bigpo.ru
добавить свой файл
1
Билет № 1


  1. Русский язык - национальный язык русского народа,
    государственный язык Российской Федерации и язык
    межнационального общения.

  2. Анализ текста. Прочитать выразительно, определить тему, идею
    текста. Объяснить значение выделенных слов.

«Стих Пушкина ... был представителем новой, дотоле небывалой поэзии.

И что же это за стих! Античная пластика и строгая простота сочетались в нем с обаятельной игрою романтической рифмы; все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. В нем и обольстительная, невыразимая прелесть, и грация, в нем ослепительный блеск и кроткая влажность, в нем все богатство мелодии и гармонии языка и ритма, в нем вся нега, все упоение творческой мечты, поэтического выражения.

(В. Г. Белинский)

Билет № 2


1. Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Богатство, красота, выразительность русского языка. Художественный текст в изучении русского языка.


2 . Анализ текста. Определить тип текста. Расставить знаки препинания. Фонетический разбор выделенных слов.


Слабая липа опала вся но дуб стоит во всем своем осеннем пожаре. Скоро придет время и дуб весь тоже обвалится. Но березка осенью, самое близкое1 к человеку дерево не сразу опадает всей березой, а отдельно, и каждое деревцо уходит от нас по-своему.

Осенью в листопад глаза разбегаются одна другой лучше1 березки, и ходишь долго по лесу выбираешь себе такое дерево чтобы остановиться возле него и тут стоять до конца и так-то стоять до тех пор пока возле самого прекрасного дерева что-то совершенно прекрасное понять навсегда и в этом чего-то достигнуть и успокоиться.

(М. Пришвин)

Билет № 3

1 . Классификация гласных и согласных звуков. Сильная и слабая

позиции звуков .


2 . Анализ текста. Расставьте знаки препинания. Вставить пропущенные буквы Фонетический разбор выделенного слова.

Определите тип речи. Какова основная мысль этого текста. Выделите в тексте ключевые слова.

^ КОРНИ НАШЕГО ЯЗЫКА

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную1 прелесть нашей земли.

Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником.

Мы ост...новились у одного колодца и напились воды.

р...дник! сказал лесник. Должно Волга также начинается из такого оконца.

Да должно быть согласился я.

Я большой любитель разб...рать слова неожиданно сказал лесник и смущенно усмехнулся. Идешь по лесу перебираешь в голове слово за словом и так прикинешь и этак откуда они вз...лись!


А какое к вам слово привязалось сейчас? спросил я.

Да вот этот самый «р...дник». Я это слово давно приметил. Всё его обхаживаю. Надо думать получилось оно оттого что тут вода зарождается. Рудник р...дит р...ку, а р...ка льётся через всю нашу матушку-землю через всю р...дину кормит народ. Вы гл...дите как складно выходит р...дник, р...дина, народ и все эти слова как бы ...дня между собой. Как бы р...дня! вторил он и засмеялся.

Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.

(К. Паустовский)

Билет № 4.

  1. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы
    слов по лексическому значению.

  2. Анализ текста. Определить стиль текста. Морфемный разбор
    указанных слов.

Преодоление.

Когда-то в детстве Алексей учился кататься на коньках, которые сделал ему кузнец по просьбе матери: маленькие деревя...ые колодочки с металлическим2 полозом из толстой проволоки...

С помощью верёвок и палочек Алексей пр...креплял эти колодки к стареньким пришитым валенкам. В них-то и вышел он на тонкий, мелодично потрескивающий2 лёд по которому вдоль и поперёк с криком и гамом скользила детвора. Как только Алексей спустился на залив лёд сейчас же выскользнул из-под него и он пр...больно упал навзничь. Он стал просматриваться2 как катаются другие. Нельзя наклоняться чересчур вперед так же как нельзя и откидываться назад. Стараясь держаться прямо он не раз падал на бок.

Бе...конечно долго и упорно, с утра до поздней ночи, пропадал он на льду - и все безрезультатно.

Но вот однажды он неожиданно2 для себя ...делал какое-то удачное движение и покатился сильно, уверенно...

То же случилось с ним и теперь.

