bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
n=Статья Определение дискриминации в отношении женщин 17−22 8 Статья Запрещение дискриминации 23−56 10~sz=1390844;pg=5;te=Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Настоящий доклад охватывает период с 2006 года по 2009 год~cat=~t=Статья~!~

Организация Объединенных Наций




CEDAW/C/TKM/3-4



Конвенция о ликвидации
всех форм дискриминации
в отношении женщин


Distr.: General

14 March 2011

Original: Russian

Комитет по ликвидации расовой дискриминации
в отношении женщин


Рассмотрение докладов, представляемых государствами-участниками в соответствии
со статьей 18 Конвенции о ликвидации всех
форм дискриминации в отношении женщин


^ Сводные третий и пятый доклады государств-участников

Туркменистан* **

Содержание

Пункты Стр.

I. Введение 1−16 3

II. Осуществление положений статей 1−16 Конвенции 17−345 8

Статья 1. Определение дискриминации в отношении женщин 17−22 8

Статья 2. Запрещение дискриминации 23−56 10

Статья 3. Развитие и продвижение женщин 57−70 18

Статья 4. Принятие временных специальных мер 71−84 22

Статья 5. Гендерные роли и стереотипы 85−97 24

Статья 6. Пресечение эксплуатации и торговли женщинами 98−137 27

Статья 7. Участие женщин в политической и общественной жизни 138−148 36

Статья 8. Участие и представительство женщин на международном
уровне 149−151 37

Статья 9. Гражданство 152−154 38

Статья 10. Образование 155−184 38

Статья 11. Занятость 185−232 43

Статья 12. Охрана здоровья 233−285 51

Статья 13. Экономическая и социальная жизнь 286−305 61

Статья 14. Сельские женщины 306−329 64

Статья 15. Равенство перед законом 330−335 68

Статья 16. Брачно-семейные отношения 336−345 69

Приложение. Статистические данные 71

I. Введение

1. Туркменистан ратифицировал Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в 1996 году и в 2005 году представил объединенный первоначальный и второй доклад (CEDAW/C/TKM/1-2), который был рассмотрен на тридцать пятой сессии Комитета в мае 2006 года. Настоящий доклад является объединенным третьим и четвертым периодическим докладом Туркменистана о выполнении положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Доклад был подготовлен в соответствии с Компиляцией руководящих принципов в отношении формы и содержания докладов, представляемых государствами-участниками международных договоров по правам человека (HRI/GEN/2/Rev.1/Add.2), разработанных Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Настоящий доклад охватывает период с 2006 года по 2009 год.

2. Доклад содержит информацию о ключевых законодательных, судебных, административных и других мерах, принятых в отчетный период, которые имеют непосредственное отношение к положениям Конвенции. Помимо отражения правовых, структурных и политических изменений, происшедших со времени последнего доклада, настоящий доклад дает ответы на заключительные замечания (CEDAW/C/TKM/CO/2), сделанные Комитетом при рассмотрении объединенного первоначального и второго доклада Туркменистана. При подготовке настоящего доклада надлежащее внимание было уделено и общим рекомендациям, принятым Комитетом.

3. В феврале 2007 года в Туркменистане впервые на широкой альтернативной основе прошли выборы Президента Туркменистана, в ходе которых главой государства был избран Гурбангулы Бердымухамедов. Правительство Туркменистана незамедлительно провозгласило приоритетом своей внешней политики стремление усилить сотрудничество с международными организациями, особенно с агентствами и учреждениями Организации Объединенных Наций,
и объявило об обязательном исполнении Туркменистаном взятых на себя международных обязательств. В указанном контексте приветствуется открытый, конструктивный диалог со всеми механизмами Организации Объединенных Наций в области прав человека. С тех пор правительство последовательно демонстрирует свою высокую приверженность исполнению международных обязательств в полном объеме.

4. В настоящий момент правительство Туркменистана, приверженное выполнению международных обязательств в области прав и свобод человека, провозгласило одной из приоритетных государственных задач совершенствование правовых основ государства, приведение национального законодательства в соответствие с общепризнанными международными нормами. Одной из важных сторон правовой реформы, проводимой в Туркменистане, является создание и развитие национального законодательства, соответствующего общепризнанным международным нормам. В течение отчетного периода значительный прогресс был достигнут Туркменистаном в выполнении своих обязательств в рамках Конвенции, направленных на обеспечение защиты женщин от всех форм дискриминации и равных прав женщин во всех сферах жизни. Правительство Туркменистан еще раз подтвердило свое твердое стремление обеспечить полное и равноправное пользование женщинами всеми основными правами свободами человека, ратифицировав 18 апреля 2009 года Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Основу настоящего доклада составили материалы министерств, государственных комитетов и ведомств Туркменистана, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с обеспечением и реализацией прав граждан, в том числе женщин, а также сведения, полученные от общественных организаций.

5. В процессе подготовки доклада Туркменским национальным институтом демократии и прав человека при Президенте Туркменистана совместно с Представительством Фонда народонаселения Организации Объединенных Наций (ЮНФПА) были проведены семинары в Ашхабаде и во всех велаятах страны по информированию представителей государственных структур, местных органов власти и самоуправления, общественных объединений, в том числе ресурсных центров Союза женщин Туркменистана, по подготовке проекта доклада и работы над реализацией заключительных рекомендаций. В соответствии с Постановлением Президента Туркменистана от 24 августа 2007 года обеспечение подготовки национальных докладов о ходе выполнения международных договоров в области прав человека для представления в договорные органы Организации Объединенных Наций возложено на Межведомственную комиссию по обеспечению выполнения международных обязательств Туркменистана в области прав человека. Межведомственная комиссия по обеспечению выполнения международных обязательств Туркменистана в области прав человека является постоянно действующим консультативным межведомственным органом, созданным в целях координации деятельности министерств, государственных комитетов, ведомств и органов исполнительной власти на местах, предприятий, учреждений и организаций по реализации международно-правовых обязательств Туркменистана в области прав человека.

