bigpo.ru
добавить свой файл
1
Рекомендации

для слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки

по организации самостоятельной работы в процессе изучения темы «Актуальные вопросы современной логопедии»


Тема 1. Предмет и задачи логопедии

Цель и задачи логопедии. Связь логопедии с другими науками. Теоретические основы логопедии. Принципы и методы логопедии. Значение логопедии. Личность логопеда. Актуальные проблемы современной логопедии. Понятийно-категориальный аппарат логопедии.

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте определение логопедии как науки. Раскройте предмет, объект и значение логопедии.

  2. Каковы цели и задачи логопедии?

  3. С какими науками связана логопедия?

  4. Раскройте теоретические основы логопедии, ее принципы и методы.

  5. Охарактеризуйте личность логопеда.

  6. Какие проблемы являются актуальными для современной логопедии?

  7. Определите основной понятийно-категориальный аппарат логопедии как науки.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекопознания. – М., 1977, раздел V. Некоторые вопросы методологии психологического исследования. – с.275-332.

  2. Бадалян Л.О. Невропатология – М., 1987.

  3. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981. – с.11-23.

  4. Выготский Л.С. Мышление и речь //Собр. соч. – М., 1982. Т. 2. – с.6-361.

  5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982.

  6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – К., 1981.

  7. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.

  8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973. – с.374.

  9. Основы теории и практики логопеда / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968. – с.7-30.

  10. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973. – с.5-8.

  11. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959. – с.5-14.


Тема 2. Этиология нарушений речи

Развитие этиологии как учения о причинах речевых нарушений от глубокой древности до современных отечественных зарубежных исследований. Основные причины речевых нарушений. Классификация М.Е. Хватцева. Предрасполагающие условия к возникновению речевых расстройств. Характеристика экзогенно-органических факторов как причин речевых нарушений. Роль наследственных факторов в возникновении речевых расстройств. Роль социальных факторов в возникновении речевых нарушений.

Контрольные вопросы и задания

  1. Назовите основные причины речевых нарушений.

  2. Охарактеризуйте предрасполагающие условия к возникновению речевых расстройств.

  3. Дайте характеристику экзогенно-органических факторов как причин речевых нарушений.

  4. Раскройте роль наследственных факторов в возникновении речевых расстройств.

  5. Раскройте роль социальных факторов в возникновении речевых нарушений.

  6. При посещении специального учреждения ознакомьтесь с психолого-медико-педагогической документацией и уточните возможные причины речевых нарушений у детей.

  7. Сопоставьте причины недоразвития детской речи и дефектов сформированной речи.

Литература

  1. Бадалян Л.О. Невропатология – М., 1987.

  2. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981.

  3. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.

  4. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959. – с.30-38.


Тема 3. Анатомо-физиологические механизмы речи. Строение речевого аппарата

Центральный речевой аппарат. Строение и функции его отделов. Периферический речевой аппарат. Строение и функции его отделов. Роль слуха и зрения в развитии речи детей. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Характеристика четырех этапов становления речи детей Д.Н.Леонтьева.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какова функция центрального речевого аппарата и его отделов?

  2. Какие органы артикуляционного аппарата являются подвижными, а какие – неподвижными?

  3. Какую роль играют слух и зрение в развитии речи детей?

  4. От каких факторов зависит полноценное формирование речи детей?

  5. Какие особенности речевого развития детей появляются в школьном периоде?

  6. Каким образом развитие речи ребенка связано с развитием его мышления?

  7. Нарисуйте профиль органов артикуляционного аппарата. Раскрасьте разными цветами все его составляющие части.

  8. Нарисуйте профиль органов артикуляционного аппарата. Раскрасьте одним цветом все его подвижные части, а другим – неподвижные.

Литература

  1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981. – с.11-84.

  2. Гришпун Б.М., Ляпидевский С.С. О классификации речевых расстройств//Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. – с.40-59.

  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

  4. Левина Р.Е. Логопедия. – М., 1973. – с.5-20.

  5. Шаховская С.Н., Кочергина В.С. Развитие речи детей в процессе онтогенеза. //Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. –с.30-39.


Тема 4. Принципы анализа речевых нарушений

Научное обоснование направления и содержания патологии в детском возрасте. Принципы анализа речевых нарушений. Комплексный подход к анализу речевых нарушений. Взаимосвязь речи с другими сторонами психической деятельности ребенка.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте содержание и значение основных принципов анализа речевых нарушений.

  1. Что означает комплексный подход к анализу речевых нарушений?

  2. На основе психолого-медико-педагогической документации на детей с речевыми нарушениями покажите комплексность их исследования.

  3. Раскройте взаимосвязь речи с другими сторонами психической деятельности ребенка.


Литература

  1. Александрян Э.А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе. – Ереван, 1972.

  2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.

