bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ

И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


СТАВРОПОЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И КОРРУПЦИИ


Коровин Е.П., Зубалов К.В.


КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА


СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС


Ставрополь – 2009

ББК 67.628.3

К 68


Рецензенты:

Гридчин А.А., кандидат юридических наук, доцент

(Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России)

Рясов А.И., кандидат юридических наук, доцент

(Северо-Кавказский государственный технический университет)


Коровин Е.П.

К 68 Криминологическая безопасность потребительского рынка: специальный курс / Е.П. Коровин, К.В. Зубалов. - Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2009. - 104 с.


ББК 67.628.3


© Коровин Е.П., Зубалов К.В., 2009

© Центр социальных, общественно-политических и криминологических

исследований, 2009

© Ставропольский центр по изучению организованной преступности

и коррупции, 2009

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие 4

Тема 1. Содержание криминологической безопасности потребительского рынка 5

Тема 2. Понятие и современное состояние преступности в сфере потребительского рынка 15

Тема 3. Характеристика причинного комплекса преступности в сфере потребительского рынка 33

Тема 4. Квалификация преступлений, совершаемых в сфере потребительского рынка 45

Тема 5. Основные направления обеспечения криминологической безопасности потребительского рынка России 66

Тема 6. Организация деятельности субъектов предупреждения преступности в сфере потребительского рынка 84


ПРЕДИСЛОВИЕ

Экономические реформы, проводимые в конце ХХ столетия, затронули фундаментальные основы жизнедеятельности личности, общества и государства. Ошибки реформаторов в определении саморегулирующей роли рыночных механизмов и самоустранение органов государства от регулирования экономических отношений в сфере потребительского рынка в начале 90-х годов прошедшего столетия привели к экономическим и политическим кризисам в эти годы. Это сказалось и на особенностях развития и состояния потребительского рынка - одного из основных составляющих экономики России. Известно, что потребительский рынок является жизненно важным компонентом национальной экономики. Именно в нем как в зеркале отражаются все позитивные и негативные тенденции состояния и развития экономики страны. Например, благодаря такому показателю, как расширение потребительского рынка, судят о росте благосостояния населения. Однако в настоящее время неблагоприятная статистическая характеристика криминальных процессов в сфере потребительского рынка приобрела весьма опасные тенденции, что превращает потребительский рынок в один из криминогенных секторов экономики. Только в результате деятельности субъектов теневой экономики по фальсификации алкогольной продукции в стране ежегодно умирает более 50 тыс. человек, что дает основание утверждать, что государственные органы еще недостаточно эффективно используют имеющиеся силы и средства для нейтрализации и вытеснения таких явлений с потребительского рынка. Сложившееся положение дел на этом рынке создает реальную стратегическую угрозу экономической безопасности России. Как представляется, следует говорить об обеспечении криминологической безопасности потребительского рынка, которая основывается на принципах комплексного программирования и планирования деятельности государства, общества в целом и их институтов, имеющих целью достижения такого уровня защищенности жизненно важных институтов личности, общества и государства, которые соответствуют основным компонентам криминологической безопасности.

В целом процесс обеспечения криминологической безопасности включает широкий комплекс мер: профилактику, раскрытие и расследование преступлений, наказание, исправление и перевоспитание преступников, виктимологическую защиту и работу с потерпевшим, и т.п.

Криминализация потребительского рынка представляет сегодня реальную угрозу безопасности государства, а чтобы ее обеспечить, требуется проведение новых научных исследований, посвященных выявлению угроз криминологической безопасности потребительского рынка, а также организации подготовки квалифицированных кадров для субъектов предупреждения и профилактики преступности в сфере потребительского рынка.

Названными обстоятельствами и обосновывается актуальность настоящего спецкурса.

^ Тема 1. Содержание криминологической безопасности

потребительского рынка


Лекция – 2 часа.

Цель: раскрыть содержание понятия «криминологическая безопасность потребительского рынка».

Задачи

  1. Изучение основных признаков, характеризующих современное состояние потребительского рынка в России.

  2. Уяснение понятия и критериев криминологической безопасности потребительского рынка.


План лекции

Введение.

  1. Понятие и современное состояние потребительского рынка в России.

  2. Понятие и критерии криминологической безопасности потребительского рынка.

Заключение.

ЛИТЕРАТУРА

  1. О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992 г. №2446-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. - № 15. - Ст. 769 (с послед. измен.).

  2. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ // СЗ РФ. – 1994. - № 35. - Ст. 3648. (с послед. измен.).

  3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ № 1300 от 17 декабря 1997 г. (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) // Российская газета. – 2000. – 18 января.

  4. Бабаев М.М., Рахманова Е.Н. Права человека и криминологическая безопасность: Учебное пособие. - М., 2003.

  5. Николаев В.А. Экономика муниципального образования: сущность, проблемы развития и технологии решения. - М., 1998.

  6. Бабаев М.М., Плешаков В.А. Теоретические и прикладные проблемы обеспечения криминологической безопасности // Уголовная политика и проблемы безопасности: Сборник. – М., 1998.

  7. Антропенко И.А. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений в сфере потребительского рынка: Дис. ... канд. юрид. наук: - Омск, 2004.

  8. Головкова О.В. Потребительский рынок, его регулирование в условиях социально-экономических преобразований: Дисс. ... канд. экон. наук.- М., 1999.

  9. Ерофеев В.В. Криминологическая и уголовно–правовая характеристика экономических преступлений в сфере потребительского рынка (по материалам Республики Бурятия): Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Иркутск, 2008.

  10. Погодина Т.В. Потребительский рынок и его структура: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - Чебоксары, 1995.


ВВЕДЕНИЕ

Когда мы говорим о безопасности, то имеем в виду систему установленных правовых гарантий защищенности личности, ее прав и свобод, обеспечение нормальной жизнедеятельности общества и государства, защиту от внутренних и внешних угроз. Обеспечение безопасности гражданина является конституционной обязанностью российского государства (ст. 2 Конституции РФ). В связи с этим принят ряд нормативных актов и документов, которые, наряду с Конституцией РФ, регулируют важнейшие общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности1.

Так, например, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, указано: «Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту». Такая оценка, безусловно, отражает сущность одного из ключевых положений.

Концепция также определяет два направления деятельности государственных структур:

1) обеспечение национальных интересов и целей при исполнении возложенных на них функций;

2) обеспечение национальной безопасности путем выявления и нейтрализации внутренних и внешних угроз силами и средствами, предназначенными государством для обеспечения безопасности.

При этом нельзя забывать, что успех деятельности государственных структур в этом направлении возможен только при развитии двух указанных направлений, поскольку они не могут существовать разрозненно, они взаимосвязаны и взаимозависимы.

По своей сути Концепция национальной безопасности является документом, в котором сформулированы важнейшие направления государственной политики России, благодаря которым государственные органы России формируют или корректируют свою концептуальную базу, а также нормативные правовые документы в части, касающейся их деятельности по обеспечению национальной безопасности России.