6. Положение об указанной Межведомственной комиссии и ее состав утверждены Постановлением Президента Туркменистана от 24 августа 2007 года. Функциями Межведомственной комиссии являются:

a) координация деятельности компетентных органов по реализации международных обязательств в области прав человека;

b) обеспечение подготовки национальных докладов о ходе выполнения международных договоров в области прав человека для представления в соответствующие международные организации;

c) мониторинг национального законодательства Туркменистана в части его соответствия международным нормам в области прав человека;

d) подготовка предложений по приведению законодательства Туркменистана в соответствие с положениями международных договоров в области прав человека, участником которых является Туркменистан;

e) осуществление взаимодействия и сотрудничества с органами государственной власти и управления, общественными объединениями Туркменистана, международными организациями по вопросам защиты прав человека.

7. Правительство приняло во внимание конструктивный диалог, состоявшийся с Комитетом в мае 2006 года, а также рекомендацию Комитета о необходимости создания консультативного механизма для обеспечения широкого участия всех министерств и общественных организаций в подготовке доклада. Исходя из этого, в состав Межведомственной комиссии входят представители: Меджлиса (Парламента) Туркменистана, Министерства иностранных дел, Министерства адалат (юстиции), Министерства экономики и развития, Министерства образования, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности, Министерства социального обеспечения, Министерства культуры и телерадиовещания, Министерства внутренних дел Туркменистана, Верховного суда Туркменистана, Генеральной прокуратуры Туркменистана, Совета по делам религии при Президенте Туркменистана, Государственного комитета Туркменистана по статистике, Туркменского национального института демократии и прав человека при Президенте Туркменистана, Института государства и права при Президенте Туркменистана, Национального центра профсоюзов Туркменистана, Союза женщин Туркменистана, Молодежной организации им. Махтумкули. Деятельность Комиссии координируется Туркменским национальным институтом демократии и прав человека при Президенте Туркменистана.

8. В соответствии с рекомендациями Комитета проводилась работа по широкому ознакомлению общественности с материалами настоящего доклада в процессе его подготовки. Проект доклада был направлен в министерства, государственные комитеты и ведомства, общественные организации, замечания и пожелания которых были учтены при его окончательной доработке. Межведомственная комиссия по обеспечению выполнения международных обязательств Туркменистана в области прав человека провела ряд межведомственных совещаний и консультаций с международными экспертами, приглашенными агентствами Организации Объединенных Наций.

9. В рамках реализации совместного проекта "Укрепление национального потенциала Туркменистана по содействию и защите прав человека", подготовленного Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ), Еврокомиссией и Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Министерством иностранных дел Туркменистана, Туркменским национальным институтом демократии и прав человека при Президенте Туркменистана организован и проведен цикл семинаров, посвященных методологии подготовки национальных докладов о выполнении положений конвенций Организации Объединенных Наций в области прав человека с участием международных экспертов в области прав человека.

10. За отчетный период проведен ряд консультативных семинаров и рабочих встреч по вопросам методики подготовки докладов, имплементации рекомендаций договорных органов, процедуры по предоставлению периодического доклада, а также ознакомления с практикой различных стран в сфере решения гендерных вопросов с участием представителей ПРООН, Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), ЮНФПА, Регионального офиса УВКПЧ. В процессе подготовки доклада Межведомственная комиссия воспользовалась техническим содействием со стороны Представительства ФНН в Туркменистане для проведения обучения и наращивания потенциала членов рабочей группы Межведомственной комиссии по обеспечению выполнения международных обязательств Туркменистана в области прав человека. Национальный доклад Туркменистана для настоящего обзора был подготовлен в соответствии с принципами, содержащимися в документе " HRI/GEN/2/Rev.1/Add.2 ("Компиляция руководящих принципов в отношении формы и содержания докладов, представляемых государствами-участниками международных договоров), подготовленном Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин.

11. В соответствии с Национальным планом реализации Пекинской декларации и Платформы действий в системе учета и статистики Туркменистана в течение ряда лет продолжается реформирование отчетности, содержащей показатели гендерных различий. В Туркменистане накоплен определенный опыт в решении вопросов гендерного равенства. Кардинальные преобразования, осуществляемые независимым Туркменистаном в экономике, социальной и других сферах общественной жизни образом отразились и на требованиях к статистической системе. При разработке экономических и социальных программ и проектов возникла необходимость в обширной достоверной информации о населении - его численности, структуре, размещении, возрасте, образовании, занятости, источниках доходов. Внедрение новых показателей потребовало и новых методов их получения. Государственный комитет Туркменистана по статистике (Госкомстат) классифицировал действующие показатели и разработал "Систему показателей гендерной статистики" с учетом национальных и региональных особенностей. Кроме традиционно используемых для оценки положения (в основном женщин) показателей, в Систему были внедрены новые показатели, характеризующие многие аспекты жизнедеятельности мужчин и женщин.

12. Была сформирована база данных по гендерной статистике, а именно GENSTAT (Туркменистан и регионы) и GENSTAT REGION (регионы, этрапы, районы). Созданная в стране база данных не имеет аналогов не только в постсоветских, но и во многих развитых странах мира, что подтвердили международные эксперты, в частности ЮНФПА. Для учета гендерного развития в Туркменистане на сегодняшний день введено 1 537 показателей в 7 разделах: население, здравоохранение, физкультура и спорт, образование и наука, социальное обеспечение, труд и занятость, домашние хозяйства. Данные по регионам относятся к периоду 1995−2008 годов, по этрапам, городам −
2000−2008 годов (по некоторым показателям с года ввода дизагрегирования показателя с учетом гендерного аспекта). База данных "Genstat Region" позволяет проводить мониторинг основных показателей гендерного развития. Эта Система построена на принципах, принятых в международной практике по учету и статистике и на основе методологических рекомендаций и классификаций Организации Объединенных Наций, ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ. Введены показатели гендерных различий с учетом предложений министерств экономики и развития, здравоохранения и медицинской промышленности, социального обеспечения, образования и других ведомств страны.