  3. Бадалян Л.О. Детская неврология [Текст]. – М.: Медицина, 1984.

  4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.

  5. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М., 1972. – с.9-31.

  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.

  7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1965.

  8. Лубозской В.И. Развитие словесной регуляции у аномальных детей. – М., 1975.

  9. Лурия А.Р. Мозг и психические процессы. – М., 1963. – Т.1.

  10. Основы теории и практики логопеда / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968.

  11. Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. – М., 1979.


Тема 5. Классификация нарушений речи

Научные критерии, положенные в основание существующих классификаций речевых нарушений. Клинико-педагогическая классификация. Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации. Психолого-педагогическая классификация. Группы нарушений речи данной классификации.

^ Контрольные вопросы и задания

1. Какие критерии положены в основание существующих классификаций речевых нарушений?

  1. Назовите спорные и нерешенные вопросы классификации речевых нарушений.

  2. Уточните, пользуясь дефектологическим словарем, значение терминов, применяемых при характеристике речевых нарушений.

  3. Охарактеризуйте отдельные виды речевых нарушений, дайте сопоставительный анализ нескольких нарушений.

  4. При посещении специального учреждения, на основе знакомства с психолого-медико-педагогической документацией, собственных наблюдений, обследования детей, определите имеющиеся у них речевые нарушения.

  5. Охарактеризуйте контингент класса, школы для детей с нарушениями речи (или группы специального детского сада).


Литература

  1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981.

  2. Митринович-Моджеевская А. Патофизиология речи, голоса и слуха. – Варшава, 1965.

  3. Основы теории и практики логопеда / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1978.

  4. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С.Ляпидевского. – М., 1969.


Тема 6. Принципы и методы логопедического воздействия

Содержание специальных принципов логопедической работы. Факторы, определяющие выбор методов логопедического воздействия. Практические методы обучения в логопедической работе. Особенности использования наглядных методов обучения в логопедической работе. Словесные формы обучения и их особенности в коррекционно-логопедической работе.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте содержание специальных принципов логопедической работы.

2. Какими факторами определяется выбор методов логопедического воздействия?

3. Дайте характеристику и раскройте особенности использования в логопедической работе практических методов обучения.

4. Дайте характеристику и раскройте особенности использования в логопедической работе наглядных методов обучения.

  1. Определите словесные формы обучения и их особенности в коррекционно-логопедической работе.

  2. Присутствуя на уроке или на логопедическом занятии, определите, какие методы были использованы при работе над речью детей.


Литература

  1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981.

  2. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973.

  3. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959.


Раздел II. Виды речевых нарушений и их коррекция


Тема 7. Дислалия

Определения дислалии в работах М.Е.Хватцева, О.В.Правдиной, О.А.Токаревой, Т.Б.Филичевой, К.П.Беккера и М.Совака. Их сходства и различия. Основные формы дислалии, принципы их выделения. Простые и сложные дислалии. Этапы логопедического воздействия (подготовительный, этап формирования произносительных умений и навыков, формирования коммуникативных умений и навыков).

Недостатки произношения отдельных звуков и приемы их постановки.

^ Контрольные вопросы и задания

1. Сравните определение дислалии в работах М.Е.Хватцева, О.В.Правдиной, О.А.Токаревой, К.П.Беккера и М.Совака. Установите их сходства и различия.

  1. Назовите основные формы дислалии, укажите критерии их выделения.

  2. Назовите основные виды нарушений отдельных звуков.

  3. Опишите артикуляцию звука (по выбору).

  4. Опишите дефекты произношения звуков (по выбору).

  5. При посещении специального учреждения уточните состояние звукопроизношения у детей, определите выявленные нарушения.

  6. Присутствуя на логопедическом занятии, отметьте приемы и пособия, используемые для устранения дефектов звукопроизношения.


Литература

  1. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1976.

  2. Панов М.В. Русская фонетика. – М., 1967.

  3. Правдина О.В. Логопедия. – 2-е изд. – М., 1973.

  4. Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.

  5. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С.Ляпидевского. – М., 1969.

  6. Филичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. – М., 1971.

  7. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959.


Тема 8. Ринолалия

Основные формы ринолалии у детей. Открытая ринолалия. Функциональная открытая ринолалия. Врожденные расщелины неба, влияние их на речевое развитие ребенка. Специфика нарушений устной и письменной речи у детей, страдающих ринолалией. Методика коррекционной работы. Виды закрытой ринолалии (передняя закрытая, задняя закрытая) по М.Зиману. Функциональная закрытая ринолалия. Органическая закрытая ринолалия. Смешанная ринолалия.

Контрольные вопросы и задания

  1. Охарактеризуйте основные формы ринолалии у детей.

  2. В чем заключается влияние врожденных расщелин неба на речевое развитие ребенка?

  3. В чем специфика нарушений устной и письменной речи у детей школьного возраста, имеющих ринолалию?