Он упорно летал, стремясь вновь слиться с самолётом, порой ощущая своё бе...силие, горечь п...гасшей надежды. Но однажды Мересьев вдруг ощутил, что машина ему послушна и что он чувствует её всем своим существом.


(Б. Полевой)

Билет № 5


  1. Группы слов по употреблению и происхождению.

  2. Определить стиль текста. Словообразовательный разбор выделенных слов. Вставить пропущенные буквы.

Больше всего тополей в восточной Ази... и в Пр.. .атлантической Америк... .

В нашей стране их около двух десятков видов (один из которых всем известная осина).

Все тополя очень быстро р...стут. Р...стения влаголюбивые, они так или иначе связаны с водой и р...стут близ неё в пр...речных лесах, на галеч{?)ных и песча (н, нн) ых отмелях, по речным те (р, рр) асам, по рекам стариц и озёр, образуя часто густые зар...сли (в)доль потоков.

Многие тополя - горные р...стения.

(Журнал «Наука и жизнь»)

Билет № 6.

  1. Фразеологизм: его лексическое значение, функции.

  2. Анализ текста.. Определить стиль текста.. Найти фразеологизм, определите, каким членом предложения он является. Расставить знаки препинания.

Денис Давыдов явился однажды в авангард к князю Багратион и сказал Главнокомандующий приказал доложить вашему сиятельству что неприятель у него на носу и просит вас немедленно отступать. Багратион отвечал Неприятель у нас на носу? на чьем? Если на вашем, так он близко; а коли на моем, так мы успеем еще отобедать.

Билет № 7

  1. Группы морфем: корневые и служебные. Словообразовательные и
    словоизменительные служебные морфемы.

  2. Анализ текста. Определите стиль текста. Есть ли в этом
    тексте изобразительные средства? Укажите их. Морфемный
    разбор указанных слов.

Много говорим о красоте земли, но бережём плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признать что на «клочке земли, припавшем2 к трём берёзам» частенько видишь кучу бето...ого мусора или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений.

Песча...ый берег украшает автомобильное колесо или какие-то старые ящики, броше...ая мелиораторами труба. Опушка леса и полосы лесопосадок2 в степи опалены химикатами неаккуратно2 распылё...ыми с самолёта. Живописную вековечную тропку к деревне вдруг видишь запруженной морем навоза, для которого почему-то именно тут устроили2 склад. Берёзы в лесу испачка...ы пятнами масля...ой краски - помечали2 лыжный маршрут. Зелёный травяной склон горы нередко видишь изреза...ым громадными буквами какого-нибудь призыва. Достигает ли цели этот призыв, когда его вырубают лопатой в зелёном дёрне?

(В.Песков. «Клочок земли, припавший к трём берёзам)

Билет № 8

  1. Основные способы образования слов в русском языке.

  2. Анализ текста. Определить тип речи. Какова главная мысль
    отрывка? Расставить знаки препинания, слитное, дефисное и раздельное написание. Морфемный разбор слов.

Летом 1771 года английский естество(испытатель) Пристли искал хоть какой(нибудь) способ очистки воздуха испорченного горением.

Заключив порцию непригодного для дыхания воздуха под стеклянный колпак Пристли проделывал с ними (кое)какие манипуляции. (Во)первых освещал ярким светом (во)вторых нагревал охлаждал (в)третьих сжимал разреживал. (Ни)что не помогало. Мъшонок2 посаженный2 под колпак погибал свеча гасла. Однажды Пристли поместил2 под колпак растение - (темно)зеленую мяту в горшочке. Он не очень надеялся2 на удачу так как знал что растениям то (же) нужен чистый воздух. Занявшись другими делами ученый с неделю не подходил к колпаку. Уверенный что растение уже пожелтело2 и засохло он однажды приблизился к сосуду и замер растение под колпаком было

(ярко)зеленым и не обнаруживало (ни)каких признаков увядания. Пристли ввел под него свечку. Она не гасла. Убрал свечу посадил белого мышонка. Тот то(же) жил. Повторив опыт и убедившись что ошибки нет Пристли выступил с сообщением в Лондонском Королевском обществе.

