bigpo.ru
добавить свой файл
1
Иркутский Государственный Университет.

Сибирско-Американский Факультет Менеджмента.


РЕФЕРАТ по социологии

на тему: CОЦИОЛОГИЯ

ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА




Выполнил:Студент 2-го курса

группы №2 Бобков

Константин Александрович


Иркутск 2000 г.

План реферата




1. Жизненный путь ученого


2. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии


3. «Социологизм» как философское обоснование социологии


^ 4. В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии


5. Резюме


1. Жизненный путь ученого

Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. в г Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного равви­на. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его пред­ков, обучая древнееврейскому языку: Торе и Талмуду. Однако он довольно рано отказался продол­жить семейную традицию. Био­графы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это ре­шение оказала его школьная учи­тельница-католичка. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком: Постоянно подчеркивая важную социальную и нрав­ственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку - в частности.

В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки поступил в Высшую Нормаль­ную школу в Париже, где одновременно с ним учились, в частности, знаме­нитый философ Анри Бергсон и выдающийся деятель социалистического движения Жан Жорес, с которым Дюркгейм поддерживал дружеские отно­шения. Из профессоров Нормальной школы наибольшее влияние на фор­мирование взглядов будущего социолога оказали видные ученые: историк Фюстель де Куланж и философ Эмиль Бутру. Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрело­стью мысли и любовью к теоретическим спорам, за что товарищи прозва­ли его «метафизиком».

Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885-1886 гг. он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с со­стоянием исследований и преподавания философии и социальных наук. Особенно сильное впечатление на него произвело знакомство с выдающимся психологом и философом В. Вундтом, основателем первой в мире лабора­тории экспериментальной психологии.

В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки и педагогики» на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру «социальной науки» - по существу, первую кафедру социологии во Франции.

С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру «науки о воспитании», впоследствии переименованную в кафедру «науки о воспитании и социологии». Его преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и многие его научные работы родились из лекцион­ных курсов. Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользова­лись большим успехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей. Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных ре­форм, основанных на научных рекомендациях. Многие его последователи участвовали в социалистическом движении, и сам он симпатизировал ре­формистскому социализму жоресовского толка. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма. Он стремился прими­рить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.

Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказа­лось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Вто­рой Империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны. Первая мировая война нанесла тяжелый удар по Французской социоло­гической школе, поставив под вопрос общий оптимистический настрой со­циологии Дюркгейма- Некоторые видные сотрудники школы погибли на фронтах воины. Погиб и сын основателя школы Андре, блестящий моло­дой лингвист и социолог, в котором отец видел продолжателя своего дела. Смерть сына ускорила кончину отца. Эмиль Дюркгейм скончался 15 нояб­ря 1917 г. в Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного.

2. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской

социологии

Из наиболее удаленных во времени интеллектуальных предшественников Дюркгейма следует отметить прежде всего трех его соотечественников: Де­карта, Монтескье и Руссо.

Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой поло­жил Декарт. «Манифест» дюркгеймовской социологии, книга «Правила социологического метода» (в рус. пер. - «Метод социологии»), удивитель­ным образом перекликается с «Рассуждением о методе» Декарта. Оба тру­да объединяет одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных склон­ностей, общепринятых мнений и общественных предрассудков всякого рода. Другого своего великого соотечественника, Ш. Монтескье, сам Дюркгейм считал главным предтечей научной социологии. Именно у Монтесье он об­наружил идеи, обосновывающие самое возможность существования социаль­ной науки, прежде всего, идеи детерминизма и внутренней законообразности в развитии социальных явлений, а также сочетание описания и рациональ­ного объяснения этих явлений. Ж.-Ж. Руссо с его понятиями общей воли и гражданской религии Дюркгейм также рассматривал в качестве предшест­венника социологии, способствовавшего развитию представления о природе социальной реальности.

Из более поздних предшественников дюркгеймовской социологии сле­дует указать на А. Сен-Симона и, конечно, на его ученика и последователя О. Конта. Несмотря на то что Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений социологии Конта, он признавал за ним титул «отца» социоло­гии и подчеркивал связь своих и контовских идей. Отвергая обозначение своей социологии как «позитивистской» (так же, впрочем, как и материалистической, и спиритуалистской), Дюркгейм в то же время вдох­новлялся тем идеалом позитивной социальной науки, который сформулиро­вал родоначальник философского позитивизма. Вслед за Контом он рассматривал естественные науки как образец для построения социологии. Дюркгейм воспринял также контовский подход к изучению общества как органического, солидарного целого, состоящего из взаимосвязанных частей.