  4. Опишите приемы коррекции звуковой стороны речи у детей, страдающих ринолалией.

  5. При посещении специальных дошкольных и школьных учреждений, обратите внимание на детей с ринолалией. Сопоставьте их с детьми, имеющими дизартрию и алалию.


Литература

  1. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. – М., 1984.

  2. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. – М., 1983.

  3. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. – М., 1969.


Тема 9. Дизартрия

Общая характеристика дизартрии. Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией. Психологические аспекты дизартрии. Классификация дизартрии. Обследование детей с дизартрией, вопросы диагноза. Характеристика различных форм дизартрии. Корковая дизартрия. Псевдобульбарная дизартрия. Бульбарная дизартрия. Экстрапирамидная дизартрия. Мозжечковая дизартрия. Система коррекционной психолого-педагогической работы.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте общую характеристику дизартрии.

  1. В чем отличие дизартрии от дислалии и алалии?

  2. Раскройте классификацию дизартрии.

  3. Почему при дизартрии важно оценить состояние фонематического слуха и лексико-грамматической стороны речи?

  4. Назовите основные направления коррекционной работы при дизартрии.

  5. Составьте план работы с ребенком 5 лет, имеющим псевдобульбарную дизартрию (фонетико-фонематическое недоразвитие); интеллект – в норме.

Литература

  1. Винарская Е.Н. Премоторная корковая дизартрия и ее значение для топической диагностики. /Тр. Объединенной конференции нейрохирургов. – Ереван, 1965.

  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.

  3. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития // Дефектология – 1975. - № 6.

  4. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.

  5. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М., 1972.

  6. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М., 1991.



Тема 10. Нарушения голоса

Акустические основы голосообразования. Развитие голоса у детей. Общая характеристика нарушений голоса. История развития фонопедии. Причины, механизм и классификация нарушений голоса. Методы исследования голосового аппарата. Методика коррекционной работы. Восстановление голоса при парезах и параличах гортани. Восстановление голоса после удаления гортани. Восстановление голоса у детей с органическими изменениями гортани. Восстановление функциональных нарушений голоса. Профилактика нарушений голоса.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте акустические основы голосообразования.

  1. На какие этапы разделяют развитие детского голоса?

  2. Охарактеризуйте отдельные формы функциональных и органических нарушений голоса.

  3. Определите основные задачи фонопедии.


Литература

  1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981.

  2. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. – М., 1990.

  3. Детский голос. Экспериментальное исследование. / Ред. В.Н.Шацкая. – М., 1970.

  4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М., 1968.

  5. Ермолаев В.Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В.П. Руководство по фониатрии. – Л., 1970.

  6. Зарицкий Л.А., Тринос В.А., Тринос Л.А. Практическая фониатрия. – Киев, 1984.

  7. Митринович-Моджеевская А. Патофизиология речи, голоса и слуха. – Варшава, 1965.

  8. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. – Л., 1977.

  9. Таптакова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. – М., 1984.

  10. Таптакова С.Л. Восстановление звучной речи у больных после резекции или удаления гортани. – М., 1985.


Тема 11. Нарушения темпа речи

Определение нарушений темпа речи. Классификация разновидностей тахилалий. Речевые и неречевые нарушения при баттаризме (парафразия) и полтерн (спотыкание). Обследование детей с нарушениями темпа речи. Система лечебной психолого-педагогической комплексной работы. Методики логопедической работы.

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте определение нарушениям темпа речи.

  2. Дайте краткий анализ развития проблемы о нарушениях темпа речи.

  3. Определите механизм и структуру дефекта при брадилалии, тахилалии, баттаризме.

  4. Объясните основные разделы комплексного обследования лиц с нарушениями темпа речи.

  5. Каковы основные принципы комплексного лечебно-педагогического воздействия на лиц с нарушениями темпа речи?

  6. Назовите и охарактеризуйте основные разделы и содержание методик коррекционно-педагогической работы при брадилалии, тахилалии и ее разновидности.


Литература

  1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981.

  2. Зееман М. Дети с ускоренной речью (тахилалией) //Расстройства речи в детском возрасте. – М., 1962. – с.266-271.

  3. Кочергина В.С. Брадилалия, тахилалия, спотыкание // Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. – с.214-226.

  4. Селиверстов В.К. Заикание у детей. – М., 1979. – с.8-26.

  5. Тяпугин Н.П. Заикание. – М., 1966. – с.68.


Тема 12. Заикание

История развития учения о заикании. Механизм заикания с позиций физиологического подхода. Психологический и психолингвистический аспекты механизмов заикания. Основные направления в терапии и коррекции заикания со времен древности до настоящего времени. Этиология заикания. Симптоматика заикания. Течение заикания в разные возрастные периоды. Особенности симптоматики заикания у дошкольников, школьников, подростков и взрослых. Методика обследования заикающихся разного возраста. Комплексный лечебно-педагогический подход к устранению заикания. Задачи и формы лечебно-оздоровительной работы с заикающимися детьми. Задачи и формы коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми. Виды психотерапии и ее значение в устранении заикания в разные возрастные периоды.