Совокупность основных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы России в таких сферах, как экономическая и социальная, внутриполитическая, международная, оборонная и информационная, духовная и культурная жизнь страны. Среди названных компонентов национальные интересы России в области экономики являются ключевыми.

Известно, что потребительский рынок является жизненно важным компонентом национальной экономики. Именно в нем, как в зеркале, отражаются все позитивные и негативные тенденции состояния и развития экономики страны. О значимости потребительского рынка также свидетельствует тот факт, что его расширение традиционно рассматривается как показатель роста благосостояния населения.2.

Учитывая, что «национальная безопасность» понятие весьма емкое и многогранное, выделим один из сегментов безопасности – криминологическую безопасность, конкретизируем ее как криминологическую безопасность потребительского рынка и раскроем содержание3.


^ 1. Понятие и современное состояние потребительского рынка в России

Для уяснения содержания критериев криминологической безопасности, прежде всего, необходимо выяснить, что из себя представляет потребительский рынок. В отечественной и зарубежной научной литературе встречаются различные интерпретации понятия потребительского рынка, в том числе и в связи с тем, что последний является предметом изучения различных дисциплин, занимающихся вопросами устройства и развития общества. Отсутствие развернутого определения, отражающего многоаспектность этого сложного элемента экономической системы, до сих пор вызывает научные дискуссии.

Для уяснения сущности потребительского рынка остановимся на основных подходах к его определению, которые, развиваясь главным образом в рамках экономической науки, в обобщенном виде имеют два приоритетных направления.

Согласно мнению представителей первого подхода, потребительский рынок, в целом отождествляемый с условиями реализации товаров и сферой торговли, охватывает совокупность субъектов рынка и товарно-денежных отношений, в которые вступают эти субъекты. Так, Ф. Котлер трактует потребительский рынок как отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления4. Схожее определение встречается в энциклопедическом словаре по экономике, в котором потребительский рынок интерпретируется как рынок, где отдельные лица и домохозяйства продают или покупают потребительские товары и услуги, непосредственно удовлетворяющие потребности человека5.

По данному вопросу имеется также точка зрения, согласно которой под потребительским рынком подразумевается сфера реализации лишь части товаров и услуг, направляемых на личное потребление. К примеру, по мнению Т.В. Погодиной, потребительский рынок представляет собой составную часть рынка продуктов, где в отношения купли-продажи товаров и услуг для личного потребления вступают домохозяйства с другими субъектами рыночных отношений6.

Сторонники другого подхода дают более точную и приемлемую (если учитывать значимость указанного феномена в общественной жизни) трактовку потребительского рынка, отражающую связь между производством и потреблением. В частности, В.А. Николаев рассматривает его как систему экономических отношений, обеспечивающих взаимосвязь производства с потреблением посредством процессов купли-продажи товаров и услуг7.

По мнению В.В. Ерофеева, под потребительским рынком следует понимать систему социально-экономических и организационно-правовых отношений, возникающих между участниками по факту купли-продажи товаров или услуг с целью их потребления для удовлетворения повседневных нужд, не связанных с извлечением прибыли8.

Необходимо отметить, что некоторыми исследователями предпринимались попытки выработать развернутое определение потребительского рынка. Наиболее удачной в данном случае представляется позиция О.В.Головковой, которая, основываясь на анализе основных характеристик рассматриваемого явления, дает следующее определение: «потребительский рынок - это система экономических отношений, развивающихся под влиянием механизмов конкуренции, ценообразования, маркетинга и государственного регулирования, связывающих сферу производства со сферой потребления, формирующих спрос и предложение в процессе купли-продажи потребительских товаров и услуг, обеспечивающих их сбалансированность путем удовлетворения потребностей населения и интересов производителей на основе рационально организованной инфраструктуры»9.

С учетом специфики настоящего исследования и, опираясь на изложенные ранее позиции, под потребительским рынком следует понимать область экономической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами с целью получения коммерческой прибыли, связывающей сферу производства со сферой потребления и реализуемой посредством торговли потребительскими товарами и предоставления потребительских услуг населению.

В настоящий период в России можно наблюдать одновременное функционирование сразу нескольких форм потребительского рынка, в том числе:

  • традиционного для нашей страны рынка продавца, в условиях которого продавец диктует свои условия покупателю;

  • рынка покупателя, когда предложение производителей и продавцов товара превышает спрос на него по существующим ценам, в результате чего цены на товар снижаются;

  • рынка промежуточных продавцов, который характеризуется совокупностью физических и юридических лиц, приобретающих товары для перепродажи.

В условиях цивилизованной конкурентной борьбы за потребителя в странах, имеющих значительный исторический опыт рыночных отношений, основным инструментом борьбы за рынки сбыта и «своего» покупателя является маркетинг. Его главными задачами выступают налаживание надежной «обратной связи» производства и обеспечение максимальной управляемости процесса движения товаров в плане устранения всех неоправданных издержек производства, транспортировки и реализации товаров и на этой основе получения максимальной прибыли. В условиях же нецивилизованного рынка максимальная прибыль достигается незаконными, а нередко и противоправными действиями, что часто превращает потребительский рынок в наиболее криминогенный сектор современной экономики.

Особенности потребительского рынка определяются в основном тем, что он связан не с производственным, а с личным потреблением. Он включает в себя несколько сегментов, а именно: рынки продовольственных и непродовольственных товаров, рынок услуг для населения, частично рынки недвижимости и ценных бумаг.

Сложившаяся структура потребительского рынка не обладает единством, допускается существование различных форм торговли и ценообразования, в результате чего разброс цен на одни и те же товары весьма значителен.

Наиболее распространенной формой собственности организаций на потребительском рынке сегодня в России является частная. Это касается как розничной и оптовой торговли потребительскими товарами (включая торговлю продукцией производственно-технического назначения), так и сферы общественного питания.

Как показывает практика, развитие современного потребительского рынка происходит от простых моноотраслевых объединений к сложным межотраслевым конструкциям как горизонтальных, так и вертикальных систем хозяйственных взаимоотношений.

В торговле интеграционные процессы проходят на фоне возникновения «цепочных» оптово-розничных и розничных торговых организаций. Подобные организации как вид добровольного объединения являются на сегодняшний день наиболее эффективной формой хозяйствования.

Одной из наиболее ярких особенностей современного потребительского рынка является возникновение и бурное развитие новых торговых структур, в том числе сетей торговых комплексов (гипермаркетов).

Следует отметить, что современный потребительский рынок имеет сложную инфраструктуру, которая должна обеспечивать взаимосвязи между структурными элементами потребительского рынка, способствовать свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сферы конечного потребления. Вместе с тем, он сегодня характеризуется рядом специфических особенностей, которые в первую очередь производны от сложившейся в стране экономической ситуации.