Но, будучи духовным наследником Конта, Дюркгейм не склонен был принимать его наследие целиком. Он опирался на «объективную» социо­логию Конта и в то же время решительно отвергал его «субъективную» социологию. В противовес своему предшественнику, провозгласившему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса «почему» вопросом «как», он упорно искал глубинные причины социальных явле­ний. В отличие от Конта он стремился сочетать теоретический анализ с эмпирическим. Наконец, Дюркгейму в целом был чужд однолинейный эво­люционизм «крестного отца» социологии, и он отвергал контовский закон трех стадий. Оценивая эту сторону учения своего предшественника, он писал: «Человечество одновременно пошло различными путями и, следо­вательно, доктрина, принципиально утверждающая, что оно всегда и всю­ду преследует одну и ту же цель, базируется на заведомо ошибочном постулате».

Идеи К. Маркса не могли пройти мимо внимания французского ученого. Ведь на рубеже ХIХ-ХХ вв. популярность этих идей была столь велика, что все социальные мыслители так или иначе обращались к марксизму, стано­вясь его горячими приверженцами, вступая с ним в диалог или же энергично с ним полемизируя. Дюркгейм был знаком с работами Маркса, но отрицал его влияние на свои исследования, что, по-видимому, соответствовало действительности. Он признавал плодотворной идею Маркса о том, что со­циальную жизнь необходимо объяснять не представлениями ее участников, а более глубокими причинами; на этой идее, собственно, базируется социо­логия как наука. Однако, согласно Дюркгейму, эта идея, составляющая ло­гическое завершение эволюции социальной мысли, никак не связана с социалистическим движением и «грустным зрелищем конфликта между классами». В свою очередь социализм не связан нераз­рывно с классовой борьбой. По Дюркгейму, он может быть объектом науч­ного анализа, может основываться на науке, но сам по себе не является научной теорией.

Несмотря на то что научное творчество Дюркгейма находилось на пере­сечении множества влияний и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Теории Конта и других мы­слителей прошлого столетия представлялись ему слишком общими и схе­матичными, содержащими лишь предпосылки собственно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. Дюркгейм ощущал себя призванным осуществить эту задачу.

3. «Социологизм» как философское обоснование

социологии

Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обознача­ют как «социологизм». Этот термин, несомненно, огрубляет и упрощает представление о дюркгеймовской теории. Тем не менее, он может служить полезным ориентиром, указывающим на некоторые существенные особен­ности социологических воззрений французского ученого.

Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический.

Онтологическая сторона социологизма», т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях.

1. ^ Социальная реальность включена в универсальный природный по­рядок; она столь же устойчива, основательна и «реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

^ 2. Общество - это реальность особого рода. не сводимая к другим ее видам.

Речь идет прежде всего о всемерном подчеркивании автономии соци­альной реальности по отношению к индивидуальной, т. е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. «...Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами. Ко­нечно, коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно еще, что­бы эти сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомби­нированы определенным образом», - пишет Дюркгейм. Идея дихотомии индивида и общества красной нитью проходит через все науч­ное творчество французского социолога. В различных его исследованиях эта дихотомия выступает в форме понятийных пар, так или иначе воплоща­ющих противоположность этих реальностей. «Индивидуальные факты -социальные факты», «индивидуальные представления - коллективные пред­ставления», «индивидуальное сознание - коллективное сознание», «свет­ское - священное» - таковы некоторые из основных дихотомий социологии Дюркгейма.

3. Онтологическая сторона «социологии» не сводится, однако, к при­знанию основательности и автономии социальной реальности. Утвержда­ется примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение и детерминации человеческого сознания и по­ведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.

В указанных выше дихотомических парах те стороны, которые вопло­щают остальную реальность, безраздельно господствуют: «коллективные представления» - над индивидуальными, «коллективное сознание» - над индивидуальным, «священное» - над «светским» и т. п Общество представляет собой более богатую и более «реальную» реальность, чем индивид, оно домини­рует над ним и создает его, являясь источником всех высших ценностей.

Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.

^ Методологический аспект «социологизма» тесно связан с его онтоло­гическим аспектом и симметричен ему.

1. Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе -социология - подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее по­знавательной целью провозглашается исследование устойчивых причин­но-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам ес­тественных наук. Отсюда множество биологических и физических анало­гий и понятий в его работах, особенно ранних.

Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле, сог­ласно которой асоциальные факты нужно рассматривать как вещи». Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социаль­ной реальности, а она сама непосредственно; из социологии необходимо уст­ранить все предпонятия, т. е. понятия, образовавшиеся вне науки.