Современные методики логопедических занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста. Особенности логопедических занятий с заикающимися школьниками. Особенности логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми. Эффективность преодоления заикания. Критерии оценок речи после проведения курса логопедических занятий. Выводы и проблемы.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте механизм заикания с позиций физиологического подхода.

  1. Раскройте психологический и психолингвистический аспекты механизмов заикания.

  2. Охарактеризуйте историю развития изучения заикания.

  3. Какие основные направления в терапии и коррекции заикания сформировались со времен древности до настоящего времени?

  4. Каковы предпосылки создания комплексного подхода к устранению заикания?

  5. Этиология заикания.

  6. Симптоматика заикания.

  7. Течение заикания в разные возрастные периоды.

  8. Особенности симптоматики заикания у дошкольников, школьников, подростков и взрослых.

  9. Методика обследования заикающихся разного возраста.

  10. Общая характеристика комплексного лечебно-психолого-педагогического подхода к устранению заикания.

  11. Раскройте основные задачи и формы лечебно-оздоровительной работы с заикающимися детьми.

  12. Раскройте основные задачи и формы коррекционной психолого-педагогической работы с заикающимися детьми.

  13. Виды психотерапии и ее значение в устранении заикания в разные возрастные периоды.

  14. Охарактеризуйте современные методики логопедических занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста.

  15. В чем заключаются особенности логопедических занятий с заикающимися школьниками?

  16. Раскройте особенности логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми.

  17. Раскройте значение дифференцированного подхода к устранению заикания.

  18. Раскройте значение развивающего и коррекционного аспектов логопедической работы с заикающимися дошкольниками и школьниками.

  19. Как реализуются дидактические принципы в логопедических занятиях с заикающимися?

  20. Расскажите о возможностях использования наглядных пособий и технических средств обучения на логопедических занятиях с заикающимися.

  21. Сравните формы организации логопедической помощи заикающимся в системах образования и здравоохранения.

  22. Какие факторы влияют на эффективность преодоления заикания у детей? Причины рецидивов.


Литература

  1. Абелева И.Ю. и др. В помощь взрослым заикающимся. – М., 1969.

  2. Асатиани Н.М. Заикание у взрослых. //Заикание /Под редакцией Н.А.Власовой, К.П.Беккера. – М., 1983. – с.180-221.

  3. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. – М., 1959.

  4. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М., 1983.

  5. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. / Под ред. С.С.Ляпидевского, В.И.Селиверстова. – М., 1968.

  6. Выготская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре. – М., 1984.

  7. Заикание /Под ред. Н.А. Власовой, К.Ц.Беккера. – М., 1983.

  8. Новиков В.А. Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах. //Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. – Л., 1976. – с.4-25.

  9. Основы теории и практики логопедии. /Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968.

  10. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников. Программы для специальных дошкольных учреждений. – М., 1983.

  11. Расстройства речи у детей и подростков. /Под ред. С.С.Ляпидевского. – М., 1969.

  12. Селиверстов В.И. Заикание у детей. – М., 1979.

  13. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959.

  14. Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся дошкольников. – М., 1965.

  15. Чевелева Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. – Ух., 1978.

  16. Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е.Роженова. – М., 1974.

  17. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1980.


Тема 13. Алалия

Анатомо-физиологический аспект изучения алалии. Причины алалии. Симптоматика и механизмы алалии. Классификация алалии. Моторная (экспрессивная) алалия. Симптоматика моторной алалии. Речевая симптоматика. Обследование детей с алалией. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Сенсорная алалия. Психолого-педагогические и речевые особенности детей с сенсорной алалией. Система коррекционного воздействия при сенсорной алалии.

^ Контрольные вопросы и задания

1. Назовите спорные вопросы в изучении алалии, раскройте их суть.

  1. Какие предпосылки речи страдают при алалии, в чем проявляется недостаточность анализаторной деятельности и недостаточность мотивации общения детей с алалией?

  2. Проведите сопоставительный анализ алалии и других речевых нарушений, перечислите диагностически значимые показатели. Сравните ребенка с алалией с ребенком, у которого снижен слух, нарушен интеллект.

  3. Охарактеризуйте основные аспекты изучения алалии отечественными авторами.

  4. Охарактеризуйте особенности интеллекта и эмоционально-волевой сферы при алалии, раскройте, с чем они связаны.

  5. Сопоставьте артикуляционную моторику ребенка с алалией и ребенка с дизартрией.

  6. В чем проявляются специфические трудности при обучении детей с алалией? Как они преодолеваются?