13. Основным поставщиком информации для гендерной статистики является Государственный комитет Туркменистана по статистике. При технической помощи ПРООН, ЮНФПА и ЮНИСЕФ были проведены выборочные обследования домашних хозяйств: "Занятость населения и рынок труда в Туркменистане"; "Исследование миграции населения в Туркменистане"; "Исследование репродуктивного поведения и установок женщин фертильного возраста"; "Гендерные аспекты занятости и доходов населения Туркменистана"; "Информированность населения в вопросах взаимосвязи между репродуктивным здоровьем, гендерными вопросами, населением и развитием"; "Многоиндикаторное кластерное обследование по положению женщин и детей в Туркменистане".

14. Национальными органами статистики были осуществлены следующие проекты, охватывающие широкую сферу различных видов социально-экономической деятельности, на национальном, региональном и этрапском (районном) уровне при поддержке Организации Объединенных Наций:

a) "Повышение сознания взаимосвязи народонаселения, репродуктивного здоровья и вопросов гендера" − осуществляется при поддержке ЮНФПА (2005−2009 годы). Результатом проекта является обеспечение соответствия национального потенциала сбора и обработки данных, анализа и составления докладов международным стандартам, особенно социально-экономических показателей, народонаселения и развития;

b) "Гендерные аспекты занятости и доходов населения в Туркменистане", на примере выборочного обследования домашних хозяйств Балканского и Дашогузского велаятов проведен совместно с ЮНФПА в 2005 году для анализа сложившейся ситуации в области занятости и доходов населения и выявления гендерных различий. Полученные результаты обследования выявили необходимость проведения выборочного социологического исследования мнения населения (членов домохозяйств) во всех регионах страны по гендерным и другим вопросам в области народонаселения;

c) "Информированность населения в вопросах взаимосвязи между репродуктивным здоровьем, гендерными вопросами, населением и развитием" проведено совместно с ЮНФПА (2006 год). Целью данного исследования являлось выявление уровня информированности населения Туркменистана о вопросах взаимосвязи между репродуктивным здоровьем, тендерными вопросами, населением и развитием; многокластерное индикаторное исследование "MIKS-3" (2006 год) проведено при поддержке ЮНИСЕФ. Обследование позволило получить ценные сведения о положении детей и женщин в Туркменистане и в значительной степени было продиктовано потребностями мониторинга хода реализации целей и задач, сформулированных в недавних международных соглашениях - Декларации тысячелетия, принятой 191 государством, т.е. всеми членами Организации Объединенных Наций, в сентябре 2000 года, и Плана действий "Мир, пригодный для жизни детей", принятого 189 государствами - членами Организации Объединенных Наций на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по положению детей в мае 2002 года. В недавнем докладе "Обратного отсчета к 2015 году" для ЦРТ 4 и 5, результаты обследования "MIKS-З" позволили Туркменистану занять 6 место среди 68 стран, которые находятся на пути достижения целей в 2015 году.

15. Государственным комитетом Туркменистана по статистике на базе Целей развития тысячелетия (ЦРТ) проводится работа по формированию базы статистических данных "DEVINFO" на национальном и региональном уровнях, а в 2005 году - на этрапском (сельском и городском) уровне. Ежегодно проводится работа по дополнению информацией по индикаторам. Показатели "DEVINFO" (с 2008 года − TURXMENINFO) охватывают 7 модулей (население, здравоохранение, образование, социальное обеспечение, уровень жизни населения, экономика, преступность) и позволяют осуществлять мониторинг достижений ЦРТ. В 2007−2009 годах, а также в течение первого полугодия 2010 года Госкомстат провел обучающие семинары по использованию программы "DEVINFO" и созданию баз данных по ЦРТ для специалистов Госкомстата, директоров центров медицинской статистики и для специалистов городских, этрапских и велаятских хякимликов. При подготовке перечня основных социально-экономических индикаторов и индикаторов народонаселения Госкомстат совместно с международными организациями рассмотрел все основные международные инициативы по конферентным и межконферентным индикаторам двух последних десятилетий, в результате чего был определен и прошел международную экспертизу набор индикаторов, представляющих глобальное значение и важность для Туркменистана в рамках реализации ЦРТ и других международных конвенций.

16. В мае 2010 года Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов подписал "Государственную программу перехода системы статистики Туркменистана на международные стандарты на 2010−2012 годы". Учитывая важность оценки и анализа влияния демографических процессов на формирование эффективной социально-экономической политики страны, предстоит обеспечить повышение качества статистических данных в свете реализации Целей развития тысячелетия, провозглашенных Организацией Объединенных Наций. Принимая во внимание, что большинство этих показателей связано с данными социально-демографической статистики, а цель III − "Поощрение равенства мужчин и женщин. Расширение прав и возможностей женщин" − непосредственно с гендерной статистикой, будет продолжено совершенствование методологии их расчетов как на государственном, так и на региональном уровнях.