Необходимо подчеркнуть, что этот тезис Дюркгейма имеет не столько онтологический, сколько методологический смысл. «Рассматривать факты определенного порядка как вещи - не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать по отношению к ним опреде­ленную мыслительную позицию. Это значит приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой пред­ставляют, а их характерные свойства, как и неизвестные причины, от кото­рых они зависят; не могут быть обнаружены даже самой внимательной интроспекцией», - писал он. Это обстоятельство нередко иг­норировали интерпретаторы и критики Дюркгейма.

Так француз­ский феноменолог Ж. Моннеро впоследствии подверг критике идеи Дюркгейма в книге с характерным антисоциологистским названием: «Социальные факты - не вещи».

2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоя­тельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата Отсюда же и ме­тодологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

3. Однако «социологизм» Дюркгейма выходит за рамки этого методоло­гического принципа. Поскольку в соответствии с его «социальным реализ­мом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, поскольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняю­щих фактов. Социологический способ объяснения провозглашается един­ственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гно­сеологию, логику, этику, историю, экономику и др.

Таковы основные принципы «социологизма», посредством которых Дюркгейм обосновывал необходимость и возможность социологии как са­мостоятельной науки. Разработку этих принципов он осуществлял в не­прерывной полемике с самыми разнообразными концепциями человека и общества: спиритуалистской философией, утилитаристской этикой, инди­видуалистской экономикой, биологическим редукционизмом в социальной науке. Но особенно важное значение имел его антипсихологизм, который содержал в себе одновременно критику психологического направления в социологии и стремление освободить последнюю от влияния психологии. Парадокс антипсихологизма Дюркгейма состоял в том, что, выступая про­тив психологического редукционизма в социологии (который логически при­водил к ее упразднению как самостоятельной науки) и стремясь отделить социологию от психологии, он следовал примеру последней. Выделению со­циологии в самостоятельную дисциплину предшествовало отделение психо­логии от философии и физиологии. Открытие психической реальности дало толчок к поискам в сфере собственно социальной реально­сти и, таким образом, сыграло роль научно-методологического прецедента.

Вначале Дюркгейм подчеркивал внешний и принудительный характер социальных фактов. При объяснении социальных явлений он часто апел­лировал к демографическим и социально-психологическим факторам (объ­ем и плотность населения, структура и степень сложности социальных групп и т. п.), к «социальной среде» и социальным условиям» (не очень ясно определяемым). Впоследствии же он все чаще обращается к поняти­ям «чувства долга», «морального авторитета» общества и другим психологическим и символическим посредникам между обще­ством и индивидом.

В дальнейшем в трудах последователей Дюркгейма антипсихологизм уступает место установке на активное сотрудничество социологии и пси­хологии.

Итак, необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки получили метатеоретическое обоснование. Оставалось этим обосно­ванием воспользоваться применительно к определенным социальным яв­лениям, к предмету и методу новой науки.

^ Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, кото­рые, как уже отмечалось, характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воз­действие. Впоследствии он доложил это истолкование предмета еще одним, определив социологию как науку об институтах, их генезисе и функционировании-».

Представление Дюркгейма об основных разделах и отраслях социоло­гии в определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер социальной жизни. В соответствии с этими делениями располагался материал в дюркгеймовском «Социологическом ежегоднике». В целом со­циология делилась на три основные отрасли: социальную морфологию, со­циальную физиологию и общую социологию.

Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует «субстрат » общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изуче­ние, во-первых, географической основы жизни народов в связи с социаль­ной организацией, во-вторых. народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.

Социальная физиология исследует «жизненные проявления обществ» и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя: 1) социо­логию религии; 2) социологию морали; 3) юридическую социологию; 4) экономическую социологию; 5) лингвистическую социологию; 6) эсте­тическую социологию.

Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретиче­ский синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская сто­рона науки.


4. В поисках социальной солидарности:

от теории разделения труда к теории религии

Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга - обоснованию «солидаризирующей» функции разделения труда. В своем исследовании само­убийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Наконец, последнее значительное исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что созда­ние и поддержание социального единства - основная функция религиоз­ных верований и действий.

Дюркгейм был довольно плодовитым автором, хотя и не столь плодо­витым, как его не менее знаменитый современник, немецкий социолог Макс Вебер. Он опубликовал немало статей и бесчисленное множество рецензий; многие его статьи, лекции и лекционные курсы опубликованы посмертно.