Здесь следует отметить, что одним из наиболее негативных результатов коренной перестройки российского общества стала деградация основного звена общественной системы - государства, которое создает политическую, экономическую, социальную, идеологическую базу развития страны. Аномальная политика «невмешательства» государства в ряд жизненно значимых общественных сфер самым неблагоприятным образом сказалась на состоянии экономики. Изначальное стремление российских либералов изгнать государство из экономики определило противоречивость проводимых преобразований и привело в конечном итоге к конфликту между политикой и экономикой. А между тем теоретики современной либеральной мысли отводят институту государства важнейшую функцию в создании и поддержании общих правил «справедливого поведения».

В итоге отечественную экономику сегодня отличают несовершенство социально-экономических отношений, высокий уровень энтропии экономической среды, обусловленный множественностью разноуровневых хозяйственных связей, крайняя сложность системы формирующихся рыночных отношений, слабая упорядоченность и бессистемность правовых норм, регулирующих отношения в экономической сфере. Ее типичными чертами стали:

а) отсутствие ориентации на самодостаточность народного хозяйства и удовлетворение потребностей населения за счет внутренних ресурсов;

б) смещение соотношения между производственной и кредитно-финансовой сферами в сторону приоритетности последней;

в) отсутствие сбалансированного государственного регулирования экономической жизни, нацеленного на ведущую роль государственного сектора в базовых отраслях народного хозяйства в условиях многоукладности экономики.


^ 2. Понятие и критерии криминологической безопасности

потребительского рынка

Необходимость самостоятельного изучения проблем криминологической безопасности потребительского рынка предопределила, прежде всего, неблагоприятная статистическая характеристика криминальных процессов в этой сфере общественных отношений, которая приобрела весьма опасные тенденции, что превратило потребительский рынок в один из криминогенных секторов экономики, что является «стратегической угрозой экономической безопасности России». И это не случайно. Как свидетельствуют результаты статистического исследования, треть преступлений экономической направленности совершается в сфере потребительского рынка. Только в 2007 году в сфере потребительского рынка было выявлено более 97 тыс. преступлений, материальный ущерб, по материалам уголовных дел, составил 14,8 млрд. руб., сумма изъятой из оборота продукции в денежном эквиваленте составляет 18,2 млрд. руб. В ходе проверок объектов рыночной торговли пресечено 380 тыс. административных правонарушений, из незаконного оборота изъяты материальные ценности на сумму 908,1 млн. руб.10

Статистика экономического развития страны по основным экономическим показателям наглядно подтверждает своего рода «уникальность» трансформационных процессов в России, которые по своим разрушительным последствиям не имеют аналогов в мировой истории. В то же время рынок как регулятор экономических процессов действует эффективно лишь в однородном обществе при ограниченных перепадах в экономических потенциалах производителей. Когда же эти перепады достигают критических величин, то в силу как объективных, так и субъективных причин на так называемом свободном рынке довольно часто совершаются неэквивалентные, спекулятивные сделки купли-продажи, в результате которых одни чрезмерно обогащаются, другие теряют свои заработанные доходы.

Неадекватность избранной формы вхождения в сферу такого социального пространства, как «свободный рынок», обусловившая кризисные явления в отечественной экономике, предопределила наращивание в российском обществе криминогенного потенциала. Широкое распространение получили криминальные формы поведения субъектов экономических отношений. К настоящему моменту сформировался значительный социальный слой, состоящий из предпринимателей, активно включенных в криминальное или предкриминальное экономическое поведение.

Наряду с распространением вынужденных и невынужденных способов криминального поведения, формируется и постоянно увеличивается слой вовлеченных в функционирование частного сектора экономики наемных рабочих, состоящий в значительной своей части из рабочих и служащих, вынужденных или добровольно оставивших работу в государственном секторе. Представители этой социальной группы, не имея выраженных установок на противоправное поведение, тем не менее, заинтересованы в работе, обеспечивающей им нормальный уровень жизни, но зачастую связанной с криминальным или полукриминальным бизнесом.

В связи с этим, как представляется, следует говорить об обеспечении криминологической безопасности потребительского рынка, которая основывается на принципах комплексного программирования и планирования деятельности государства, общества в целом и их институтов, имеющих целью достижения такого уровня защищенности жизненно важных институтов личности, общества и государства, которые соответствуют основным компонентам криминологической безопасности.

Одним из ее важнейших компонентов выступает осознание гражданами своей защищенности от криминальных посягательств. И, прежде всего, это обеспечение условий, в которых «каждый член общества был бы уверен, что его жизни, здоровью, имуществу, чести, свободе не грозит криминальная опасность»11.

Следовательно, требуется создать такие условия, которые бы позволили потребителю и предпринимателю чувствовать себя защищенными, то есть необходимо, прежде всего, выделить критерии криминологической безопасности потребительского рынка. Как показывают результаты проведенного исследования, следует:

1) говорить о криминологической безопасности потребительского рынка как социальном явлении, требующем вмешательства государственных органов для защиты прав и свобод потребителей и предпринимателей. Тем самым будет действовать два основных принципа обеспечения криминологической безопасности потребительского рынка:

а) защита прав и свобод потребителей и предпринимателей;

б) упреждающее влияние на причины и условия, способствующие преступным проявлениям, обуславливающие возникновение угрозы преступных посягательств в сфере потребительского рынка;

2) рассматривать влияние криминализации потребительского рынка на безопасность России, а также использовать такие принципы криминологической безопасности, как:

  • законность;

  • эффективное функционирование государственной системы предупреждения преступлений, совершаемых в сфере потребительского рынка;

  • взаимная ответственность граждан, общества и государства за состояние обеспечения криминологической безопасности;

  • непрерывное профилактическое воздействие на субъекты криминального и предкриминального поведения и образа жизни;

  • обеспечение приоритета мер профилактики, предотвращения и пресечения преступных посягательств в целях недопущения самих преступлений либо наступления вредных последствий их совершения.

Такой подход требует выделения принципов обеспечения криминологической безопасности, которые присущи и первой, и второй группе:

  • взаимодействие всех структур при сочетании централизованного и децентрализованного управления силами и средствами обеспечения криминологической безопасности в соответствии с федеральным устройством России и распределением компетенции между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;

  • интеграция с международными системами обеспечения криминологической безопасности;

  • подконтрольность системы обеспечения криминологической безопасности государственным и общественным институтам12.

Уровень криминологической безопасности потребительского рынка России, как нам представляется, должен быть обеспечен:

  • эффективной защитой личности, общества, государства от преступных посягательств;

  • снижением уязвимости преступным посягательствам, созданием и обеспечением эффективного функционирования государственной системы криминологической безопасности;

  • нейтрализацией и устранением причин и условий, способствующих порождению противоправных деяний либо способствующих росту преступлений в сфере потребительского рынка России.