^ II. Осуществление положений статей 1-16 Конвенци

Статья 1

Определение "дискриминации в отношении женщин" в соответствии со статьей 1 Конвенции

17. В апреле 2008 года по инициативе Главы государства создана Конституционная комиссия по подготовке предложений по совершенствованию Конституции Туркменистана. Нормы новой редакции Конституции, принятой 26 сентября 2008 года, приведены в соответствие с общепризнанными принципами Всеобщей декларации прав человека. Введен присущий всем демократическим государствам принцип разделения властей на судебную, законодательную и исполнительную. Расширен спектр прав и свобод граждан Туркменистана. В соответствии с рекомендации Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин и Комитета по ликвидации расовой дискриминации, конституционное положение, гарантирующее равенство прав граждан независимо от тех или иных признаков, было дополнено новыми признаками, а именно: пол и раса. Новая редакция статьи 19 Конституции Туркменистана гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, а также равенство человека и гражданина перед законом независимо от национальности, расы, пола, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, языка, отношения к религии, политических убеждений, партийной принадлежности либо отсутствия принадлежности к какой-либо партии.

18. Конституция Туркменистана основана на философии равенства и недискриминации между женщинами и мужчинами. Статья 20 предусматривает положения о равном признании гражданских прав мужчин и женщин. Нарушение равноправия по признаку пола влечет ответственность по закону.

19. 14 декабря 2007 года Парламентом Туркменистана был принят Закон Туркменистана "О государственных гарантиях равноправия женщин", который в соответствии с национальными традициями туркменского народа и общечеловеческими ценностями направлен на реализацию основных принципов политики Туркменистана в области прав человека, обеспечение всестороннего развития и прогресса женщин и устанавливает государственные гарантии для осуществления женщинами на основе равенства с мужчинами прав и свобод человека в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях. Целями и задачами Закона являются гарантированное обеспечение для женщин равных с мужчинам прав и свобод в политической, экономической, социальной, трудовой, культурной и иных областях, а также отношений во всех сферах жизни общества, включая семейные отношения. Государственная политика Туркменистана в интересах женщин направлена на:

a) законодательное обеспечение равноправия женщин, недопущение их дискриминации, восстановление прав женщин в случаях их нарушения в соответствии с законодательством Туркменистана;

b) разработку и реализацию государственных целевых программ по обеспечению равноправия женщин;

c) поддержку и охрану материнства и детства;

d) содействие гармоничному, в том числе физическому, интеллектуальному, духовному, культурному и нравственному развитию женщин;

e) защиту общества от информации, направленной на дискриминацию граждан по признакам пола, а также насаждающей насилие, жестокость, порнографию, наркоманию, алкоголизм и т. п.;

f) поддержку и сотрудничество с общественными объединениями и иными организациями, а также международными организациями, осуществляющими деятельность в интересах женщин;

g) соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных обязательств Туркменистана в сфере защиты прав и свобод женщин, обеспечения равноправия женщин.

20. В соответствии с заключительными замечаниями и рекомендациями Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Закон Туркменистана "О государственных гарантиях равноправия женщин" содержит широкое определение "дискриминации женщин", которое полностью соответствует определению, содержащемуся в статье 1 Конвенции. Согласно статье 5 Закона, запрещается открытая и скрытая дискриминация женщин в любой сфере человеческой деятельности. Под дискриминацией понимается любое различие, исключение или предпочтение, которое ограничивает или отрицает равное осуществление лицами обоего пола прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной или любой другой области. Статья 5, кроме того, предусматривает, что не является дискриминацией женщин:

"a) защита функций материнства;

b) исполнение исключительно мужчинами всеобщей воинской обязанности в случаях, установленных законодательством Туркменистана;

c) запрет на осуществление работ с применением труда женщин, перечень которых определяется законодательством Туркменистана".

Лица, допустившие открытую и скрытую дискриминацию женщин, несут ответственность, установленную законодательством Туркменистана.

21. Государство гарантирует практическое осуществление равных прав женщин в политической, социально-экономической, культурной и иных областях посредством правовых, экономических, организационных, социальных, информационных и иных мер в соответствии с Конституцией Туркменистана, Законами, иными нормативными правовыми актами Туркменистана, а также соответствующими общепризнанными принципами и нормами международного права. Относительно рекомендаций Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин о правовом статусе Конвенции во внутренней правовой системе, следует указать, что согласно статье 6 Конституции страны Туркменистан признает приоритет общепризнанных норм международного права. Если международным договором Туркменистана установлены иные правила, чем предусмотренные законом Туркменистана, то применяются правила международного договора. Эта норма Основного Закона предусмотрена во всех законах Туркменистана. В последние годы в стране осуществлен и продолжает осуществляться ряд практических шагов, в том числе, правовых, экономических, институциональных, в области человеческого измерения. В целях совершенствования улучшения процедуры рассмотрения жалоб граждан по вопросам деятельности правоохранительных органов, практической реализации принципов верховенства закона, равенства всех перед законом Президентом Туркменистана 19 февраля 2007 года создана Государственная комиссия по рассмотрению жалоб граждан по вопросам деятельности правоохранительных органов при Президенте Туркменистана. Данная мера явилась началом реформирования правовой системы Туркменистана.

22. 28 ноября 2007 года в Туркменистане создана Государственная комиссия по совершенствованию законодательства Туркменистана, функционирующая на постоянной основе, Полномочиями комиссии являются мониторинг национальной законодательной базы и имплементация общепризнанных норм международного права. В настоящий период идет активный процесс по приведению всего массива действующего законодательства Туркменистана в соответствие с новой редакцией Конституции Туркменистана, нормами международных конвенций, а также рекомендациями договорных органов Организации Объединенных Наций. Проект новой редакции Конституции Туркменистана был вынесен на всенародное обсуждение и в течение нескольких месяцев в печати, на радио и телевидении, за круглым столом на широкой демократической основе шло открытое обсуждение проекта. В подготовке новой редакции Конституции страны, затрагивающей интересы каждого гражданина, участвовали представители всех слоев туркменского общества, в том числе женщины. На основе поступивших предложений по совершенствованию Основного Закона от граждан, различных учреждений, предприятий, организаций, общественно-политических объединений Конституционной комиссией по совершенствованию Конституции Туркменистана была подготовлена окончательная редакция Конституции Туркменистана, которая была принята 26 сентября 2008 года.