Мне посчастливилось сказал он открыть один из исправителей воздуха, которым пользуется природа. Это растительность.

(М.Ивин)

Билет №9


  1. Части речи в русском языке, критерии их выделения.

  2. Анализ текста. Определить смысловой тип речи. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания.
    Морфологический разбор выделенных слов.

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое пышное3 неисчерпаемое богатое умное поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизн... своих чувств своих надежд3 своего гнева своего велик... будущ.... (А.К.Толстой)

Да буд...т же честь и слава наш...му языку который почти без всякого чуждого примеса теч...т как горд... величественн... река, шумит и гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежн... ручейком и сладостно влива...тся в душу образуя все меры какие заключаются только падени... и возвышени... человеческ... голоса.


(.Н.М. Карамзин)

Билет №10


  1. Именные части речи, их общие и отличительные признаки.

  2. Можно ли считать записанные предложения текстом? Назовите отличительные свойства текста. Вставьте пропущенные буквы. Морфемный разбор выделенных слов.

  1. Ц...гане - народ индийского происхождения. Ц...гане имеют
    специфические антропологические признаки и особый язык.

  2. Выяснилось что ещё в Древней Грец... употребляли для лечения
    лошадей листья и даже молоденькие веточки облепихи. Сейчас
    маслом облепихи лечат многие тяж..лые заболевания людей.

3. В тайге ш...л ш…рох и таинственный ш…пот. (В.Короленко)
4 Приш...л доктор и осмотрел ож...г.

Ж..сткий мороз сковал природу, ж...г всё живое. (С.Аксаков)

Билет № 11.

  1. Глагол как часть речи.

  2. Анализ текста. Определить стиль текста. Вставить пропущенные знаки препинания. Фонетический разбор указанных слов. Объяснить знаки препинания.



И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную чарующую сказку. Взошёл месяц и его сияние1 причудливо пёстро и иссиня-бледными пятнами на корявые стволы на изогнутые сучья на мягкий как плюшевый ковер1 мох. Тонкие стволы берёз белели резко и отчётливо, а на их редкую листву казалось были наброшены серебристые, призрачные газовые покровы. Местами свет вовсе не проникал под густой навес сосновых ветвей. Там стоял полный непроницаемый мрак и только в самой середине его скользнувший неведомо куда луч вдруг ярко озарял длинный ряд деревьев и бросал на землю узкую правильную дорожку.

(A.Куприн)
Билет №12

  1. Место причастия и деепричастия в системе частей речи.

  2. Анализ текста. Определите тип речи. Укажите причастные и
    деепричастные обороты. Морфологический разбор выделенных слов.



Я сидел у шалаша. Вдруг над прибрежными зарослями часто-часто махая крылышками промелькнула крупная яркая бабочка. Бабочка опустилась на удилище сложила3 крылья и оказалась...

Я стал разглядывать незнакомку. Она была удивительно красива. Оранжевая грудка тёмные3 в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета спинка. Неудивительно что я принял птиц; за диковинную бабочку.

Но в её облике было что(то) скорбное печальное. Казалось, она ур...нила что (то) на дно и теперь3 опечаленная летает над рекой и раз….скивает свою потерю.

(По Е.Носову)

Билет №13.

1. Неизменяемые самостоятельные части речи. Их морфологические

и синтаксические признаки.

2 . Анализ текста. Определите стиль текста.. Морфологический разбор указанных слов

Однажды3 в редакцию журнала где работал писатель Борис Житков зашел какой (то) иностранец и спросил:

Кто здесь говорит (по) английски?

Никто, - на английском языке ответил Житков.

А (по) немецки?

Житков ответил на немецком языке, что и (по) немецки здесь (н...) кто не говорит.

Тогда может быть (по) французски?

Нет никто на французском языке ответил Борис

Степанович. Иностранец3 очень расстроился.

- А что случилось? - спросил Житков.

Иностранец ,оказывается ,заблудился не может найти дорогу в гостиницу .

Житков объяснил ему как добраться до гостиницы, сначала (по) английски, потом (по) немецки, наконец, (по) французски.