  7. Подберите дидактический и речевой материал для обследования детей с алалией. Охарактеризуйте его содержание и специфику использования.

  8. Сопоставьте особенности звукового восприятия при сенсорной алалии и нарушениях слуха. Сравните слабослышащего ребенка с ребенком, страдающим сенсорной алалией.

  9. Подберите игры-упражнения для развития речевой активности детей с алалией.

Литература

  1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981.

  2. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М., 1962. – Раздел 1.

  3. Новиков В.А. Экспрессивная алалия. – Л., 1985.

  4. Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. – М., 1977.

  5. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. – М., 1951.

  6. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.

  7. Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. – 1981. № 6.

  8. Нарушение речи у школьников (Сост. Р.А.Белова-Девид, Б.М.Гриншпун). – М., 1969. Вып. 1. – М., 1972. – Вып. 2.

  9. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи / Под редакцией В.И.Селиверстова и др. – М., 1982.

  10. Недоразвитие и утрата речи / Под редакцией Л.И.Беляковой и др. – М., 1985.

  11. Орфинская В.К. Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи. – М., 1959.

  12. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С.Ляпидевского. – М., 1967.

  13. Патология речи / Под ред. С.С.Ляпидевского. – М., 1971. – с.30-40.

  14. Развитие мышления и речи у аномальных детей /Ученые записки ЛГПО им. А.И.Герцена. – 1963. – с.241-266.

  15. Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С.С.Ляпидевского. – М., 1969. – Гл.7.

  1. Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. – Л., 1978.

  2. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых /Под ред. В.И.Селиверстова, С.Н.Шаховской. – М., 1981. – с.50-93.

  3. Изучение аномальных школьников /Под ред. А. Д.Виноградова и др. – Л., 1981. – с.83-115.

  4. Соботович Е.Ф. К вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении / Нервно-психические и речевые нарушения. – Л., 1982.

  5. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. – Киев, 1981.


Тема 14. Афазия

Причины афазий и многообразие их проявлений. Основные формы афазий. Акустико-гностическая сенсорная афазия. Нарушение понимания. Нарушение экспрессивной речи. Нарушение чтения и письма. Акустико-мнестическая афазия. Нарушение понимания. Нарушение экспрессивной речи. Нарушение чтения и письма. Эфферентная моторная афазия. Нарушение понимания. Нарушение экспрессивной речи. Нарушение чтения и письма. Динамическая афазия. Нарушение экспрессивной речи. Нарушение понимания речи. Афазия у левшей. Коррекционно-педагогическая работа по преодолению афазии.

^ Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте особенности нарушения понимания устной речи, чтения и письма при акустико-гностической сенсорной афазии.

  1. Раскройте первично нарушенную предпосылку при акустико-мнестической афазии.

  2. В чем специфика семантической афазии?

  3. Сопоставьте афферентную и эфферентную моторную афазию.

  4. Охарактеризуйте динамическую афазию.

  5. Раскройте основные положения коррекционной психолого-педагогической работы при афазии

  6. Раскройте специфику коррекционно-педагогической работы при разных формах афазии.

  7. Подберите речевой и дидактический материал для логопедической работы с больными, страдающими различными формами афазии.


Литература

  1. Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. – М., 1982.

  2. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. – М., 1989.

  3. Бурлакова М.К. (Шохор-Троцкая) говори и пиши правильно. Сборник упражнений для преодоления сложных речевых расстройств. – М., 1997.

  4. Бурлакова М.К. Речь и афазия. – М., 1997.

  5. Лурия А.Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. – М., 1948.

  6. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М., 1969.

  7. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М., 1975.

  8. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга.// Естественнонаучные основы психологии. – М., 1978.

  9. Хрестоматия по логопедии. /Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. – М., 1997. – Ч.II. – с.140-282.

  10. Цветкова, Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.: Просвещение, 1988.

  11. Шорох-Троцкая М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. – М., 1972.


Тема 15. Нарушение письменной речи

Психологическая характеристика чтения и письма в норме. Краткий исторический обзор развития учения о нарушениях письменной речи. Этиология дислексии. Психологический аспект механизмов нарушения чтения. Дислексия и нарушения пространственных представлений. Дислексия и нарушения устной речи. Классификация дислексии. Симптоматика дислексии. Дисграфия. Психофизиологическая структура процесса письма. Операция процесса письма. Классификация дисграфии. Симптоматика дисграфии. Обследование детей с нарушениями чтения и письма. Профилактика нарушений чтения и письма. Методика логопедической работы по устранению нарушений письменной речи. Развитие фонематического восприятия при устранении фонематической дислексии, артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания. Развитие слогового анализа и синтеза, развитие фонематического анализа и синтеза. Устранение аграмматической дислексии и дисграфии. Устранение оптической дислексии и дисграфии.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова психофизиологическая характеристика чтения и письма в норме?