Статья 2

Запрещение всех форм дискриминации в отношении женщин

23. Туркменистан осуждает дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, последовательно и неуклонно проводит политику недопущения любо­го различия, исключения или ограничения по признаку пола, которое направ­лено на признание, пользование или осуществ­ление женщинами, на основе равенства с мужчинами, прав человека и основ­ных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любой другой области. Туркменистан с первых лет независимости проводит активную гендерную политику, направленную на укрепление идей равноправного участия женщин во всех сферах общественно-политической жизни. Высокий общественный статус туркменской женщины, безусловно, связан с теми демократическими основами, которые исторически сложились в туркменском обществе. Положение женщин в Туркменистане определяется общей стратегией и приоритетными направлениями государственной политики в отношении женщин, целью которой является реализация принципа равных прав и свобод, создания равных возможностей для мужчин и женщин в соответствии с Конституцией Туркменистана и нормами международного права. Концепция Туркменского государства по обеспечению подлинного равноправия женщин, повышению их роли в общественно-политической жизни получила прочную национальную и международную правовую основу. Признавая Всеобщую декларацию прав человека и неуклонно следуя международным обязательствам, Туркменистан присоединился к основным международным актам о правах человека, включая декларации и конвенции о правах женщин. Правительством Туркменистана принимаются меры по улучшению социального и экономического положения женщин в Туркменистане, направле­нные на разработку механизмов и мер законодательной поддержки, гарантирую­щие равноправное участие женщин во всех сферах общественной жизни, адаптацию к рыночным условиям, на реализацию равных прав и свобод, создание одинаковых возможностей для женщин и мужчин.

24. Разнообразные формы социального обеспечения позволяют женщинам органично сочетать семейные заботы и профессиональные обязанности,
успешно осуществлять функции по воспитанию детей и принимать активное участие в государственной и общественной жизни страны. Туркменские женщины − полноправные и социально активные члены общества, широко представленные во всех сферах сектора экономики, в политической и общественной жизни страны. В соответствии с основными обязательствами, вытекающими из факта ратификации Конвенции, Туркменистан осуществил законодательные, судебные, административные меры, запрещающие и исключающие любые проявления дискриминации в отношении женщин и обеспечивающие их равенство перед законом без какого-либо различия по признаку пола. Все конституционные нормы, касающиеся прав и свобод человека, гарантируют их обеспечение каждому гражданину страны и не делают никаких исключений по признаку пола (статьи 30, 33, 38, 89). Присоединившись к основополагающим международным договорам о правах человека, в том числе к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Туркменистан в полной мере осознает свои обязательства по осуждению, предупреждению, запрещению и искоренению всех форм дискриминации в отношении женщин и неуклонно следует этим обязательствам.

25. В Туркменистане запрещено и признано наказуемым по закону любое распространение идей и информации, основанных на дискриминации лиц женского пола, утверждении их неравенства с мужчинами, принижении их человеческого достоинства и роли в жизни общества. Установлены общие и специальные законодательные и иные меры, запрещающие дискриминацию в отношении женщин. Прямое или косвенное нарушение или ограничение прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола является уголовно наказуемым деянием, ответственность за которое предусмотрено статьей 145 действующего Уголовного кодекса Туркменистана (14.05.2010) В случае если дискриминационные действия в отношении женщин повлекли тяжкие последствия, лицо, признанное судом в этом виновным, может быть осуждено к лишению свободы. Право на службу в государственном аппарате на основании статьи 5 Закона Туркменистана "О службе в аппарате государственных органов" (12.06.1997) имеют граждане Туркменистана, достигшие 18-летнего возраста, независимо от социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, политических убеждений. Согласно Трудовому кодексу Туркменистана (18.04.2009.), не допускается ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в их реализации в зависимости от национальности, расы, пола, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, языка, возраста, отношения к религии, политических убеждений, партийной принадлежности либо отсутствия принадлежности к какой-либо партии, а также иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда. Различия в сфере труда, обусловленные свойственными данному виду труда требованиями или особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (женщины, несовершеннолетние дети, инвалиды), установленные законодательством Туркменистана, не являются дискриминацией. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд (статья 7 ТК).

26. Законом запрещается отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет (ребенка-инвалида до 16 лет), а одиноким
матерям − с наличием ребенка в возрасте до 14 лет. При отказе в приеме на работу указанным категориям женщин работодатель обязан сообщить им причины отказа в письменной форме. Отказ в приеме на работу может быть обжалован в суд (статья 241 ТК). Необоснованный отказ в приеме женщины на работу по мотивам ее беременности, а равно необоснованное увольнение женщины с работы по тем же мотивам в Туркменистане признано преступлением, влекущим уголовную ответственность (статья 152 Уголовного кодекса Туркменистана). Установлен запрет на увольнение по инициативе работодателя беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (ребенка-инвалида
до 16 лет), а одиноких матерей - при наличии у них ребенка в возрасте
до 14 лет (часть 3 статьи 241 Трудового кодекса Туркменистана).

27. Всем гражданам Туркменистана, без какого либо различия по признаку пола Конституция и законы страны гарантируют правовую, в том числе судебную, защиту прав от любых проявлений их дискриминации. Согласно статье 43 Конституции Туркменистана гражданам гарантируется судебная защита чести и достоинства, личных и политических прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных Конституцией и законами. Граждане имеют право обжаловать в суд решения и действия государственных органов, общественных объединений и должностных лиц.