- Что же вы меня обманули? Почему сразу не сказали, что
говорите (по) английски, (по) французски, (по) немецки.

Житков ответил ему:

Когда мы приезжаем в Англию, то там говорим

(по) английски, во Францию - (по) французски, в Германию

(по) немецки. А здесь мы все говорим (по) русски.
^
И посоветовал иностранцу выучить русский язык.

Билет №14


  1. Служебные части речи: предлог, союз, частица. Их разряды.

  2. Анализ текста. Определить тип речи. Расставить знаки препинания. Попробуйте определить роль предлогов, союзов, в построении предложений, связи частей текста



Вскоре из(за) горла бухты показывается следующий баркас ещё один (за)тем два сразу.

Присев на корточки в лодке рыбаки быстро хватают по две или по три рыбины и швыряют их в корзины ведя точный скорый ни на секунду (не)прекращающийся счёт.

Крепкий запах (свеже) пойманной рыбы и чадный запах жареной стоит в воздух... в течени... многих дней.

Ленивые объевшиеся рыбой коты валяются поперёк тротуаров нехотя приоткрывают один глаз когда их толкнёшь ногой и тот(час) же засыпают опять и домашние-гуси то (же) сонные качаются (по)середине залива а из клювов у них торчат хвосты (не)доеденной рыбы.

Билет № 15.

  1. Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в
    словосочетании. Виды словосочетаний по главному слову.

  2. Анализ текста. Определите стиль текста.
    Расставьте знаки препинания и пропущенные буквы. Морфологический разбор указанных слов.
^

Осенью в Балаклаве


Кругом тишина (не) нарушаемая (н...)чем. Вода так густа и тяжела3 что звезды отражаются в ней (не)рябясь и (не)мигая.

На всем крымском побережье в Анапе, Судаке, Керчи, Балаклаве рыбаки готовятся к лову белуги. На самом борту сидит молодой рыбак и с хвастливой (не)брежностью раскуривает верченую папиросу.

Это (н...)кто3 иной как Юра Паратипо невысокий крепкий просоленный и просмоленный грек. (Н...)кто (не) сравнится с Юрой удачливостью и (н...)кто иной (не) проявляет такого равнодушия к (не)справедливым ударам судьбы.

(На)утро его баркас (до)верху наполненный серебряной рыбой влетает в залив и (не)брежно на ходу в то время когда гребцы почти ещё (не)замедляют разгона лодки Юра соскакивает на деревянную пристань.

Билет № 16.

  1. Предложение как основная единица синтаксиса. Грамматическая
    основа. Морфологические способы выражения подлежащего и
    сказуемого.

  2. Анализ текста. Определить тип речи. Объясните орфограммы и пунктограммы.

Базар шумел. Чего только не увид…ли мы в с...естных рядах! 3 прилавками с бело (качанной) капустой за рос...ыпями золотого лука шафранной моркови за боч...нками с мочеными яблоками и солёными огурцами за поросячьими тушами стояли в белых фартуках продавцы.

В рядах за ними летали на ветру (полутора)метровые домотканые льняные полотенца с которых кричали петухи полыхала гроздьями калина; расстилались полотняные скатерти вышитые аллегорическими сценами.

(Из) дали бросалась в глаза шерст...ная ткань сработанная в чёткую цветную клетку.4 Привлекали внимание варежки вяза...ые спицами.4

Даже в Москве на весе...их базарах (на)расхват брали диковинные гончарные изделия.

Удивляло умение так искусно вылепить птиц и животных, будто бы мастера подсмотрели их (в)расплох в естественном движении... В изделиях смутно чувствовался какой (то) почерк стар...ой серебря...ой посуды (не) сохранившейся теперь уже (н..) где.
^

Билет №17


  1. Простое предложение, виды по цели высказывания, по
    интонации.

  2. Анализ текста. Определить стиль текста. Морфемный
    разбор указанных слов. Объяснить знаки препинания.

И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную чарующую сказку. Взошёл месяц и его сияние причудливо пёстро и таинственно расцветило2 лес легло среди мрака неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы на изогнутые сучья2 на мягкий как плюшевый ковер мох. Тонкие стволы берёз белели резко и отчётливо, а на их редкую листву казалось были наброшены серебристые, призрачные газовые покровы.