Заключение

Подводя итоги, следует отметить, что достижение стабильности состояния криминологической безопасности и ее поддержание требуют:

  • разработки стратегии обеспечения криминологической безопасности потребительского рынка, подготовки и сопровождения комплексных целевых программ обеспечения криминологической безопасности на потребительском рынке;

  • правовое, финансовое, материальное и иное обеспечение деятельности контролирующих и правоохранительных органов, а также гражданского населения;

  • выявления, оценки, устранения либо нейтрализации источников криминальных проявлений, а также оценки состояния криминологической безопасности, прогнозирование тенденций его развития;

  • упреждающей защиты личной и имущественной неприкосновенности, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение эффективной деятельности субъектов профилактической деятельности;

  • создание морально-психологических предпосылок для укрепления криминологической безопасности потребительского рынка.

Вопросы обеспечения криминологической безопасности потребительского рынка требуют сегодня не только практического, но и научного осмысления. Многие положения являются спорными и требующими дополнительной научной проработки и доказывания.

^ Тема 2. Понятие и современное состояние преступности

в сфере потребительского рынка


Лекция – 2 часа.

Цель: дать систематизированные знания об уровне, структуре, динамике преступности в сфере потребительского рынка.


Задачи

  1. Изучение статистических данных преступности в сфере потребительского рынка в России в период с 1997 по 2008 гг.

2. Проведение анализа современного состояния и динамики преступности в сфере потребительского рынка в России.

  1. Выявлений основных тенденций развития преступности в сфере потребительского рынка в России.


План лекции

Введение.

  1. Понятие преступности в сфере потребительского рынка. Виды преступлений в сфере потребительского рынка.

  2. Анализ современного состояния преступности в сфере потребительского рынка.

Заключение.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. - М.: Щит-М, 2005.

  2. Криминология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / Под ред. С.М. Иншакова, А.В. Симоненко. – М.: ЮНИТИ, 2008.

  3. Бертовский Л.В., Образцов В.А. Выявление и расследование экономических преступлений. - М., 2003.

  4. Вицин С.Е. Системный подход и преступность. - М.: Московская высшая школа милиции МВД СССР, 1980.

  5. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М.: Норма, 1997.

  6. Панкратов В.В. Методология и методика криминологических исследований. - М.: Юрид. лит., 1972.

  7. Соловьев И.Н. Налоговые преступления в торговле: Комментарий к проверкам и уголовным делам. - М.: Налоговый вестник, 2001.

  8. Трунцевский Ю.В. Видеопиратство - уголовная ответственность, раскрытие и расследование преступлений: Пособие. - М.: «ЮрИнфор», 2000.

  9. Степашин С.В. Два миллиарда рублей вернулись в казну // Финансовый контроль. - 2003. - № 4.

  10. Антропенко И.А. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений в сфере потребительского рынка: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2004.

  11. Головкова О.В. Потребительский рынок, его регулирование в условиях социально-экономических преобразований: Дисс. ... канд. экон. наук.- М., 1999.

  12. Ерофеев В.В. Криминологическая и уголовно–правовая характеристика экономических преступлений в сфере потребительского рынка (по материалам Республики Бурятия): Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Иркутск, 2008.

  13. Хубутия М.М. Предупреждение экономических преступлений на потребительском рынке: Дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2002.


Интернет – ресурсы

  1. http://www.mvd.ru/struct/3310/100130/5976/.

  2. http://top.rbc.ru/retail/19/06/2008/186376.html.

  3. http://www.hse.ru/lingua/en/news/1299240.html.

  4. http://www.mvd.ru/struct/3310/100130/6007/

  5. http://www.mvd.ru/struct/3310/100130/6045/

  6. http://www.mvd.ru/struct/3310/100130/6178/

  7. http://www.mvd.ru/struct/3310/100130/6732/

  8. http://www.rb.ru/topstory/business/2009/01/27/185049.html.

  9. http://www.rian.ru/politics/20060214/43534873.html.


Введение

Рассматривая современные особенности преступности в сфере потребительского рынка, необходимо отметить, что этот вид преступности следует рассматривать как своеобразный срез преступности в целом, как соотношение частного и общего.

Преступления в сфере потребительского рынка следует выделить в отдельную группу и рассматривать как самостоятельную группу общественно опасных деяний, в силу следующих обстоятельств: указанные преступления занимают лидирующее место среди других экономических преступлений; они наносят существенный материальный и моральный ущерб населению, посягают на здоровье граждан; подрывают экономические отношения и ущемляют интересы потребителей, предпринимателей, государства на потребительском рынке; эффективное противодействие преступности на потребительском рынке требуют создания тесно взаимодействующей системы специальных государственных органов.


^ 1. Понятие преступности в сфере потребительского рынка.

Виды преступлений в сфере потребительского рынка

Под потребительским рынком следует понимать область экономической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами с целью получения коммерческой прибыли, связывающей сферу производства со сферой потребления и реализуемой посредством торговли потребительскими товарами и предоставления потребительских услуг населению.

Анализ юридической литературы показал, что нет единого мнения в классификации видов преступлений в сфере потребительского рынка. Сложности возникают и при определении группы уголовно-правовых норм, призванных охранять названную сферу, и которые обеспечивают нормальное функционирование потребительского рынка.

Так, И.А. Антропенко определяет преступность в сфере потребительского рынка как совокупность преступлений, предусмотренных ст.ст. 159, 169, 171, 1711, 178, 179, 180, 181, 182, 184, 238, 3271 УК России, совершенных на данной территории за определенное время13.

В работах других специалистов по исследуемой проблематике практически отсутствует единообразное понимание в сфере потребительского рынка. Наиболее точное определение, с нашей точки зрения, предлагает В.В. Ерофеев, который под преступностью в сфере потребительского рынка понимает систему корыстных, уголовно-наказуемых деяний, посягающих на установленные законом отношения, возникающие между участниками купли-продажи товаров и услуг с целью их потребления14.

Проанализировав различные точки зрения специалистов, практический опыт и мнения, высказанные экспертами, мы сделали вывод, что в качестве преступлений в сфере потребительского рынка актуально рассматривать следующие преступления: нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ); нарушение изобретательных и патентных прав (ст. 147 УК РФ); мошенничество (ст. 159 УК РФ) в сфере потребительского рынка; воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ); незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ); производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 1711 УК РФ); недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 178 УК РФ); принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 УК РФ); незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ); нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм (ст. 181 УК РФ); незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ); прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 2151 УК РФ); производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ); изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование (ст. 3271 УК РФ).


^ 2. Анализ современного состояния преступности

в сфере потребительского рынка

Избранный нами подход к пониманию преступности в сфере потребительского рынка диктует необходимость формирования отдельной статистической совокупности, содержание которой отличается от массы преступлений, например, «экономической направленности», преступности в сфере антимонопольного законодательства и интеллектуальной собственности. Следует отметить, что большинство этих видов преступности поглощает группа преступлений в сфере потребительского рынка. Проанализируем состояние и основные тенденции преступности, представляющей наибольшую общественную опасность для отношений, складывающихся в сфере потребительского рынка России за период с 1997 по 2008 гг.