28. Граждане, без различий по признаку пола, вправе в судебном порядке требовать возмещения материального и морального ущерба, причиненного им незаконными действиями государственных органов, иных организаций, их работников, а также частных лиц (статья 44 Конституции).

29. Согласно Конституции Туркменистана судебная власть принадлежит только судам. Судебная власть осуществляется Верховным судом Туркменистана и другими судами, предусмотренными законом. Судебная власть предназначена защищать права и свободы граждан, охраняемые законом государственные и общественные интересы (статьи 99−100 Конституции). Правосудие осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Стороны имеют право на обжалование решений, приговоров и иных постановлений судов Туркменистана (статья 107 Конституции ). Все лица, проживающие в Туркменистане, равны перед судом при рассмотрении дел и имеют право на справедливое и публичное разбирательство дела. Право на профессиональную юридическую помощь признается на любой стадии судопроизводства. Юридическую помощь гражданам и организациям оказывают адвокаты, другие лица и организации (статья 108 Конституции).

30. Правосудие в Туркменистане согласно статье 5 Закона Туркменистана
"О суде" (15.08.2009) осуществляется на основе равенства прав и свобод и состязательности сторон, а также на основе равенства всех перед законом и судом, независимо от национальности, расы, пола, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, языка, отношения к религии, политических убеждений, партийной принадлежности либо отсутствия принадлежности к какой-либо партии, а равно других обстоятельств, не предусмотренных законами Туркменистана.

31. 10 мая 2010 года Парламентом страны принят Закон Туркменистана "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Туркменистане". Согласно статье 4 закона государство гарантирует оказание всем необходимой профессиональной юридической помощи. Государство гарантирует равенство прав всех физических и юридических лиц на территории Туркменистана на получение юридической помощи, сведений о ее характере и порядке получения. Государство гарантирует оказание бесплатной юридической помощи в защиту прав отдельных физических лиц в случаях, предусмотренных законодательством Туркменистана.

32. На территории Туркменистана функционируют 51 юридическая консультация, оказывающая юридическую помощь населению. Среди заведующих женщин − 22, мужчин − 29.

33. Судебная защита личных имущественных и неимущественных прав, чести, достоинства и деловой репутации гарантируется всем гражданам страны без различий по признаку пола (статьи 15, 16 Гражданский кодекс Туркменистана).

34. Уголовное законодательство основывается на принципе равенства всех граждан перед законом. Уголовное законодательство Туркменистана соответствует общепризнанным международным стандартам и не содержит норм или положений, дискриминирующих женщин. Уголовный кодекс Туркменистана предоставляет женщинам по сравнению с мужчинами ряд обстоятельств, смягчающих ответственность, таких как наличие у виновной беременности, многодетная семья или малолетние дети (статьи 7 и 78 УК). Ежегодно в священную для туркмен "Ночь Всемогущества" ("Gadyr gijesi"), указом Президента Туркменистана осуществляется помилование осужденных. Согласно этому гуманистическому акту от отбытия наказания освобождаются практически все осужденные женщины.

35. Иностранные граждане, беженцы, лица без гражданства обоих полов пользуются правами и свободами граждан Туркменистана. Для защиты своих имущественных и неимущественных прав им гарантирован доступ к правосудию (статья 8 Конституции Туркменистана, Закон Туркменистана "О беженцах" от 12.07.1997 , статья 3).

36. Согласно статье 21 Закона Туркменистана "О правовом положении иностранных граждан в Туркменистане" (08.10.1993), иностранные граждане в Туркменистане имеют право на обращение в суд и иные государственные органы, а также дипломатические представительства и консульские учреждения своих стран для защиты принадлежащих им личных, имущественных и иных прав. Иностранные граждане пользуются в суде процессуальными правами наравне с гражданами Туркменистана.

37. В развитие конституционного права на судебную защиту интересов и прав граждан, в том числе, женщин, в Туркменистане принят и действует Закон "Об обжаловании в суд действий государственных органов, общественных объединений, органов местного самоуправления и должностных лиц, нарушающих конституционные права и свободы граждан" от 6 февраля 1998 года. Каждый гражданин страны мужского или женского пола, чьи конституционные права нарушены, ущемлены или созданы препятствия для их осуществления, могут обжаловать их в суд. Жалоба, поданная в установленном порядке, подлежит рассмотрению. Отказ в приеме жалобы запрещается (статьи 2, 5 Закона).

38. Важным средством осуществления и охраны прав женщин служит Закон Туркменистана "Об обращениях граждан и порядке их рассмотрения" от 14 января 1999 года. Граждане вправе устно или письменно обращаться в те органы, предприятия, организации или к тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится решение поставленных в обращении вопросов. Согласно статье 4 Закона запрещается отказ в принятии и рассмотрении обращения по признаку пола. Органы, предприятия, организации, должностные лица, к которым обратился гражданин, обязаны своевременно, объективно и всесторонне рассмотреть обращение и, при наличии необходимых оснований, обеспечить восстановление нарушенных прав гражданина или устранение препятствий для их осуществления (статья 11 Закона).

39. Конституция Туркменистана, Кодекс законов о браке и семье (КоБС) Туркменистана создают юридические гарантии равенства прав женщин и мужчин в брачных отношениях. Вступать в брак и создавать семью женщина и мужчина могут по взаимному согласию. Супруги в семейных отношениях равноправны (статья 27 Конституции). Брак, заключенный по принуждению или с помощью обмана, признается недействительным (статья 48 КоБС Туркменистана). Супруги пользуются равными правами на имущество и в том случае, если один из них был занят ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного заработка (статья 21 КоБС). Муж не вправе без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка (статья 33 КоБС). Граждане Туркменистана имеют право вступать в брак с иностранными гражданами и лицами без гражданства (статья 14 КоБС).