  1. Дайте краткий исторический обзор развития учения о нарушениях письменной речи.

  2. Какие существуют современные точки зрения по вопросам определения, терминологии, симптоматики, механизмов и классификации дислексии?

  3. Дайте определение, опишите симптоматику, механизмы, классификации дисграфии. Покажите различные формы дисграфии на конкретных примерах.

  4. Осветите процесс формирования дифференциации фонемы при устранении дислексии и дисграфии.

  5. Раскройте методику формирования языкового анализа и синтеза при устранении дислексии и дисграфии.

  6. Опишите систему логопедической работы при устранении разных форм дислексии и дисграфии.


Литература

  1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР – 1950.- Вып. 70.

  2. Егоров Т.Р.Психология овладения навыком чтения. – М., 1958.

  3. Левина Р.В. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961.

  4. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М., 1950.

  5. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968.

  6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. М.: Педагогика, 1983.

  7. Соботович Е.Ф., Гроличенко Е.М. Фонематические ошибки в письме умственно отсталых школьников младших классов // Нарушения речи и голоса у детей и взрослых. – М., 1979.

  8. Спирова Л.Ф. Недостатки чтения и пути их преодоления // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. – М., 1965.

  9. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1969.

  10. Хрестоматия по логопедии. /Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. – М., 1997. – Ч.II. – с. 283-511.


Раздел III. Особенности логопедической работы при нарушениях интеллектуальной деятельности, сенсорных и двигательных дефектах


Тема 16. Особенности логопедической работы при нарушениях слуха

Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей. Фонетико-фонематические нарушения у слабослышащих детей.

Нарушения лексического и грамматического строя речи. Основные формы нарушений звукопроизношения у слабослышащих детей. Основные нарушения письменной речи у слабослышащих. Логопедическое обследование детей с нарушениями слуха. Особенности логопедической работы со слабослышащими детьми.

Контрольные вопросы и задания

  1. Каких детей принято считать слабослышащими?

  2. Какие нарушения речи наиболее характерны для слабослышащих детей?

  3. В чем выражаются нарушения фонетико-фонематической системы у слабослышащих?

  4. Какие основные формы нарушений звукопроизношения наблюдаются у слабослышащих?

  5. Чем обусловлены нарушения словарного запаса у слабослышащих и в чем они выражаются?

  6. Чем обусловлены и в чем выражаются нарушения грамматического строя речи у слабослышащих?

  7. Каковы основные нарушения письменной речи у слабослышащих?

  8. В чем заключаются особенности логопедического обследования детей с нарушениями слуха?

  9. В чем заключаются основные особенности логопедической работы со слабослышащими детьми?


Литература

  1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М., 1963.

  2. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – М., 1976.

  3. Коровин К.Г. Усвоение основных грамматических понятий учащимися старших классов школы слабослышащих. – М., 1982.

  4. Нейман Л.В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. – М., 1961.

  5. Парамонова Л.Г. Методические указания по выявлению и коррекции нарушений слуховой дифференциации звуков речи у слабослышащих школьников. – Л., 1981.

  6. Парамонова Л.Г. Методические указания по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма у слабослышащих учащихся I отделения. – Л., 1984.

  7. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973. – С.165-169.

  8. Рау Ф.Ф., Нейман Л.В., Бельтюков В.И. Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся. – М., 1981.

  9. Трауготт Н.Н., Кайданова С.Н. Нарушение слуха при сенсорной алалии и афазии. – Л., 1975.

  10. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959.


Тема 17. Особенности логопедической работы при нарушениях зрения

Речевые нарушения у детей с глубокими дефектами зрения. Четыре уровня сформированности речи у данной категории детей. Методика логопедического обследования детей, имеющих нарушения зрения.

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения.

^ Контрольные вопросы и задания

  1. В чем проявляются особенности формирования речи у детей с глубокими дефектами зрения?

  2. Назовите уровни речевой сформированности у данной группы детей, перечислите факторы, провоцирующие множественные нарушения речи.

  3. Охарактеризуйте особенности методики логопедического обследования слепых и слабовидящих детей, имеющих нарушения речи.

  4. Раскройте содержание и специфику логопедической работы с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения.


Литература

  1. Волкова Л.С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи слепых и слабовидящих детей // Дефектология. – 1982. - № 5 – С.64-68.

  2. Волкова Л.С. Результаты экспериментального изучения нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения // Дефектология. 1982. № 3 – С.14-18.

  3. Волкова, Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. – Л., 1991.

  4. Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей // Дефектология. – 1975. - № 2. – С.12-15.

  5. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М., 1980.