Сведения об этой совокупности преступлений в сфере потребительского рынка за последние двенадцать лет представлены в диаграмме 115. Здесь же можно увидеть данные о количестве выявленных лиц, совершивших преступления в сфере потребительского рынка.

Ежегодные изменения в статистической картине преступности на потребительском рынке характеризуются не только резким, но также и достаточно неравномерным ростом.

Вполне понятно, что колебания динамического ряда преступности в изучаемой сфере за последние годы не могут служить основанием для утверждения о ее катастрофическом росте (диаграмма 1).


Диаграмма 1

Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере

потребительского рынка и числа выявленных лиц, их совершивших (1997-2008 гг.)



Вполне понятно, что колебания динамического ряда преступности в изучаемой сфере за последние годы не могут служить основанием для утверждения о ее катастрофическом росте (диаграмма 1). Вместе с тем, следует говорить о волнообразных тенденциях роста этих преступлений. Статистические показатели свидетельствуют о том, что, начиная с 1999 года, количество зарегистрированных преступлений в сфере потребительского рынка растет. И если в 1999 г. эта цифра составляла 46612 преступлений, то уже в 2000 году она достигла 57993, а к 2006 году количество этих преступлений увеличилось вдвое. Затем произошло незначительное снижение количества зарегистрированных преступлений и по итогам 2008 г. эта цифра достигла 106254 преступлений в сфере потребительского рынка.

При анализе статистических материалов диаграммы обращает на себя внимание то, что подавляющее число преступлений в сфере потребительского рынка составляют мошенничества, совершенные в сфере потребительского рынка. Их доля в исследуемый период времени составляла в среднем от 82 до 89 % от общего числа зарегистрированных преступлений в сфере потребительского рынка, в 2008 году она составила почти 63 % (см. диаграмму 2) 16.

Следует, конечно же, отметить, что приведенные данные нуждаются в коррекции в плане учета мошеннических посягательств, совершаемых в рассматриваемой сфере. Далеко не все мошеннические действия следует относить к преступлениям в сфере потребительского рынка. Вместе с тем, такая возможная коррекция не изменит соотношения между мошенничеством и иными преступлениями в сфере потребительского рынка: первая из них все равно останется преобладающей и на ее долю, с нашей точки зрения, придется не менее 70%.

Практика показывает, что мошеннические операции в большинстве случаев совершаются организованными преступными группами, маскирующимися под существующие или вымышленные фирмы, используя при этом поддельные, утерянные или похищенные паспорта граждан и арендованные на подставные лица помещения и офисы.

Д
иаграмма 2



Проблема еще более осложняется тем, что зачастую фирмы, против которых совершены мошеннические действия, боятся обращаться в органы внутренних дел, так как их нелегальная экономическая деятельность может быть подвергнута огласке, и хозяйствующие субъекты часто несут более существенные материальные потери, чем от мошенников.

Следует отметить, что в последние годы все большее распространение получает деятельность мошеннических пирамид (торговых организаций и фирм), активно использующих схемы многоуровнего сетевого маркетинга. В связи с пробельностью отечественного законодательства в данной сфере широко развернута мошенническая деятельность по завладению чужим имуществом с помощью внедрения в сознание людей ложной информации через рекламу (в том числе с использованием возможностей системы Интернет) и установления многоступенчатой системы доверительных отношений.

Также в последнее время получили распространение преступления в сфере безналичного расчета на потребительском рынке с помощью пластиковых карт. Так, крупномасштабную аферу удалось раскрыть сотрудникам УБЭП ГУВД г. Москвы совместно с работниками немецкой полиции. Стражи порядка обезвредили шайку, члены которой в течение нескольких лет похищали баснословные суммы с кредитных карт иностранцев. Общая сумма ущерба оценивалась в десятки миллионов долларов. Во главе этой компании стоял уроженец Житомирской области, гр. Б. Поскольку Б. физически не мог обналичить все карточки, он создал целую сеть агентов в разных странах - Германии, Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Франции, Польше, Латвии. Подельники главаря получали фальшивые карты, исправно снимали с них гигантские суммы. В декабре 1998г. в Мюнхене по информации ГУВД Москвы арестовали более десяти членов его группы. 25 мая 2001 года задержали и самого Б. при попытке в очередной раз снять деньги по липовой карточке в банкомате близ «Интуриста». Всего у Б. изъяли 82 электронные карты, на дебиторских счетах которых находилось около 3 миллионов долларов. Ему было предъявлено обвинение в мошенничестве, в изготовление и сбыте поддельных карт и иных платежных документов17. Подобные преступления наносят ущерб и владельцу пластиковой карты, и организации, где проводились покупки, и банку, и государственной банковской системе.

Из материалов диаграммы 2 мы также можем видеть, что сравнительно редко выявляются преступления против законной конкуренции на рынке и преступления, связанные с воспрепятствованием законной предпринимательской или иной деятельности, что вовсе не означает того, что они не совершаются. Такие преступления имеют чрезвычайно высокий, по выражению А.И. Алексеева, зашкаливающий уровень латентности18. Как отмечают российские криминологи, многие из них выявляются не более чем в тысячной своей части19.

Антимонопольное законодательство предусматривает ответственность за множество способов ограничения конкуренции. Уголовно наказуемое ограничение конкуренции, согласно ст. 178 УК РФ, может выражаться в: 1) разделе рынка; 2) устранении с него других субъектов экономической деятельности; 3) установлении или поддержании единых цен.

Способы установления монополизма в УК РФ не указаны. Как показывает правоприменительная практика, основными способами установления монополизма на потребительском рынке являются:

  • закрытие доступа или устранение с рынка других хозяйствующих субъектов путем: а) незаконного отказа хозяйствующему субъекту в выдаче лицензии на занятие торговой или торгово-посреднической деятельностью; б) лишения этого субъекта торгового места для реализации товаров, прежде всего путем насилия или угрозы его применения, а также причинения вреда реализуемой продукции; в) непредставления места на рынке лицу или хозяйствующему субъекту в связи с его отказом выполнять требования или условия выплаты «дани», взяток или иного рода поборов;

  • установление единых цен на конкретные группы товаров, осуществляемое путем: а) сговора о реализации продукции по одной общеустановленной цене; б) поддержания единых цен, в том числе путем применения физического насилия или угрозы его применения; в) создания искусственного дефицита путем временного изъятия товаров из обращения.

Согласно результатам исследований отдельных авторов, в настоящее время практически весь потребительский рынок монополизирован организованными преступными группами из числа легальных и нелегальных мигрантов20. Для обеспечения монополизма на потребительском рынке в «службах безопасности» указанных структур созданы и активно действуют подразделения боевиков-контролеров (некое подобие спецназов).