40. Деятельность государственных органов и учреждений Туркменистана основана на Конституции Туркменистана, законах и нормативных правовых ак­тах, которые запрещают проявление любых форм дискриминации в отношении женщин. Верховенство закона служит конституционным принципом функционирования государственной власти в Туркменистане. Согласно статье 5 Конституции Туркменистана государство, все его органы и должностные лица связаны правом и конституционным строем. Правовые акты государственных органов публикуются для всеобщего сведения или обнародуются иным способом. Правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан, не доведенные до всеобщего сведения, являются недействующими с момента их принятия.

41. Согласно статье 5 Конституции Туркменистана, законы и иные правовые акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. В соответствии с Законом Туркменистана "О нормативных правовых актах" (07.12.2005), исключительно законами регулируются основные права, свободы и обязанности граждан, способы их охраны и обеспечения. Согласно статье 31 Закона нормативные правовые акты министерств и других центральных органов государственного управления Туркменистана, хякимов велаятов и хякима города Ашхабада подлежат обязательной регистрации в Министерстве адалат Туркменистана, в ходе которой осуществляется их проверка на соответствие Конституции и законам страны. Такая процедура исключает возможность вступления в силу нормативного правового акта, содержащего какие-либо дискриминационные меры в отношении женщин. Нормативные правовые акты министерств и других центральных органов государственного управления Туркменистана, хякимов велаятов и хякима города Ашхабада, которым присвоен государственный регистрационный номер, вступают в силу со дня их официального опубликования или доведения до всеобщего сведения иным способом, если в самих актах не указан иной порядок введения их в действие

42. Важной гарантией недопущения дискриминационных действий и принятия органами государственного управления дискриминационных актов в отношении женщин, служит деятельность органов прокуратуры Туркменистана. Она осуществляет от имени государства надзор за точным и единообразным соблюдением на территории Туркменистана законов Туркменистана, актов Президента Туркменистана органами государственного управления, местного самоуправления, участниками производственной деятельности, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами (статья 110 Конституции). Органы прокуратуры осуществляют надзор за законностью деятельности государственных органов и организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (статьи 1, 3 Закона Туркменистана "О прокуратуре Туркменистана" (15.08.2009 ).

43. При осуществлении своей деятельности работники прокуратуры обеспечивают соблюдение гарантированных государством прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, расы, пола, происхождения, имущественного положения и должности, места жительства, языка, отношения к религии, политических убеждений, партийности. Ограничение прав и свобод граждан допускается лишь на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. Не допускается разглашение сведений, относящихся к личной жизни гражданина и порочащих его честь, достоинство или могущих повредить его правам и законным интересам, кроме случаев, когда это предусмотрено законодательством Туркменистана (статья 7 Закона).

44. На незаконный правовой акт или действие должностного лица, нарушающие или ущемляющие права женщин, прокурор вправе:

a) опротестовывать противоречащие законодательству Туркменистана правовые акты и действия должностных лиц;

b) выносить предписание об устранении явных нарушений законодательства Туркменистана;

c) выносить в установленном законом порядке постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении;

d) по основаниям и в порядке, предусмотренных законодательством Туркменистана, обращаться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан и государства, предприятий, организаций и учреждений;

e) вносить в органы управления и руководителям предприятий, учреждений и организаций, допустившим нарушения законодательства Туркменистана, или в вышестоящий орган представление об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших их совершению;

f) в порядке, установленном законодательством Туркменистана, принимать меры по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, законных интересов предприятий, учреждений и организаций (статья 38 Закона).

45. Гарантией недопущения дискриминационных действий в отношении женщин является деятельность профессиональных союзов Туркменистана.
В качестве самостоятельного независимого общественного объединения профсоюзы представляют и защищают социально-экономические, трудовые и иные права и интересы своих членов. Они вправе ставить вопрос об отмене или приостановлении управленческих решений, ограничивающих права и интересы граждан и противоречащие законам Туркменистана (статья 14 Устава профессиональных союзов Туркменистана).

46. По состоянию на 1 января 2010 года количество профсоюзных организаций, входящих в состав Национального центра профессиональных союзов Туркменистана, составляет 6 672 человек, а членов профсоюза составляет 1 076 712 человек, из них: 45,8% (492 726 человек) − женщины; 30,5% − молодежь до 30 лет (328 852 человека, в том числе девушки); 30,1% (324 168 человек) – рабочие; 1 460 человек – предприниматели, из них 590 − женщины; 37,2% (400 324 человека) − сельских тружеников, в том числе 34,2%
(367 620 человек) – арендаторы, из них 12% (44 114 человек) – женщины.

47. Содействие обеспечению прав женщин оказывает и независимое общественное объединение − Союз женщин Туркменистана, имеющий свои организации во всех административных центрах, городах и поселках, в учебных заведениях, на предприятиях и в учреждениях страны.

48. Гендерная политика государства обеспечивает равноправие женщин, их равный доступ к образованию и общественной деятельности, их одинаковые с мужчинами возможности для практической деятельности и участия в управлении делами общества и го­сударства. Обычаи туркменского народа не допускают притеснения женщин, их неравноправного положения в семье или в обществе. Огромное значение в этом плане, в формировании высокого социального статуса женщины и ее роли в свободной стране имеет последовательно осуществляемая политика возрож­дения национальных духовно-нравственных устоев. Они возвышают женщину и исключают неуважительное, дискриминационное отношение к ней.

49. В Кодексе Туркменистана "О социальном обеспечении" (17.03.2007) предусмотрены различные виды пособий для полноценной реализации женщин в обществе своих прав. Это государственное пособие по беременности и родам (Глава ХV кодекса), государственное пособие при рождении ребенка (Глава ХVI кодекса) и государственное пособие по уходу за ребенком (Глава ХVII кодекса).