Местами свет вовсе не проникал под густой навес сосновых ветвей. Там стоял полный непроницаемый мрак и только в самой середине его скользнувший неведомо куда луч вдруг ярко озарял длинный ряд деревьев и бросал на землю узкую правильную дорожку.

(А.И.Куприн)

Билет № 18.

  1. Полные и неполные предложения. Двусоставные и односоставные
    Распространенные и нераспространенные.

  2. Прочитайте текст выразительно. Объясните пропущенные знаки
    препинания. Приведите примеры разных типов предложений.
    Определите стиль текста.

Более ста лет прошло с тех пор как Суриков написал картину «Боярыня Морозова». Не одно десятилетие это шестиметровое полотно украшает Третьяковскую галерею восхищая её посетителей мастерством художника.

Остановимся перед картиной и мы. Постоим на деревенской улице с низкими домами с золочеными куполами церквей и мысленно двинемся вместе с толпой за санями на которых сидит закованная в цепи женщина. Страшен пламенный взгляд её глубоко запавших глаз на изнеможденном, мертвенно-бледном лице.

Билет № 19.

  1. Второстепенные члены. Способы их выражения.

  2. Определить стиль речи. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.



Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. Существует даже такое явление - книжный бум. Книжный бум - это же прекрасно! Ведь книжный же бум, а не какой(нибудь) другой. И то, что люди интересуются книгами, покупают, стоят в очереди за книгами - это же хорошо, это говорит о каком (то) культурном под...еме нашего общества. Но мне могут сказать, что книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат укр...шением: приобретаются из-за красивых переплётов и т.д.

Но это и не так страшно. Книга всегда найдёт того, кому она нужна.4 Например покупает книги человек, который укр...шает ими столовую. Но ведь у него могут быть и сын, и племянники. Мы помним, как люди начинали интересоваться литературой - через библиотеки, которые они находили у своего отца или у своих родственников. Так что книга когда(нибудь) найдёт своего читателя.

(Д. С. Лихачев)

Билет №20.


  1. Однородные члены предложения. Обобщающие слова при
    однородных членах.

  2. Анализ текста. Определите стиль текста, тип речи. Объясните
    пропущенные знаки препинания и орфограммы.

День был тума(н,нн)ый, безветре(н,нн)ый. Вдоль глиня (н,нн)ого берега, усеянного острыми камнями, раве...чики вышли к невспаханному полю, тянувшемуся вдоль не замеченной иш ранее реч...нки.

Они должны были доставить командованию ценные сведения. Разведчики вошли в лес, и командир, чувствуя, что бойцы устали, приказал остановиться возле огромной ели, поваленной урага (н,нн) ым ветром. Быстро ра...вели небольшой костёр, и печенная в золе картошка, которую запивали студёной р...дниковой подкрепила уставших бойцов.

Билет № 21

  1. Обособленные члены предложения. Уточнение как
    обособленный член предложения.

  2. Анализ текста. Определить тип речи. Расставить знаки препинания. Вставить пропущенные буквы. Синтаксический разбор предложения с обособлением.



Кто (н…) когда (не) бывал в Ярославл..., пусть приедет убеди...ся

что это город (не)уступающий по красоте (ни)какому другому волжскому городу.

Уже под...е...жая к Ярославлю (с) низу вы (из) дали увид...те высокий правый берег обсаж..ый липами. На месте стари...ого крепос...ного вала разбит прекрасный липовый бульвар. Набережную (не) давно удлиннили (в)доль левого берега Которосли.

Здесь у Стрелки обращенной острием к югу в Волгу вп…дает Которосль берущая начало в озере Неро под Ростовом4. Отсюда хорошо видна п..норама Заволжской стороны Нижний остров и уходящие (в) даль синие хвойные леса за посёлком Ляпином.

В центре города широкая площадь охваченная (полу)кольцом административных зданий. Удивительны фрески церкви то есть роспись выполне..ая по свежей штукатурке.

Билет № 22.