Вызывает тревогу положение преступлений по делам о незаконном предпринимательстве. В исследуемом периоде отмечен многократный рост абсолютного числа зарегистрированных преступлений. Так, в 2000 г. количество зарегистрированных преступлений достигло 8538. Причем прирост по сравнению с 1997 г. составил 219, 9 %. После этого идет снижение показателей. Это самый высокий показатель за последние двенадцать лет. Самым низким в этом ряду является показатель регистрации преступлений, предусмотренных ст. 171 УК РФ в 2004 г. Снижение по сравнению с 2000 г. составило 624,5 %. Затем идет незначительный прирост зарегистрированных преступлений в сфере потребительского рынка. Причем в 2006 г. этот прирост составил 17,8 % по сравнению с 2005 г., а в 2005 г. - 97,3%, по сравнению с 2004 г. (диаграмма 3).

Диаграмма 3



Говоря о незаконном предпринимательстве, следует отметить, что более 20% розничного товарооборота приходится на неорганизованную торговлю, аккумулирующую до 30% наличных денежных средств. Растет число забракованных Роспотребнадзором товаров, причем реализация продуктов питания, не соответствующих требованиям Закона о сертификации товаров и услуг, увеличилась в три раза. Широкое распространение получили примитивные формы торговли, не требующие высокой профессиональной подготовки, знания специфики бухгалтерского учета, технологий маркетинга.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает положение на рынке незаконной алкогольной и спиртосодержащей продукции. По данным Росстата, производство водки и ликероводочных изделий в России в 2007 г. составило 135-136 млн. декалитров, а в 2008 году снизилось до 121 млн. декалитров21, в то время как по экспертной оценке объем потребления составляет примерно 195-200 млн. декалитров22. Таким образом, объемы теневого оборота спиртосодержащей продукции на потребительском рынке составляют от 60 до 75 млн. декалитров крепких алкогольных напитков в год. Еще в 2003 г. С.В. Степашин отмечал, что потери консолидированного бюджета от незаконного производства алкогольной продукции оцениваются в размере более 40 млрд. рублей23. Высказанное замечание актуально и по сей день, поскольку за последние пять лет коренного перелома в деле борьбы с указанными преступлениями так и не произошло.

Наиболее криминализирован рынок алкогольной продукции, изготовленной кустарным производством. И это не случайно. Нелегальная торговля водкой приносит баснословную прибыль. По уровню доходности теневой алкогольный бизнес немного не дотягивает до торговли наркотиками, при этом он гораздо менее рискован и относительно прост в смысле технологии. Оборот одной бутылки водки в среднем составляет от 3 до 10 суток, то есть отдача от вложенных средств практически мгновенная.

Размах деятельности отдельных групп потрясает воображение. Так, в январе 2009 г. сотрудниками Департамента экономической безопасности МВД России пресечена деятельность организованной группы, которая занималась производством и реализацией контрафактной алкогольной продукции под известными торговыми марками «Парламент», «Зеленая марка», «Золото славян».

Операция по выявлению каналов сбыта контрафактного алкоголя охватила 13 регионов Российской Федерации, в результате из незаконного оборота изъяты около 700 тыс. бутылок водки. Все они оказались оклеены поддельными федеральными специальными марками. В ходе оперативно-разыскных мероприятий сотрудники ДЭБ МВД России установили месторасположение подпольного цеха, откуда поставлялся контрафактный алкоголь, производство располагалось на территории Республики Северная Осетия-Алания. При проведении обыска в его помещениях были изъяты производственные линии, сырье и комплектующие, продукция под марками заводов «Кристалл», «Топаз» и др. Изготовление контрафактной водки происходило с нарушением технологических требований и условий24.

Высокий уровень доходов от производства и реализации фальсифицированной алкогольной продукции стала основной причиной того, что эту сферу нелегальной экономической деятельности взяли под свой контроль организованные преступные структуры, которые для достижения своих корыстных целей совершают не только преступления в сфере экономической деятельности, но и против личности, общественной безопасности и общественного порядка.

Проникновение в алкогольный бизнес откровенно криминальных элементов к настоящему моменту серьезно обострило ситуацию на потребительском рынке. В связи с этим о степени криминализации данной сферы экономики необходимо судить не только и не столько по количеству и характеру экономических преступлений, но и по тем преступлениям, которые совершаются для устранения конкурентов, истребования долгов с применением угроз и насилия, подкупа или запугивания чиновников, от которых зависит принятие решений, выгодных для дельцов от нелегального алкогольного бизнеса.

Особая опасность незаконного производства алкогольной продукции в кустарных условиях заключается также в том, что зачастую изготовленная продукция представляет угрозу жизни и здоровью потребителей.

Вместе с тем по данным ОБЭП МВД России, основная доля неучтенного алкоголя производится на предприятиях, имеющих соответствующие лицензии, но отражающих в отчетности только меньшую часть своих объемов производства. Непоказанная или «теневая» часть производства никакими налогами не облагается, расчеты за нее осуществляются наличными деньгами.

Заслуживает внимания определенный рост преступлений, связанных с производством, хранением, перевозкой либо сбытом товаров, выполнением работ либо оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ) (диаграмма 4). Так, если в 2001 г. было зарегистрировано 832 преступления, то в 2003 г. эта цифра достигла 345425. Рост масштабов некачественной и опасной продукции на российском потребительском рынке, обусловленный в основном объективным состоянием общества, требует эффективности принимаемых мер противодействия. В этот период сотрудники органов внутренних дел активно работали по выявлению и пресечению правонарушений и преступлений на потребительском рынке. Особое внимание уделялось ограничению масштабов распространения опасной для жизни и здоровья продукции. Именно по этой причине количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 238 УК РФ стало резко увеличиваться. Так, уже в 2004 году их количество составило 8638 преступлений, а в 2007 г. достигло пика и составило 33801 преступление. И, несмотря на то, что в 2008 году произошло снижение количества зарегистрированных преступлений (15331), говорить о стабилизации криминальной ситуации в сфере потребительского рынка еще рано.


Диаграмма 4

Количество зарегистрированных преступлений,

предусмотренных ст. 238 УК РФ (Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров, выполнение работ либо оказание услуг,

не отвечающих требованиям безопасности)




Безопасность товара для жизни и здоровья потребителя (Закон «О защите прав потребителей» (ст. 7)) обеспечивает предъявлением определенных обязательных и специально устанавливаемых требований. Товар, на который законами и стандартами установлены требования безопасности, подлежит обязательной сертификации в установленном порядке. Такие товары включаются в специальные перечни, утверждаемые Правительством РФ. В связи с этим не допускается продажа товара, в том числе и импортного производства, без информации о проведении обязательных сертификации и маркировки.