При жизни Дюркгейм издал четыре книги: «О разделении обществен­ного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Книга «О разделении общественного труда» представляет собой публи­кацию успешно защищенной докторской диссертации автора.

Содержание ее гораздо шире заглавия и, по существу, составляет об­щую теорию социальных систем и их развития. Основная цель работы до­казать, что, вопреки некоторым теориям, разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию. Но за этой формулировкой скрывается другая цель, более значимая для автора: доказать, что разделение труда - это тот фак­тор, который создает и воссоздаст единство обществ, в которых традици­онные верования утратили былую силу и привлекательность.

Разделение труда, понимаемое не как чисто эконо­мическое, а всеохватывающее социальное явление - это фактор, который обусловливает переход от первого типа обществ ко второму.

Автор стремится строить свою теорию на определенной эмпирической основе. В качестве этой основы выступают некоторые древние и современ­ные системы нравственно-правовых норм, различающиеся между собою характерными видами санкций.

Нормы с репрессивными санкциями, характерные для уголовного пра­ва, служат показателями механической солидарности; нормы с реститутивными (восстановительными) санкциями, характерные для права гражданского, семейного, договорного, торгового и т. п., служат показате­лями органической солидарности. Нижеследующая схема, составленная С. Люксом, дает прекрасное представление о дюркгеймовском описании механической и органической солидарности в связи с определенными ти­пами обществ .


Общая схема дюркгеймовского описания

механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами обществ

(по С. Люксу)


Механическая солидарность


1) Морфологическая (структурная) основа

Основана на сходствах (преобладает в менее развитых обществах)

Сегментарный тип (вначале на плановой, затем на территориаль­ной основе)

Слабая взаимозависимость(относительно слабые социальные связи)

Относительно малый объем населения

Относительно низкая материальная и мо­ральная плотность

^ 2) Типы норм (вопло­щенные в праве)

Правила с репрессив­ными санкциями

Преобладание уголов­ного права

З а) Формальные признаки коллектив­ного сознания

Большой объем

Высокая интенсив­ность

Высокая определен­ность

Власть группы абсо­лютна

^ 3 б) Содержание коллективного созна­ния

Высокая степень религиозности

Трансцендентность (господство над интересами человека и беспрекословность)

Приписывание выс­шей ценности общест­ву и интересам общества как целого

Конкретность и легальный характер

Органическая солидарность


1) Морфологическая (структурная) основа

Основана на разделе­нии труда (преобладает в более развитых обществах)

Организованный тип (слияние рынков и рост городов)

Большая взаимозави­симость (относительно сильные социальные связи)

Относительно боль­шой объем населения

Относительно высокая материальная и мо­ральная плотность

^ 2) Типы норм (вопло­щенные в праве)

Правила с реститутивными санкциями

Преобладание коопе­ративного права (граж­данского, коммерчес­кого, процессуального, административного и конституционного)


^ З а) Формальные признаки коллектив­ного сознания

Малый объем

Низкая интенсивность

Низкая определен­ность

Больший простор для индивидуальной инициативы и реф­лексии

^ 3 б) Содержание коллективного созна­ния

Возрастающая светскость

Ориентированность на человека (связь с инте­ресами человека и открытость для обсуж­дения)

Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудо­вой этике и социаль­ной справедливости

Абстрактность и общий характер.

Дюркгеймовская теория разделения общественного труда формирова­лась под влиянием («позитивным)) и «негативным») соответствующих тео­рий Конта, Спенсера и Тенниса.

Теория, развитая Дюркгеймом в его первой книге, послужила объектом интенсивной, разносторонней и нередко обоснованной критики, что не помешало ей занять видное место в социологической классике. В этой ра­боте он разрабатывает ключевые понятия своей социологической теории;

Работа «Метод социологии» (заглавие в оригинале - «Правила социологи­ческого метода») вначале была опубликована в 1894 г. в виде серии статей, а в следующем году с небольшими изменениями и предисловием была издана отдельной книгой. Написанная по горячим следам недавно опубликованной предыдущей книги, она основана на опыте предшествующего исследования и содержит развитие некоторых выдвинутых в нем идей. Как уже отмечалось, «Метод социологии» во многом перекликается с «Рассуждением о методе» Декарта. По решительности, сжатости и четкости стиля эта работа с полным основанием может быть отнесена к жанру манифеста. Дюркгейм стремится дать четкое описание способов постижения социологической истины: опре­деления и наблюдения социальных фактов, социологического доказательст­ва, различения «нормальных» и «патологических» явлений, конструирования социальных типов, описания и объяснения фактов.