  1. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

2. Найдите в данных предложениях указанные выше синтаксические конструкции. Синтаксический разбор указанного предложения.

Актера, игравшего немца, а был он доподлинный немец, предупредили: «Будьте осторожны!»

(В. Астафьев)

По утверждению МВД, большая часть вывозимой за рубеж валюты, а это, по разным оценкам, от одного до двух миллиард: долларов США ежемесячно, идет на приобретение недвижимости.

(АиФ)

Жителям Латвии, не имеющим её гражданства, а таких около 700 тысяч, выдадут временные удостоверения личности4.

(«Труд»)

Билет № 23.

1. Сложное предложение и его виды: союзные и бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные.

  1. Анализ текста. Указать языковые средства создания художественного образа, назвать их. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.


И вся эта ночь слилась в какую(то) волшебную чарующую сказку. Взошел месяц, и его сияние причудливо, пёстро и таинственно расцветило лес, легло среди мрака неровными, иссиня (бледными) пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий как плюшевый ковер, мох. Тонкие стволы берёз белели резко и отчетливо а на их редкую листву казалось были наброшены серебристые, призрачные, газовые покровы4.

Местами свет вовсе не проникал под густой навес сосновых ветвей. Там стоял полный, непроницаемый мрак и только в самой середине его, скользнувший (не)ведомо куда луч вдруг ярко озарял длинный ряд деревьев и бросал на землю узкую правильную дорожку.


(А.И. Куприн)

Билет № 24.

  1. Чужая речь и способы её передачи.

  2. Анализ текста. Определить стиль текста. Найдите изобразительные средства языка. Синтаксический разбор указанного предложения.

У меня был закадычный приятель Вася. Зимой, отбыв положенное в гимназии, мы катались на коньках или читали книжки: Достоевского, Толстого, Байрона, Белинского, Шекспира Бокля...

В воскресный день Вася зашел ко мне утром; мы условились пойти в лес„.

Перед тем как выйти Вася сказал:

- Хочешь знать, о чём я думаю?
Ну, говори.

Знаешь ли ты, в чём цель жизни? Не знаю. Ну? В самой жизни. Как же это?

- А так, в ней самой. Особой цели нет, а вся цель в том.
чтобы жить.

Он это не вычитал, а открыл. И я, подумавши, понял, что открытие это - • великое...

Мы пошли в лес, но ни гербария, ни насекомых не собирали говорили и говорили о процессе жизни, о наших великих открытиях4.

(М.Осоргин)

Билет № 25.

  1. Текст как речевое произведение, основные признаки текста.

  2. Докажите, что это текст. Определите тип речи текста.
    Объясните знаки препинания. Сделать синтаксический разбор
    указанного предложения.

Неожиданно вдалеке появились свинцовые тучи блеснула молния, низкие, чёрные облака с необыкновенной быстротой поплыли по небу4. Нужно убираться из лесу чтобы вовремя укрыться от дождя и не вымокнуть под ливнем. К счастью вблизи оказался домишко лесного объездчика - низенькое бревенчатое строеньице в котором приходится задержаться на добрых полчаса. Сынишка хозяина, остриженный мальчуган одетый в коротенькую кожаную куртку угощает нас топленым молоком с ржаными лепёшками.

Билет № 26.

  1. Особенности текстов разных типов: повествование,
    описание, рассуждение.

  2. Анализ текста. Определить тип речи.
    Пунктуационный и орфографический разбор.

Иногда одно название одна строчка прочита...ая из книги наизусть могут сказать о человеке очень много… Однажды я шёл по берегу и увидел женщину. Она оторвалась от чтения и заговорила со мной

Понимаете я забыла слово. Стала читать про себя и вдруг забыла. Одно только слово. Оно не дает мне покою. Если я его не вспомню я кажется сойду с ума. И она прочитала

Урну с водой уронив об утес её дева разбила. Дева печально сидит... Она замолчала нетерпеливо пошевелила пальцами.

Какой-то держа черепок... а вот какой? Я перебрала все возможные эпитеты. Но какой?

