. (F)

  9. Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, который образует драгоценный металл желтого цвета. (Au)

 

Учитель:

- Мы немного отдохнули, впереди нас ждет четвертый этап.

4 этап




«Крестики-нолики»; необходимо найти выигрышный путь, состоящий из уравнений реакций замещения

Fe2O3 + H2 → H2O + Fe

NO2 + H2O + O2 → HNO3

AgNO3 → Ag + NO2 + O2




Cl2 + KI → KCl + I2

Na2SO4 + BaCl2 → BaSO4↓ + NaCl

Zn + O2 → ZnO




Al + HCl → AlCl3 + H2↑

Cu(OH)2 → CuO + H2O

HCl + Zn → ZnCl2 + H2




Найдите реакции соединения

Zn + O2 → ZnO

Na2SO4 + BaCl2 → BaSO4↓ + NaCl

AgNO3 → Ag + NO2 + O2

Cl2 + KI → KCl + I2

NO2 + H2O + O2 → HNO3

Fe2O3 + H2 → H2O + Fe

Al + HCl → AlCl3 + H2↑

Cu(OH)2 → CuO + H2O

4Al + 3O2 → 2Al2O3






^ IV.  Закрепление

Учитель:

- Друзья! Мы почти достигли цели. Впереди последний этап – закрепление

Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций.

 

^ Уравнение реакции

Тип химической реакции

1) Al + Cr2O3 → Al2O3 + Cr

 

2) Li + N2 → Li3N

 

3) K2S + CuCl2 → CuS↓ + KCl

 

4) N2O → N2 + O2

 

 

5) Ca + Cl2 →

 

6) HNO3 + Cu(OH)2 →

 

 

7) Mg + O2 →

 

8) Fe3O4 + Al →

 

3-4 уравнения реакции – 3 балла

5-6 уравнений реакций – 4 балла

7-8 уравнений реакций – 5 баллов

Учитель:

- Кто желает у доски выполнить задания на «5», «4», «3»?

(желающие учащиеся работают у доски, остальные на своих местах в схеме конспекте)




Учитель:

- Вот и все!

 

- Мы достигли цели! Кто-то из вас пришел к вершине «горы» без поражений, а кто-то был почти у края пропасти. Теперь давайте посчитаем сколько вы набрали баллов.

 













 







 

 

 

 

 

 

 



^ V.         Домашнее задание.

Учитель:

 

- В ваших схемах – конспектах записано домашнее задание, которое вы должны выполнить к следующему уроку. Если вас устраивает оценка «3», то вы выполняете задание на «3», если «4», то соответственно – на «4», и тоже самое на «5»

В схемах-конспектах:

^ Ты - молодчина! И в это поверь:
Открыта тобой в мир химии дверь.
Надеемся все мы, что лет через пять,
Прекрасным ученым сможешь ты стать.


Задание  на «3»

Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций.

^ Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Al + O2 → Al2O3

реакция

б) MnO2 + H2 → Mn + H2O

реакция

в) H2O2 → H2 + O2

реакция

г) HNO3 + Fe(OH)3 → Fe(NO3)3 + H2O

реакция

Задание  на «4»

Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.

^ Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) AgI →

реакция

б) MgO + H2SO4 →

реакция

в) Al + HCl →

реакция

г) Na + Cl2 →

реакция

Задание на «5»

Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.

^ Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) HNO3 + Mg(OH)2 →

реакция

б) FeCl3 + Zn →

реакция

в) CH4 →

реакция

г) KOH + Ca(OH)2 →

реакция

д) Ba + O2 →

реакция



^ VI.      Подведение итогов..

Учитель:

- Друзья, сегодня на уроке мы систематизировали ваши знания по теме «Типы химических реакций». И я думаю, что в дальнейшем вам не составит труда описывать химические свойства веществ, осуществлять цепочки химических превращений, решать задачи.

- Спасибо вам за хорошую, плодотворную и интересную работу.


Рефлексия

Прием «КЬЮБИНГ» ПО ТЕМЕ УРОКА.


Вопросы:

  1. Займите позицию по отношению к теме

  2. Сравните

  3. Опишите

  4. Проанализируйте

  5. Свяжите с чем-то

  6. Примените это

Самый высокий балл можно получить, отвечая на данные 6 вопросов. Кубик можно кидать поочередно каждому ученику.