Результаты проводимых в стране экологических мониторингов свидетельствуют о том, что значительная часть продукции, поступающей на потребительский рынок, не обеспечивает экологической безопасности потребителей. В первую очередь это касается продуктов питания, имеющих высокий уровень загрязнения токсичными химическими соединениями, биологическими компонентами и пр. Такая ситуация обусловлена, с одной стороны, несовершенством системы сертификации товаров и услуг, а с другой - увеличением потока импортной продукции, не обеспеченного действенной системой контроля ее качества.

Огромное количество таких товаров скупается за рубежом по бросовым ценам и завозится в Россию, в том числе и контрабандным путем.

Ежегодно контролирующими организациями в результате проведения проверок бракуется импортной продукции на десятки и сотни миллионов рублей. Однако, как показывает практика, большая часть опасной для здоровья продукции все же проникает на внутренний потребительский рынок (либо минуя таможенный контроль, либо через таможенную границу с использованием подложных сведений и документов). В связи с этим данные факты вскрываются нередко уже на стадии их реализации или и того хуже, когда здоровью людей в той или иной степени нанесен вред.

Вместе с тем остается актуальной проблема организации торгового процесса. Зачастую не обеспечиваются надлежащие условия хранения и реализации продовольственных товаров, и прежде всего с ограниченным сроком реализации и особыми условиями хранения. Из-за неоснащенности торговых объектов достаточным количеством холодильного оборудования не обеспечивается сохранность качественных показателей скоропортящихся товаров на весь срок реализации. Во время проведения проверок правоохранительными и контролирующими органами часто обнаруживаются факты продажи скоропортящихся товаров без наличия необходимых реквизитов, сертификатов соответствия, приходных документов, а также с признаками порчи. Зачастую подобные преступления совершаются в совокупности с другими преступлениями и правонарушениями. Так, оперативными сотрудниками подразделения экономической безопасности Пензенской области в декабре 2008 г. задержаны участники группы, которые попытались организовать сбыт 18 тонн мясосырья, не отвечающего требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. Ночью злоумышленники вывезли его с территории ветсанутиля завода, находящегося на территории Пензенской области, куда мясо было направлено для переработки на мясо-костную муку. В 2005 г. эта партия мясосырья неизвестного происхождения была задержана в Санкт-Петербургском морском порту Балтийской таможней по делам об административных нарушениях. В августе 2008 г. Россельхознадзор разрешил направить его на техническую утилизацию. Однако, в нарушение Закона РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» участники группы оформили фиктивные ветеринарные и сопроводительные транспортные документы и незаконно завладели грузом, который находился на ответственном хранении. Как следует из документов, его планировали отправить в Санкт-Петербург26.

Не менее сложной представляется ситуация, связанная с производством и реализацией контрафактной продукции. Так, 14 февраля 2006 г., выступая на парламентских слушаниях в Госдуме, заместитель председателя комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина заявила, что доля контрафактной продукции на рынке в России составляет от 50 до 90 %. Она также отметила, что, по оценке Минздрава, рынок заполнен и контрафактными лекарственными средствами на сумму 250-300 миллионов долларов США27. Что касается массовой подделки отечественных лекарственных препаратов, то по данным различных исследований, их удельный вес в общей массе данной продукции, реализуемой в России, составляет 70%, и это несет серьезную угрозу здоровью населения, особенно детям и престарелым28.

Зачастую контрафактные товары попадают на российский рынок из-за рубежа. Так, в августе 2009 г. сотрудниками Департамента экономической безопасности МВД России перекрыт крупный канал контрабандного ввоза товаров народного потребления. Грузы, прошедшие через таможенные посты, доставлялись на склады, расположенные на территории гостиничного комплекса «Севастополь» (г. Москва). Ежедневно сюда прибывало более 10 большегрузных машин с товарами народного потребления для последующей оптово-розничной реализации в торгово-рыночном комплексе.

В складских помещениях обнаружено большое количество товаров народного потребления производства Индии, Афганистана, Китая и Турции. Документов, подтверждающих легальность нахождения грузов на территории России, не представлено. При осмотре товаров установлено, что значительная часть предметов одежды, аксессуаров и парфюмерии известных брендов имеют признаки контрафактного изготовления29.

Вместе с тем, нередки случаи, когда производство контрафактной продукции налажено на территории России. Так, в декабре 2008 г. сотрудники Департамента экономической безопасности МВД России пресекли крупное производство контрафактной текстильной продукции на территории Черкизовского рынка г. Москвы. Изъято поддельного товара на сумму более 10 млн. рублей. Подпольный цех располагался в подвальных помещениях, где круглосуточно трудились и проживали более 700 граждан Вьетнама. В ходе проверки установлено, что большинство из них находилось на территории Российской Федерации незаконно. Документация на использование швейных цехов и хранящуюся в них продукцию отсутствовала30.

И все же наиболее серьезной проблемой потребительского рынка России остается наличие большого количества контрафактной аудио-, видео-, компьютерной продукции, и выявить ее реальную долю очень трудно, что вызвано высокой латентностью данных правонарушений. Все специалисты едины в одном - эта доля достаточно велика. По некоторым оценкам, теневая составляющая данного сектора экономики составляет от 1,3 до 1,8 млрд. руб. ежегодно31. Например, ущерб, наносимый экономике России только от контрафактной видеопродукции, составляет 5 млрд. долларов ежегодно, 250 млн. долларов из которых составляют неуплаченные налоговые отчисления32. Еще недавно доля контрафактной аудио- , видеопродукции и компьютерных программ по самым скромным подсчетам превышала 95% от общего числа продаж в этой сфере.

По оценкам международных экспертных организаций на российском рынке компьютерных программ в 2006 году доля контрафактной продукции по сравнению с 2002 годом снизилась на 6% и составила 88%.

Естественно, что за счет этого исключалась уплата законных налоговых платежей, как производителем, так и продавцом (зачастую действующих в преступном сговоре). И до сих пор население России имеет возможность беспрепятственно ознакомиться с лучшими новинками аудио-, видео- и компьютерной продукции задолго до их официального издания за рубежом.

Отечественные СМИ в материалах, посвященных изучению рынка «пиратской продукции», под данным понятием подразумевают только ту продукцию, которая была произведена параллельно с официальным выпуском или следом за ним. На практике объемы контрафактной продукции, сравнимые с объемами «пиратской», выпускает и иная категория производителей, которых также следует отнести к группе проблемных налогоплательщиков. К ним относятся, как это ни странно, легальные производители.

Они имеют все необходимое технологическое оснащение, созданное именно для целей тиражирования, имея все оформленные для выпуска данной продукции документы. После выпуска оговоренного в договоре тиража они нередко издают дополнительный тираж (иногда существенно превышающий первоначальный), используя ту же технологию, что и для производства легального издания, но уже без надлежащего документального оформления и извещения правообладателя. Затем контрафактный дополнительный тираж по более низким расценкам поступает в розничную сеть. В данном случае отличить продукцию, изданную с соблюдением законодательства, и контрафактную не представляется возможным: ни качеством, ни внешним видом они не отличаются. Поэтому доказать наличие контрафактной продукции, произведенной подобным способом, чрезвычайно сложно.