Праз...ныи конечно праз...ный выпалил я как на экзаменах. И с наслаждением повторил:

Урну с водой уронив об утёс ее дева разбила

Дева печально сидит праз...ный держа черепок

Чудо! Не сякнет вода изливаясь из урны разбитой

Дева, над вечной струёй, вечно печально сидит.

Да, как это прекрасно вспомнить нужное слово! И как это прекрасно вообще! Какая пластика, музыка! Какой восторг!

(По Солоухину)

Билет № 27

1 Стили речи. Их функции и сфера употребления.

2. Анализ текста. Определить стиль текста.

Пунктуационный и орфографический разбор.

Россия это океан земель размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.

Россия это семь синих морей; горы увенчанные белыми льдам: Россия меховая щетина бесконечных лесов ковры лугов ветреных и цветущих. Россия это бесконечные снега над которыми поют мертвые серебряные метели но на которых так ярки пл...тки русских женщин снега из-под которых нежными вёснами выходят темные фиалки синие подснежники.

Россия страна неслыханных богатейших сокровищ которые таятся в её глухих недрах.

Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима - Византии, второго Рима. И придают России неслыханную красоту запечатленную в русском искусстве.


(Н. Рерих)

Билет № 28.

  1. Безударная и чередующаяся гласная в корне слова.
    Правописание приставок при- и пре-.

  2. Анализ текста. Определите стиль речи. Объясните
    пропущенные орфограммы.

Наука недаром пр...дает огромное значение изучению стари (н, нн) ых предметов. Без пр...увеличения можно сказать, что археологические н...ходки пр...взошли все ожидания ученых, пр...открыв картины живой древности. В небезызвестных ра...копках под Новгородом, которые велись в продолжени... десяти лет, были найдены сверх...нтересные грамоты на бересте. Это бе...прецедентное открытие в археологи...: в них запечатлелась оригинальная пред…стория русской книги.

Билет № 29

  1. Слитные, дефисные и раздельные написания наречий.

  2. Анализ текста. Определить тип речи. Объяснить
    пропущенные орфограммы и пунктограммы.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный. К нему не зар..стёт народная тропа», - пророчески возвестил Пушкин.

Между тем она не только не зар…сла но превратилась в широкую сияющую дорогу. Ми(л,лл)ионы людей объединяются чувством высокой любви и признательности к светлому гению нашего народа. Не угасает любовь к поэту!

Мне, человеку иску(с,сс)тва, Пушкин особенно дорог потому что я всегда чувствую как высоко понимал он назначение поэзии и иску (с, сс) тва, место творца в жизн... народа как выразителя и глашатая его дум и чаяний.

Билет № 30

1. Знаки препинания при однородных членах предложения, обособление причастных и деепричастных оборотов.

2. Анализ текста. Определите стиль текста. Объясните
пропущенные знаки препинания.

Так вот. Кто не заслушивался трелями жаворонка! Наверное каждый когда-то в своей юности радостно выходил с первым лучом из дома шёл заросшей межой за село любовался окрестностями вдыхая запахи некошеной травы и видел как сквозь сетку легких утренних облаков брезжат солнечные лучи как колеблется от дыхания ветра стебелёк с ещё не высохшей росой а где-то вблизи курлычет ручей совсем неслышный в иное время. Широко стелется поле колышется рожь и эти просторы не измерить не охватить

взором
^

Билет № 31


1. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.


2. Определить стиль речи. Расставьте знаки препинания и пропущенные буквы. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. Существует даже такое явление - книжным бум. Книжный бум - это же прекрасно! Ведь книжный же бум, а не какой(нибудь) другой. И то, что люди интересуются книгами, покупают, стоят в очереди за книгами - это же хорошо, это говорит о каком(то) культурном подъёме нашего общества. Но мне могут сказать, что книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением: приобретаются из-за красивых переплётов и т.д.

Но это и не так страшно. Книга всегда найдёт того, кому она нужна4. Например покупает книги человек, который укр...шает ими столовую. Но ведь у него могут быть и сын, и племянники. Мы помним, как люди начинали интересоваться литературой - через библиотеки, которые они находили у своего отца или у своих родственников. Так что книга когда(нибудь) найдёт своего читателя.

(Д.С.Лихачёв)