Исследование Дюркгейма «Самоубийство» в отличие от остальных его исследований основано на анализе статистического материала, характеризу­ющего динамику самоубийств в различных европейских странах. Автор решительно отвергает попытки объяснения исследуемого явления внесоциальными факторами: психологическими, психопатологическими, климатическими, сезонными и т. п. Только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах и в разные перио­ды. Прослеживая связь самоубийств с принадлежностью к определенным социальным группам, Дюркгейм устанавливает зависимость числа само­убийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества (группы). Он выделяет три основных типа самоубийства, обусловленные различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруисти­ческое и анемическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида, в результате чего он оста­ется наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, наоборот; вызывается полным поглощением обществом ин­дивида, отдающего ради него свою жизнь, т. е. видящего ее смысл вне се самой. Наконец, анемическое самоубийство обусловлено состоянием анемии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на инди­видов (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т. е. ане­мия. Понятие анемии, сформулированное еще в первой книге Дюркгейма, получает в «Самоубийстве» дальнейшее развитие и углубленную разработку.

Последний и самый значительный по объему труд Дюркгейма - «Элемен­тарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии». Исследование основано на анализе этнографических описаний жизни авст­ралийских аборигенов. Обращение к этим «элементарным» формам позво­ляет, с точки зрения автора, исследовать религию в «чистом виде», без последующих геологических и прочих наслоений. Дюркгейм поставил пе­ред собой цель, опираясь на этот материал, проанализировать социальные корни и социальные функции религии.

5. Резюме

Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как нау­ки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутст­вует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследо­ваний. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологи­ческой школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.

Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтоло­гических обоснований необходимости и возможности социологии как нау­ки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обла­дает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипули­рованию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожно­го и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социаль­ные процессы.

Вслед за Контом Дюркгейм рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Не случайно изучение согласия в социологии считается дюркгеймовской традицией.

Доказывая «нормальный» характер солидарности в обществе и «анормаль­ный» характер ее отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желае­мое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы «органичес­кой» солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм (или возрождения) «механической» солидарности в тоталитарных обществах.

Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда ре­гулируется некоторым набором пpaвил , которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными.

Дюркгейм разработал методологические принципы социологической мышления, конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся определения, наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказа­тельства и т. д. Он внес вклад в самые разные отрасли социологическою знания: в общую теорию, в частные теории, в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения. семьи, воспитания, религии, ритуала и т. д. Безусловно, в его вере в науку было немало наивного и утопического. Но, тем не менее, эта вера, опиравшаяся на глубокую логическую аргументацию и собственные науч­ные исследования Дюркгейма, сыграла огромную роль в становлении со­циологии, признании ее научного статуса и авторитета.

В институционально - организационном аспекте вклад Дюркгейма в социологию был также необычайно велик. Именно благодаря ему социо­логия во Франции стала университетской дисциплиной. Он одним из пер­вых в мире, если не первым, стал читать лекционные курсы по социологии. В университетах Бордо и Парижа он создал первые в стране социологиче­ские кафедры.

Дюркгейм был основателем и редактором одного из первых в мире со­циологических журналов - «Социологический ежегодник» (12 томов, 1898-1913). Ему удалось привлечь к сотрудничеству в журнале видных пред­ставителей социальных наук. Сотрудники журнала, объединенные привер­женностью дюркгеймовским идеям, составили сплоченный коллектив исследователей, получивший название Французская социологическая шко­ла, или школа Дюркгейма.

В последние десятилетия наследие Дюркгейма и его школы в разных странах активно исследуется, интерпретируется и переосмысливается. На­учное сообщество продолжает считать это наследие актуальным и плодо­творным для развития социологического знания.




СОДЕРЖАНИЕ




1. Жизненный путь ученого………………………………...3


2. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии…………………………………………………….4


3. «Социологизм» как философское обоснование социологии…………………………………………………….5


4. В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии…………………….8


5. Резюме…………………………………………………….10


Список используемой литературы.


1.Эспинас А. Социальная жизнь животных. СПб., 1882.


2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М„ 1991.


3. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912.


4. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1974.


5. Durkheim E. Sociologie et philosophie. P., 1924.


6.Дюркгеим Э. Ценностные и «реальные» суждения // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.


7.Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. Социо­логия. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.


8. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1912.


9. Дюркгейм Э. и Мосс М. О некоторых первобытных формах класси­фикации. К исследованию коллективных представлений. // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М„ 1996.


10. Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965.