Тема 18. Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми

Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью в степени дебильности. Нарушения речи у умственно отсталых детей. Общая характеристика нарушений речи. Нарушения фонетической стороны речи у умственно отсталых школьников и логопедическая работа по их преодолению. Нарушения лексики у умственно отсталых школьников. Нарушения связной речи у умственно отсталых школьников. Особенности логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя и формированию связной речи. Особенности нарушений письменной речи и их коррекция у умственно отсталых школьников.

Нарушения чтения у умственно отсталых школьников. Особенности логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи во вспомогательной школе.

^ Контрольные вопросы и задания

  1. Раскройте патогенетические факторы, обусловливающие особенности нарушений устной и письменной речи умственно отсталых детей.

  2. Какова распространенность нарушений речи у умственно отсталых школьников?

  3. Раскройте особенности нарушений фонетической стороны речи и их коррекции у умственно отсталых детей?

  4. Каковы особенности нарушений лексико-грамматического строя речи и их коррекции у умственно отсталых школьников?

  5. Охарактеризуйте особенности нарушений письменной речи и их коррекции у обучающихся вспомогательной школы.


Литература

  1. Каше Г.А. Логопедическая работа в 1 классе вспомогательной школы. – М., 1957.

  2. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М., 1983.

  3. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. – М., 1965.

  4. Парамонова Л.Г. Нарушения речи у учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции // Обучение во вспомогательной школе. – М., 1973.

  5. Петрова В.Г. Развитие речи у учащихся вспомогательной школы. – М., 1997.

  6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталых школьников. – М.,1979.


Тема 19. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе

Особенности двигательных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом. Характеристика фонетико-фонематических нарушений при детском церебральном параличе. Основные формы дизартрии при детском церебральном параличе. Специфика логопедической работы при дизартрии у детей с церебральным параличом.

Особенности лексико-грамматических нарушений и связной речи при детском церебральном параличе.

^ Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику фонетико-фонематических нарушений при детском церебральном параличе.

  1. Назовите основные формы дизартрии у детей с церебральным параличом.

  2. В чем проявляется общность двигательных и речевых расстройств при детском церебральном параличе?

  3. Покажите специфику логопедической работы при дизартрии у детей с церебральным параличом?

  4. Раскройте особенности лексико-грамматических нарушений при детском церебральном параличе?

  5. Дайте характеристику связной речи и понимания речевого высказывания у детей с церебральным параличом.


Литература

  1. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М., 1975.

  2. Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. – Л., 1980.

  3. Малафеев Н.Н. Характеристика лексического запаса у учащихся церебральным параличом //Дефектология. – 1985. – № 1. – стр.29-33.

  4. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1985.

  5. Мастюкова Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обоснование логопедических мероприятий // Дефектология. – 1979. - № 3.

  6. Халилова Л.Б. Состояние первоначальных морфологических обобщений у младших школьников, страдающих церебральными параличами // Дефектология. – 1977. - № 3.

  7. Халилова Л.Б. Основные направления лексической работы для детей с церебральным параличом // Дефектология. – 1986. – № 5. – стр.46.

  8. Халилова Л.Б. Некоторые аспекты развития мышления детей с церебральным параличом. – Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991. С. 88-103.


Тема 20. Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития

Структура речевого дефекта у детей с ЗПР. Дифференциальная диагностика детей с ЗПР и детей с нарушениями анализаторов. Причины, вызывающие задержку психического развития ребенка. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Логопедическое обследование детей с ЗПР. Особенности логопедической работы с детьми с задержкой развития.

^ Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте отличие нарушений психического развития при ЗПР и дефектах зрения, слуха и речи.

  1. Проанализируйте основные особенности нарушений речи у детей с ЗПР.

  2. Какие причины вызывают задержку психического развития ребенка?

  3. Какие выделяются виды (варианты) задержки психического развития детей?

  4. Какие трудности обучения отмечаются у детей с ЗПР и с чем они связаны?



Литература

  1. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С. – М., 1971.

  2. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной П.А. – М., 1984.

  3. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. – СПб., 1992.

  4. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990.

  5. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. – М., 1990.



Раздел IV. Организация логопедической помощи


Тема 21. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи

Характеристика основных типов специальных учреждений детей с нарушениями речи в системе образования и здравоохранения. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи. Детские дошкольные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Детские дошкольные учреждения для умственно отсталых детей. Дошкольные учреждения (группы) для детей с нарушениями зрения. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вида). Логопедическая работа во вспомогательной школе.

Логопедические пункты при средних общеобразовательных школах. Логопедическая помощь в системе здравоохранения. Логопедический кабинет детской поликлиники. Специализированные ясли для детей с нарушениями речи. Специализированный дом ребенка. Детский психоневрологический санаторий – лечебно-оздоровительное учреждение санаторного типа. Логопедическая помощь взрослому населению. Общие требования к оформлению логопедического кабинета.

^ Контрольные вопросы и задания

  1. Охарактеризуйте основные типы специальных учреждений для детей с нарушениями речи (в системе образования и здравоохранения).