В течение последних лет доля «пиратской» аудио- и видеопродукции незначительно, но снизилась благодаря повышению контроля над состоянием рынка со стороны легальных производителей и правоохранительных органов, что привело к повышению налоговых отчислений в бюджет. В качестве примера может выступать операция, проведенная сотрудниками Департамента экономической безопасности МВД России совместно с УБЭП ГУВД по г. Москве, в ходе которой пресечен канал распространения на территории Московского и других регионов продукции на оптических носителях информации. В результате изъято около 70 тыс. контрафактных дисков формата DVD с отечественными и зарубежными кинофильмами, в основном, новинками видеорынка, дорелизными произведениями, а также играми и программными продуктами. Указанная продукция изъята из оборота и направлена на исследование. По предварительным оценкам материальный ущерб, причиненный правообладателям, составляет более 80 млн. рублей33.

Именно благодаря усилиям сотрудников правоохранительных органов зафиксирован рост числа выявленных преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ (Нарушение авторских и смежных прав). Так, в 2004 г. абсолютное число этих преступлений составило 1084, а в 2005 г. уже было зарегистрировано 2924 преступления, что практически в 2,7 раз больше чем за аналогичный период прошлого года. В свою очередь в 2006 г. правоохранительными органами было выявлено 7245 преступлений, связанных с нарушением авторских и смежных прав. Наибольшее число преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ, в современной истории было зарегистрировано в 2007 г. – 7874. Таким образом, по сравнению с 2004 г. уровень выявленных преступлений рассматриваемой категории вырос более чем в 7,5 раз. И, несмотря на некоторое снижение показателей в 2008 г. (6885 выявленных преступлений), можно утверждать, что ситуация в области противодействия нарушению авторских и смежных прав сдвинута с «мертвой точки». Такие относительные успехи не заставили долго ждать. По мнению экспертов Высшей школы экономики, уровень контрафакта в России постепенно снижается. При этом, по мнению первого проректора ВШЭ Вадима Радаева, повышается качество контрафактной продукции, а её производство вытесняется за пределы России, в Китай и страны СНГ34. Вместе с тем ситуация с контрафактными компьютерными программами по-прежнему остается весьма сложной. На практике возникают различного рода сложности. В частности, в правовых нормах РФ нет точного разделения таких понятий, как «контрафакт», «товар-имитатор» и «фальсификат». Наказание за их производство не дифференцировано, хотя они наносят различный урон. При этом производителей подделок и продавцов наказывают одинаково, хотя степень их вины различна.

Как показывает практика, случаи нарушения прав и интересов потребителей наиболее часты в области торговли продуктами питания, меньше - промышленными товарами. Подавляющее большинство подобных нарушений допускаются со стороны индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в области торговли. Вторую позицию занимают предприятия и организации частной формы собственности, и, наконец, замыкают список государственные предприятия торговли. Указанную ситуацию можно охарактеризовать тем, что многие частные и физические лица, осуществляющие коммерческую деятельность в этой сфере, не проходят государственной регистрации. Данный факт серьезно снижает уровень должного контроля за такими лицами со стороны государственных органов.

Преступность как статистическая совокупность представляет собой выборку из общего числа преступлений, причем, как справедливо отмечает В.В. Панкратов, выборку нерепрезентативную35. И причина здесь не в том, что неизвестен объем генеральной совокупности всей преступности (правильно пишет С.Е. Вицин, что объем генеральной совокупности применительно к преступности всегда будет неизвестным36), а в том, что указанная выборка в значительной степени формируется систематически, исходя из общего правила «доступности» (или «недоступности») объекта уголовно-правового воздействия. Это правило действует в условиях дефицита времени и ресурсной ограниченности - система уголовной юстиции объективно не в состоянии справиться с решением всех криминальных ситуаций.

Другое правило, систематически формирующее выборку регистрируемой преступности, гласит «видим, то, что знаем, то, что знакомо». Иными словами, уровень выявляемости преступлений зависит от компетентности, подготовленности сотрудников правоприменительных органов. Это особенно актуально по отношению к исследуемому виду преступлений, идентификация и квалификация которых требует комплекса специальных знаний. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и такой фактор, воздействующий на систематичность формирования статистической выборки о преступности, как целеустремленный характер правоприменительной деятельности в борьбе с преступностью. Борьба с преступностью в сфере потребительского рынка никогда не имела ярко выраженного рефлексирующего характера, в отличие от противодействия общеуголовной преступности. Если, например, убийство само «заявляет» о себе и требует немедленного социально-правового реагирования, то эти преступления традиционно выявлялись в результате целенаправленных усилий со стороны специальных органов, которые, заметим, могли при этом проявлять и собственный интерес. Последнее замечание должно быть учтено при анализе современной практики борьбы с преступностью в сфере потребительского рынка. Результаты исследования не позволяют, к сожалению, объективно охарактеризовать состояние преступности в сфере потребительского рынка, так как они, по нашему мнению, фиксируют лишь факты, выявленные сотрудниками правоохранительных органов и получившие правовую оценку, ее латентная часть остается неисследованной. Вместе с тем познание латентной преступности в исследуемой сфере в современной криминологической ситуации, которая сложилась в России, представляется весьма актуальной, поскольку латентная преступность порождает ряд негативных последствий, в частности, значительно затрудняет или даже способствует невозможности объективной оценки действительных масштабов преступности, выработки управленческих решений и эффективного противодействия ей37.


Заключение

Подводя итог анализа состояния преступности в сфере потребительского рынка, можно сделать следующие выводы.

  1. Динамика развития состояния преступности в сфере потребительского рынка имеет волнообразный характер. Массовое внедрение высоких технологий в повседневную жизнь общества породило ранее неизвестные виды преступности, убытки от деятельности которой составляет миллиарды рублей в год. При этом в последние годы преступность на потребительском рынке стала более организованной и профессиональной. Несмотря на серьезные различия в динамике отдельных видов рассматриваемых преступлений, исследуемая преступность на территории России в период 1997-2008 гг. имеет устойчивую тенденцию к росту. Преступность в сфере потребительского рынка характеризуется динамичностью, способностью к быстрой адаптации к новым условиям и правилам хозяйствования.

  2. Подавляющее большинство исследуемых преступлений имеют высокий уровень латентности. Особую тревогу взывает латентность общественно опасных деяний, связанных с изготовлением и распространением контрафактной аудио-, видеопродукцией и поддельных лекарственных препаратов, а также с недопущением, ограничением или устранением конкуренции.

  3. Чаще всего подобные преступления совершаются на территории организации торговли и обслуживания, рынков и отдельных торговых точек.

  4. Лишь небольшая часть возбужденных уголовных дел в отношении преступлений в сфере потребительского рынка заканчивается обвинительным приговором.



следующая страница >>