50. Законом Туркменистана "Об образовании" (15.08.2009) закреплены государственные гарантии прав граждан Туркменистана в области образования. Гражданам Туркменистана гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения.

51. Меджлисом (Парламентом) Туркменистана принят ряд законов, в том числе кодифицированных, соответствующих международным нормам, участником которых является Туркменистан:

  • Закон Туркменистана "Об охране здоровья граждан" (25.10.2005);

  • Кодекс о социальном обеспечении Туркменистана (17.03.2007);

  • Закон Туркменистана "О государственных гарантиях равноправия женщин" (14.12.2007);

  • "О борьбе с торговлей людьми" (14.12.2007);

  • Трудовой кодекс Туркменистана (18.04.2009);

  • Уголовно-процессуальный кодекс (18.04.2009);

  • Закон Туркменистана "О защите и пропаганде грудного вскармливания
    и требованиях к продуктам детского питания" (18.04.2009);

  • Закон Туркменистана "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (18.04.2009);

  • Закон Туркменистана "О суде" (15.08.2009);

  • Закон Туркменистана "О прокуратуре" (15.08.2009);

  • Закон Туркменистана "О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства" (15.08.2009);

  • Закон Туркменистана "Об образовании"(15.08.2009);

  • Уголовный кодекса Туркменистана (новая редакция) (10.05.2010);

  • Закон Туркменистана "Об адвокатуре и адвокатской деятельности"
    (10.05.2010) и другие.

52. Туркменский национальный институт демократии и прав человека при Президенте Туркменистана совместно с Министерством иностранных дел Туркменистана и Центром Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) систематически организовывает и проводит серии двухдневных семинаров для работников правоохранительных органов во всех велаятах (областях) страны и Ашхабаде. Так, были проведены семинары по темам: "Имплементация норм международного права по правам человека в национальной правовой системе" (2007 год) "Международные нормы по правам человека в отправлении правосудия" (2008 год), "Международно-правовые стандарты отправления уголовного правосудия" (2009 год).

53. Туркменский национальный институт демократии и прав человека при Президенте Туркменистана (ТНИДИПЧ) совместно с Представительством ЮНФПА в Туркменистане в 2007 году провел тренинг "Гендер и CEDAW" для представителей местных органов самоуправления (арчины, заместители арчинов, члены Генешликов, велатских и этрапских халк маслахаты) В контексте проведенного тренинга были освещены специальные темы, посвященные способам адаптации в рыночных условиях, выдвижению женщин-кандидатов и их поддержке на выборах представительных органов власти. Участники семинара были ознакомлены с основными принципами и положениями международно-правовой защиты прав и свобод женщин, а также нормами и положениями национального законодательства Туркменистана, регулирующими вопросы равноправия женщин и мужчин в политической и общественной жизни.

54. ТНИДИПЧ совместно с Министерством иностранных дел Туркменистана и Представительством ЮНФПА в Туркменистане были проведены выездные семинары для представителей правоохранительных органов и местного самоуправления, общественных организаций по вопросам:

a) практической реализации Закона Туркменистана "О государственных гарантиях равноправия женщин" и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (2008 год);

b) ознакомления с положениями Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также заключительных замечаний Комитета (2009 год);

c) повышения информированности о роли женщин в обществе, внедрении репродуктивных прав и гендерного равенства в рамках 15-й годовщины Международной конференции по народонаселению и развитию (2010 год).

55. В настоящее время на базе Туркменского национального института демократии и прав человека при Президенте Туркменистана с целью дальнейшего укрепления конструктивного диалога по защите прав человека осуществляется реализация совместного проекта Европейской комиссии, УВКПЧ и ПРООН – "Укрепление потенциала Туркменистана по содействию и защите прав человека", инициированного правительством Туркменистана. Это долгосрочный проект начал свою работу 2 октября 2009 года и будет продолжен до 2012 года.
В рамках проекта предполагается постоянный конструктивный диалог государственных учреждений с международными организациями по вопросам, связанным с правами человека. В рамках проекта предполагается выполнение нескольких взаимосвязанных задач:

a) постоянный конструктивный диалог государственных учреждений с международными организациями по вопросам, связанным с правами человека;

b) налаживание международных контактов, изучение успешного опыта зарубежных стран;

c) создание в стране ресурсной (информационной) базы по правам человека на государственном языке и подготовка местных специалистов;

d) широкая информированность представителей государственных структур и населения путем распространения национальной и международной информации правового характера о правах человека, проведения международных форумов, тренингов.

56. В рамках реализации совместного проекта Министерством иностранных дел Туркменистана, ТНИДИПЧ организован и проведен цикл семинаров:

a) для представителей правоохранительных органов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, работников полиции) по ознакомлению с международными стандартами в области прав человека во всех велаятах и Ашхабаде, на которых они были ознакомлены с международными нормами и механизмами защиты прав человека, международными организациями, деятельность которых связана с защитой прав человека, практическим опытом деятельности различных институциональных структур зарубежных стран (7−29 июня 2010 года);

b) для представителей отделов образования, здравоохранения, социального обеспечения хякимликов велаятов этрапов, а также Ашхабада, представителей Союза женщин Туркменистана, Союза молодежи Туркменистана им. Махтумкули, Национального центра профсоюзов Туркменистана, правоохранительных органов по повышению информированности о функционировании системы Организации Объединенных Наций в области прав человека, о подготовке национальных докладов Туркменистана по выполнению положений Конвенций в области прав человека, в том числе Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, и о последующих действиях на национальном уровне (16−29 августа 2010 года).

В семинарах приняли участие международные эксперты-специалисты в области защиты прав человека из зарубежных стран и национальные эксперты.



следующая страница >>