  2. Раскройте основные направления в работе логопеда с родителями.

  3. Выделите задачи коррекционного обучения в школах для детей с тяжелыми нарушениями.

  4. Расскажите об оказании логопедической помощи взрослому населению.

  5. Раскройте требования к оформлению логопедического кабинета.

  6. Перечислите документацию логопеда в разных типах учреждений.

  7. При посещении специального учреждения выясните конкретные организационные условия работы.

  8. Познакомьтесь подробнее с оснащенностью логопедического кабинета и документацией логопеда (в школе, детском саду, логопункте и т.д.).


Литература

  1. Волкова, Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. – Л., 1991.

  2. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. – М., 1983.

  3. Справочник по дошкольному воспитанию. – М., 1980.

  4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, З.И. Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984.

  5. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательных учреждениях. – М., 1996.



Тема 22. Отбор в специальные учреждения для детей с нарушениями речи

Отбор в детские сады (группы) для детей с нарушениями речи. Рекомендации к зачислению дошкольников в специальные группы для детей с нарушениями речи. Противопоказания к зачислению. Отбор детей на логопедические пункты при общеобразовательных школах. Рекомендации к комплектованию логопедических пунктов.

Комплектование специальных школ для детей с нарушениями речи. Рекомендации к обследованию детей.

Контрольные вопросы и задания

  1. Охарактеризуйте основные задачи ПМПК по отбору детей в специальные дошкольные и школьные учреждения.

  2. Определите состав ПМПК и организацию ее работы.

  3. Каковы основные положения анализа результатов обследования детей на ПМПК?

  4. Перечислите противопоказания (показания) к зачислению детей в специальные (дошкольные, школьные) учреждения, логопедические пункты.

  5. Назовите необходимую документацию, предъявляемую на ПМПК.


Литература

  1. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – М., 1994. Ч.I.

  2. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. – М., 1996.

  3. В помощь директору специальной школы. – М., 1982.

  4. Отбор детей во вспомогательную школу. – М., 1983.

  5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.

Тема 23. Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Задачи коррекционного обучения дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием в условиях специального детского сада. Влияние фонетико-фонематического недоразвития на усвоение письма и чтения. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста.

^ Контрольные вопросы и задания

1. Выделите задачи коррекционного обучения дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием в условиях специального детского сада.

  1. В чем состоит принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием? Раскройте влияние фонетико-фонематического недоразвития на усвоение письма и чтения

  2. Охарактеризуйте основные направления коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста.

  3. Подготовьте речевой и дидактический материал для развития фонематического восприятия.


Литература

  1. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1969.

  2. Каше Г.Д. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

  3. Каше Г.Д., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.

  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). – М., 1993.

  5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993.


Тема 24. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи

Характеристика детей с ОНР. Основные задачи и направления коррекционного обучения дошкольников с I уровнем речевого развития. Поэтапность логопедической работы с детьми дошкольного возраста II и III уровня речевого развития. Организационно-методические требования к построению обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте определение ОНР.

  2. Опишите особенности детей I уровня речевого развития, приведите примеры.

  3. Сравните характеристику II и III уровня речевого развития, приведите примеры.

  4. Выделите основные задачи и направления коррекционного обучения дошкольников с I уровнем речевого развития.

  5. Раскройте поэтапность логопедической работы с детьми дошкольного возраста II и III уровней речевого развития.

  6. Какие положения являются исходными при обучении детей школьного возраста с ОНР?

  7. Раскройте организационно-методические требования к построению обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.


Литература

  1. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1992.

  2. Ефименкова Д.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 1973.

  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1993.

  5. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей . – М., 1994.

  6. Жукова Н.С. Формирование устной речи. – М., 1994.

  7. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1982.

  8. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – Х., 1968.

  9. Спирова Л.Ф. особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1980.

  10. Серия статей в журнале «Дефектология» за 1985-1986гг. Т.Б. Филичевой и Г.В.Чиркиной.

  11. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи. – М., 1994.

  12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1994.

  13. Филичева Т.Б., Соболева А.В. развитие речи дошкольника. – Екатеринбург, 1996.

  14. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1984.

  15. В помощь директору специальной школы. – М., 1982.

  16. Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1987.


Тема 25. Предупреждение речевых нарушений

Система профилактики нервно-психических нарушений у детей. Формы профилактической логопедической работы. Пропаганда педагогических и логопедических знаний.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте систему профилактики нервно-психических нарушений у детей как основу предупреждения развития речевой патологии.

  1. Дайте характеристику форм профилактической логопедической работы.

  2. Раскройте направления, форму и содержание пропаганды педагогических и логопедических знаний.

  3. Составьте тематический план лекций и докладов для родителей и логопедов по профилактике речевых нарушений.